Таблица 10

Доводы в пользу существования П0 и возражения против них

Довод

Возражение

Замечание

1

Личность П0, который сообщается через медиума, всегда отчетливо выражена характерна и соответствует личности отшедшего, а не личностям медиума и участников опыта
{248 — 7}.

Эта личность есть образ отшедшего, со хранившийся в памяти медиума или извлеченный его подсознанием из памяти участников опыта.

Возражение опровергается, если был использован медиум, не знакомый с отшедшим и не обеспечивающий чтения мыслей участников опыта. Однако, это не делалось.

2

Сообщающиеся часто проявляют незнание сведений, известных медиуму и участником опыта и бесспорно запечатленных в их подсознаниях, и не могут назвать загаданные участниками слова, чем доказывается отдельность памяти и сознания сообщающегося от памяти, сознаний и подсознаний участников опыта, а следовательно и отдельность его личности [320, 1218].

Известны случаи расщепления сознания — существования в человеке нескольких обособленных друг от друга личностей. Сообщающаяся сущность и есть такой слой сознания медиума или участника опыта.

Изучение сомнамбулизма показало, что глубинный пласт сознания всегда осведомлен о "внешнем" сознании и его памяти (не наоборот!), чем обесценивается возражение.

3

Отдельность сознания и памяти сообщающихся и участников опытов подтверждается случаями, когда сообщающийся выполняет обращенную к нему просьбу (явиться в назначенное время, привести другого П0 и т.п.) с большим запозданием, когда просители уже забыли о своей просьбе [6, 1218].

То же возражение. Общеизвестно, что при сомнамбулизме выявляются глубинные слои сознания со своей отдельной памятью.

Возражение трудно оспорить.

4

Частые случаи несходства убеждений сообщающегося и участников опыта (например, его религиозность при атеистичности участников) свидетельствуют об отдельности его личности [77].

Глубинные" личности сомнамбул часто атагонистичны основному сознанию — см., например, [126].

То же. Однако, случаи, подобные [126],— редкость, а несходство убеждений и желаний сообщающегося и участников — обыденность.

5

Произвольность сообщений, частая их сумбурность и сбивчивость, беспамятность сообщающихся, вторжение не- ванных и незнаемых сущностей — суть свидетельства самостоятельности явлений, несвязанности их с сознаниями участников, независимости от их намерений и желаний [4, 158].

Вce это — лишь свидетельства самостоятельности и прихотливости дубинных пластов сознания людей.

Т о же.

6

Драматизм" проявлений сообщающихся (его просят "Говори яснее" и он действует четче; он требует "Дайте латинский алфавит", "Прибавьте света" и т.п.) свидетельствует об их жизненнности [6].

То же.

То же.

7

Наличие запретов на ряд сведений, нежелание сообщающихся способствовать получению доказательств их самоличности ("Ищущий доказательств не получает их"), сообщать конкретные сведения, способствовать убеждению скептиков ("Не надо переубеждать неверящих". "Ученые — глупцы, самодовольство все равно не даст им познать") — являются свидетельствовами существования особого мира отшедших с присущими ему условиями и особенностями [91, 1211, 1218].

Все это — лишь свидетельства склонности подсознания медиума к фантазиям и выдумкам.

Возражение мало убедительное, формально возможное.

8

Независимость индивидуальности сообщающегося и характера его сообщений от смены медиумов и используемых ими форм психических явлений доказывает его отдельность от медиума [4, 1194].

В этих случаях действующим агентов является подсознание какого-либо участника опытов, телепатически про являющееся через разных медиумов.

Возражение опровергается, если убедиться при опыте в отсутствии телепатической связи ("чтения мыслей"). Однако, это не делалось.

9

Сохранение индивидуальности сообщающегося при его проявлениях в разобщенных кружках с разными медиумами и участниками свидетельствует об отдельности его личности от живущих [4].

Эти случаи свидетельствуют о телепатическом общении подсознаний живущих по неосознанной инициативе участника или медиума.

То же. Натяжка телепатического объяснения уже становится очевидной

10

Совпадение многочисленных независимых свидетельств о существовании П0 есть доказательство его реальности [323].

Свидетельства не независимы — они взаимосвязаны верой в посмертную жизнь.

Действительно, независимость свидетельств в данном случае не очевидна.

11

Всеобщность верования в посмертную жизнь даже полностью разобщенных народов указывает на существование общей причины, а именно медиумической связи с отшедшими.

Причина этой веры — стремление уйти от страха смерти, свойственного всем. Издавна наблюдавшиеся психические проявления подсознаний живущих укрепляли веру в посмертье.

Возражение обесценивает довод.

12

Случаи неизмеримого интеллектуального превосходства сообщающегося над медиумом и участниками опыта (ксеноглоссия; философские, музыкальные, художественные, литературные способности — примеры см. в следующем разделе) свидетельствуют о том, что он является особой, отличной от них личностью.

Это — проявления нам неизвестных и, возможно, необъятных потенций под- сознания медиума, а в ряде случаев — его GESP.

То же, что в пунктах 8 и 9.

13

Многочисленные, тщательно проведенные опыты методом перекрестного письма с несомненностью устанавливают существование По.

Результаты этих опытов сомнительны, многими опровергаются, и современными исследователями не признаются. Их можно объяснить действием GESP медиума.

См. далее раздел "перекрестное письмо".

14

За время исследования явлений медиумизма получено множество свидетельств самоличности отшедших путем сообщения ими сведений, неизвестных медиуму и участникам опытов, правильность которых была потом проверена, чем с несомненностью устанавливается существование По.

Все эти случаи недоказательны, так как их можно объяснить действием GESP медиума, как это принято в современной парапсихологии.

Примеры таких случаев и их критики даны в следующем разделе.

15

Свидетельства испытавших клиническую смерть и экскурсии сознания (out of the body experiencis) подтверждают существование По.

Эти свидетельства представляют собой ложно истолкованные впечатления живых людей в особых стрессовых ситуациях.

См. последующие разделы этой главы.

16

Тождество психизма живых людей и отшедших (демонстрируемого последними при медиумических опытах) свидетельствует о том, что в живом человеке зреет П, становящийся после перехода П0.

И психические и медиумические проявления имеют один источник — подсознание живого человека и его не до конца нам известные потенции.

Взятый в отдельности довод недоказателен, как и многие из перечисленных здесь доводов, но в совокупности с другими данными дополняет и проясняет исследуемую картину.

17

Случаи медиумизма младенцев и малых детей объяснимы лишь действием П0 (неграмотный, иногда еще не умеющий говорить ребенок начинает в трансе говорить от имени По или писать послания, даже на латинском языке) [4, 30].

Это выдумки.

Из-за редкости явление не может быть воспроизведено и возражение отвергнуто.

18

Случаи автоматического письма почерком, индентичность которого почерку отшедшего подтверждена графологической экспертизой (иногда он неизвестен медиуму и участникам опыта), с несомненностью доказывает посмертное существование личности [4].

См. пункт 12. Подсознание медиума хранит "все сведения о всем" или выискивает где-то сведения о почерке отшедшего, или психометрически прочитывает это (на- пример, путем смещения в прошлое).

То же, что в пунктах 8 и 9.

19

Некоторые медиумы одновременно автоматически пишут двумя руками разные послания, что противоречит представлениям о специализации полушарий мозга и потому может быть объяснено лишь действиями П0 [787].

Сложный механизм психической сферы человека недостаточно изучен, чтобы использовать такое доказательство.

Правильное возражение.

20

Потенции подсознания (П), о которых толкуют критики медиумизма, требуют для своего проявления аккумуляции психической энергии, не имеющей эквивалента в вещественном мире. Согласно основному для Вселенной закону сохранения энергии и материи, энергия П обязана сохраниться в форме П0.

Все виды энергии, в том числе и пока неизученные, принадлежат веществен- ному миру, подвержены взаимным переходам и не теряются, не требуя для этого привлечения представлений о П0.

То же.

21

Существование П0 подтверждается множеством явлений материализации, среди которых следующие: видение П0 сенситивами; медиумические фотографии; призраки отшедших; некоторые неспокойствия и преследования; получение оттисков, дактилоотпечатков и муляжей конечностей, соответствующих прижизненным; персональность фантомов (сохранение прижизненных физических и психических особенностей); формирование и таяние фантомов на глазах у участников; одновременная видимость фантома и медиума; их совместные фотографии; уменьшение веса медиума при создании фантома и баланс их веса; материализация одного и того же фантома разными медиумами; перемещение предметов фантомами; образование двойника медиума; трансфигурация медиума; идентичность фантома отшедшему — узнавание его родственниками умершего [4, 365].

Реальность явления материализации сомнительна, скорее всего это иллюзионизм медиумов. Если же эти явления существуют, то всецело обязаны идеопластическому действию подсознания медиума.

Не следует привлекать явления материализации для доказательства существования П0, так как в настоящее время они крайне редки и, кроме того, их механизм неясен и правила разграничения влияния П0 от идеопластического действия П медиума не установлены.