Введение

 

    Данный раздел посвящён религиозному аспекту спиритизма и его взаимоотношениям с религиями в традиционном понимании этого слова - прежде всего с христианством. Отметим, что эта тема нашему сайта совершенно не чужда. Как известно, спиритизм претендует на роль продолжателя учения Христа, очищенного от человекотворных влияний и обветшавших церковных догм. Спиритизм появился в середине XIX века - во время глубокого кризиса церковного христианства, опиравшегося на догмы, чуждые рациональному мышлению, и, соответственно, оказавшегося беспомощным перед научным прогрессом и последовавшим за этим распространением атеизма. Мы согласимся, что нынче это звучит не столь угрожающе, особенно на фоне таких отродий человеческого атеизма, как мировые войны, новые виды смертоносного орудия, способные уничтожить всё живое на целой планете и даже саму планету, надвигающаяся экологическая катастрофа, новые физические и душевные болезни, против которых бессильна медицина... И тем не менее, было бы крайне глупо думать, что всё это свалилось на нас в веке XX-ом, тогда как предыдущие эпохи к нынешним кризисам отношения не имеют - ведь если бы наше прошлое было бы идеальным, то тогда по определению оно не смогло бы породить неидеальное, не говоря уже о хаосе и упадке. Духовный кризис нынешних времён не мог свалиться нам на голову, и если мы обратимся к истории христианства за последние 2 тысячи лет, то увидим, что не всегда оно соответствовало своему высокому предназначению. Всякое бывало: и крестовые походы, и инквизиции, и гонения на вольнодумство, и расколы внутри церковной среды, порой приводившие к кровавым драмам... В чём причина этих бед? Могло ли Божественное Откровение явиться причиной людских несчастий? Нет. Следовательно, причина лежит в том, что люди не последовали заветам Божьим по сугубо человеческим причинам.
    В данном разделе читатель может встретиться с той зрения, которая весьма критически оценивает церковное христианство, его традиционную догматику и деятельность его апологетов. Здесь мы свидетельствуем, что спиритизм относится с одинаковым уважением ко всем религиям и их последователям (см. Кодекс спирита). При этом уважение не означает, что мы не имеем права критиковать какие-бы то ни было религиозные представления и догматы; и раз уж в сторону спиритизма было выпущено так много критических стрел, то позвольте не остаться в долгу, ибо речь здесь идёт о вещах слишком серьёзных, чтобы о них можно было умалчивать.
    Можно ожидать, что скептически настроенный читатель станет возмущаться нашей критикой церковного христианства, напоминая не самые славные страницы истории самого спиритизма: многочисленные случаи медиумического обмана, одержаний, попыток сделать из этого развлечение и т.д. - дескать, "уж чья б мычала, а твоя молчала". Но не будем смешивать великую науку спиритического общения с пошлой погоней за острыми ощущениями и сенсациями, - увы, сейчас о спиритизме вспоминают лишь в последнем смысле. Люди не хотят понимать, что спиритизм, будучи правильно понятым и исповедуемым, не только не принесёт вреда, но и может значительно обогатить духовный мир человека. Некогда слово "спирит" вызывало у окружающих уважение: так, Кардек упоминает об одном современнике, которого приняли на ответственную работу лишь благодаря тому, что работодатели знали, что этот человек был спиритом, - это свидетельствовало о его честности и благородстве. Не более опасен спиритизм и для психического здоровья - все известные нам корифеи спиритизма прошлых веков (Кардек, Дени, Крукс, Фламмарион, Конан-Дойль, Лодж и др.) умирали в достаточно почтенном возрасте, не страдая заболеваниями, вызванными медиумизмом. Один из самых известных спиритов нашего времени - бразильский медиум Чико Шавьер - прожил более 80 своих лет в нищете в маленьком городке, всегда будучи в добром здравии, не страдая одержимостью и жертвуя гонорары от многомиллионных тиражей своих медиумических книг на детскую благотворительность.
    С другой стороны, нельзя не замечать и того, что 150 лет, прожитых спиритизмом, являются слишком малым сроком, чтобы выносить ему окончательный приговор. Вспомним, что само христианство в первые 3 века своего существования было всеми гонимой и презираемой сектой. Более того, ещё до смерти апостолов в христианстве не всё было гладко. Двое из 12 апостолов предали Иисуса: один - Иуда - выдал Его властям, а другой - Пётр - трижды от Него отрёкся. Если мы обратимся к посланиям апостола Павла, то не раз встретим критику современных ему христиан:

    «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас О! если бы вы [и в самом деле] царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! <...> Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.» 1 Кор. 4:8, 10.
    «Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние <...>» 1 Кор. 5:1
    «Вы знаете Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних<...>» Фил. 4:15

    Наконец, Христос резко изобличает ангелов Сардийской и Лаодикийской церквей в "Откровении" Иоанна Богослова (Откр. 3), также признавая, что ненавидит деяния неких Николаитов...  Но прошло несколько веков, церковь подружилась с императорской властью Рима, а впоследствии и многочисленных феодальных государств Европы, став мощной централизованной организацией, одним из крупнейших феодалов, с которым считались все князья и монархи. Этот период продолжается и сейчас, с поправкой на естественные изменения в образе жизни европейцев. Увы, но за весь период 17-векового могущества церкви христианская цивилизация так и не стала цветущим райским садом. Это говорит о том, что причины духовного кризиса человечества лежат очень глубоко, как по сути, так и в историческом отношении. Мы не считаем, что речь идёт о фатальной неизбежности, но так или иначе история подтверждает, что духовное развитие, возможность идти вперёд, является весьма трудным предприятием. Чтобы его не запутывать окончательно, мы обязаны быть максимально честными, и нам так или иначе придётся давать те или иные оценки, порой и нелицеприятные, что мы и будем делать, невзирая на авторитеты, поскольку наша цель - Истина, и Бог нам судья.

 

Следующая тема:

Разум и вера.

Hosted by uCoz