III. Явления,
противные характеру и чувствам медиума.
Было
бы трудно говорить об этого рода явлениях с
некоторою определенностью, если б не
существовало внешнего, пребывающего
процесса, в точности отражающего характер
человека. Такой процесс представляет нам
письмо. Оно носит на себе столь же
оригинальную, как и верную печать своего
автора. Это, так сказать, фотография
характера человека. Графология,
находящаяся еще только в зачатке, тем не
менее признала факт, что почерк есть точное
выражение бессознательных движений,
характеризующих личность (см. «Revue Philosophique»,
ноябрь 1885 года). Новейшие опыты в области
гипнотизма констатировали, что внушение
фиктивной личности влечет за собою в
почерке субъекта изменения,
соответствующие характеру внушенной
личности. Будучи в 1886 году в Париже, я имел
случай, благодаря любезности г. Шарля Рише,
присутствовать на опытах этого рода; почерк и
правописание субъекта (образцы которых я
сохраняю) действительно изменились с
внушенными ролями (см. «Ребус», 1887, № 1,
статью «Мое свидание с Рише»); но легко
видеть, что это только модификация
нормального почерка субъекта,
соответствующая, равно как его выражения и
жесты, внушенному типу. Известно, что в
спиритизме медиумы довольно часто пишут
почерком, который отличается от их
нормального, и как для значительной части
медиумических проявлений я допускаю,
вместе с Гартманом, что они - результат
наших бессознательных деятельностей, так
точно и здесь я допускаю охотно, что
изменение медиумического почерка, может во
многих случаях быть только бессознательной
модификацией нормального почерка медиума,
смотря по воображаемым личностям,
разыгрываемым его бессознательными
способностями. Но как и во всех
медиумических явлениях есть градации в
сложности факта и прилагаемости гипотез,
точно так же и здесь мы должны принять в
соображение, почему медиум, пишущий
автоматически от имени А., пишет своим
нормальным почерком, а от имени В. и С. -
почерком, ему чуждым? С точки зрения
сомнамбулизма или гипнотизма условия за
или против изменения почерка должны быть
одинаковыми для всех случаев и дать
одинаковые результаты. Затруднение
возрастает, когда В., С. и D. всегда удерживают
свой почерк с математическою
тождественностью, ибо, если В., С. и D. суть
случайные роли, созданные в данный момент,
как могут они воспроизводиться постоянно с
идентичными оттенками характера,
выражающимися в идентичных оттенках
почерка? Психические состояния,
субъективные и бессознательные, не суть
величины неизменные (как индивидуальные
особи), и их повторение не может быть
идентичным; мы не знаем снов, повторяющихся
идентично, и редкие случаи подобного рода
являются исключительными, почему их
обыкновенно и приписывают личному,
невидимому вмешательству. Затем
представляются те случаи, где
автоматический почерк совершенно
отличается от почерка медиума; создать
оригинальный почерк
внезапно и всегда идентично воспроизводить
его -вещь, трудно поддающаяся объяснению
той же теорией. И, наконец, имеются и такие
случаи, где в медиумическом почерке мы
признаем почерк другого лица, которого
медиум никогда и на видал. Здесь никакое
внушение со стороны гипнотизера или
бессознательной деятельности не объяснит
факта; впрочем, я не стану распространяться
теперь об этом предмете, о котором буду
говорить подробнее в IV главе.
Но и
содержание сообщений может быть противно
характеру медиума. Как, напр., объяснить
случай, где ругательства, богохульства и
неприличия произносятся устами или пишутся
рукою ребенка? Вот два случая такого рода,
сообщенные г. Подмором в № «Light» от 20 мая 1882
года.
«Баптистский
пастор, живший в Экшане, около Оксфорда,
получал через своих детей письменные
сообщения, исходившие от имени его покойной
жены. В этих посланиях содержалось много
утешительного для него и много
доказательств самоличности. В продолжение
некоторого времени пастор был убежден, что
он находится в общении с женою. Внезапно,
без всякой невидимой причины, характер
сообщений изменился, библейские тексты и
слова участия и любви сменились
богохульством и сквернословием, и
несчастный муж должен был прийти к
заключению, что он все время был жертвою
злостного обмана. Все подробности этого
случая, крайне поразительного, читатель
найдет в «Human Nature» за 1875 год, р. 176.
Второй
случай передан мне тем лицом, с которым он
произошел. Вскоре после смерти его жены,
двенадцатилетняя девочка, его родственница,
начала писать психографически. Сообщения
получались так же, как и в первом случае, от
имени умершей жены и содержали в себе много
веских доказательств в пользу такого
происхождения. Было сделано не мало намеков
на события, известные только мужу и жене, и
на разговоры, происходившие между ними с
глазу на глаз. Но, желая получить еще большие
доказательства, приятель мой стал
допрашивать сообщавшегося еще
обстоятельнее. Тут оказалось, к его
удивлению, что память или знание внушавшего
эти послания простирались не далее, как за
шесть недель до кончины его жены; все же
происходившее ранее было ему неизвестно.
Упрекая сообщавшегося в обмане, он пришел в
ужас от посыпавшихся на него проклятий и
грязной брани, и все это, вспомним, писалось
рукою ребенка, который едва ли когда мог
слышать, а еще менее понимать смысл
употребленных слов».
Другой
корреспондент «Light» сообщает: «Замечательная
вещь, что при писании посредством планшетки
весьма часто случается, что характер
сообщений находится в полном противоречии
с характером медиума. Так, напр., я видел, как
ужаснейшие проклятия выливались из-под рук
людей, которые скорее готовы были бы
умереть, чем позволить себе подобные речи» («Light»,
1883, р. 124).
Вообще
факт получения сообщений грубо неприличных
через медиумов, совершенно невинных и
чистых душою, а иногда и неспособных
понимать значение ими написанного, - один из
самых обыкновенных и вместе поразительных;
все опытно знакомые с медиумизмом
подтвердят это.