<< Часть I

Воскрешение. Дочь Иаира

       §496. "Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти, приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошёл с ним. За ним следовало множество народа и теснили Его... Приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что ещё утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение, и плачущих, и вопиющих громко. И, вошед, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берёт с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И взяв девицу за руку, говорит ей: "Талифа куми!", что значит: "Девица, тебе говорю: встань!" И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть." ("Еванг. от Марка", гл.5, ст.21-24, 35-43.)

Сын вдовы Наинской

       §497. "После сего Иисус пошёл в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова: и много народа шло с нею из города. Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подошед, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: "Юноша! тебе говорю: встань." Мёртвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами: и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности." ("Еванг. от Луки", гл.7, ст.11-17.)
       §498. Факт возвращения к жизни на самом деле умершего противоречил бы законам Природы и, следовательно, был бы чудесным. Но вышеизложенный факт принадлежит ли к этому разряду?
       Если между нами кажущийся вид смерти иногда обманывает знатоков, то тем более этого рода случаи должны были повторяться гораздо чаще в стране, где не принимали никаких предосторожностей и где хоронили немедленно. Таким образом, есть большая вероятность, что в обоих вышеозначенных примерах было не что иное, как обморок или летаргия. Иисус сам положительно говорит о дочери Иаира: "Девица не умерла, но спит."
       Нет ничего удивительного, что Иисус, обладавший таким флюидическим могуществом, восстановил оцепеневшие чувства своим оживляющим флюидом; что, направив его сильной волей, он мог даже призвать в тело готового покинуть его духа, пока периспритальная связь не была ещё окончательно порвана. Для людей того времени, которые признавали смерть всякий раз, когда человек не дышал, это было воскрешение, и они могли с большой верой это утверждать, но на самом деле это было исцеление, а не воскрешение в буквальном смысле.
       §499. Воскрешение Лазаря, что бы ни говорилось, вовсе не исключает этого принципа. Сказано: четыре дня, как он во гробе; но мы знаем, что летаргия длится и восемь дней, и более. Пояснение - "уже смердит" - указывает на разложение. Этот довод также ничего не доказывает, так как у некоторых бывает частичное разложение тела даже ранее смерти. Смерть приходит лишь тогда, когда поражены существенные для жизни органы.
       И кто мог знать, что "уже смердит"? Это сказала сестра его, Марфа, но как она это знала? Лазарь уже четыре дня, как был похоронён, и она предполагала это, но не могла быть уверенной. (Гл.XIV, §439.)

Хождение по водам

       §500. "И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Него на другую сторону, пока Он отпустит народ. И отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на середине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный. В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Пётр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне притти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий." ("Еванг. от Матф.", гл.XIV, ст.22-33.)
       §501. Это явление находит естественное объяснение в вышеизложенных положениях. (Гл.XIV, §453)
       Аналогичные примеры показывают, что это возможно, потому что это в законах Природы. Это могло произойти двояким образом: Иисус и при жизни мог появиться на воде в осязаемой форме, тогда как его тело могло находиться в другом месте; это предположение наиболее вероятное. В повествовании можно даже заметить признаки, характеризующие осязаемые явления. (Гл.XIV, §§445-447.)
       С другой стороны его тело могло бы быть поддержано и тяжесть его нейтрализована тою же флюидической силой, которая поддерживает тяжёлые предметы в пространстве без всякой опоры. То же явление много раз повторялось с человеческими телами.

Преображение

       §502. "И по прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвёл на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сём Пётр сказал Иисусу: "Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии." Ибо не знал, что сказать, потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте." И внезапно посмотревши вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит воскреснуть из мёртвых." ("Еванг. от Марка", гл.9, ст.2-10.)
       §503. Причину этого явления можно опять найти в свойствах периспритального флюида. Преображение, объяснённое в главе XIV, §449, есть факт довольно обыкновенный, который вследствие флюидического лучеиспускания может изменить вид человека; но высочайшая чистота перисприта Иисуса позволила его духу придать ему исключительный блеск. Что же касается появления Моисея и Илии, оно входит целиком в случаи явлений этого рода. (Гл.XIV, §445 и след.)
       Из всех способностей, проявленных Иисусом, нет ни одной, которая была бы вне условий человечества и которая не встречалась бы у обыкновенных людей. Но, за исключением своей телесной оболочки, он представлял собою состояние абсолютно чистого духа.

Укрощение бури

       §504. "В один день Он вошёл с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. И подошедши разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?" ("Еванг. от Луки", гл.8, ст.22-25.)
       §505. Мы не настолько ещё знаем тайны Природы, чтобы утверждать, существуют ли оккультные силы, управляющие стихиями. Если решать этот вопрос в положительном смысле, то явление это могло бы быть доказательством такого могущества, которое не дано ни одному человеку.
       Во всяком случае, Иисус, спокойно спавший во время бури, показывает уверенность, которая объясняется тем, что дух его видел, что нет никакой опасности и что буря утихнет.

Брак в Кане Галилейской

       §506. Это чудо, рассказанное только в одном "Евангелии" Св. Иоанна, означено, как первое, которое сотворил Иисус, и которое поэтому должно бы быть тем более замечено; вероятно, оно произвело весьма малое впечатление, потому что ни один из прочих евангелистов о нём не говорит. Такой необыкновенный случай должен бы в высшей степени удивить гостей и особенно хозяина дома, который, казалось, и не заметил его.
       Рассмотренный сам по себе, этот факт имеет мало значения сравнительно с теми, которые показывают высокие духовные качества Иисуса. Если принять факты так, как они описаны, достаточно замечания, что из всех дел, которые он творил, было только одно в этом роде; он был слишком возвышенной натуры, чтобы привязываться к вещам чисто матерьяльным, годным только для того, чтобы привлекать любопытство толпы, которая смешала бы его с волшебником; он знал, что полезные дела создадут ему больше симпатии и последователей, чем те, которые могли сойти за ловкость фокусника и не трогали сердца (§437).
       Хотя по точному смыслу факт мог бы быть объяснён до известной степени действием флюида, который, как тому служит примером магнетизм, мог изменить свойства воды, придавая ей вкус вина, но эта гипотеза мало вероятна ввиду того, что в подобном случае вода, имея только вкус вина, сохранила бы свой цвет, что тотчас же было бы замечено. Рациональней видеть в этом факте одно из тех иносказаний, которых так много в поучениях Иисуса: как притча о блудном сыне, о свадебном пиршестве, о богаче и нищем, о засохшей смоковнице и многих других, имеющих однако характер свершившихся фактов. Он мог во время пиршества, намекая на вино и воду, вывести какое-нибудь поучение, что подтверждают слова распорядителя пира: "всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе."
       Из двух гипотез надо выбирать более рациональную, а спириты не настолько легковерны, чтобы видеть во всём факты манифестации, и не настолько независимы, чтобы иметь притязание всё объяснять флюидами.

Чудесное насыщение

       §507. Умножение хлебов, есть одно из тех чудес, которые более всего занимали комментаторов и, в то же время, служили посмешищем для неверующих. Последние, не давая себе труда разгадать его аллегорический смысл, не видели в нём ничего, кроме пустой сказки; но большинство серьёзных людей видели в этом рассказе, хотя и в форме, отличающейся от обыкновенных, притчу, сравнивающую пищу духовную с телесной.
       Можно однако видеть здесь больше, чем аллегорию, и принять с некоторой точки зрения реальности матерьяльный факт, не прибегая для этого к чуду. Известно, что сильная озабоченность духа, напряжённое внимание по отношению к чему-нибудь, заставляют забывать голод. А те, которые следовали за Иисусом, с жадностью слушали его; так нет ничего удивительного, что очарованные его словом, и может быть также могущественным магнетическим действием, которым он влиял на них, они не чувствовали голода.
       Иисус, предвидевший это, мог поэтому успокоить своих учеников, сказав на языке аллегорическом, который был ему свойствен, (допуская, что в самом деле принесли несколько хлебов), что этих хлебов хватит для того, чтобы насытить толпу. В то же время он давал урок ученикам: "Вы дайте им есть", сказал он; он учил их, что они также могли насыщать словом.
       Так, наряду со смыслом морально-аллегорическим, могло произойти весьма известное физиологическое явление. Чудо в этом случае заключается в той власти могущественного слова Иисуса, которое покоряет ему внимание огромной толпы до того, что заставляет её забывать голод. Это нравственное могущество свидетельствует о превосходстве Иисуса гораздо более, чем факт умножения хлебов, чисто матерьяльный, который должен быть рассмотрен как аллегория.
       Это объяснение к тому же подтверждается самим Иисусом в следующих двух местах.

Закваска фарисейская

       §508. "Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: "Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской." Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: "Что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Ещё ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек и сколько коробов вы набрали? Ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?" Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского." ("Еванг. от Матф.", гл.16, ст.5-12.)

Хлеб небесный

       §509. "На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его; между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем; итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса, и, нашедши Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! Когда Ты сюда пришёл? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились; старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нём положил печать Свою Отец Бог. И так сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого он послал. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой даёт вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и даёт жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни: приходящий ко Мне не будет алкать, а верующий в Меня не будет жаждать никогда; но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни: отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что едяший его не умрёт." ("Еванг. от Иоанна", гл.6, ст.22-36 и 47-50.)
       §510. В первом месте Иисус, напоминая предыдущее явление, даёт ясно понять, что дело шло не о земном хлебе; иначе сравнение с закваской фарисейской не имело бы основания. "Ещё ли не понимаете и не помните, - сказал он, - о пяти хлебах на пять тысяч человек и сколько коробов вы набрали? Ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?" Это сближение не имело бы никакого основания, если бы говорилось об умножении матерьяльном. Факт сам по себе был бы достаточно замечателен, чтобы поразить воображение Его учеников, которые, однако, казалось, не вспоминали о нём. Это не менее ясно вытекает из поучения Иисуса о хлебе небесном, в котором он хочет дать понять настоящий смысл духовной пищи. Он говорит: "старайтесь не о пище телесной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий." Эта пища есть слово его, которое есть хлеб, сошедший с небес, и которое даст жизнь миру. "Я есмь, - говорит он, - хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда."
       Но такие различия были слишком тонки для этих грубых натур, которые понимали только то, что было осязаемо. Манна, которая питала тела их предков, была для них настоящим хлебом с небес; там было чудо. Если же умножение хлебов было бы на самом деле матерьяльно, то каким образом эти самые люди в пользу которых это было сделано несколькими днями раньше, были бы так мало поражены им, чтобы сказать Иисусу: "Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?" Это потому, что они разумели под знамением чудеса, которых требовали фарисеи, т.е. знаки, появляющиеся на небе по повелению, как бы по мановению волшебной палочки. То, что делал Христос, было слишком просто и недостаточно уклонялось от законов Природы; даже сами исцеления не имели достаточно странного или необыкновенного характера; а духовные чудеса и вовсе не имели для них достаточной реальности.

Искушение Христа

       §511. Иисус, возведённый дьяволом на крыло храма, потом на высокую гору, и искушаемый им, это одна из тех притч, привычных Иисусу, которую общественное легковерие превратило в матерьяльный факт.1
       §512. "Иисус не был возведён дьяволом на гору, но он хотел дать понять, что человечество склонно к падению и что оно должно быть постоянно настороже против дурных внушений, которым его слабая природа склонна уступать.
       Итак, искушение Иисуса есть лишь аллегория и надо быть слепым, чтобы принимать её в буквальном смысле. Как может быть, чтобы Мессия, воплощённое Слово Бога, был бы подчинён, хотя бы на кратчайшее время, внушению дьявола и чтобы, как говорит "Евангелие от Луки", "дьявол отошёл от Него до времени", что заставляет думать, что он и впредь будет подчинён его могуществу? Нет; понимайте лучше те толкования, которые были даны вам. Злой дух был бессилен перед Верховным Существом. Никто не говорил, что видел Иисуса на горе и на крыле храма; разумеется, это был бы один из тех фактов, которые обыкновенно распространяются среди всех народов. Итак, искушение не было актом матерьяльным и физическим. Что же касается до морального акта, можете ли вы принять, чтобы Дух тьмы мог сказать тому, кто знал его происхождение и его силу: "Поклонись мне и я дам тебе царства мира?" Стало быть, дьявол не знал, кто был тот, кому он делал подобные предложения, что невероятно; если же он знал его, то его предложение было бессмысленно, так как он хорошо понимал, что будет отвергнут тем, кто пришёл разрушить его царство над людьми.
       Поймите же смысл этой притчи, так как это одна из них, как и притча о блудном сыне и о добром самаритянине. Одна нам показывает те опасности, которым подвергается человек, если он не будет бороться с тайным голосом, который немолчно кричит ему; "Ты можешь быть больше, чем ты есть; ты можешь обладать большим, чем ты обладаешь; ты можешь возвеличиться, приобретать; уступи голосу честолюбия и все твои желания осуществятся." Она показывает нам опасность и средство её избежать; отойди от меня, сатана! или: прочь, искушение!
       Две другие притчи, о которых я напомнил, показывают вам, на что ещё может надеяться тот, который по слабости своей не мог прогнать дьявола и поддался его искушениям. Оне показывают вам милосердие отца семейства, возлагающего руку на голову раскаявшегося сына и с любовью дающего ему вымоленное прощение. Он показывает вам виновного, иноверца, человека отверженного своими братьями, стоящего больше в глазах верховного Судьи, чем те, которые его презирают, потому что он делает добро, которому учит закон любви.
       Взвешивайте хорошенько данные в "Евангелии" поучения; умейте различать то, что сказано в буквальном смысле, от того, что сказано иносказательно; и заблуждения, ослепляющие вас в течение стольких веков, сотрутся мало-помалу, чтобы дать место блестящему свету правды.

Иоанн, евангелист"

Чудеса во время смерти Христа

       §513. "От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; и вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим." ("Еванг. от Матф.", гл.27, ст.45, 51-53.)
       §514. Странно, что подобные чудеса, происходившие в тот самый момент, когда внимание города было направлено на казнь Иисуса, бывшую событием дня, не были замечены, так ни один историк о них не упоминает. Кажется невозможным, чтобы землетрясение и "тьма по всей земле" в продолжение трёх часов в стране, где небо всегда совершенно ясно, могло пройти незамеченным.
       Продолжительность этой тьмы приблизительно равна продолжительности солнечного затмения, но этого рода затмения происходят только при новолунии, а смерть Иисуса была во время полнолуния, в 14 день месяца Ниссана, в день Пасхи Иудейской.
       Солнечное затмение может также произойти вследствие пятен, которые замечаются на его поверхности. В подобных случаях блеск его значительно ослабляется, но никогда до такой степени, чтобы произвести тьму. Если предположить, что тогда произошло явление этого рода, то оно имело бы совершенно естественную причину.2
       Что же касается воскресших мертвецов, то возможно, что несколько человек имели видения, что вовсе не исключительно; но так как тогда не знали причины таких явлений, то представляли себе, что явившиеся видения вышли из гробов.
       Ученики Иисуса, поражённые смертью Учителя, конечно, присоединили к этому несколько особенных случаев, на которые в другое время они не обратили бы никакого внимания. Довольно было, чтобы осколок скалы оторвался в эту минуту, для того, чтобы предрасположенные к чудесному умы увидели в этом чудо и сказали бы, преувеличивая факт, что "камни расселись".
       Иисус велик своими делами, а вовсе не фантастическими картинами, которыми мало просвещённый энтузиазм считал своим долгом его окружить.

Явления Христа после смерти

       §515. "А Мария стояла у гроба и плакала; и когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух Ангелов в белом одеянии, сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: Жена! что ты плачешь? Говорит им: Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: Жена! что ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни, что значит: Учитель! Иисус говорит ей: Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; и иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей." ("Еванг. от Иоанна", гл.XX, ст.11-18.)
       §516. "В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Еммаус, и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошёл с ними; но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чём это вы, идя, рассуждаете между собой и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели ты, один из пришедших в Иерусалим, не знаешь о происшедшем в нём в эти дни? И сказал им: о чём? Они сказали Ему, что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его; а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиль; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло; но некоторые женщины из наших изумили нас; оне были рано у гроба и не нашли тела Его и, пришедши, сказывали, что оне видели явление Ангелов, которые говорят, что Он жив; и пошли некоторые из наших к гробу и нашли так, как и женщины говорили; но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нём во всём Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет итти далее; но они удерживали Его, говоря; останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он пошёл и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им; тогда открылись у них глаза и они узнали Его; но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, вставши в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сём, Сам Иисус встал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа; но он сказал им: Что смущаетесь? и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это - Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости ещё не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печёной рыбы с сотового меда. И, взяв, ел пред ними и сказал им: вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению писаний и сказал им: так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мёртвых на третий день и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная от Иерусалима; вы же свидетели сему; и Я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше." ("Еванг. от Луки", гл.24, ст.18-49.)
       §517. "Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие." ("Еванг. от Иоанна", гл.20, ст.24-29.)
       §518. "После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Пётр и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Пётр говорит ему: иду ловить рыбу. Говорят ему: идём и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете. Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Пётр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, ибо он был наг, и бросился в море; а другие ученики приплыли в лодке, ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою." ("Еванг. от Иоанна", гл.21, ст.1-8.)
       §519. "И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь." ("Еванг. от Луки", гл.24, ст.50-53.)
       §520. Явления Иисуса после его смерти рассказаны всеми евангелистами с такими обстоятельными подробностями, которые не позволяют сомневаться в действительности факта. К тому же они прекрасно объясняются законами флюидов и свойствами перисприта и не представляют ничего аномального вместе с явлениями того же рода, многочисленные примеры которых приводят древняя и новейшая история, не исключая и примеров осязаемых явлений.
       Если рассмотреть обстоятельства, которые сопровождали все его появления, нельзя не видеть в нём в эти минуты все признаки существа флюидического. Он появляется внезапно и также внезапно исчезает. Он видим одним, а другим не видим, и под такою внешностью, что даже ученики его не узнают; он появляется в закрытых помещениях, куда матерьяльное тело не могло бы проникнуть; самый язык его не имеет уже того вдохновения, как у живых существ, он кроток и поучителен, как это свойственно духам, которые таким образом появляются; словом вся его манера имеет что-то неземное. Вид его одновременно удивляет и пугает; ученики, видя его, не говорят уже ему с прежней свободой; они чувствуют, что это уже не человек.
       Таким образом, Иисус явился в своём периспритальном теле, чем объясняется то, что он был видим лишь теми, кому он хотел показаться; если бы он был в своём матерьяльном теле, он был бы видим первыми встречными, как и при жизни. Ученики его, не зная причины этих видений, не отдавали себе отчёта в особенностях, которых они по всей вероятности и не замечали: они видели Иисуса и трогали его, для них это было его воскресшее тело. (Гл.XIV, §424 и §§445-448.)
       §521. Тогда как неверие отбрасывает все те свершённые Иисусом дела, которые имеют сверхъестественный вид и рассматривают их, без исключения, как легендарные, Спиритизм даёт естественное объяснение большей части этих дел; он показывает их вероятность не только по теории флюидических законов, но и по их сходству с аналогичными фактами, произведёнными множеством лиц в самых обыкновенных условиях. Так как эти факты некоторым образом общественное достояние, то они нисколько не доказывают исключительной природы Иисуса.3
       §522. Величайшее из чудес, совершённых Иисусом, которое особенно указывает на его превосходство, это тот переворот, коий его учение произвело в мире, несмотря на скудость средств, которыми он пользовался в своей деятельности.
       В самом деле, Иисус, неизвестный, бедный, рождённый в самых скромных условиях, в маленьком народе, почти презираемом, без всякого политического, артистического или литературного значения, проповедует только три года; в течение этого короткого срока он остаётся безызвестным, оклеветанным, преследуемым своими согражданами; он принуждён скрываться, чтобы не быть побитым камнями; он предан одним из своих же апостолов, другой отрекается от него, и все оставляют его в ту минуту, когда он брошен в руки врагов. Он делал только добро, и даже это не защищало его от злонамеренности, которая обращала против него даже самые блага, творимые им. Приговорённый к казни, назначаемой только преступникам, он умирает, безызвестный миру, так как современная история не говорит о нём.4 Он ничего не писал, и, однако, с помощью нескольких людей, таких же неизвестных, как он сам, ему достаточно было слова, чтобы переродить мир; учение его убило всемогущее язычество и стало светочем цивилизации. Таким образом против него было всё, что заставляет человека отступиться; вот почему мы говорим, что торжество его доктрины есть самое большое из его чудес, в то же время доказывающее его Божественную миссию. Если бы вместо социальных и возрождающих принципов, основанных на духовной будущности человека, он мог оставить потомкам только несколько чудесных фактов, то, может быть, в настоящее время его едва знали бы по имени.

Исчезновение тела Христа

       §523. Исчезновение тела Иисуса после его смерти было предметом многих комментариев; оно подтверждается четырьмя евангелистами со слов женщин, пришедших ко гробу на третий день и не нашедших его там. Некоторые видели в этом исчезновении - чудо, а другие предполагали тайное похищение.
       Согласно другому мнению, Иисус вовсе не принимал матерьяльного тела, а имел только флюидическое; он в течение всей своей жизни был лишь осязаемым видением, чем-то вроде призрака (agenere). Его рождение, смерть и все матерьяльные акты его жизни были только кажущимися. Таким образом, говорило это мнение, его тело, вернувшись к состоянию флюида, могло выйти из гроба, и в этом самом теле он являлся после своей смерти.
       Конечно, такой факт не невозможен по известным ныне свойствам флюидов; но он был бы, по крайней мере, совершенно исключительным и несогласованным с характером призраков (ageneres). (См. гл.XIV, §446.) Таким образом, вопрос в том, приемлема ли подобная гипотеза и подтверждается ли она, или опровергается фактами. 
       §524. Пребывание Иисуса на Земле представляет два периода: тот, который предшествовал его смерти, и тот, который следовал за нею. В первом, с момента зачатия до рождения, всё проходит у матери, как в обыкновенных условиях жизни.5 От его рождения до его смерти, всё в его действиях, в его речи и в различных случаях его жизни представляет характер телесности, ничуть не сомнительной. Проявлявшиеся в нём психические феномены не имеют ничего аномального, так как они объясняются свойствами перисприта и встречаются в различных степенях и у других лиц. После его смерти, напротив, всё в нём показывает существо флюидическое. Разница между двумя состояниями до того резкая, что смешать их невозможно.
       Матерьяльное тело имеет свойства, присущие материи в собственном смысле, которые существенно отличаются от свойств эфирных флюидов, и разрушение его происходит вследствие разрыва молекулярного сцепления. Острое орудие, проникая в матерьяльное тело, разделяет его ткани; если поражены органы, существенные для жизни, их функции останавливаются - и следует смерть, т.е. смерть тела. Так как подобного сцепления в телах флюидических не существует, жизнь не основана в них на движении специальных органов и подобного расстройства в них не может произойти; острое или всякое другое орудие проникает в них, как в пары, не причиняя им никакого вреда; вот почему этого рода тела не могут умирать и почему флюидические существа, называемые словом "призрак" (agenere), не могут быть убиты.
       После казни Иисуса, тело его осталось безжизненным; оно было погребено и всякий мог видеть и трогать его. После воскресения своего, когда он хочет покинуть землю, он не умирает; тело его поднимается, рассеивается и исчезает, не оставляя никакого следа, - явное показание, что оно было иное, чем то, которое погибло на кресте; отсюда надо заключить, что если Иисус мог умереть, то он имел матерьяльное тело.
       Вследствие своих матерьяльных свойств, матерьяльное тело есть седалище чувствований и страданий физических, которые отражаются в чувствительном центре, или духе. Не тело чувствует, а дух получает отражённый удар повреждения или изменения органических тканей. В теле, лишённом духа, чувствование совершенно отсутствует; по той же причине дух, который не имеет матерьяльного тела, не может чувствовать страданий, каковые суть результат изменения материи, откуда следует равно заключить, что если Иисус страдал матерьяльно, в чём усомниться нельзя, значит у него было матерьяльное тело, подобное всем.
       §525. К фактам матерьяльным идут на подмогу и могущественные моральные соображения.
       Если Иисус был в течение своей жизни в условиях флюидических существ, он, стало быть, не испытал ни страдания, ни каких бы то ни было потребностей тела; предположить, что это было так, это, значит, отнять у него всю заслугу жизни лишений и страданий, которую он избрал себе как пример отречения. Если всё в нём было лишь кажущимся, все акты его жизни, повторённые предсказания о его смерти, мучительная сцена в Гефсиманском саду, просьба его к Богу, чтобы чаша миновала его, его муки, агония, всё, до последнего крика в миг расставания с телом, было бы лишь пустою тенью, для того чтобы ввести в обман относительно своей истинной природы и заставить верить кажущимся жертвам своей жизни, - комедия, недостойная простого честного человека, а тем более такого высшего существа; одним словом, он злоупотребил бы чистой верой своих современников и потомков. Таковы логические следствия этой системы, следствия, которых нельзя принять, потому что это значило бы унижать Спасителя, вместо того, чтобы возвышать его.
       Итак, Иисус имел, как и все, матерьяльное и флюидическое тело, что показывают явления матерьяльные и психические, ознаменовавшие его жизнь.
       §526. Эта идея о природе тела Иисуса не нова. В четвёртом веке Аполлинарий Лаодикейский, глава секты аполлинаристов, утверждал, что Иисус не принимал тела, подобного нашему, но тело, чуждое страданию, которое сошло с неба в недра Св.Девы, а не родилось от неё; что, таким образом, Иисус родился, страдал и умер лишь видимо. Аполлинаристы были преданы анафеме на Александрийском соборе в 360 году; на Римском в 374 и на Константинопольском в 381 годах. 
       Такое же верование имела в течение трёх первых веков многочисленная секта гностиков.


1 Следующее объяснение взято буквально из поучения одного Высокого Духа, данного им по этому поводу в 1862г., в Бордо. (А.К.)
2 На поверхности солнца есть постоянно неподвижные пятна, которые следуют за его вращательным движением и которые служат к определению длительности этого движения. Но эти пятна иногда увеличиваются в числе и в размере, и тогда происходит убывание света и тепла. Это увеличение пятен в числе, кажется, совпадает с некоторыми астрономическими явлениями и относительным положением нескольких планет, что приводит их к периодическому возвращению. Длительность этих затмений весьма разнообразна; иногда она продолжается не больше двух-трёх часов, но в 535 году было такое, которое продолжалось четырнадцать месяцев. (А.К.)
3 Многочисленные современные факты исцелений, видений, одержимости, двойного зрения и других, которые рассказаны в "Revue spirite", представляют даже в подробностях такую поразительную аналогию с фактами, рассказанными в "Евангелии", что сходство явлений и причин становится очевидным. Спрашивается, почему один и тот же факт имел бы теперь естественную причину, а тогда сверхъестественную, дьявольскую у одних и божескую у других. Если бы было возможно их сопоставить, сравнение было бы легче; но сделать это не позволяют их численность и те подробности, которых требует большая часть из них. (А.К.)
4 Иудейский историк Иосиф один говорит о нём, и то очень мало. (А.К.)
5 Мы не говорим о таинственном непорочном зачатии, рассматривать которое мы здесь не намеревались. Мы будем обсуждать его позднее. (А.К.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz