П. Явления,
противные убеждениям медиума.
Случаи
этого рода многочисленны в летописях
спиритизма. Все спиритическое учение
сложилось из сообщений, противных
общепринятым убеждениям толпы и самих
медиумов; тут есть материал для целого
специального трактата. Вот, напр., что д-р
Декстер, который, как мы видели, сделался
медиумом поневоле, говорит в своем
предисловии: «Я никоим образом не мог
поверить, чтобы духи могли иметь какое-нибудь
участие в этих явлениях... мысль,
чтобы души наших отшедших друзей могли
сообщаться с нами на земле, не
согласовалась с убеждениями, привитыми мне
воспитанием, была противна всем моим
прежним понятиям... Должен заметить, что
получающиеся через меня сообщения писанием
или физическим проявлением, когда я один
или когда я в кружке, совершенно свободны от
моего личного участия... я повторяю это
утверждение, дабы ясно было, что полученные
через посредство моей руки и напечатанные в
этой книге учения, мысли, чувства и
убеждения были совершенно противоположны
моим воззрениям того времени» (с. 85 и 95).
Один из
самых замечательных случаев проявлений
этого рода представляют нам сообщения,
полученные г. М.А. (Оксон.)1, личностью хорошо
известною в спиритической литературе; они
сперва помещались отрывками в «Спиритуалисте»
1874 и следующих годов, а позднее, в 1883 году,
были собраны и напечатаны в одном томе под
заглавием «Spirit Teachings» («Спиритические
поучения»). Главный интерес этой книги
состоит в том, что она знакомит нас с ходом и
подробностями умственной борьбы между
заветными убеждениями медиума и
сообщениями, им получаемыми посредством
своей собственной руки, так как в книге
содержатся вопросы и возражения,
возникавшие после каждого сообщения в уме
того, кто сам писал их. Медиум, человек
высокого умственного образования, имел уже
твердо установленные религиозные
убеждения, когда обнаружились его
медиумические способности для явлений
физических и умственных и в особенности для
автоматического письма. Когда дело
коснулось до верований, велико было его
удивление и смущение при получении
посредством его собственной руки сообщений,
диаметрально противоположных его самым
заветным убеждениям. Интересующегося
подробностями этого случая я должен
отослать, если не к подлиннику, то к цитатам
из него, приведенным в немецком издании
моего ответа Гартману (с. 375-377).
Случается также, что опыты, предпринятые с
полным убеждением, что спиритические
явления суть не что иное, как явления
физического разряда, дают результаты,
совершенно противоположные этому
убеждению. Таков именно факт, описанный
профессором Вагнером в «Ps. Studien» 1879 года и
относящийся до г. Д., химика и горного
инженера, находящегося здесь, в Петербурге,
на государственной службе по части
технической химии. Я имею из его уст
подтверждение того факта, что ни он, ни
члены его семейства никогда не занимались
спиритизмом, что их убеждения были
совершенно противоположны его учениям и
что опыты этого рода были предприняты им с
целью доказать, что в его явлениях, если
только таковые существуют, нет ничего
мистического. Статья эта была переведена по-русски
и помещена в мартовской книжке «Литературного
журнала» за 1881 год, издававшегося в
Петербурге; заимствуем из нее следующие
строки, указывающие на неожиданный
результат первого сеанса:
«Этот
небольшой кружок приступил к спиритическим
сеансам в полной уверенности, что ему
удастся подвести медиумические явления под
разряд явлений физических, в общепринятом
ныне смысле этого слова. В этих видах стол,
за которым происходили сеансы, был
установлен на стеклянные подставки, и ножки
его были обмотаны проволокой, проведенной к
гальванометру. Но никаких физических
явлений еще не произошло, как стол с первого
же сеанса настоятельно потребовал азбуку. С
помощью стуков составились фразы, и вот
какой возник разговор:
- Я страдаю, потому
что ты не веруешь.
- К
кому относятся эти слова? - спросили
присутствовавшие на сеансе.
- К
Катерине Л.
- Кто
же ты такой? - спросила К. Л.
- Я
твоя подруга, Ольга Н.
Катерина
Л. была глубоко поражена и взволнована этим
сообщением, так как Ольга Н., одна из «самых
дорогих
и любимых ее подруг, такая же атеистка, как и
она сама, скончалась за год перед тем» (с. 394).
Наглядный
пример того, что сообщение может быть
противно воле и убеждениям медиума, мы
находим в следующем факте, сообщаемом
профессором Гером:
«Однажды
я достал из кармана книжку, которую медиум
никогда не видал, открыл ее на странице с
заголовком «Издатель читателю» и поднес
слова эти к азбучному кругу, обратив
корешок книги к медиуму. Стрелка сложила изда
- и остановилась, будто не в силах была
продолжать; в это время медиум отвлекся на
минуту, чтобы успокоить своего ребенка, а
стрелка тотчас дополнила недостававшие
буквы тель, чтобы сложить полное слово издатель.
Медиум объяснил мне при этом, что по его
соображению непременно должно было выйти
слово издание и, чтобы помочь, она
усиливалась сложить требуемые для этого
буквы, но как только отвлечена была
ребенком, сообщавшийся тотчас овладел ею и
докончил заданное слово. (См. «Опытное
исследование спиритических явлений
Роберта Гера», с. 37.)
1 Т.е.
Magister Artium Oxoniensis (магистр философии
Оксфордского университета).