Глава Двенадцатая
МОИСЕЕВА "КНИГА БЫТИЯ"
§366.- "Глава I. - 1. В начале сотворил Бог небо и землю. - 2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. - 3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. - 4. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. - 5. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью: и стало так. - 8. И назвал Бог твердь небом, (и увидел Бог, что это хорошо). И был вечер, и было утро: день второй.
9. И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша; и стало так. (И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша). - 10. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями: и увидел Бог, что это хорошо. - 11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и подобию её), дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его по роду его на земле. И стало так. - 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его, на земле. И увидел Бог, что это хорошо. - 13. И был вечер, и было утро: день третий.
14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов. - 15. И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. - 16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; - 17. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, - 18. И управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. - 19. И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20. И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной (и стало так). - 21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу перистую по роду её: и увидел Бог, что это хорошо. - 22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. - 23. И был вечер, и было утро: день пятый.
24. И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов и гадов, и зверей земных по роду их: и стало так. - 25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их: и увидел Бог, что это хорошо.
26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями), и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. - 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. - 28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, (и над зверями), и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землёю), и над всяким животным, пресмыкающимся на земле. - 29. И сказал Бог: вот, Я дам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. - 30. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду), пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. - 31. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый.
Глава II.- 1. Так совершены небо и земля и всё воинство их. - 2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. - 3. И благословил Бог седьмый день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. - 4. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, - 5. И всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделания земли; - 6. но пар поднимался с земли, и орошал всё лице земли. - 7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою."
§367. После объяснения происхождения и созидания Вселенной, заключающихся в предыдущих главах нашей книги и согласных с данными науки, для матерьяльной стороны, и Спиритизма, для стороны духовной, было бы полезно вникнуть в текст "Книги Бытия" Моисея, чтобы всякий мог делать сравнения и судить на основании точных данных. Несколько дополнительных пояснений будут достаточны для того, чтобы осветить те части, которые нуждаются в особых разъяснениях.
§368. В некоторых пунктах, конечно, "Книга Бытия" замечательно согласуется с научной доктриной; но было бы заблуждением думать, что достаточно заменить шесть дней творения, состоящих из двадцати четырёх часов каждый, шестью неограниченными периодами, чтобы получить полную аналогию; не меньшим заблуждением было бы думать, что за исключением нескольких слов аллегорического смысла, "Книга Бытия" и наука шаг за шагом следуют одна за другой.
§369. Заметим прежде всего, как это было уже сказано (гл.VI, §168), что число шести геологических периодов произвольно, так как насчитывается более двадцати пяти весьма характерных формаций. Это число отмечает лишь самые важнейшие фазы; оно было принято в принципе лишь для того, чтобы возможно ближе подойти к библейскому тексту, в ту эпоху, - кстати, не очень отдалённую, - когда считали долгом контролировать науку библейскими текстами. Вот почему авторы большей части космогонических теорий силились примирить их со священным текстом, чтобы скорее быть принятыми. Когда наука оперлась на экспериментальную методу, она почувствовала себя сильней и эмансипировалась; теперь уже наука контролирует "Библию", а не наоборот.
С другой стороны, геология, точкой отправления которой служит гранитная (архейская) формация, не включает в число своих периодов примитивного состояния Земли. Она не занималась также Солнцем, Луной и звёздами, ни Вселенной в её совокупности, что подлежит астрономии. Чтобы войти в рамки "Книги Бытия", надо прибавить первый период, обнимающий собою тот порядок явлений, который можно было бы назвать периодом космическим.
Кроме того, потопный период не всеми геологами рассматривается как особый период, а скорее как факт переходный, кратковременный, который почти даже не изменил и климатического состояния земного шара и не отметил новой фазы в растительном и животном царствах, так как за немногими исключениями те же периоды находятся до и после потопа. И так можно, не удаляясь от истины, не принимать его в расчёт.
§370. Следующая сравнительная таблица, в которой изложены в кратких словах явления, характеризующие каждый из шести периодов, даёт возможность охватить всё целое и судить об отношениях и различиях, которые существуют между ними и библейской "Книгой Бытия".
"Книга Бытия": 1-й день. Небо и земля. Свет.
Наука: I. Период космический, или астрономический. Скопление всемирной космической материи в одной точке пространства в туманное пятно, давшее начало через сгущение материи в различных пунктах звёздам, Солнцу, Земле, Луне и всем планетам. - Примитивное флюидическое и раскалённое состояние Земли. - Необъятная атмосфера, пропитанная парами всех вод и веществ, способных улетучиваться.
"Книга Бытия": 2-й день. Небесная твердь. - Отделение вод, находящихся над твердью, от тех, которые под твердью.
Наука: II. Первичный период. Отвердевание поверхности земного шара через охлаждение. - Образование гранитных наслоений. Атмосфера сгущённая и раскалённая, непроницаемая для солнечных лучей. - Постепенное сгущение воды и плотных материй, улетученных в воздух. - Отсутствие какой бы то ни было органической жизни.
"Книга Бытия": 3-й день. Воды, находящиеся под твердью, собираются вместе; появляется суша. - Земля и моря. - Растения.
Наука: III. Переходный период. Воды покрывают всю поверхность земного шара. - Первый слой водных осадков. - Атмосфера жаркая и сырая. - Солнечные лучи начинают прорезать туманную атмосферу. - Первые организованные существа самого зачаточного строения. - Лишаи, мхи, папоротники, плавуны, растения травянистые. Колоссальная растительность. Первые морские животные: зоофиты, полипы, ракообразные. - Каменноугольные пласты.
"Книга Бытия": 4-й день. Солнце, луна и звёзды.
Наука: IV. Вторичный период. Слегка бугроватая поверхность земли; воды неглубокие и болотистые. Температура менее раскалённая; атмосфера более чистая. Значительные толщи известняков на дне морей. Менее колоссальная растительность. - Новые породы; деревянистые растения; первые деревья. - Рыбы; большие водяные пресмыкающиеся и амфибии.
"Книга Бытия": 5-й день. Рыбы и птицы.
Наука: V. Третичный период. Сильное поднятие суши; образование континентов. Собрание вод в низких местах; образование морей. - Очищенная атмосфера; температура, приближающаяся к современной. - Гигантские наземные животные. Растения и животные современные. Птицы.
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
"Книга Бытия": 6-й день. Животные. - Человек.
Наука: VI. Период послепотопный, или современный. Наносная земля. - Растения и животные современные. - Человек.
§371. Первое следствие, вытекающее из вышеприведённой сравнительной таблицы, есть то, что творение каждого из шести дней не соответствует в строгой степени, как думают многие, каждому из шести геологических периодов. Наиболее замечательное совпадение заключается в последовательности органических существ и появлении человека последним; это факт очень важный.
Также есть совпадение, хотя и не в цифровом порядке периодов, но по самому существу дела в том месте, где говорится, что в третий день "воды под твердью собрались в одно место и появилась суша". Это выражение того, что произошло в третичном периоде, когда плотная кора, приподнимаясь, открыла континенты и вытесненные сушей воды составили моря. Тогда только и появились сухопутные животные, согласно геологии и согласно Моисею.
§372. Когда Моисей говорит, что Творение было кончено в шесть дней, разумел ли он дни в двадцать четыре часа каждый или же он понимал это слово в смысле периода, продолжительности? Первое предположение вероятнее, если сослаться на самый текст, прежде всего потому, что таков собственный смысл еврейского слова yom, в переводе - "день"; потом подробное обозначение вечера и утра, ограничивающее каждый из шести дней, даёт право предполагать, что он хотел сказать о дне обыкновенном. На этот счёт не остаётся сомнения, когда он говорит в стихе 5: "Он назвал свет днём, а тьму ночью; и был вечер и было утро, день первый". Это очевидно относится только ко дню в двадцать четыре часа, разделённому светом и тьмой. Смысл ещё точнее, когда он говорит в ст. 17 о солнце, луне и звёздах: "И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И был вечер, и было утро, день четвёртый."
К тому же всё в творении было чудесно, а если стать на путь чудес, то легко можно поверить, что Земля сотворена в шесть раз взятые двадцать четыре часа, особенно при незнании первейших законов Природы. Это верование совершенно разделялось всеми культурными народами до того момента, когда геология с фактами в руках пришла показать его невозможность.
§373. Один из тех пунктов "Книги Бытия", который наиболее подвергся критике, это сотворение солнца после света. Его пытались объяснить на основании данных самой геологии, говоря, что в первое время своего образования земная атмосфера была отягчена густыми и непрозрачными парами, не позволявшими видеть Солнца, которое в те времена не существовало для Земли. Это рассуждение было бы допустимо, если бы в ту эпоху были жители, могущие судить о присутствии или отсутствии Солнца; но, по словам самого Моисея, тогда не было ничего, кроме растений, которые однако не могли бы расти и размножаться без влияния солнечного жара.
Очевидно есть анахронизм в порядке творения Солнца, означенном Моисеем; но, намеренно или нет, он не ошибся, сказав, что свет предшествовал Солнцу.
Солнце не есть начало всемирного света, а только концентрация в одном пункте светового элемента, иначе говоря, флюидов, которые в известных случаях приобретают световые свойства. Эти флюиды, как причина, необходимо должны были предшествовать Солнцу, которое есть только следствие. Для того света, который оно распространяет, Солнце есть причина, но по отношению к тому, который оно получило, оно есть следствие.
Свечка, зажжённая в тёмной комнате, есть маленькое солнце. Что сделали для того, чтобы зажечь свечку? Развив осветительные свойства световых флюидов, сосредоточили их в одной точке; свеча есть причина распространённого в комнате света, но если бы световое начало не существовало прежде свечи, она не могла бы быть зажжена.
То же самое и с Солнцем. Заблуждение состоит в ложном понятии, в котором долго пребывали, что вся Вселенная началась одновременно с Землёй; потому и не понимали, что Солнце могло быть создано после света. Теперь известно, что прежде нашего Солнца и нашей Земли существовали миллионы солнц и земель, и, следовательно, пользовались светом. Итак, утверждение Моисея, в принципе, правильно; оно неверно в том, что создаёт Землю прежде Солнца; Земля, подчинённая Солнцу в своём движении, должна бы быть созданной после него. Этого-то и не мог знать Моисей, так как ему неизвестен был закон тяготения.
Та же мысль встречается в "Книге Бытия" древних персов. В первой главе "Зендавесты" Ормузд, повествуя о происхождении мира, говорит: "Я создал свет, который засветил солнце, луну и звёзды." Здесь форма несомненно яснее и научнее, чем у Моисея и не нуждается в комментариях.
§374. Очевидно, Моисей разделял самые примитивные космогонические верования. Как и его современники, он верил в плотность небесного свода и в небесные водные вместилища. Эта мысль выражена без аллегории и двусмысленности в следующем месте (стих 6 и след.): "Бог сказал: "Да будет твердь небесная посреди воды, да разделит она одне воды от других." Бог сотворил твердь небесную, и она отделила воды над твердью от тех, которые были под твердью." (Гл.V, Системы древнего и современного мира, §§143, 144, 145.)
Старинное верование заставило рассматривать воду, как первоначальный производящий элемент; так же Моисей не говорит ничего о создании вод, которые, казалось, уже существовали. "Тьма покрывала бездну", т.е. глубину пространства, которое воображение смутно представляло себе заполненным водами и во тьме, бывшей до создания света; вот почему Моисей говорит: "Дух Божий носился над водами." Если, как думали, земля была сотворена среди вод, то надо было её отделить; таким образом предположили, что Бог сотворил небесную твердь или плотный свод, который отделил небесные воды от земных.
Чтобы понять некоторые части "Книги Бытия", необходимо перенестись на точку зрения космогонических идей того времени, которых она служит отражением.
§375. Со времён успехов физики и астрономии подобная доктрина не может быть поддержана.1 Тем не менее Моисей приписывает эти слова Самому Богу; а так как они явно означают неверный факт, что-нибудь одно из двух: или Бог ошибся в повествовании, которое Моисей приписывает Ему, или это повествование не есть откровение Божие. Так как нельзя принять первого предположения, то следует заключить, что Моисей выражал свои собственные мысли. (Гл.I, §3.)
§376. Моисей ближе к правде, когда говорит, что Бог сотворил человека из земли.2 Наука показывает нам в самом деле (гл.X), что тело человека состоит из элементов, взятых из неорганической материи, иначе говоря, из земли.
Жена, созданная из ребра Адама, есть аллегория, пустая повидимому, если её понимать буквально, но глубокая по смыслу. Она имеет целью показать, что природа женщины и мужчины одинакова, что она, следовательно, равная ему перед Богом, а не особенное творение, созданное для порабощения. Вышедший из его собственного тела образ равенства поражает гораздо более, чем из той же земли; он говорит человеку, что жена равна ему, а не раба, что он должен любить её, как часть самого себя.
§377. Для некультурных умов, не имеющих никакого понятия о важнейших законах, умов, неспособных охватить целое и понять бесконечность, это чудесное и моментальное творение имело что-то фантастическое, поражающее воображение. Картина Вселенной, в несколько дней вызванной из ничего, одним актом творческой воли, была для них знаком величайшего могущества Божия. В самом деле, может ли быть более высокое и поэтическое изображение могущества, как эти слова: "Бог сказал: да будет свет! И стал свет." Бог, создающий Вселенную медленным и постепенным выполнением законов Природы, показался бы им менее великим и могущественным; им надо было что-нибудь чудесное, выходящее из обыкновенных путей, иначе они сказали бы, что Бог не искуснее людей. Они остались бы холодны и равнодушны к теории сотворения мира научной и подтверждённой доказательствами.
Не станем же отбрасывать "Книгу Бытия"; станем, напротив, изучать её, как изучают историю детства народов. Это эпопея, богатая аллегориями, скрытый смысл которых надо искать, которые надо комментировать и объяснять при свете разума и науки. Выставляя всю её поэтическую красоту, все её поучения, скрытые под завесой образных форм, надо напрямик объяснять её заблуждения в интересах самой религии. Её ещё больше будут почитать, когда эти заблуждения не будут предписываться вере, как истины, и Бог предстанет в ещё большем величии и могуществе, когда имя Его не будут примешивать к вымыслам.
§378. Глава II. - "8. И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. - 9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
15. И взял Господь Бог человека (которого создал), и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его, и хранить его. - 16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; - 17, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь."
§379. Глава III. - "1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? - 2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть. 3. Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы нам не умереть. 4. И сказал змей жене: нет, не умрёте; - 5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. - 6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
8. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: (Адам), где ты? - 10. Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг и скрылся. - 11. И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого я запретил тебе есть? - 12. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. - 13. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. - 15. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою.
17. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. - 18. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. - В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься.
20. И нарёк Адам имя жене своей: Ева,3 ибо она стала матерью всех живущих.
21. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их. - 22. И сказал Господь Бог: вот Адам стал, как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни."
§380. Аллегория часто под видом ничтожных и даже смешных образов, скрывает великие истины. Есть ли более нелепая сказка, как Сатурн, бог пожирающий камни, которых он принимает за своих детей? Но вместе с тем такая глубокая и правдивая философия в этом символе, если поискать его нравоучительный смысл! Сатурн - олицетворение времени; так как всё в мире есть создание времени, он отец всего существующего, но всё разрушается также временем. Сатурн, пожирающий камни, есть эмблема разрушения временем самых твёрдых тел, его детей, которые были созданы временем. И кто по этой аллегории избегает разрушения? Юпитер, эмблема высшего разума, духовного принципа, не подлежащего разрушению. Этот образ так правдив, что в современном языке, не намекая даже на древний миф, говорят о вещах повреждённых, что оне уничтожены временем.
На самом деле вся языческая мифология есть не что иное, как обширная аллегория всевозможных, хороших и дурных сторон человечества. Для тех, кто ищет в них смысл, это полный курс самой высокой мудрости, как и в наших современных баснях. Заблуждение состояло в том, что форму принимали за сущность.
§381. То же самое и с "Книгой Бытия", где следует понимать великие моральные истины под видом матерьяльных образов, которые были бы так же нелепы, если бы их принять слово в слово, как и в наших баснях диалоги и сцены, приписанные животным.
Адам - это олицетворение человечества, проступок его представляет человеческую слабость, преобладание в нём матерьяльных инстинктов, которым оно не умеет сопротивляться.4
Древо жизни есть эмблема жизни духовной; древо познания добра и зла - это эмблема человеческой совести, которую человек приобретает, развивая свой разум, а также эмблема свободы воли, в силу которой он выбирает между добром и злом. Она отмечает тот момент, когда человек, перестав руководиться одним инстинктом, становится обладателем своей свободы и ответственным в своих поступках.
Библейский плод есть эмблема матерьяльных желаний человека, аллегория вожделений; под одной и той же фигурой здесь резюмируются поводы увлечения злом; плод этот растёт посреди сада наслаждений, чтобы показать, что соблазн находится среди самых удовольствий, и напоминает человеку, что перевес, который он даёт матерьяльным радостям, привязывает его к земле и удаляет его от духовного наслаждения.5
Смерть, угрожающая ему, если он нарушает данное ему запрещение, предупреждает о тех последствиях, физических и моральных, которые ведут за собой нарушения законов Божьих, начертанных в совести человека. Очевидно, что здесь идёт речь не о смерти телесной, потому что Адам после проступка своего жил ещё очень долго, а, конечно, о смерти духовной, иначе говоря, о потере тех благ, которые получаются от морального развития; образом этой духовной смерти служит изгнание из райского сада.
§382. В настоящее время библейский змей далеко не представляет собою эмблемы хитрости; таким образом, не по отношению к характеру, а по отношению к форме, это есть намёк на вероломство злых советов, которые скользят, как змея, и потому часто не возбуждают недоверия. К тому же, если змей был осуждён пресмыкаться по земле за то, что он обманул жену, это значило, что прежде у него были ноги; но тогда он уже не был змеем. Для чего же наивной вере детей выставлять за истину столь очевидные аллегории, которые, извращая их суждения, заставляют их позднее смотреть на "Библию", как на сплетение абсурдных сказок?
Следует заметить, кроме того, что еврейское слово "nahasch", переведённое словом "змей", производится от корня "nahasch", что означает: делать чары, угадывать скрытые предметы, и может означать: волшебник, угадыватель. Это слово с тем же пониманием встречается в "Книге Бытия", гл.XLIV, ст.5 и 15 по поводу чаши, которую Иосиф велел положить в мешок Вениамина: "Не та ли это, из которой пьёт господин мой? И он гадает (nahasch) на ней.6 Худо это вы сделали." "Иосиф сказал им: что вы сделали? разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно, угадает (nahasch)." В "Книге Чисел", гл.XXIII, ст.23: "Нет волшебства (nahasch) в Иакове и нет ворожбы в Израиле."
Следовательно, слово nahasch могло также получить значение змея, пресмыкающегося, которого волшебники очаровывали или пользовались им в своих волшебствах.
И только в переводе Семидесяти, - которые, по Гудсону, исказили еврейский текст во многих местах - написанном по-гречески во втором веке до Рождества Христова, слово "nahasch" было переведено словом "змей". Неточности этого перевода, без сомнения, происходят вследствие изменений, которым подвергался еврейский язык в различные промежутки; так, мёртвый еврейский язык времён Моисея отличался от обыкновенного еврейского языка, равно как и древний греческий и литературный арабский от современного греческого и арабского.7
Итак, весьма вероятно, что Моисей разумел под обольстителем жены возбуждаемое Духом волшебства любопытное желание узнать сокрытое, что согласуется с первоначальным понятием слова "nahasch", - "угадывать"; и в другой части со следующими словами: "Богу известно, что если вы будете вкушать эти плоды, вы прозреете и будете, как боги."
Не надо забывать, что Моисей хотел уничтожить у евреев дар волшебства по примеру египтян, о чём свидетельствует его запрещение вопрошать мёртвых и Духа волшебства. (См. "Рай и Ад в разъяснении Спиритизма", гл.XII.)
§383. Место, где говорится: "И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня", есть наивный и ничего не говорящий образ, который критика не преминула выставить на вид; но в нём нет ничего, что могло бы удивить, если вспомнить какую идею о Боге создавали себе евреи примитивных времён. Для этих слабых умов, неспособных понять мысли отвлечённой, Бог должен был облечься в конкретные формы, и они относили всё к человечеству, как к единственно знакомому центру. Поэтому Моисей говорил с ними, как с детьми, в осязательных образах. В данном случае это было олицетворение высшего могущества подобно тому, как язычники олицетворяли в аллегорических фигурах добродетели, пороки и абстрактные идеи. Позднее люди освободили идею от формы, как ребёнок, ставший юношей, ищет морального смысла в тех сказках, которыми его усыпляли в детстве. Итак, следует рассматривать это место как аллегорию Божества, лично наблюдающего за Своими творениями.
§384. Если проступок Адама буквально состоит в том, что он съел плод, то несомненно, что по своему ничтожеству проступок сей не мог бы оправдать той строгости, с какою он был наказан. Нельзя также принять и того факта, который здесь обыкновенно подразумевается; или же Бог, рассматривая этот проступок как непростительное преступление, осудил бы Своё собственное творение, потому что Он создал человека с тем, чтобы он размножался. Если бы Адам в этом смысле понял запрещение есть плоды и повиновался бы этому в точности, - где было бы человечество и все планы Создателя?
Бог не создавал Адама и Еву для того, чтобы они были одни на Земле; доказательство в самых словах Его, обращённых к ним тотчас по сотворении, когда они ещё были в земном раю: "И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и властвуйте над нею." (Гл.I, ст.28.) Так как размножение человека было законом ещё в земном раю, - его изгнание не может иметь причиной предположенный факт.
Это предположение основывается на чувстве стыда, которым Адам и Ева были охвачены при виде Бога и которое заставило их спрятаться. Но самый этот стыд есть образ посредством сравнения; он символизирует смущение, которое испытывают все виновные в присутствии того, кого они оскорбили.
§385. Но, в конце концов, что же это был за грех, такой важный, что он мог поразить осуждением на вечные времена всех потомков того, кто его совершил? Каин, братоубийца, был не так строго наказан. Ни один богослов не мог логически разрешить этого вопроса, потому что все они, придерживаясь буквы, вращались в ложном кругу.
В настоящее время нам известно, что этот грех состоит не в изолированном акте, принадлежащем одному лицу, но что он содержит в себе под видом единичного аллегорического факта, собрание всех преступлений, в которых могло быть виновно ещё несовершенное земное человечество; преступлений, которые резюмируются в словах: нарушение закона Божия. Вот почему преступление первого человека, изображающего всё человечество, в свою очередь символизируется актом непослушания.
§386. Говоря Адаму, что он будет в поте лица своего добывать себе пропитание из земли, Бог символизирует обязательность труда; но почему Он из этого труда делает наказание? Что было бы из человеческого разума, если бы он не развивался работой? Что сталось бы с землёй, если бы она не была оплодотворена, преобразована, оздоровлена разумным трудом человека?
Сказано (гл.II, ст.5 и 7): "...ибо Господь не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли... И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою."
Эти слова, сопоставленные со следующими: наполняйте землю, свидетельствуют о том, что человек от самого начала своего был предназначен заселять всю землю и обрабатывать её, и, кроме того, что рай не был местом, ограниченным в одном уголке земного шара. Если возделывание земли должно было быть последствием прегрешения Адама, то из этого вытекало бы, что если бы Адам не грешил, земля осталась бы невозделанной и Божьи планы без исполнения.
Почему Он сказал жене, что она будет в болезни "родить чада своя"? Каким образом болезненные роды, которые суть следствие организма, могут быть наказанием? Почему является возмездием то, что сообразно с законами Природы? Этого богословы ещё не объяснили и не объяснят, пока не сойдут с той точки зрения, на которой они утвердились; и, тем не менее, эти слова, которые кажутся таким противоречивыми, могут быть оправданы.
§387. Заметим сперва, что если в пору создания Адама и Евы души их были вызваны из ничего, как учит Церковь, они должны были быть неопытными во всём; они не должны были бы знать, что такое смерть. Так как они были одни на Земле, они не видали никого умирающим во всё время пребывания в земном раю; как же могли они понять, в чём состояла угроза смерти, с которой Он обратился к ним? Как Ева могла понять, что рождение детей в болезнях есть наказание, так как она, впервые рождённая для жизни, не имела детей и была единственной женщиной в мире?
Таким образом, слова Божьи не могли иметь смысла для Адама и Евы. Едва вызванные из небытия, они не должны были знать, как и для чего появились; они не должны были понимать ни Создателя, ни цели данного им запрещения. Не имея ни малейшей опытности в условиях жизни, они грешили, как дети, которые поступают не рассуждая. Это делает ещё более непонятной ужасную ответственность, тяготеющую на них и на всём человеческом роде.
§388. То, что ставит в тупик теологов, объясняется Спиритизмом рационально и без затруднений посредством предыдущего существования душ и множественности воплощений; это закон, без которого всё в жизни человека есть тайна и аномалия. В самом деле, допустим, что Адам и Ева жили уже раньше, тогда всё ясно: Бог обращается к ним уже не как к детям, но как к существам, способным Его понять, - и которые понимают Его на самом деле, - явное доказательство приобретённого раньше развития. - Допустим, кроме того, что они жили в более совершенном и менее матерьяльном мире, чем наш, где работа духовная заменяет матерьяльную, что через своё сопротивление закону Бога, символизированному ослушанием, они были исключены из него и в наказание сосланы на Землю, где человек вследствие природы земного шара, принуждён работать физически, Бог имел основание сказать им: "В том же мире, где вы отныне будете жить, вы будете в поте лица снискивать себе пропитание", и сказать жене: "В болезнях будешь родить чада своя", потому что таковы условия этого мира. (Гл.XI, §347 и след.)
Итак, земной рай, следы которого напрасно искали на Земле, есть символ счастливого мира, где жил Адам, или, вернее, та раса духов, которую он олицетворяет. Изгнание из рая обозначает тот момент, когда эти духи пришли воплотиться в обитателей Земли, и происшедшие от этого изменения. Ангел с огненным мечом у райского входа символизирует невозможность для духов из низших миров проникнуть в высшие прежде, чем они заслужат их своим совершенствованием. (См. последующ. XIV гл., §418 и след.)
§389. "И сказал Каин Господу (Богу): наказание моё больше, нежели снести можно: - вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьёт меня. - И сказал ему Господь (Бог): за то всякому, кто убьёт Каина, отомстится всемеро. И сделал Господь (Бог) Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. - И пошёл Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Эдема. - И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город (vaiehi bone); и назвал город по имени сына своего: Енох." (Гл.IV, ст.13-17.)
§390. Буквальный смысл "Книги Бытия" приводит к следующим заключениям. Адам и Ева были одни в мире после изгнания их из рая; дети, Каин и Авель, явились у них только позднее. Таким образом, Каин, убив своего брата и бежавши в другую страну, не видал более ни отца, ни матери, которые вновь остались одни; и лишь спустя долгое время, когда Адаму было 130 лет, у него родился третий сын Сиф, после которого он жил ещё по библейской генеалогии 800 лет и имел дочерей и сыновей. Когда же Каин пришёл поселиться на востоке от Эдема, на земле не было никого, кроме трёх лиц: его отца, матери, и его самого. Однако у него была жена и ребёнок; какова была эта жена и где он её мог взять? Еврейский текст гласит: "он жил, строив город", а не "построив город", что означает действие в настоящем, а не в прошедшем; но город предполагает жителей, так как нельзя думать, чтобы Каин построил его для себя, своей жены и ребёнка, или, чтобы он строил его совершенно один!
Таким образом, из этого же самого рассказа следует заключить, что страна была заселена; но это не могли быть потомки Адама, так как в то время у него не было никого, кроме Каина.
Присутствие других обитателей доказывают также следующие слова: "Я буду скитаться в бегстве и всякий, кто найдёт меня - убьёт", а также данный ему Богом ответ. Кем мог он опасаться быть убитым и к чему тогда знак, положенный на него Богом ради предостережения, если он не должен был никого встречать? Если же, кроме семьи Адама, были на Земле другие люди, значит они были там прежде него; отсюда вытекает следствие, взятое из самого текста "Книги Бытия", что Адам не есть ни первый, ни единственный прародитель человеческого рода. (Гл.XI, §388.)8
§391. Нужны были знания, которые принёс Спиритизм, об отношениях духовного начала к матерьяльному, о природе души, о сотворении её в простоте и неведении, о соединении её с плотью, о её бесконечном прогрессивном шествии через последовательные существования и различные миры, составляющие также ступени на пути совершенствования; о постепенном освобождении её от материи при помощи свободной воли, этой причине её дурных или добрых наклонностей и способностей, о феномене рождения и смерти, о состоянии духа в промежутках между воплощениями, наконец о будущем, составляющем цель её стараний совершенствоваться и её постоянства в добре, - всё это нужно было для того, чтобы бросить свет на духовную сторону Бытия.
Благодаря этому свету человек знает теперь, откуда и куда он идёт, для чего он на земле и почему он страдает; он знает, что его будущее в его руках и что продолжительность земной неволи зависит от него самого. "Книга Бытия", выйдя из рамок скудной аллегории, представляется ему во всём величии Божьей справедливости. Рассматриваемая с этой точки зрения "Книга Бытия" рассеет и победит неверие.
1 Как ни грубо заблуждение подобного верования, тем не менее и в наши дни ещё убаюкивают им детей, как священной истиной. И лишь только с трепетом осмеливаются преподаватели делать робкие попытки к его объяснению. Как же хотят, чтобы это позднее не создавало неверующих? (А.К.)
2 Еврейское слово haadam - "человек", откуда сделали Адам, и слово haadama - "земля", имеют один и тот же корень. (А.К.)
3 жизнь (А.К.)
4 В настоящее время хорошо известно, что еврейское слово haadam не есть имя собственное, но означает человека вообще, человечество, что разрушает всё здание, воздвигнутое на личности Адама. (А.К.)
5 Ни в каком тексте плод не обозначается яблоком; это слово встречается только в детских рассказах. В еврейском тексте слово "peri" имеет то же значение, что и во французском, без определения вида и может быть принято в смысле матерьяльном, моральном, аллегорическом, в собственном и в переносном. У израильтян не встречается на этот счёт никакого обязательного толкования; если слово имеет несколько значений, всякий понимает его, как хочет, лишь бы толкование согласовывалось с грамматикой. Слово "peri" переведено по-латыни словом "malum", которое одинаково относится к яблокам, как и ко всем видам плодов. Оно производится от греческого "melon", причастие глагола "melo" - интересовать, заботиться, привлекать. (А.К.)
6 Этот факт наводит на мысль, что проявление медиумизма в стакане с водой было известно египтянам. (А.К.)
7 Слово "nahasch" существовало в египетском языке со значением "негр", вероятно, потому, что негры имели дар волшебства и угадывания. Оттого, вероятно, и сфинксы у ассирийцев были изображены с лицами негров. (А.К.)
8 Эта мысль не нова. Лапейрер, учёный теолог семнадцатого века, в своей книге "Preadamites", написанной по-латыни и напечатанной в 1635г., взял из самого оригинала Библейского текста, изменённого переводами, очевидное доказательство, что Земля была заселена прежде появления Адама. В настоящее время это мнение принято многими просвещёнными духовными лицами. (А.К.)