ЧАСТЬ ВТОРАЯ

МЕДИУМИЗМ

       В данной части излагаются вопросы использования явлений психизма для сообщения с П0. Естественно, что эти сведения необходимы для понимания методики доказательства, базирующейся на получении указанных сообщений, и должны быть предпосланы ее изложению. В своем большинстве, излагаемые сведения основаны на литературных данных. Однако, к ним добавлены данные, основанные на полученных нами сообщениях. Некоторые из этих сообщений приводятся в книге в качестве примеров того, что может дать современная медиумическая практика. Но есть и побочная цель. Она состоит в том, чтобы придать читателю, который захочет экспериментировать, уверенность в том, что и в современных условиях успешность опытов вполне достижима.

Глава 10. Общие сведения

       Медиумизмом (посредничеством; производное от media - среда) называют способность некоторых людей к несознательным действиям, в которых проявляется стороннее им сознание. Термин "медиумизм" применяют как название явления установления связи со сторонним сознанием. Медиумизмом же или медиумичностью называют и свойство сенситива обеспечивать указанную связь.
       Лицо, обладающее медиумичностью называют медиумом, т. е. посредником между экспериментаторами и сторонним сознанием. Медиумичность может быть единственным видом психической одаренности сенситива, но часто сочетается с другими ее проявлениями /1350/.
       Из числа явлений психизма, перечисленных в таблице 2, наиболее часто используется как средство медиумизма автоматизм, в принципе же может утилизироваться почти любое из них.
       Каков механизм медиумизма, нам неизвестно. Имеется лишь ряд довольно мало обоснованных предположений на этот счет {160 —5}. Авторы, предполагающие, что имеется несколько уровней подсознания, в сумме образующих П, полагают, что сообщающаяся сущность воздействует на низший из уровней подсознания медиума, а затем вовлекаются последующие уровни, и в сложном процессе транспортировки сообщения происходит воздействие П медиума на информацию и ее искажение /263/. Предполагают также, что между подсознанием и сознанием существует некий дискриминационный барьер, при преодолении которого сведения, поступающие с подсознательного уровня, часто искажаются, в частности, могут принимать символическую форму, которую надо учиться распознавать и расшифровывать /874/. Думают, что для правильного истолкования медиумической информации надо уметь определять, что является ее источником — П0 или "резервуар информации", доступ к которому П сенситива получает за счет своих психических способностей /764/. В большинстве же случаев суждения сводятся к мало что объясняющим утверждениям, вроде "П0 действует на медиума через посредство его ауры" /43/. Так или иначе, но П медиума обладает специфической способностью вступать в контакт со сторонним сознанием легче, чем это в среднем свойственно людям. Возможно, это связано с относительно слабой "закрепощенностью" П в органиме медиума, вследствие чего стороннее сознанием/временно допускается к управлению одной из функций организма медиума. В итоге имеет место так называемое "явление одержания", когда тот или иной орган медиума начинает управляться сторонней волей, действовать независимо от желаний и приказов медиума. При особо сильной медиумичности одержание полностью охватывает сенситива, и он впадает в транс — состояние сонливости или полного сна, иногда имеющего сомнамбулический характер. Чувство одержания знакомо лицам, которые участвовали в медиумических опытах и проявляли при этом хотя бы слабую медиумичность. У особо сенситивных лиц одержание иногда проявляется и наяву, самопроизвольно и сильно. Так, один наш религиозный знакомый, проходя мимо церкви, ощутил принуждение зайти в нее, где почувствовал, что через его глаза смотрят, а ладони его рук горят. Это состояние продолжалось полчаса и вызвало усталость. На медиумическом сеансе спрошенный об этом случае П0 ответил: "Я знаю об этом, так было надо. Кто смотрел, не знаю".
       Этот же медиум ощущал в преддверии опыта как бы "присутствие" и нетерпеливое ожидание П0. Это состояние также сопровождалось тяжестью в глазах и жжением рук. После этого при опыте было сообщего: "Я знал, что он едет к тебе и ждал".

История медиумизма

       Истории медиумизма посвящено несколько специальных исследований {161 — 10}. Упоминаниями об этих явлениях изобилуют источники Египта, Индии, Халдеи, Тибета, встречаются они и у Гомера. Можно думать, что явления медиумизма вместе с другими непонятными первобытному человеку явлениями природы, послужили стимулами к созданию религиозных представлений, явившихся их фантастическим переосмыслением /16, 35/. Можно также предполагать, что разделяемая многими, даже разобщенными народами вера в посмертное существование обусловлена исстари имевшими место медиумическими контактами с П0. Возникновение же повышенного интереса к медиумизму в новое время обычно датируют 1848 годом и связывают со случаем интенсивных психических явлений в США, известных под названием "Рочестерских стуков". Этот инцидент подробно описан в ряде публикаций {162 — 5}. В доме семейства Фоке начались стуки и другие неспокойствия, которые продолжались до тех пор, пока не догадались вступить в контакт с П0, используя типтологическую технику. Две сестры фоке оказались сильными медиумами. Судя по всему, инициатива контакта была со стороны П0. Инициатором его считают П0 Б. Франклина, полагавшего, что связь между мирами живущих и отшедших будет способствовать прогрессу цивилизации и культуры человеческого общества. К сожалению, его надежды не осуществились из-за косности людей и их боязни всего необычного, а также из-за опошления медиумизма обывателями. Инициатива Франклина была не единственной попыткой со стороны П0 к налаживанию контактов. В их числе можно назвать инициативу, проявленную рядом П0 — бывших членов ОПИ, по усовершенствованию связи через выдающегося медиума Э. Пайпер /49, 90, 158/. Существенным вкладом явилось также предложение методики "перекрестного письма" и помощь в организации соответствующих экспериментов со стороны тех же П0, преимущественно Ф. Майерса /493, 695, 1222/. С большим воодушевлением говорили об организации медиумической связи двух миров и отшедшие, контактировавшие с доктором Н. Уолфе, однако, далее благих намерений здесь дело не пошло /1181/. Не привели к особому успеху и старания У. Стэда, который по настоянию П0 "Юлии" открыл в Лондоне "бюро связи с отшедшими" /141, 1223/.
       Общественный резонанс Рочестерских стуков был значительным и занятия медиумизмом получили широкое распространение, особенно в США. Уже в 1851 году это увлечение перекинулось в Европу, большую роль в чем сыграли А. Кардек (псевдоним Л. Ривайля) и Сарду /96/. Изучение медиумизма проводилось группами и организациями, часть которых перечислена в таблице 1. Наибольшее развитие медиумизм получил в конце прошлого и в начале нынешнего веков — число его адептов во всем мире, по-видимому, достигало 50 млн человек, причем только в России насчитывалось более 2000 медиумических кружков. Основной целью этой деятельности являлось достижение личного общения с П0, но предпринимались и попытки популяризации медиумизма. Наибольший вклад внес А. Конан Дойль, систематически выступавший с публичными лекциями по медиумизму и совершивший три лекционные поездки по Австралии и США {232 — 12}. Организовывались медиумические кружки, имевшие целью просвещение неразвитых отшедших, терявшихся при столкновении со странностями непонятного для них потустороннего мира; особенно много таких кружков действовало во время первой и второй мировых войн {233 — 10}. Но все это — разрозненные попытки и П0 нередко упрекают живущих в недостаточном рвении к установлению связи между мирами /695/. В последние же десятилетия первоначальный интерес к медиумизму со стороны как живущих людей, так и П0, существенно уменьшился, в основном из-за инертности людей, власти над ними предвзятых представлений, активного противодействия церковных кругов и трудностей медиумического общения. Немалую роль сыграла и неудача попыток получить неопровержимое доказательство существования посмертной жизни. В последнее время наблюдается повышение интереса к изучению явлений психизма -— преимущественно за рубежом, в меньшей мере у нас в стране, но вопросы медиумизма обычно обходятся при этом стороной. Тем не менее, не следует считать, что научные исследования медиумизма не ведутся /995/. Английское общество для психических исследований (ОПИ) и в наши дни продолжает исследования медиумизма и осуществляет контроль за деятельностью платных профессиональных медиумов, которая не запрещена в Англии, где их около 500, из которых в Лондоне около 50 /1138/. Цель контроля состоит в предотвращении фальсификации явлений и корыстного обмана. Медиумизм широко распространен в Пуэрто Рико и в Бразилии, где сильно африканское наследство и укрепились представления о реинкарнации /1522/. В г. Дурхэме, США, в 1961 году организована исследовательская группа "Psychical research foundation, Inc.", главная цель работ которой — исследование медиумизма и вопроса о посмертной судьбе человека. Публикациям по вопросам медиумизма уделяет место ряд журналов /1271, 1336, 1456 и др./.

Виды медиумизма

       В зависимости от используемого явления психизма, в литературе различают различные виды медиумизма. Обычно их принято делить на две категории — на физические и на психические виды медиумизма. Это разделение вряд ли удачно, так как проявления, которые принято относить к "психическим" (речь, письмо и т.п.), реализуются путем "физического" (механического и т. д.) процесса, а проявления "физические" (перемещение предметов, материализация и т.д.) весьма часто несут разумный "психический" смысл.
       История медиумизма сохранила имена выдающихся медиумов, обладавших универсальной одаренностью, проявлявшейся в способности реализовать многие явления психизма и использовать их для сообщения с П0: это Д. Юм, К. Фоке. —Эглинтон, Ф. Кук, Е. Паладино и ряд других. Но чаще встречается специфическая одаренность, выражающаяся в способности к осуществлению и использованию в медиумических целях какого-либо одного психического явления — автоматического письма, трансовой речи, прямой речи или прямого письма, материализации фантомов и т.п. /323, 698/. Слабая медиумическая одаренность обычно проявляется лишь в автоматических движениях. По некоторым наблюдениям, в начале своей деятельности медиумы иногда проявляют ту или иную степень универсальности, но в дальнейшем "находят себя"— наступает специализация, используется уже какой-либо один вид психизма, иногда же способность к различным видам медиумизма начинает проявляться попеременно /497, 701, 1481/. По сведениям тех же источников, иногда удавалось, подавляя склонность медиума к "психическим" проявлениям, развить его склонность к проявлениям "физическим".
       Есть указания на географическую приуроченность распространения различных видов медиумизма и психических явлений. Мы уже упоминали, что "физические" проявления медиумизма обильнее на Востоке, чем в европейских странах, где они были подавлены преследованиями инквизиции, последствия чего передались наследственным путем. Сообщают, что в Китае преимущественно развито автоматическое письмо с использованием планшетки, снабженной карандашом, в Малайзии — предсказания и лозоискательство, что в Японии медиумизм подобен европейскому.
       Из числа видов медиумизма наибольшее распространение получили автоматическое письмо и двигательный автоматизм. Использование автоматического письма имеет особенности, заслуживающие подробного рассмотрения.
       Автоматическое письмо осуществляется в бодрствующем состоянии. Оно может выполняться непосредственно рукой, держащей карандаш, или планшеткой с прикрепленным к ней карандашом. В обоих случаях медиум кладет "вооруженную" карандашом руку на лист бумаги и старается "забыть" о ней, иногда читает книгу. С течением времени, при наличии медиумичности, рука начинает при первых опытах выводить линии, а после известной тренировки — писать. Автоматическое письмо кажется привлекательным из-за быстроты получения сообщений и обилия образующегося материала. В зависимости от способности медиумов, результаты автоматического письма были самыми разными — начиная от отдельных слов и бессвязных выражений и до научных трактатов, очень неплохих стихотворений и целых поэм и даже сложных романов, публиковавшихся в печати /447, 694 и др./.
       Основатель французской школы медиумизма А. Кардек настаивал на исключительном использовании автоматического письма, утверждая, что лишь этим способом могут сообщаться "высокие", далеко продвинувшиеся в своем развитии П0, для которых двигательный автоматизм и прочие "физические" проявления медиумизма, якобы, слишком "грубы" — они являются уделом "низших" П0 {169 — 8}. Кардек понимал, что в сообщения могут вмешиваться подсознание медиума и другие посторонние сущности и указывал на необходимость контролировать самоличность сообщающихся по смыслу сообщений. Его ошибкой была уверенность, что лишь сообщения "низкого", земного уровня могут быть таким путем искажены, но не сообщения "высоких" П0, для вмешательства в которые уровень развития сторонних сущностей недостаточен. Эта ошибка явилась источником религиозно-мистических заблуждений Кардека и его многочисленных последователей {170—-8}. Для полученных ими сообщений характерны стереотипность и тенденциозность. По большой части они представляют собой наставления в вере и поучения всяких "высоких" и "великих" личностей, преимущественно христианских святых.
       Первым обратил внимание на неблагополучение при использовании автоматического письма известный астроном К. Фламмарион /461/. Кардек предложил ему участвовать в проводимых им сеансах, на которых до двадцати сенситивов автоматически, независимо друг от друга, писали сообщения, которые Кардек затем собирал и обобщал. Получаемые таким путем материалы послужили ему основанием для написания рядя книг {153 — 7}. Фламмарион постепенно развил в себе способность к автоматическому письму и начал получать обширные послания от имени Галилея на астрономические темы. Постепенно он понял, что излагаются его собственные мысли. Он сделал опыт, подтвердивший подозрение, что сообщения поступают из глубинных слоев его собственного сознания: достаточно было ему начать усердно обдумывать неастрономическую тему, чтобы "Галилей" прекратил свои астрономические излияния. Это разуверило Фламмариона в возможности связи медиумическим путем с миром П0, в существование которого он продолжал твердо верить. При дальнейшем своем исследовании психических явлений, он целиком приписывал их действию П медиума, без участия П0, что было верно не во всех случаях.
       Представитель англосаксонской школы медиумизма, лучший медиум нового времени Д. Юм также подверг критике данные последователей Кардека, считая их результатом самовнушения, легко возникающего при автоматическом письме. Он спрашивает: "Откуда французский язык в устах святых, живших в первые века христианства? Почему "Пифагор" полностью забыл греческий язык, но изучил французский? Как могли Наполеон I и Мария Антуанетта "вместить" десятки П лиц последующих поколений, претендующих быть их воплощениями? Почему все, исповедующие реинкарнацию, претендуют в прошлом лишь на "высокие" имена?". Ответ он видит в том, что Кардек, не бывший медиумом, гипнотически внушал свои представления медиумам, работавшим с ним /585/.
       Правильность предположения о влиянии предубеждений на результаты, получаемые способом автоматического письма, подтвердило исследование, предпринятое А.Н. Аксаковым для выяснения причин заблуждений Кардека /9/. Со свойственной ему скрупулезностью, он провел в Париже детальное расследование и установил, что в начале своей деятельности Кардек, тогда еще журналист Ривайль, присвоил обширные необработанные записи сеансов медиумического кружка, медиум которого автоматически писал в сомнамбулическом состоянии под внушением руководителя кружка, проникнутого представлениями о существовании реинкарнации и о возможности и необходимости общения с "высокими" П0. Естественно, что именно эти представления фиксировались автоматическим письмом загипнотизированного сенситива. Кардек воспринял эти представления и в дальнейшем автократически внушал их своим последователям и излагал в своих книгах.
       Воззрения Кардека широко распространились во Франции, а затем и в России, подхваченные медиумистами, группировавшимися вокруг журнала /1232/. Их влияние распространилось на провинциальные медиумические кружки однообразно-теологического направления с характерным религиозным обрядом процедур. При внимательном изучении содержания полученных ими сообщений выявляется его зависимость от умонастроения и убеждений участников опытов, что вызывает подозрение о влиянии на сообщения самовнушения медиума или коллективного воздействия на него. Нельзя сказать, что это оставалось незамеченным участниками. Так, один из медиумов высказал удивление, что наставления П0 полностью соответствуют строю его мыслей, но П0 тут же успокоил его сказав, что так и должно быть, поскольку отшедшие избирают для связи с собой "резонансно мыслящих" медиумов /70, 1194/. Все шло хорошо до 1912 года, когда издатель журнала /1232/ Быков решил обобщить все "богатство" сообщений, полученных многочисленными московскими и провинциальными кружками. Выяснилось, что один и тот же "высокий" П0 ("Св. Николай", "Св. Михаил" и т. д.) высказывал в разных местах совершенно различные суждения по вопросам жизни и веры, суждения часто еретические и, притом, всегда соответствующие убеждениям кружка. Это произвело на глубоко религиозного Быкова настолько тягостное впечатление, что он полностью отвратился от медиумизма, предложил всем своим единомышленникам следовать указаниям православной церкви, предостерегающей от медиумизма, и в 1913 году прекратил выпуск своего журнала.
       Изложенные данные и многие, подобные им, приводят к выводу, что автоматическое письмо нельзя считать оптимальным средством медиумизма, так как при его использовании облегчается возможность вовлечения в сообщения подсознания медиума. Быть может, причина этого в том, что при данном методе используются не только органы чувств и двигательный механизм медиума (как при двигательном автоматизме), но и вовлекаются слои сознания, где запечатлены навыки письма. Так это или нет, но многие обращают внимание на частые случаи влияния П медиума на данные автоматического письма, причем иногда (редко) медиум в состоянии различить, поступают ли сообщения от сторонней сущности или от его собственного подсознания {172 — 5}. Вывод о возможности осложнения медиумической связи, особенно при автоматическом письме, из-за влияния П медиума и других сторонних сущностей является совершенно правильным. Эта возможность должна всегда учитываться и мешающее влияние исключаться. К сожалению, многие исследователи, разочарованные результатами автоматического письма, начали, вслед за Фламмарионом, ошибочно преувеличивать влияние П медиума на сообщения, целиком приписывая их ему и декларируя неустранимость этого влияния и неосуществимость из-за этого связи с П0 при любом виде используемого психического явления {173 — 7}. Это преувеличение можно считать примером, характерным для: истории психических исследований, когда отдельное явление выхватывалось из всей их совокупности, неправильно истолковывалось и клалось в основу общего заключения. И в данном случае опыт наших работ и данные многих других исследователей показывают, что при использовании надлежащего психического явления и при соблюдении должных условий опыта, каждая сообщающаяся сущность проявляется как совершенно определенная личность, свойства и речь которой сравнительно мало зависят от смены медиума, времени и места опыта и его участников и что самоличность этой сущности при должном подходе может быть установлена (см. часть III).
       Медиумизм с использованием автоматического письма, по-видимому, наименее помехозащищенный его вид. Но и при других видах медиумизма надо быть готовым встретить осложнения из-за всякого рода помех, о которых мы будем говорить в главе 14, в том числе из-за искажений, вносимых "инструментом связи"— медиумом, и искажений, обусловленных податливостью, пластичностью исследуемых астральных объектов, которые легко деформируются под воздействием экспериментаторов, принимая аспект, соответствующий их ожиданиям. Процессы, реализуемые в медиумизме, нелинейны в высшей степени.
       Двигательный автоматизм. Опыт медиумизма показывает, что при двигательном автоматизме меньше помех, чем при автоматическом письме {174 — 4}. Эти два вида медиумизма требуют для своего осуществления наименьшей одаренности. Поэтому именно двигательный автоматизм наиболее пригоден для использования при слабом медиумизме, на который рассчитана методика, излагаемая в третьей части. Устройства для его реализации приводятся в действие рукой медиума под контролем его глаз. Участники опыта могут присоединять свои руки, что иногда способствует усилению действия. Предполагается, что сообщающаяся сущность управляет движениями и использует зрение медиума для наблюдения за ними. Применяются самые различные устройства. Наиболее употребителен азбучный круг, пример которого показан на рис. 1, на который кладется перевернутое блюдце с чертой на краю или какой либо иной указатель букв (рис. 2). Участники опыта касаются указателя пальцами рук. Сообщающиеся часто начинают собеседование приветствием и заканчивают его прощанием, поэтому для ускорения сообщения на планшете с азбучным кругом обычно помещают слова "Здравствуйте" и "прощайте", а также "да" и "нет" /131, 799/. Применялась и конструкция, подобная большой логарифмической линейке, подвижная часть которой, несущая указатель букв, могла перемещаться на роликах относительно неподвижной, несущей буквы. В свое время подобные устройства рекламировались и продавались /1232/. Создавались и более сложные приборы, примером которых может служить медиумоскоп профессора Р. Гера, одно из воплощений которого показано на рис. 3. При конструкции, показанной на рисунке, медиум видит сообщаемое. Чтобы исключить возможность обмана со стороны медиума и его невольного влияния на сообщаемое, Гер применял прибор, алфавит которого был виден лишь экспериментатору. Чтобы иметь уверенность в реальности психического проявления, Гер применял также медиумоскопы с бесконтактным приводом, требующие от медиума сильной психокинетической одаренности. Сообщения затруднялись, но происходили /43/. Подобные устройства не могут применяться при реализации излагаемой в третьей части методики установления существования П0, требующей слабой медиумичности.
       Типтологическая методика. В первые годы "медиумической лихорадки" нового времени особенно популярными были коллективные опыты, при которых большое число участников объединяло свои психические силы, сидя за столом и положив на него руки, которые, взаимно касаясь, образовывали непрерывную замкнутую цепь. При слаженности и гармоничности кружка (а это требовало подбора и постоянства состава, а также длительной "приработки" членов кружка) начинали получаться ответы на вопросы стуками в материале стола или в окружающих предметах, или постукиванием его ножек о пол, или путем его качаний, перемещений и даже левитаций. При типтологической методике обычно один из участников читал вслух азбуку или пробегал указкой алфавит, и нужная буква отмечалась стуком или иным проявлением ПК. Недостаток данной методики состоит в ее мешкотности и в организационных трудностях. Основной же изъян коллективных медиумических опытов состоит в сильном воздействии экспериментаторов на пластичный астрал, что в пределе может привести к созданию нового П типа "духа круга", а в случаях менее выраженных — к сильным искажениям получаемой информации, примеры чего были даны при обсуждении автоматического письма. К сожалению, с точки зрения воздействия на объект исследования, различные виды медиумизма недостаточно изучены. Между тем это важнейший аспект, недоучет которого во многом предопределил сумбур и кривотолки при оценке результатов медиумических опытов.
       Прочие виды. Виды медиумизма, требующие более сильной, а, следовательно, и более редкой психической одаренности, чем вышеизложенные, почти не находят в настоящее время применения в любительском медиумизме и лишь изредка реализуются профессиональными медиумами. В их числе трансовое письмо (автоматическое письмо, осуществляемое в состоянии транса), которое ранее широко применялось одаренными сенситивами. В статье /1138/ сообщается об использовании этой методики, а также прямой речи отдельными современными профессиональными медиумами в Англии. В свое время этот вид медиумизма, как и прямое письмо, был очень распространенным {175 — 9}. Еще более редким видом является ясновидческий медиумизм — способность сенситивов непосредственно "видеть П0" и общаться с ними. Утверждают, однако, что даже сравнительно мало одаренный человек может после некоторой тренировки вступать во сне в контакт с П0 и, пробудившись, сохранять об этом воспоминание, освоив методику "направленного сна" {176 — 4}. В числе возможных видов медиумизма следует упомянуть о регистрации голосов Раудива. Хотя этот метод привлекает к себе в последние годы значительное внимание, его нельзя считать удачным способом связи с П0 из-за его сложности, мешкотности и, главное, затруднительности диалога.
       В начальный период медиумизма довольно часто наблюдались явления материализации и их стремились использовать для связи с П0 и для доказательства их самоличности. Доказательством считалось опознание в фантоме отшедшего его близкими и наличие объективных примет его сходства с отшедшим, таких, как совпадение дактилоскопических отпечатков пальцев жившего и фантома, характерных дефектов или особенностей строения тела и т.п. Однако, надежность доказательства подрывалась возможностью того, что фантомы — это материализации мыслеобразов, созданных по данным, извлеченным из памяти участников опыта, а иногда и самих П0. Сомнения укреплялись несоответствием вида фантомов тому, как П0 описывали свой действительный вид (устранение прижизненных дефектов, омоложение и т. д.). Поэтому, хотя опыты с материализацией и производили разительное впечатление на их участников, ценность их для доказательства существования П0 невелика.
       Из изложенного следует, что нет прямой связи между медиумической одаренностью и эффективностью ее использования для связи с По, между внешней показательностью используемого при данном виде медиумизма психического явления и пригодностью этого вида для установления реальности существования П0. Поэтому надо считать ошибочными распространенное в медиумизме представление, что чем поразительнее используемые психические явления, тем показательнее результаты, и стремление привлекать в связи с этим к опытам сенситивов с наивысшей психической одаренностью. При установлении самоличности П0 это лишь затрудняет истолкование получаемых данных, так как позволяет предполагать возможность получения сенситивом решающих сведений не от П0, а из иных источников. В третьей части книги будет показано, что использование более распространенного слабого медиумизма удовлетворительно обеспечивает связь с П0 и позволяет убедиться в реальности его существования.

Hosted by uCoz