Глава 13. Гиды

Общие сведения

       Гидом называют сообщающегося, постоянно участвующего в опытах с данным медиумом, в той или иной мере помогающего в их проведении, как бы "прикрепленного" к данному медиуму. Многие авторы утверждают, что каждый медиум, как правило, имеет своего гида, причем некоторые из авторов полагают, что вообще у каждого человека имеется свой гид — наставник, в религиозной традиции именуемый "ангелом — хранителем" {202 — 35}. По нашему же опыту, заурядные медиумы не имеют гидов. "Надсмотрщика" Женю нельзя считать гидом, так как он не связан с определенным медиумом. Тем более не являются гидами сообщающиеся, близкие участникам опытов, так как они в большей степени связаны с участниками, чем с медиумами.
       Гиды в большинстве своем говорят, что они обычные П0, не связанные с сознанием и подсознанием медиума, перешедшие в мир П0 то или иное число лет назад — от нескольких сот и меньше {203 — 8}. Вообще же об их природе высказываются различные мнения. Многие думают, что гиды — это "вторичные личности", таящиеся в многослойном сознании1 медиума {204 — 13}. В пользу этого мнения приводят следующий довод: среди гидов много детей; они не взрослеют в течение всего срока деятельности медиума, иногда очень длительного, тогда как П0 умерших детей сравнительно быстро приходят к оптимальному для них возрасту. Это противоречит предположению, что гиды — это П0. Значит, это "вторичные личности", возникающие в результате того, что подростки, стараясь избавиться от ребячливости, "загоняют" детские начала в подсознание, где они покоятся, пока не высвободятся при медиумическом опыте /873/. В соответствии с изложенным мнением, выдающийся современный сенситив Э. Гарретт пришла к убеждению, что четыре ее гида — это внутренние образования ее сознания, "посредники между темными глубинами личности, где интуиция, и верхним ее уровнем, где рассудок и общение с людьми" /487, 887, 1377/. Некоторые, однако, полагают, что, наряду с "вторичными личностями", обитающими в многослойном сознании живущих, в качестве гидов выступают и П0 /1017/. Многие же убеждены, что, как правило, гиды — это П0, а не "слои сознания" живущих, и приводят в пользу своего убеждения следующие доводы.
       Основной довод — это частота случаев, когда один и тот же гид проявляется через различных, не контактировавших между собой медиумов, иногда в удаленных друг от друга местах и с большим разрывом во времени. Примерами могут служить гид "Джон Кинг" и гиды медиума Э. Пайпер, о которых мы будем говорить ниже. Не зависят проявления гидов и от состава участников опытов.
       В качестве довода ссылаются и на большое число гидов у отдельных медиумов, доходящее до пяти /1515/, шести /785/, и даже восьми /1218, 1223/, каждый из которых обладает четко выраженной и постоянной индивидуальностью, а при трансовом письме — и своим особым почерком.
       Доводом считают также факты общения, даже споров гидов между собой во время опытов, что невозможно для сомнамбулических персонофикаций, "высшая" из которых всегда неосведомлена о "нижележащей" /318/. Между тем, имеются даже случаи объединения усилий ряда гидов при сложных опытах, как, например, при материализации, выполненной Уэлчем для Д. Джонсона в ЮАР /1431/ и при просветительных турне А. Конан Дойля по США /318, 319/.
       Это доводы. Но чтобы удостовериться, что данный гид представляет собой П0, а не слой сознания медиума, следовало бы установить его самоличность. Однако, в случае гида, этому препятствует его тесная связь с медиумом и чуждость остальным участникам опытов.
       Кем бы ни были гиды, их роль в медиумизме оценивается положительно ввиду их пользы для установления связи с сообщающимися. В качестве гидов выступали самые разные личности. Это индейцы, мудрые китайцы, жившие несколько сот лет назад, малолетние девочки и индийские йоги, слабоумные, персонажи религий, жена Наполеона I Жозефина, члены ОПИ, негры и другие экзотические личности {205 — 13}. Особенно много представителей Востока. Их обилие объясняют устойчивыми традициями оккультизма в восточных странах. Есть мнение о некоторой "специализации" гидов: гиды — индейцы склонны участвовать в материализациях, дети и подростки — в сообщениях прямым голосом, индусы — в приносах предметов; египтяне и китайцы склонны к наставлениям /318/. Просмотр литературы не убеждает в справедливости этого мнения.
       Гиды обладают теми же особенностями и слабостями, что и другие П0 того же уровня, и так же, как они, могут ошибаться в своих суждениях /785/. Они не против лести и склонны к обидчивости, как и все люди /103, 320/. Как и другие П0, они любят предсказывать будущее и обычно ошибаются. Но гиды имеют и преимущества перед обычными П0. Они лучше сообщаются с медиумами и меньше устают при этом, чем рядовые П0 /6, 698/. Они поддерживают порядок при опытах, когда скопляется много П0, ожидающих связи, и препятствуют вторжению низменных П0 {206— 10}. Многие гиды помогают тем, что пересказывают сообщения П0, непривычных управлять медиумом {207 — 5}. Но самое важное их достоинство состоит в том, что они обеспечивают вызов желательных П0 и их приход в назначенное время {213 — 13}. Утверждают, что для вызова гид должен получить разрешение "свыше" и согласие самого П0. Тогда вызываемый является без задержки и ни гид, ни участники уже не имеют права недопустить его /103/.
       Гидам свойственно постоянство — они редко покидают своих медиумов. Преданность своему занятию гиды объясняют тем, что оно является установленным для них путем совершенствования /634, 1431/. Уровень развития гидов самый разный, но особо "высокие" личности среди них редки, так как им трудно сообщаться с живущими /103/. Были случаи, когда гиду приходилось уйти от медиума в связи со своим переходом на более высокий план, однако, иногда, даже в этом случае, гиды не оставляли своих медиумов /320, 1212, 1431/. Особым был случай гида Кэти Кинг, покинувшей своего медиума Ф. Кук, когда окончился срок возложенного на нее "за грехи" трехлетнего служения /4, 344/. Известен и обратный случай, когда гиды уговорили своего медиума не оставлять занятий медиумизмом /6/.
       Гиды обнаруживают разную степень проникновения в земные дела. Иногда они в курсе событий, происходящих вдали от медиума и участников опыта и им неизвестных, и, в тоже время, ничего не знают о делах этих последних: "Я об этом не знаю, я был в другом месте" /320, 846/. Они обычно помнят происходившее при предыдущих опытах, но не всегда следят за тем, что случается в промежутках между ними /320, 846/.
       Чтобы оживить представление читателей о гидах, ниже приводятся краткие сведения о гидах медиума Э. Пайпер, поскольку это один из замечательных примеров взаимодействия гидов и медиума, а также о некоторых других гидах.

Гиды медиума Эвелин Пайпер

       Первым гидом Пайпер, начиная с 1884 года, была индианка "Хлорина" /605/. Через год ее заместил гид "Финюи" (Phinuit Schiville), перешедший к Пайпер от лечившего ее доктора-медиума, по-видимому оставившего медиумизм /780/. В отличие от большинства П0, постепенно приходящих к оптимальному (молодому) возрасту, Финюи был стар: П0 говорили о нем: "Финюи — очень славный старик" /158/. По его словам, он родился, получил образование и долго жил во Франции. Однако, изъяснялся через Пайпер, не знавшую французского языка, только по-английски, объясняя это тем, что "забыл французский язык". Это, конечно, неправдоподобно. Думают, что он не мог пользоваться родным языком потому, что складывал свои сообщения, как мозаичные картинки, из словарного запаса медиума. Финюи проявлялся через Пайпер свыше 12 лет, но так и не дал доказательств своей самоличности. Поэтому некоторые исследователи считали его не отшедшим, а компонентой подсознания Пайпер /158, 605, 1226/. Однако, в 1909 году, уже после окончания деятельности Пайпер, гид одного английского медиума сообщил, что Финюи существует, помнит исследователей, с которыми работал, и готов придти к ним. Но его почему-то решили не беспокоить и его природа осталась невыясненной /1424/. Более весомым доводом в пользу самостоятельности Финюи явились его несомненные медицинские познания, несвойственные Пайпер. Он превосходно ставил диагнозы, рекомендовал лечение, плодотворно участвовал в консилиумах с живущими врачами и помог многим больным /4, 49, 158/.
       Финюи презирал деньги: руководимая им рука медиума комкала и отбрасывала в сторону положенную рядом с ней банкноту /158, 695/. В основном Финюи пользовался трансовой речью медиума, причем транслировал речи П0, не давая отшедшим оперировать медиумом, и очень часто излагал их сообщения сбивчиво и путанно. Но зато хорошо справлялся с вызовом и приводом желаемых П0. Обычно с ним заранее уславливались, кто должен быть приглашен на следующую встречу, и соответственно этому комплектовали состав участников предстоящего опыта. Часто в опытах участвовало много П0, и тогда проявлялась слабость Финюи, как гида — он не мог обеспечить порядка, должной последовательности выступлений П0 и невмешательства сторонних П0. От избытка усердия он старался все разъяснять и комментировать, причем часто неверно, что приводило к путанице.
       В 1892 году к Финюи примкнул, а затем занял ведущую позицию второй гид — "Джордж Пилхэм" — псевдоним молодого англичанина, с которым был знаком в Англии, до своего переезда в США, Р. Ходжсон, проводивший опыты с Пайпер. Еще в Англии Ходжсон и Пилхэм условились, что тот из них, кто первым умрет, явится к другому после смерти, "если после что-то есть". Пилхэм выполнил свое обещание, явившись через Пайпер к Ходжсону спустя месяц после своей смерти, и сообщил ему о ней /158/. При Пилхэме отшедшие сами управляли медиумом, и качество сообщений существенно улучшилось. Пилхэм старался доказать, что он — личность, отдельная от медиума. Для этого он неоднократно проявлялся через незнакомых Ходжсону и Пайпер медиумов в других городах и передавал через них сообщения Ходжсону /158/. В пользу отдельности Пилхэма от Пайпер свидетельствует также тот факт, что он сообщал много подробностей о своих взаимоотношениях q Ходжсоном, неизвестных Пайпер. Однако, это не явилось безусловным доказательством его посмертного существования, так как, эти данные могли быть извлечены из памяти Ходжсона подсознанием такого сильного медиума, как Пайпер. Эта возможность не была, к сожалению, экспериментально проверена.
       В 1897 году через Пайпер проявился П0 видного сенситива прошлых лет Стентона Моузеса (писал под псевдонимом "М. Оксон") /103, 605/. По совету Пилхэма, руководство Пайпер было передано группе гидов Моузеса. Предполагают, что ими были П0 коллег Ходжсона по ОПИ, а именно сам С. Моузес ("Император"); Ф. Майерс ("Ректор"), Э. Гарни ("Доктор") и другие ("Пруденс", "Ментор", "Теофилус") /103, 695, 785/. Однако, их самоличность так и не была установлена. Пилхэм перешел на вторые роли, но еще долго продолжал участвовать. Однако, яркость его проявлений с течением лет постепенно снижалась, что вообще характерно для П0. Развилась и склонность к использованию стереотипных выражений. Эти особенности были характерны в дальнейшем и для П0 Ходжсона /49, 158/. Под руководством указанных гидов опыты с Пайпер резко улучшились — они упорядочились, содержание сообщений стало более ясным, прекратилось вмешательство сторонних П0. Улучшилось и состояние медиума в трансе — прекратились ранее имевшие место конвульсии, снизилась утомляемость. Вместе с тем, однако, весь строй сообщений стал более клерикальным, что было Характерно и для опытов Моузеса при его жизни /158, 695, 785/.
       После смерти Р. Ходжсона гиды Пайпер предложили ему принять на себя руководство опытами с нею в качестве ее гида, однако он предпочел остаться в тени, примкнув к помощникам Моузеса. Так поступали после перехода и другие экспериментаторы, работавшие с Пайпер, о чем мы уже писали ранее.

Некоторые другие персонажи

       Финеас — гид семейства Конан Дойлей. В домашнем кружке А. Конан Дойля основным медиумом была его жена, хотя и он сам в какой-то мере был медиумичен. В течение длительного времени гидом у них был "Финеас". Он являлся к ним по собственному почину, нерегулярно и вне связи с призывами участников. По его словам, он — "высокий дух", которому, в порядке исключения, дана способность непосредственно общаться с живущими, не прибегая к посредничеству П0 среднего уровня, которые обычно пополняют ряды гидов. Жил он, якобы, несколько тысяч лет тому назад в Азии. Естественно, это невозможно было проверить. Одно было ясно, что за этот длительный срок он в совершенстве освоил современный английский язык. Он и не пытался изъясняться на каком-либо другом наречии. О себе, своей миссии и своих способностях Финеас был весьма высокого мнения. Это мнение разделял и А. Конан Дойль, изложивший опыт своего общения с Финеасом в книге /320/. Финеас был особенно склонен поучать, проповедовать и прорицать будущее — не по мелочам, а в широкой перспективе: "Мы знаем лишь общий ход вещей. Не старайтесь бежать впереди экипажа, сидите в нем",— говорил он. Его пророчества очень впечатляли Дойля, однако теперь, по прошествии лет, видно, что он во всем ошибался, как и сам Дойль, представления которого он, вероятно, в какой-то мере отражал2. Он заявлял: "Англия — наша избранная страна" — в смысле духовного развития. Излагал широковещательные планы "высших сфер" по улучшению земной и потусторонней жизни: "Будем чистить Землю и низы астрала, чтобы расцвела хорошая жизнь". Предвещал скорое наступление хороших времен, проглядев приближение немецкого фашизма и несчастий второй мировой войны. Дойль пишет, что на его памяти сбылись предсказания меньшего масштаба, но не публикует их из-за интимного характера. Он утверждает, что идеи Финеаса часто не совпадали с убеждениями участников собеседований и были для них неожиданными. Но, в основном, это не так. Финеас говорил, что цели его деятельности — это насаждение идей христианства, устранение страха смерти, открытие для живущих радостей потусторонней жизни. Они полностью совпадали с направлением деятельности Конан Дойля по пропаганде медиумизма. Соответствовали убеждениям Конан Дойлей и выступления Финеаса против ортодоксальной церковной обрядности: "Церковники — в стороне от духовного мира". Подобно некоторым другим гидам, Финеас считал, что он — вершитель медиумических действий, а медиум — лишь инструмент для их осуществления /63/. Он одобрял составление Дойлем книги /320/, приписывал ей большое значение, торопил с окончанием, но всю заслугу в этом деле брал себе: "Я — писатель, а ты — перо".
       Финеас был очень напыщен и чрезмерно болтлив. "Высота" его духа не мешала ему быть обидчивым: он не терпел замечаний, вроде: "Вы отклонились от предмета", возражая: "Я говорю, как нахожу нужным". Основными темами его многословных излияний были наставления в морали, советы по земным делам и сведения о посмертной жизни, вполне соответствующие принятым в англосаксонском медиумизме представлениям.
       Финеас — гид с наибольшими среди всех гидов амбициями, но, пожалуй, и один из наиболее сомнительных. Многое в его индивидуальности и высказываниях кажется заимствованным у участников опытов, то ли непосредственно, то ли в итоге прихотливого отражения и преломления.
       Стазия — гид медиума Станиславы Томчик. Стазия на протяжении ряда лет усердно помогала профессору Ж. Охоровичу в его плодотворных научных исследованиях явлений психизма, выполненных с высокоодаренным сенситивом С. Томчик. Эти опыты в значительной своей части касались явлений материализации и генерирования силовых полей, но дали и ряд сведений общего значения. По словам Стазии, она — существо отличное от всех других гидов тем, что она не претендует быть отшедшим человеком: "Я — тонкий светящийся пар", — говорила она о себе /799, 1249/. Эта весьма разумная сущность всегда настойчиво утверждала, что является существом, вполне отдельным от медиума, не связанным ни с его сознанием, ни с его подсознанием. Она говорила, что может существовать и мыслить лишь в соединении с живым человеком. Им во время опытов Охоровича являлась Томчик, из нее Стазия черпала в это время силы. Вне опытов она, якобы, тайно заимствовала силу у неких двух девушек, живших в Англии. После их смерти, утверждала Стазия, она сохранится, но уже не сможет медиумически сообщаться. Отдельность Стазии от медиума проявлялась при материализационных опытах в том, что после окончания опыта она "уходила" не в медиума, как обычные фантомы, а в щель двери или окна (сквозь стену она не могла проходить). О своей сущности и о своем мире Стазия говорила скупо и неохотно, как это свойственно и отшедшим: "Не могу сказать, нам не все можно говорить". "Не задавай таких вопросов, не принуждай лгать, нам нельзя такого говорить" — "Почему?"— "Не спрашивай. Вероятно вызовет передрягу в мире живых. Узнаешь, когда помрешь". В отличие от многих П0 Стазия не любила болтать, лгать, повторять мысли участников. В то же время, она была не прочь пошалить (см. главу 6).
       Стазия говорила, что ее наружность изменчива: могут изменяться ее размеры, цвет волос, но глаза всегда голубые, черными их сделать нельзя. Хотя у нее нет легких, она могла трубить в рожок: "Могу пускать через него воздух". Свой мир предпочитала земному. Об аде и чистилище не была осведомлена. О рае говорила: "Рай в нас". Считала, что дьявола и духов зла нет. Не молилась. Жизнь ее спокойна, однообразна, безрадостна, но не скучна — она непрерывно учится. Говорит, что существовала и до рождения ее медиума.
       Стазия так поясняла проводившиеся с нею опыты по бесконтактному дистанционному перемещению предметов и их приносам: если опыт проводится в темноте, то вещь перемещается или приносится без ее дематериализации, а если на свету — то в "флюидическом" виде. Чтобы "протащить" предмет сквозь щель, она его "воспаряет", а затем "конденсирует". При этом металл нагревается, а дерево и кожа — нет, "так как они менее плотные". При приносе без дематериализации нагрева нет. При материализации фантомов они тем влажнее, чем несовершеннее материализация, поскольку они образуются "из пара". При полной материализации кожа фантомов суха. Это согласуется со сведениями из других источников.
       Из опубликованных бесед профессора Охоровича со Стазией можно извлечь дополнительные сведения об этой удивительной и с другими не схожей представительнице племени гидов /1249/.
       Знаменитый гид Джон Кинг. Это гид с наибольшим послужным списком. Уже в середине прошлого века он руководил представлениями, регулярно проводившимися в сельской местности в "музыкальной хижине" Куна, на которые съезжались даже из больших городов США /43/. Как и в дальнейшем было свойственно Кингу, проявления с его участием в хижине Куна имели материализационный характер. В темном помещении витали в воздухе играющие музыкальные инструменты, светочи, присутствующих касались фантомы рук, раздавались голоса. Звуки музыки и голосов оглашали всю окрестность. Содержательная сторона явлений, как и всегда с Кингом, была невысокой. Говорилось, что он — П0 пирата Моргана и отец гида Кэти Кинг, реальность проявлений которой была засвидетельствована и красочно описана В. Круксом /344/, А.Н. Аксаковым /4, 10/ и рядом других исследователей (краткие сведения о ней приведены в главе 6). Деятельность Кинга продолжалась и спустя полвека после его проявлений у Куна. Он выступал в качестве гида сенситива Е. Паладино, послужившей объектом исследования ряда научных комиссий и отдельных деятелей науки {84 — 12}. Склонность Кинга к грубым шуткам и наивному обману ("лишь бы отделаться") привели к противоречивости выводов этих исследований и повредили репутации Паладино. При опытах Паладино с Кингом происходили левитации и получались оттиски и отпечатки кистей и ступней Кинга, гораздо больших, чем у медиума и участников опытов.
       Гиды медиума Холлис. В течение ряда лет с Холлис работал активный исследователь медиумизма доктор Н. Уолфе, подробно изложивший полученные им данные в книге /1181/. Холлис было в ту пору 35 — 40 лет. О ней отзывались, как о честной и спокойной женщине. Уолфе не жалел трудов и расходов при своих исследованиях. Долгое время он прожил в доме психометриста Мэнсфилда, пока полностью не проконтролировал все этапы его действий и не удостоверился в полной реальности демонстрируемых Мэнссфилдом явлений (см. главу 2). Уолфе длительно содержал в своем доме медиумов, которых исследовал, чтобы обеспечить условия, полностью исключающие возможность обмана. Полученные им результаты — одни из самых поразительных за всю историю медиумизма, а изложение их характеризует здравый смысл автора, его острую антиклерикальность и способность к критической оценке данных. В частности, он весьма критически относился к словоизлияниям "великих" личностей, справедливо считая их инспирированными самими участниками опытов. Он счел своим долгом опубликовать сведения о наблюдавшихся им разнообразных явлениях психизма, а также сообщения П0 об их мире. Существенная часть этого материала получена с медиумом Холлис. Связь с сообщающимися преимущественно осуществлялась методом прямого письма. При этом Уолфе и медиум сидели за столом. Одной рукой Уолфе прижимал к столу обе руки медиума, а другую руку клал под столом на лежавшую у него на коленях аспидную доску, на которую был положен грифель. При письме он ощущал переменное давление доски на колени и прикосновения движущегося грифеля к его руке, а также слышал шум писания. Медиум при этом был неподвижен.
       Основным гидом Холлис был "Джим Нолан", весьма деятельный и разумный П0, охотно участвовавший в опытах. Он читал вслух книги в темноте и в темноте же открывал часы и говорил, который час. Писал карандашом на бумаге, которую держал участник (прямое письмо), потом, бросив карандаш, похлопывал участника по руке. Писал послания и на бумаге, положенной в запертый ящик. Материализовав свои руки, пытался выбивать дробь на барабане; получалось плохо и он извинялся: "Лучше в этих условиях не могу". Выдавал из-под стола цветы. Пытался воспроизвести чудо в Кане Галилейской — обратить стакан воды в вино. Из-под закрытого скатертью стола, где производилось "чудо", шел сильнейший винный запах — пришлось проветривать комнату. Был получен весьма посредственный продукт. Нолан хорошо руководил "многолюдными" опытами, на которые иногда собиралось более 60 П0. Сообщал об условиях, существующих в мире П0. Перед смертью Нолан три дня был без сознания и после перехода не сразу пришел в себя, а лишь когда два П0 растолкали его: "Нолан, вставай, ты уже умер!"
       Не вполне ясно, к гидам или сообщающимся следует причислить "Жозефину"— наиболее активную и колоритную личность из членов окружения "Наполеона I", которые самопроизвольно и упорно (без вызова) проявлялись при опытах с Холлис. И Жозефина и "маршал Ней" были очень характерны и соответствовали тому, что известно о них из истории. Было получено множество удивительно многословных посланий, проникнутых французским ура-патриотизмом, сообщениями о сборах Наполеона I из "прекрасной страны лета", где он пребывал, на землю для обновления Франции, а также призывами всемерно развивать связи между мирами живущих и П0. Восторженные послания Жозефины вначале кажутся красноречивыми, по мере обильного поступления — болтливыми, а под конец вызывают раздражение. Рубака Ней выступал с краткими призывами, вроде "Вперед во славу Франции!". Он был весьма энергичен. А Наполеон больше помалкивал. Жозефина поясняла это тем, что "Он человек действий, не слов". Из всех бесчисленных медиумических "Наполеонов" этот, пожалуй, наиболее правдоподобен. Смущают, конечно, отличный английский и плохой французский языки в устах этих французов. Эти сообщающиеся предложили ряд проектов и обещали внедрить много нововведений в технику медиумической связи, но ничего из всего этого не было осуществлено. Случай с "группой Наполеона" интересен активностью П0, их энтузиазмом, силой и постоянством проявлений, независимостью их интересов от интересов и настроений медиума и участников опытов, далеких от бонопартизма, а также не соответствием чаяний П0 дальнейшему течению жизни. Поэтому, с некоторой долей вероятия, этот случай можно считать примером неизжитой устремленности П0 к земле и силы их фантастических ожиданий, основанных на вере в возможность реинкарнации, так и не нашедшей подтверждения.
       Гиды медиумов Милера и Джонсонов. Репутация медиума Миллера была не вполне безупречной. Ее подорвали неудачные выступления Миллера в Европе, тогда как дома, в Калифорнии, о нем ходили легенды. Его гиды интересны своей многочисленностью — их действовало до 8 "человек". Соединенными усилиями они обеспечивали интенсивнейшие явления материализации — появление перед многочисленными участниками опытов целых процессий всевозможных фантомов, иногда воплощавшихся и развоплощавшихся на глазах зрителей. Однажды медиум, находившийся в состоянии транса, был перемещен гидами на другой этаж здания, минуя двери /1218, 1223/. Появлению фантомов обычно предшествовало возникновение светочей, служивших источниками голосов. Светочи постепенно превращались в фантомы людей разных национальностей: всего при опытах Миллера было зафиксировано 27 диалектов. Если медиум оставался в сознании, то фантомы обычно не могли говорить и часто были несовершенны, куклообразны. Иногда фантомы были способны появляться вместе с медиумом в светлой комнате среди участников, Если же медиум находился в трансе, то фантомы обычно были способны говорить и общались с участниками опытов.
       Аналогичные психические явления поразительной интенсивности наблюдал А. Конан Дойль в той же Калифорнии при своей второй поездке по США при опытах с медиумами — супругами Джонсон, которыми руководил гид "Виола"— весьма разумная девочка /319/. Опыты проводились при красном свете, медиумы находились среди участников (кружок постоянного состава из 24 человек). Виола, материализовавшись, присоединилась к ним, сидела среди участников, беседовала с ними. Когда в конце встречи ей подарили коробку конфет, она унесла ее с собой, дематериализовавшись вместе с нею. Многочисленные появлявшиеся фантомы обладали разным совершенством материализации — некоторые походили на манекены, движущиеся восковые фигуры, маски, другие же были весьма жизненны, узнавали среди присутствующих своих близких, беседовали с ними. В 1909 году адмирал А. Мур предпринял проверку медиумов Джонсон с привлечением детективов, следивших за всеми входами и выходами из помещения, где проводились опыты, и удостоверивших невозможность проникновения со стороны многочисленных фантомальных персонажей, являвшихся при опытах. Как и Конан Дойль, Мур считал, что фантомы — это материализованные мыслеобразы, формируемые медиумами из окружающего их вещества, долженствующие портретировать отшедших и иногда одушевляемые последними. Порою фантомы Джонсонов были исключительно реалистичными, подобно Кэти Кинг или фантому красавицы "Берты", роман которой с участником опытов описан в книге /118/.
       Олдос Хаксли и его жены. При жизни О. Хаксли был сенситивом, делал опыты лекарственного транса и описал полученные впечатления в книге /596/. После смерти жены постоянно сообщался с ней, как с гидом, и был утешен сведениями об ее хорошем устройстве в мире П0. Вторично женился, а когда умер от рака, уже сам вступил в сообщение со второй женой в качестве гида медиума Ринхарта в Сиэтле, США. В итоге этой долгой и сложной психической деятельности, Хаксли пришел к убеждению, которое и мы склонны разделить, что посмертная судьба каждого соответствует его земным убеждениям: индус, верящий в реинкарнацию, вновь воплотится; совершенный йог вольется в мировой резервуар духа; просвещенный медиумист продолжит свое существование в "стране лета", "мире желаний", а непреклонный атеист бесследно сгинет. Хаксли основывал это суждение на представлении о том, что воля играет в мире П0 роль созидающей силы {317 — 6}. Этот вопрос мы подробно рассматриваем в начале четвертой части. В этом убеждении Хаксли был не одинок /872/.


1  Под "многослойным сознанием", как обычно, понимается комплекс сознания и подсознания (П). Возможным объяснением возникновения в составе подсознания "вторичных личностей" (вне медиумического опыта неведомых сознанию) может служить гипотеза запечатления, изложенная в главе 9: вторичные личности формирует в астрале П сенситива, склонный к устойчивым фантазиям /284/.
2 Сообщение велось способами автоматического письма и полутрансовой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz