Последние
новости.
За семь лет, истекшие с первого
моего издания этой книги, спиритизм вообще
и спиритическая
гипотеза в частности ушли далеко вперед. В
1898 году спиритизм праздновал свой
пятидесятилетний юбилей, и он не мог быть
ознаменован лучшим образом, как
нижеследующими фактами, о которых я упомяну
только вкратце.
В 1898
году появился в 33-й части «Трудов
Лондонского Общества психических
исследований» отчет доктора Р. Ходжсона,
секретаря американской ветви того же
общества, под заглавием «Наблюдения над
некоторыми явлениями транса». В этом отчете,
занимающем до трехсот страниц «Трудов»,
говорится пространно о сеансах Ходжсона с
американским трансмедиумом - г-жой Пайпер.
Этот отчет в заинтересованных психическими
явлениями кружках произвел немалую
сенсацию. Дело в том, что г. Ходжсон был
известен как рьяный противник
спиритических толкований каких-бы то ни
было психических явлений. Он был послан от
Лондонского Общества психических
исследований в Индию для исследования
теозофических чудес, и ему удалось
совершенно ясно изобличить их подделку.
Ходжсон и до сих пор стоит на той точке
зрения, что никаких физических
медиумических явлений не существует. Когда
Лондонское Психическое Общество
производило свои опыты с Евзапией Паладино
и склонно было признать неподдельность
явлений, он нарочно приезжал из Америки,
чтобы доказать Обществу, что оно ошибается;
и это наполовину ему удалось. И вот этот
самый Ходжсон после своих сеансов с г-жою
Пайпер заявляет в отчете своем, что никакая
гипотеза, кроме спиритической, не может
объяснить явлений, которые ему пришлось
наблюдать. А сеансов он имел не менее
пятисот, они стенографировались, и все меры
к исключению, уж не говорю обмана,
возможности толкования посредством других
гипотез, особенно телепатической, были
тщательно приняты. Сокращенный перевод
доклада Ходжсона был помещен в «Ребусе» 1900
года и потом будет издан особым оттиском.
В 1899
году профессор Колумбийского университета
в Нью-Йорке Хайслоп (J.H. Hyslop) обнародовал в
американском
журнале «The New World» статью свою под заглавием
«Бессмертие и психическое исследование», в
которой он заявляет о своих опытах с тем же
медиумом, г-жой Пайпер. Он вздумал проверить
опыты Ходжсона и меры принятые им для
исключения возможности телепатических
влияний, поистине изумительны; в результате
он пришел к тому же выводу, к которому
пришел и доктор Ходжсон, т.е. что только
спиритическая гипотеза может объяснить те
явления, которые ему пришлось наблюдать при
посредстве г-жи Пайпер. Лондонское Общество
хотело поместить его отчет в своих «Трудах»,
но отчет этот так обширен (он занял бы до 600 с.),
что он появится особой книгой. Между тем
профессор Хайслоп обнародовал в 1900 году, в
июньской книжке американского
ежемесячного журнала «Harper's New Monthly Magazine»,
статью свою под заглавием «Жизнь после
смерти», в которой он дает краткое описание
своих опытов. Перевод этой статьи будет
помещен в «Ребусе» 1901 г.
В 1900
году в Париже, в августе месяце, состоялся
Международный психологический конгресс, на
котором председатель Лондонского Общества
психических исследований Майерс, д-р Ван-Эеден
(Van Eeden из Голландии) и профессор Мутонье (Moutonnier)
прочли свои записки об опытах своих с г-жою
Томпсон, лондонскою дамою, которая точно
так же впадает в транс и говорит от имени
отшедшего, причем ее сообщения по
доказательности своей нисколько не
уступают сообщениям, получаемым через г-жу
Пайпер. Записки эти будут напечатаны в «Трудах
Лондонского Общества психических
исследований» в начале 1901 года.
В том
же 1900 году профессор психологии Женевского
университета Т. Флурнуа напечатал книгу под
заглавием «От Индии до планеты Марс. Этюд
над случаем сомнамбулизма». Сочинение это
далеко не спиритическое, ибо автор открыто
смеется над спиритической гипотезой, и все
явления, которые он наблюдал над своим
медиумом, он старается объяснить
посредством деятельности подпорожного
сознания, т.е. находящегося под порогом нормального".
В сущности, это тот же способ толкования,
который предлагается и Гартманом, только
фразеология несколько изменена; то, что
Гартман называет сомнамбулическим или
скрытым сознанием, здесь оно называется «подпорожным»;
умственное внушение или умственная
передача мысли здесь названа «телепатией»;
гиперэстезия мысли здесь названа «криптомнезией»
и т.д. Все сказанное мною в этой книге по
поводу теорий Гартмана прилагается и к
наблюдениям Флурнуа. При этом не надо
забывать, что это сочинение одностороннее,
ибо оно целиком построено из наблюдений
автора над одним медиумом, и часть его
выводов, быть может, и оправдывается самим
родом явлений. Но я упомянул здесь об этой
книге только для того, чтоб показать, как
изменилось отношение науки к
медиумическому вопросу, а вместе с тем
показать и те приемы, которые наука должна
поневоле допустить, чтоб сколько-нибудь
объяснить его явления. Вот строгий психолог,
который издает целую книгу в четыреста
страниц, исключительно посвященную вопросу
о медиумизме, и какими удивительными
способностями он одаряет это столь
покладливое подпорожное сознание: оно
имеет свою волю, свой разум, свою память,
свое непрерывное бытие - словом, это целая
личность; оно даже видит и знает то, чего не
видит и не знает сам субъект. О телепатии
автор прямо говорит: если б ее не было, то ее
надо было бы выдумать. Разве это не ересь в
психологии, или, быть может... новые начала?
В том
же 1900 году известный французский астроном
Камилл Фламмарион издал книгу,
озаглавленную «Неведомое и психические
проблемы». Он, наподобие Лондонского
Общества, точно так же обратился через
посредство печати с циркулярным письмом ко
всем лицам, которые могли бы сообщить ему
что-либо необъяснимое из случившегося в их
жизни. Помянутая книга содержит в себе
большую часть из полученных им сообщений.
Какой же вывод получился им из всех
собранных фактов? Он отвечает:
положительное наблюдение показывает, что
психический мир столь же реально
существует, как и физический.
Душа человеческая существует самобытно и
обладает способностями, еще неведомыми
науке. Отрицать ее деятельность и
проявления столь же безумно, как и отрицать
те факты, которые в бесконечном
разнообразии доказывают эту истину. По
какому-то странному недоразумению перевод
этой книги помещается в приложениях к «Новому
Времени» 1900 года. «Ребус», в свою очередь,
переводит ее.
И,
наконец, 30 июня того же 1900 года состоялось в
Париже открытие Международного
психического института, и в июле того же
года он выпустил уже свой первый бюллетень.
Можно поэтому надеяться, что в XX веке вопрос
о психической природе человека вступит в
новую эру и что факт пакибытия будет
установлен так же твердо, как и главные
факты в области естествознания. Без этого
факта видимое мироздание не имеет
конечного смысла. До сего времени религия
восполняла этот пробел; но наука требует не
веры, а фактов и доказательств. Теперь они
налицо.
С.-Петербург,
октябрь, 1900 год.