Глава 21. Потусторонний мир

       Основной вывод, к которому приходят исследователи мира П0, состоит в том, что для отшедших этот мир вполне реален {287—22}. "Там реальный мир, полная жизнь, прогресс" /1221/. Мир отшедших продолжает существовать, и жизнь в нем продолжает свое течение и в присутствии и в отсутствии любого конкретного П0 /91/. Предметы мира П0 являются реалиями для всех живущих в нем и воспринимаются ими в той же мере одинаково, как мы, живущие, одинаков воспринимаем предметы окружающего нас вещественного мира и судим на этом основании об объективности его существования. Реальность мира П0 позволяет считать его объектом естествознания, а изучение его — одной из важнейших задач науки. Теологический запрет "Не пытаться открыть то, что Бог закрыл" /601/—противоречит всем ее устремлениям.
       Мы знаем, что вещественный мир в своей основе энергетичен. По-видимому, таким же является и мир П0, но действующим началом здесь являются психические модификации энергии, в том числе мыслительно — волевая энергия его обитателей {257—17}. Этим объясняется такая важная и удивительная для многих особенность мира П0, как его сходство с миром земным:— поскольку отшедшие формируют свое окружение на базе земного опыта и земных убеждений, это сходство представляется неизбежным {288— 5}. В то же время естественно, что созидаемое отражает понятие отшедших о совершенном и желаемом. Поэтому мир П0 не может не быть лучше земного мира {289—24}. Сообщающиеся свидетельствуют об этом:
       "Все земное здесь дублируется, но без уродливостей, без теневых сторон" /320/;
       "Я полна радости. Здесь лучше, чем у вас" /53/ (подробнее см. главу 23).
       Лица, пробовавшие проникнуть в мир П0 оккультными методами и с помощью наркотиков, подтверждают светлость открывающихся перспектив и их сходство с земными, но говорят и об их странности {291—5}. О странности, несоответствии увиденного ожидавшемуся говорят и многие П0, указывая, что ряд отличий от того, что привычно живущим, не позволяет им дать нам истинное и полное понятие об их мире {290—7}. Насколько можно их понять, отличия в основном связаны с иными пространственно-временными условиями в их мире, как говорится — в "вырождении" пространства-времени. Есть указания на то, что пространство и вещество не препятствуют перемещению П0, ибо доминант их мира — мысль, которая не подчинена пространству. Поэтому П0 способны перемещаться по своему желанию "со скоростью мысли" {292—18}. Хотя никакой транспорт для перемещения, естественно, им не нужен, некоторые его виды иногда используются "для удовлетворения земного пристрастия" /91, 1143/. Вообще же, пожелавший общения с кем-либо оказывается рядом с ним, если и для него оно желательно и если "разноплановость" не препятствует этому /91, 1038/. Проблески этих будущих свойств можно видеть в способности сенситивов к ясно- и дальновидению и в фактах одновременного проявления одного и того же По через нескольких медиумов, находящихся в разных местах. Вырожденность пространства мира П0 многие связывают с его многомерностью {293—9}.
       Указывают и на "вырождение" времени в мире П0, особенно на высших его планах. С ним связывают психические явления ретроспекции и проспекции (предвидения). Полагают, что П0 слабо осознают течение времени и поэтому разлука для них менее тягостна, чем для оставленных близких {294—26}.
       "Течение времени у нас иное — другие меры времени"/320, 326/. Есть мнение, что измененная оценка скорости течения времени связана с измененным внутренним состоянием П0, что в некоторой степени имеет место и в земной жизни: "Радость быстротечна, печаль тягуча" /133/. В связи с изложенным, По плохо отличают далекое будущее от близкого, прошлое от настоящего и будущего /77, 158, 1226/:
       "Единственное, что я здесь утратил — это чувство времени" (Д. Пилхэм).
       Опыт предсказаний будущего отшедшими подтверждает эти сведения: сами события порой предвидятся верно, но сроки их наступления часто называют совершенно ошибочно /383, 1430/. Замечено, что чем "выше" П0 (чем дальше продвинулась его эволюция), тем он способнее к предвидению. Отсюда заключают, что вырождение времени тем заметнее, чем дальше удален данный план мира П0 от земного плана. Судя по нашему опыту, рядовые, сравнительно недавно перешедшие П0, достаточно хорошо ориентируются во времени, помнят происходившее при предыдущих опытах и многое из своей земной жизни. К предсказаниям же они мало способны, хотя и имеют к ним большую склонность.
       Издавна интересовал вопрос, существуют ли П0 внеземного происхождения. В старых медиумических источниках попадаются упоминания о них. Но это не личные наблюдения отшедших, а их пересказы "слухов из высоких сфер". Поскольку безжизненность планет в то время еще не была установлена, их считали родиной этих П0 {295—12}. А. Кардеку даже сообщили следующую градацию духовного развития жителей планет: астероиды — Марс — Земля — Меркурий и Сатурн — Луна и Венера — Юнона и Уран — Юпитер (наивысшее) /634/1. В других сообщениях фигурируют неназванные обитаемые миры {296—И}. Все эти сведения исходят из мало надежных источников и, скорее всего, являются плодами фантазий П сенситивов, а может быть и П0. Это тем более вероятно, что даже если бы внеземные П0 и существовали, то сепарация П0 скорее всего предотвратила бы их контакты с земными П0. В принципе, возможность существования в многомерном астрале сообществ По внеземного происхождения, конечно, не исключена, но медиумизм не дает об этом сколько-нибудь достоверных данных.

Структура

       Для реализации способности П0 к волевому формированию своего окружения, отшедшие, сходные по развитию и устремлениям, должны объединяться в сообщества. В результате сепарации и объединения П0, можно ожидать расслоения мира отшедших. И действительно, самые разные источники согласно свидетельствуют, что мир П0 подразделен на множество сообществ и на ряд планов, различающихся условиями жизни и духовным развитием своих обитателей {297—24}. От плана к плану последовательно улучшаются условия жизни П0 и прогрессирует их развитие. В пределах каждого плана происходит сепарация обитателей на сообщества, объединенные сходством расовой принадлежности, эпохи, вкусов, привычек и т.п. По Сведенборгу, сообщества эти самые разные по величине — от сравнительно небольшого числа семей и до миллионов /133/. В пределах сообществ имеет место не только сходство, но и равенство членов, тогда как для мира П0 в целом характерны иерархия и организованность {298—5}. Утверждают, что организованность достигается без принуждения, в силу естественного разделения П0 по свойствам и духовному сродству, и приводит к общественному устройству "для всех желательному"— подобному некоей идеальной республике, лишенной судов и администрации, и, в то же время, проступков и несправедливости {299—4}. Сведенборг, использующий церковные термины, даже направление низменных П0 в "ад" объясняет их отвращением от "небесного света" и тягой к "адским миазмам" и к суете "скандальной адской жизни"/133/. Это не соответствует утверждениям церкви о жестоком возмездии за грехи и, по сути, представляет собой все то же представление об естественной сепарации По, но изложенное в иных терминах. И другие исследователи психизма, даже религиозные, в большинстве своем отвергают представление об аде, как месте возмездия, считая это "нелепой восточной выдумкой", и полагают, что судьба П0 является закономерным следствием его земной жизни, а не возмездием или воздаянием /43, 77, 292/.
       Судя по высказываниям наших собеседников и по опыту медиумизма в целом, изложенные представления о полной свободе обитателей сообществ излишне оптимистичны — элементы принуждения и ограничения имеют место:
       "Об этом мне запрещено говорить".
       "Они не хотят, чтобы я приходил к тебе" и т.д.
       Об этом мы говорили подробно в главе 14.
       Если учесть пестроту населения Земли, его исторические изменения и социальную дробность, то не только население мира П0 представляется огромным (вероятно, порядка 1013), но и количество его структурных подразделений неисчислимым. Можно думать о необозримости мира П0 и невозможности осознания его структуры. Однако, это не так. При сличении сообщений о мире По, полученных в разных странах и разными путями, выявляются черты их сходства, особенно если учесть различия терминологии и наложение априорных религиозных представлений. Это видно на рис. 13, где сопоставлены сведения о структуре мира П0, которые дают три сугубо различные источника: синтез большого числа медиумических сообщений; оккультно-теософский пересказ восточной религиозной традиции; свидетельства ясновидящего Сведенборга, христиански-религиозные по духу и терминологии. Все эти источники едины в том, что область обитания П0 подразделена на ряд планов, причем переход от плана к плану сопровождается последовательным изменением уровня жизни. Детали структуры на первый взгляд несопоставимы, но это впечатление изменяется, если принять за репер при корреляции структур уровень жизни, соответствующий земному, как сделано на рис. 13. Как видно, все источники согласны в том, что имеются планы с уровнем жизни, как худшим, так и лучшим земного. Корреляция более дробных подразделений проблематична. Можно говорить лишь об элементах сходства. Здесь корреляция основывается на сравнении описаний условий жизни разными источниками.
       Оккультно-теософские данные, представленные на рисунке 13 колонкой IV, наиболее подробны и претендуют на расчленение и описание планов, весьма удаленных от земного. В этом их отличие от данных медиумизма, в большинстве ограниченных областями мира П0, наиболее приближенными к земному плану, обитатели которых только и способны к медиумическому общению. Вслед за оккультистами и теософами эту область мира отшедших называют астральным планом. Подразделения этой области в разные времена и в разных странах именовали Аидом или адом, Гадесом или чистилищем, царством теней, миром желаний, планом иллюзий, низами небес или раем христиан. Астральный план подразделен на схеме IV на 7 подпланов, условия жизни на которых ухудшаются с ростом номеров. На шестом подплане они приблизительно соответствуют земным. В этом отличие схемы IV от прочих схем рисунка, для подпланов которых характеры условия либо лучше, либо хуже земных, служащих границей раздела между ними. Подразделение планов, лежащих выше астрального, приблизительно соответствуют на схеме IV представлениям индийской религиозной философии.
       Медиумические сообщения о структуре астрального плана разнятся между собой деталями и нумерацией подпланов. В среднем, для них типичны два варианта, представленные схемами II и III на рис. 13. По числу подпланов и их названиям схема II близка к схеме IV, отличаясь направлением нумерации разделов. Менее сходна со схемой IV и менее детализировна схема III. И медиумические и оккультно-теософские источники утверждают, что перешедший попадает на соответствующий его духовному развитию уровень, а затем, по мере совершенствования, продвигается в направлении высших планов.
       Сведения ясновидящего Сведенборга, представленные на рисунке 13 схемой I, имеют отличия от вышеизложенных. Главное из них в том, что, следуя христианской доктрине, он ввел в структуру мира П0 чистилище. Перешедший вначале пребывает в чистилище, где выкристаллизовывается его добрая или недобрая сущность, после чего, не дожидаясь Страшного Суда (как следовало бы по христианскому вероучению), он продвигается или вверх, к "небесам", или вниз, к "аду", для постоянного там нахождения. Можно думать, что эти эклектические представления являются результатом наложения предвзятых религиозных убеждений сенситива на смутно просматриваемую им реальность. Это подтверждается тем, что упоминания о чистилище встречаются лишь у авторов, находящихся под сильным влиянием христианской догмы {300—5}. По Сведенборгу, чистилище — это место, условия жизни в котором близки к земным, но отличаются отсутствием болезней и земных забот. Это позволяет расположить его на схеме I над уровнем земной жизни. Его надо считать соответствующим небольшой части астрального плана, так как для пребывания в чистилище Сведенборг отводит незначительный срок. Если отождествить "демонов" Сведенборга с обитателями низов астрала, "духов"— с населением его средней части, а "ангелов"— с жителями его высших подпланов и последующих высот, то структура I начинает в какой-то мере походить на данные других источников. Описание "небес" по Сведенборгу сходно с описаниями верхних разделов астрала по данным других авторов. По его данным, "ад" — это место, где низменные П0 живут соответственно своим наклонностям и свойствам, куда направляются "по склонности", а, в итоге, получают то, что заслуживают по своему духовному развитию. В этом его сведения не расходятся с медиумическими и оккультно-теософскими. Но есть и отличия. Судьба попавших в "ад" считается окончательной, тогда как, по другим источникам, низы астрала — это отправный пункт их эволюции. Утверждает Сведенборг также, что низменные П0 образуют "фронт зла", противостоящий "фронту добра" (населению "небес"). Некоторые религиозно настроенные авторы разделяют эти представления {301—4}. Как видно из изложенного, сведения Сведенборга представляют собой смесь христианско-канонических утверждений (наличие чистилища; борьба сил добра и зла; окончательность судьбы низменных П0) с еретическими (нет расплаты за грехи и воздаяния за добро — судьба соответствует качеству П0, нет Страшного Суда), за что на него ополчилась церковь. Своеобразие сведений Сведенборга, по-видимому, обусловлено тем, что они основаны на впечатлениях одного наблюдателя, преломившихся в призме его предвзятых представлений и полученных в трудно познаваемом мире, способном в какой-то мере подстраиваться под ожидания наблюдателя, тогда как медиумические и оккультно-теософские данные — это интегралы многочисленных свидетельств. Возможно, что Сведенборгу иногда виделось то, что думалось. Этим можно объяснить появление у него деталей, не подтверждаемых другими источниками.
       В сообщениях наших собеседников не встречалось упоминаний о чистилище (хотя они и пользовались церковной терминологией, называя места своего пребывания "раем" или "адом") даже если они перешли совсем недавно и заведомо не могли успеть изжить этап чистилища.
       "Наше место называется рай (C1)". "Живу в аду" (Женя).
       Проскальзывают упоминания о расслоении, многоплановости среды обитания:
       "Я нахожусь на третьем этаже, ниже N на один этаж".
       Упоминается о разобщенности мест обитания:
       "Я ее позвать не могу. Видимся только когда на линии с вами".
       По-видимому, затруднено сообщение и между сообществами приблизительно одного уровня, но разной временной принадлежности:
       "Родителей вижу редко. Они в другом месте".
       Родные, обитающие на близких по уровню планах, могут изредка видеться, но для постоянного соединения отстающий должен доразвиться /4, 133, 320/. Посещение высших планов обитателями низших осуществимо лишь в порядке исключения, выходы же вниз могут совершаться с просветительной целью {302—12}.
       И литературные данные и современные сообщения П0 подтверждают существование раздельных зон обитания отшедших, различающихся уровнем духовного развития. Подтверждается и необходимость работать над своим совершенствованием для продвижения по ступеням мира П0:
       "В рай хочется, но надо еще долго и тяжело работать".

Местоположение

       Естественно возникает вопрос — где находится обширнейший мир П0 и как он расположен относительно мира живых? На него давались самые разные ответы, некоторые очень наивные. Этому не следует удивляться — ведь они исходили от отшедших, которым труднее разобраться в устройстве своего сложного мира, чем нам — в строении нашего земного мира, гораздо более простого. Между тем вспомним, каким тернистым был путь осознания шарообразности Земли и ее места в солнечной системе.
       Один из наиболее наивных ответов на поставленный вопрос гласит, что показанные на рис. 13 границы планов мира П0 представляют собой сферы, концентричные поверхности Земли {305—5}. Для схемы II сообщались даже расстояния до них от поверхности земли: 100 км до начала первого подплана, 150 км — до начала второго и 200 км до окончания шестого /43/. Был выполнен "физический расчет", показавший, что на высоте 100 км П0 в объеме человека, но массой 10 г (данные Мак Дугалла), будет парить и потому именно здесь и должен находиться /71, 1229/.
       Один из сообщавшихся с А.Н. Аксаковым отшедших уверял его, что при разговоре П0 удален на 0,5 км от земной поверхности, но что особых сфер обитания П0 нет, что они пребывают на Земле и других планетах среди объектов вещественного мира /6/. Этому противоречат утверждения, что лишь жители шестого астрального подплана и "небес" (схема II) способны покидать пределы Земли и достигать других планет /43/. Здесь же говорится, что на "небесах" нет П0 с Земли, так как их эволюция еще не продвинулась достаточно далеко, и что там, якобы, присутствуют только П0 с Юпитера и Сатурна. Этому противоречат представления сторонников реинкарнации, утверждающих, что в межреинкарнационный период П0 проходит все планы потустороннего мира, находясь в сознании, когда они доступны его восприятию, и бессознательно, когда они превышают уровень доступного для него.
       Высказывалось мнение, что планы мира П0 не являются пространственными категориями и что движение П0 по планам их мира следует понимать не как перемещение в пространстве, а лишь как изменения их внутреннего состояния, уровня духовного совершенства /85/.
       По представлениям индийской религиозной философии, планы мира П0 представляют собой взаимопроникающие миры все возрастающей ажурности, пронизывающие друг друга и мир земной и образующие единую совокупность {1—18}. Некоторые полагают, что эти миры энергетически связаны между собой "посредством вибраций":
       "Вибрация — причина явлений, пространство — их поприще, а время — масштаб" (Фихте) /153/.
       Отдельные современные исследователи высказывают сходные мысли, признавая наличие материи разных степеней ажурности и соналожение многих параллельных Вселенных /299, 626/. Отсюда уже один шаг к правильному представлению о многомерности пространства Вселенной и о том, что мир П0 лежит в пространстве, смешенном по четвертому измерению относительно вещественного мира /208, 967, 1401/.
       Чрезвычайное разнообразие условий, имеющих место в мире П0, полуразобщенность его сообществ, сочетание огромности населения с простором, несвязанность П0 расстояниями трехмерного пространства — все это нельзя себе представить и объяснить, не наделив мир П0 некоторой протяженностью по четвертому измерению. Отсюда можно сделать очень важный вывод: доказав существование П0 и их мира, мы получили убедительное подтверждение многомерности пространства Вселенной, к представлению о чем мы ранее пришли, изучая закономерности совсем другой области мироздания — его вещественного плана.
       Наши собеседники из мира П0 смутно представляли себе его структуру и соотношение с земным миром. Они очень неохотно говорили об этом, обычно ограничиваясь отговорками:
       "Этого вам не понять". "Мы в другом месте" и т.п.
       Но некоторые их высказывания находились в согласии с изложенной выше концепцией близости и взаимопроникновения частично разобщенных миров:
       "Мы часто рядом с вами, но невидимы"
       "Мы же всегда рядом с вами" и т.п.

Природа

       Сообщают, что природа изменяется от плана к плану, расцветая по мере продвижения "вверх", и что уже на средних планах природа прекрасна: красота и пышность ее в такой же мере превышают красоты земной природы, в какой мечта превосходит реальность {305—23}. Первое, что поражает вновь перешедшего, это яркость и обилие света, игра красок:
       "Земная жизнь — темная прихожая, серый дождливый день для нас" /320/.
       Реанимированному кажется, что он вернулся в "темную тюрьму тела" от блеска и ясности окружавших его, потеряв легкость и свободу движений /69, 104/. Так же характеризуют некоторые медиумы выход из транса: "Там — лучезарность, свет, здесь — серость, низменность" /53, 1255/. Поэтому многие источники называют мир П0 "страной лета" {306—5}.
       Но на низших планах иное. Говоря о них, П0 в первую очередь отмечают сумрачность и даже мрачность окружающего их {307—6}. Видна зависимость того, что окружает П0, от его ожиданий: особенно мрачны сообщения глубоко религиозных отшедших, считавших себя грешниками и ожидавших кары:
       "У нас пасмурно, туманно, вроде день, а солнца нет — небо без конца. Земные на сеансе — как тени в тумане. Тоска" /1218/.
       Это еще раз свидетельствует о созидательной способности воли в мире П0.
       Но уже область обитания среднего человека радостна и светла:
       "Красивая природа: прекрасные леса, дивные цветы, красивые дома" /320, 326/.
       "У нас очень красиво. Много бываю на природе. Здесь красиво всё и все".
       "Природа — великолепие, есть и деревья и вода".
       Роскошь и яркость природы возрастают с подъемом по планам {308-13}.
       "Мир — анфилада сфер все возрастающего совершенства" /1413, 1515/.
       Сведения о источнике света в мире П0 противоречивы. Некоторые утверждают, что светит наше Солнце /457/, другие — что его аналог —"духовное солнце" /43/, третьи — что светила нет, свет рассеянный и источник его — сами П0, ибо они не отбрасывают тени /17/, многие говорят о свете не называя его источника {309—4}. Еще труднее составить по сообщениям П0 представление о природе света — привычные ли это нам электромагнитные колебания или иная форма энергии. О смене дня и ночи сведения также противоречивы. Одни утверждают, что царит вечный ясный день, ибо "П0 не нуждаются во сне" {310—4}, другие — что периоды затемнения и освещенности чередуются нерегулярно, "в соответствии с желанием отшедшего" /91/, нам же говорили, что ночь закономерно сменяется днем.
       Наши собеседники утверждали, что в мире П0 всегда тепло:
       "У нас круглое лето, тепло",
       что есть моря, озера, реки, леса, цветы. Об обилии и красоте произрастающих там цветов очень много сообщений {311—11}. Лишь единицы возражают, что "им не нужны цветы и деревья, их устремления выше" /74/. Сообщают, что "есть прекрасные зеленые поля для игр детей", что звездное небо "вроде бы похоже на ваше", хотя некоторые замечают, что на нем просматриваются незнакомые нам созвездия /320/. О погоде говорят, что она всегда хорошая, но что есть "доступные для желающих места, где идет дождь" /91/.
       Утверждают, что хотя П0 и могут перемещаться в пространстве по своему желанию, но на местности имеются дороги, пригодные для всякого рода экипажей, в том числе и самодвижущихся, на случай, если возникнет желание ими воспользоваться /17/. Сообщают о прогулках в экипажах и верхом и о содержании лошадей. Это одна из частых тем наших собеседников:
       "Нашу лошадь зовут Крис. Она буланая. Поедем гулять на колясках".
       Говорят они и о том, что купаются, плавают:
       "Здесь тепло очень. Ты опять будешь убегать к морю с N и Н".
       Как мы уже упоминали в главе 9, есть много сообщений о наличии в мире П0 животных приятных или полезных и об отсутствии—хищных и вредных {259—7}. П0 — любитель рыбной ловли — говорил о наличии многих обычных для наших водоемов рыб ("Больше всего здесь карасей") и сказал: "Акул у нас нет". О комарах, тараканах и т.п. никто не упоминает, зато многие говорят о наличии птиц, бабочек и домашних животных — преимущественно собак и кошек. Но есть и разногласия. В них проявляется отношение данного П0 к данному животному, что говорит в пользу предположения, что животные, как и прочее окружение П0, являются овеществлением созданных ими мыслеобразов. Большинство П0 любит собак и сообщает об их присутствии, но отшедший, не любивший их при жизни, сказал:
       "У нас нет собак. Они в другом месте".
       Женщина, любившая птиц, но не очень жаловавшая собак, часто упоминала о пении птиц, а о собаках сказала:
       "Собак здесь не держат. Птички есть, но собак не держим".


1 Ещё один пример небрежного прочтения Кардека. (webmaster)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz