Глава Пятая
ЧИСТИЛИЩЕ
§58."Евангелие" нигде не
упоминает о чистилище, которое
признано Церковью только в 593 году.
Этот догмат, конечно, более
рационален и более согласуется со
справедливостью Божией, чем ад, так
как устанавливает менее суровые
наказания, даёт возможность
искупления менее тяжких
преступлений.
Идея чистилища зиждется на
справедливости по сравнению с
человеческим правосудием - это
временное заточение, а не вечное
осуждение. Что сказали бы о стране,
которая не имела бы других
наказаний, кроме смертной казни, за
все преступления без различия?
Помимо чистилища, души имели бы
только две альтернативы или два
выбора: абсолютное блаженство и
вечное мучение. По этой гипотезе,
души, виновные только в ничтожных
проступках, должны разделить
блаженство избранников, не будучи
совершенными, или нести наказание
наравне с великими грешниками, не
сделав большого зла, что было бы
несправедливо и неправильно.
§59.Но понятие о чистилище,
конечно, должно было быть неполно, и
потому, не зная других наказаний,
кроме огня, из него сделали нечто
вроде ада, души там тоже горят, но в
менее сильном огне. Так как
прогресс или исправление душ не
согласуется с вечным мучением, то
души выходят оттуда не по своим
заслугам, а силою молитв,
приносимых за умерших или
заказываемых о них за деньги. Если
первая мысль и была хороша, то
нельзя того же сказать о её
следствиях благодаря тем
злоупотреблениям, которые она
породила. Платные молитвы сделали
чистилище более выгодным
источником доходов, чем ад.1
§60.Место чистилища никогда не
было определено, а равно и характер
его наказаний. Пробел этот
предоставлено пополнить новому
откровению, которое объяснило нам
причину земных страданий,
справедливость которых доказывает
множественность существований.
Эти страдания составляют
необходимые последствия
несовершенства души, так как, если
бы душа была совершенна, то не
грешила бы и не подвергалась
последствиям греха. Человек,
воздержанный и умеренный во всём,
не испытывает болезней,
происходящих от излишества. Чаще
всего человек несчастен по
собственной вине, но, если он
несовершенен, то значит уже был
таким до своего появления на земле;
если он искупает свои настоящие
прегрешения, то также и те, которые
совершил в предыдущем
существовании и ещё не успел
искупить, и если терпит жизнь
полную испытаний, то это от того,
что заставлял других терпеть то же
самое в другой жизни. Превратности,
которые он испытывает, служат
временным испытанием и, вместе с
тем, указывают на несовершенства,
от которых он должен исправиться,
чтобы избежать будущих несчастий и
прогрессировать по пути добра. Это
для души уроки жизненного опыта,
иногда очень суровые, но тем более
полезные для будущего, чем глубже
впечатление, оставляемое ими. Эти
превратности представляют случаи
постоянной борьбы, которая
укрепляет душу, развивает её
моральные и интеллектуальные силы,
и она выходит из них всегда
победительницей, если только имеет
мужество довести борьбу до конца.
Награда за победу - жизнь духовная,
в которую душа входит
торжествующая и сияющая, как воин
после одержанной победы.
§61.Каждое существование есть
для души шаг вперёд, к совершенству;
от человека зависит, чтобы этот шаг
был по возможности велик, чтобы
сразу переступить несколько
ступеней и не топтаться на месте; в
последнем случае он будет страдать
без пользы, а так как рано или
поздно нужно заплатить свой долг,
то ему придётся вновь начинать
существование, в условиях ещё более
тяжёлых; к незаглаженным
проступкам он прибавит ещё новые.
Таким образом, в
последовательных воплощениях душа
мало-помалу освобождается от своих
несовершенств и очищается до тех
пор, пока не сделается достойной
покинуть мир искуплений для того,
чтобы переселиться в более
счастливые миры, а потом и в высшие,
в которых будет наслаждаться
полным блаженством.
Итак, чистилище не есть смутная
и неопределённая идея: это
действительность, матерьяльная
реальность, которую мы видим и
испытываем на себе, оно находится в
мирах искупления, а Земля есть лишь
один из этих миров; здесь люди
искупают своё прошлое и настоящее в
зачёт будущего. Но вопреки понятию,
которое обыкновенно составляют
себе о чистилище, всякий сам может
сократить или продолжить своё
пребывание в нём, смотря по успехам,
которых он достигнет, работая над
своим совершенствованием; он
возвысится не потому, что кончился
срок его испытаний или по молитвам
других, а по собственным заслугам,
согласно словам Иисуса Христа:
"Каждому по делам его", словам,
выражающим всё правосудие Божие.
§62.Тот, кто страдает в этой
жизни, должен, стало быть, знать, что
он заслужил это тем, что
недостаточно очистился в прежней
своей жизни, и если не сделать этого
теперь, то должен будет страдать
ещё и в следующей жизни. Это вполне
логично и справедливо. Страдания
присущи несовершенству, - как и
болезни: страдают, пока длится
болезнь или несовершенство, и до
тех пор, пока не выздоровеют или не
исправятся окончательно. Так, если
человек горд, то он страдает от
последствий гордыни, если
эгоистичен, то от своего себялюбия.
§63.Всякий виновный дух
страдает прежде в жизни духовной.
Потом ему даётся жизнь телесная как
средство исправления. Вот почему он
оказывается здесь на земле часто с
теми людьми, которых обидел в
предыдущей жизни, и в
обстоятельствах, подходящих или
противоположных тому положению, в
которых он грешил, например, он
находится в бедности, если дурно
пользовался богатством, в унижении,
если был горд.
Искупление в мире духовном и на
земле не составляет двойного
наказания духа. Оно всё то же, но
продолжается на земле как
дополнение, чтобы дать духу
возможность улучшиться. От него
зависит воспользоваться этой
возможностью. Не лучше ли для духа
возвратиться на землю, имея впереди
возможность достигнуть лучшей
жизни, чем быть осуждённым
безвозвратно, покинув её? Эта
свобода выбора, дарованная ему
Богом, есть доказательство
мудрости, благости и
справедливости Божией. Бог хочет,
чтобы человек, был всем обязан
самому себе, своим усилиям и был сам
строителем своего будущего; если он
несчастлив более или менее
продолжительно, то винить в этом
может только самого себя: путь к
совершенству ему всегда открыт.
§64.Если рассмотреть, как
велики страдания некоторых
преступных духов в незримом мире,
как ужасно положение некоторых из
них, в каком они находятся страхе и
насколько усиливаются их страдания
от невозможности определить их
окончание, то можно бы сказать, что
это и есть ад, если бы только слово
это не выражало идею о вечном и
матерьяльном страдании. Благодаря
откровению духов и примерам,
которые они нам представляют, мы
знаем, что продолжительность
искупления зависит от степени
исправления виновного.
§65.Итак, Спиритизм не
отвергает будущих наказаний, а,
напротив, подтверждает их. Он не
допускает только физически
определённого ада, с его горящими
печами и непрощёнными грехами. Но
чистилища он не отрицает, так как
доказывает, что мы сами в нём
находимся; но он точнее определяет
его, объясняя причины земных
страданий и тем заставляя верить в
него тех, кто раньше отрицал его.
Не отвергает ли Спиритизм
молитв за умерших? -Напротив:
страждущие духи сами о них просят.
Потому Спиритизм ставит молитвы в
обязанность милосердия и
доказывает их необходимость для
возвращения душ к добру и
сокращения таким образом их
мучений.2 Действуя на рассудок,
Спиритизм возвращает к вере
неверующих и к молитве тех, кто над
нею насмехается. Он говорит, что та
молитва действительная, которая в
сердце, а не только на словах, когда
молишься сам, а не заказываешь
молитву за деньги. Кто осмелится
осуждать такое учение?
§66.Где бы ни происходило
наказание, в жизни ли духовной или
на земле, и сколько бы времени оно
ни длилось, оно всегда будет иметь
конец, более или менее близкий или
отдалённый. В сущности для духов
существуют две альтернативы:
временное наказание,
соответственное виновности, или
награда, смотря по степени заслуг.
Спиритизм не признаёт третьего
вывода, т.е. вечного осуждения. Ад
остаётся для него фигурой,
символизирующей наивысшие
страдания, срок которых неизвестен.
Чистилище же есть
действительность.
Слово "чистилище" создаёт
понятие об определённом месте и
весьма естественно прилагается
более к Земле, как к месту
искупления, чем к беспредельному
пространству, где витают
страждущие духи; да и по существу
своему земная жизнь есть настоящее
искупление.
Когда люди будут совершеннее,
из их среды будут переходить в
незримый мир только добрые духи, и,
в свою очередь, духи, воплощаясь,
будут вносить в человечество
только усовершенствованные
элементы, тогда Земля перестанет
быть миром искупления, и люди не
будут больше страдать от нищеты и
лишений как прямых последствий
своих несовершенств. В настоящее
время происходит уже это
преобразование, которое возвысит
Землю в иерархии миров.
(См."Евангелие от Спиритизма,
гл.III).
§67.Но почему же Христос не
говорил о чистилище? Потому что
идеи этой не существовало, тогда и
не было слова для её выражения.
Христос пользовался словом
"ад", как единственным, которое
было в употреблении для
обозначения всех будущих мук без
различия. Если бы он рядом с этим
словом поставил слово,
равнозначащее по смыслу слову
"чистилище", то он не мог бы
придать ему настоящего его смысла,
не затронув тех вопросов, которые
назначались для будущего; это было
бы, между прочим, назначением двух
отдельных мест для наказаний. Слово
"ад", подразумевающее идею о
наказании, заключает в себе и идею о
чистилище, которое есть только один
из способов наказания. Будущее,
долженствующее просветить людей
насчёт истинного назначения
наказаний, должно будет поставить и
ад на его настоящее место.
Если Церковь по прошествии
шести веков нашла нужным к словам
Иисуса Христа прибавить и
установить существование
чистилища, значит, она думала, что
Иисус Христос открыл не всё. Отчего
бы не думать так и по поводу других
постановлений?
1 Чистилище породило скандальную
торговлю индульгенциями, с помощью
которых продавали право входа в рай.
Эти злоупотребления были первой
причиной Реформации и заставили
Лютера отвергнуть чистилище. (А.К.)
2 См."Евангелие от Спиритизма",
гл.XXVI, "Действие молитв". (А.К.)