ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

МЕДИУМИЗМ О МИРЕ ОТШЕДШИХ

"Совпадение множества
независимых свидетельств
есть доказательство их истинности"

Шопенгауэр

       Излагаемые сведения об отшедших и их мире получены путем обобщения литературных и собственных данных. Эти сведения, в большинстве своем, извлечены из высказываний П0, полученных медиумическим путем. Авторы, которые сообщают эти сведения, Стараются ограничиться ролью пересказчиков. Трудно установить в каждом отдельном случае, в какой мере это им удается. Безусловно, кредо авторов в той или иной степени окрашивает излагаемое, но базис его — свидетельства очевидцев посмертной жизни. В их достоверности не может быть полной уверенности. Более того, значительные расхождения, а иногда и противоречивость свидетельств заставляют относиться к ним с осторожностью. В то же время в них выявляются и общие повторяющиеся черты, что позволяет применить к этим сведениям суждение Шопенгауэра о том, что "совпадение множества независимых свидетельств есть доказательство их истинности". В итоге выполненного обобщения начинают, пусть смутно, вырисовываться контуры той части мироздания, исследованию которой посвящена данная работа, и естествознание получает новую область для изучения.
       Ввиду важности той роли, которую играет энергия воли, мысли, желания в мире отшедших, изложению сведений об этом мире предпослано рассмотрение созидательной способности психической энергии.

Глава 19. Созидательная способность воли

       Рассмотренные нами в первой части книги явления психизма включают случаи заметного влияния психической энергии на объекты вещественного мира. Примерами их могут служить психокинез и фиксация мыслеобразов. Попытки объяснения этих феноменов проявлениями известных науке видов энергии вещественного плана оказываются бесплодными и уводящими от понимания явлений.
       Сущность энергии, которая названа нами психической, науке пока неизвестна. Однако, можно предположить, что на психическом плане роль ее существенно возрастает из-за прекращения действия некоторых видов энергии вещественного плана и соответственно становится более выраженным ее воздействие на объекты /1218/. Первое свое подтверждение это предположение находит в непостоянстве, зыбкости картин, которые рисуют свидетельства о психическом плане. Отражением этого положения являются названия изданий, посвященных изучению этой части мироздания: "Спорная область" /53/, "Страна тумана" /324/, "Ребус" /1201/, "Неведомое" /154/, "Загадочность человеческого существа" /54/, "Сфинкс" /1445/ и т.д. При изучении соответствующих материалов создается впечатление о "нелинейности" познавательного процесса, которому они обязаны, т.е. о влиянии познающего субъекта (П0, П), его воли на познаваемые объекты. Явления психометрии можно рассматривать не только как второе подтверждение высказанного предположения об эффективности психического воздействия, но и как указание на особое свойство среды психического плана ("астрала")— на ее способность запечатлевать оказанное на нее воздействие, которое, по аналогии, можно назвать пластичностью. Пластичность астрала — очень важное его свойство. Его учет помогает понять высказывания отшедших об устройстве их мира. Идею о пластичности астрала привлекают к объяснению материализации фантомов. Предполагают, что основой фантома является сформированный в астрале волей сенситива мыслеобраз, который затем "одевается" веществом, извлекаемым из плоти медиума и окружающих /4, 1246/. Способностью астрала хранить следы психических воздействий объясняют наличие определенного "психического климата" квартир, домов и городов, который остро ощущают сенситивы и который постепенно воздействует на самочувствие и настроение обычных людей. Сторонники астрологии полагают, что судьба человека потому зависит от "расположения созвездий", что влияние космических объектов особенно ощутимо на начальной стадии формирования П в астрале, т.е. при рождении человека /485, 1219/. При этом они исходят из гипотезы запечатления (см. главу 9) ставящей существование П и П0 в зависимость от пластичности астрала. Но, вероятно, самое наглядное свидетельство о созидательной способности воли и пластичности астрала дали опыты по созданию "Филипа" и "Лиллит", о которых мы говорили в той же главе.
       Несмотря на различие исходных предпосылок, не только многие исследователи медиумизма, но и теософы и оккультисты приходят к мнению, что энергия мысли, воли, желания представляет собой созидающий, "строительный" фактор мира П0 {257—17}. Многие называют поэтому мир П0 "миром желаний" /91, 1199/. Основой оккультной практики и тантрического учения Индии является принцип: "Мышление есть делание"— воля способна творить не только на психическом, но и на вещественном плане. Подтверждение этому можно видеть в явлениях психического воздействия на живое и неорганику, рассмотренных в пятой главе. Показательно также формированное выращивание растений, которое осуществляли материализованные фантомы некоторых гидов. При этом наблюдатели как бы становились свидетелями обычного для мира П0 акта формирования объекта в результате волевого усилия.
       Приверженцы гипотезы реинкарнации полагают, что исключительно сильное воображение детей, для которых воображаемое почти реально, объясняется памятью П о недавно оставленном им мире, где воображение творило реальность /17/. Идеалисты распространяют концепцию о созидательной способности воли и на вещественный мир, утверждая приоритет мысли и считая материю ее производной /4, 634/. Истина же в том, что и мысль и вещество в своей основе энергетичны и потому материальны и, возможно, являются формами проявления единого начала, единой энергии.
       Из представления о созидательной роли, которую играет воля в мире По, делают практический вывод о важности для посмертной судьбы человека прижизненного развития его мыслительных и творческих способностей и получения правильных представлений о предстоящей жизни {258—8}. Некоторые идут дальше и, вслед за О. Хаксли (см. главу 13), ставят предстоящее человеку после смерти в зависимость от строя его мыслей: ждет света — идет к нему; ожидает мрака — ввергается во мрак, ищет добра —- находит его, не ждет жизни — не получает ее...
       Особенности мира П0 во многом обусловлены доминантом воли. Волевого усилия отдельной личности недостаточно для формирования ее окружения — для этого необходимо объединение многих сходно направленных усилий. Необходимость объединения волевых импульсов многих П0 (которое осуществляется неосознанно) для создания, поддержания и совершенствования своего окружения приводит к неизбежной сепарации П0 по их свойствам и объединению их в сообщества по признаку сходства уровня развития, привычек и наклонностей. Все литературные источники и каждое собеседование с П0 подтверждают эти основные особенности их мира. В итоге такой сепарации, в зависимости от национальности и эпохи, создаются сообщества П0, обитающие в разнообразных и несовместимых окружениях: североамериканские индейцы живут в вигвамах, скачут на мустангах, охотятся в прериях на бизонов, не мешая П0 англичан проживать в коттеджах в мирной сельской обстановке и играть в гольф, а П0 индусов пребывать в покое, в нирване /91, 319/. Упоминают, что встречаются и сообщества христиан-догматиков, окружение которых соответствует церковным представлениям о рае и, якобы, даже об аде, аксессуары которого надумываются слепо верующими грешниками /17, 133/. Сепарация П0 на сообщества осуществляется не принудительно, а в результате естественного "гравитационного" разделения /29, 77, 91/. Заметим, что дробное расслоение сонма П0 на множество раздельных сообществ по признакам эпохи, национальности и личных свойств, трудно себе представить в рамках трехмерного пространства. Эта ситуация является косвенным свидетельством в пользу пространственной четырехмерности психического плана.
       Для самих П0 не очень ясен процесс овеществления их мысленно-волевых посылов. В этом отношении характерны сообщения Раймонда Лоджа, который более, чем какой-либо другой отшедший, старался разобраться в своем окружении. Вначале ему показалось, что окружающие предметы и материалы, из которых они изготовлены, создаются путем "конденсации земных эманации", но потом он понял, что они формируются психическим воздействием /91/. На наши расспросы о происхождении одежд и прочих вещей сообщающиеся отвечали сбивчиво и неопределенно: "Мне ее дали" и прочее в таком же роде.
       Теософские и оккультные источники отводят большую роль в формировании мира П0 не только воле отшедших, но и воле живущих. Они свидетельствуют о присутствии в астрале целого ряда объектов, созданных как индивидуальной, так и коллективной мыслью живущих людей. Это — неодушевленные мыслеобразы (астральные клише, астроидеи, астральные архивы), живые и "полуживые" существа (лярвы, эгрегоры и т.п.) {260—8}. Представление об интенсивном воздействии воли живущих на астрал приводит к убеждению о вредности культивирования дурных мыслей и злых намерений, под влиянием которых в астрале формируются полуодушевленные "лярвы", оказывающие тягостное влияние на своего создателя при его жизни и создающие для него трудности после перехода ("борьба с лярвами" теософов как одна из фаз перехода). Действие коллективной воли людей, объединенных верой, настолько усиливается, что проявляется даже на вещественном плане. В качестве примера приводят веру в оборотней, которые были "бедствием средних веков", но исчезли к настоящему времени в связи с ослаблением веры в них /83/. Обсуждают возможность существования фей, гномов и прочих созданий коллективной фантазии людей. А. Кардек отвергал эту возможность /634/, некоторые признавали /167/, а А. Конан Дойль даже издал книгу /322/, утверждающую ее истинность на основании "фактов", оказавшихся, как потом выяснилось, фальсифицированными.
       В соответствии с излагаемыми представлениями теософов, многовековое действие коллективной мыслительной энергии миллионов верующих, сконцентрированной в молитвах, приводит к созданию в астрале "эгрегоров"— сверхличностей, таких, как Христос, Магомет и т.д. Полагают, что хотя эгрегоры и созданы людьми, они могут влиять на судьбы живущих и отшедших. Отсюда один шаг до еретического представления о Боге, не как о творце природы и людей, а как о создании коллективной многовековой созидательной воли всех веровавших в него людей, и, притом, образовании материальном. По мере ослабления веры в них эгрегоры чахнут, и их существование прекращается, как это произошло с некогда могущественными божествами античной древности.
       Некоторое сходство с изложенными представлениями имеют свидетельства ясновидца Сведенборга, который отождествил мир П0 с эгрегорами добра (Христос) и зла (Сатана), соответственно образованными совокупностями всех возвышенных и всех низменных отшедших /133/. Возможно, такое натуралистическое описание объясняется ошибочной интерпретацией виденного им в "мире иллюзий". Может быть, сказались и трудности, с которыми сопряжено исследование пластичного астрала, в какой-то мере подстраивающегося под ожидания наблюдателя — в данном случае глубоко религиозного Сведенборга. Здесь в своеобразном виде предстает проблема воздействия наблюдателя на объект, осложняющая исследование микромира. Прямое проникновение П исследователя в астральный мир требует от него значительного психического развития, что повышает опасность волевой подгонки наблюдаемого под априорные представления наблюдателя. Казалось бы, медиумический метод с использованием пассивного сенситива предпочтительнее. Однако, и у него свои слабости, охарактеризованные в предшествующих главах.

Hosted by uCoz