X. Передача
сообщений па большие расстояния.
Мы
читаем у Гартмана: «До сих пор
спиритические сеансы еще не представляют
никакого материала по отношению к передаче
представлений на большие расстояния, так
как медиум пока оставался обыкновенно
активной стороной, вместо того чтобы
находиться - как это необходимо при
подобных опытах - в пассивном отношении к
другому медиуму, находящемуся в отдаленном
месте» (с. 91). Как это утверждение, так и
теория одинаково опровергаются фактами.
Случаи передачи сообщений на далекие
расстояния, хотя и редки, но все-таки
существуют в спиритизме. Первое место
принадлежит опыту проф. Гера, который не без
основания придавал ему большую цену, считая
его за абсолютное доказательство
проявления силы, вне медиума находящейся.
В
сочинении своем «Опытные исследования
спиритических явлений» (С.-Петерб., 1889) он
свидетельствует о следующем факте.
§ 89. «3
июля 1855 года, находясь в Кэп-Мэн, Айленде, я
попросил своего духа-покровителя
отправиться в Филадельфию к моей знакомой,
г-же Гурлей, с поручением к ее мужу-доктору
Гурлею: справиться в банке о платежном
сроке по векселю и сказать ей, что я в
половине 4-го буду сидеть за спиритоскопом,
в ожидании ответа. Это было в час пополудни,
а в назначенное мною время мой невидимый
друг возвратился и передал мне результат
наведенной справки. Вернувшись в
Филадельфию, я узнал от г-жи Гурлей, что мой
невидимый посланец прервал сообщение,
передававшееся в это время через нее (как
медиума) посредством спиритоскопа, чтоб
заявить ей о моем поручении, вследствие
чего муж ее и брат отправились в банк и
навели справку, которая, по сличении,
оказалась та самая, что была мне передана в
половине 4-го моим духом-покровителем».
§ 90. «Бухгалтер
банка помнил об этом деле, но в ту пору не
взял на себя труда заглянуть в банковую
книгу, не имевшуюся тогда у него под руками.
Поэтому сведение, полученное просителями,
было неверно, но согласно с ответом,
переданным мне моим посланным, и не
согласно с тем, что я ожидал узнать, а
следовательно, и не могло быть взято из моей
головы. Об этом я ничего никому не говорил,
покуда, вернувшись в Филадельфию и посетив
г-жу Гурлей, не спросил ее: не имела ли она во
время моего отсутствия какого сообщения от
меня? Из ее ответа я узнал, что в то время,
когда ее брат получал через нее сообщение
от своей покойной матери, оно было прервано
моим духовным посланцем с моим поручением к
ее мужу, вследствие чего требуемая мною
справка и была наведена».
Перед
нами факт, который никак не поддается
объяснению посредством какой бы то ни было
психической теории (передача мыслей,
ясновидение и т.п.). И в самом деле,
расстояние не малое, почти сто английских
миль; нет никакой «душевной связи»,
никакого «интереса воли», сильной любви или
дружбы, чтобы устроить в абсолюте «телефонное
соединение» двух индивидуумов (проф. Гера и г-жи
Гурлей), нет «галлюцинаторных образов», нет
«мимической передачи внушенных
галлюцинаций» (с. 82), а, напротив,
абстрактное понятие, поручение по векселю;
второй медиум не находится «в пассивном
состоянии относительно первого», как того
требует г. Гартман (см. с. 91); напротив,
медиум находился в полной психической
деятельности, давал сообщение, которое
совершенно неожиданно и насильственно было
прервано другим сообщением; и оба медиума
были, сверх того, в полном нормальном
состоянии. Более того, депеша была передана
не посредством их мозгов, а посредством
инструмента! Какое же объяснение даст нам г.
Гартман? Он, пожалуй, скажет: «Это действие
нервной силы на расстоянии, так как обмен
сообщений произошел физическим путем,
посредством спиритоскопа». - Нет, возражаю я,
это лишь запутывает вопрос, ибо спиритоскоп
служил только внешним орудием для передачи
мысли; этого-то именно и нельзя понять: к
чему движение спиритоскопов, если это
только умственное явление? Суть дела в том,
что именно произошла передача мысли.
Затруднение, при объяснении Гартмана,
остается то же самое, да еще с усложнениями,
ибо нервная сила должна при этом быть и
ясновидящей, чтоб видеть вдали спиритоскоп,
буквы на нем и пр.! Г. Гартману ничего
другого не остается, как изменить условия
своего воззвания к абсолюту, к этому Аллаху,
выручающему его из всех затруднений.
Вот
другой подобный же случай, который я
заимствую также из книги проф. Гера (§ 1485-1492
англ, изд.; § 201 рус. изд.). Он приводит
следующее полученное им письмо:
«Филадельфия,
6 сентября, 1855 года.
М. г.!
При нашем последнем свидании вы пожелали
узнать несколько фактов из моего личного
опыта. Около трех лет тому назад я читал
лекции в этом городе против духовности так
называемых ныне спиритических явлений,
защищая теорию нервного тока, послушного
орудия воли. В то время я имел способность
останавливать физические движения;
впоследствии виновники сих движений
отказались повиноваться мне. Они объяснили
мне потом, будто они только на время дали
мне власть над ними, с тем чтобы потом
убедить меня, отняв у меня эту власть.
Прочитав
ваш рассказ о послании, переданном вами
прошлого июня из Кэп-Мэн в наш город
спиритическим путем, мне показалось, что
рассказ о подобном же послании,
отправленном мною таким же способом в
кружок здешнего города, будет для вас не
лишен интереса. Вечером 22 июня 1853 года, сидя
у стола г-жи Лонг (пишущего медиума,
живущего в Томпсон-стрит, 9, в Нью-Йорке), я
получал сообщения от имени жены моей. В это
время я был назначен распорядителем кружка,
собиравшегося каждую среду, вечером, в доме
г. Гордона, 103, Норс-Фифс-стрит, в Филадельфии.
Я спросил свою жену, может ли она передать
послание кружку, собирающемуся в то же
время в Филадельфии. Она отвечала: попробую.
Я попросил ее тогда засвидетельствовать
кружку мое почтение и передать ему, что я
превосходно успеваю в исследованиях своих
и все сильнее убеждаюсь в истине подобных
явлений. Чрез семнадцать минут она снова
заявила о присутствии своем и уведомила нас
об исполнении поручения. В следующую среду,
вечером, находясь в Филадельфии, я явился в
кружок, и все члены заявили мне, что мое
послание было им в точности передано; они
тогда получали сообщение от другого лица,
но оно было прервано, и жена моя, заявив имя
свое, передала чрез руку г. Гордона сущность
данного ей поручения. При этом
присутствовало до двенадцати человек,
достойных полного уважения, между которыми
были: г. и г-жа Гоуель, г. и г-жа Лэрд, г. Аарон
Комфорт, г. Уильям Кнапп и другие. Сам я не
медиум, поэтому возражение о медиумической
симпатии будет здесь неуместно.
И. Уэст.
Джордж-стрит, 4.»
Вот еще
хороший случай, который я заимствую из
совершенно благонадежного источника. В
книге г. Бриттена: «Рассуждение о фактах и
философии древнего и нового спиритуализма»
(«A discussion on the facts and philosophy of
ancient and modern Spiritualism», by S.B. Brittan and D-r Richmond, New York,
1853) на р. 289, мы читаем: «У г. Б.М. Фарленда,
жителя Лоуэла в Массачусетсе, есть дочь
Сусанна, одаренная медиумическими
способностями. Зиму 1851-1852 годов она
проводила на юге, в штате Георгии и в это
время произошел следующий интересный факт.
Передаю его, как он рассказан г. Фарлендом в
адресованном ко мне письме:
«Г. С.Б.
Бриттену. - М. г.! Вечером 2 февраля 1852 года, на
сеансе, который происходил у меня на дому, в
Ло-уэле, жена моя спросила, тут ли Луиза (наша
отшедшая дочь), и получила утвердительный
ответ. На вопрос - часто ли ты бываешь с
Сусанной (нашей единственной дочерью в
живых, путешествовавшей в то время с
друзьями своими в Георгии)? - был получен
также утвердительный ответ. Тогда жена моя
сказала: «Ступай и оставайся с Сусанной, и
охраняй ее от всякого несчастья во время ее
отсутствия». На это Луиза ответила
стуками, что она это исполнит. Это
происходило, прошу помнить, вечером 2
февраля. Спустя неделю мы получили письмо
от Сусанны, из Атланты, в Георгии,
помеченное 3 февраля 1852 года, в котором
значилось: «Вчера вечером у нас был сеанс,
пришла Луиза, стуком потребовала азбуку и
продиктовала мне: «Мать желает, чтобы я
пришла к тебе, и оставалась с тобою, и
охраняла тебя от всякого несчастья во все
время твоего отсутствия из дома. Луиза». Из
этого вы видите, что какой-то невидимый
деятель, именующий себя моей дочерью,
получил от нас поручение в Лоуэл, в
Массачусетс, и передал его слово в слово в
Атланте, в Георгии (на расстоянии до тысячи
миль), в течение одного часа».
Преданный
вам Б.М. Фарленд».
Я
заканчиваю эту рубрику фактом, особенность
которого состоит в том, что сообщение было
передано без названия лица, коему оно
предназначалось, причем выбор этого лица
был предоставлен на волю проявлявшейся
разумной силы. Почерпаю этот факт из письма
г. Фезерстонафа, напечатанного в «Light» (1886, р.
603):
«Согласно
печатно выраженному вами желанию, сообщаю
вам мой опыт с миссис Мауд Лорд ... У меня
есть миниатюрный портрет, писанный лет
восемьдесят тому назад, и так как он лежал у
меня очень давно запечатанным в конверте,
то я имел намерение воспользоваться им для
ряда опытов в темноте с различными
медиумами. Не зная в ту пору адреса такого
медиума, на которого я мог бы положиться, я
мысленно выразил едва ли сбыточное желание,
чтобы проявлявшаяся у меня личность,
называвшая себя именем С. и утверждавшая,
что всегда знает мои мысли, посетила какого-нибудь
медиума и внушила бы ему прислать мне свой
адрес. Через несколько дней я получил
письмо от миссис Лорд, проживавшей от меня в
двухстах милях, со следующими, между прочим,
строками: «С. проявилась на одном из моих
сеансов и просила меня выслать вам,
согласно вашему желанию, мой адрес, что я и
делаю» («Light», 18 декабря 1886 года).