Письмо XVI
СОВЕТ В ЛЕСУ
Однажды ночью, желая дать своей душе отдых от её трудов, я удалился в
сосновый земной бор в одном из штатов Новой Англии. Я подыскал себе место, где,
как ожидал, мог бы побыть в одиночестве; но едва я погрузился в свои мысли, как
услышал какой-то странный звук. Он не был похож ни на один из земных звуков, так
как был необычайно тонок и пронзителен; и тут я понял, что это песня (если можно
назвать это песней), и поют её мои собратья по этому миру, не освещаемому лучами
солнца. И тут они сами неожиданно выпрыгнули на поляну позади меня, сели вкруг и
стали ждать. Затем я увидел свет явно не земного происхождения. Это был свет
костра; и тут я догадался, что передо мной — группа индейцев, готовящаяся к
исполнению какого-то обряда своей древней религии.
Они не приглашали меня присоединиться к их церемонии, да и я тоже не
приглашал их присоединиться к моим размышлениям. Поэтому я так и остался в
стороне наблюдать за ними.
(Да, в этом мире нет той скрытности, что у вас, поскольку здесь царят гораздо
большее понимание и бóльшая терпимость.)
Вскоре перед моим взором развернулась панорама какого-то странного танца.
Оставаясь все так же в кругу, они вертелись вокруг яркого огня, пели и
подпрыгивали. Я не понимал слов их песни; но я мог читать их мысли по
создаваемым ими мыслеобразам, и я понял, что они отмечают годовщину (отсчитанную
бог весть по какому лунному исчислению) какой-то индейской резни, в которой они
принимали участие сто, или двести лет тому назад.
И сутью этого танца, его движущей силой была ненависть к белым, изгнавшим их
с принадлежавших им прежде охотничьих угодий.
Шокированный, и в тоже время завороженный этим видом душ аборигенов Америки,
я продолжал наблюдать за ними.
И хотя я не силен в магических ритуалах, я вскоре понял, что у этого танца
есть своя цель и метод достижения этой цели, которая была явно враждебной.
Распаляя себя, и концентрируя свои мысли, они тем самым старались распалить и
души определенного рода людей в Соединенных Штатах — людей с низким уровнем
интеллекта, но наделенных бурным психическим темпераментом — и подтолкнуть их к
жестоким, разрушительным действиям.
"Так вот для чего они здесь собрались", — подумал я.
После этого я создал стену вокруг своих мыслей, чтобы их не могли
воспринимать индейцы. Да, я способен это делать; и не только я, но многие из
тех, кто живет в мире, расположенном выше земного.
Я ощущал терпкий, свежий запах сосен, я чувствовал как усиливается ветер,
врывающийся на поляну, казалось, что ветер откликнулся на их призыв, и теперь
предлагает им в помощь свою силу. Вы должны знать, что хотя сами стихии
имперсональны, они населены полу-личностными элементами; и каждое существо,
развившее в себе в одной или в нескольких жизнях соответствующие способности,
может управлять как стихиями, так и живущими в них полу-личностными элементами,
направляя их либо на добрые, либо на дурные цели.
Глядя на все это со стороны, я замечал, как ветер подхватывает и уносит с
собой мысли и страсти этих давно умерших людей, этих душ, не сумевших из-за
влияния собственных жизненных тенденций освободиться от притяжения материи, от
той астральной гравитации, которая привязывает к земле так много душ.
Итак, глядя на них, и мысленно перемещая свое сознание на большие расстояния
(этому я здесь тоже научился), я замечал, какое влияние этот ритуал мщения и
угрозы оказывал на умы некоторых, находящихся вдали от этого места, людей. Я
замечал, как в их мысли прокрадывается ненависть — ненависть к цивилизации,
будучи частью которой, они так и не смогли разобраться со своими собственными
желаниями.
Я знал, что в эту ночь, и на следующий день, и в продолжение ещё нескольких
дней после этого будут происходить вспышки жестокости, будет разрушаться
собственность, а законопослушные люди окажутся в опасности.
Моё сердце наполнилось грустью, ведь раньше я даже не предполагал, насколько
реальна нависшая над моей страной в это кризисное время опасность, вызванная
кармой, которую создали ещё первые поселенцы. Разумеется, они полагали, что
поступают правильно, избавляя себя и избранную ими землю от простодушных, и в то
же время таких сложных туземцев, чья цивилизация была старше, чем цивилизация
Европы, и которые любили эту землю так, как могут любить её только люди,
познавшие свободу на её просторах.
Когда магическая пляска закончилась, и её участники начали один за другим
исчезать среди лесных теней, я решительным шагом направился прямо к центру
круга, желая поговорить с любым, кто выразит желание откликнуться на моё
предложение знакомства.
Неожиданно я столкнулся лицом к лицу с величественным вождем, голова которого
была украшена тем убором из длинных перьев, где каждое перо символизирует
какой-либо смелый поступок, или какое-либо иное достижение его обладателя.
(Какая, однако, это была замечательная традиция! Какой стимул к активной
деятельности! Каждый краснокожий получал свидетельство о своих достижениях в
виде пера к головному убору.)
Лицом он походил на ястреба, а его глаза светились внутренним огнем; такая
интенсивность чувства и мысли может проявляться лишь у лидера, у человека,
способного повелевать другими людьми.
И я обратился к нему мысленно, поскольку не знал ни слова из его языка:
— Я только что стал невольным свидетелем вашей церемонии. Не могли бы вы
немного рассказать мне о ней? Насколько я понял, она была направлена на мир
людей, которые еще не перестали дышать.
Взмахом своей властной руки он приказал удалиться всем оставшимся спутникам,
еще не успевшим покинуть поляну, и вскоре мы остались одни — только он и я.
— Я пришел как друг, — сказал я, заметив, что он колеблется.
И это было правдой; поскольку, несмотря на все его предпринимавшиеся по
неразумности попытки причинить вред, чувствовалось, что в его душе живет
сознание справедливости, та способность избирать между истинным и ложным, то
предчувствие закона, которое, будучи достоянием разума, придает ему особое
достоинство, и вызывает уважение окружающих. Он вовсе не был похож на дилетанта,
промышляющего омерзительным, первобытным колдовством, но, скорее, на священника,
требующего воздаяния, на племенного полубога, который в один прекрасный день
может стать не разрушительной, но созидательной силой, орудием великого Духа
Америки, о котором я говорил в одном из прошлых писем, Прядильщика Судеб,
отвечающего за нашу страну.
Мы смерили друг друга глазами, и я отбросил занавес, скрывавший до того мои
мысли, дабы он смог увидеть мой разум своим разумом и понять, что я уважаю, и в
некоторой степени даже понимаю его.
— Ты видел то, что ты видел, — сделал вывод вождь.
— А ты не возражаешь против моего присутствия?
— Нет.
Я всё ещё ощущал свежий запах соснового леса, и мой новый знакомый тоже
величественно запрокинул голову и, казалось, пил этот запах.
— Свобода прекрасна, — сказал он, — и земля эта раньше была нашей.
Он как будто оправдывал себя и своих спутников, и я понял, что он уловил в
моих мыслях осуждение. Я был рад убедиться в том, что могу общаться с ним
непосредственно — разум к разуму; так же как рад я был каждой возможности
расширить горизонты своего знания и завести знакомство с человеком, обладающим
сильной волей.
— Но свободная земля должна быть открыта для всего мира, — сказал я, — и для
тебя, и для меня, и для всех других людей и моей, и твоей расы.
— Мы так не думаем, — последовал ответ.
— Но, — настаивал я, — разве мы оба — и ты, и я — не наслаждаемся сейчас этой
свободой?
Довольно сложно передать словами те мгновенные вспышки мыслей, которые мы
адресовали друг другу, те картинки, которые то и дело возникали между нами, пока
я старался деликатно, но настойчиво убеждать его в том, что для благополучия его
расы вовсе не требуется уничтожать мою.
Я рассказал ему о том, как душа, на время покидающая землю, возвращается туда
вновь, но уже в другой форме, и эта мысль оказалась для него настолько новой,
что мне пришлось за недостатком слов представлять свою мысль во всех мельчайших
деталях. Я рассказал ему, что многие сотни его сородичей, и в том числе —
наиболее знаменитые из них, уже вернулись в материальный мир, в ту Америку,
которую они любили раньше, что у них теперь белые тела, и распознать их можно
только по особой остроте взгляда, по походке, да еще некоторым особенностям речи
и поведения.
Он слушал меня в изумлении, и даже с каким-то болезненным интересом;
поскольку угадывал своим внутренним знанием, которое здесь (по эту сторону
жизни) практически невозможно обмануть; и он верил моим словам.
— А не обманываешь ли ты сам себя? (Иного вопроса я и не ожидал.)
Тогда я рассказал ему о своих прошлых жизнях, которые помню теперь достаточно
ярко, и привел ещё несколько доказательств того, что мои слова — не самообман.
— Но какая жизнь ждет моих людей, если они станут белыми? — не то
вопросительно, не то утвердительно сказал он.
И он принялся представлять мне картинку за картинкой, рисующие повседневную
жизнь рядового белого американца: школу с чадящей печью и спертым воздухом, дом
с закрытыми дверьми и окнами, "молельню", где шепчущий, или наоборот — крикливый
проповедник разглагольствует о вещах, о которых не имеет никакого представления,
перед теми, кто либо верит ему, либо не верит. Он как бы в насмешку нарисовал
передо мной одежду белого человека из самых низких слоев общества: тесные и
неудобные ботинки, вызывающие зуд брюки, отвратительную шляпу, натирающую плешь
на голове, и воротник. Он намеренно изобразил бумажный воротник — засаленный и
обвисший по краям.
Далее он представил мне — как будто стараясь продемонстрировать широту своих
наблюдений — контору в каком-то городе, где сидящие на стульях клерки согнулись
в три погибели над бухгалтерскими книгами, в которых были только цифры, цифры, —
длинные ряды цифр (своего рода вампум бледнолицего). И это занятие действительно
казалось чересчур мелким для души краснокожего, наслаждавшейся свободой в своих
родных лесах.
— И стоит ли им возвращаться за этим на свою родную землю? — спросил он.
— Но душа должна испытать всё, — ответил я.
Эта мысль тоже оказалась для него новой, и его брови в раздумье сошлись на
переносице.
— Для чего душе испытывать всё? — спросил он.
— Чтобы вернуться к своему Богу обогащенной знанием, — сказал я.
— Своему Богу.
При этой мысли в его глазах мелькнул какой-то странный огонек, однако лицо
его осталось неподвижным.
— Да, — сказал я, — ведь и мой Бог, и твой Бог, — оба они — Бог.
— Богов много, — ответил он, — есть Великий Дух, есть и другие.
— Но в центре каждого из них, — убеждал я его, — есть место, есть корень
сердца, и он одинаковый у всего, что существует; и в каждом сердце есть то
единое, что не знает различий; такой центр есть и в твоем сердце, и в моем, и в
сердцах почитаемых нами Богов.
— Ты узнал об этом в одной из тех душных школ? — спросил он.
— Нет. Я не знал этого, даже когда уже стал стариком там на земле, я узнал об
этом уже после того, как попал сюда. На земле я скорее гордился своей
обособленностью.
— Значит, здесь можно научиться новым религиям? — спросил он удивленно.
— Если удастся найти учителя, — сказал я.
— Но для чего здесь нужны новые религии?
— В центре каждой религии, — ответил я, — тоже есть такое место, в котором
все они едины. Точно так же у каждой расы, — подчеркнуто продолжил я, так как
заметил, что мои слова вызывают в нем сомнение, — у всех рас есть корень
единства. Краснокожий человек — брат, а не заклятый враг бледнолицего. Так для
чего же тебе вредить потомкам тех людей, которые много лет назад думали, что
поступают правильно, расширяя свои владения на этой земле?
— Но я не мстил им ради самой мести.
— Значит я неправильно понял суть вашей колдовской песни.
— О! — воскликнул он, — ты уловил чувства моих детей, а они не видят ничего
дальше своих чувств. Я хочу лишь уничтожить нынешнюю жизнь, чтобы могла
вернуться старая.
— Но ведь настоящее, — сказал я, — это всегда отрезок пути, ведущего в
будущее. И те мои и твои люди, которые переродятся — то есть те из них, кто уже
готов идти дальше пойдут рука об руку по этой земле. Вместе с теми, кто еще
приедет к ним из-за океана, они составят новую расу. И благодаря трудам тех
немногих белых, которые смогли оценить и изучать традиции и цивилизацию
краснокожих, стараясь при этом спасти их от полного уничтожения, история старого
леса станет достоянием этой новой расы, которая возникнет в результате слияния
твоей и моей расы, и ещё многих других рас. И каждый год на некоторое время,
когда жизнь новой расы уже наладится, мальчики и девочки, мужчины и женщины этой
расы будут уходить на лоно дикой природы и наслаждаться свободной жизнью в
палатках и беседами у костра, и тогда мы, наконец, станем братьями, настоящими
братьями по крови, и все старые раны затянутся. Можешь ты признать меня своим
братом?
Он кивнул.
— Передашь ли ты своим людям добрую весть о новой расе, во всех приобретениях
которой будет и их доля?
Мы долго стояли, гдядя друг другу в глаза, и я о многом рассказал ему, но
здесь я не смогу передать всего, о чем мы говорили, иначе мне пришлось бы водить
вашей рукой много часов подряд. Но в конце концов он понял меня.
Я верю, что он расскажет своему народу обо всем, что услышал, и дети новой
Расы, таким образом, будут избавлены хотя бы от одной из подстерегающих их
опасностей.