Глава 20. Переход
Явление, которое мы привыкли представлять себе, как конец жизни, резкое ее окончание, и называем словом смерть, в действительности представляет собой сложный переходный процесс. Собственно смерть является лишь первым его этапом: "Смерть — переход, не скачок" /695/. В целом же переход включает в себя явления прекращения жизнедеятельности тела и высвобождения из него П и первые шаги П0 в новой жизни. О суммарной длительности этого процесса можно судить по сведениям, приведенным в начале главы 5 (фотографирование светочей над умершими и наблюдение ясновидящими выхода П). Из них следует, что связь между телом и покинувшим его образованием существует в течение многих часов после смерти. Однако, не ясно, чем является это связанное с телом образование — его эфирным двойником или По. Первое более вероятно. Можно предполагать, что обычай отмечать девятый и сороковой дни после смерти в какой то мере связан с этапами разобщения с телом оставивших его образований, скорее всего с разрушением эфирного двойника, доступного наблюдению сенситивов. Вряд ли это П0, так как, судя по сообщениям лиц,
испытавших клиническую смерть, вся сложная последовательность фаз, составляющих переход, порой укладывается в небольшое время пребывания в состоянии клинической смерти. Есть, однако, и мнение, что признаком окончательного разрыва П0 с телом является начало разложения последнего /91/.
Излагаемые ниже сведения о процессе перехода почерпнуты из медиумических сообщений отшедших (множество свидетельств), наблюдений врачей и сиделок у ложа умирающих, сообщений лиц, испытавших клиническую смерть, а также лиц, способных к экстериоризации сознания. Все эти данные, кроме медиумических, были рассмотрены в главе 3. Было отмечено совпадение сведений, которые они дают, и сообщены возражения, которые выводы из них вызывают. Медиумизм также приносит аналогичные сведения. Теперь, когда существование П0 доказано, совпадение с медиумическими данными можно рассматривать как решающий довод в пользу того, что и сведения остальных источников отражают реальности перехода, а не особенности предсмертного состояния организмов умирающих.
Явлению смерти посвящено много специальных трактатов {261— 13}. Вообще же, число работ, касающихся этого важнейшего для людей события, огромно — об этом свидетельствует обширнейший библиографический справочник по этой теме /776/. О переживаниях, испытываемых при умирании, сообщают источники клинические {262—14}, оккультно-теософские /71, 83, 85/ и
медиумические {263—49}. Все они согласно утверждают, что сама смерть безболезненна {264—32}. Воспринимается она либо как завершение тихого угасания, либо как освобождение от мук болезни, либо как пробуждение от предсмертного беспамятства, иногда настолько естественное, что смерть некоторое время остается неосознанной. Иногда же смерть предваряется озарением, состоянием экстаза, провидением красот посмертного мира, исчезновением страха смерти {265—6}. Общий вывод сводится к тому, что следует не бояться смерти, как таковой, а принимать меры для облегчения страданий тела, связанных с предсмертной болезнью {266—20}. Облегчение страданий способствует спокойствию духа при смерти, что важно, так как в новую жизнь вступают в том же душевном состоянии и с той же мыслью, с которыми умирают /967, 1515/.
Подтверждением безболезненности акта смерти считают частые
случаи спокойной естественной смерти, например, во сне, даже без изменения привычной позы, а также случаи на войне, когда отшедший даже не осознает первое время, что умер, если был убит наповал. Полагают, что тяжелая картина мучительной смерти
в конвульсиях агонии обычно есть не свидетельство предсмертных мук, а несознательные уже движения оставленного тела: в это время сознание уже отключено, а П не подвержено физиологическим страданиям {269—7}. В том, что к умирающему иногда возвращается в самом конце полное, даже обостренное сознание, видят подтверждение наличия П, так как, если бы его не было, сознание могло бы только затухать с угасанием жизнедеятельности
/1344/.
Безболезненность смерти объясняют наркотическим действием СО2, накапливающейся в крови умирающего /1196, 1202/. Некоторые же считают безболезненность следствием замещения угасшего сознания процессором П, который, повторяем, в силу самой своей природы, не может страдать из-за физиологических причин.
Сообщающиеся говорили нам:
"Ничего плохого нет в смерти, кроме тяжелых физических страданий тела", но подчеркивали, что в целом, "всякий переход тяжел". О том же говорится и в журнале /1209/. Некоторые утверждают, что переход тяжел лишь для низменных личностей /131, 1232/. Говорят о страхе, охватывающем неподготовленного отходящего в момент остановки дыхания, который затем сменяется облегчением /167, 1214/.
О зависимости между быстротой умирания и легкостью перехода приводят не вполне однозначные сведения. Полагают, что длительная болезнь, постепенно ослабляя жизненные силы умирающего, облегчает для него переход /47/. Но сообщают и случаи быстрой смерти, когда По сразу оказывался в сознании в обстановке нового мира и был способен незамедлительно вступить в медиумическое общение /103, 1143/. В то же время встречаются утверждения, что По преступно убитого оказывается надолго привязанным к месту преступления и что при казни процесс отделения По от тела затягивается до трех суток /785, 1232/. Высказывается мнение, что кремация способствует более быстрому и легкому высвобождению По, чем захоронение, и что кремировать надо как можно скорей /1143/, хотя другие рекомендуют делать это не раньше, чем через 7 суток /91/. Чтобы отшедший в полной мере сохранил память о земном, советуют не торопиться с похоронами /1181/. Утверждают, что катастрофическая смерть с разрушением тела (на войне, при авариях) не приводит к повреждению П, что тягостность предсмертной болезни не отражается на состоянии По и что телесные недостатки умершего постепенно исправляются {270—14}. Сообщающийся С2 явился для нас подтверждением этого (см. главу 12).
Многие работы, откуда извлечены приведенные сведения, основаны на большом практическом опыте. Так, доктор Гумистол из Кливленда обобщил результаты своих наблюдений в течение многих лет, охвативших более, чем 1500 смертей /1223/. На обширном статистическом материале базируются работы {267—5} и некоторые" другие.
В период между окончанием земной жизни и включением П0 в нормальное течение новой жизни отшедший испытывает ряд переживаний и наблюдает ряд явлений. Р. Моуди попытался систематизировать и описать эти переживания и явления, обобщив 150 сообщений лиц, испытавших клиническую смерть /104, 754Д, Его данные были дополнены последующими исследованиями клинической смерти, наблюдениями за переходами с летальным исходом, и сообщениями лиц, прижизненно испытавших выход П
из тела и запомнивших пережитое. Мы к этому добавили значительное число сообщений П0 об их переживаниях при переходе. Они извлечены из сочинений на медиумические темы, а некоторые получены нами лично. Из всего этого весьма обширного материала следует, что Моуди в общем правильно выделил и описал фазы, на которые можно подразделить процесс перехода — дополнительно привлеченные источники лишь подтверждают наличие этих фаз. Менее успешна, по-видимому, попытка Моуди установить нормальную последовательность фаз перехода. Моуди предполагал, что они следуют в неизменном порядке и что отклонения описаний от этого порядка обусловлены различиями остроты восприятия субъектов
и провалами их памяти. Привлечение дополнительных материалов показывает, что это вряд ли верно. Очевидно, не следует говорить о стандартной структуре перехода. Он может протекать по-разному, начиная от простейшего случая "Убит — и сразу в новом прекрасном мире" /70, 1143/ и кончая весьма сложными
перипетиями, требующими целого повествования. Возможно, конечно, что существует некоторая средняя, наиболее вероятная последовательность, которая может быть выявлена путем надлежащей статистической обработки материала. Это было вне наших возможностей из-за неполноты сведений, которыми мы располагали. Поэтому в данном разделе главы описываются фазы перехода вне зависимости от их последовательности, а в следующем разделе дается перечень схем перехода, к которым может быть сведена вся совокупность известных нам случаев. Главные фазы перехода таковы.
Бессознательность. За смертью часто следует период бессознательного состояния П0 разной глубины — от затуманенности сознания, короткого смятения или полусознательности до полного беспамятства {271—20}. Длительность этого периода также изменяется в широких пределах — от его отсутствия до нескольких дней и даже месяцев {272—12}. Особенно длителен он для лиц, отвергающих посмертную жизнь. Они, как мы уже говорили, могут очень долго, может быть даже постоянно, пребывать в бессознательности {258—8}. К этой же фазе можно отнести случаи несознательности убитых на войне, которые некоторое время воображают, что продолжают жить {273—9}.
Смерть потрясает отшедшего и может временно ослабить его память: за бессознательностью иногда следует период сумеречного состояния сознания /282/. На это ссылаются отшедшие, не выполнившие предсмертного уговора, например, забывшие содержание оставленного запечатанного письма, знание которого должно было явиться доказательством продолжающегося существования П0 /695, 1406/. От длительности периода ослабленной сознательности зависит и срок, по истечении которого становится возможным установление контакта с П0. История медиумизма дает примеры как весьма быстрого установления связи с отшедшим, так и осуществления этого лишь через весьма длительный срок {274—4}. Пределы здесь весьма широки — порой устанавливается досмертная связь с П живущего, а иногда являются умершие очень давно.
Преодоление препятствий. Здесь следует различить переживания обычных людей средней судьбы и ординарных качеств, составляющих большинство, и более редких людей тяжелой и мрачной жизни, которых ранее называли грешниками. Их посмертные переживания и судьбы различны. Усредненные данные Моуди и других исследователей характеризуют путь среднего человека. Отклонения от него возможны и будут ниже отмечены.
Даже для благополучных, ординарных людей почти обязательна фаза преодоления препятствий. Ее часто описывают, как прохождение через "темный туннель", через сумрак и мрак, через "темную завесу", как преодоление сопротивляющейся среды и т.п. /104/. Об этих переживаниях часто говорят и лица, испытавшие экстериоризацию сознания. Преодоление препятствий иногда сопровождается чувством тревоги, смятением чувств, слышанием беспокоящего неприятного шума. В большинстве случаев эти ощущения преходящи, в конце темного прохода маячит свет, страх быстро проходит, нет ощущения безнадежности. Но это не так для низменных, "грешных" личностей. Преодоление преград затрудняется для них противодействием неких "темных сил", которым иногда дается мистическое толкование. Теософы говорят о "борьбе с лярвами", пережитками собственных дурных чувств и мыслей. В некоторых описаниях фигурируют сугубо мрачные компоненты —
страх, ужас, длительное пребывание во мраке, иногда описываемое, как нахождение в могиле, у своего трупа. Повествуют и о длительных блужданиях с преодолением препятствий, иногда при участии полублагожелательного наставника. Подобных случаев немного и, судя по характеру источников (указаны в
таблице 14), можно предполагать, что немалое влияние на их окраску оказали предвзятые представления медиумов, да и самих отшедших, о судьбе грешника — эти сообщения в большинстве своем исходят из религиозных кругов и получены, преимущественно, методом автоматического письма. О своем длительном пребывании во мраке (не в бессознательном состоянии) сообщают и скептики, сумевшие постепенно преодолеть свое невосприятие посмертной жизни /1196, 1232/.
Лицезрение оставленного. Одной из описываемых во многих сообщениях фаз перехода является ощущение "выхода" из тела. П0 (или П, если он возвращается к жизни) видит — обычно сверху или со стороны — оставленное им тело и окружающую его обстановку. Часто ему при этом кажется, что он "витает у потолка", иногда же им наблюдается не только ближайшее окружение оставленного тела, но и удаленное: соседние помещения, окрестность дома, а то и другие города. При этом наблюдаются и описываются события, реальность которых впоследствии подтверждается. В этом отношении нет особой разницы между сообщениями П0 и лиц, испытавших клиническую смерть или "выход" П во сне {275—4}. При экскурсиях вышедшего во сне П довольно часто наблюдаются события, происходящие на большом удалении, например, в других городах, впечатления же при летальной и клинической смертях обычно ограничены ближайшей окрестностью, но и здесь иноща описываются события, неизвестные тем, кто был с телом, например, происходившие в другом помещении. Это придает сообщениям о выходе П большую убедительность. И здесь случаются достаточно сложные переживания. Примером может служить случай, описанный в работе /319/: испытавший клиническую смерть сначала ощущал, что он витает в воздухе, соединенный светящейся нитью со своим телом. Затем, вместе с встретившими его П0 родных, перенесся в дом своего здравствующего брата в другом городе и, после реанимации, правильно рассказал, что в этом доме происходило.
П0 часто сообщают, что наблюдали за цохоронами своего тела. Обычно они радуются хорошим похоронам, реже —- выражают мнение о ненужности пышных похорон, хлопот с погребением и устройством памятников, говоря что для них представляют ценность лишь память людей о них и доброе к ним отношение /49, 70/.
Обычно они сопереживают грусть оставленных и огорчаются оплакиваниями {276—6}. Но не редкость, когда отшедший без особого сочувствия относится к горю близких и призывает их к спокойствию: "Не горюй так, еще увидимся" /98, 282, 1181/.
К трупу своему П0 иноща выражает отвращение
/1212/. Вначале П0 интересуются вопросами своего погребения и устройством могилы /4, 7, 70/. Участнику наших опытов П0 сказал, какую надпись высечь на надгробии и из какого материала его сделать ('Нужен гранит черный"), одобрил его эскиз ("он приятный и мне нравится") и просил побыстрее его сделать:
"Давайте его поставим быстрее, мне грустно без
памятника".
После установки он осмотрел его с помощью медиума и похвалил: "Чудесно, очень нравится, вы молодцы".
Но с течением времени П0 перестают интересоваться своими захоронениями /585/. Нам они советовали не посещать кладбище чрезмерно часто:
"Ходите по праздникам, а цветы лучше ставить дома, у портрета, на рояль".
Встреча с близкими. Все источники — клинические, оккультные, теософские и медиумические — свидетельствуют, что вновь перешедших П0, кроме особо низменных, "грешных", встречают родные и близкие {277—27}. Наблюдения у смертного ложа показывают, что иногда отходящий видит их еще до смерти {278—6}. Существовала примета: когда умирающий или кто-либо из присутствующих при умирании видит близких умирающему П0, то надежды на выздоровление уже нет /1246/. Совершенствование реанимации сделало эту примету неверной — и при клинической смерти видят встречающих П0. Обычно видят их сразу после смерти или квазисмерти, или при выходе из беспамятства {279—15}. Иногда встреча происходит после "Полета ввысь", чаще всего совершаемого под руководством "наставника" {280—5}.
На нашу просьбу встретить близкого к смерти друга, сообщающийся ответил: "Ты мог бы не говорить мне этого. Знаю и встречу. Встречаю всех, кого когда-то знал".
При другом опыте самопроизвольно проявилась родственница участника и сообщила, что встретила только что умершего родственника:
"Здравствуй! Я Анна. Ивана встретила. Устал он. Хорошо ему, здесь лучше жить. Много нас встречало — Илья, Николай, Михаил. Наташе скажи, чтобы не печалилась. Не горюй, ему будет здесь лучше. Он не грешник, доброта его выше его прегрешений. Он светлой души. Мы ждали его".
Другой близкий ему П0 добавил:
"Здравствуй! Я Николай. Я деда встретил. Не волнуйся, ты же знаешь, что здесь живут, и дед наш будет жить с нами. Он здесь не один, мы с ним. Ты же все о нас знаешь. Успокой девочек, Наташу успокой, Катюшу".
Ни до, ни после этого Николай к нам не являлся.
Если у переходящего нет родных и близких, его встречают предки или выделенные для этого По и "администрация" {281—4}.
Любящие после встречи соединяются. Но Сведенборг утверждает, что возможна и разлука после встречи, если между близкими большое различие и им предназначено жить в разных сообществах; при настойчивом желании соединения оно происходит после того, как отставший в развитии наверстает упущенное (см. главу 22). Принадлежность к разным поколениям, которые отличаются обычаями и вкусами, по-видимому одна из частых причин разъединения. Мы встречали примеры этого. Так, П0 дочери, очень любившей своих родителей, на вопросы, часто ли видит их, отвечала:
"Вижу, но редко. Они живут в другом месте".
Подобные примеры соответствуют представлению о том, что в сообщества объединяются приблизительно сходные П0, чтобы их воли, гармонично сочетаясь, могли сформировать желательное им окружение. Имеются, однако, и примеры совместной жизни большими семьями, объединяющими несколько поколений:
"Илья живет с родителями своими".
"Живу с сыном, и вообще у нас большая семья, я жить не могу иначе и никогда не жила одна".
"Живу с мамой, семья — 8 человек, мой муж и дети".
Отшедшие обещают обязательно встретить своих близких при переходе /1181/;
"Обязательно встречу тебя и возьму к себе с любовью".
"Фильм жизни". Моуди так назвал одну из фаз перехода, когда перед взором переходящего быстро проносятся события всей его жизни. Происходит это под воздействием "светлого существа", "высокого духа", излучающего добро и радость (П0 высших планов, "администратор"?), который встречает отшедшего на подступах к новой жизни. Иногда просмотр прожитой жизни происходит еще на подходе к смерти {282—8}. Критики указывают, что явление, когда "жизнь мгновенно пролетает перед умственным взором", часто сопутствует стрессовым ситуациям, например, моментам смертельной опасности, и потому должно считаться при клинической смерти признаком продолжающейся жизни, а не посмертным впечатлением. Моуди возразил, указав, что посмертный просмотр жизни отличается от прижизненного тем, что в нем странно сочетаются мгновенность просмотра с возможностью чрезвычайно детального осознания и переживания каждого эпизода /104/. Поскольку имеются прямые указания на то, что рассматриваемое явление случается и перёд смертью и после нее (упоминания о просмотре "фильма
жизни" встречаются во многих посмертных сообщениях), можно считать, что за это сообщение ответствен один и тот же агент — до смерти П и после нее П0. За это говорит и быстротечность явления, превосходящая возможности инерционной нервной системы живущего.
Граница и возвращение. Многие из испытавших клиническую смерть повествуют о своем приближении к некоей границе, перейти которую они радостно стремились. Но это не было им суждено, так как реанимация принудила их к тягостному возвращению в тусклый мир живущих. В сообщениях лиц, испытавших выход П из тела с проникновением в мир П0, о границе не упоминается, но говорится о тягости возвращения в сумерки от света.
Светлый мир. Частым переживанием переходящих является впечатление яркого, светлого мира П0,
открывающегося их взгляду. Иногда это более или менее длительное наблюдение, особенно в случае экскурсий вышедшего П (не говоря уже о длительных впечатлениях П0), иногда же — лишь мимолетное впечатление, а то и просто вид яркого окна, открывающегося в светлый мир, или выхода на свет из темного туннеля.
Ощущения и эмоции. Наряду с перечисленными впечатлениями, привязанными к конкретным явлениям, выделенным в качестве фаз перехода, испытавшие переход говорят о сопутствующих ему ощущениях и эмоциях, как положительных (облегчение, покой, радость и т.п.), так и отрицательных (смятение, страх, ужас и т.д.). В совокупности с фазами они образуют структуры переходов, примеры которых будут рассмотрены в следующем разделе.
Состояние П0 сразу после перехода. Большинство источников сообщает, что после перехода отшедший вступает в новую жизнь, в полной мере сохранив свою индивидуальность; иногда даже наблюдается расцвет его личности после освобождения от предсмертных страданий, во всяком случае, наступает облегчение {283—12}. Телесные дефекты и увечья устраняются, ибо они затрагивают лишь тело {270—14}, Но расстройства психики сохраняются. Свидетельствуют, что сумасшествие не исчезает после перехода и лишь постепенно изживается {284—4}. Имеется много примеров посмертного сохранения маний. П0 человека, воображавшего, что он — Наполеон I, и после смерти продолжает утверждать это и проявлять другие, свойственные ему, симптомы психического расстройства /4/. Но есть и исключение, когда сумасшествие проходит уже при умирании, свидетельствуя, что в данном случае повреждение было физиологическим, а П остался неповрежденным /1228/.
После смерти в глубокой старости или после тяжелой и продолжительной болезни П0 долго пребывает в подавленном и ослабленном состоянии /77, 91/. По нашим наблюдениям, период слабости может длиться даже до года, хотя обычно он меньше. Приведем примеры.
Недавно отшедший сообщает через других П0, что "отдыхает от жизни" и потому не вступает в связь, а лишь передает приветы. Его состояние постепенно улучшается /320/.
О посмертном состоянии женщины, тяжело умиравшей от рака, сообщают близкие ей отшедшие.
Сразу после перехода: "Ей очень тяжко, она устала от мучений. Еще не скоро она наберет силы". Что она делает? "Ничего. Я вижу ее понемногу, она одна, так надо". "Ты встретила ее?" "Да, я ждала ее". "Думал, что ты возьмешь ее к себе". "Пока не могу, нельзя". "Как она выглядит?" "Плохо, очень измученная".
Через неделю: "Она оправляется, но с трудом. Часто вижу ее. Ей помощь очень нужна".
Через три недели: "Ей тяжко. Бедная, очень мучительно отходила, но сейчас поправляется".
Через месяц после перехода: "Я часто бываю у нее. Плохо ей, тяжело. Лучше, чем было намного, но далеко до хорошего".
Через 4 месяца: "Она выздоровела".
Через 5 месяцев после перехода: "Она здорова и счастлива".
Через 8 месяцев после перехода: "Она поправилась. Живет отдельно, нормально. Видимся не очень часто". И далее сообщаются такие же сведения.
Этот случай интересен тем, что за состоянием отшедшей удалось начать следить сразу же после перехода. Когда сведения получают не от других П0, а от самого отшедшего, срок неизвестности обычно значителен. Так было с нашим сообщающимся С2, сведения о котором приведены в главе 12. Его тяжелое предсмертное состояние и обильные данные о его посмертном улучшении делают интересным проследить за этим процессом несколько подробнее.
Первые слова (через год после смерти): "Это трудно... говорить". "Как себя чувствуешь?" "Мне лучше". "Чем помочь тебе?" "Любить меня, родные". Далее числа указывают количество месяцев, прошедших после этого разговора:
1. "Я здесь, дорогой мой папа. Дела идут хорошо".
2. "Мне хорошо. Я вас помню и люблю. Играю в жизнь. Много интересного и нового, но мне трудно определять, я мало знал. Здесь все не так, как дома было. Я как все, ничем не выделяюсь". Это первое указание на то, что он уже не калека.
3. "Мне хорошо. Ты обо мне не думай и не переживай. Я расту".
4. "Нового много, вся жизнь новая. Как я сравню жизни прежнюю и нынешнюю? Эта гораздо интереснее".
5. "Нового очень много. Не под силу мне (описать?).
Сравнивать я ни с чем не могу".
11. (После полугодового перерыва из-за болезни отца) "Я скучал очень. Очень боялся за тебя и жалел. Я теперь очень много хожу". И вскоре: "Бее у меня хорошо. Я сам живу, без помощи. Мне так лучше".
12. "Помогать мне не надо. Мне очень хорошо, лучше, чем вам. Я бы сам помог вам, если бы мог. Я научился многому. Я бегаю, плаваю, в мяч играю. Меня учат всему — ведь я очень неумелый".
К этому времени он уже стал сообщаться быстро и четко, вполне разумно. Часто говорит о своем вновь обретенном физическом совершенстве, ловкости, доступности любых занятий и пр., о том, что учится, приобщается к культуре, к искусству. Другие
П0 тепло о нем отзываются: "Очень милый, добрый, умный и красивый юноша".
Изложенные два случая подтверждают постепенность восстановления сил П0 после перехода.
Перешедшие в очень преклонном возрасте первое время говорят, что "отдыхают от жизни", ничем не занимаются, но потом приступают к активной деятельности. Уже в течение этого переходного периода начинается приближение П0 к оптимальному возрасту. Это видно из разговора через 3 года после перехода с женщиной, умершей в возрасте 93 лет:
"Вы сейчас молоды?" "Нет" "А другие говорят, что они молоды". "Может быть, все зависит от состояния души". "А у вас оно какое? "Лет на
57". Но через несколько месяцев она сказала: "Выгляжу так же, как в жизни, но лет на
45", а еще через год: "Выгляжу на 36 лет. Я уже другая", и вскоре: "Мне 36, это мой любимый возраст и самый счастливый год моей жизни". Однако, еще через год снизила свой возраст до 32 лет.
Отшедшие нормальной судьбы описывают открывшуюся перед ними панораму потустороннего мира, как яркую и светлую картину, после лицезрения которой возвращение в наш мир (при клинической смерти и выходах П) кажется нисхождением в сумрак и печаль. Наряду с этим, посмертная жизнь в ее начале часто представляется отшедшим странной, во многом непонятной и лишь с течением времени они привыкают к ее особенностям. Но для. особо низменных и неразвитых П0 впечатления от перехода и того, что за ним открывается, мрачны, и мрак рассеивается медленно и трудно. Особо подчеркивают многие источники тяжелую судьбу самоубийц {285—9}. Они утверждают, что недожитый срок своей жизни самоубийцы проводят во мраке, а то и в могиле, вблизи своего трупа, в самом тяжелом состоянии и в самом мрачном окружении, в борьбе с "силами зла".
Сообщающиеся часто говорят о ценности земной жизни. Хотя они скучают по оставленным близким и ждут с нетерпением встречи с ними, они в то же время призывают их радоваться жизни, пользоваться ее благами и относиться ко всему с оптимизмом. Они отвергают аскетизм в любой его форме и настоятельно советуют не желать смерти, а полностью и с удовлетворением доживать свой земной срок {286—5}:
"На земле надо жить радостно" /1181/.
"Аскетизм плох, радость жизни хороша. Живые должны дожить свой срок" /1143/.
"Жить надо, сколько дано".
"Рано тебе идти к нам. Радуйся жизни земной".
"Поживи вместе с людьми. Увидимся, придет и твое время".
В первоисточниках случаи перехода представляют собой занимательно изложенные истории, изобилующие живописными подробностями. Чтобы выявить их общие черты, нам пришлось их схематизировать так, как показано в
таблице 14. Для ее составления мы использовали 48 достаточно случайно выбранных описаний смертей и посмертных переживаний, извлеченных из различных источников. Несмотря на схематизацию, между ними оказалось не очень много общего, и число различных схем, к которым их удалось свести, достаточно велико:
таблица 14 содержит 34 схемы. Напрашивается вывод, что переходы столь же разнообразны в своих деталях, как и испытавшие их человеческие личности и их судьбы.
Представленные в таблице 14 схемы не очень наглядны, поэтому сопроводим их короткими пояснениями в порядке номеров таблицы.
1. Схема соответствует нередким случаям быстрого перехода. Так перешел на тот свет убитый на войне Лестер Колтмэн: "Удар — и вижу друзей, протягивающих мне руки помощи" /1143/.
2. Длительное пребывание в бессознательности человека, неспособного по своим убеждениям воспринять существование посмертной жизни. По представлениям некоторых школ индийской религиозной философии, этому случаю соответствует предреинкарнационный путь по сферам посмертной жизни отшедшего, неподготовленного к их восприятию и потому проходящего его в бессознательности.
3. Тягостная посмертная участь самоубийцы: недожитый остаток "запланированной" жизни проводится во мраке, порой
в могиле, в борьбе с темными силами. После этого, по одним представлениям происходит встреча с близкими и доступ к новой жизни, по другим — реинкарнация для повторения "опыта жизни" в особо плохих условиях — например, в теле калеки.
4. Пребывание перед вступлением в новую жизнь во мраке, в тумане, с чувством потерянности. Так описывали свое посмертное состояние Д. Пилхэм (гид Э. Пайпер) и многие другие П0.
5 и 6. Эти два случая отличаются от предыдущего тем, что отшедший пребывает первое время в полусознательном или в несознательном состоянии. Сюда относятся частые на войне случаи, когда мгновенно убитый не осознает, что убит, и продолжает "сражаться". Примером может также служить случай, когда П0 дворника, упавшего с вязанкой дров с лестницы, продолжал некоторое время "таскать дрова". Иногда затмение сознания неприятно, приводит в смятение (5), иногда же это быстропроходящее чувство смущения, удивления, или приятно-дремотное состояние (6).
7. Отшедший ощутил себя вне тела, окинул взором оставленное и удалился в новый мир. Сходное переживание бывает и при выходах П из тела во сне.
8. Прохождение темного туннеля (или иного препятствия), ведущего к светлой жизни; неподготовленный к посмертной жизни может здесь надолго задержаться. У теософов — "битва с лярвами", а затем — начало посмертной жизни, омраченное "Борьбой с корками" (так они называют изживание укоренившихся духовных недостатков).
9. Постепенно удовлетворяющееся радостное стремление к свету нового мира.
10. Предсмертное провидение радостей грядущей жизни и лицезрение любимых отшедших.
11. Ощущение пребывания после смерти как бы в тумане (довольно частый случай). Родные П0 встречают отшедшего и выводят из тумана в свой светлый мир..
12. Версия А. Кардека. Он считал, что после смерти наступает период бессознательности или смятения длительностью обычно не более восьми дней, а на девятый день — облегчение и видение оставленной жизни; с этого времени отшедший уже доступен для медиумического общения (а некоторые — сразу после смерти).1
13. Посмертная бессознательность, затем видение оставленного и связанные с этим неприятные переживания (огорчение лицезрением напрасно горюющих о его смерти, осознание своих недостатков и т.д.); постепенное совершенствование на путях новой жизни.
14. Переход известного исследователя явлений психизма, члена ОПИ Ф. Майерса. Вначале посмертная несознательность — он осознал, что умер, лишь с началом фазы преодоления препятствий (темные туннели и т.п.), однако, смутное "туманное" состояние сознания длилось еще несколько месяцев.
15. В числе прочих случаев под эту схему подпадает переход сына О. Лоджа Раймонда, описанный в книге /91/. Эта книга представляет собой наиболее полное, подробное и достоверное изложение обстоятельств перехода и условий посмертной жизни, из числа известных нам. Убитый на войне Раймонд Лодж, после недолгого периода бессознательности, нашел себя в кругу близких знакомых во главе с другом отца Ф. Майерсом, который помог ему быстро установить медиумическую связь с живущими через нескольких медиумов. Интересен и другой случай /1214/: пешеход почувствовал себя плохо, с трудом продолжал идти и вдруг — прекрасное самочувствие, вокруг — отшедшие родные и друзья: он даже не осознал, что очень долго был без сознания до смерти и (по свидетельству встречавших его П0) некоторое время после нее.
16. Смерть воспринялась как выход из тела и лицезрение его со стороны. Далее переход затруднился преодолеванием препятствий в условиях противоборствующего воздействия сил добра и зла.
17, 18. В отличие от предыдущего случая, эти переходы сопровождались чувством освобождения, радости, которую усилили встреча с близкими П0 и открывшиеся красоты нового мира.
19. Испытавшая клиническую смерть утверждала, что покинула свое тело и помещение, где оно находилось, и видела на улицах Лондона, как одинаково одетые П0, видимые ей и лошадям, но не людям, предохраняют последних от опасностей уличного движения
20. Смерть — и сразу радость, ощущение здоровья и встреча с родными По или с "высоким духом" (администратором?). Затем — наблюдение своего тела и его похорон.
21. Не вполне достоверная история перехода пустой, суетной женщины, не осознавшей своих недостатков и из-за этого пребывавшей во мраке могилы рядом с трупом. Она завершила свой переход лишь после того, как с помощью "охранителя" преодолела несознательность и неверие.
22. Испытавший клиническую смерть говорит, что сначала почувствовал освобождение ног, после чего его "новое тело" (П) сократилось, как отпущенная натянутая резинка, закрепленная в голове, и вышло из головы — нагое, точная копия живого, соединенное с ним светящейся нитью. Вдруг оказался одетым, затем потерял сознание и очнулся реанимированным.
23. Сообщение о посмертных испытаниях неразвитого отшедшего, находившегося в плену представлений о существовании темных и светлых сил (чертей и ангелов), то есть обычных религиозных верований простого русского народа прежних дней. Полагая себя грешником, говорил о посмертной тьме, страхе, нападении темных сил, стремившихся увлечь его в свой мир, и об успешной защите
его светлыми силами, в том числе П0 людей, которым он делал добро в жизни. Несмотря на их победу, ввиду своего несовершенства, долгое время пребывал во мраке и лишь с трудом начал продвигаться к лучшей жизни.
24. История, во многом подобная предыдущей. Началась она хорошо — радостной встречей с близкими П0, но затем вмешались "темные силы" и начались тяжелые длительные мытарства, завершившиеся благополучно.
25. История того же теологического уклона, что и две предыдущие. Главное ее отличие в том, что переход завершился реинкарнацией для повторения "опыта жизни".
26. Данный случай показывает, что отшедший может не запомнить, что после смерти пребывал в бессознательном состоянии. Поэтому не исключено, что эта фаза пропущена на некоторых схемах. По впечатлениям умершего, он сразу вышел из тела и стал в его ногах, однако, присмотревшись к телу, заметил следы разложения, значит, он долго был без сознания. Далее, мы здесь видим не встречавшийся до этого "фильм жизни" и более редкий случай — невеселую встречу этого духовно неразвитого отшедшего незнакомыми ему П0. Как показано на схеме, начало его новой жизни также было нерадостным — оно протекало в кругу хотя и знакомых, но не любимых П0, в довольно унылой обстановке.
27. После посмертного смятения и встречи с близкими
П0 - смущение перед странностями открывающегося мира и лишь затем радостное осознание его красот.
28. Это — типовая схема перехода по А. Конан Дойлю. Представляет собой не отдельный случай, а синтез обширного опыта этого исследователя, с включением и медиумических и клинических данных. Вышедший в момент смерти из тела осознает невозможность общения с живущими и испытывает чувства облегчения и здоровья. Видит себя в привычном облике, но без телесных дефектов. Встречается с родными П0 и под их руководством, с помощью более высоких П0, через ряд препятствий направляется к новой жизни. На пороге ее — период бездействия и сна — от короткого до многомесячного — для восстановления сил (во всех других случаях период отдыха и восстановления сил считался уже частью посмертной жизни и потому не фигурирует на схемах).
29. История, в основном подобная случаю 24. После лицезрения оставленного, встречи с близкими П0 и показа "фильма жизни"— вмешательство "темных сил", преодоление его с помощью "охранителя" и вступление в новую жизнь.
30. Сообщенный нам случай прижизненного выхода П из тела во сне, схема которого типична для явлений этого рода: спящий (I) видит свое тело со стороны, обычно сверху (II), проносится
через темный туннель к светлому выходу из него (III), иногда касается потусторонней жизни, а в заключение, с огорчением возвращается к земной жизни (VI).
31. Случай, характерный сменой настроений: предсмертный страх, посмертное облегчение, встреча с "охранителем", мрачный пугающий туман и дальнейший тягостный путь с помощью "охранителя" к "месту назначения", которое, на первых порах, не веселит.
32. Мучительный переход антогонистичного скептика, включавший посмертное смятение (шум, взрыв, проблески мысли), погружение во мрак и последующую бессознательность со смутным переживанием страха потери личности, сменившегося затем радостным ощущением сохранения индивидуальности. Вслед за этим возникла видимость мрачного окружения (связь с трупом в могиле) и потребовалась тягостная борьба под руководством "охранителя" для преодоления многочисленных препятствий, закончившаяся реинкарнацией (история того же плана, что и случаи 23 — 25 и 29).
33. Эта схема соответствует представлению Р. Моуди о "нормальном" переходе: со смертью — облегчение, прекращение физических страданий; пролет через темный туннель (III), сопровождающийся шумами (звон, жужжание и пр.); лицезрение своего тела и живущих: видит и слышит их, они его — нет; витая в воздухе, ощущает свое новое тело, все видит сверху (II); встреча с близкими П0, их помощь; одновременно — приближение "светлого существа", излучающего душевное тепло, любовь, ярчайший свет, всегда снисходительного, иногда юмористичного (IV); разговор с ним путем обмена мыслями и показ "фильма жизни" (V); приближение к границе с чувствами радости, любви, покоя; принудительное неприятное возвращение в оставленное тело и в тусклый земной мир (VI). Схема очень сложная. То, что она в конце таблицы, показывает, что она, скорее всего, интегральная, а не оптимальная.
34. Особенность данного случая, делающая его схему сложной, это возвращение уже после начала новой жизни к лицезрению жизни оставленной для наблюдения своих похорон. Последовательность фаз перехода такова: посмертное облегчение; наблюдение за хлопотами врачей у своего тела с чувством одиночества и смущения (II); радостная встреча с близкими (IV); возвращение к своему телу (II); под руководством гида выход в мир П0; возвращение для наблюдения своих похорон (II); показ гидом "фильма жизни" с переживанием и переосмыслением позорных моментов прожитого существования (V); новая жизнь.
1 Это неверная информация,
даже непонятно, откуда Вемз взял эти цифры,
поскольку духи не раз говорили Кардеку, что
все земные сроки для той жизни - ничто,
Кардек же пишет о длительности смятения
следующее:
"Продолжительность смятения,
наступающего после смерти, весьма различна:
оно может длиться как несколько часов, так и
несколько месяцев, и даже - несколько лет."
("Книга Духов", кн. 2, гл. III) (webmaster)