Глава Восемнадцатая

МНОГО ЗВАННЫХ, А МАЛО ИЗБРАННЫХ

Притча о брачном пире - Тесные вратаГоворящие: Господи, Господи! не войдут все в Царство Небесное - От получившего много, много спросится - Дано будет тому, кто имеет - Христианин узнаётся по его делам

Притча о брачном пире

       §262. Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: "Царство Небесное подобно человеку-царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сём, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных." ("Еванг. от Матф.", гл. XXII, ст. 1-14.)
       §263. Неверующий смеётся над этой притчей, кажущейся ему ребячески наивной, так как он не понимает возможности создания стольких затруднений для того, чтобы не присутствовать на пире, а тем более не может понять, зачем приглашённые доводили сопротивление до убийства посланных хозяином. "Притчи, - говорят они, - представляют, конечно, аллегорию, но всё же нужно, чтобы оне не выходили из границ возможного."
       То же самое можно сказать о всякой аллегории и о самых гениальных баснях; если не отбросить внешней стороны, то нельзя отыскать внутреннего смысла. Иисус брал примеры из самых обыденных случаев жизни и применял их к нравам и характеру народа, с которым говорил. Большинство притч имело целью заставить проникнуть в массы идею духовной жизни; смысл притч часто кажется непонятным потому, что на них смотрят не с такой точки зрения.
       В этой притче Иисус сравнивает Царство Небесное, где всё составляет радость и счастье, с пиром. Говоря о первых приглашённых, Он намекает на иудеев, которых Бог призвал первыми к познанию Своего закона. Посланные хозяином - это пророки, приходившие убеждать народ следовать по пути истинного счастья, но их мало слушали, предостережения их презирались, некоторые были даже убиты, подобно посланным в притче. Приглашённые, отказавшиеся под предлогом занятий в поле и по торговле, изображают людей света, поглощённых земными делами и остающихся равнодушными к вопросам небесным.
       Евреи верили, что их нация должна возвыситься над всеми другими. Действительно, разве Бог не обещал через Авраама, что их потомство покроет всю землю? Но, как всегда, принимая форму за сущность, они верили в своё действительное и матерьяльное господство.
       Перед пришествием Христа все народы, за исключением иудеев, были идолопоклонниками и многобожниками. Некоторые личности, превышавшие толпу, понимали идею единого Божества, но эта идея оставалась личной и нигде не принималась как основная истина; были только некоторые посвящённые, сохранявшие свои знания под покровом тайны, непроницаемым для масс. Иудеи были первыми, публично признавшими единобожие; им Бог передал Свой закон сначала через Моисея, затем через Иисуса; из этого малого очага произошёл свет, долженствовавший распространиться по всему миру, восторжествовать над язычеством и дать Аврааму духовное потомство, "столь же многочисленное, как звёзды на небосводе". Но иудеи, не признавая идолопоклонства, всё же пренебрегли нравственным законом, а привязались к соблюдению внешних форм. Зло было в полном разгаре; порабощённая нация была раздираема партиями, разделяема сектами; неверие проникло в само святилище. Тогда-то появился Христос, посланный, чтобы напомнить об исполнении закона и открыть новые горизонты будущей жизни. Приглашённые первыми на великий пир всеобщей веры, евреи отвергли предложение Небесного Мессии и погубили Его. Так они лишились плода, которым могли бы воспользоваться.
       Было бы всё-таки несправедливо обвинять весь народ за такое положение вещей; ответственность падает, главным образом, на фарисеев и саддукеев, погубивших нацию гордостью и неверием. Их именно подразумевает Иисус под приглашёнными, отказавшимися притти на брачный пир. Затем он прибавляет: "пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир". Под этим он подразумевает, что слова его будут проповедоваться между всеми другими языческими народами и идолопоклонниками и что принявшие их займут место первых приглашённых на пир.
       Но недостаточно быть приглашённым, недостаточно называться христианином и сесть за стол, чтобы принять участие в небесном пире; нужно, прежде всего и под непременным условием, быть одетым в брачную одежду, т.е. иметь чистоту сердца и исполнять закон согласно духу. Итак, весь закон заключается в следующих словах: вне милосердия нет спасения. Но между всеми, слушающими слово Божие, как мало есть таких, которые запоминают его и пользуются им! Как мало достойных войти в Царство Небесное! Вот почему Иисус говорит: много званных, а мало избранных.

Тесные врата

       §264. Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. ("Еванг. от Матф.", гл. VII, ст. 13 и 14.)
       §265. Некто сказал Ему: "Господи! Неужели мало спасающихся?". Он же сказал им: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда Хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам. Но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера, и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними." ("Еванг. от Луки", гл. XIII, ст. 23-30.)
       §266. Врата погибели широки, потому что дурные страсти многочисленны, а путь, ведущий к гибели, посещаем очень многими. Врата же спасения тесны, так как человек, желающий пройти через них, должен употребить большие усилия над самим собой, чтобы победить свои дурные наклонности, а очень немногие решаются на это; это служит дополнением к положению: много званных, а мало избранных.
       Таково действительное положение земного человечества, так как Земля есть мир искупления и зло преобладает на ней; когда она изменится, путь к добру будет всего больше посещаться. Слова эти должны пониматься в относительном смысле, а не в абсолютном. Если таково должно быть нормальное состояние человечества, то это значило бы, что Бог добровольно обрёк на гибель огромное большинство Своих созданий: предположение это не допустимо, раз признано, что Бог - олицетворение справедливости и доброты.
       Если бы всё человечество было сосредоточено только на Земле и если бы душа не имела других существований, то благодаря каким проступкам оно могло заслужить такую печальную участь в своём настоящем и будущем? Почему столько преград помещено на его пути? К чему эти тесные врата, через которые могут пройти лишь немногие, если судьба души определена навсегда после смерти? При вере в однократность существования приходится быть в беспрестанном противоречии с самим собой и с правосудием Бога. С признанием предшествующего существования души и множественности миров горизонт расширяется, все самые тёмные места веры освещаются, настоящее и будущее согласуется с прошедшим и становится понятна вся глубина, вся истина и вся мудрость учения Христа.

Говорящие: Господи! Господи!

       §267. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие." ("Еванг. от Матф.", гл. VII, ст. 21-23.)
       §268. Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. ("Еванг. от Матф.", гл. VII, ст. 24-27; "Еванг. от Луки", гл. VI, ст. 46-49.)
       §269. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном. ("Еванг. от Матф.", гл. V, ст. 19.)
       §270. Все признающие Иисуса говорят: Господи! Господи! Но к чему называть его Учителем или Господом, если не следовать его правилам? Разве можно считать христианами оказывающих ему поклонение внешними проявлениями набожности и в то же время сообразующихся с гордостью, эгоизмом, корыстолюбием и со всеми своими страстями? Разве люди, проводящие дни в молитве и не становящиеся от этого ни лучше, ни милосерднее, ни снисходительнее к своим ближним, могут называться его учениками? Нет, так как у них так же, как у фарисеев, молитва на устах, а не в сердце. Соблюдая обряды, они могут иметь значение в глазах людей, но не Бога. Напрасно будут они взывать к Иисусу: "Господи, мы пророчествовали, т.е. поучали от твоего имени: мы ели и пили с тобой." Он им ответит: "Я никогда не знал вас, отойдите от меня творящие беззаконие, опровергающие поступками слова свои, осуждающие ближнего, грабящие вдов и творящие прелюбодеяния, отойдите от меня, вы, сердца которых изливают ненависть и злобу, вы, проливающие кровь братьев ваших во имя моё, заставляющие проливать слёзы вместо того, чтобы осушать их. Для вас будет плач и скрежет зубов, так как Царство Божие предназначено для тех, кто кроток, смирен и милостив. Не надейтесь склонить правосудие Божие своим многословием и коленопреклонениями; единственный путь, открытый вам для достижения милости у Него, заключается в искренном соблюдении закона любви и милосердия."
       Слова Иисуса вечны, так как они истинны. Они служат не только обеспечением Царства Небесного, но залогом мира, спокойствия и стойкости в делах земной жизни; вот почему все те человеческие учреждения - политические, социальные и религиозные, - которые будут опираться на эти слова, станут прочны, как дом, построенный на камне; люди сохранят их, так как найдут в них своё счастье; но те учреждения, которые будут нарушать эти слова, уподобятся домам, построенным на песке: вихрь революции и поток прогресса унесут их.

От получившего много, много и спросится

       §271. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут. ("Еванг. от Луки", гл. XII, ст, 47,48.)
       §272. И сказал Иисус: "На суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы." Услышавши это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: "Неужели и мы слепы?". Иисус сказал им: "Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас." ("Еванг. от Иоанна", гл. IX, ст. 39-41.)
       §273. Эти положения находят своё особенное применение в поучениях духов. Всякий, кто знает правила Христа, виновен, конечно, если не соблюдает их; но не говоря уж о том, что "Евангелие", содержащее эти правила, распространено только среди христиан, сколько, однако, даже между ними есть таких, которые не читают его, сколько таких читающих, которые не понимают его! Из этого следует, что слова Иисуса потеряны для огромного числа людей.
       Поучения духов, воспроизводящие эти положения в различных формах, развивающие и комментирующие их, чтобы сделать доступными всем, имеют ту особенность, что они вовсе не ограничены и что всякий, грамотный и неграмотный, верующий и неверующей, христианин и нехристианин, может получать их, так как духи сообщаются всюду. Никто, из получающих эти поучения непосредственно или при посредничестве, не может отговориться неведением; он не может извинить себя ни недостатком образования, ни неясностью аллегорического смысла. Стало быть, кто не пользуется ими для своего улучшения, а восхищается только, как чем-то интересным и любопытным, причём сердце его остаётся незатронутым, кто не становится ни менее тщеславным, ни менее гордым, ни менее эгоистичным, ни менее привязанным к земным предметам, ни лучшим для своего ближнего, тот тем более виновен, чем больше он имеет средств для познания истины.
       Медиумы, ослеплённые гордыней, но получающие хорошие сообщения, ещё более достойны порицания, так как часто они пишут свой собственный приговор и не признают, что дух обращается именно к ним. Но вместо того, чтобы принимать на свой счёт поучения, которые они пишут или видят, как пишут другие, и думают только о том, чтобы применить их к другим, осуществляя этим слова Иисуса: "Ты видишь сучок в глазе брата твоего, а не видишь бревна в своём." (Гл.Х, §154.)
       Под словами: "Если бы вы были слепы, вы бы не имели греха", Иисус подразумевал, что виновность находится в соответствии со знаниями, которыми обладают. Фарисеи, претендовавшие на знания и действительно бывшие наиболее просвещённой частью нации, были более достойны порицания в глазах Бога, чем невежественный народ. То же самое происходит и теперь.
       Со спиритов спросится много, так как они много получили, но будет дано много и тем, которые умеют использовать полученное.
       Искренний спирит должен первым делом искать, нет ли в советах, даваемых духами, чего-нибудь относящегося к нему.
       Спиритизм явился умножить число званных; при помощи веры, даваемой им, он умножит также число избранных.
       §274. И приступивши, ученики сказали Ему: "Для чего притчами говоришь им?". Он сказал им в ответ: "Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано; ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчестно Исаии, которое говорит: слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите." ("Еванг. от Матф.", гл. XIII, ст. 10-14.)
       §275. И сказал им: "Замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет." ("Еванг. от Марка", гл. IV, ст. 24,25.)

НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ

Имеющему дастся

       §276. "Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется: задумайтесь над этими великими поучениями, часто казавшимися вам парадоксальными. Получивший способность понимать смысл Божественных слов становится его обладателем; он получил это только потому, что старался быть достойным, и потому, что Господь в Своей милостивой любви поощряет усилия, направленные к добру. Эти постоянно поддерживаемые человеком усилия привлекают к нему милость Бога; такой человек является любящим, просящим Бога о прогрессивном улучшении и о щедрых милостях, которые дают силу, чтобы взойти на святую гору, на вершине которой будет отдых после труда.
       От не имущего ничего или имеющего мало отнимется: принимайте это как противоречие образное. Бог не отнимает у Своих созданий того, чем Ему угодно было их облагодетельствовать. Слепые и глухие люди! откройте свой ум и сердце; смотрите духом вашим; слушайте душой вашей и не истолковывайте таким грубо несправедливым образом слово того, кто заставил засиять перед вашим взором правосудие Господа. Не Бог отнимает у того, кто мало получил, это делает сам дух, который, будучи расточителен и беззаботен, не умеет сохранить то, что имеет, и приумножить лепту, попавшую в его сердце.
       Не обрабатывающий поля, добытого трудом его отца и унаследованного им, видит, как поле зарастает сорными травами. Разве это отец лишает его жатвы, которую он не пожелал приготовить себе? Если он по беспечности предоставил зёрнам, предназначенным плодиться на этом поле, покрываться плесенью, должен ли он обвинять отца своего в том, что они ничего не приносят? Нет и ещё раз нет; вместо того, чтобы обвинять приготовившего всё для него, пусть обвиняет истинного виновника своих несчастий, и тогда - раскаявшийся и деятельный - пусть примется за дело мужественно; пусть он вспахивает неблагодарную почву усилиями своей воли; пусть её обрабатывает до глубины сердца при помощи раскаяния и надежды; пусть бросает в неё доверчиво зёрна, которые выберет как лучшие между дурными, пусть польёт их своей любовью и милосердцем, а Бог - Бог любви и милосердия - даст тому, кто уже получил. Тогда он увидит, что его усилия увенчались успехом, а каждое зерно принесло сто или тысячу. Мужайтесь, работники, возьмитесь за свои плуги и бороны, обрабатывайте ваши сердца, вырывайте из него плевелы, сейте хорошие зёрна, предоставляемые вам Господом, а роса любви поможет принести плоды милосердия."

Дружественный дух. Бордо, 1862г.

Христианин узнаётся по его делам

       §277. "Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Прислушайтесь к этим словам Учителя, вы все, отталкивающие спиритическое учение как создание демона. Откройте уши ваши, настало время слушать.
       Разве достаточно носить ливрею господина, чтобы быть верным слугой? Достаточно разве говорить: "Я христианин", чтобы следовать за Христом? Ищите истинных христиан, и вы узнаете их по их делам. Хорошее дерево не может приносить дурных плодов, а дурное дерево хороших плодов. Всякое дерево, не приносящее хороших плодов, будет срублено и брошено в огонь. Вот слова Учителя; ученики Христа понимали их хорошо. Каковы же плоды, которые должно принести древо христианства, - дерево могущественное, густые ветви которого покрывают своею тенью часть земли, но не укрыли ещё всех тех, кто должен поместиться вокруг него? Плоды дерева жизни суть плоды жизни, надежды и веры. Христианство такое, каким оно было создано много веков тому назад, проповедует всегда эти Божественные добродетели: оно стремится рассеять свои плоды, но сколь немногие их собирают! Дерево всегда хорошо; но садовники плохи. Они хотели обработать его согласно со своими идеями; они хотели приспособить его к своим нуждам: они подрезывали его, уменьшали и уродовали; его бесплодные ветви не приносят дурных плодов, но и не приносят хороших, а остаются пустыми. Жаждущий путник, останавливающийся под его тенью, чтобы найти плоды надежды, которые должны вернуть ему силу и мужество, встречает только сухие ветви, заставляющие предчувствовать бурю. Напрасно просит он плодов жизни у дерева жизни; с него падают сухие листья: рука человека так сильно их ощупывала, что сожгла!
       Откройте ваши уши и сердца, мои возлюбленные! Ухаживайте за этим деревом жизни, плоды которого дают жизнь вечную. Посадивший его приглашает вас ухаживать за ним с любовью, и вы увидите, что оно принесёт ещё в изобилии Божественные плоды. Оставьте его таким, каким Христос дал его вам: не уродуйте его; его громадная тень распространится по вселенной; не укорачивайте его ветвей. Его благотворные плоды будут падать в изобилии, чтобы поддержать жаждущего путника, желающего достичь цели; не собирайте этих плодов для того, чтобы их спрятать и заставить испортиться, так как тогда они не пригодятся никому. Много званных и мало избранных - это значит, что бывают скупщики на хлеб жизни, как они бывают часто на хлеб матерьяльный. Не присоединяйтесь к их числу: дерево, приносящее хорошие плоды, должно давать их всем. Ищите же жаждущих, приведите их под ветви дерева и разделите с ними убежище, предоставляемое вам. Не собирают виноград с ели. Братья мои, удаляйтесь от тех, кто вас зовёт, чтобы показать вам тернии пути, а следуйте за теми, кто ведёт вас под тень дерева жизни.
       Божественный Спаситель, в верховной справедливости своей, сказал, и не прейдут слова его: "Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного."
       Да благословит вас Господь; да просветит вас Бог света; да рассыплет древо жизни на вас свои плоды в изобилии! Верьте и молитесь."

Симеон. Бордо, 1863г.

Hosted by uCoz