Глава Пятая
ДРЕВНИЕ И НОВЕЙШИЕ СИСТЕМЫ МИРОЗДАНИЯ
§141. Первые понятия, которые люди составили себе о Земле, небесных телах и устройстве Вселенной должны были основываться исключительно на свидетельстве чувств. Не зная ни сил Природы, ни элементарнейших законов физики и не имея других средств наблюдения, кроме своего ограниченного зрения, они должны были судить по одной только видимости.
Видя, что солнце утром встаёт с одной стороны горизонта, а вечером исчезает с другой, они, естественно, заключили, что оно вращается вокруг земли, которая остаётся неподвижной. Если бы им тогда сказали, что в действительности происходит обратное, то они ответили бы, что этого не может быть, потому что они видят, как солнце изменяет своё положение, а движения земли не замечают.
§142. Незначительное протяжение, на которое распространялись их путешествия, редко выходившие в то время за пределы племени или родной долины, не позволяло констатировать шарообразность Земли. Да и как бы они могли предположить, что Земля есть шар? Ведь тогда людям приходилось бы удерживаться только на высшей точке; а если предположить, что Земля населена по всей поверхности, то как объяснить положение жителей обратной стороны, ходящих вверх ногами и вниз головой? При вращательном же движении дело казалось бы ещё менее возможным. Когда мы и теперь, после открытия силы тяготения, видим, что люди, обладающие некоторым относительным образованием, не отдают себе ясного отчёта в этом явлении, то стоит ли удивляться, что в первые времена человечество не могло и подозревать его?
Итак, Земля казалась им плоским кругом, подобным мельничному жёрнову, простирающемуся в горизонтальном направлении в бесконечную даль. Отсюда и выражение, не вышедшее ещё из употребления: итти на край света. Границы этого круга, его толщина, внутренность, нижняя сторона и то, что под нею - всё это было неизвестно!1
§143. Небо, представляющееся нам в виде вогнутого свода, было, по общему мнению, действительным куполом, нижние края которого опирались на землю, а воздух наполнял весь обширный объём его. Не имея понятия о бесконечности пространства и неспособные даже помыслить его, люди считали, что этот купол составлен из твёрдого вещества, отчего и произошли названия тверди и свода небесного, пережившие своё первоначальное значение.
§144. Звёзды, истинной сущности которых люди и не подозревали, казались им простыми, более или менее крупными, светлыми точками, подобно лампадам подвешенным на одной плоскости и, следовательно, на одном и том же расстоянии от земли. Так изображают их иногда на церковных куполах, выкрашенных в синий цвет для напоминания о синеве небес.
Хотя понятия нашего времени совершенно различны с прежними, но старые выражения не вышли ещё из употребления; так в виде сравнения ещё говорят: усеянный звёздами свод или под куполом небес.
§145. Образование облаков от испарения воды на земле было также неизвестно, и никому не могло притти в голову, будто дождь, падающий с неба, мог происходить от земли, когда поднятие воды к небу было незаметно. Оттого и предполагали, что существуют воды верхние и воды нижние, источники небесные и источники земные, водоёмы, помещённые в сферах вышних, что совершенно согласовалось с понятием о твёрдом своде, способном поддерживать их.
Верхние воды, просачиваясь сквозь трещины свода, падали в виде дождя и, смотря по величине трещин, дождь мог быть слабый или сильный, проливной или подобный потопу.
§146. Полное неведение общности мира и законов, управляющих им, а также природы, образования и назначения небесных тел, казавшихся притом столь мелкими в сравнении с землёй, заставило смотреть на последнюю, как на главный предмет и единственную цель Творения; звёзды же казались второстепенными принадлежностями, созданными исключительно ради жителей земли. Этот предрассудок не исчез и доныне, несмотря на все научные открытия, изменившие всё миросозерцание человека. Сколько людей до сих пор считают звёзды украшением небес, помещённым там ради услаждения взоров рода человеческого!
§147. Однако, люди не замедлили заметить видимое движение звёзд, перемещающихся с востока на запад, восходящих вечером и заходящих утром, не изменяя своего относительного положения. Но это наблюдение долго не имело других последствий, кроме подтверждения мысли о твёрдом своде, увлекающем небесные тела в своём вращательном движении.
Эти первобытные, наивные понятия во время долгих вековых периодов составляли основание всех религиозных верований и служили точкой опоры для всех древних космогоний.
§148. Позднее, по направлению движения звёзд и их периодическому возвращению всё в том же порядке, поняли, что свод небесный не мог быть полусферой, опирающейся на землю, а должен был составлять целую сферу, внутри полую, в центре которой находилась земля всё-таки плоская или несколько выпуклая и обитаемая только с верхней стороны. Это уже был прогресс.
Но на что опиралась земля? Было бы бесполезно излагать все смешные предположения, порождённые воображением народов, начиная с фантазий индусов, считавших, что земля держится на четырёх белых слонах, а слоны стоят на крыльях гигантского коршуна. Мудрейшие же сознавались, что не знают об этом ничего.
§149. Однако, по общему всем языческим теогониям мнению, в "местах низких", иначе говоря, в глубине земли, внизу, в преисподней помещались отверженные. Их местопребывание называлось адом, т.е. местом низшим; а в "местах высших", в надзвёздном пространстве находились блаженные. Слово "ад" до наших дней сохранило своё значение, хотя геология изгнала место вечных мук из внутренности Земли, а астрономия доказала, что ни верха, ни низа в бесконечном пространстве не существует.
§150. Под чистым небом Халдеи, Индии и Египта, этой колыбели античных цивилизаций, можно было наблюдать движение небесных тел со всею точностью, какую дозволило отсутствие специальных инструментов. Прежде всего было замечено, что некоторые звёзды имеют движение обособленное от общего, что заставило предположить, что оне не были прикреплены к своду: их назвали странствующими звёздами или планетами, в отличие от звёзд неподвижных, и рассчитали их движения и периодические возвращения.
Наблюдая суточное движение звёздной сферы, скоро заметили неподвижность Полярной звезды, вокруг которой остальные небесные тела в 24 часа описывают параллельные круги большего или меньшего диаметра, смотря по расстоянию их от центральной звезды: это был первый шаг к открытию наклонения мировой оси. Более продолжительные путешествия дали возможность наблюдать различие видов звёздного неба, смотря по широтам и временам года. Высота Полярной звезды относительно горизонта, изменяясь с широтою, навела на мысль о шаровидности Земли, и таким образом мало-помалу составилось более верное понятие о строении мира.
Около 600 лет до Р.Х. Фалес Милетский (Малая Азия) говорит о сферичности Земли, наклонении эклиптики и причине затмений.
Столетием позже Пифагор Самосский открывает суточное обращение Земли вокруг своей оси, годовое движение её вокруг Солнца и причисляет планеты и кометы к солнечной системе.
За 160 лет до Р.Х. Гиппарх Александрийский (Египет) изобретает астролябию, рассчитывает и предсказывает затмения, наблюдает солнечные пятна, определяет тропический год и продолжительность обращения луны. Как ни драгоценны были все эти открытия для успехов науки, но потребовалось не менее 2000 лет для их популяризации. Новые понятия могли тогда распространяться только посредством редких манускриптов и потому оставались достоянием немногих философов, которые сообщали их только немногочисленным избранным ученикам; народные же массы, которых никто не думал просвещать, совсем и не знакомились с ними и оставались при старых своих верованиях.
§151. Около 140г. христианского летоисчисления Птоломей, один из самых знаменитых мудрецов александрийской школы, соединив свои идеи с народными верованиями и некоторыми современными ему астрономическими открытиями, составил систему, которую можно назвать средней. Она носит его имя и в течение 15 веков была единственной, признаваемой во всём цивилизованном мире.
По системе Птоломея, Земля есть шар, находящийся в центре мира и составленный из четырёх элементов: земли, воды, воздуха и огня. Это составляло первую область, называемую элементарной. Вторая, эфирная, состояла из одиннадцати небес или сфер, концентрически окружающих Землю и вращающихся вокруг неё, а именно: сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна, неподвижных звёзд и первого хрустального неба, прозрачной, твёрдой сферы; потом второе хрустальное небо и, наконец, первый двигатель, приводящий в движение все низшие небеса и заставляющий их совершать один оборот в 24 часа. За этими одиннадцатью небесами находился Эмпирей, местопребывание блаженных, названный так от греческого слова "пир" - огонь. Считалось, что эта сфера проникнута блеском и сиянием света, подобного огню.
Верование в несколько небес, возвышающихся одни над другими, продержалось долго, но число их подвергалось изменению. Обыкновенно седьмое небо считалось высшим, отсюда и выражение: быть на седьмом небе. Апостол Павел говорит, что он был "восхищен на третье небо".
Независимо от общего движения небесные тела, по понятиям Птоломея, имеют и свои собственные, более или менее обширные, смотря по отдалённости их от центра. Неподвижные звёзды совершают один оборот в 25816 лет. Последний расчёт доказывает знание предварения равноденствий, совершающегося действительно в 25868 лет.
§152. В начале XVI века Коперник, знаменитый астроном, родившийся в Торне (Пруссия) в 1472г. и умерший в 1543, пересмотрел систему Птоломея и составил свою, которая, подтверждаясь ежедневными наблюдениями, одержала верх и совершенно опровергла идеи Птоломея. По новой системе в центре находится Солнце, а планеты описывают вокруг него круговые движения; Луна есть спутник Земли.
Столетием позже, в 1609г. Галилей, родившийся во Флоренции, изобретает телескоп, а в 1610г. открывает четыре спутника Юпитера и вычисляет их движения. Он замечает, что планеты не имеют собственного света, а освещаются Солнцем, что это сферические тела, подобные Земле; он наблюдает их фазы и вычисляет продолжительность их обращения вокруг своей оси; таким образом, он матерьяльными доказательствами подтверждает систему Коперника и даёт ей окончательную санкцию.
Этим была уничтожена теория о многочисленных небесах. Планеты были признаны мирами, подобными Земле и подобно ей, вероятно, обитаемыми; звёзды - бесчисленными солнцами, составляющими вероятные центры стольких же планетных систем; а наше солнце признано центральною звездою подчинённого ему планетарного вихря.
Теперь стало ясно, что звёзды не заключены в определённый пояс небесного свода, а неравномерно разбросаны в беспредельности пространства. Те, которые кажутся нам близко соприкасающимися, в действительности находятся на неизмеримых расстояниях одна от другой; и те, которые кажутся самыми маленькими, наиболее отдалены от нас, а самые крупные, стоящие ближе других к Земле, всё же удалены от неё на сотни миллиардов миль.
Звёздные группы, носящие названия созвездий, в действительности представляют только кажущееся расположение небесных тел, видимых на большом расстоянии; эти фигуры производятся перспективой, подобно тому как светящиеся точки, разбросанные по обширной равнине или деревья в лесу представляются взорам человека, находящегося в определённой неподвижной точке. В действительности эти группы не существуют и если бы можно было приблизиться к одному из таких созвездий, то форма его исчезла бы и появились бы новые сочетания.
Если существование этих созвездий только кажущееся, то и значение, приписываемое им народным суеверием, обманчиво и влияние их воображаемо.
Чтобы отличить созвездия, им дали названия, например, созвездия Льва, Тельца, Близнецов, Девы, Весов, Козерога, Рака, Ориона, Геркулеса, Большой и Малой Медведицы, Лиры и прочая, и изображали их фигурами, по большей части фантастическими, напоминающими названия, но не имеющими никакого отношения к кажущемуся виду созвездия. Потому было бы бесполезно искать эти фигуры на небе.
Вера во влияние созвездий, особенно тех, которые составляют двенадцать знаков зодиака, происходит от данных им названий; если бы созвездие, названное Львом, получило наименование осла или овцы, то ему, конечно, приписывали бы совсем другое влияние.
§153. Итак, со времён Коперника и Галилея старые космогонии уничтожены совершенно. История повествует, какую борьбу должны были выносить эти гениальные люди с предрассудками своего времени и, особенно, с духом сектантства, заинтересованного в поддержке заблуждений, на которых основывались верования, считавшиеся неоспоримыми. Достаточно было изобретения одного оптического инструмента, чтобы разрушить многовековое сооружение. Но ничто не может устоять против истины, когда она признана таковой. Благодаря книгопечатанию, масса читателей, познакомившихся с новыми идеями, освободилась от иллюзий и приняла участие в борьбе. Таким образом приходилось бороться уже не с отдельными личностями, а с общественным мнением, ставшим на сторону истины.
Как велик мир в сравнении с ничтожными размерами, приданными ему нашими отцами! Как чудно творение Божие, когда его видишь совершающимся по вечным законам Природы! Но сколько было нужно времени, сколько гениальных трудов и усилий, сколько самоотвержения, чтобы открыть, наконец, глаза и сорвать повязку неведения!
§154. Отныне путь был открыт и много славных умов появилось для развития начатого дела. Кеплер в Германии открыл знаменитые законы, носящие его имя. Он доказал, что орбиты планет не кругообразны, а эллиптичны, и что Солнце занимает один из фокусов этих эллипсов. В Англии Ньютон открыл закон всемирного тяготения, а француз Лаплас создал науку о небесной механике. Теперь астрономия основывается уже не на приблизительных соображениях, а представляет науку, опирающуюся на самые точные данные математического анализа и геометрии. Таким образом, положен один из краеугольных камней истории Бытия через 3300 лет после Моисея.
1 Индийская мифология учит, что дневное светило вечером покидает свой свет и с тёмным ликом проходит по небу в продолжении ночи. А греческие сказания повествуют о колеснице Апполона, запряжённой четвёркой лошадей. По словам Плутарха, Анаксимандр Милетский утверждал, что солнце - это повозка, наполненная ярким пламенем, извергающимся из круглого отверстия. Эпикур был того же мнения, что солнце зажигается по утрам и гаснет вечером в водах океана, а другие полагали, что это кусок пемзы, раскалённой добела. Анаксагор считал солнце куском раскалённого железа, равняющимся по величине Пелопоннесскому полуострову. Достойно примечания, что древние были так убеждены в том, что действительная величина солнца совпадает с кажущейся, что подвергли этого смелого философа преследованию за дерзновенную мысль о непомерной величине денного светила. Периклу пришлось употребить всё своё влияние и авторитет, чтобы спасти Анаксагора от смертной казни, заменив её пожизненным изгнанием. (К.Фламмарион, "Астрономические этюды", стр. 6.)
Когда мы видим, что подобные идеи выражаются за 500 лет до Рождества Христова, во времена высшего расцвета Греции, то нельзя удивляться тем понятиям, какие люди составляли себе о строении мира в первобытные века. (А.К.)