II. Внетелесное действие живого человека, выражающееся в явлениях физических (факты телекинетические - движения предметов па расстоянии).
    Раз признавши, что физические медиумические явления (из коих самые наглядные и убедительные - движения предметов без прикосновения к ним) существуют, мы должны признать бесспорным, что человек одарен способностью физического действия на расстоянии. Так как физическое действие по себе безлично, то невозможно утверждать, что данное физическое явление, напр, движение какого-нибудь предмета без прикосновения к нему, произошло через А. или через Б., принято приписывать его специально присутствию известного лица, называемого медиумом, и для нас всего важнее убедиться, что это действительно так; остальное будет только вопросом количества и качества. Что возможно для А., то может также более или менее быть возможным и для Б., присутствующего или отсутствующего на сеансе; и что возможно для А. на малом расстоянии, то может быть возможным для Б. на большом расстоянии; Б. мог бы проявиться, таким образом, в силу собственного медиумизма или в силу медиумизма А.; в таком случае мы получили бы физическое явление не только внетелесное, но и внемедиумическое в том смысле, что оно произошло не от самого медиума, а от воздействия на него другого живущего на земле лица. Раз факт умственного проявления на расстоянии существует, физическое действие также на расстоянии есть только его естественное дополнение, и наоборот.
    Покуда перед нами только физическое действие, мы, разумеется, приписываем его влиянию медиума, но это заключение основано лишь на логическом правдоподобии; доказательство же тому мы получим в рубрике IV, где мы увидим, что данное физическое действие было произведено двойником медиума, которого видели в самый момент действия.
    Опыты, проделанные вне спиритизма с целью доказать возможность внетелесного действия посредством явления физического, немногочисленны.
    М-р Уэджвуд свидетельствует в следующих словах об опыте подобного рода, произведенном миссис де Морган, женою покойного проф. де Моргана и автором книги «От материи к духу» («From Matter to Spirit»):
    «Что при известных условиях внетелесная сила духа способна вызывать физические действия, это может быть доказано примером, о котором я неоднократно слышал от миссис де Морган. У нее лечилась магнетизмом больная девочка, у которой проявилась способность к ясновидению; она иногда проверяла эту способность тем, что посылала ее во время сомнамбулического сна в различные места посмотреть и рассказать, что там делается. Однажды она пожелала, чтобы девочка пошла к себе домой. «Хорошо, - ответила она, - вот я пришла и знатно ударила в их дверь». Когда на другой день миссис де Морган наводила справку о том, что там в данную минуту делалось, ей на это ответили, и тут же хозяйка прибавила: «Какие-то озорники, сильно стукнув в дверь, удрали» («Light», 1883, р. 458; срав. «Hainan Nature», 1877, p. 264).
    Наглядное доказательство этого факта мы увидим в рубрике IV, где двойник замагнетизироваиного субъекта был даже видим в то время, когда он производил физическое действие.
    Вот что мы находим у проф. Перти об известной ясновидящей из Преворста: «Г-жа Гауфе могла заявлять себя своим знакомым ночью посредством стуков, которые раздавались как бы в воздухе, хотя глухо, но совершенно явственно. Однажды, когда она ночью постучала у Кернера (врач, специально ею занимавшийся и издавший ее биографию), о чем он ей ничего не говорил, она на другой день спросила его, не надо ли постучать опять» (Перти, «Мистические явления», 1872, т. II, с. 124).
    Подобные же случаи встречаются и вне спиритизма и вне месмеризма. Вот что мы находим также у Перти. Швейцарец-студент в Базеле так часто посещал одно из тамошних семейств, что приход его узнавали по звонку. Позднее, будучи в Берлине и захворав корью, он с тоскою вспоминал о своих базельских друзьях, а в их доме в это самое время услыхали его звонок, так что все подивились его возвращению. Когда же отперли дверь, то никого не оказалось. Этот случай послужил поводом к тому, что о студенте навели справки в Берлине («Магикон», т. V, с. 495; Перти, там же, с. 125). Перти цитирует и другие случаи действия живых на расстоянии.
    Вот пример стуков, произведенных вдали больной, которая спала и видела во сне, что она стучит; г. Гаррисон заимствует его из сочинения Генри Спайсера «Sights and Sounds»:
    «У миссис Лауриссон (фамилия несколько изменена), проживающей в Лондон, есть сестра, живущая в Саутгемптоне. Однажды, когда последняя в полуденное время сидела у себя в комнате за работой, послышались три легких стука в дверь. «Войдите», - сказала она, но никто не появился. При повторившихся стуках она встала и отворила дверь; опять никого не оказалось. Как раз в то время, когда раздались стуки, болезнь миссис Лауриссон достигла кризиса, и она впала в бессознательное состояние. Придя в себя, больная рассказала, что, находясь под влиянием сильного желания видеть сестру перед своей смертью, она увидала во сне, что отправилась в Саутгемптон и постучала в дверь сестриной комнаты; что при вторичном ее стуке сестра показалась в дверях, но невозможность подойти к ней так взволновала больную, что она пришла в себя («Spirits before our eyes», p. 146).
    Здесь же можно упомянуть про стуки, приписываемые лицам, умирающим вдали от своих родственников или друзей, так как стуки эти совпадали с последними минутами их жизни.
    Так, г. Босуэль, проживая в Эдинбурге, трижды был разбужен ночью сильными стуками в наружную дверь; вставши посмотреть, он никого не увидал. Позднее он получил известие о смерти брата своего в Калькутте, и было дознано, что эти стуки раздавались именно в тот час, когда брат его был опасно ранен (см. подробности в «Light», 1884, р. 505).
    Проф. Перти цитирует многочисленные факты этого рода в вышеупомянутом сочинении своем, в главе «О действии умирающих на расстоянии», т. II, с. 125 и следующие. В сочинении «Современный спиритизм» он цитирует по Даумеру «случай, где умирающий дед находящуюся у его постели дочь свою посылает за ее сыном, чтобы тот за него помолился, так как сам уже сделать этого не в состоянии, и в то же самое время сам духом переносится к внуку, сильно стучит в его дверь, называет его по имени и зовет к себе; вследствие чего тот одевается и на лестнице встречает мать, шедшую за ним; оба спешат к деду, который встречает внука с улыбкой, просит его молиться за него и через два часа тихо умирает» (с. 209).
    Эти последние факты имеют, правда, характер анекдотический, но теперь, когда медиумические явления устанавливают неоспоримо факт внетелесного физического действия, - известия о подобных случаях, повторяющихся испокон веку, не могут не быть приняты во внимание для пополнения этой рубрики.
    Можно еще возразить, что факты подобного рода не более как галлюцинации слуха и ощущения. Может быть, но, во всяком случае, это будут галлюцинации телепатические, т.е. вызванные психическим и внетелесным действием находящегося на расстоянии агента, а в этом вся суть; но когда имеешь под рукою медиумические факты, нельзя утверждать положительно отсутствие всякого физического действия в подобного рода явлениях.
    Есть основание предполагать, что часть явлений в так называемых непокойных домах могла бы быть отнесена к этой рубрике. Это могло бы послужить предметом очень интересного исследования; насколько мне помнится, оно еще ни разу не было предпринято с этой точки зрения. Так, в известном сочинении Герреса «Мистика» (т. III французского перевода, с. 325), в главе «Стучащий дух в Тэдворсе», мы читаем, что по признанию нищего, посаженного в тюрьму, это он производил в Тэдворсе, в доме г. Монпесана, весь тот гвалт и беспорядок, которые так обстоятельно описаны Гланвилем в его известном сочинении «Sadducismus triumphatus», вследствие чего случай этот и сделался классическим; теперь я могу указать и на подлинные слова Гланвиля, (см. мое издание «Предвестники спиритизма», с. 419).
    Прежде чем перейти к следующей рубрике, надо ответить на вопрос, который здесь естественно возникает: если медиумические явления во многих случаях не что иное, как внетелесное действие живого человека, то для чего же эти явления, одаренные собственной разумностью, не заявляют себя сами таковыми? Такие факты существуют, но я думаю, что ими вообще пренебрегали, как можно видеть из следующего наблюдения г. Гаррисона, бывшего издателя «Спиритуалиста»:
    «В субботу 12 сентября 1868 года я отправился на частный сеанс к м-ру и миссис Маршаль, чтобы иметь длинный разговор с Джоном Кингом. Сперва мы сидели при свете и стуками было сказано: «Я ваш добрый дух-покровитель» (esprit familier). - «В таком случае скажите мне, кто же вы?» - «Хорошо, - это вы сами». Я обратился к миссис Маршаль и спросил ее, что бы это значило? Она ответила, что сама не знает, что никогда прежде ничего подобного не слыхала, что, быть может, это был мой двойник, так как говорят, что некоторые люди имеют своих двойников в духовном мире. Я тут в первый раз услыхал о человеческом двойнике, но то была слишком необычайная гипотеза, чтобы сразу принять ее. Поэтому я и порешил, что это было нечто иное, как шутка Джона Кинга. Я ответил: «Быть может, в темноте вы скажете мне более?» Стук ответил: «Да». Мы перешли в темную комнату, где в скором времени какие-то светящиеся, кометоподобные тела около фута длиною, с ядром довольно плотным и хвостом, оканчивавшимся светящейся точкой, по временам мелькали около нас в дугообразных движениях. Немного погодя голос около меня сказал: «Я - ваше духовное я; я говорил с вами в той комнате». Я все-таки думал, что это была шутка Джона Кинга, и не продолжал разговора, о чем я впоследствии всегда сожалел, так как теперь мы знаем, какую важную роль двойник, или нечто подобное двойнику, играет в очень многих спиритических явлениях («Спиритуалист», 1875, т. I, с. 129).
    Мне помнится, что нечто подобное я читал у Hornung'a в его сочинении «Neue Geheimnisse des Tages», но не могу теперь найти этого места.
Hosted by uCoz