IX. Заключение
Я доказал, не рассуждениями, часто
сомнительными, но методически
произведенными опытами, что человеческое
тело раздвояется на две отдельные части:
тело видимое и тело невидимое, и что их
можно изучать отдельно друг от друга.
Что всего более поразительно, ново и
конечно неожиданно, так это конечно то, что
невидимое тело уносит с собою самое начало
жизни, как волю, разум, память, сознание,
физические чувства, между тем как тело
физическое не обладает более никакой
способностью.
Я представил затем серьезные аргументы,
но недостаточные, чтобы доказать, что
невидимое тело или призрак раздвояется в
свою очередь, и что он состоит из трех тел,
трех орудий души, неодинаковой тонкости,
которые действуют в своих планах
независимо друг от друга.
Мне кажется достоверным, что начало,
оживляющее физическое тело в его
нормальном состоянии, затем в призраке,
переживает смерть, как это думают
спиритуалисты всех школ. Я прибавлю даже,
что во мне есть уверенность, что это
созидательное начало нашей
индивидуальности бессмертно, а
следовательно, неразрушимо, и что оно
является, согласно утверждению спиритов,
оккультистов и теософов, оживлять при
рождении нашу временную личность. Но так
как это бессмертие недостаточно доказано
для меня, то я вынужден заключить эту книгу:
1) формальным утверждением, которое считаю
неоспоримым, и 2) гипотетическим
утверждением, которое рано или поздно тоже
сделается неоспоримым, — что:
1) Раздвоение человеческого тела есть
достоверный факт, непосредственно
доказываемый опытами. Эта двойственность
показывает, что сила независима от материи
и что наша индивидуальность состоит из
материального тела и духовной души.
2) Так как призрак свободно действует вне
тела, то управляющая им душа может и должна
пережить смерть. Если это верно, то
бессмертие есть факт, который может быть
доказан научным образом.