ГЛАВА IV 

ГИПОТЕЗА ДУХОВ

    А. Анимизм — внетелесное действие живого человека как переходная ступень к спиритизму.
    Предшествующая глава дала нам право - и, сколько мне кажется, достаточно мотивированное - заключить, что для объяснения некоторых медиумических явлений нельзя не допустить существования внемедиумического фактора. Из трех мыслимых гипотез, представляющихся нам для ближайшего определения этого фактора, мы оставим в стороне третью, которая упомянута мною только с точки зрения логической возможности, но нисколько не входит в рамку этого ответа; нам предстоит поэтому заняться специальным рассмотрением первой и второй.
    Остановимся теперь на первой - будем игнорировать факты, которые для своего объяснения указывали бы на вторую гипотезу, попробуем обойтись без нее и посмотрим, к каким заключениям мы должны неизбежно прийти на основании всех предшествующих фактов, придерживаясь, разумеется, указанных г. Гартманом методологических правил (т.е. оставаясь на так называемых им «естественных основах»). Мы не будем представлять здесь никакого определения сущности явления - никакого определения, имеющего притязание на теорию, учение или объяснение; мы ограничимся заключениями в общих выражениях, которые были бы логически бесспорны для всякого исследователя, готового рассуждать на данных основаниях.
    Первая глава, трактующая о материализациях, дала нам достаточно материала, чтобы заключить, что явления этого рода не галлюцинации, но явления реальные, объективные. Следовательно, мы должны признать, что человеческий организм имеет способность при некоторых условиях производить из себя бессознательно пластические образы, более или менее походящие на его собственное тело или вообще на человеческое тело, и с различными атрибутами телесности (г. Гартман также согласен допустить это, как только факт материализации будет неоспоримо доказал, с. 131).
    Вторая глава, трактующая о физических явлениях, заставляет нас допустить также вместе с г. Гартманом, что человеческий организм имеет способность при некоторых условиях производить действия физические (в особенности движения неодушевленных предметов) вне пределов своего тела (т.е. без обычного употребления своих членов), - действия, не повинующиеся его сознательной воле и мысли, но повинующиеся некоторой воле и некоторому разуму, коих он не сознает. Г. Гартман приписывает эту способность силе физической, нервной, но мы этого не утверждаем.
    Третья глава, трактующая о явлениях умственных, заставляет нас признать вместе с г. Гартманом, что человеческий организм обладает внутренним сознанием, которому принадлежат своя воля и свой разум, действующие бессознательным образом для сознания внешнего, нам известного; что это внутреннее сознание не ограничено пределами нашего тела, но одарено способностью умственного общения с человеческими существами - пассивного и активного, т.е. что это внутреннее сознание одарено способностью не только воспринимать впечатления умственного содержания постороннего сознания (внутреннего или внешнего), но также и передавать ему свои собственные, без обычного посредства внешних чувств (мысленное внушение); и более того, что это внутреннее сознание обладает способностью познавания настоящего и прошедшего как в мире физическом, так и в мире умственном, - познавания, не ограничиваемого ни временем, ни пространством, не зависящего от обычных путей познавания (ясновидение). Эти самые заключения были высказаны мною в моей критике сочинения Дассье, напечатанной в «Ребусе» 1884 года, т.е. еще до появления сочинения Гартмана о спиритизме.
    Итак, выражаясь короче, изучение медиумических явлений, если мы даже оставим в стороне всякую спиритическую гипотезу, заставляет нас признать следующие два факта:
    1. Существование в человеке внутреннего сознания, по-видимому, независимого от сознания внешнего, одаренного своею волею и своим разумом и необыкновенною способностью познавания; это внутреннее сознание неведомо внешнему сознанию, не управляется им и не есть только особый вид проявления этого внешнего сознания, ибо оба эти сознания не всегда действуют попеременно, но очень часто и одновременно (по мнению г. Гартмана, это - способность, принадлежащая средним частям мозга, по мнению других, - это особая личность, индивидуальность, трансцендентальное существо. Я не вхожу в эти определения. Для нас достаточно признать, что психическая деятельность человека двойственна - сознательная и бессознательная - внешняя и внутренняя - и что способности этой последней во многом превосходят способности первой).
    2. Возможность действия человеческого организма на расстоянии, действия внетелесного, не только умственного и физического, но и пластического, принадлежащего, по-видимому, специальной функции внутреннего сознания. Эта внетелесная деятельность также, по-видимому, независима от внешнего сознания, ибо это последнее не ведает и не направляет ее.
    Что касается до возможности внетелесного разумного действия сознания внешнего, она также вытекает, но не исключительно, из медиумических явлений, ибо она уже давно была доказана, помимо спиритизма, посредством опытов над сомнамбулическими субъектами и в последнее время опытами телепатическими.
    Вот уже громадное приобретение, вытекающее из спиритизма! Г. Гартман находит возможным и необходимым признать эти два факта, оставаясь в то же время, как он полагает, на почве научной и верным методологическим правилам, им установленным. И наука, следуя этим правилам, должна будет также признать когда-нибудь и провозгласить эти высокие истины! Она уже на пути, ибо и в наши дни она начинает признавать большую часть фактов, заявленных магнетизерами сто лет тому назад: она занимается, наконец, сомнамбулизмом, двойственным сознанием, сверхчувственной передачей мысли и т.д. Все это несколько лет тому назад в глазах науки было постыдной ересью. Ближайшая очередь за ясновидением, и оно уже стучится в двери святилища...
    Для точного разграничения я предлагаю обозначать вообще словом анимизм (от слова anima — душа) все умственные и физические явления, заставляющие признать в человеческом организме способность производить какие-либо действия на расстоянии, без обычного посредства внешних органов, и в особенности все медиумические явления, которые могут объясняться действием живого человека за пределами его тела1.
    Слово же спиритизм будет обозначать только те явления, которые, не объясняясь всецело ни одной из всех предшествующих гипотез, представят достаточно данных для обращения к гипотезе взаимообщения с отшедшими. Если притязания этой последней гипотезы оправдаются, то слово анимизм будет прилагаться к специальному виду явлений, производимых началом анимическим (душевным - как самостоятельно мыслящим и организующим), поколе оно связано с телом; а под словом спиритизм будут разуметься явления, приписываемые действию того же самого начала, отрешенного от тела. Слово же медиумизм будет обнимать все явления, анимические и спиритические, без специализации гипотез.
    Итак, наш тезис ставится следующим образом: действительно ли представляется надобность прибегать к спиритической гипотезе для объяснения медиумических явлений? Не найдется ли все требуемое для этого объяснения в бессознательной деятельности живого человека внутри и за пределами его тела? Чтоб ответить на этот вопрос, мы должны прежде остановиться с особенным вниманием на внетелесных проявлениях живого человека, - что имеет существенное значение для разрешения занимающего нас вопроса. Предмет этот настолько нов для людей, чуждых спиритизму, и так мало исследован даже самими спиритами, что я нахожу необходимым изложить его хотя в кратком очерке, сгруппировав относящиеся до него явления в несколько отделов, заимствуя факты как в самом спиритизме, так и вне его. Нам необходимо хорошенько опознаться в этой области, чтобы вполне понять, о чем тут идет речь, и иметь возможность вывести надлежащее заключение с точки зрения поставленного нами вопроса.
    Для намеченной мною цели мне представляется достаточным сгруппировать явления анимизма под следующие четыре рубрики:
    I. Внетелесное действие живого человека, выражающееся в явлениях психических (факты телепатические -восприятие впечатлений на расстоянии).
    П. Внетелесное действие живого человека, выражающееся в явлениях физических (факты телекинетические2 - движения предметов на расстоянии).
    III. Внетелесное действие живого человека, выражающееся в появлении его образа (факты телефанические3 -явления двойников).
    IV. Внетелесное действие живого человека, выражающееся в появлении его образа с некоторыми атрибутами телесности (факты телепластические - явления телесности на расстоянии).
    Так как область эта громадна, я ограничусь приведением для каждой рубрики лишь нескольких примеров и ссылками на источники, не входя в подробности, ибо иначе мой ответ затянулся бы еще долее, а очень уж пора его заканчивать.


1 Слово анимизм было впервые, если не ошибаюсь, пущено в ход Шталем; в построенной им медицинской системе душа (anima) принимается за жизненное начало; тело не только создается душою, но и все жизненные отправления совершаются ею. В наше время это слово употреблено Тейлором в его сочинении «Первобытная культура» (Taylor, «Primitive Culture». Русское издание в переводе Коробчевского. СПб., 1872), для обозначения очень широкого понятия, обнимающего не только учение о душе (как самостоятельной сущности) и разных видах ее прижизненного и посмертного проявления, но также учение и о всякого рода других духовных существах, или духах. Мною же, как видно, это слово принято в более тесном, совершенно определенном смысле. Слово психизм могло бы обозначать то же самое, что анимизм; но ввиду спиритизма лучше уже придержаться латинской этимологии для обоих слов, и этим ясно обозначить две отдельные рубрики для сходственных по форме, но совершенно различных по источнику явлений. К тому же прилагательное психический имеет теперь различные, не установившиеся значения.
2 От греч. слов: теле - далеко и кинео двигаю.
3 От греч. слов: теле и файпо - являюсь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz