Глава Семнадцатая

ПРОРОЧЕСТВА "ЕВАНГЕЛИЯ"

Не бывает пророков в отечестве своём - Смерть и страдания Иисуса - Гонения на Апостолов - Непокаявшиеся города - Разрушение храма и Иерусалима - Обличение фарисеев - Слова Мои не прейдут - Краеугольный камень - Притча о злых виноградарях - Едино стадо и Един пастырь - Пришествие Илии - Возвещение Утешителя - Второе пиршество Иисуса - Предшествующие признаки - Сыны ваши и дочери будут пророчествовать - Страшный Суд

Не бывает пророков в отечестве своём

       §545. "И пришед в отечество Своё, учил их в синагоге их; так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сёстры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? И соблазнились о Нём. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём. И не совершил там многих чудес по неверию их." ("Еванг. от Матф.", гл.13, ст.54-58.)
       §546. Здесь Иисус возвестил истину, ставшую пословицей во все времена и которой можно было бы дать более широкое толкование, сказав: никто не пророк при жизни своей.
       На обычном языке это правило означает то уважение, которым пользуется человек среди своих близких и окружающих его, то доверие, которое он внушает им превосходством своих знаний и ума. Если оно терпит исключения, они редки и, во всяком случае, не безусловны. Эта истина есть следствие обыкновенной слабости человеческой и может выразиться так:
       Привычка видеть друг друга с детства, в обыкновенных обстоятельствах жизни, устанавливает между людьми что-то вроде матерьяльного равенства, благодаря которому люди часто отказываются различать нравственное превосходство в том, который был их товарищем и застольником, который вышел из одной среды с ними и первые слабости которого всем известны; гордость страдает от того превосходства, которое она должна признать. Всякий, возвышающийся над обыкновенным уровнем, подвергается всегда зависти и ревности; те, которые чувствуют себя неспособными достигнуть его высоты, стараются унизить его презрением, злословием и клеветой; они кричат тем сильнее, чем сами мельче, думая, что возвысятся, заглушив его своим шумом. Такова была, такою будет история человечества, пока люди не поймут своей духовной природы и не расширят свой нравственный горизонт; и подобное предубеждение всегда будет принадлежностью узких и вульгарных умов, которые всё относят к своей личности.
       С другой стороны, если знают людей только по их уму, то создают себе из них идеал, возрастающий с отдалённого времени и пространства. Их почти выделяют из человечества, - считая, что они не должны ни говорить, ни чувствовать как все, что их речь и их мысли должны быть всегда высоко настроены, как будто разум может быть постоянно напряжён и всегда находиться в состоянии возбуждения. В ежедневных соприкосновениях частной жизни бывает слишком виден матерьяльный человек, который ничем не отличается от обыкновенных людей. Человек телесный, действующий на чувства, почти заслоняет в нём человека духовного, который действует только на дух; издали видны лишь вспышки гения; вблизи же - отдых его ума.
       После смерти, когда не существует больше сравнения, остаётся лишь один духовный человек и он кажется тем больше, чем больше отдаляется воспоминание о человеке телесном. Вот почему люди, отметившие свой земной путь делами, имеющими действительное значение, оцениваются больше после своей смерти, чем при жизни. Тогда судят о них с большим пристрастием, потому что нет ни ревнивцев, ни завистников и личного антагонизма с ними уже не существует. Потомство - это беспристрастный судья, оценивающий создания духа; оно принимает их без слепого энтузиазма, если они хороши, отбрасывает без ненависти, если они дурны, не смотря на того, кто был их создателем.
       Иисус тем менее мог избегнуть последствий этого свойства, присущего человеческой природе, что он жил в среде, мало просвещённой, в которой люди были всецело поглощены матерьяльной жизнью. Его соотечественники видели в нём только сына плотника, брата людей столь же невежественных, как они сами, и спрашивали себя, что могло поставить его выше их и дать ему право их обличать. Поэтому он, видя, что слова его имеют меньшую цену среди своих, которые его презирают, чем среди посторонних, ушёл проповедовать к тем, кто его слушал и между которыми он находил сочувствие.
       Можно судить о тех чувствах, какими его ближние руководились по отношению к нему, из того, что его братья и его мать "пошли взять его, ибо говорили, что он вышел из себя". (Марк, гл.3, ст.21). (См. "Евангелие от Спиритизма", гл.XIV.)
       Таким образом, с одной стороны, священники и фарисеи обвиняли Иисуса в том, что он действует силою дьявола; а с другой, ближние его хотели "взять его". Не так ли и в наши дни поступают со спиритами, и должны ли они жаловаться на то, что их сограждане смотрят на них не лучше, чем тогда смотрели даже на Иисуса? Но что не было удивительно две тысячи лет тому назад у невежественного народа, то странно теперь, в девятнадцатом веке, среди культурных наций.1

Смерть и страдания Иисуса

       §547. (По исцелении бесноватого.) "И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его; а спросить Его о сем слове боялись." ("Еванг. от Луки", гл.9, ст.43-45.)
       §548. "С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно итти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убитому, и в третий день воскреснуть." ("Еванг. от Матф.", гл.16, ст.21.)
       §549. "Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились." ("Еванг. от Матф.", гл.17, ст.22-23.)
       §550. "И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание, и биение, и распятие; и в третий день воскреснет." ("Еванг. от Матф.", гл.20, ст.17-19.)
       §551. "Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот мы восходим в Иерусалим, и совершится всё написанное чрез пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его; и оплюют Его; и будут бить и убьют Его; и в третий день воскреснет. Но они ничего в этом не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного." ("Еванг. от Луки", гл.18, ст.31-34.)
       §552. "Когда же Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во дворе первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе." ("Еванг. от Матф.", гл.26, ст.1-5.)
       §553. "В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеление сегодня и завтра, и в третий день кончу." ("Еванг. от Луки", гл.13, ст.31-32.)

Гонения на апостолов

       §554. "Остерегайтесь же людей, ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками." ("Еванг. от Матф.", гл.10, ст.17-18.)
       §555. "Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились; изгонят вас из синагоги; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу; так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придёт то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами." ("Еванг. от Иоанна", гл.16, ст.1-4.)
       §556. "Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Моё; но и волос с головы вашей не пропадёт; терпением вашим спасайте души ваши." ("Еванг. от Луки", гл.21, ст.16-19.)
       §557. "Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел: а когда состареешься, то прострёшь руки твои, и другой препояшет тебя и поведёт, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Пётр прославит Бога." ("Еванг. от Иоанна", гл.21, ст.18-19.)

Непокаявшиеся города

       §558. "Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пекле покаялись; но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе." ("Еванг. от Матф.", гл.11, ст.20-24.)

Разрушение храма и Иерусалима

       §559. "И, вышед, Иисус шёл от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здание храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено." ("Еванг. от Матф.", гл.24, ст.1-2.)
       §560. "И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это скрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего." ("Еванг. от Луки", гл.19, ст.41-44.)
       §561. "А впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придёт время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!" ("Еванг. от Луки", гл.13, ст.33-35.)
       §562. "Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его, тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях: не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится всё написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников." ("Еванг. от Луки", гл.21, ст.20-24.)
       §563. "И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут: "блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы не питавшие!" Тогда начнут говорить горам: "падите на нас!" и холмам: "покройте нас!" ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?" ("Еванг. от Луки", гл.23, ст.27-31.)
       §564. Способность предчувствовать будущее есть свойство души, объясняемое теорией предвидения. Иисус обладал ею в высочайшей степени. Таким образом, он мог предвидеть события, которые последуют за его смертью, и в том нет ничего сверхъестественного, так как мы встречаем это явление и теперь при совершенно обыкновенных условиях. Нередко люди с точностью предсказывают момент своей смерти, потому что душа их в минуту свободы находится в положении человека на горе (гл.XVI, §527); она охватывает путь на всём его протяжении и видит его конец.2
       §565. Тем в большей степени всё это относилось к Иисусу, сознававшему Миссию, которую он пришёл исполнить и то, что необходимым её последствием будет смертная казнь. Духовное зрение, которое было у него постоянно, так же, как и проникновенность мысли, должны были указывать ему будущие обстоятельства и роковую пору. По той же причине он мог предвидеть разрушение храма и Иерусалима, несчастия, которые поразят его обитателей, и рассеяние евреев по всему миру.

Обличение фарисеев

       §566. "Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам"; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь." ("Еванг. от Матф.", гл.3, ст.7-10.)
       §567. "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам: книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: "если кто поклянётся храмом, то ничего; а если кто поклянётся золотом храма, то повинен." Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото? Также: "если кто поклянётся жертвенником, то ничего; если же кто поклянётся даром, который на нём, то повинен." Безумные и слепые! что больше: дар или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником, клянётся им и всем, что на нём; и клянущийся храмом клянётся им и Живущим в нём; и клянущийся небом клянётся Престолом Божиим и Сидящим на нём. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делить, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды; фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты: так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: "если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков"; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины: как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захария, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придёт на род сей." ("Еванг. от Матф.", гл.23, ст.13-36.)

Слова мои не прейдут

       §568. "Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искоренится; оставьте их, они - слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму." ("Еванг. от Матф.", гл.15, ст.12-14.)
       §569. "Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут." ("Еванг. от Матф.", гл.24, ст.34-35.)
       §570. Слова Иисуса не прейдут, потому что они будут верны во все времена; его нравственные законы будут вечны, потому что они заключают в себе условия добра, которые ведут человека к его вечному назначению. Но дошли ли до нас его слова чистыми от всякой примеси и неверных толкований? Все ли христианские исповедания поняли их дух? Все ли усвоили его, не исказив их настоящий смысл вследствие предрассудков или незнания законов Природы? Не сделали ли они из них орудия господства, чтобы служить их честолюбию и матерьяльным интересам, ступенью для возвышения не на небо, а для того только, чтобы возвыситься на земле? Все ли они взяли себе руководящим правилом проведение в жизнь добра, что Иисус поставил необходимым условием спасения? Все ли они свободны от тех упрёков, с которыми он обращался к фарисеям своего времени? Наконец, все ли они в теории, как и на практике, служат чистым выражением его учения?
       Так как истина одна, она не может заключаться в противоположных утверждениях, и Иисус не мог бы дать двойной смысл своим словам. Если же различные исповедания противоречат одно другому, если одни считают правдой то, что другие осуждают, как ересь, то невозможно, чтобы все они были истинны. Если бы все они приняли истинный смысл евангельского учения, то встретились бы на одной почве и тогда не было бы сект.
       Что никогда "не прейдёт", так это истинный смысл слов Иисуса; "прейдёт лишь" то, что построили люди на ложном толковании этих самых слов.
       Миссиею Иисуса было принести людям мысль Божию, и только одно чистое учение его может быть её выражением, вот почему он сказал: "Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится."

Краеугольный камень

       §571. "Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в писании: "камень, который отвергли строители, тот самый соделался главою угла: это - от Господа и есть дивно в очах наших." (Псалм. гл.117, ст.22, 23.) Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит. И слышавши притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его; но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка." ("Еванг. от Матф.", гл.21, ст.42-46.)
       §572. Слово Иисуса сделалось краеугольным камнем, т.е. камнем, скрепляющим новое здание веры, воздвигнутое на развалинах старого; иудеи, первосвященники и фарисеи, отвергли это слово, и оно раздавило их, как раздавит тех, кто позднее не принял его или исказил смысл его ради своего честолюбия.

Притча о злых виноградарях

       §573. "Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидевши сына, сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его. И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои." ("Еванг. от Матф.", гл.21, ст.33-41.)
       §574. Хозяин дома, отец семьи - это Бог; виноградник, который Он насадил, это установленный им закон; виноградари, которым он отдал виноградник, это люди, которые должны преподавать и исполнять Его закон; слуги, которых Он посылал к ним, это пророки, которых они убили; сын Его, которого Он наконец посылает, это Иисус, которого они также убили. Что же сделает Господь с этими нарушителями Его закона? Он поступит с ними так, как они поступили с Его посланными, и позовёт других, которые дадут лучший отчёт в Его имуществе и в поведении тех, которых Он им доверил.
       Так было по отношению книжников, первосвященников и фарисеев. Так же будет, когда Он опять придёт спрашивать у каждого отчёт в том, что он сделал из Его учения; Он отнимет власть у тех, кто ею злоупотреблял, потому что Он хочет, чтобы имение Его управлялось по Его воле.
       Человечество, через восемнадцать веков достигшее зрелого возраста, в состоянии теперь понять то, на что Христос только намекал, потому что, как сам он сказал, его не могли понять. К какому же конечному результату пришли те, на которых в продолжение этого долгого периода было возложено религиозное воспитание человечества? Они видят теперь равнодушие, сменившее веру, и неверие, воздвигнутое в доктрину. В самом деле, ещё никогда, ни в одну эпоху скептицизм и дух отрицания не были так распространены во всех классах общества.
       Но если некоторые мысли Христа и прикрыты аллегорией, то всё, что касается правил нравственности, отношений людей друг к другу, моральных принципов, которые он поставил необходимым условием спасения, всё это совершенно ясно и не может быть перетолковано. ("Евангелие от Спиритизма", гл.XV.)
       Во что превратились его правила любви, милосердия и терпимости? Наставления, которые он давал апостолам, обращать людей кротостью и убеждением? Его простота, смирение, беспристрастие и все те добродетели, примером которых он был? Во имя его люди бросают друг другу анафемы и проклятия; убивают один другого во имя того, кто сказал: "Все люди братья." Сделали Бога ревнивого, жестокого, мстительного и пристрастного из Того, Которого Христос провозгласил бесконечно благим, правосудным и милостивым; этому Богу мира и истины приносили тысячи жертв, жгли их на кострах, преследовали и мучили, как не мучили даже язычники ради своих ложных богов; продавали молитвы и милости неба во имя того, кто прогнал из храма продавцов и говорил ученикам своим: "Даром получили, даром отдавайте."
       Что сказал бы Христос, если бы жил теперь среди нас? Если бы он видел, как его представители домогаются почестей, богатства, власти и пышности светских сановников тогда, как он, Царь, больший царя земного, совершил свой въезд в Иерусалим верхом на ослице? Не имел ли бы он права сказать им: что сделали вы из моего учения, вы, поклонники золотого тельца, отдающие большую часть своих молитв богатым и меньшую бедным, тогда, как я сказал вам: да будут первые последними и последние первыми в Царстве Небесном? Но если его нет между нами во плоти, он духом пребывает среди нас и, как хозяин в притче, придёт и спросит отчёта у своих виноградарей, когда настанет время, о том, что произвёл его виноградник.

Едино стадо и един пастырь

       §575. "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и оне услышат голос Мой, и будет одно стадо и один пастырь." ("Еванг. от Иоанна", гл.Х, 16.)
       §576. Этими словами Иисус ясно возвещает, что настанет время, когда люди сольются в одной общей вере; но как может произойти подобное объединение? Это кажется невозможным при виде различий, которые существуют между религиями, антагонизма, коий поддерживают между собой их последователи, и их упорства в убеждении, что они исключительно обладают истиной. Все хотят единства, но каждая из них льстит себя уверенностью, что оно совершится в её пользу, и ни одна не хочет делать уступок в своих верованиях.
       Тем не менее единство совершится в религии так же, как оно совершается в социальном, политическом и коммерческом отношении посредством уничтожения преград, разделяющих народы, и объединения нравов, обычаев и языков; народы всего мира уже соединяются в братские союзы, как провинции одного государства между собой; и этого единства все сильно желают. Оно совершится в силу вещей, потому что станет необходимостью для братского сближения наций; оно совершится в силу развития человеческого разума, который поймёт всю пустоту этих раздоров; в силу прогресса науки, которая с каждым днём обнаруживает те матерьяльные заблуждения, на которые религии опираются, и мало-помалу отрывает источенные камни их фундамента. Если наука разрушает в религиях то, что принадлежит к измышлению человеческому и происходит от незнания законов Природы, то она не может разрушить того, что есть создание Божие и вечная истина. Очищая религии от посторонних примесей, наука готовит пути единения. Для того, чтобы притти к единению, религии должны будут встретиться на нейтральной, общей им всем почве. Для этого все оне должны будут делать уступки и приносить жертвы, более или менее значительные, смотря по многочисленности их особых догматов. Но в силу неизменности, которую оне все исповедуют, инициатива уступок не может притти из официального лагеря; вместо того, чтобы итти сверху, их точка отправления будет снизу, в индивидуальной инициативе. С некоторого времени происходит движение децентрализации, постепенно приобретающее непобедимую силу. Принцип неизменности, который религии рассматривали до сих пор как охраняющую защиту, сделается причиною разрушения, потому что в то время, как культы остаются неподвижными, а общество идёт вперёд, оно неизбежно обгоняет их, и они поглощаются потоком прогрессивных идей.
       Неизменность, вместо того, чтобы быть силой, становится причиной слабости и разрушения для тех, кто не следует за общим движением; она подрывает единство, потому что те, кто хотят итти вперёд, отделяются от тех, которые упорно остаются позади.
       При настоящем состоянии знаний и общественного мнения религия, долженствующая соединить когда-нибудь всех людей под одним знаменем, будет та, которая наиболее удовлетворит законным стремлениям ума и сердца, которая ни в чём не будет обличена положительной наукой; которая вместо того, чтобы оставаться неподвижной, будет следовать с человечеством в его прогрессивном шествии, не позволяя опередить себя; которая не окажется ни исключительной, ни нетерпимой; которая освободит разум от закрепощения и будет признавать только разумную веру; моральные правила которой будут самые чистые, самые рациональные, самые гармонирующие с социальными нуждами, наконец, наиболее способные утвердить на Земле царство добра, милосердия и вселенского братства.
       Антагонизм религий между собой поддерживается идеей о том, будто у каждой из них свой особый бог и притом единственно истинный и самый могущественный, находящийся в постоянной вражде с богами прочих культов и стремящийся победить их влияние. Когда оне будут убеждены в том, что Бог только Один во Вселенной, что в конце концов это всё Тот же, которому оне все поклоняются под именем Иеговы, Аллаха или Бога; когда оне согласятся в Его существенных свойствах, тогда оне поймут, что Существо Единое может иметь только одну волю; оне подадут друг другу руки, как служительницы Одного Господина и дети Одного Отца и тем сделают решительный шаг к единению.

Пришествие Илии

       §577. "И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит притти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен притти прежде и устроить всё: но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе." ("Еванг. от Матф.", гл.17, ст.10-13.)
       §578. Илия уже пришёл в лице Иоанна Крестителя. Его новое пришествие возвещено ясно; а так как он не мог притти иначе, как в новом теле, то эти слова Христа есть несомненное подтверждение множественности существований и закона перевоплощения. ("Евангелие от Спиритизма", гл.IV, §48.)

Возвещение Утешителя

       §579. "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам." ("Еванг. от Иоанна", гл.14, ст.15, 16, 17, 26)
       §580. "Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не прийдёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите меня; о суде же, что князь мира сего осуждён. Ещё многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить: когда же придёт Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам; Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам." ("Еванг. от Иоанна", гл.16, ст.7-14.)
       §581. Это пророчество есть бесспорно одно из самых важных с религиозной точки зрения, потому что оно недвусмысленно свидетельствует о том, что Иисус не сказал всего, что мог бы сказать: он был бы не понят даже своими апостолами, к которым он обращался с этими словами. Если бы он давал им тайные наставления, они упомянули бы о них в "Евангелии"; но раз он не всё сказал апостолам, то и преемники их не могли знать больше их; таким образом, они могли ошибаться в смысле его слов и давать ложное толкование его мыслям, часто сокрытым под формой аллегории. Стало быть, религии, основанные на "Евангелии", не могут считать себя обладающими всей истиной, так как Иисус предоставил себе в будущем дополнить свои учения. Потому их притязание непреложности есть опровержение слов Иисуса.
       Под именем Утешителя и Духа Истины он возвещает того, который должен научить их всему и "напомнить" то, что он говорил: значит поучения его были неполны; мало того, он предвидит, что забудется даже то, что он говорил и что учение его будет искажено. Потому Дух Истины "напомнит всё" и вместе с Илией "устроит всё", сообразно истинному смыслу его учения.
       §582. Когда должен притти этот новый возвеститель Откровения? Совершенно очевидно, что если в эпоху проповеди Иисуса люди не в состоянии были понять всё то, что ему оставалось ещё сказать, то они в несколько лет не могли просветиться настолько, чтобы приобрести все нужные познания. Для понимания некоторых мест "Евангелия", за исключением нравственных правил, нужны были знания, которые мог дать только научный прогресс, а это было делом времени и многих поколений. Если бы новый мессия пришёл вскоре после Христа, он нашёл бы почву столь же мало подготовленной и не мог бы сделать больше его. Но со времён Христа и до наших дней не было ни одного значительного откровения, которое пополнило бы "Евангелие" и осветило в нём тёмные места, - верный признак, что посланник ещё не появлялся.
       §583. Каков должен быть этот посланник? Иисус, сказав: "Я умолю Отца, и Он пошлёт вам другого Утешителя", определяет ясно, что это не он сам, иначе он сказал бы: "Я приду дополнить то, чему вас учил." Потом он прибавляет: "да пребудет с вами вовек" и "в вас будет". Это не могло бы относиться к существу воплощённому, которое не может быть с нами вовек и ещё менее быть в нас, но прекрасно понимается относительно учения, которое в самом деле, если оно хорошо усвоено, может быть в нас вечно. Итак, Утешитель, по мысли Иисуса, есть олицетворение доктрины высокоутешительной, возвестителем которой должен быть Дух Истины.
       §584. Спиритизм осуществляет, как это было уже показано (гл.I, §30), все условия обещанного Иисусом Утешителя. Это не индивидуальное учение, не измышление человеческое; никто не может назвать себя его творцом; это продукт коллективного наставления духов, направляемых Духом Истины. Он ничего не отменяет в "Евангелии"; но дополняет и освещает его; при помощи новых законов, которые он открывает, с присоединением к ним законов научных, он поясняет то, что не было ясно, заставляет принять возможность того, что неверие не хотело признавать. У него были свои предтечи и пророки, которые предчувствовали его пришествие. Своим моральным могуществом он готовит Царство Добра на Земле.
       Учение Моисея неполно и не вышло за пределы еврейского народа; учение Иисуса, более полное, распространилось по всему миру посредством христианства, но не обратило весь мир; Спиритизм же, ещё более полный, имеющий корни во всех религиях, обратит всё человечество.3
       §585. Иисус, сказав своим апостолам, что после придёт другой, который наставит их во всём, что он теперь не может им сказать, этим самым возвестил необходимость перевоплощения. Каким образом, в самом деле, эти люди могли бы воспользоваться более полным учением, которое будет дано после; каким образом они стали бы более способными понять его, если больше не будут жить? Это значило бы, что Иисус сказал несообразность, так как будущие люди должны быть по общепринятым понятиям людьми новыми, душами, вызванными из ничего при рождении тела. Допустите, напротив, что апостолы и их современники жили уже раньше, что они живут снова и теперь, тогда обещание Иисуса оправдывается; их понимание, которое должно было развиться с социальным прогрессом, может "вместить" теперь то, что оно не вмещало тогда. Без перевоплощения обещание Иисуса было бы призрачно.
       §586. Если бы на это ответили, что обещание его исполнилось в день Пятидесятницы через сошествие Святого Духа, то можно было бы возразить, что Святой Дух вдохновил их, что он мог просветить их умы, развить в них медиумические способности, которые должны были облегчить их миссию, но что он не научил их ничему сверх того, что они знали от Иисуса, так как на это нигде нет ни малейшего указания. Таким образом, Дух Святой вовсе не осуществил того, что Иисус говорил об Утешителе; иначе апостолы разъяснили бы ещё при жизни своей всё, что осталось непонятным в "Евангелии" до наших дней и предупредили бы противоречивые толкования, породившие бесчисленные секты, которые разделили христианство ещё с первых веков.

Второе пришествие Иисуса

       §587. "Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет итти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её; какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придёт Сын Человеческий в славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, "грядущего в Царствии Своём". ("Еванг. от Матф.", гл.16, ст.24-28.)
       §588. "Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего в облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что ещё нам свидетелей? вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти." ("Еванг. от Марка", гл.14, ст.60-64.)
       §589. Иисус возвещает своё второе пришествие, но он не говорит, что опять придёт на Землю в матерьяльном теле, ни того, что олицетворит собою Утешителя. Он представляет себя как Духа, долженствующего притти в славе Отца своего судить каждого по делам его, когда исполнятся времена.
       Эти слова: "есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём", кажутся противоречием, так как известно, что он не приходил при жизни кого бы то ни было из присутствующих. Иисус однако не мог ошибиться в предвидениях такого рода, особенно относительно вещей современных, касающихся его лично; прежде всего нужно поставить вопрос, всегда ли его слова были точно переданы. В этом можно сомневаться, если сообразить, что он сам не написал ничего и слова его были собраны только после его смерти; если же мы видим, что одни и те же его речи передаются каждым евангелистом в разных выражениях, то это лучшее доказательство того, что слова его изложены не текстуально точно. Возможно также и то, что смысл их оказывался иногда извращён при многочисленных переводах.
       С другой стороны, несомненно, что если бы Иисус сказал всё, что мог бы сказать, то он вероятно выражался бы обо всём с большей точностью и ясностью, не допускающей никаких сомнений, как он это делает в изложении законов нравственности; но в других случаях он оставляет свою мысль полускрытой под покровом неясных выражений. Апостолы же, убеждённые в том, что всё им обещанное должно было исполниться ещё при современном им поколении, могли и мысли его излагать согласно своим понятиям. Поэтому они могли и выражать их с большей определённостью, чем, может быть, сделал бы он сам. Как бы то ни было, ясно одно, что вещи произошли не так, как они предполагали.
       §590. Главный пункт, который Иисус не мог развить, потому что люди его времени были недостаточно приготовлены к идеям этого порядка и их следствиям, это важный закон перевоплощения, принцип которого он однако же изложил, как он сделал это относительно всех законов. Этот великий закон, изученный и освещённый в наши дни Спиритизмом, есть ключ ко многим местам "Евангелия", которые без того кажутся лишёнными смысла.
       В этом именно законе можно найти рациональное объяснение предыдущих слов, принимая их буквально. Так как они не могут относиться к личности апостолов, очевидно, что они относятся к будущему царству Христову, т.е. к тому времени, когда его учение, лучше понятое, сделается универсальным законом. Слова его, что некоторые из стоящих здесь увидят его пришествие, не могут быть понимаемы иначе, как намёк на их перевоплощение в ту эпоху. Но евреи представляли себе, что они увидят всё, что возвещал Иисус, и принимали слово в слово все эти аллегории.
       Впрочем, некоторые из этих предсказаний исполнились в своё время, как, например, разрушение Иерусалима, несчастия, которые его сопровождали, и рассеяние евреев; но Иисус простирает свой взор ещё дальше, и, говоря о настоящем, он постоянно намекает на будущее.

Предшествующие признаки

       §591. "Так же услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это ещё не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам, всё же это начало болезней." ("Еванг. от Матф.", гл.24, ст.6, 7, 8.)
       §592. "Предаст же брат брата на смерть, и отец детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Моё, претерпевший же до конца спасётся." ("Еванг. от Марка", гл.13, ст.12-13.)
       §593. "Итак, когда увидите мерзость запустения, речённую через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни." ("Еванг. от Матф.", гл.24, ст.15-22.)
       §594. "И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие; когда же ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё сие будет." ("Еванг. от Матф.", гл.24, ст.29-34.)
       "Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого; ибо как в дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, - так будет и в пришествие Сына Человеческого." ("Еванг. от Матф.", гл.24, ст.37-38.)
       §595. "О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец." ("Еванг. от Марка", гл.13, ст.32.)
       §596. "Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет; женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир; так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимет у вас." ("Еванг. от Иоанна", гл.16, ст.20-22.)
       §597. "И многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца спасётся. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам, и тогда придёт конец." ("Еванг. от Матф.", гл.24, ст.11-14.)
       §598. Эта картина конца времён очевидно аллегорическая, как и большая часть из тех, которые изображал Иисус. Образы, представленные в ней, по своей силе способны были поразить незрелые умы. Чтобы действовать на грубое воображение, нужны были энергичные картины и смелые краски. Иисус обращался особенно к народу, к людям, наименее просвещённым и неспособным понимать метафизические абстракции или изящество форм. Чтобы достигнуть их сердца, надо было действовать на зрение матерьяльными знаками и на слух энергией речи.
       Как естественное следствие этого расположения ума, высшее могущество не могло, по вере того времени, проявиться иначе, как в явлениях необыкновенных, и чем они были невероятнее, тем скорее принимались, как вполне возможные.
       Сын Человеческий, грядущий на облаках небесных, со славою великой, окружённый ангелами, при звуке труб, представлялся им гораздо более внушительным, чем облечённый одною только моральною властью. Также и иудеи, которые ожидали в Мессии царя земного, настолько могущественного среди всех царей, чтобы сделать их нацию первенствующей и возвысить престол Давида и Соломона, не хотели узнавать Его в смиренном сыне плотника, без всякого матерьяльного авторитета.
       Тем не менее, этот бедный иудейский пролетарий стал величайшим из великих; он покорил своей верховной властью более царств, чем самые могущественные государи; одним только словом своим с помощью нескольких бедных рыбаков он преобразовал мир, и ему иудеи обязаны будут восстановлением своего честного имени. Таким образом, он говорил истину, когда на вопрос Пилата: "Ты ли царь Иудейский?", отвечал ему: "Ты говоришь."
       §599. Следует заметить, что у древних землетрясения и затмения солнца были необходимыми аксессуарами всех происшествий и зловещих предсказаний; они появляются в минуту смерти Иисуса так же, как при смерти Цезаря и во многих других случаях в истории язычества. Если бы эти явления происходили так часто, как о них рассказывалось, казалось бы невозможным, чтобы люди не сохранили о них воспоминания в своих традициях. Сюда прибавляют ещё падающие с неба звёзды, как бы для того, чтобы засвидетельствовать будущим, более просвещённым поколениям, что дело идёт лишь о фикции, так как в настоящее время известно, что звёзды падать не могут.
       §600. Тем не менее под этими аллегориями кроются великие истины. Это прежде всего возвещение бедствий всякого рода, которые поразят человечество, бедствий, порождённых высшей борьбой добра со злом, веры с неверием, прогрессивных идей с отсталыми. Во-вторых, распространение по всей Земле "Евангелия", восстановленного в своей первоначальной чистоте; наконец, царство добра, которое будет царством мира и вселенского братства, вытекающего из евангельских законов нравственности, приводимых в исполнение всеми народами. Это действительно будет царством Иисуса, потому что он будет руководить его основанием и люди будут жить по его закону; царством счастья, так как он сказал, что после скорби дней тех настанут дни радости.
       §601. Когда это исполнится? Никто этого не знает, говорит Иисус, ни Ангелы небесные, ни Сын, токмо Отец; но когда настанет эта минута, люди будут извещены признаками предзнаменования. Эти признаки не будут ни в солнце, ни в звёздах, но в социальном положении и явлениях более моральных, чем физических, которые можно частью вывести из некоторых намёков.
       Несомненно, что такое изменение не могло произойти при жизни апостолов, потому что Иисус не мог бы этого не знать, и к тому же оно не могло произойти в несколько лет. Однако он говорит с ними так, как будто они должны быть свидетелями тех событий; это значит, что они в самом деле могут жить снова в ту эпоху и сами работать для возрождения. Иногда он говорит о ближайшей судьбе Иерусалима, а иногда берёт этот факт для сравнения с будущим.
       §602. Своим новым пришествием возвещает ли Иисус конец мира? или словами: "И проповедано будет Евангелие Царствия по всей земле в свидетельство всем народам, и тогда придёт конец."
       Было бы странно предполагать, что Бог разрушит мир именно в тот момент, когда он вступит на путь морального прогресса через проведение в жизнь евангельского Учения; ничто к тому же в словах Христа не указывает на всеобщее разрушение, которое при этих условиях не могло бы быть оправдано.
       Всеобщее исполнение законов "Евангелия", долженствуя привести к улучшению человеческой нравственности, тем самым приведёт в царство добра и повлечёт за собою падение зла. Таким образом, Христос указывает на конец старого мира, мира, управляемого предрассудками, гордынею, эгоизмом, фанатизмом, неверием, корыстолюбием и всеми дурными страстями, когда говорит: "и проповедано будет Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам, и тогда придёт конец". Но этот конец повлечёт за собою борьбу и из этой борьбы произойдут страдания, которые он предвидит.

Сыны ваши и дочери будут пророчествовать

       §603. "И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыновья ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумлены будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать." ("Деяния", гл.2, ст.17-18.)
       §604. Если рассматривать современное состояние мира физического и мира морального, наклонности, стремления, предчувствия большинства, упадок старых идей, которые напрасно отбиваются вот уже целое столетие от новых идей, нельзя сомневаться в том, что готовится новый порядок вещей и что старый мир близок к концу.
       Если теперь принять в соображение аллегорическую форму некоторых картин и если исследовать скрытый смысл слов Иисуса, сравнивая настоящее положение с теми временами, которые он описывает и которые должны отметить эру обновления, - нельзя не согласиться, что некоторые из его пророчеств исполняются в настоящее время; отсюда следует заключить, что мы приближаемся к возвещённым временам, что и подтверждают духи во всех пунктах земного шара.
       §605. Как мы уже видели (гл.I, §32), возрождение Спиритизма, совпадая с другими проявлениями, осуществляет одно из самых важных пророчеств Иисуса через то влияние, которое он необходимо должен оказывать на идеи. К тому же, он совершенно ясно возвещен в пророчестве, приведённом в Деяниях Апостольских: "И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши."
       Это уже совершенно ясное возвещение распространения медиумизма, который открывается в наши дни у людей всех возрастов, без различия пола и жизненных условий, а следовательно, и всемирной манифестации духов, потому что помимо духов не могло бы быть медиумов. Это будет, как сказано, "в последние дни"; но так как мы подходим не к концу мира, а, напротив, к его возрождению, - то под этими словами следует понимать: последние времена мира старой морали, который уходит в небытие. ("Евангелие от Спиритизма", гл.XXI.)

Страшный Суд4

       §606. "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престол славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира", и т.д. ("Еванг. от Матф.", гл.25, ст.31-46.) См. "Евангелие от Спиритизма", гл XV.
       §607. Так как добро должно царить на Земле, надо, чтобы все те духи, которые очерствели во зле и своим пребыванием поселяли бы смуты, были удалены с неё. Ради их исправления, Бог оставлял их там на необходимое для этого время, но в ту пору, когда Земля должна будет возвыситься в Иерархии Миров благодаря моральному прогрессу её обитателей, тем духам или воплощённым, которые не воспользовались поучениями Земли для исправления своего, будет воспрещено пребывание на ней. Они будут сосланы в низшие миры, как были когда-то сосланы духи Адамовой расы, и будут замещены лучшими. Это и будет то отделение, которое совершит Иисус и которое представлено образно в следующих словах последнего суда: "и поставит овец по правую сторону, а козлов - по левую". ("Еванг. от Матф.", гл.25, ст.33.)
       §608. Доктрина Страшного Суда, единственного и всемирного, полагая конец человечеству раз и навсегда, не принимается разумом, так как она предполагает бездействие Бога в продолжении вечности, которая предшествовала сотворению Земли и вечности, что последует за её истреблением. Но тогда к чему служили бы Солнце, Луна и звёзды, которые по "Книге Бытия" были созданы для того, чтобы освещать наш мир? Было бы удивительно, что такое грандиозное творение предназначалось на такое короткое время и ради существ, большая часть которых была осуждена заранее на вечные муки.
       §609. Идея единственного суда была до некоторой степени допускаема для тех, кто не доискивался смысла вещей, в то время, когда считали всё человечество сосредоточенным на Земле и всё во Вселенной созданным для её обитателей; но она неприемлема с тех пор, как стало известно, что существуют миллионы подобных ей миров, которые населяют человеческие поколения в течение вечности и среди коих Земля есть самая незаметная и незначительная точка.
       По одному этому факту видно, что Иисус имел основание заявить своим ученикам: "Многое ещё имею вам сказать, но вы теперь не можете вместить", потому что научный прогресс был необходим для здравого толкования некоторых его слов. Конечно, апостолы, Св.Павел и первые ученики иначе основали бы известные догматы, если бы они обладали знаниями астрономии, геологии, физики, химии, физиологии и психологии, какими в настоящее время обладает человечество. Поэтому он отсрочил дополнение своих учений и возвестил, что всё должно быть восстановлено.
       §610. Морально окончательный и бесповоротный суд не согласуется с бесконечной благостью Творца, Которого Иисус изображает нам добрым Отцом, всегда оставляющим открытым путь раскаяния и готовым во всякое время протянуть свои руки блудному сыну. Если бы Иисус понимал суд в этом смысле, то опроверг бы этим свои собственные слова.
       И потом, если Страшный Суд должен застать человечество врасплох, среди его обычных работ, не щадя и беременных женщин, - является вопрос, с какою целью Бог, не творивший ничего бесполезного и несправедливого, допускал бы рождение детей и "создавал новые души" в эту роковую минуту конца человечества, чтобы отдать их на суд, едва вышедшими из утробы матери, прежде чем оне сознали себя, тогда как другие прошли через тысячи лет самопознания. В какую сторону, направо, или налево, пойдут эти души, которые ещё ни хороши, ни дурны и для которых с той поры закрыт всякий дальнейший путь прогресса, так как всё человечество больше не будет существовать?
       Пусть те, рассудок которых довольствуется подобными верованиями, сохраняют их, это их право, и никто не упрекает их; но пусть не осуждают также и тех, которые с ними не согласны.
       §611. Суд, завершающийся принудительной эмиграцией, как она изложена выше, вполне рационален. Он основан на самой строгой справедливости, потому что оставляет духу свободную волю; он никому не даёт привилегий, и одинаковая возможность прогресса даётся Богом всем существам, без исключения; даже уничтожение целого мира, ведущее к разрушению плоти, не наносит никакого ущерба прогрессивному движению духа. Таковы последствия множественности миров и множественности существований.
       По этому толкованию название Страшный, или Последний Суд - не точно, потому что духи проходят через подобные суды при каждом возрождении миров, в которых они обитают, пока они не достигнут наконец известной степени совершенства. Итак, в собственном смысле слова, нет последнего суда, но есть общие суды во все эпохи возрождения, частичного или полного, следствием которого являются большие эмиграции духов из мира воплощения в бесплотный и обратно.


1 Но в конце ХХ века это уже не выглядит так странно, ибо ясно, что культура этих наций зашла куда-то не туда. (Й.Р.)
2 Один из впечатляющих примеров этого рода - кончина Параманса Йогананды. Незадолго перед смертью Йогананда с точностью предсказал мгновение, в которое он оставит своё физическое тело. Желая отпраздновать это событие, он устроил 7 марта 1952 года большой приём-конференцию, гвоздём программы на которой была его кончина. На последнем фотоснимке, сделанном на этой конференции за час до объявленной им собственной кончины, мы видим его радостным и улыбающимся. Закончив своё выступление он действительно скончался. Тело его, остававшееся под наблюдением в течение многих недель, оказалось неподвержено разложению - феномен, происходящий с мощами святых. Среди литературных работ Параманса Йогананды особенно известна его "Автобиография", в которой изобилуют описания паранормальных явлений, среди каковых значатся телепатия, ясновидение, билокация, левитация, материализации и т.д. (Й.Р.)
3 Все философии и религиозные доктрины носят имя основавшего их лица, так говорят: христианство, магометанство, буддизм, картезианство, фурьеризм, сен-симонизм и т.д. Слово "спиритизм", напротив, не говорит о какой-либо личности; оно заключает общую идею, которая одновременно указывает характер и множественный источник этого Учения. (А.К.)
4 Мы в нашем переводе следуем русской православной традиции, называя этот суд "страшным", тогда как по-французски и в других европейских языках он гораздо более удачно именуется "последним", хотя и такое наименование, как будет видно из дальнейшего, неточно. (Й.Р.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz