ВСТУПЛЕНИЕ
Появление
сочинения Э. ф. Гартмана о спиритизме было
приветствовано мною с искренним
удовольствием. Моим давнишним желанием
было, чтобы кто-нибудь из передовых
мыслителей, не из спиритического лагеря,
занялся этим вопросом основательно, с
глубоким знанием всех относящихся до него
фактов, и подверг его строгому обсуждению,
не с точки зрения современной культуры или
какого религиозного учения, но единственно
с точки зрения логической, философской, и,
если б спиритическая гипотеза оказалась не
выдерживающей критики, то чтоб указал, на
достаточных основаниях, почему именно, а
взамен ее предложил бы другую гипотезу
более логическую, более соответствующую
требованиям современной науки. Сочинение
Гартмана представляет в этом отношении
мастерское произведение, имеющее для
спиритизма существенное значение; я
приветствовал появление его как «событие в
спиритическом мире», и назвал это сочинение
«школой для спиритизма», в которой
приверженцы его легко увидят, как и чему
надо учиться в этой области - с какой
тщательностью должны быть произведены их
наблюдения и с какой осторожностью должны
быть сделаны их выводы, чтобы они могли
устоять под напором современной научной
критики («Ребус», 1885, с. 375-376). Я тотчас же
предложил редакции «Ребуса» поместить у
себя перевод этого сочинения, подобно тому
как сделала это редакция английского
журнала «Light», и осуществлению этого
предложения было немедленно приступлено с
помощью профессора Бутлерова, который даже
взял на себя труд диктовать перевод
стенографу1.
Мы
можем теперь надеяться, что с помощью
такого мыслителя, как Э. ф. Гартман, - и мы
имеем право предполагать, что он нам в ней
не откажет, - этот темный вопрос, высокое
значение которого для науки о человеке уже
достаточно проглядывает, получит наконец
ту оценку и то освещение, которых ему
недоставало, и, подобно ныне вопросу о
гипнотизме, будет поставлен на очередь.
Цель
всей моей деятельности в Германии, которую
мы привыкли считать передовою в вопросах
философских, состояла именно в том, чтобы
обратить на этот вопрос беспристрастное
внимание ее мыслителей; имелась надежда
получить с их стороны поддержку и
необходимые указания для рациональной
разработки предмета. Германия представляла
для меня ту свободную почву для обсуждения
подобного умственного новшества, которой я
не находил у себя дома, особенно двадцать
лет тому назад. Способ моих действий
состоял в том, что я печатал в немецком
переводе лучшие материалы, которые я
находил по этому вопросу в английской
литературе, а с 1874 года стал издавать в
Лейпциге ежемесячный журнал («Psychische Studien»)
для сообщения и обсуждения текущих
новостей. Усилия мои были встречены
жестокой оппозицией - Германия ничего и
слышать не хотела о таком непотребном
вопросе, несмотря на то что некоторые
известные немецкие писатели (Emmanuel Fichte, Franz
Hoffman, Maximilian Perty и др.) отнеслись к моей
деятельности весьма сочувственно и оказали
мне возможное с их стороны содействие и
словом, и делом - статьями в моем журнале.
Только с появлением Цольнера на этом же
поприще дело приняло иной оборот. Материал
живого, наглядного факта, который я готовил
для нашей научной комиссии, в лице Слэда и
который остался без пользы для нее, ибо она
сама прекратила свое существование, принес
эту пользу для Германии. Когда Цольнер,
после успеха своих первых опытов со Слэдом,
пожелал ближе познакомиться с предметом, он
нашел в моих изданиях весь необходимый
материал, и он не раз выражал мне по этому
поводу свою благодарность. Признание
Цольнером реальности медиумических
явлений произвело в Германии огромную
сенсацию. Вскоре затем появились сочинения
Гелленбаха2, в лице которого мы видим в
Германии первого самостоятельного философа-исследователя
этих явлений К нему присоединился недавно и
другой видный мыслитель - Карл Дюпрель,
которого философия астрономии привела к
философии мистики. Вообще, со времени
Цольнера, спиритический вопрос в Германии
породил целую литературу.
Между
тем публичные опыты Ганзена совершили
переворот в области животного магнетизма;
после столетнего игнорирования и осмеяния
явления, принадлежащие к этой области,
сделались достоянием науки; признанные
ныне, во всей их реальности чудеса
гипнотизма прокладывают путь к признанию
чудес медиумизма, и, быть может, совпадению
этих обстоятельств мы и обязаны появлением
книги Гартмана, который на фактах
умственного внушения вообще и внушения
галлюцинаций в особенности и основал
главным образом всю систему своих
толкований.
Моя
подготовительная работа пригодилась и тут,
ибо только в моих немецких изданиях Гартман
и почерпнул те факты, которые послужили ему
для формулирования своего суждения о
спиритизме, и он даже делает мне честь
рекомендовать мой журнал для
обстоятельного знакомства с предметом. И
когда Гартман начинает свое сочинение с
того, что заявляет о необходимости научного
исследования медиумических явлений и прямо
требует от правительства, чтобы оно
назначило для сей цели научную комиссию, - я
могу считать цель моей деятельности в
Германии достаточно достигнутою, ибо имею
основание надеяться, что после слова,
сказанного столь веским голосом в пользу
признания необходимости подобного
исследования,
медиумический вопрос в Германии пойдет
своим путем безостановочно; мне же пора
отойти в сторону - продолжать
свою посильную работу в отечестве.
Но,
прежде чем мне удалиться, я полагаю, будет
не лишним представить те данные и те
соображения, которые не позволяют мне
всецело согласиться с толкованиями и
заключениями г. Гартмана, которые не только
для Германии, но и для всех интересующихся
философскими вопросами должны иметь
особенное значение. И к этому меня
побуждает совсем не то обстоятельство, что
Гартман высказался совершенно против спиритической
гипотезы, так как я в настоящее время,
считаю вопрос о теории, о толковании, второстепенным
и с точки зрения строго научной преждевременным.
Сам Гартман признает это, говоря: «Имеющийся
налицо материал для сих пор решительно
недостаточен, чтобы считать вопрос
созревшим для обсуждения» («Спиритизм», рус.
пер., с. 18). Моей постоянной программой были факты
прежде всего - их признание, развитие и
изучение как таковых в их бесконечном
разнообразии. Им суждено будет пережить, я
полагаю, еще много гипотез, прежде чем какая-нибудь
из них перейдет в общепризнанную
положительную истину, но факты, твердо
установленные, останутся навсегда. Уже
двадцать три года тому назад в первом моем
спиритическом издании я говорил: «Теория и
факты - две разные вещи, и недостатки первой
никогда не уничтожат силы и достоинства
последних». То же самое я высказал в
предисловии к моему русскому изданию
опытов Крукса: «Спиритические факты не надо
смешивать со спиритическими теориями или
учениями. Первые устоят, вторые могут
исчезнуть, измениться» (с. 4). А в предисловии
моем к немецкому изданию Крукса я прибавляю:
«Изучение этого вопроса, когда оно поступит
наконец в руки науки, будет иметь, смотря по
добытым результатам, несколько актов.
Акт
первый - признание реальности
медиумических явлений.
Акт
второй - признание проявления в них
неизвестной силы.
Акт
третий - признание проявления в них
неизвестной разумной силы.
Акт четвертый -
расследование источника этой силы; находится
ли она внутри или вне человека - субъективна
а или объективна? Этот акт будет experimentum
crucis роса, - науке придется произвести один
из торжественнейших вердиктов, который когда-либо
выпадал на полю. Если он будет
утвердительным в последнем смысле, тогда
наступит
пятый
акт - огромный переворот в области науки о
человеке.
Где мы
находимся? Можем ли мы сказать, что мы уже
при четвертом действии? Я думаю, что нет, что
мы все еще присутствуем при прологе первого
акта, ибо даже вопрос о признании фактов не
находится в руках науки; она еще не хочет
знать их, как не хотела знать и фактов
животного магнетизма. Поэтому мы еще далеки
от истинной теории, а Германия в
особенности, так как развитие фактической
стороны вопроса так слабо в ней, что ей
вовсе недостает поприща для
экспериментального исследования. Все факты
выдающегося порядка, на которых Гартман
строит свою аргументацию, добыты вне
Германии; сам Гартман не имел случая
наблюдать их, и хотя он считал для себя
достаточным опираться на свидетельства
других, но никто не будет отрицать, что
личный опыт в этом предмете имеет
существенное значение.
Вся его
критика основана на условном допущении
реальности принимаемых в спиритизме фактов,
за исключением материализации; хотя уже и
это произвольное исключение, которое не
может оставаться без возражения, но и кроме
материализации есть множество фактов,
которые или остались Гартману неизвестными,
или пройдены им молчанием, или частности
которых были им недостаточно оценены. Эти
упущения имели существенное влияние на
правильность тех заключений, к которым он
пришел. Считаю своим долгом на все это
указать. Вместе с этим я воспользуюсь
случаем, чтобы изложить и мои собственные
взгляды на этот предмет, сложившиеся после
долголетнего его изучения и до сего времени
нигде мною в печати не высказанные.
1 Перевод
этот вышел потом отдельной книжкой под
заглавием: "Спиритизм Э. ф. Гартмана".
2 Из них
изданы мною на русском: «Индивидуализм в
свете биологии и современной философии» и «Человек,
его сущность и значение
с точки зрения индивидуализма».