Глава Четырнадцатая
ФЛЮИДЫ
Природа и свойства флюидов. Флюидические элементы - Образование и свойства перисприта - Действие духа на флюиды; флюидическое творчество Фотография мысли - Качества флюидов - Объяснение некоторых явлений, считавшихся сверхъестественным. Жизнь духовная или психическая; двойное зрение; сомнамбулизм; сновидения - Каталепсия; воскрешения - Исцеления - Явления; преображения - Матерьяльные манифестации, или физические проявления; медиумизм - Одержимость и овладевание
Природа и свойства флюидов. Флюидические элементы
§41I. Наука дала ключ к чудесам, относящимся преимущественно к матерьяльному элементу, объясняя их или доказывая их невозможность на основании законов матерьяльной природы; но те явления, в которых преобладает духовный элемент и которые нельзя объяснить одними законами материи, ускользают от научного исследования: вот почему они более других имеют вид чудес. И только в законах, которые управляют духовной жизнью, можно найти ключ к чудесам этого рода.
§412. Всемирный космический флюид есть, как это было уже показано, примитивная элементарная материя, изменения и преобразования которой составляют бесчисленное разнообразие тел Природы. (Гл.X.) Как общий, всемирный элемент, он представляет два различных состояния: эфирности и невесомости, которое можно рассматривать, как состояние начальное и нормальное, а - матерьялизации или весомости - в некотором роде как производное. Промежуточная точка есть преобразование флюида в осязаемую материю; но тут ещё нет резкого перехода, потому что можно рассматривать наши невесомые флюиды, как среднюю границу между двумя состояниями. (Гл.IV, §133 и след.)
Каждое из этих двух состояний необходимо производит особые явления: ко второму состоянию принадлежат явления видимого мира, а к первому - мира невидимого. Одни из них - физические явления - относятся к области науки; другие, называемые духовными или психическими, потому что они связаны преимущественно с существованием духов, находятся в ведении Спиритизма; но так как жизнь духовная и матерьяльная постоянно друг с другом соприкасаются, - явления обоих порядков представляются часто одновременно. Человек в состоянии воплощения может иметь понятие лишь о тех психических явлениях, которые имеют связь с земной жизнью; те, которые происходят исключительно из жизни духовной, ускользают от матерьяльных чувств и могут быть поняты только в состоянии духа.1
§413. В состоянии эфира космический флюид не единообразен; не переставая быть эфирным, он претерпевает изменения, в своём роде тоже разнообразные и, может быть, более многочисленные, чем в состоянии осязаемой материи. Эти изменения состоят из особых флюидов, которые хотя и происходят от одного основания, но одарены специальными свойствами и производят особые явления в невидимом мире.
Так как всё относительно, эти флюиды представляются для духов, которые сами эфирны, столько же матерьяльными, как для воплощённых все осязаемые предметы, и составляют для них то же, что для нас наши земные вещества; они их совершенствуют, комбинируют и производят с ними определённые явления, как это делают люди со своими матерьялами, но лишь различными процессами.
Но там так же, как и здесь, лишь наиболее просвещённым духам дано понимать роль всех элементов, которые составляют их мир. Невежды незримого мира также неспособны объяснить себе явления, которые происходят пред ними и которым они содействуют часто машинально, как и невежды этого мира не могут объяснить явлений света или электричества и сказать, каким образом они видят и слышат.
§414. Флюидические элементы духовного мира ускользают от наших аппаратов исследования и от познания нашими чувствами, созданными для вещественной материи, а не эфирной. Некоторые принадлежат к среде, столь отличной от нашей, что мы можем судить о ней только при помощи сравнений, столь же несовершенных, как, например, старание слепого составить себе понятие о теории цветов.
Но некоторые из этих флюидов тесно связаны с жизнью тела и принадлежат как бы к земной среде. По недостатку способности непосредственного усвоения можно наблюдать их явления, как, например, наблюдают явления магнетизма, и по их свойствам с некоторой точностью составить себе понятия о них. Это изучение существенно важно, так как оно есть ключ к изучению множества явлений, необъяснимых посредством одних законов материи.
§415. Точкой отправления всемирного флюида является та степень чистоты, о которой ничто здесь не может дать нам понятие; противоположная точка есть преобразование его в осязаемую материю. Между этими двумя крайностями существуют бесчисленные превращения, которые приближаются более или менее к той и другой. Флюиды, наименее приближающиеся к матерьяльности, а, стало быть, наиболее чистые, составляют то, что называют духовной атмосферой Земли. В этой именно среде, где также находятся различные степени чистоты, воплощённые и бесплотные духи Земли черпают элементы, необходимые для их существования. Эти флюиды, как бы они ни были тонки и неосязаемы для нас, тем не менее грубы в сравнении с флюидами высших сфер.
То же самое и на поверхности всех миров, за исключением той разницы в составе и условиях жизненности, которая свойственна каждому из них. Чем менее жизнь в них матерьяльна, тем менее сродства имеют духовные флюиды с материей в собственном смысле слова.
Название духовных флюидов не отличается строгой точностью, потому что, в конце концов, это всё-таки материя, более или менее тонкая. На самом деле духовно только разумное начало души. Флюиды называются духовными лишь по сравнению и по сродству их с духами. Можно сказать, что это материя духовного мира; потому их называют духовными флюидами.
§416. Да и кому известен внутренний состав осязаемой материи? Может быть, она только кажется плотной для наших чувств, что доказывалось бы тою лёгкостью, с какою флюиды и духи проникают через неё: она не представляет им большего препятствия, чем прозрачные тела свету.
Осязаемая материя, имеющая начальным элементом эфирный космический ток, должна иметь свойство, разъединяясь, возвращаться вновь к эфирному состоянию, как, например, бриллиант, самое твёрдое тело, может улетучиться неосязаемым газом. Уплотнение материи есть не что иное, как переходное состояние всемирного флюида, который может возвращаться к первичному состоянию, если условия сцепления прекратятся.
Кто знает даже, не может ли материя в состоянии осязаемости приобрести некоторого рода эфирность, которая дала бы ей особые свойства? Известные явления, которые кажутся достоверными, дозволяют это предполагать. Мы обладаем пока только вехами в невидимом мире, и будущее, без сомнения, обещает нам знание новых законов, которые позволят нам понимать то, что для нас пока ещё тайна.
Образование и свойства перисприта
§417. Перисприт, или флюидическое тело духов, есть один из самых важных продуктов космического флюида; это есть сгущение данного флюидического центра разума или души. Мы видели уже, что плотское тело так же имеет своим началом этот самый флюид, видоизменённый и сгущённый в осязаемую материю; молекулярное изменение в перисприте совершается различно, так как флюид сохраняет свою невесомость и свои эфирные свойства. Тело периспритальное и тело вещественное имеют, таким образом, общий источник в одном и том же начальном элементе; и то, и другое суть материя, хотя и в двух различных состояниях.
§418. Духи почерпают свой перисприт из той среды, где они находятся, т.е. их оболочка образуется из окружающих флюидов; отсюда следует, что элементы, образующие перисприт, должны изменяться сообразно мирам. На Юпитере, мире совершенном по сравнению с Землёй, где телесная жизнь не имеет нашей матерьяльности, периспритальные оболочки должны иметь природу бесконечно более тонкую, чем на Земле. Так же, как мы не могли бы существовать в том мире с нашим вещественным телом, наш дух не мог бы проникнуть туда со своим земным периспритом. Покидая Землю, дух оставляет на ней свою флюидическую оболочку и облекается в другую, более приспособленную к тому миру, куда он должен перейти.
§419. Природа флюидической оболочки находится всегда в соотношении со степенью морального развития духа. Низшие духи не могут менять её по своей воле, а, следовательно, не могут по своей воле переноситься из одного мира в другой. Их флюидическая оболочка, хотя и эфирная и невесомая по отношению к осязаемой материи, ещё слишком тяжела, если можно так выразиться, по отношению к духовному миру, чтобы позволить низшим духам выйти из их среды. К этой категории должно причислить тех духов, перисприт которых настолько груб, что они путают его со своим матерьяльным телом, и по этой причине считают себя не умершими. Эти духи, а число их велико, остаются на поверхности Земли, как и воплощённые, считая всегда, что они занимаются своими делами; другие, немного более дематерьялизованные, недостаточно чисты однако, чтобы подняться над земными сферами.
Высшие Духи, напротив того, могут приходить в низшие миры и даже в них воплощаться. В составных элементах того мира, куда они входят, они черпают матерьялы флюидической или вещественной оболочки, принадлежащей к той среде, где они находятся. Они поступают так же, как вельможа, сбрасывающий свою красивую одежду для того, чтобы на время переодеться в грубую, не переставая от этого быть вельможей.
Именно таким образом духи самого высшего порядка могут являться обитателям Земли или воплощаться среди них для какой-нибудь миссии. Эти духи приносят с собой не оболочку, а врождённые воспоминания тех сфер, откуда они пришли и которые они мысленно видят. Это зрячие среди слепых.
§420. Слои духовных флюидов, которые окружают Землю, можно сравнить с низшими слоями атмосферы, более тяжёлыми, более плотными и менее чистыми, чем высшие слои. Эти флюиды неоднородны; это смешение молекул различных качеств, между которыми необходимо находятся элементарные молекулы, составляющие их основание, но в более или менее испорченном составе. Действия, производимые этими флюидами, будут в зависимости от чистых элементов, которые в них заключаются. Таков, например, алкоголь, очищенный или смешанный в различных пропорциях с водою или другими субстанциями: удельный вес его увеличивается этой примесью, в то же самое время как уменьшаются его крепость и воспламеняемость, хотя в общей массе и есть чистый алкоголь.
Духи, призванные жить в этой среде, в ней черпают свои перисприты, но, смотря по степени чистоты самого духа, перисприт его составляется из наиболее чистых или наиболее грубых элементов флюида, свойственного тому миру, в котором он воплощается. Духи производят в нём (продолжаем сравнение, а не уподобление) действие химического реактива, который притягивает к себе сходственные молекулы.
В результате тот важный факт, что внутренний состав перисприта не тожествен у всех воплощённых и бесплотных духов, которые населяют Землю и окружающее её пространство. Совсем не то с матерьяльным телом, которое, как это было указано, составлено из одних и тех же элементов, какова бы ни была степень высоты или низменности духа. Так же у всех явления, производимые телом, одни и те же, потребности одинаковы, тогда как они отличаются во всём, что присуще перисприту.
В результате ещё то, что флюидическая оболочка одного и того же духа изменяется вместе с его нравственным прогрессом в каждом воплощении, хотя бы он воплотился в одной и той же среде; и Высшие Духи, воплощаясь исключительно для миссии в низшем мире, имеют менее грубый перисприт, чем природные жители этого мира.
§421. Среда находится всегда в соотношении с природой тех существ, которые должны в ней жить; рыбы живут в воде, земные существа в воздухе; духовные в духовном или эфирном флюиде даже на Земле. Эфирный флюид для потребностей духа есть то же, что атмосфера для воплощённых. Но так же, как рыбы не могут жить в воздухе, как земные животные не могут жить в атмосфере, слишком разрежённой для их лёгких, так и низшие духи не могут выносить блеска и воздействия более эфирных флюидов. Они бы не умерли там, потому что духи не умирают, но инстинктивная сила держит их в отдалении, как удаляются от слишком горячего огня или от слишком ослепительного света. Вот почему они не могут выйти из среды, приспособленной к их природе; чтобы её переменить, надо сперва, чтобы они изменили свою природу; чтобы они очистились от своих матерьяльных инстинктов, которые удерживают их в матерьяльной среде; одним словом, чтобы они нравственно совершенствовались; тогда постепенно они сливаются со средой более чистой, которая становится для них необходимой потребностью, как глаза долго жившего в темноте мало-помалу привыкают к дневному свету и солнечному блеску.
§422. Таким образом, всё связывается, всё согласуется во Вселенной; всё подчинено великому и гармоничному закону единства, начиная от самой тяжёлой материи и кончая самой чистой духовностью. Земля, как сосуд, из которого вылетает густой дым, светлеющий по мере своего подъёма, и разрежённые частицы которого теряются в бесконечном пространстве.
Могущество Божие блещет во всех частях этого грандиозного целого, а ещё хотят для большей убедительности, чтобы Бог, недовольный Своим творением, пришёл нарушить эту гармонию! Да ещё хотят при этом сделать Его соперником самого Сатану! Никогда, в самом деле, не унижали так величия Божия, а ещё удивляются, что неверие сделало такие успехи!
Вы правы, говоря: "Вера уходит". Но это уходит вера во всё то, что оскорбляет здравый смысл и рассудок; вера, подобная той, которая заставляла говорить когда-то: "Боги уходят"! Но вера в серьёзное, вера в Бога и бессмертие живёт всегда в сердце человека: если она задыхалась, отягощённая нелепыми вымыслами, она восстанет ещё сильнее, лишь только её освободить, как смятое растение выпрямляется под лучами солнца.
Да, всё есть чудо в Природе, потому что всё дивно и всё говорит о Верховном Разуме! Эти чудеса для всего мира, для всех тех, кто имеет глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать. Нет чудес в том значении, какое придают этому слову, потому что всё вытекает из вечных законов Творения и потому что законы эти совершенны.
Действие духов на флюиды. Флюидическое творчество. Фотография мысли
§423. Духовные флюиды, представляющие одно из состояний всемирного космического тока, составляют, собственно говоря, атмосферу духовных существ; это - элемент, из которого они черпают матерьялы для своей деятельности; это - среда, где происходят особые явления, доступные слуху и зрению духов и ускользающие от матерьяльных чувств, воспринимающих впечатления только от одной видимой материи; там образуется тот особый свет духовного мира, отличающийся от обыкновенного света своей причиной и своими следствиями; это, наконец, проводник мысли, как воздух есть проводник звука.
§424. Духи действуют на духовные флюиды не так, как химики обращаются с газом, но посредством мысли и воли. Мысль и воля для духов то же, что рука для человека. Посредством мысли они сообщают этим флюидам то или другое направление; они их сгущают, комбинируют или рассеивают; они образуют из них по виду и цвету законченные формы; изменяют их свойства, как химик изменяет свойства газов или других тел, комбинируя их согласно известным законам. Это - огромная мастерская или лаборатория духовной жизни.
Иногда эти превращения намеренны, но часто они только продукт бессознательной мысли; достаточно духу подумать о каком-нибудь предмете, чтобы этот предмет образовался, подобно тому, как достаточно пропеть мелодию, чтобы она отразилась в атмосфере.
Таким образом, например, дух представляется глазам воплощённого, одарённого психическим зрением, под тем видом, какой он имел в своей жизни в ту эпоху, когда его знали, хотя бы он позднее прожил ещё несколько жизней. Он представляется в том же платье, с теми же внешними знаками, - увечьями, недугами, ампутированными членами и т.д. - которые у него были тогда; обезглавленный представится без головы. Это не значит, чтобы он сохранил подобный вид, потому что как дух он не хромой, не однорукий, не косой, не обезглавленный; но его мысль, переносясь в ту эпоху, когда он был таким, сообщается его перисприту, который мгновенно принимает этот вид и так же мгновенно оставляет его, как только мысль перестаёт действовать. Если же он был один раз негром, а другой раз белым, он представляется в виде негра или белого, смотря по тому, когда его вызывают и куда переносится его мысль.
В аналогичных условиях мысль духа флюидически творит те предметы, какими он имел обыкновение пользоваться на земле: скупой будет перебирать золото, военный облечётся в свою форму и повесит оружие; курильщик возьмёт свою трубку, земледелец свой плуг и быков, старуха свою прялку. Эти флюидические предметы настолько же реальны для духа, который сам эфирен, насколько они были реальны в матерьялизованном состоянии для живых людей, но так как они созданы мыслью, то существование их так же мимолётно, как и мысль. ("Книга Медиумов", гл VIII.)
§425. Так как флюиды служат проводниками мысли, то мысль действует на них, как звук на воздух: они приносят нам мысли, как воздух приносит звук. Таким образом, можно сказать поистине, что в этих флюидах заключаются волны и лучи мысли, которые перекрещиваются, не смешиваясь одни с другими, подобно тому, как в воздухе находятся звуковые волны и лучи.
Более того: мысль, создающая флюидические образы, отражается в перисприте, как в зеркале; она принимает там форму и некоторым образом в нём фотографируется. Если, например, у одного человека явилась мысль убить другого, как бы ни было непроницаемо его матерьяльное тело, флюидическое тело приводится в действие его мыслью, все оттенки которой оно воспроизводит; оно флюидически производит тот жест, тот акт, который он намеревается привести в исполнение; мысль создаёт образ жертвы, и вся сцена рисуется, как на картине такою, какою она создалась в его уме.
Именно таким образом самые потаённые движения души отражаются на её флюидической оболочке; одна душа может читать в другой, как бы в книге, и видеть то, что недоступно матерьяльному глазу. Однако, видя намерение, она может предчувствовать и осуществление, которое будет его следствием, но она не может определить момент осуществления, ни точных подробностей, ни даже утверждать, что оно осуществится, потому что дальнейшие события могут изменить намерения, остановить и смягчить расположение. Она не может видеть то, чего ещё нет в мыслях; то, что она видит, это обычную заботу данного лица, его желания, его проекты, его хорошие или дурные намерения.
§426. Действие духов на духовные флюиды имеет чрезвычайно важные последствия для воплощённых. Так как флюиды служат проводниками мысли и мысль может изменять их свойства, очевидно, что они должны быть пропитаны хорошими или дурными качествами мыслей, которые приводят их в движение и изменяются в соответствии с чистыми или порочными чувствами. Дурные мысли портят духовные флюиды, как вредные миазмы портят хороший воздух. Таким образом, флюиды, окружающие злых духов или распространяемые ими вокруг себя, испорчены, тогда как флюиды, получающие воздействия добрых духов, настолько же чисты, насколько высока степень их морального совершенствования.
§427. Было бы невозможно перечислить или классифицировать хорошие или дурные флюиды или поименовать их особенные качества, так как их разнообразие столь же велико, как разнообразие мыслей.
Флюиды не имеют качеств особого рода, а лишь те, которые они приобретают в среде, в которой вырабатываются. Они изменяются от излучений этой среды, как воздух от испарений, а вода от солей, заключающихся в пластах, через которые она проходит. Смотря по обстоятельствам, эти качества, как и вода и воздух, могут быть временны или постоянны, что делает их более способными производить те или иные определённые действия.
Флюиды не имеют также специальных названий; подобно запахам, они обозначаются своими свойствами, своим действием и первоначальным типом. В моральном отношении они носят отпечаток чувств ненависти, зависти, ревности, гордости, эгоизма, гнева, лицемерия, доброты, доброжелательности, любви, милосердия, кротости и т. д.; в физическом же отношении они бывают возбуждающие, успокаивающие, проникающие, вяжущие, раздражающие, смягчающие, снотворные, наркотические, ядовитые, восстанавливающие, изгоняющие; они становятся силой передачи, движения вперёд и т.д. Таким образом, флюиды представляют движения всех страстей, всех добродетелей, всех пороков человечества и свойств материи, соответствующих производимым ими действиям.
§428. Так как люди суть воплощённые духи, то они отчасти пользуются преимуществами духовной жизни, - потому что живут этой жизнью столько же, сколько и жизнью телесной, - и прежде всего во время сна, но часто и в состоянии бодрствования. Дух, воплощаясь, сохраняет свой перисприт со свойственными ему качествами; он, как известно, не ограничен телом, а распространяется вокруг и окружает его как бы флюидической атмосферой.
Перисприт своим тесным соединением с телом играет преобладающую роль в организме; своей экспансивностью он ставит духа в более прямое отношение с духами свободными, а также с воплощёнными.
Мысль воплощённого духа действует на духовные флюиды так же, как мысль бесплотных духов; она теми же путями передаётся от одного духа другому и, смотря по тому, хороша ли она или дурна, она оздоровляет или портит окружающие флюиды. Если окружающие флюиды изменяются под влиянием мыслей духа, его периспритальная оболочка, которая есть составная часть его существа, постоянно и непосредственно воспринимающая впечатление его мыслей, должна ещё больше носить отпечаток его дурных или добрых качеств. Флюиды, испорченные под влиянием дурных духов, могут очиститься после их удаления, но перисприт этих духов будет всегда тем, что он есть, пока дух не изменится сам.
Так как перисприт воплощённых духов сходен по своей природе с духовными флюидами, то он легко усваивает их подобно тому, как губка пропитывается жидкостью. Эти флюиды имеют на перисприт тем более прямое действие, что он сам своей экспансивностью смешивается с ними.
Так как эти флюиды воздействуют на перисприт, последний, в свою очередь, воздействует на матерьяльный организм, с которым он соприкасается молекулярно. Если флюиды имеют хорошие качества, тело получает здоровое впечатление; если же дурные - впечатление тяжёлое; если дурные токи энергичны и продолжительны, они могут вызвать физические расстройства: некоторые болезни не имеют других причин.
Итак, среда, где изобилуют дурные духи, пропитана дурными флюидами, которые вбираются всеми периспритальными порами, как порами тела вбираются чумные миазмы.
§429. Таким образом объясняются явления, происходящие в местах людских сборищ. Собрание - это очаг, где излучаются различные мысли; это как бы оркестр, хор мыслей, где всякий берёт свою ноту. В результате множество токов и флюидических истечений, от которых каждый получает впечатление посредством духовных чувств, как в музыкальном хоре каждый получает впечатление звуков через чувство слуха.
Но так же, как звуковые лучи бывают гармоничны или фальшивы, так и мысли могут быть гармоничны или фальшивы. Если всё целое гармонично, впечатление получается приятное; если же оно фальшиво, - впечатление тяжёлое. Для этого даже не нужно, чтобы мысль была формулирована словами; флюидическое излучение её существует, хотя бы она и не была выражена.
Такова причина чувства удовлетворённости, которое испытывают в симпатичном собрании, одушевлённом доброжелательными мыслями; там царит здоровая моральная атмосфера, в которой легко дышится; оттуда выходят с восстановленными силами, потому что черпали там одни здоровые токи; а если бы и примешивалось там несколько дурных мыслей, оне производят впечатление ледяной струи в тёплом воздухе или фальшивой ноты в концерте. Этим также объясняются страх и невыразимо тяжёлое состояние духа, которое чувствуется в среде антипатичной, где злые мысли вызывают как бы испорченные струи воздуха.
§430. Таким образом, мысль производит некоторого рода физическое действие, которое отражается и нравственно; только один Спиритизм мог объяснить это. Человек чувствует это инстинктивно и потому ищет собраний однородных и симпатичных, где он может почерпнуть новые моральные силы; можно сказать, что он тем возвращает флюидические потери, которые терпит ежедневно через лучеиспускание мысли, так же, как возмещает питанием потери матерьяльного тела. Работа мысли производит, в самом деле, такую реальную потерю в духовных флюидах, а, следовательно, и в матерьяльных, что человеку нужно подкрепляться снова в тех токах, которые он получает извне.
Когда говорят, что доктор лечит своего больного добрыми словами, говорят абсолютную истину, так как доброжелательная мысль несёт с собою восстанавливающие флюиды, которые действуют равно на физическую и моральную сторону.
§431. Скажут, конечно, что возможно избегать злонамеренных людей, но как избавиться от влияния злых духов, которые во множестве толпятся вокруг нас и везде проскальзывают незамеченными?
Средство очень просто, так как оно зависит от воли самого человека, который несёт в себе необходимое предохранение. Флюиды соединяются в силу сходства своей природы; флюиды несходственные отталкиваются; добрые и дурные флюиды несовместимы, как несовместимы масло и вода.
Что делают, когда воздух испорчен? Его оздоровляют, удаляя очаги миазмов и выгоняя вредные течения более сильными токами свежего воздуха. Вторжению дурных флюидов, таким образом, надо противопоставить флюиды чистые; а так как всякий имеет в своём перисприте источник постоянных флюидов, то помощь находится в нём самом; остаётся только очистить этот источник и придать ему такие качества, чтобы они отталкивали дурные влияния, вместо того чтобы их привлекать. Таким образом, перисприт есть броня, требующая возможно лучшей закалки; а так как качества перисприта находятся в зависимости от душевных качеств, то надо работать над своим собственным улучшением, потому что несовершенства души привлекают дурных духов.
Мухи летят туда, куда привлекают их очаги разложения; уничтожить их - и мухи исчезнут. Так же и дурные духи идут туда, куда привлекает их зло; уничтожьте зло - и они удалятся. Духам, на самом деле хорошим, воплощённым или бесплотным, нечего бояться влияния злых духов.
§432. Перисприт есть соединительное звено между жизнью матерьяльной и духовной; именно через него воплощённый дух находится в постоянных сношения с духами; через него, наконец, совершаются в человеке особые явления, которые не имеют своей первопричиной осязаемую материю и которые поэтому кажутся сверхъестественными.
Именно в свойствах периспритальных флюидов следует искать причину двойного или духовного зрения, которое можно назвать также психическим зрением, которым многие одарены, часто без их ведома, как и зрением сомнамбулическим.
Перисприт есть чувствительный орган духа; через его посредство воплощённый дух получает понятие о вещах духовных, которые ускользают от физических чувств. Посредством телесных органов зрение, слух и другие чувства локализуются и приспосабливаются к впечатлениям матерьяльных явлений; через чувства духовные или психические они обобщаются; дух видит, слышит и чувствует всем своим существом всё, что находится в сфере его периспритальных флюидов.
Эти явления у человека составляют проявление его духовной жизни; это душа, действующая вне организма; при двойном зрении, или восприятии духовными чувствами, он не видит телесными глазами, хотя часто по привычке направляет их в ту точку, куда обращено его внимание; он видит духовными глазами, и это доказывается тем, что он так же хорошо видит с закрытыми глазами и вне круга физического зрения; он читает образную мысль в флюидическом луче.
§433. Хотя в продолжении жизни дух связан с телом посредством перисприта, он не настолько порабощён, чтобы не мог покидать его; он удлиняет свою цепь и переносится далеко, или на Земле, или на какие-нибудь точки космического пространства. Дух лишь с сожалением привязывает себя к телу, потому что его нормальная жизнь свободна, тогда как телесная есть жизнь раба, прикреплённого к земле.
Таким образом, дух счастлив, когда может покидать своё тело, как птица клетку; он хватается за все случаи освобождения и пользуется для этого всеми мгновениями, когда его присутствие не нужно для физической жизни. Это явление известно под именем эмансипации, или высвобождения, души; оно происходит во время сна; всякий раз, когда тело отдыхает и чувства находятся в бездейственном состоянии, дух освобождается. ("Книга Духов", гл.VIII.)
В эти минуты дух живёт духовной жизнью, а тело только жизнью растительной; он бывает отчасти в том состоянии, в каком будет после смерти физического тела; он пролетает пространства, видится со своими друзьями и другими духами, свободными или воплощёнными, как и он сам.
Флюидическая связь, соединяющая его с телом, обрывается окончательно лишь после смерти; полное расставание происходит по окончательном пресечении деятельности жизненной силы. До тех пор, пока тело ещё живо, дух, на каком бы он ни был расстоянии, мгновенно к нему возвращается, как только необходимо его присутствие; тогда он снова вступает в обычное течение жизни. Иногда пробуждаясь, он сохраняет воспоминание о своих странствованиях в более или менее точных образах сна; но во всяком случае он выносит из них впечатления, которые внушают ему новые идеи и мысли и оправдывают пословицу: "ночь приносит совет".2
Совершенно так же объясняются некоторые характерные явления естественного и магнетического сомнамбулизма, каталепсии, летаргии, экстаза и многое другое, которые суть не что иное, как манифестации духовной жизни.
§434. Так как духовное зрение происходит без посредства матерьяльных глаз, то и окружающее познаётся не через посредство обыкновенного света: в самом деле, матерьяльный свет сотворён для матерьяльного мира; для мира духовного существует особый свет, природа которого нам неизвестна, но которая, без сомнения, есть одно из свойств эфирного тока, предназначенное для зрительных познаваний души. Таким образом, есть свет матерьяльный и свет духовный. Первый имеет ограниченные центры в светящихся телах; второй имеет центр везде; это и есть причина, по которой нет препятствий для духовного зрения; оно не задерживается ни расстоянием, ни плотностью материи; темноты для него не существует. Итак, духовный мир освещается духовным светом, имеющим свои собственные явления, как матерьяльный мир освещается солнечным светом.
§435. Душа, облечённая своим периспритом, несёт, таким образом, в себе самой своё световое начало. И так как она проникает материю в силу своей эфирной сущности, для её зрения нет непрозрачных тел.
Однако духовное зрение не у всех духов имеет одинаковую проницательность и одинаковое протяжение; одни чистые духи обладают им в полной силе; у низших духов оно ослаблено относительной грубостью перисприта, который, как туман, обволакивает их.
У воплощённых духов оно обнаруживается в явлениях второго зрения, в естественном или магнетическом сомнамбулизме или в состоянии бодрствования. Смотря по силе этой способности говорят, что ясновидение более или менее велико. С помощью этой именно способности некоторые люди видят внутренности организма и описывают причины болезней.
§436. Итак, духовное зрение даёт особые чувствования, которые, не опираясь на матерьяльные органы, совершаются в условиях совершенно отличных от матерьяльного зрения. По этой причине нельзя ожидать от них одинаковых явлений и нельзя производить над ними одинаковых опытов. Совершаясь в организме, духовное зрение обладает такою подвижностью, которая уничтожает все догадки. Надо изучать его в его следствиях и причинах, а не по сходству с обыкновенным зрением, которого они не предназначены дополнять, разве только за некоторыми исключениями, которые нельзя считать правилом.
§437. Духовное зрение по необходимости не полно и не совершенно у воплощённых духов, а следовательно, подлежит уклонениям. Происходя из самой души, оно, как и даваемые им понятия, должно быть подвержено влиянию душевного состояния. Смотря по степени его развития, по обстоятельствам и нравственному состоянию индивидуума, оно может давать во время сна или в состоянии бодрствования: 1) понимание известных реальных, матерьяльных фактов, как, например, событий, происходящих далеко, подробности данной местности, причины болезней и надлежащие для их устранения лекарства; 2) видение столь же реальное из мира духовного, как, например, видение духов; 3) фантастические образы, созданные воображением, аналогичные флюидическим созданиям мысли. Эти образы бывают всегда соответственны нравственному расположению созидающего духа. Таким образом, мысль людей, проникнутых известного рода религиозными верованиями, рисует им ад с его демонами, горнилами и муками, какими они представляются в их воображении: иногда это целая эпопея; язычники видели Олимп и Тартар, как христиане видят рай и ад. Если, проснувшись или по выходе из состояния экстаза, эти субъекты сохраняют точное воспоминание о своих видениях, они принимают их за реальные и подтверждающие их верования, тогда как они только продукты их собственной мысли. Стало быть, в экстатических видениях надо делать строгий выбор, прежде чем их принимать. Исцеление от слишком большого легковерия в этом отношении зависит от изучения законов, которыми управляется духовный мир.
§438. Сновидения в собственном смысле слова представляют три рода вышеописанных видений. К первым двум принадлежат сновидения предвидения, предчувствия и предупреждения. (Гл.XVI, Теория предвидения, §§527, 528, 529.); к третьему, то есть флюидическому созданию мысли, относится причина некоторых фантастических образов, которые не имеют ничего реального по отношению к действительной жизни, но которые для духа имеют иногда такую реальность, что тело чувствует их отражённое действие и что бывали случаи, когда волосы седели под впечатлением такого сна. Эти создания могут быть вызваны: экзальтированными верованиями, воспоминаниями прошлого; вкусами, желаниями, страстями, страхом, упрёками совести; повседневными хлопотами; потребностями тела или затруднением в функциях организма и, наконец, другими духами, доброжелательными или злонамеренными, смотря по их природе. ("Книга Духов", гл VIII, N400)
§439. Инертная материя нечувствительна; периспритальный флюид также нечувствителен, но он передаёт ощущение в чувствительный центр, которым служит дух. Таким образом, болезненные повреждения тела отражаются на духе, как электрический удар через посредство периспритального флюида, проводящими нитями которого кажутся нервы. Это нервное воздействие физиологов, которые не зная отношения этого флюида к духовному началу, не сумели объяснить себе всех его следствий.
Такой перерыв может иметь место при удалении какого-нибудь члена или иссечении нерва; но он бывает также частичным или общим и без всякого повреждения в минуты освобождения духа или сильного возбуждения, или озабоченности его. В этом состоянии дух уже не думает о теле, и в своей лихорадочной деятельности он, так сказать, привлекает к себе периспритальный флюид, который, удаляясь с поверхности, производит в ней временную нечувствительность. Можно было бы ещё принять, что в некоторых случаях в самом периспритальном флюиде происходит молекулярное изменение, которое на время отнимает у него способность передачи. Так воин в пылу сражения часто не замечает того, что он ранен; так человек, внимание которого сосредоточено на какой-нибудь работе, не слышит происходящего вокруг него шума. Явление аналогичное, но более ярко выраженное, имеющее место у некоторых сомнамбул, это - летаргия и каталепсия. Таким образом, наконец, можно объяснить нечувствительность одержимых судорогами и нечувствительность известных мучеников.
Паралич имеет совсем другую причину: тут происходит явление органическое; это сами нервы, проводящие нити, уже не способны к флюидическому движению; испортились самые струны инструмента.
§440. В известных патологических случаях, когда дух уже не в теле, и когда перисприт держится за него лишь несколькими точками, тело представляет все признаки смерти, и тогда говорят абсолютную истину, что жизнь держится лишь на волоске. Это состояние может длиться более или менее долго; некоторые части тела могут даже начать разлагаться, тогда как жизнь ещё не вполне угасла. До тех пор, пока не порвалась последняя нить, дух может или энергичным действием воли, или посторонним флюидическим воздействием, одинаково могущественным, быть призванным в тело. Таким образом объясняются случаи продления жизни против всякой вероятности, а также некоторые мнимые воскрешения. Так, иногда растение вырастает вновь от одной ничтожной корневой мочки; но когда последние молекулы флюидического тела отделились от матерьяльного тела, или когда последнее находится в состоянии непоправимого разложения, всякое возвращение к жизни становится невозможным.
§441. Всемирный ток есть, как известно, первоначальный элемент матерьяльного тела и перисприта, которые суть не что иное, как его превращения. Вследствие тождества своей природы этот флюид, сгущённый в перисприт, может доставлять телу восстанавливающие начала; двигательным агентом является воплощённый или бесплотный дух, который, так сказать, пропускает в повреждённое тело часть субстанции своей флюидической оболочки. Излечение производится посредством замены испорченной молекулы здоровою. Таким образом, исцеляющая сила будет в зависимости от чистоты привитой субстанции; она зависит ещё от энергии воли, которая вызывает более обильное выделение флюидов и даёт им большую силу проникновения, и, наконец, от намерений, одушевляющих того, кто хочет лечить, будь он человек или дух. Флюиды, исходящие из нечистого источника, представляют собой по сути дела испорченные лекарства.
§442. Влияние флюидического действия на больных чрезвычайно разнообразно, смотря по обстоятельствам. Это действие бывает иногда медленно и требует продолжительного лечения, как в обыкновенном магнетизме; в другой раз оно действует быстро, как электрический ток. Есть субъекты, одарённые такой силой, что на некоторых больных они производят мгновенное излечение одним наложением рук или даже одним актом воли. Между двумя крайними полюсами этой способности есть бесконечные оттенки. Все излечения этого рода представляют разновидности магнетизма и отличаются только силой и быстротой действия. Основание же всё одно и то же: это флюид, производящий терапевтическое действие, зависящее от его качества и изменяющееся по обстоятельствам.
§443. Магнетическое действие может производиться различными способами:
1. Через флюиды самого магнетизёра; это магнетизм в собственном смысле или человеческий магнетизм, действие которого подчинено силе и в особенности качеству флюида.
2. Через флюиды духов, действующих прямо и без посредника на воплощённого для того, чтобы вылечить или успокоить страдание, или для того, чтобы вызвать произвольный сомнамбулический сон; или для того, чтобы произвести на человека какое-нибудь физическое или моральное влияние. Это духовный магнетизм, качество которого находится в зависимости от качеств духа.
3. Через флюиды, изливаемые духами на магнетизёра, который служит им проводником. Это магнетизм смешанный, полудуховный или, если угодно, духовно-человеческий. Духовные флюиды, смешанные с флюидами человеческими, дают последним недостающее им качество. Содействие духов в таких случаях иногда произвольно, но по большей части оно вызвано силою магнетизёра.
§444. Дар исцеления флюидическим влиянием очень распространён и может развиваться посредством упражнения; но дар исцеления мгновенного, через наложение рук, - более редкое явление, а в своём апогее может быть рассматриваемо, как исключительное. Тем не менее, в различные эпохи и почти у всех народов встречались люди, обладавшие им в высочайшей степени. В последние времена было известно несколько замечательных примеров, достоверность которых неоспорима. Так как этого рода исцеления покоятся на естественном начале и возможность их производить не составляет привилегии, значит они не выходят из границ природы и чудесного в них только одна видимость.
§445. Перисприт невидим для нас в своём нормальном состоянии, но так как он состоит из эфирной материи, дух может в известных случаях действием своей воли подвергнуть его молекулярному изменению, которое делает его на мгновение видимым. Именно таким образом происходят явления или видения, которые так же, как и другие феномены, не выходят из законов Природы. Они не более необыкновенны, чем пары, которые невидимы, когда они разрежены, и становятся видимы, когда сгущаются.
Смотря по степени сгущённости периспритального флюида, явление иногда неопределённо и туманно, в другой раз оно закончено отчётливей; наконец, иногда оно имеет вид осязаемой материи и может достигать даже настоящей осязаемости до такой степени, что можно вполне обмануться насчёт природы предстоящего видения.
Туманные видения очень часты; таким образом души представляются после смерти тем, кого оне любили. Видения осязаемые более редки, хотя и существуют довольно многочисленные и совершенно достоверные примеры таких явлений. Если дух хочет, чтобы его узнали, он даст своей оболочке все те внешние признаки, которые у него были при жизни. ("Книга Медиумов", гл.VI и VII.)
§446. Достойно внимания, что видения осязаемые имеют только вид телесной материи, но не могут иметь её свойств; по причине своей флюидической природы они не могут иметь силы сцепления, потому что они в действительности не тело. Они создаются мгновенно и также мгновенно исчезают, или испаряются вследствие разъединения флюидических молекул. Существа, являющиеся таким образом, не рождаются и не умирают, как другие люди; их то видят, то больше не видят, не зная, откуда они пришли и куда идут; их нельзя было бы ни убить, ни связать, ни заточить, потому что у них нет тела; наносимые им удары попадают в пустое пространство.
Таков характер видений, с которыми можно говорить, не сомневаясь в их подлинности, но которые никогда не остаются надолго и не могут фигурировать среди членов семьи или сделаться обычными её посетителями.
К тому же во всём их существе, в их манерах есть что-то странное и необычное, что-то среднее между матерьяльным и духовным: их взгляд, туманный и вместе с тем проникающий, не имеет ясности взгляда матерьяльных глаз; их язык, краткий и почти всегда поучительный, вовсе не имеет звучности и гибкости языка человеческого; их приближение заставляет испытывать особое чувство необъяснимого удивления, внушающего род страха, и, принимая их за людей, таких же, как и все, невольно говорят про себя: вот странное существо.
§447. Так как перисприт один и тот же у всех воплощённых и бесплотных духов, то совершенно тождественным порядком воплощённый дух может явиться в минуту свободы далеко от того места, где покоится его тело; он предстанет в своём обычном облике, со всеми признаками сходства и тождественности. Это явление, подтверждающееся достоверными примерами, создало верование в двойников.
§448. Особенность этого рода явлений состоит в том, что туманные и даже осязаемые видения не всем одинаково ясны; духи показываются тогда, когда хотят и кому хотят. Таким образом, дух может явиться в собрании одному или нескольким присутствующим и не быть видимым всеми прочими. Это происходит от того, что эти явления видимы духовным зрением, а не матерьяльным; от того, что духовное зрение не только не дано всем, но в случае надобности может быть по воле духа взято назад. Оно может быть взято назад у того, кому дух не хочет показываться, совершенно так же, как он может дать его мгновенно, если находит это нужным. Итак, сгущение периспритального флюида в видениях даже до степени осязаемости, не имеет свойств обыкновенной материи: иначе видение, доступное матерьяльному зрению, было бы видимым всем присутствующим.3
§449. Так как дух может производить изменения в своей периспритальной оболочке и эта оболочка распространяется вокруг тела как флюидическая атмосфера, то явление, аналогичное видениям, может происходить на поверхности самого тела. Под флюидической атмосферой настоящий вид человека может более или менее стушеваться и принять другие черты; или же прежние черты, видимые сквозь изменённый флюидический слой как сквозь призму, могут принять другое выражение. У воплощённого духа, который, удалясь от земного, приближается к духовным сущностям, выражение и некрасивого лица может сделаться прекрасным, радостным, иногда даже сияющим; если же, наоборот, дух возбуждён дурными страстями, то и прекрасное лицо может сделаться отвратительным.
Именно таким образом происходит преображение, которое всегда отражает преобладающие чувства и качества духа. Таким образом, это явление есть результат флюидического превращения; это род периспритального видения, которое происходит даже на живом теле, а иногда в минуту смерти, вместо того, чтобы происходить далеко, как это бывает в видениях в собственном смысле слова. Видения этого рода отличаются тем, что они по большей части замечаются всеми присутствующими и доступны матерьяльному зрению именно потому, что они имеют основанием видимую телесную материю, тогда как чисто флюидические видения вовсе его не имеют.
Матерьяльные манифестации, или физические проявления. Медиумизм
§450. Явления двигающихся и говорящих столов, удерживающихся в воздухе тяжёлых тел, медиумического письма, старые, как сам мир, но ставшие теперь обычными, дают ключ ко многим аналогичным, произвольным феноменам, которые, по незнанию правящих ими законов, причислялись к сверхъестественным и чудесным. Эти феномены основаны на свойствах периспритального флюида как воплощённых, так и свободных духов.
§451. Во время жизни тела дух влияет на него посредством своего перисприта; всё с тем же флюидом он проявляется, действуя на инертную материю, производит шум, движение стола и других предметов, которые он приподнимает, опрокидывает или переносит. В этом явлении нет ничего удивительного, если принять во внимание, что самые могущественные двигатели у нас заключаются в самых разрежённых и даже невесомых флюидах, как воздух, пар и электричество.
Также при помощи своего перисприта дух заставляет медиума писать, говорить или рисовать: не имея осязаемого тела для своего непосредственного проявления, он пользуется телом медиума, заимствуя его органы, заставляя их действовать как своё собственное тело с помощью изливаемых на него флюидов.
§452. Тем же самым способом дух действует и на стол, заставляя его двигаться без определённого смысла или для сознательного выстукивания, определяющего буквы азбуки, из которых слагаются слова и предложения, - явление, называемое типтологией. Стол здесь не что иное, как орудие, которым он пользуется как и карандашом, заставляя его писать; он даёт ему минутную жизненность, пронизывая его своим флюидом, но сам вовсе не сливается с ним.
Когда сообщения происходят таким способом, надо представлять себе духа не в столе, а рядом с ним, так же, как он был при жизни, и таким же, каким бы увидали его, если бы он мог в данную минуту сделаться видимым. То же самое и в сообщениях посредством письма: можно было бы видеть духа рядом с медиумом, направляющим его руку или передающим ему свою мысль через флюидический ток.
§453. Если стол отделяется от пола и висит в воздухе без всякой точки опоры, дух не поднимает его силой руки, но окружает и проникает его как бы флюидической атмосферой, как это делает воздух в воздушных шарах и бумажных змеях. Флюид, которым стол проникнут, сообщает ему на минуту особую лёгкость. Когда же он пригвождён к полу, то имеет некоторую аналогию с пневматическим колоколом, под которым находится пустое пространство. Это только сравнение для того, чтобы показать аналогию явлений, а не абсолютную тождественность причин. ("Книга Медиумов", гл.IV.)
Понятно после этого, что для духа не труднее поднять человека, чем поднять стол, перенести предмет из одного места в другое или куда-нибудь его перебросить; эти явления происходят по одному и тому же закону.4
Когда стол кого-нибудь преследует, это не значит, что дух бегает по комнате вместе с ним, так как он может спокойно оставаться на месте; он просто даёт ему толчок флюидическим током, помощь которого заставляет стол двигаться по желанию духа.
Если раздаются стуки в столе или в другом каком-нибудь месте, это не значит, что дух стучит рукой или каким-нибудь предметом; он направляет флюидический ток в то место, где раздаётся стук, и производит таким образом действие на манер электрического тока. Он умеряет шум, как можно умерять звуки, производимые воздухом.
§454. Явление весьма частое в медиумизме - это способность некоторых медиумов писать на незнакомом им языке или рассуждать на словах или в письме о вещах, превышающих их образование. Нередко встречается беглое письмо у медиумов, вовсе не учившихся писать; некоторые пишут стихи, никогда во всю жизнь не написав ни одного стихотворения; другие рисуют, пишут картины, лепят, пишут музыкальные произведения, играют на каком-нибудь инструменте, не имея понятия об этих искусствах. Встречается часто, что пишущий медиум воспроизводит до полной иллюзии почерк или подпись тех духов, которые сообщаются с ним, хотя при жизни он их вовсе не знал.
Это явление не более чудесно, чем вид пишущего ребёнка, когда водят его рукой; можно таким образом заставить его сделать всё, что угодно. Можно заставить писать первого попавшегося на любом языке, диктуя ему слова буква за буквой. Будет понятно, что всё это существует в медиумизме, если сообразить, каким образом дух сообщается с медиумами, которые на самом деле для него не что иное, как пассивные орудия. Но если медиум владеет механизмом, если он преодолел практические трудности, выражения ему знакомы, если его мозгу присущи элементы того, что дух хочет заставить его исполнить, тогда он в положении человека, который умеет бегло читать и писать; тогда работа легче и быстрее: духу остаётся лишь передавать мысль, которую его переводчик воспроизводит теми средствами, которыми он располагает.
Способность медиума к вещам, ему незнакомым, часто происходит вследствие его знакомства с ними в прежних существованиях, о чём дух его сохранил воспоминание. Если, например, он был поэтом или музыкантом, ему будет легче усвоить поэтическую или музыкальную мысль, которую его хотят заставить воспроизвести. Язык, незнакомый ему ныне, мог быть в прошлой жизни его родным языком, отсюда его большая способность писать медиумически на этом языке.5
§455. Дурные духи изобилуют вокруг Земли вследствие низкого нравственного уровня её обитателей. Их зловредные действия участвуют в тех влияниях, которым здесь подвергается человечество. Одержимость, которая есть одно из их проявлений вместе с болезнями и всеми несчастиями жизни, должна быть рассматриваема как испытание или искупление и так именно принята.
Одержимость есть упорное действие, которое дурной дух направляет на данное лицо. Она представляет весьма различные характеры, начиная от простого морального влияния, без каких бы то ни было заметных внешних признаков, и кончая полным расстройством организма и умственных способностей. Она поглощает все медиумические способности; в медиумизме слуховом и психографическом она выражается в упрямом желании духа проявляться исключительно, помимо всех прочих.
§456. Так же, как болезни бывают следствием физических несовершенств, которые делают тело восприимчивым ко всем вредным внешним влияниям, одержимость есть всегда следствие морального несовершенства, которое даёт доступ дурному духу. Причине физической противопоставляют и силу физическую; а моральной причине надо противопоставлять моральную силу. Чтобы предупредить болезни, укрепляют тело; чтобы гарантировать от одержимости, надо укреплять душу; отсюда для одержимого необходимость работать над своим исправлением, чего бывает часто вполне достаточно, чтобы освободить его от одержащего духа без всякой посторонней помощи. Эта помощь становится необходимой, когда одержимость переходит в порабощение и овладевание, потому что в этих случаях больной теряет иногда свободу воли.
Одержимость есть почти всегда дело мести какого-нибудь духа, имевшего отношение к одержимому в одном из прежних существований.
В сильной степени одержания одержимый как бы весь окутан и пропитан вредными флюидами, которые парализуют и отталкивают действие здоровых флюидов. От этих-то флюидов и надо его избавить, и так же, как врачующий медиум поступает в случаях болезни, надо изгонять дурные флюиды флюидами лучшими.
Это действие механическое, но его не всегда бывает достаточно, надо также и особенно сильно действовать на одержателя - существо разумное, с которым надо иметь право говорить авторитетно, а этот авторитет даётся лишь нравственным превосходством, и чем оно больше, тем больше и авторитет.
Но это ещё не всё: чтобы гарантировать освобождение, надо убедить злого духа отказаться от своих намерений; надо породить в нём раскаяние и желание добра помощью искусно направленных поучений, вызывая его в видах его морального воспитания; тогда можно испытать чувство радостного удовлетворения от освобождения воплощённого и обращения несовершенного духа.
Задача облегчается в том случае, когда одержимый, сознавая своё положение, сам содействует целителю усилиями воли и молитвой; но дело бывает иначе, когда он, обольщённый духом-обманщиком, заблуждается относительно качеств последнего, потому что тогда он не только не содействует, но отталкивает всякую помощь со стороны. Это - случай помрачения всегда бесконечно более непокорного, чем самая сильная степень порабощения. ("Книга Медиумов", гл.XXIII.)
Во всех случаях одержания молитва есть самая могущественная помощь для воздействия на одержащего духа.
§457. В одержании дух действует внешним образом при помощи своего перисприта, который он смешивает с периспритом воплощённого; последний оказывается как бы опутанным сетью и лишённым возможности действовать по своей воле.
В случаях овладевания, вместо того чтобы действовать внешним образом, свободный дух как бы заменяет собой воплощённого; он избирает его тело своим жилищем, не вытесняя, правда, его окончательно, так как дух может покинуть своё тело только по смерти.
Таким образом, овладевание бывает всегда только временное и повторяющееся, потому что бесплотный дух не может окончательно заменить место воплощённого в виду того, что молекулярное соединение перисприта с телом может иметь место только с момента зачатия. (См. гл.XI, §334.) Дух, временно овладевший телом, пользуется им, как своим собственным; он говорит его языком, видит его глазами, действует его руками, как он это делал бы при своей жизни. Это не то, что в случаях говорящего медиумизма, где воплощённый дух говорит, передавая мысль бесплотного; тут он сам говорит и действует, и если его знали при жизни, его узнают по манере говорить, по голосу, жестам и даже по выражению лица.
§458. Одержание, или порабощение, есть всегда дело злонамеренного духа. Овладевание может быть делом доброго духа, который хочет говорить, и для того, чтобы произвести более сильное впечатление на своих слушателей, заимствует тело воплощённого, который даёт его охотно, как дают своё платье. Это совершается обыкновенно без всякого чувства смущения или болезненности; дух в это время пребывает в состоянии свободы и по большей части возле своего заместителя, чтобы его слушать.
Когда овладевающий дух недобрый, дело происходит иначе; он не заимствует тело, он захватывает его, если его обладатель не имеет нравственной силы сопротивляться. Он это делает по злобе к последнему, мучает его, истязает всеми способами и желает его погубить или удушением, или же толкая его в огонь и в разные опасные места. Пользуясь органами речи несчастного, он ругается, богохульствует и оскорбляет окружающих его; он предаётся таким эксцентричностям, которые имеют все признаки буйного помешательства.
Факты этого рода, в разной степени интенсивности, весьма многочисленны и многие случаи сумасшествия не имеют иной причины. Часто присоединяются к этому патологические расстройства, сопутствующие психическому, и против которых врачебная помощь бессильна, пока существует первоначальная причина. Спиритизм знакомит с этим источником одной части земных невзгод и показывает способ их исправления. Этот способ заключается в воздействии на виновника зла, который, как существо разумное, должен быть врачуем разумом.
§459. Одержимость и овладевание большей частью индивидуальны, но иногда они и эпидемичны. Когда целая туча злых духов бросается на одну местность, это - точно полчище неприятеля, наводняющее её. В таких случаях число одержимых может быть весьма значительно.
1 Название явления психическим более точно поясняет мысль, чем название его духовным, в виду того, что эти явления покоятся на свойствах и принадлежностях души или, лучше, на флюидах перисприта, которые неразлучны с душой. Это определение приближает их больше к разряду естественных фактов, подчинённых законам Природы; - итак, можно принять их как явления психические, не называя их чудесами. (А.К.)
2 Эта французская пословица вполне соответствует русской: "Утро вечера мудренее." (Й.Р.)
3 Рассказы о видениях, чисто индивидуальных, надо принимать с большой осторожностью, так как в иных случаях это следствия возбуждённого воображения, а иногда и выдумка с намеренной целью. Следует строго разбирать обстоятельства, сопровождающие рассказ - насколько уважаема личность рассказчика, и может ли он злоупотреблять доверчивостью слушателя. (А.К.)
4 Таков принцип тех явлений, когда на сеансах приносятся матерьялизованные предметы; явление вполне реальное, но которое следует принимать с чрезвычайной осторожностью, потому что оно одно из тех, которые наиболее поддаются подражанию и шарлатанству. Безупречность и уважаемость лица, которое получает эти явления, его безусловная незаинтересованность, как матерьяльная, так и моральная, и содействие побочных обстоятельств, должны быть серьёзно рассмотрены. Следует относиться с особой недоверчивостью к случаям, когда явления происходят слишком легко или часто возобновляются, так сказать, по желанию. Фокусники делают и более удивительные вещи.
Поднятие живых людей - факт не менее положительный, но, может быть, более редкий, потому что ему труднее подражать. Общеизвестно, что Хоум много раз поднимался к потолку и так обходил всю залу. Говорят, что Святой Купертин был одарён такою же способностью, что ни у того, ни у другого нисколько не чудесно. (А.К.)
5 Способность некоторых лиц к языкам, которые они знают, так сказать, не учась, не имеет иного объяснения, кроме интуитивного всепонимания того, что они знали в прошлых существованиях. Пример поэта Мери, приведённый в "Revue Spirite", есть доказательство этому. Очевидно, если бы г-н Мери был медиумом в своей юности, он писал бы по-латыни так же легко, как по-французски, и это прокричали бы чудом. (А.К.)