Дьяволизм и пророчество


«Утешитель же, Дух Святый, Которого
пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему
и напомнит вам все, что Я говорил вам.
»
Ин. 14:26

 

    Вызывание духов, установление контактов с умершими - один из важнейших пунктов, по которому расходятся позиции сторонников церкви и спиритизма. Как читатель уже наверняка знает, церковь относится к спиритическим сеансам крайне отрицательно, трактуя спиритические явления как дьявольские. При этом противники спиритизма ссылаются на известную заповедь Моисея из Ветхого Завета, запрещающую вызывание духов. Чтобы установить, что именно имел в виду Моисей, обратимся непосредственно к её тексту:

«Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии - то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте, - так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его.» Втор. 18:9-22

    Разберём эту заповедь подробно. Во-первых, очевидно, что она является привязанной к определённому временному контексту, сравним строки, непосредственно предшествующие только что процитированному нами отрывку:

«Вот что должно быть положено священникам от народа, от приносящих в жертву волов или овец: должно отдавать священнику плечо, челюсти и желудок<...>» Втор. 18:3

Странно, но противники спиритизма, напоминающие о запрете вызывать духов, сами же нарушают другую часть той же заповеди, ибо, я уверен, никто из них никогда не отдавал священнику/не принимал от прихожан никаких коровьих или овечих челюстей и желудков. Причина игнорирования столь чётко прописанного в Священном Писании обряда очевидна: заповедь не может быть приложена к современным условиям, бессмысленна и негигиенична.
    Во-вторых, становится очевидным, что адресат сообщения, т.е. народ Израиля, приходит на землю, населённую языческим народом, погрязшим в магии и колдовстве. "Прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых" - нахождение вызывателей в одном ряду с гадателями и ворожеями указывает, какое именно род контактов с потусторонним имелся в виду - назовём это "спиритическим дилетантством", о котором см. раздел "Практика". Предупреждение же Моисея относится к положению, в котором язычество во всей своей красе резко противопоставленно жёсткому монотеизму, ещё не достигшему духовных высот учения Христа, поэтому ориентировать современность на устарелые заповеди было бы делом недальновидным, хотя, согласимся, дилетантство и меркантильность с настоящим спиритизмом несовместимы.
    Заметим, что отличить лжепророка от пророка истинного - задача не такая уж и тривиальная. Вспомним, что и деяния Христа в своё время расценивались как дьяволизм:

«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» Мф. 12:22-26

    Сегодня церковь не стесняется зачислять целительство и экстрасенсорику, позволяющих повторять то, что делал Христос, в разряд явлений дьявольских. Аргументация представителей церкви от фарисейской отличается мало, разве что тот же тезис о таинстве Воскресения, которое ещё не произошло на момент вышеприведённых бесед Мессии с фарисеями. При этом совершенно забываются слова апостола Иакова:

«Но мудрость, сходящая свыше, во - первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.» Иак. 3:17

Это правило настолько разумно и исчерпывающе, что противникам спиритизма от лица церкви не остаётся ничего другого, как только заниматься фарисейством, ведь открой хоть один из них "Книгу Духов" например, и ему придётся признать, что любое послание из этой книги не противоречит правилу Иакова. Чтобы не быть голословными, приведём слова одного духа уже из другой книги Кардека, трактовать которые как дьяволизм было бы абсолютным кощунством:

Следующие слова духа прекрасно выражают те следствия общения с духами, которые практикуются ради высоких целей милосердия: "Всякий страждущий скорбный дух расскажет вам причину своего падения и те увлечения, которым он поддался; он поведает вам о своих надеждах, борьбе, своих ужасах, угрызениях совести, горе, отчаянии; он вам покажет Бога во гневе Его, карающего грешника со всею Своей справедливой строгостью. В вас шевельнётся сочувствие и страх за ваше собственное будущее; следя за ним в его жалобах, вы увидите дальше, с какой заботливостью Бог не теряет его из вида, ожидая раскаяния, протягивая ему руку при первом движении сердца. Вы увидите успехи виновного и будете счастливы - слава содействия принадлежит также и вам; вы будете заботливо следить за ним, как хирург следит за успехами заживления раны, которую он перевязывает." (Бордо, 1861). (Аллан Кардек, Небо (Рай) и ад, ч. 1, гл. XI "О запрещении вызывать умерших")

Напомним церкви и то, что не дано ей права "приватизировать" Божественную благодать и указывать, кому и как следует проповедовать учение Христа:

«При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.» Марк. 9:38-39
«Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие - из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа <...>» Фил. 1:16-19

    Критическое отношение церкви к спиритизму объяснимо лишь тем, что сама церковь утеряла связь с высшим миром. Напомним, что говорил Павел:

«Достигайте любви; ревнуйте о [дарах] духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает [его], он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на [незнакомом] языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.» 1 Кор. 14:1-5

Мимоходом заметим, что вставка слова "незнакомый", добавленая переводчиками для "пущей ясности", весьма и весьма сомнительна, если посмотреть на весь контекст, что мы советуем сделать читателю. Как бы то ни было, именно пророчеству следует назидать церковь. Где они, пророки, назидающие современную церковь? Вопрос риторический... Нет, пророки, или медиумы, как рождались, так и рождаются:

«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.» 1 Кор. 12:8-10

Не случайно другой апостол - Иоанн - советует:

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.» 1 Ин. 4:1

Зададимся ещё одним вопросом: проверяют ли христианские священники духов, с которыми они сталкиваются в процессе пророчества? Даже если кого и озарило, будет ли озарённый испытывать источник озарения? Как мы видим по пресловутым плаканиям икон, делать это церковь забывает, и вполне напрасно. А ведь это всё прекрасно описано и изучено у Аллана Кардека - первого серьёзного автора, начавшего изучать спиритизм, т.е. искусство сообщения с духами. Опять процитируем апостола Павла и комментарий Евгения Полякова:

"Все ли пророки? Все ли учителя? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?" (1 Кор 12:29,30) Размышление над этим вопросом приведёт любого к выводу, что в общем-то никто ни апостол, ни пророк, ни у кого нет даров исцелений, а вернее, если последние и есть у кого-то, то церковь объявляет их сатанинскими. ("Кому уподоблю род сей?", с. 37)

    Заметим, что наставления Павла и Иоанна вряд ли когда-либо потеряют свою актуальность, в отличие от принесения в жертву челюстей и желудков домашнего скота. В конце концов само христианство исходно происходит от того же спиритизма, т.е. из общения с миром иным, другими словами, у христианства и спиритизма источник один, и здесь мы попытаемся здесь показать, что этот тезис не голословен.
    Аллан Кардек обосновывал Божественное происхождение учения Духов указаниями на него в Библии (см. "Бытие. Чудеса и предсказания", гл. XVII "Пророчества Евангелия"). Речь идёт о предречении пророка Иоиля, которое апостол Пётр привёл в доказательство истинности исповедываемого им учения Христа:

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего.» Иоиль 2:28-29

У Петра это пророчество приняло несколько иной вид:

«<...>но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.» Деян. 2:16-18

Пётр от себя добавил "...и будет в последние дни", что на нашем языке может означать конец определённого периода развития религии, более того, её кризис. Так были ли "последние дни" один-единственный раз, или им было суждено случиться ещё раз? Ответ очевиден: да, эти дни наступили теперь уже для Христианства в XVIII-XIX веках, когда благодаря научному прогрессу люди перестали верить в религиозную картину мира и библейские мифы. Новая "религия" - атеизм - словно эпидемия распространялась по всему свету, подчиняя себе даже целые страны. Плодом этих дней стал век XX-ый, принесший мировые войны, новые смертоносные виды оружия, неизлечимые болезни, экологические катастрофы... О следующих последних днях говорит тот же Пётр в одном из своих посланий:

«Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же.» 2 Пет. 3:3-4

Ему вторит Павел:

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны<...>» 2 Тим. 3:1-2

А есть ли указания на грядущие откровения в речах Иисуса? Да, и об этом Кардек пишет в "Евангелие в разъяснении спиритизма", гл. VI, "Христос-Утешитель"; "Бытие. Чудеса и предсказания", гл. XVII "Пророчества Евангелия". Наш автор ссылается на следующие строчки из Евангелия от Иоанна:

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.» Ин. 14:26
«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.» Ин. 16:12-13

Если бы Дух Истины был бы просто олицетворением Божественной Мудрости, то не имела бы смысла реплика "ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит...". В этом отрывке подчёркивается отдельность Духа Истины от Бога и его медиумическая (т.е. посредническая) функция проводника Божественной Истины. Ясно и то, что это существо придёт к землянам именно в состоянии духа, поэтому без посредников-медиумов тут не обойтись. Дух Истины весьма часто являлся в обществе Кардека (о проблеме тождества являющегося духа и того, чьим именем он подписывается см "Книга Духов", Пролегомены. Х-XII; "Книга медиумов", гл. XXIV "Тождество или самоличность духов"). Духа Истины, витающего около карденистов, видел и Жобар - умерший спирит, навестивший коллег ("Небо (Рай) и ад", ч.2, гл.II "Счастливые духи. Г-н Жобар"). Заметим, что этот человек жил в Брюсселе, тогда как спиритическое общество Кардека, почётным президентом которого Жобар являлся, находилось в Париже. Из этого следует, что спиритам должен был быть знаком его почерк; в конце главы Кардек отмечает, что этот дух демонстрировал все признаки своего характера, благодаря чему в нём можно было опознать прежнего Жобара "даже без подписи". Ошибся ли Жобар насчёт Духа Истины или нет, мы знать этого наверняка не можем, однако вряд ли мы осмелимся обвинять духа г-на Жобара во лжи и плутовстве.
    Итак, истинный христианин должен ревновать о дарах духовных, но прежде всего, - о пророчестве! И пророчествовать будут "сыны ваши и дочери ваши", и видения юноши увидят, и всё это будет в назидание церкви! Другого толкования библейский текст не допускает, ведь приведённые нами отрывки не содержат притч или глубокого символизма, - наоборот, апостолы, несомненно обладавшие пророческим даром, выражались достаточно однозначно.

 

Следующая тема:

Реинкарнация и Библия

Hosted by uCoz