Глава 4. Психическое влияние и автоматизм.

Психическое влияние.

       Официальная наука не признает реальности дистанционною психического влияния одного сознания на другое, хотя один из видов подобного влияния — гипноз — давно известен, признан и используется медициной. Но последовательность не всегда принадлежит к числу достоинств ученых. Проведем изложение вопроса о психическом влиянии в порядке увеличения дистанции, разделяющей взаимодействующие сознания.
       Психическое самовлияние. Имеется множество примеров, которые показывают, что внутренняя убежденность, вера, могут оказывать огромное влияние не только на психику человека, но и на его организм. Так, из опыта медицины следует, что вера в прозорливость лечащего врача и в правильность применяемого им лечения часто важнее для успеха, чем лекарства. Существенна роль убежденности при психотерапии и целительстве. Этим объяснялся успех "христианской науки" М. Бекер-Эдди, рассчитанной на действие массовой экзальтации при служениях в церкви, и подобной же практики целительницы К. Кульман /797/. О том же свидетельствуют случаи "чудесных исцелений" религиозными святынями. Изучение обстоятельств чудесных исцелений, имевших место в Лурде, установило несомненность 49 из них /882/. Из этих случаев 11 не признают бесспорными, т.к. документация по ним недостаточна для медицинского заключения /1162/. Наряду с религиозной экзальтацией, указывают на психический шок, как на причину случающихся излечений от обычно неизлечимых болезней /55/. Отсюда мнение о высокой эффективности "оккультной медицины", в значительной мере опирающейся на самовлияние /426/.
       Имеется множество противоположных примеров, когда в результате самовлияния "надумывается" болезнь, иной причины для которой нет. Известны случаи истерии, когда "надумывалась" мнимая беременность со всеми признаками, характерными для последней стадии беременности, кроме наличия плода /319/. Нередкими были случаи, когда в результате психоза на почве религиозной экзальтации образовывались стигматы (раны, как бы от гвоздей) 3 руках и ногах больных, мучавшихся мыслью о распятии Христа, или воображавших себя им. Зафиксированы примеры влияния переживаний беременной женщины на плод, вплоть до запечатления на нем испугавшего ее объекта (родимое пятно в форме паука, крысы и т. п.) /967/. В Африке и других неразвитых странах, где власть суеверия велика, бывали случаи смерти в результате проклятия или колдовства /203, 1362/. Примером силы самовлияния может служить известный случай, когда субъект умер, когда его подвергли мнимой "казни", ударив мокрым полотенцем по шее /55/.
       Гипноз и магнетизация. При гипнозе осуществляется контакт воли гипнотизера и гипнотизируемого. Он базируется на принудительной фиксации внимания последнего и представляет собой акт чисто психический. Воля внушающего как бы внедряется в гипнотизируемого, подавляя его сознание и создавая состояние подчинения гипнотизеру — амнезии /92/. При этом обнажаются глубинные слои сознания гипнотизируемого, и в них формируются требующиеся внушающему конструкции /698/.
       При магнетизации главным действующим фактором является биополе магнетизера /379/. В этом магнетизация родственна целительству (см.главу 5). Путем использования специальной техники пассов магнетизер воздействует на магнетизируемого, чем достигается тесная связь ("раппорт") не только их подсознаний, но и, на высших стадиях развития явления, биополей и даже, в какой-то мере, организмов. Это доказывают ссылкой на такой факт: выпитый магнетизером алкоголь окрашивает дыхание магнетизируемого /967/. В этом видят общность явлений магнетизации и материализации, о которой мы будем говорить в главе 6: замечалось, что фантомы источали запах табака, кофе или вина, если сенситив или участники опыта употребляли их перед опытом /6, 1223/. Наличие не только психического, но и вещественного контакта между участниками опытов магнетизации, способствовало возникновению представления о материальной субстанции, через посредство которой возникает раппорт. Разными авторами ей давались различные названия, как, например: "од" Рейхенбаха и Барадюка; "флюид" Де Роша; "эктоплазма" медиумистов; "фотосфены" Погррельского; "эманация" магнетизеров; "лучи" Охоровича; "биополе" наших современников...
       Термин "магнетизация" ввел инициатор использования психического влияния в медицине Ф.А. Месмер, поскольку в течение первого года практики он применял для лечения больных постоянные магниты и их действию приписывал успех. Лишь впоследствии он понял, что не магниты причина исцеления, а наложение его рук на больного, общее влияние его личности и вера больного в пользу лечения /160, 609/. В дальнейшем психическому влиянию присвоили название "месмеризация". С течением времени приверженцы магнетизации разделились на два направления — "флюидическое" (Делез; мысль о влиянии на магнетизируемого истечения из магнетизера некоего материального агента) и "анимистическое" (Барбарен; представление о чисто психическом, волевом воздействии). После опытов ученика Месмера М. Де Пюисегюра, выявившего явление гипнотического сна (стимулированного сомнамбулизма) с последующим выполнением внушенных приказов, постепенно стали различать гипноз и магнетизацию, хотя и в опытах магнетизации имеет место чередование состояний сомнамбулизма и летаргии. Вначале магнетизация получила широкое распространение, в дальнейшем же стал доминировать гипноз с его приемами отвлечения внимания пациента и подавления его сознания, основы которого были впервые сформулированы в 1843г. Д. Брэдом в книге "Неврология" /288, 1366 и др./. Считается, что методика гипнотического внушения основана на стимулировании гипнологом самовнушения у гипнотика, на мобилизации его воображения и на направлении его психических сил на единую цель. Поэтому те случаи, когда внушение осуществляется словесными приказами, можно было бы отнести к предыдущему разделу. Но известно много случаев, когда гипнотик выполнял мысленные приказы гипнолога, что дает основание выделить этот род явлений в отдельный раздел.
      Как мы уже писали, большинство исследователей считает, что при подавлении сознания человека гипнозом резко возрастает его способность к внечувственному восприятию (ВВ) и другим проявлениям психизма {56-8}. Весьма показательными в этом отношении были результаты более чем 30 000 опытов, проведенных с привлечением 3 000 студентов /236/. Усиление ВВ свидетельствует о раскрепощении П и проявлении присущих ему способностей. Мы видели, что это имеет место и во сне. Родственность сна и гипнотического состояния подтверждается тем, что лица, страдающие бессонницей, плохо гипнотизируются /967/. Признак активизации П при гипнозе видят в парадоксальном усилении памяти у некоторых загипнотизированных, О том, что не одна воля гипнотизера, но и П управляют загипнотизированным, судят по тому, что хорошее внушается значительно легче, чем дурное [698 ]. Выполнение внушенных приказов точно в назначенное время считают доказательством хода в организме "биологических часов". Об удивительной силе гипнотического воздействия можно судить по успешности опытов анестезии путем "месмеризации", проведенных английским хирургом в Индии, но, к сожалению, не получивших развития в связи с внедрением хлороформа /1223/. О глубине воздействия свидетельствует также смена почерка гипнотизируемого при смене внушенной ему персонофикации, хотя до конца не выяснено, совпадают ли эти почерки с действительными почерками прототипов /698, 1339/. Сообщается о существенном усилении медиумической способности под воздействием гипноза, с той неблагоприятной особенностью, что при этом возрастает вероятность влияния подсознания медиума на сообщения /1218/. Обнаружена возможность инверсированна внушенного настроения приложением магнита к заподопытного. Например, до поднесения магнита было радостное ожидание якобы предстоящей согласно внушению поездки, а после его поднесения — заявление "ехать нельзя, было крушение" /698/.
       "Чтение" мыслей и обмен мыслями. Реальность этих явлений следует из опытов узаконенного медициной гипноза: случаи отдачи и восприятия при гипнозе мысленных приказов общеизвестны. Есть сведения, что некоторые лица, страдавшие истерией, были способны в сомнамбулическом состоянии проникать в мысли окружавших их людей /7, 55, 1239/. В печати сообщалось о способности современных сенситивов (В. Мессинг, Т. Дадашев) "читать" мысли окружающих. Делались попытки делового использования способности людей к прямому обмену мыслями, например, для обучения слепых и глухонемых детей /1222/. Много примеров чтения мыслей приводится в описаниях медиумических опытов, выполнявшихся с одаренными сенситивами. Возникло даже ошибочное представление о том, что обладание этой способностью, а также психокинетической одаренностью, является критерием истинности медиумизма (в действительности, это не обязательно). Так, например, профессор Р. Гер конструировал часть своих медиумоскопов так, что их мог привести в действие лишь субъект, одаренный способностью к бесконтактному перемещению предметов, а видел ответы на свои устные или мысленные вопросы лишь экспериментатор, но не медиум, через которого эти ответы поступали /43/. Это затрудняло сообщение, но не исключало его возможность, если медиум был достаточно одарен. При опытах, проводившихся в лаборатории профессора Ш. Рише, один из участников, находившийся вне поля зрения остальных экспериментаторов, державших руки на столе, молча перемещал указку по невидимому экспериментаторам алфавиту. Когда указывалась буква, нужная для образования слова, задуманного экспериментаторами (но неизвестного указчику) или исходящего от медиумически сообщающейся сущности, это отмечалось стуком в материале стола /1343/. Первый из этих двух вариантов прямо указывал на обмен мыслями между указчиком и экспериментаторами. Многие же случаи медиумизма демонстрируют прямой обмен мыслями между П0 и П участников опыта {57-11}. И в этом просматривается идентичность свойств П и П0.

Телепатия

       Телепатией называют способность прямого восприятия мыслей на расстоянии при значительном удалении сендера от перцепиента1. Так как понятие "на расстоянии" растяжимо, а ранее рассмотренное явление чтения мыслей часто осуществляется без непосредственного контакта участвующих лиц, а иногда и вне их видимости друг для друга, то нет четкой границы между этим явлением и телепатией и факты чтения мыслей могут привлекаться для утверждения реальности телепатии.
       В вопросе о телепатии, пожалуй, ярче, чем при изучении других явлений психизма, проявляются два резко отличающиеся друг от друга подхода. Первый из них имеет место при изучении телепатии, как отдельного психического явления. Для этого подхода характерны скептицизм, обилие экспериментальных проверок и настороженно-критическое отношение к их результатам, а со стороны официальной науки — их игнорирование или отрицание вопреки фактам. Совершенно иной подход к телепатии в том случае, когда ее привлекают для опровержения выводов медиумизма. В этом случае возможности телепатии бездоказательно и безгранично гипетрофируются, что отражено появлением в таблице 2 разделов "Задержанная телепатия" и "Блуждающая телепатия". Причина этого проста: если не привлекать представления о чтении мыслей и неограниченных возможностях телепатии2, то самые простые опыты медиумизма станут неопровержимыми доказательствами существования посмертной жизни и возможности общения с отшедшими. В этом случае не было бы никакой нужды в сложных поисках доказательства существования П0, чем на протяжении многих десятилетий занимались исследователи психизма. Таким образом, скептики, отвергающие телепатию, ломают оружие своих соратников, сражающихся с медиумизмом. Они не сознают этого потому, что каждый из отрицателей тщится сокрушить свой отдельный объект, не задумываясь над всей областью психизма в целом.
       В этой главе мы ограничимся изложением сведений о телепатии, как о реальном явлении психизма (раздел "Обычная телепатия" таблицы 2). На конструкциях, которые не имеют под собой реальной экспериментальной почвы и измышлены для опровержения медиумической гипотезы (разделы "Задержанная телепатия" и "Блуждающая телепатия" таблицы 2), мы остановимся в главе 16, где собраны все возражения критиков медиумизма.
       Исследованию телепатии посвящено большое число работ {58-80}. Первое время исследователи ограничивались сбором и анализом спонтанных случаев дистанционной передачи мысленных посылов, которые часто воспринимались во сне. Среди этих случаев много весьма показательных, но, как и прочие "исторические" примеры, они не для всех убедительны /174/. Это послужило одной из причин развития экспериментальных исследований телепатии. Отметим сразу же, что большинство исследований, которые проводились во многих странах разнообразными методами, единодушно свидетельствуют: какова бы ни была природа телепатии, она представляет собой реально существующее явление {59-40}. Убедительные данные, подтверждающие реальность телепатии, получил Марк Твен /215/. Профессор Ш. Рише провел успешные опыты по внуению на расстоянии /1340/. Правильность его выводов подтвердил профессор Ц. Ломброзо и подкрепил их дополнительными данными /698/ Были выявлены телепатические эффекты у лиц, находящихся в сомнамбулическом состоянии /7/. Изучены явления интенсивной повседневной телепатической связи между членами некоторых семей /385, 992/. Сообщается о случаях дистанционной передачи (вне прямой видимости) читаемых про себя текстов, а также ощущений (сендер пробует соленое или горькое, перцепиент отплевывается и т.п.) /1242/.
       Получены данные о том, что эффективность телепатического посыла сравнительно мало зависит от расстояния, на котором происходит связь /34, 967/. Есть примеры успешной телепатической связи между удаленными друг от друга городами и даже континентами. Так, например, в одном из опытов, сендер рисовал по наитию в обусловленное время определенное число рисунков, а перцепиент в другом городе в тот же период времени воспроизводил такое же их число. Количество совпадений сюжетов рисунков исключало объяснение их случайностью /670/. Конечно, не все опыты приводили к успеху. Например, неудачей закончилась попытка телепатической связи с перцепиентом, находившемся на борту погрузившейся в океан подводной лодки "Наутилус". На уровне случайных были и результаты попыток угадывания четырьмя перцепиентами на Земле символов, которые пытался им посылать из космоса в установленное время космонавт Е. Митчелл /745/. Гораздо более показательными были опыты, выполненные в парапсихологических лабораториях. Не последнее место среди них занимают многолетние исследования, осуществленные в Ленинградском университете под руководством профессора Л.В. Васильева {60-5}. Они были начаты в 1932 году по инициативе его учителя профессора Бехтерева. Были осуществлены успешные опыты внушения при постепенно возраставшем расстоянии между сендером и перцепиентом вплоть до 1500км (Ленинград-Крым). Для выяснения вида энергии, действующей при телепатии, проверялось влияние на связь экранировки сенситива. Оно отсутствовало, даже когда перцепиент окружался сплошным экраном из железа толщиной 1 мм с ртутным уплотнением крышки, а сендер экранировался свинцом. Был сделан вывод, что связь осуществляется или на электромагнитных волнах с длиной волны более 100 м (мало вероятно) или, скорее всего, с использованием энергии иного рода. В пользу последнего предположения говорит отсутствие в организме человека систем для генерирования и излучения электромагнитных сигналов должной силы и для их приема. В его пользу свидетельвуют также проявления неизвестных пока видов энергии и при других явлениях психизма. Неубедительность попыток приписать электромагнитную природу телепатическому каналу связи показана расчетным путем /76, 128, 864/. Попытки объяснить явление телепатии "нервной радиацией" (Куарино), излучением "психонов" (У. Каррингтон), существованием полей, распространяющихся быстрее света (Шишкин) и т.п. остались на уровне малообоснованных рассуждений /535, 536, 791/.
       Обращаясь к личному опыту добавим, что нам встретился человек, занимающийся целительством и обладающий ясновидением. Он записывал номера телефонов своих пациентов, а своего не давал, говоря: "Вы подумайте обо мне, когда я буду Вам нужен, и я сам вам позвоню". И, действительно, обычно звонил, когда бывал нужен.
       Положительные результаты многочисленных опытов убедили парапсихологов в реальности явления телепатии. Но предметом спора стало объяснение его природы. Мнению о том, что при телепатии происходит воздействие разума (mind) сендера на разум перцепиента (Террелл), противопоставлялось представление о психокинетическом дистанционном воздействии сендера на мозг (brain) перцепиента (Заулесс и Уизмер) /626, 1105/. Объясняли телепатию и сочетанием ясновидения и предвидения перцепиента, отрицая таким образом самостоятельность телепатии, как психического явления. Противоположной крайностью явилось отрицание самостоятельности ясновидения, как явления психизма, и объяснение его эффектов телепатией в сочетании с ретроспекцией и предвидением с привлечением представления о неосознанной перманентной связи всех сознаний на уровне "нефизического разума" /723/.
       Различие точек зрения на соотношение ролей перцепиента и сендера в явлении телепатии отразилось в названиях предлагаемых гипотез:
       "Гипотеза бомбардировки": сендер находит цель и активно воздействует на нее; перцепиент пассивно воспринимает посыл;
       "Гипотеза радара": перцепиент активно ищет кладезь информации (сендера);
       "Гипотеза сети": существует постоянно действующая информационная сеть; сообщающиеся подключаются к ней подобно абонентам телефона /818/.
       Л. Раин, в результате анализа 328 случаев дистанционной передачи мыслей, пришла к выводу, что основную роль в этом явлении играет перцепиент, а не сендер /1474/.
       Предпринимались попытки экспериментально установить справедливость той или иной из перечисленных точек зрения /916, 917, 1105/. При попытках доказать справедливость ясновидческой гипотезы принимались меры для исключения возможности телепатии. Опыт ставили так, чтобы сендер узнавал содержание посыла (он вырабатывался автоматической аппаратурой) лишь после завершения опыта /916/. Однако, при этом не исключалась возможность совместного проявления сендером и телепатии и предвидения. Поэтому в дальнейшем опыт усовершенствовали, поручив аппаратуре (генератор случайных чисел, регистраторы, анализаторы и пр.) не только составление посыла, но и его сопоставление с воспринятым. При этом аппаратура выдавала лишь статистические характеристики результатов сопоставления, но не содержания посыла и его прочтения, чем полностью исключалась возможность телепатического участия сендера и экспериментаторов /917/. И при этих опытах получались положительные результаты, что свидетельствовало об эффективной роли ясновидения перцепиента. Однако, давали положительные результаты и опыты, спланированные на исключение влияния ясновидения, например, когда задумываемое сендером не регистрироввалось (при этом оставалось невыясненным, кто телепатически действовал — сендер или перцепиент) /1040/. В некоторых опытах одна и та же пара сенситивов давала положительные результаты и ясновидческим и телепатическим путямим, например, когда сендер лишь смотрел на запечатанный конверт с неизвестным ему посланием (активизация ясновидения) и когда он сам составлял его (например, рисовал рисунок) /1497/. Ряд авторов пришел к выводу о возможности участия обоих указанных процессов в явлении внечувственной передачи информации и о зависимости их ролей от одаренности участников опыта: если более одаренным сенситивом является сендер, то реализуется телепатический посыл, а если перцепиент — то реализуется ясновидческое проникновение /1324/. Есть наблюдения, подтверждающие это мнение. Например, с одним сендером перцепиент давал положительные результаты обоими путями, а с другим — лишь телепатически /1475/.
       Замечено, что подавление сознания сенситивов гипнозом существенно повышает действенность телепатии /1131/. Положительно влияют также некоторые препараты — лизин, глутамин, витамины В1 и В6 /535/. Мы уже отмечали, что длительные родственные связи способствуют телепатическому общению. Сообщают, что взаимная привязанность влюбленных такого влияния, по-видимому, не оказывает /947/.
       Несмотря на избыток доказательств, официальная наука продолжает отрицать реальность телепатии. Явление телепатии представляет собой благодарный объект будущих исследований. Это явление интересно, как прижизненное проявление способности, предназначенной стать главным средством посмертного общения. Его изучение проливает поэтому свет на свойства П0 — той сущности, которой нам предстоит стать. Представляет интерес изучение канала телепатической связи — его энергетической базы и среды, в которой распространяются сигналы. Экспериментальное изучение этой среды может оказаться возможным уже в не очень отдаленном будущем, например, путем измерения временных задержек при телепатической связи на космических дистанциях. Если при этом будет выявлено существенное различие скоростей распространения психических и световых сигналов, это явится первым "физическим" подтверждением существования астральной среды и первым измерением ее параметра. Могут быть намечены и более скромные цели научно-технического использования телепатии, например, как средства связи при космических исследованиях. Не исключена и возможность использования телепатии в государственных целях. Вероятность успеха может быть повышена за счет привлечения медиумических средств, поскольку имеются примеры успешного содействия П0 в обеспечении дистанционной связи /4, 43/.
       Галлюцинаторные призраки. Наблюдение призраков, не оставляющих пребывающих следов своего появления, связывают с телепатией. Такие призраки называют галлюцинаторными. Обычной причиной их наблюдения считают телепатическое воздействие сен-дера (наблюдаемого в виде призрака) на перцепиента (наблюдателя), которое вызывает у последнего галлюцинацию {61-25}. В более редких случаях явление призрака объясняется "выходом" П сендера (чаще во сне), его перемещением к наблюдателю и частичной материализацией. Лица, отрицающие возможность телепатии, объясняют явление призрака случайным совпадением неспровоцированной галлюцинации перцепиента с реальным событием, происшедшим с сендером, наиболее часто — с его смертью. Однако, обычно это предположение приходится исключить не только из-за малой вероятности совпадения явлений во времени, но и вследствие полного сходства призрака с сендером, вплоть до деталей одежды и окружающей обстановки, неизвестных наблюдателю, что часто имеет место.
       Реальность впечатления от призрака бывает самой разной. Иногда лишь смутно ощущается "присутствие" без явного видения призрака, иногда же он кажется вполне реальным. Призраки чаще молчат, но иногда "говорят" и сообщают причину своего появления /7/. Иногда же все ограничивается слуховым эффектом, а зрелищного нет. В этих случаях надо различать галлюцинацию от психокинетического эффекта. В тех случаях, когда реального источника слышимого звука нет, явление обычно представляет собой галлюцинацию, является индивидуальным переживанием перцепиента и не разделяется присутствующими. Если же реальный источник звука налицо (самопроизвольно звонит колокольчик или звонок и т.п.), то явление обычно наблюдается всеми присутствующими, может быть объективно зафиксировано и представляет собой не галлюцинацию, а результат психокинетического воздействия на предмет /1487/, Источником этого воздействия обычно является перцепиент, действующий под влиянием телепатического посыла сендера. Реже им бывает сам сендер. Точно также и частичная материализация призрака (его способность отражать свет — отражаться в зеркале, фотографироваться и т.п.), которая порой наблюдается, чаще связана с действием перцепиента, создающего этот мыслеобраз под влиянием сендера, чем с действием самого сендера /626/.
       Обычно наблюдение призрака связано с сильным потрясением сендера-катастрофой, смертью — и может быть объяснено экстраординарным напряжением его воли с концентрацией на личность перципиента. Призраки умирающих чаще всего наблюдаются незадолго до их смерти или сразу после нее /365, 1241/. Но, хотя и значительно реже, наблюдаются и призраки давно отшедших /787/. Наиболее естественно они объясняются самопроизвольной галлюцинацией или, если несут неизвестную перцепиенту информацию, психическим воздействием на перцепиента со стороны П0. Лица, отрицающие существование П0 и возможность связи с ними, или игнорируют последние случаи, или конструируют для их объяснения фантастические гипотезы, рассматриваемые в главе 16.
       Наблюдение призрака — не редкое явление. Уже к началу нашего века ОПИ собрало более 30000 свидетельств о случаях наблюдения призраков, из них 17000 в Англии /282/. Много свидетельств получило к этому времени и АОПИ. Несколько тысяч свидетельств получил во Франции К. Фламмарион в ответ на опубликованный им вопросник. В последнее время более 9000 случаев наблюдения призраков проанализировала в США Л. Раин и половину из них объяснила телепатией /1466, 1476/. Издан ряд книг, специально посвященных обобщению и анализу явлений призраков {62-9}.

Автоматизм

       Автоматизмом называют способность некоторых людей производить неподчиненные их воле действия, в которых иногда проявляется стороннее им сознание. Эти действия могут производиться в сознательном состоянии или в состоянии транса. Стороннее сознание, проявляющееся в автоматических действиях, может иметь различное происхождение: Им может быть П автоматиста или П других лиц, или, как мы докажем в дальнейшем, П0. В последних двух случаях автоматист выступает в роли посредника, медиума. При слабой медиумичности, с которой практически приходится иметь дело современному экспериментатору, именно автоматизм служит основным инструментом медиумической связи с П0.
       Возможность получения при медиумических опытах сообщений из самых разных источников побудила Ф. Майерса возражать против использования терминов "Медиум" и "Медиумизм", поскольку они предрешают посредничество сенситива игнорируя возможность проявления его собственного П. Вместо них он предлагал пользоваться терминами "автоматист" и "автоматизм" /1409/. Однако, это не привилось, и за этими терминами сохранено указанное здесь более узкое понимание.
       Обычными проявлениями автоматизма являются автоматические движения и автоматическое письмо. Значительно реже имеет место автоматическая речь. Автоматисты подразделяются на трансовых и действующих наяву, а последние — на сознательных, в сознании которых сообщение проносится прежде, чем будет завершено его медлительное автоматическое воспроизведение, и на бессознательных, не отдающих себе отчета в сообщаемом; последних — меньшинство /70, 634, 1206/.
       Автоматическое движение. Обычно это движение руки сенситива, перемещающей какой-либо указатель3 букв, цифр, или условных знаков, принятых при данном конкретном опыте для фиксации получаемых сообщений. Иногда это — коллективное воздействие нескольких участников опыта на такой указатель. В этом случае в их составе может быть ясно выраженный сенситив, но его может и не быть — действие происходит за счет слабой одаренности участников. Процесс возникновения автоматических движений долгое время понимался неверно и служил объектом споров, особенно когда дело касалось коллективных действий, которые были обычны в начальный период увлечения медиумизмом ("столоверчение") . Участники опыта не ощущали своих слабых действий и им казалось, что указатель перемещается под влиянием некоей сторонней силы. Между тем М. Фарадей, изучивший механизм коллективного автоматизма, сразу пришел к правильному выводу, что причиной движения является сложение непроизвольных мускульных усилий участников опыта /43/. При этом он прозорливо отметил, что получаемые в результате этих движений осмысленные сообщения могут не зависеть от умысла участников и что для выявления их источника должны быть проведены специальные исследования. Правильность этих выводов не была осознана адептами медиумизма. Не понял их правильности даже последователь и почитатель Фарадея профессор Р. Гер. Чтобы опровергнуть выводы Фарадея, он конструировал и применял медиумоскопы, которые мог привести в действие лишь сенситив, одаренный способностью к бесконтактному перемещению предметов, и снятие показаний которых осуществлялось без его участия /43/. Результаты опытов, усложненных включением психокинеза и психического влияния, ошибочно трактовались им, как доказательство того, что проявляющееся в опыте сознание не зависит от его участников и является П0. Между тем эти опыты лишь доказывали реальность психокенеза и чтения мыслей, но ничего не говорили об источнике автоматических движений. Попытки выявления источника сообщений путем привлечения все более и более ярких проявлений психизма вместо отработки логики доказательства повторялись на протяжении ряда десятилетий многими и многими исследователями медиумизма и предопределили безуспешность их усилий.
       Автоматическое письмо. Одним из проявлений двигательного автоматизма является автоматическое письмо, широко используемое в медиумизме /4, 461, 774/. При автоматическом письме рука сенситива непроизвольно пишет либо непосредственно карандашом, либо перемещая планшетку, снабженную карандашом. В последнем случае могут объединяться действия нескольких лиц. Иногда автоматическое письмо осуществляется с большой скоростью, недостижимой при сознательном письме /1212/. Но чаще, особенно при первых опытах, оно осуществляется значительно медленнее, чем обычное письмо, и требует большого старания и терпения. Известны случаи, когда графологическая экспертиза устанавливала точное соответствие почерка автоматического письма почерку сообщающегося П0, даже если ни сам отшедший, ни его почерк не были известны участникам опыта /4/. Были сенситивы, способные автоматически писать в состоянии транса двумя руками разные сообщения {39-5}.
       Как средство медиумической связи, автоматическое письмо имеет тот существенный недостаток, что легко допускает вторжение П сенситива в передаваемые сообщения (см. главу 10).
       Автоматическое рисование можно считать явлением, родственным автоматическому письму. Оно особенно поражает в тех случаях, когда сенситив не способен рисовать нормальным путем, что случалось часто. История психизма дает много примеров автоматического рисования довольно хороших картин лицами, не умеющими рисовать, причем иногда — сразу двумя руками и притом в темноте /1218, 1223/.
       Автоматическая речь. Автоматическая речь обычно осуществляется сенситивом в состоянии транса и называется в этих случаях трансовой речью. Однако встречаются и описания редких случаев, когда сенситив находился в сознании и ощущал принудительность своей речи /1414/. Трансовая же речь являлась средством передачи сообщений в практике многих высокоодаренных сенситивов, в том числе Э. Пайпер. Известны случаи, когда при трансовой речи воспроизводились характерные особенности голоса сообщающегося П0, подобно тому, как при автоматическом письме иногда воспроизводится почерк.
       Ксеноглоссия. Сообщается о множестве случаев автоматического письма или речи на языке, родном ддя сообщающегося По, но неизвестном ни сенситиву, ни другим участникам опыта {63-9}. Это психическое явление называют ксеноглоссией (реже — глоссолалией). Профессор Ш. Рише посвятил ксеноглоссии специальное исследование /935/. В итоге этой работы он пришел к следующему выводу: "Факты несомнены, но объяснить их сегодня невозможно" (без привлечения представления о П0). Той же теме посвящены современные публикации /643, 1069/, причем книга /643/ интересна тем, что ее автор М. Келси — сенситив, описывающий явления ксеноглоссии по данным личного опыта.
       А.Н. Аксаков и Э. Боццано считали, что ксеноглоссия и автоматическое воспроизведение почерка отшедшего, неизвестного экспериментаторам , являются доказательствами существования П /4, 30/. Чтобы спорить с этим утверждением, оппонентам приходилось выдвигать сложные и малоправдоподобные гипотезы телепатии. О них мы будем говорить в главе 16.
       Автоматизм младенцев и детей. Способность к автоматизму (чаще всего — к автоматическому письму) изредка проявляется в самом малом возрасте, когда сознательное выполнение этого действия неосвоено /4, 30/. Приводятся поразительные случаи, например, когда двухнедельный младенец хватал карандаш и писал послание на языке, неизвестном окружающим /4/. Некоторые исследователи приписывают эти явления влиянию П0 и считают их разительным доказательством существования отшедших. Сторонники идеи реинкарнации несогласны с этим и считают подобные явления демонстрацией присутствия в ребенке сознательного П, сформировавшегося за время его предшествующих воплощений /1409/. Скептики же, отвергающие существование П0, игнорируют эти явления или приписывают их телепатическому воздействию П какого-либо живущею человека.
       Неосмысленный автоматизм. Изложенные выше явления автоматизма имеют то общее, что приводят к получению осмысленных сообщений. Поэтому в таблице 2 они объединены в подразделе, которому дано название "граматология". Но нередки и случаи, когда то или иное автоматическое действие оказывается неосмысленным — не несет никакой информации. Это те случаи, когда "одержание" сенситива сторонней сущностью (или его собственным П) не вполне эффективно — автоматические действия вынуждаются, но сообщающемуся не удается ими управлять, или же не удается использовать зрение сенситива, чтобы направлять его действие. В этом случае, если было возможно использовать для связи другого сенситива, сообщающийся иногда пояснял:
       "Через него было плохо видно".


1 Сендер — лицо, посылающее сообщение; перцепиент — лицо, воспринимающее посланное сообщение.
2  Или о расширенных возможностях внечувственного восприятия медиума (GESP), что, в конечном счете, равноценно.
3 Указатель медиумоскопа, планшетка со стрелкой, блюдце с чертой у края и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz