Глава 9. Процессор живущего

      В предыдущей главе мы познакомились с различными ответами парапсихологов на вопрос о том, что или кто производит явления психизма. Наиболее ортодоксальные представители официальной науки отрицают существование этих явлений и игнорируют доказательства; единственным представителем человека они считают его вещественное тело {142 — 6}. Менее косные умы признают реальность тех или иных явлений психизма, но приписывают их "непознанным способностям организма" человека. Среди психологов установилось представление о "многослойности" сознания и о том, что за интуицию и внечувственное восприятие ответствен глубинный слой сознания, получивший название подсознания. Многие исследователи явлений психизма связывают эти явления с деятельностью некоего агента, отдельного от сознания, которого обычно также называют подсознанием, а мы обозначили, как П {143 — 33}. В доказательство его отдельности от сознания указывают на несхожесть и раздельность проявлений и подсознания и на различие используемых ими путей получения информации, каковыми являются органы чувств и внечувственное восприятие, а также на то обстоятельство, что при подавлении сознания гипнозом способность к внечувственному восприятию не только не уменьшается, но обычно увеличивается.
       Здесь необходимо предостеречь от недоразумения: подсознание, проявляющееся во внечувственном восприятии и других явлениях психизма (П), не следует смешивать с "низшим слоем сознания", атавистическим подсознанием Фрейда и других психоаналитиков, которое считают "обитающим" в подкорковом слое мозга, где запечатлены инстинкты и прочее наследство животной фазы существования человека пример взаимосвязи которого с сознанием приведен в интересном эссе М. Зощенко "Повесть о разуме". Это атавистическое подсознание, являясь, как и сознание, производной мозга, образует с сознанием сложный и неделимый комплекс, питаемый показаниями органов чувств. Процессор П является особой, отдельной от этого комплекса структурой, питаемой внечувственным восприятием, но для которой открыт и тезаурус сознания. Вероятно, было бы удачнее назвать его как-либо иначе, чем подсознанием. Мы не сделали этого потому, что разночтение термина "подсознание" существовало до нас, и мы просто присоединились к одному из существующих его пониманий.
       Многие религии, в том числе христианская, полагают, что в теле заключена бессмертная и бесплотная душа, продолжающая существовать после смерти человека. Она управляет всеми отправлениями организма при жизни, в том числе и психическими. Религиозные представления довлеют над многими. Но значительная часть современных исследователей полагает П материальным. Нет единства мнений о материальности П, нет его и по вопросу о самом существовании П. Философы до сих пор продолжают спор, начатый еще Аристотелем, утверждавшим, что восприятие, познание и действие — функции организма, и Платоном, полагавшим, что многое из перечисленного осуществляется деятелем, независимым от организма, и лишь временно с ним связанным {144 — 15}. Некоторые парапсихологи, подобно доктору Г. Шмейдлер, не теряют надежды, что путем углубленного изучения психики человека можно выяснить правоту или ложность гипотезы анимизма, то есть существования П /980/, большинство же оставило об этом попечение, полагая, что трудно преодолеть современную тенденцию относить любые проявления психизма за счет потенций организма. Вопрос о существовании П решается данной работой. Поскольку в ее третьей части устанавливается факт существования П0, то становится непреложным и прижизненное существование П, ибо не может в момент смерти появиться то, чего не было при жизни: нечто не может возникнуть из ничего. Медиумизм позволяет наглядно убедиться в существовании П, так как при его опытах нередко, наряду с П0, совершенно аналогично проявляются и П живущих людей — спящих, самих медиумов и т.д.

Свойства

       Итак, П существует. Каковы его свойства? Первое, на что надо ответить — материально ли это образование или нет. Делались попытки выяснить это прямым опытом {145 — 7}. Наиболее планомерными были опыты доктора Дункана Мак Дугалла, проводившиеся в течение 6 лет с помощью 5 врачей в больнице, в штате Массачузетс, США. Постель умирающего помещалась на весы чувствительностью ± 3 г. Показания весов непрерывно контролировались и записывались на протяжении всех стадий умирания. На фоне постепенного уменьшения массы больного, достигавшего 20-30 г/час, в момент смерти как мужчин, так и женщин наблюдалось быстрое уменьшение массы величиной до 45 г, обычно, но не всегда, происходившее единовременно и скачком. Подробно описано несколько случаев, давших результаты, приведенные в таблице 6. Экспериментаторы делают вывод, что, в среднем, смерть сопровождается изменением массы в пределах 15-30 г. (табл. 6) В момент клинической смерти Д. Мак Дугалл и 3. Ван Зелст выявили изменение массы на 70 г /1386/. Наблюдения по той же методике за смертью собак не выявили изменений их массы. Аналогичное исследование, позднее проведенное в Аргентине, подтвердило выявленные опытами Мак Дугалла закономерности присмертных изменений массы, однако, его не удалось довести до получения четких количественных результатов /941/.
       Из изложенного следует, что в момент смерти человек теряет несколько (~3) десятитысячных своей массы. Однако, эту величину нельзя считать массой П, так как одновременно с П выделяется и так называемый "эфирный двойник". О наличии в человеке эфирного двойника свидетельствуют опыты по стимулированной экстериоризации чувствительности (глава 6) и показания сенситивов, наблюдавших у могил постепенное разложение двойника после похорон. Какая доля присмертного изменения массы приходится на долю двойника, можно только гадать; возможно, что львиная. Поэтому сам по себе факт присмертного изменения массы не есть доказательство в пользу существования П и его материальности. Но и отсутствие этого изменения не было бы доказательством отсутствия П или его нематериальности, поскольку П и П0 сложены не из весомых атомов вещественного плана. Поэтому масса не обязательно должна служить мерилом их материальности. Более пригоден критерий энгергоемкости, поскольку энергия — эквивалент материи всех планов. Энергоемкость эфира ("физического вакуума", как теперь принято говорить) громадна. По-видимому, она в 1012-1014 раз превышает энергоемкость консолидированного вещества и еще на много порядков выше его средней для Вселенной энергоемкости1. Об энергоемкости материи мира П и П0 у нас нет данных. Оккультисты, имеющие наибольший опыт изучения этого мира, считают ее огромной, но им не принято верить. Этот вопрос науке еще предстоит выяснить, когда пренебрежение сменится исследованием.
       Итак, прямые эксперименты не дали ответа на вопрос о материальности П. Однако, поскольку П участвует в энергетических процессах психизма, то он родственен энергии, а, значит, материален.
       Об остальных свойствах П высказываются несходные, порою весьма прихотливые суждения. Некоторые предполагают наличие в человеке, кроме сознания, двух подсознаний, двух П — "низшего", находящегося в теле, и "высшего", витающего в "сферах" и способного осуществлять там связь с П0 /537, 1223/. Юнг считал, что таких составляющих П не два, а много и что у них два противоборствующих устремления, одно из которых направлено на решение проблем существования, а другое — занято грезами /178/. Весьма распространено заимствованное у индийской религиозной философии представление о том, что человек есть комплекс ряда конструкций — вещественной (тело), эфирной (двойник), астральной (П), ментальной (воля, разум) и духовной — наименее материальной, и что существование человека сопровождается переходами из вещественного мира в астральный, из астрального в ментальный и из ментального в духовный, причем миры эти "проникают" друг друга, иначе говоря, сдвинуты друг относительно друга по четвертому измерению пространства. {146 — 7}. Индийская традиция и следующие ей теософы и оккультисты проводят еще более дробное подразделение "миров" (147 —- 16}. Все субстанции, кроме "духовной", считаются материальными, ибо при каждом переходе отшедшие оставляют ("сбрасывают") свое, ставшее ненужным, более "грубое" тело (вещественное — при смерти, астральное—при следующем переходе и т.д.). По этим представлениям получается, что по мере эволюции П0 его структура постепенно упрощается. Лица, старающиеся оставаться в рамках официальной науки, считают, что П — это "сложная электромагнитная структура" /231/, или "конструкция из биологической плазмы" — комбинация корпускул и радиации /1401/, лица же склонные к мистицизму утверждают, что П это "нематериальная f-компонента" /263/. Некоторые различают в составе П "психоэфирную" и "астральную" составляющие, другие же признают первую из них и отрицают существование второй /626/. Думают, что именно П есть носитель "жизненной силы", что он сообщает жизнь телу, является его строителем по своему подобию /55, 403/. Доказательство этого утверждения видят в способности "духа" (мысли, воли, чувства, настроения) воздействовать на организм вплоть до "надумывания" стигматов и болезней или, наоборот, самоисцеления верой /967/. Отклик находит изложенное в главе 8 представление профессора Пенфилда о том, что мозг не генератор разума, а лишь транслятор суждений и волеизъявлений П и переработчик показаний органов чувств /438, 842, 1221/.

Таблица 6

Изменение массы умирающего

№ случая Постепенное уменьшение массы перед смертью, г /час Скачкообразное уменьшение массы при смерти, г Примечание
1 30 20  
2 20 15+30 Два последовательных скачка
3   15+30 То же
4   10 Субъект — пастозный толстяк
5   Быстрое плавное уменьшение массы в течение 1 минуты. Величина его не зафиксирована   

       Подтверждение значительной роли П в мыслительном процессе видят в случаях, когда после смерти разумной личности вскрытие обнаруживает тяжелое поражение мозга. Эти случаи объясняют тем, что, хотя в обычных условиях "П использует мозг" ("мыслит мозгом"), но в исключительно тяжелой ситуации может его заменить /54, 1227/. Этим представлениям противоположно мнение о том, что подсознание — это продукт работы одного из полушарий мозна (обычно правого), не осмысленный другим его полушарием /46/. Против этого возражают, говоря, что сознание, мысль — это понятия, которые не могут быть исчерпаны физиологическими категориями и сведены лишь к деятельности мозга /1413/. Отсюда уже близко к идеалистическим представлениям, отождествляющим П с "бесплотной душой" /103/.
       Особый интерес для данной работы представляют соображения о связях между П и сознанием и о соотношении их потенций. Представители англосаксонской школы психизма в большинстве своем считают, что способности и возможности П много выше, чем сознания. Их французские коллеги ранее держались противоположного мнения, однако затем согласились с ними {151 — 4}. Так, А. Пуанкаре считал, что основную часть мыслительной работы выполняет его П, причем имеет место цикл: безуспешное обдумывание проблемы — отдых — выдача решения в озарении. Постижение истины он приписывал П и лишь доказательство логике рассудка /А. Пуанкаре, "Избранные труды", М., "Наука", 1972 — 74/. Полагают, что у людей, способных к феноменальному умственному счету (мгновенное извлечение корня 20-й степени из 42 — значного числа и т.п.), часть которых — неграмотные люди и дети, еще не обученные писать и считать, к сознанию, "в порядке аномалии", подключен "биологический компьютер" огромной силы (П), который у обычных людей от сознания отключен /Камышев И.А., "Психологический журнал", т. 3, № 3, 1982/. Мы увидим несколько ниже, что недоступность подсознания (П) для сознания действительно подтверждается самими разными путями. К настоящему времени представление о том, что потенции П значительно выше, чем сознания, настолько укоренилось, что некоторые говорят о нем, как о "сверхсознании" /92/. Преимущества П объясняют тем, что сознание питается лишь показаниями органов чувств, а П, кроме того, — информацией, получаемой внечувственным путем/1223/.
       Исследования показали, что существует специальная память П, отдельная от памяти сознания и значительно превышающая ее по своей емкости, которая, по мнению некоторых, практически безгранична /57, 133, 282/. Это подтверждается явлениями сомнамбулизма (самопроизвольного и гипнотического) и транса, при котором часто в субъекте выявляется сомнамбулическая (трансовая) память, отличная от обычной /57, 90, 1202/. Иногда сомнамбулические способности и память существенно выше, чем свойственные субъекту в нормальном состоянии; поразительная память проявляется также при озарениях умирающих {152 — 4}.
       Очень важная для нас особенность, многократно отмечавшаяся рядом исследователей, состоит в закрытости сомнамбулической памяти для сознания и в открытости обычной памяти для сознания сомнамбулического. В нормальном состоянии субъект не помнит, что с ним происходило в сомнамбулическом состоянии, тогда как сомнамбул помнит все, что было при предыдущих кризах, а также все события нормальной жизни. В работе /61/ сообщается, что повторный гипноз сомнамбула иногда выявляет в нем третью индивидуальность (второе сомнамбулическое сознание), обладающую своей отдельной памятью, закрытой для "вышележащих" личностей, памяти которых для нее открыты. Из этих фактов следует, что П охватывает сознание и проникает в него, будучи от него закрытым /1217/. Создание особого тезауруса П, недоступного для сознания, связывают со способностью П к внечувственному восприятию /57/. Опыт медиумизма подтверждает открытость сознания для подсознания: сознательные мысли медиума (например, задуманное слово) становятся известными сущности, сообщающейся с его подсознанием. Мы будем об этом писать в главе 18 при обсуждении шестого пункта алгоритма. Но есть и возражения. Так, доктор Г. Гелей держался мнения, что при медиумизме общаются подсознания, а сознания для них закрыты /494, 497/. Профессор Хайслоп полагал, что подсознание и сознание человека разобщены и что в обычной жизни П людей между собой не контактируют /1198/. Отдельные опыты гипноза истолковывали, как свидетельства разобщенности П и сознания. Если бы это было так, то изложенное в третьей части доказательство реальности П0 очень бы упростилось. Но, к сожалению, эти единичные мнения неверны.
       То, что П обладает значительными способностями, не вызывает сомнений, но несомненно также и то, что многие склонны их чрезмерно преувеличивать, наделяя иной раз П совершенно сказочными свойствами, как, например, способностью выявить среди населения земного шара, на другой его половине, никому не известное лицо, хранящее в своей памяти неожиданную для экспериментаторов информацию/1138/. Подобные преувеличения ввели в обиход скептики, оспаривавшие реальность существования П0. Мы познакомимся с ними подробнее в III части.
       В число неотъемлемых свойств П входит склонность к фантазированию, к "драматургии". Самым обычным примером ее проявлений являются сновидения — обычные и сомнамбулические. Могут возразить, что явление сна может быть приписано особенностям сознания, без привлечения представлений о П. Опровергнуть это положение можно лишь вспомнив, что существование П0 — твердо установленный факт, а значит неопровержимо и существование П. Тогда рассматриваемый вопрос теряет принципиальную остроту и сводится лишь к тому, где провести демаркационную линию между проявлениями П и сознания человека. Для каждого психического проявления этот вопрос должен решаться отдельно и во многих случаях точный ответ можно и не получить. Критерием служит сопоставление потенций чувственного и внечувственного восприятия. По всей видимости, часть снов не связана, а часть связана с участием П. В пользу того, что сны могут быть связаны с деятельностью П, говорит, например, такой факт. Опытами гипноза установлено, что речи сомнамбула в состоянии усыпленного сознания по своей фантастичности, нелогичности, оторванности от жизни, а то и бессмысленности часто походят на сны /465/. Когда сомнамбулу указали на лживость его сообщений, он возразил: "Когда я не знаю, то воображаю". В главе 14 будут приведены примеры проявления драматургических способностей П при медиумических опытах. Можно предположить, что склонность П к фантазированию жизненно для него необходима в его посмертном существовании, при котором окружающая обстановка формируется коллективной волей и воображением. "П проявляет себя актером и драматургом, наделенным воображением, готовящим и разыгрывающим сюжеты снов, фантазии истерии, персонофикации при внушении, а весьма часто и при медиумизме" /1241/. Это один из главных источников затруднений при медиумических опытах.Имеется множество сообщений ясновидящих, а также сенситивов, испытавших "выход" своего П, о виде эфирного и астрального тел. Все источники свидетельствуют, что эти тела внешне во всем подобны своему вещественному телу {148 — 10}. Что касается ментального тела, то сенситивы утверждают, что оно имеет вид овоида, охватывающего прочие тела человека /58, 365 и др./.
       Так как проявления психизма в той или иной степени свойственны всем людям, то и обладание П считают свойством всеобщим. Но некоторые полагают, что П посмертно сохраняется не у всех людей, а только у достаточно развитых личностей {149 — 9}. Им возражают, приводя случаи, когда П0 психически ненормальных субъектов оказывались вполне нормальными, правда, после более или менее длительного срока, необходимого для "выздоровления". Есть и противоположные мнения, что П и П0 свойственны даже животным, не только людям {150 — 9}. Некоторые идут еще дальше, приписывая обладание "флюидическим началом" не только всему живому, но и неорганике /799, 967, 1221/. В этом основная руководящая идея алхимии. Наиболее близкими к живому считают кристаллы. По утверждению Рейхенбаха, сенситив видит ауру ("од") кристаллизующегося вещества, а кристалл оказывает "симпатическое" действие на сенситива, например, притягивает его руку, тогда как магнит на него не влияет /55/. Современные опыты в какой-то мере подтверждают эти утверждения: если волевые усилия человека, зябныущей кошки и т.п. влияют на работу генератора случайных чисел, то разве не свидетельствует это о взаимосвязи между психикой, жизнью и неорганикой?
       Сведения о посмертных свойствах и проявлениях П0 свидетельствуют об их полном сходстве с прижизненными проявлениями психизма — по сути, это одни и те же проявления. Поэтому нет оснований искать для них в человеке иного деятеля, кроме П — той сущности, которая зреет в нем на протяжении его жизни, чтобы стать ее продолжателем — П0. Именно П демонстрирует способность к внечувственному восприятию и прямому обмену мыслями, экскурсирует при экстериоризации сознания, обеспечивает связь с По при медиумических опытах, производит психокинетические действия и, наконец, образует П0 после смерти человека. Но прижизненные проявления П, составляющие предмет изучения парапсихологии, крайне ослаблены "заточением" П в теле и потому с трудом выявляются и исследуются. Привлечение средств медиумизма может существенно повысить эффективность этих исследовании.

Формирование

       На вопрос о том, откуда поступает или как создается в организме человека П, даются два противоречащие друг другу ответа. По одному из них П поступает в организм ребенка при его рождении или вскоре после него со стороны, в уже сформированном виде. Так отвечают на этот вопрос учения о метампсихозе и реинкарнации. По другому толкованию, П постепенно формируется в человеке вместе с ростом и созреванием его организма. И здесь предлагаются две гипотезы, которым можно дать названия "гипотезы интегрального П" и "гипотезы запечатления".
       Гипотезы реинкарнации и метампсихоза. Гипотезы реинкарнации (перевоплощения) и метампсихоза (переселения душ) согласны в том, что П не формируется в человеке в течение его жизни, а поступает при рождении его уже сформированным. Согласны они ив том, что в пределах отдельной человеческой жизни умещается лишь небольшая часть эволюционного пути П. Весь же путь состоит из целого ряда последовательных существований данного П в вещественном мире. По наиболее распространенным представлениям, эти существования разделены пребываниями П в мире отшедших — астральном, ментальном и т. д. Различие же двух гипотез состоит в том, что идея реинкарнации предусматривает возможность воплощения П лишь в человеке, а идея метампсихоза — ив животных, а в отдельных ее вариантах — даже в растениях и в неорганике. Поскольку в обеих этих гипотезах вопрос о формировании П сводится к рассмотрению эволюции П0, они будут рассмотрены в главе 23, специально посвященной этой теме.
       Гипотезы интегрального П и запечатления. Многие считают наиболее естественным и закономерным предположение о том, что П развивается и формируется вместе с ростом и формированием организма, совершенствуется в процессе "опыта жизни", а после окончания жизни продолжает свой путь в ином мире. Это представление дает ответ на "больной" вопрос о смысле земной жизни: он состоит в подготовке индивидуальности человека (его П) к основному этапу его существования в мире П0. Несогласные с этим взглядом возражают, что путь к новой жизни через увядание, старость и смерть негармоничен и тем отличается от превращений, наблюдаемых в живой природе и представляющих собой последовательное развитие (например, яйцо-гусеница-куколка-бабочка). Им отвечают, что растения являют пример перехода к весеннему расцвету от осеннего увядания через омертвление зимы. Некоторые Думают, что к моменту смерти достигается кульминация развития П, а затем он постепенно распадается, "затухает", как затухает волна с удалением от ее источника, т.е. что существование П0 быстротечно, или его вообще нет /1168/. Но этому предположению противоречат данные медиумизма, в частности, наблюдения за посмертной судьбой детей и неполноценных при жизни личностей: с течением времени они совершенствуются и развиваются, а не "затухают".
       Гипотезы интегрального П и запечатления согласны между собой в том, что П сформировывается в течение жизни человека, но по-разному представляют себе процесс формирования. Согласно первому из них, П образуется в результате объединенного действия "элементарных процессоров" или "элементарных сознаний" отдельных компонент организма (органов, клеток, органелл...). По гипотезе же запечатления, П постепенно формируется, "отпечатывается" в пластичном астрале в результате психической деятельности человека в течение его жизни. В пользу этого предположения говорят психические явления психометрии, создания мыслеобразов и др.
       Гипотеза интегрального П. Отправным пунктом этой гипотезы является утверждение, что целенаправленная, то есть, в какой-то мере, сознательная деятельность живых организмов наблюдается, даже когда они очень просты и не имеют нервной системы, этого единственного по современным представлениям "органического процессора". Примером могут служить простейшие одноклеточные организмы. Наряду с управлением сложными клеточными функциями они выполняют многообразные обязанности отдельно существующего организма: перемещение, поиск, распознавание и захват пищи и т.п. Еще Мечников писал о "психической деятельности амеб", а теперь сформировалась цитоэтология — наука о поведении не только клеток, но и входящих в их состав органелл /142/.
       Механизм, руководящий действиями простейших, невидим. Специальные же работы изобилуют яркими описаниями их сложного и "разумного" поведения. Именно так Л. Сиенковский живописует поиск амебой Вампирелла своей единственной пищи Спирогира, а амебой Колпаделла — водоросли Хламидомонас /306/. Поражают опыты Т. Энгельмана с простейшим Арцелла, которое выпускает и втягивает пузырьки газа по сторонам своего тела с таким расчетом, чтобы дотянуться ложноножками до опоры, сложно варьируя свои действия в зависимости от обстановки. Не менее сложным представляется поведение клеток — индивидуумов, входящих в состав крови. Блуждая по организму, лимфоциты трансформируются "по зову необходимости" в разнообразные инфузороподобные одноклеточные образования — лейкоциты, метакариоциты, даже в эритроциты /94/. Уже много сложнее деятельность многоклеточных организмов, даже лишенных нервной системы. Специализированные же нервные клетки появляются лишь при значительном усложнении организма, в связи с образованием органов чувств. Вначале появляется зародыш органа — например, светочувствительное пигментированное пятно и нерв, идущий от него к мускулу. На последующих этапах формируется разветвленная нервная система, затем появляются ганглии, наконец мозг — создается сложная многофункциональная управляющая система. Но управление осуществляется и тогда, когда ее еще нет. В этом отношении показательно образование из одной яйцеклетки сложного многоклеточного организма без видимой программы, определяющей последовательность построения разнообразных тканей и органов и без видимого устройства для считывания шифров этой программы и выработки соответствующих команд. Самый тщательный анализ строения клетки, вплоть до молекулярного уровня, не выявляет ни носителя этого гигантского массива информации, ни механизма ее считывания. Между тем, когда запоминающее устройство, созданное на молекулярном уровне, присутствует в клетке, оно не остается незамеченным, как это имеет место с генным аппаратом формирования белков, определяющим наследственность /24, 89/. Он весьма громоздок и быстро усложняется с усложнением организма: молекулярная масса ДНК бактериофага порядка n.106, бактерии — n. 109, высшего млекопитающего — n.1012, а длины молекулы ДНК, соответственно n. 10-6, n.10-3 и n.м. /100/2. Но это лишь запоминающее устройство, а не процессор в целом. Остается неясным, что же приводит в согласованное действие весь этот сложный механизм, вовлекающий множество клеточных органелл.
       Запрограммированность, целенаправленность действий проявляется уже на доклеточном уровне. Движение вещества в аксонах нейронов — представляет собой пример сложной и целесообразно координированной деятельности составных частей клетки /993/. Согласованность действий органелл клетки особенно ярко проявляется при митозе. Процесс подготовки к делению клетки хочется уподобить хорошо отрепетированному выступлению ансамбля субклеточных органелл, каждый из участников которого знает свои роль, место и время вступления. Так, собственно, этот процесс и описывается в соответствующих курсах /11, 102/.
       Биология описывает вирусы также как организмы, выполняющие сложную последовательность действий: распознавание нужной клетки, прикрепление к ней, проникновение сквозь ее оболочку и внедрение в нее своего содержимого /III Сложно выглядит по данным электронной микроскопии сборка бактериофага: ДНК "дает команды ферментам своими изгибами" и вот изготовились круглый домик, 24 шайбы хобота, его трубчатая основа и усики. ДНК поместилась в домик, шайбы наделись на трубку, трубка прикрепилась к домику, а усики — к трубке. В отсутствии ДНК происходит "самосборка": "молекулы притягиваются друг к другу электрическими силами, физико-химическим сродством и автоматически создают сложную структуру — как на заре эволюции" /62, 164/. Так ли это?
       Даже для внешне однородной "живой материи" характерны чувствительность и связанная с ней двигательная направленность. Протоплазма обладает чувствительностью /446/. Амеба касается псевдоподией препятствия и отдергивает ее. Биология "объясняет" это просто: чувствительность, раздражимость представляет собой исконное, определяющее свойство живого, как и ее производные — тропизмы, рефлексы и сложные комплексы последних — инстинкты. Вот, например, как поясняется изменение направления движения инфузории туфельки, наткнувшейся на препятствие: "направление движения туфельки задается... белковыми молекулами, расположенными на конце каждой реснички. Эти белки чувствительны к механическим воздействиям... и потому, например, на толчок сзади инфузория отвечает ускорением движения ресничек, действуя по принципу "бьют-беги", а, наскочив на препятствие, дает "задний ход", начиная бить ресничками в обратную сторону" /79/. Здесь уже молекула наделяется функциями и рецептора воздействий и датчика управляющих сигналов, какими-то путями распространяющихся по микроорганизму и руководящих его действиями. Между тем инженерный опыт построения автоматически действующих систем говорит, что автоматическое устройство, способное приноравливать свои действия к воздействию окружения, является, даже в простейших своих формах, очень сложной системой, включающей в свой состав рецепторы, схему кодирования и передачи поступающих от них сигналов, устройство сравнения их с заложенной в память программой, процессор, вырабатывающий команды исполнительному механизму, сам этот механизм и устройство, контролирующее соответствие его действий внешней обстановке.
       Естественно возникает вопрос — что же управляет живыми структурами, еще не располагающими для этого нервной системой? Излагаемая гипотеза предполагает, что за это ответствен некий процессор, являющийся интегралом элементарных микропроцессоров, управляющих входящими в состав организма компонентами, и что нервная система формируется с ходом эволюции, как подспорье этому процессору в управлении все более усложняющимся организмом, главным образом, в связи с выделением специализированных органов чувств. Но не все живые существа пошли при усложнении по пути создания специализированной нервной системы. Хотя растения имеют лишь ее зачатки, многие из них обладают осязанием (мимоза, росянка...), соцветия следят за Солнцем, побеги тянутся к опоре, то есть совершают целенаправленные действия {156 — 5}.
       Поскольку запрограммированность действий проявляется уже на субклеточном, а, возможно, и на молекулярном уровне, шаг квантования субстанции, ответственной за программирование и управление, должен быть весьма малым. Как представить себе эту субстанцию? Можно думать о некоем "флюиде сознания", квант которого, добавленный к частице вещества, делает живое из неживого ("гипотеза диффузного сознания"). Подобные мнения высказывал Э. Геккель, а в теологической модификации — Лейбниц и Спиноза. К. Чапек довел их до абсурда в повести "Фабрика Абсолюта". Можно предполагать и иное, — что, кроме видимого нам вещества, в состав организмов входят и конструкции из невидимой нам материи, образующей кибернетические системы во всей их неизбежной сложности, необходимой для управления даже самыми мизерными образованиями. Сложность конструкций предопределяет тончайшую дисперсность, "ажурность" этой материи (астрала?). Предположение о существовании нескольких категорий ажурности материи кажется фантастичным лишь потому, что люди привыкли к своей мерке: миллиард метров — громадное расстояние, единицы метров — ни много, ни мало, миллиардная часть метра — нечто ничтожное. Тоже и плотность вещества. Здесь привычен диапазон от долей до десятков единиц плотности. Но наука открывает нам мир, совершенно отличный от картины, рисуемой органами чувств. То, что для нас — твердое тело, в действительности — пустота, заполненная полями сил, лишь миллиардная часть объема которой занята крупицами вещества огромной плотности. Расхождение между показаниями органов чувств и истинным строением вещества объясняют тем, что органы чувств контактируют не с самим веществом (оно сосредоточено в недрах атомов), а с полями сил, ряд форм которых на органы чувств не воздействует (радиоизлучения, ультрафиолет, потенциальная энергия и т. д.) /31/. Сущность же вещей постигается разумом. Излагаемая концепция непривычна, но не противоречит известным законам природы.
       И первая, и вторая из рассмотренных здесь догадок являются "анимистическими" /713/. Предполагается, что "за спиной" видимых живых органических структур, как бы малы они ни были, действуют управляющие ими образования, невидимые для современных средств зрения. При обьединении органелл в клетки, а клеток в многоклеточный организм, эти управляющие образования объединяются в более сложные системы, а, в итоге, образуют П организма3. Подобные мысли высказал еще в прошлом веке профессор Фурнье Д'Альб в книгах /12, 13/. Он считал, что каждая клетка имеет микропроцессор и что сумма 2,5.1013 этих управляющих систем образует П человека, масса которого приблизительно 10 грамм — того же порядка, что и результат ранее рассмотренных нами опытов доктора Д. Мак Дугалла. Е. Синотт также считает, что сознание человека является "продолжением организующих факторов, действующих в клетке" /1022/, а Д. Раин полагает, что раз психические явления производятся бессознательно, то они, по-видимому, "исходят из примитивных биологических систем" организма /1262/.
       Гипотеза запечатления. Эта гипотеза распространяет на процесс формирования П представления о "пластичности" астрала и формирующей способности воли, которые уже не раз упоминались нами при изложении таких явлений психизма, как психометрия, создание мыслеобразов и т.п. Поэтому данная гипотеза наиболее тесно увязывается со всем кругом феноменов психизма. Суть ее состоит в предположении, что П является слепком, астральным оттиском личности человека, который постепенно формируется в течение его жизни, запечатлевая все особенности его индивидуальности и сохраняя ее после разрушения организма. Иными словами, предполагается, что в течение земной жизни человека, в результате его психической деятельности, в астрале создается его "копия", продолжающая его существование. Сходные идеи о "намысливании" в пластичном астрале разнообразных отпечатков, в том числе "полуживых" и "живых" созданий ("элементалов"), широко представлены в теософии и оккультизме, которые в связи с. этим предостерегают об опасности культивирования дурных мыслей и говорят о пользе радости и добра /17, 83, 147/. На том же процессе волевого воздействия на астрал основаны и представления указанных учений о формировании "эгрегоров" — мощных астральных образований, созданных упорной верой значительных коллективов людей /83/.
       Можно привести экспериментальные данные, говорящие о том, что гипотеза запечатления содержит рациональное зерно. Во-первых, это свидетельства многочисленных медиумических кружков о формировании так называемого "духа круга". Если медиумический кружок постоянного состава в течение долгого времени систематически проводил свои коллективные опыты, то со временем начинала проявляться в медиумических сообщениях сущность, созданная длительными волевыми усилиями экспериментаторов — "дух круга". Для него характерны мнения, багаж сведений и психологический настрой — "средние" для данного кружка и, в связи с этим, соглашательство, пассивность и неинформативность.
       Но самые интересные данные получены в последние годы канадскими парапсихологами в результате остроумно задуманного и тщательно проведенного опыта по "созданию Филипа" /828, 832/. Был составлен сценарий — подробно разработанная биография личности, которую предстояло "надумать", его подробная характеристика, события его жизни и т. п. Был выбран персонаж из времен средневековья, названный Филипом. Группа из 8 немедиумичных участников систематически работала несколько раз в неделю по нескольку часов, "надумывая" Филипа, внедряя в его сознание надлежащие сведения и мысли. Вначале применялся метод медитации и продвижение не наблюдалось, по-видимому, из-за несогласованности волеизъявлений участников. Поэтому в дальнейшем перешли на использование методики "общего веселого обсуждения" и вскоре начались "физические" проявления Филипа — стуки в материале стола, его перемещения, левитации и ответы стуками на задаваемые Филипу вопросы. Выявлявшаяся в переговорах личность Филипа соответствовала тому, что было в него заложено, а сведения, которые он сообщал о себе, — его спроектированной биографии. Его проявления усиливались и он укреплялся, как личность, при выражении веры в него и, наоборот, увядал от скепсиса, даже мысленного, невысказанного. Под конец он даже стал склонен делать некоторые усилия для утверждения реальности своего существования. Так, например, он согнул ночью ключ, оставленный на столе. В остальном Филип был типичным "духом круга". Если экспериментаторы нарочно и согласованно изменяли свои мнения по какому-либо вопросу, изменял их и Филип. Хотя эксперименты с Филипом лишь подтвердили старый опыт медиумизма, они чрезвычайно интересны тщательностью документации, планомерностью и научной достоверностью. Вторая, независимо действовавшая группа исследователей повторила опыт "создания П" с неменьшим успехом: коллективными усилиями была "надумана" сущность, названная "Лилит". Исследования в этой области продолжаются.
       Исходя из гипотезы запечатления может быть предложено объяснение случаев "множественности сознаний", т.е. существования в "глубинах сознания" (точнее — подсознания) так называемых "вторичных личностей". Можно предположить, что они являются производными психической деятельности П, запечатленными в астрале — точно так же, как сам П является производным сознания человека. И в том и в другом случае формирование производных осуществляется несознательно — этим объясняется тот факт, что "вышележащее" сознание всегда неосведомлено о "нижележащем". Противоречат этому объяснению случаи, когда "вторичные личности" несхожи с первичной и даже антагонистичны ей (как в случае /126/), тогда как П0 (а, значит, и П) —всегда сохраняет индивидуальность жившего. Эти случаи склонны объяснять вторжением в организм стороннего П.
       Прослеживается связь между гипотезой запечатления и гипотезой "биополя", привлечением которой А.Г. Гурвич, В.М. Инюшин и другие исследователи пытались решать загадку механизма формирования сложных организмов исходя из одной зародышевой клетки и вообще воспроизведения всего живого /45а,100, 127а/. Высказано предположение, что все живущее формирует "биологическое поле" энергии неизвестного нам вида, жесткая структура которого (силовые линии?) запечатлевает формы живой материи и является основой воспроизводства организмов. Полагают, что в "биоплазме", слагающей это поле, хаотическое движение частиц подавлено, в отличие от неорганики. Это придает биополю характер "биоголограммы" с устойчивыми волновыми характеристиками, чем и обеспечивается воспроизведение целого по части. Подтверждение этому видят в таких явлениях, как, например, наблюдение "фантома листа", о котором мы говорили в главе 5. Взаимосвязанность организмов биополем привлекают для объяснения многих явлений психизма (телепатии и т.п.). Явление экстериоризации сознания рассматривают как образование "свободного гомеостатического поля", отдельного от его источника и стабильного, как, например, шаровая молния или смерч. Идее о биополе свойственно ошибочное толкование понятия о поле, вообще характерное для современной физики. Представления Фарадея и Максвелла о поле, как арене действия тех или иных сил, подменяется представлением о некоей непрерывной материальной среде, которую и называют "полем". Это вызвано отказом от признания существования материальной среды — носителя поля (эфира), из которого исходили Фарадей и Максвелл. "Поле" в современном его представлении является суррогатом эфира, напряженного действием сил. Сказанное полностью относится и к биополю. Нетрудно заметить, что его предполагаемые свойства — неизменность форм, голографичность и т.д. — это свойства тел, а не сил. И аналоги его "гомеостатических форм" — шаровая молния, смерч, которые приводят в пример, — это тела, а не формы распределения сил, к изучению которых можно было бы применить теорию солитонов. В остальном же, весьма возможно, что в гипотезе биополя высказана близкая к истине догадка, что матрицей для формирования всего живого является некая среда, пластичная, т.е. запоминающая воздействия, способная к запечатлению их результата. О том, что существует среда с такими свойствами, мы неоднократно говорили при рассмотрении явлений психизма: это астрал. Нет никакого смысла вводить в рассмотрение тождественный ему аналог. Очень много оснований предполагать, что его способность формироваться под влиянием психических (волевых) воздействий, играющая решающую роль в мире П и П0, проявляется и на вещественном плане, в биосфере; в этом случае представление о круге влияющих на астрал факторов должно быть расширено. Материализацию фантомов тогда можно рассматривать в качестве наглядного проявления формирующей роли астрала при образовании живого организма, подкрепляющего высказанные выше предположения.
       Говоря о биополе обычно предполагают, что его энергия является электромагнитной. Все основания считать, что электромагнетизм — это одна из форм единой энергии, действующей на вещественном плане. Если окажется справедливым представление об энергетическом монизме Вселенной, т.е. о том, что эта же энергия действует и на психическом плане, слагая и его материю, то высказанное предположение о среде (астрале), ошибочно называемой биополем, окажется справедливым. Склонность Природы к величественной простоте делает это предположение вероятным.
       Изложенные гипотезы не обязательно исключают друг друга. Возможно, что они в какой-то степени друг друга дополняют, освещая разные стороны явления. Например, личностная характеристика П может быть результатом запечатления, тогда как энергетический его базис может являться интегралом микросоставляющих. Далее, если обычно для создания П достаточно одного земного существования, то, возможно, что в отдельных случаях для "углубления борозды" не противопоказано повторное формирование несовершенного П путем реинкарнации.
       Независимо от того, единичен или множествен "жизненный опыт человека", все призывают использовать его так, чтобы достичь максимального духовного развития с тем, чтобы не пришлось начинать свой второй путь с низов мира П0. Главными критериями духовного совершенства называют доброту, альтруизм, кротость и терпение, а некоторые — также рассудительность и мудрость {157 — П}. Основными недостатками, которые следует изживать, полагают гордость, эгоизм и скупость. Нетрудно заметить, что при этом молчаливо предполагается, что на П распространяются свойства, присущие сознанию данного человека. Однако, психический облик человека не всегда характеризует состояние его П. Иногда психическая ненормальность обусловлена повреждениями организма и в дефективном субъекте присутствует нормально развитый П. Об этом свидетельствуют П0 и ясновидящие, которые были способны видеть П и судить о его состоянии {158 — 4}. В последующем изложении мы опишем такой случай, который нам привелось наблюдать.
       Особое значение придают прижизненному развитию воли, являющейся ведущей силой в посмертной жизни, и физической крепости, служащей основой для совершенствования П /17, 98, 1229/. Христианская же религия учит, что страдания земной жизни — благо, так как способствуют совершенствованию П; беды закаливают, удача развращает.

Процессор животных

       Является ли обладание П привилегией людей или он присущ и животным? Положительный ответ на этот вопрос не противоречит представлениям оккультистов, теософов и последователей Рейхенбаха, наделяющих психическим началом не только живое, но и неорганику. Большинство исследователей психизма склоняется к положительному ответу {150 — 9}. В главе 7 приведен перечень доказательств в пользу существования П у животных, которые сообщил профессор Э. Боццано в своей работе /250/. Но А. Кардек и другие религиозно настроенные авторы придерживались иного мнения {159 — 5}. Менее определенны высказывания о том, может ли из П животного образоваться П0. Логическим путем этот вопрос не решается даже для человека, а тем более для животного, мыслительная способность которого гораздо слабее, а, значит, слабее и его формирующее воздействие на астрал. Единственный источник ответов на этот вопрос, это медиумические сообщения отшедших. Но они противоречивы. Некоторые думают, что П всех животных поступают в некое хранилище, где обобщаются и откуда черпаются "порции" для образования П вновь рождающихся /96/. Другие полагают, что П животных несовершенны и потому недолговечны /6/, но что домашние животные, сознание которых развилось в общении с людьми, могут образовывать П0, способное длительно существовать /83/. На это возражают, что дикие звери, особенно хищные, вероятно, даже более развиты, чем домашние, однако в мире П0 они не наблюдаются. Тогда выдвигается довод, что любовь к людям способствует одухотворению общающихся с ними животных (чаще всего — собак и лошадей) и образованию ими П0 /91, 96/. Так, в книге /91/ подробно рассматривается установление по сообщениям отшедших присутствия в их мире собаки, обладавшей яркой индивидуальностью. Нам сообщили о таком же современном случае.
       Настораживает, что сообщают о наличии в мире П0 лишь полезных или приятных для человека созданий — птиц, которые поют, бабочек, которые порхают, рыб, которых можно ловить, собак и кошек, которые любят людей и т.п. {259 — 7}. Возникает сомнение — не мыслеобразы ли это, "надуманные" отшедшими вместе со всем прочим окружением? Разрешить его очень трудно. Ведь отшедший может наделить мыслеобраз любимого животного присущими ему повадками, эмоциями и прочими особенностями психического облика по своим воспоминаниям. Для него этот мыслеобраз будет обладать полной реальностью, как и прочие объекты его мира. Если же хозяин еще жив, то сведения, необходимые для создания мыслеобраза животного, могут быть извлечены из П хозяина медиумическим путем. В этом случае для выяснения реальности существования П0 животного потребуется установить его самоличность методом, излагаемым в третьей части книги, что нелегко, когда речь идет о человеке, и неизмеримо труднее для П0 животного. Во всяком случае, такую попытку до сих пор никто не предпринимал.
       Изложенное склоняет нас к представлению о П0 животных, как о мыслеобразах. Справедливо ли оно, следует выяснить специальными опытами.


1 Как видно, вещественный мир, столь для нас материальный, в действительности весьма ажурен.
2 Выяснилось, что увеличение количества ДНК в клетках организма с его усложнением — лишь общая тенденция, которая часто нарушается в результате дупликации генов и роста неинформативных частей ДНК.
3 Указывают, что это предположение подкрепляется фактом усложнения поведения организмов, еще лишенных нервной системы, с возрастанием их сложности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz