Глава 22. Отшедшие
Всеобщность. При обсуждении свойств П0 первым возникает вопрос: все ли люди образуют П0 и живут второй жизнью? Различные исследователи дают на него разные ответы — как положительные, так и отрицательные. Внимательно изучив их, мы пришли к выводу, что отрицательные ответы базируются на рассуждениях и предположениях, но отнюдь не на опыте. Медиумический же опыт показывает, что контакт осуществляется с отшедшими самого разного возраста, развития, умственных и моральных качеств, что не согласуется с предположением о селекции П, образующих П0. Но из того же опыта следует, что не со всеми отшедшими возможна связь. Хотя другие П0 часто свидетельствуют о присутствии в их мире отшедших, лишенных связи, это не доказывает всеобщности П0. Таким образом поставленный вопрос остается неразрешенным, хотя положительный ответ на него и более вероятен.
Смертность. Следующим встает вопрос о сроке жизни П0. И на него даются разные ответы. Г. Мерфи воображал, что П0 — это
не постоянно пребывающая сущность, а "затухающая волна", всплеск, оставленный живущим /1060/. Но большинство исследователей пришло к выводу, что существование П0 не ограничено во времени {312—8}. Профессор Барретт не был уверен в этом /205, 206, 1230/. Сабатье утверждал, что лишь наиболее совершенные П0 бессмертны, а несовершенные со временем "распадаются", как и П0 животных /1212/. Д'Ассье думал, что П0 смертен, но что жизнь его очень длительна 111. Е. Уайст также был уверен в смертности П0 /1303/. По оккультно-теософским воззрениям, жизнь П0 надо считать неограниченной хотя бы потому, что время вырождается на высших планах их мира {313—5}. По этим же взглядам, П0 представляет собой комплекс взаимопроникающих тел все возрастающей ажурности, которые последовательно сбрасываются при переходе с плана на план. О сроках пребывания П0 даже на ближайшем к земному (астральном) плане сведения этих источников самые неопределенные (см. главу 23). Из медиумических же данных следует, что они значительны. Поэтому можно предполагать, что срок жизни П0 велик, если не неограничен.
Облик. Представления христианской религии и некоторых философов, о том, что "душа" (П0) является образованием нематериальным /1232/, не разделяется большинством исследователей психизма и не соответствует сообщениям П0. В этих сообщениях превалируют утверждения, что П0 материальны, что они ощущают себя столь же вещественными, как и живущие на земле, осознают свою телесность и способны наслаждаться жизнью {315—19}. Многие свидетельствуют, что внешне П0 является копией вещественного тела, но без его недостатков:
"Ты меня узнаешь. Я такая, как была, но гораздо лучше".
"Эстелла красивее, чем была при жизни" /53/.
Некоторым это представляется невероятным. Профессор В. Крукс, исходя из умозрительных соображений, возражал против этого /1240/. Он считал, что П0 не могут быть подобны живущим, поскольку они не подвержены действию силы тяжести и не нуждаются в пище, а конструкция всего живого закономерна. Он предполагал, что П0 — это "энергетические, взаимопроникающие центры памяти и сознания". Физика и биология мира П0 нам неизвестны, поэтому умозрительные суждения о нем вряд ли правомерны. Но из данных медиумизма нам известно, что П0 сохраняют память о земной жизни и что волемысленное начало играет значительную роль в формировании мира П0, при формировании которого память служит матрицей. Поэтому осознание отшедшими себя в соответствии с прижизненными воспоминаниями не представляется невероятным. Об анатомии же
П0 мало данных. "Стазия", гид медиума С. Томчик, утверждала, что П0, в отличие от материализованных фантомов, не имеют ни сердца, ни других внутренних органов /1249/.
Облик П0 с течением времени может изменяться. Он зависит от внутреннего состояния отшедшего — по свидетельству многих, духовное развитие П0 сопровождается просветлением его облика {316—12}. Особенно быстрые изменения внешности происходят в первое время после перехода, в связи с движением П0 к оптимальному возрасту (см. главу 20). В результате этого, даже умершие старыми принимают вид молодых:
"Старых людей здесь нет. Наши родители молодые".
"Бабушка и дедушка N здесь молоды".
Мать А. Конан Дойля, умершая старой, там молода и здорова, счастлива и весела /320/.
Женщина, умершая шестидесяти лет, говорит через 2 года:
"Я рада, что молодая, красивая и здоровая. Я очень нравлюсь себе и другим".
Другие П0 подтверждали это:
"Ваша N — красавица и добрая женщина".
Но изредка сообщают и о П0 пожилого вида:
"Пока Раймонд (его П0) был без сознания, за ним ухаживали старик и старуха, вероятно, родные его"/91/.
В период перехода к оптимальному возрасту вид П0 соответствует его самочувствию и определяется "состоянием души":
"Выгляжу на столько, на сколько себя чувствую". "Душа должна быть молодая, тогда и сам молодой".
Похоже, что и внешность П0 подпадает под доминант волемысленного начала, как и все прочее в мире По. Если учесть всю сумму сообщений о внешности По различного уровня, получается довольно пестрая картина. Эти сообщения систематизированы в
таблице 15. Таблица подтверждает сказанное выше, а именно, что по данным большинства источников вид По близок к земному, но что они молоды, более красивы и лишены телесных дефектов (строка 1 таблицы). Нет особых разногласий и в вопросе о движении По к оптимальному состоянию после перехода (строка 4). Как и в других случаях, низменные По образуют отдельную категорию (строка 2).
В сообщениях о наружности П0 почти всегда упоминается их одежда {310—15}. Лишь авторы, верящие в нематериальность П0, утверждают, что они не нуждаются в одежде /1211, 1214/. В одежде П0 наблюдается большое разнообразие, с сохранением, однако, привычного им земного вида: русский дореволюционный простолюдин — в армяке, англичанин — в пиджаке {319—6}. Женщина, любившая при жизни наряды, охотно говорила нам, как одета. Часть ее многочисленных сообщений, сделанных через разных медиумов, приведена в
таблице 16. Как видно, незаметно особой зависимости характера сведений от того, сделаны ли они через неравнодушных к одежде женщин или индиферентных мужчин. Малая зависимость этих сообщений от смены медиумов является лишним примером ограниченного влияния медиума слабой одаренности на характер "персоны", какой предстает в медиумизме П0.
Имеются сообщения, несколько выпадающие из общего плана. Так, в работах /70, 74/ говорится, что П0 носят или одежду земного вида или длинные облачения разных оттенков. Сведенборг, наряду с одеждами земного вида, упоминает о "сотканных из света" одеяниях "ангелов"— так он, по-видимому, именует П0 высших планов /133/. Сообщают, что с течением времени отшедшие переходят на белые одежды и что чем совершеннее П0, тем светлее его облик /43, 91, 167/.
О происхождении одежды отшедших сведения скудны и неопределенны. В работе /17/ утверждается, что одежда "надумывается" отшедшими. К этому же мнению склонился П0 Раймонда Лоджа, хотя по началу. думал, что одежда "фабрикуется из эманации земного плана" /91/. На наши вопросы о происхождении одежды сообщающиеся или уклонялись отвечать, или говорили, что она "дается, как и все прочее", или признавались, что не очень понимают, откуда она берется. Вся сумма сведений об окружении П0 склоняет согласиться с работами /17, 91/, в том, что одежда формируется мыслью и желанием отшедшего, быть может и не сознательно.
Индивидуальность. Данные медиумизма свидетельствуют, что П0 уносит с собой индивидуальность умершего — его память, характер, привязанности, духовные особенности {320—20}. Констатируется, что П0 не умнее живущих, обладают ограниченными познаниями и неполной осведомленностью о земных делах {321—8}. Отдельные высказывания об их неограниченной информированности /70, 457/ нельзя считать обоснованными. Указывают, что П0 обладают способностью интуитивного познания, зачатки которой проявляют и живущие {322—4}. Некоторые эту способность сильно преувеличивают, считая, что, пользуясь ею, П0 мгновенно получают полное знание об объекте. Значение для П0 земной эрудиции оценивается по-разному. Некоторые считают ее полезной для отшедших /6, 43/, другие полагают, что важна не столько эрудиция, сколько развитие ума /133/, а в наибольшей степени — душевность и доброта {323—4}, третьи же прямо говорят, что земные познания в мире П0 не нужны /131/. Сообщают, что земную одаренность отшедший сохраняет и развивает, если она применима в мире П0 (как, например, артистическое дарование) и если не проявится склонность к иным занятиям /1119/. Среди отшедших есть творческие личности. Полагают, что их влияние иногда воспринимается земными созидателями, как интуитивное озарение /17, 1227/. Некоторые идут дальше и утверждают, что земное творчество является лишь отражением совершаемого в мире П0 {325—6}. Отмечается большая роль, которую играют в мире П0 искусства, особенно музыка, которая может производиться и без использования инструментов /91, 1212/.
Среди недавно перешедших столько же пошляков, мещан и глупцов, как и среди живущих, но они в большей мере стараются подняться, так как сущность каждого там виднее /1143, 1181/. Поэтому же для П0 в большей степени, чем для живущих, характерны склонность к взаимопомощи и забота об общем деле /47, 133/. Земные социальные градации в обществе П0 не учитываются, ценятся лишь моральные и духовные достоинства личности. Великий на земле там уже может не быть великим — учитывается не ранг, а ум и добродетель /91, 634/.
Отшедшие склонны давать советы живущим /103, 1219/. Однако, полезность советов зависит от осведомленности и развития П0, которые варьируют в широких пределах, поэтому рекомендуется с осторожностью следовать советам П0 /4, 6, 634/.
Отшедшим не свойственны болезни и усталость /85, 91, 1181/. Поэтому они не нуждаются во сне, "отдыхают, сидя в цветах", или спят нерегулярно и редко /77, 320, 1215/. Сексуальности и половой близости нет, как нет и деторождения, но любовное соединение пар характерно для жизни П0 {324—4}. Перешедшие в
детском возрасте растут вплоть до достижения оптимального состояния. Для их воспитания существуют школы и наставники. При медиумических опытах недавно перешедшие дети проявляют все признаки своего возраста — просят дать любимые игрушки и "играют" ими, шалят и т.д. /158/. В дальнейшем же они рано начинают проявлять несвойственную детскому возрасту рассудительность. Так, девочка 14 лет (считая от дня рождения) сказала участникам опыта: "Я дитя, но старше вас, потому что совершеннее" /1219/.
Поскольку П и П0 — это один и тот же объект, то изложенные во второй главе сведения о внечувственном восприятии людей, которое обусловлено проявлениями их П, проливают свет и на перцептивные способности П0. Второй источник сведений о них — это данные медиумизма. Большинство сообщающихся при медиумических опытах — это П0, поэтому приведенные в двенадцатой главе сведения о восприятии сообщающихся также являются характеристикой перцептивных способностей П0. Эти сведения получаются как в результате наблюдения за ходом медиумических опытов, так и в результате обобщения сведений, получаемых от сообщающихся. Сведения, поступающие из всех этих столь различных источников информации, хорошо согласуются между собой, что позволяет дать излагаемую ниже суммарную характеристику чувств и способностей П0.
Нам неизвестно, какими каналами восприятия воздействий окружающей среды пользуются П и П0. Будем условно считать их (как это принято и в парапсихологии) в чем-то подобными видам восприятия, которые обеспечивают живущим их органы чувств, и соответственно подразделим их.
"Зрение". Отшедшие иногда утверждают, что "видят" земную жизнь и подтверждают эти утверждения осведомленностью о ее событиях {326—29}. Они способны видеть происходящее на земле двумя путями — пользуясь присущим им ясновидческим зрением и путем использования зрения медиума. При медиумических опытах преимущественно используется последний из этих путей {327—10}. Пользуясь зрением медиума П0 отчетливо видит обстановку опыта, узнает его участников и различает их действия. По сути дела, каждый медиумический опыт является демонстрацией способности По видеть, пользуясь зрением медиума. В главе 12 приведены примеры этой способности. Наиболее показательны те из них, когда По оживленно воспринимали и комментировали демонстрируемые им телевизионные передачи, кинофильмы и фотографии. Поразительно реальное впечатление производили нередкие случаи, когда при этом происходили споры нескольких П0, по-разному относившихся к показываемому.
Видение с использованием зрения медиумов нельзя считать основным видом зрения П0, хотя для наблюдения земной жизни оно используется ими часто и притом иногда без ведома медиумов.
Примерами могут служить случаи, когда П0 смотрели по своей инициативе олимпийские игры в Лейк Плэсиде, а затем и в Сараево:
"Извини, не могли тебе показать передачу из Сараева".
"Я этот спорт посмотрел сам".
"Ты что, смотрел на месте?".
"Только фигуристов, и то не долго. Там ужасный шум".
"А как же без медиума?"
"Там же масса народа и много медиумов. Многие смотрели".
"Было интересно?"
"Да, очень. Англичане очень хороши" (танцоры; действительно, они выделялись).
Естественное для П0 ясновидческое зрение изредка проявляется и при медиумических опытах видением в темноте и в замкнутых пространствах {328—4}. Соответствующий пример мы привели в главе 12. По-видимому, без участия медиума П0 видят земную жизнь более смутно, чем когда пользуются его зрением /634/. Их высказывания об этом не идентичны. Некоторые из них утверждают, что видят события земной жизни, другие сетуют, что видят их смутно, а третьи говорят, что видят только через медиума. Мы также получали от наших собеседников несовпадающие свидетельства:
"Вижу только глазами медиумов".
"Вижу по-разному. Лучше через медиума. "А прямо вижу только
свет".
Этому противоречит такой случай. После прогулки с медиумом по берегу моря с целью показать отшедшему любимые им места, спросили, понравилось ли ему прогулка:
"Да, видел солнце и море. И нашу поляну в лесу".
"Мы же не заходили в лес!"
"А я был там".
Пожилой участник опытов спросил П0 очень ли старым он ему кажется. "Нет, не очень". "Ты видишь внешность?" "Нет, душу". "А ты посмотри на лицо". "Это ерунда — лицо, важно — душа, ее
состояние".
Подобные высказывания не единичны. Они приводят к разделяемому многими мнению, что без участия медиума, своим собственным зрением, П0 видят не тела живущих, а их П или, как некоторые считают — эфирные двойники {329—8}. Это соответствует представлению, что через медиумог П0 видят феномены объектов, а непосредственно — их ноумены /6, 93, 106/.
После перехода отшедшим приходится приучаться к расшифровке картин ясновидения, которые рисует им их непосредственное, естественное в их жизни зрение, обеспечивающее возможность видеть друг друга и свое окружение /4, 91, 131/. От земного вида
вещей, который им открывается при зрении через медиума, они постепенно отвыкают. Возможно, поэтому не все из них в равной степени осваивают оба вида зрения, что и приводит к неидентичности их оценок своей способности видеть вещественный мир.
Об особенностях внечувственного зрения отшедших сведений мало. Однако, встречаются упоминания о его "размытости по пространству", о его, временами, необыкновенной остроте, о способности к микро-, макро- и интровидению {330—4}, т.е. о свойствах, характерных и для ясновидения живущих (см. главу 2).
Об органах зрения П0 сведений также мало и они противоречивы. Раймонд Лодж сообщал, что "глаза П0 подобны земным" /91/, А. Кардек думал, что "П0 видят всем своим существом" /634/, а в работах /6, 85/ указывается, что "у П0 какие-то иные глаза".
"Слух". Как и в случае зрения, П0 используют и слух медиума и свою внечувственную способность. Такими путями они слышат речь собеседников, музыку, шумы {331—6}. При медиумических опытах, очевидно, в основном используется слух медиума, чему в главе 12 были даны примеры. Но и при медиумических опытах наблюдаются признаки способности сообщающихся к самостоятельному восприятию — когда они слышат звуки, не доходящие до участников опыта — разговоры в удаленных помещениях и т.п. А. Конан Дойль пишет, что П0 иногда без его ведома являлись на его публичные лекции и впоследствии высказывали при медиумических опытах суждения, показывающие, что лекция была ими выслушана и усвоена /320/.
В чистом виде способность П0 к внечувственному восприятию, очевидно, проявляется при их общении между собой. О том, как это осуществляется,
свидетельства не вполне единообразны. Имеются сообщения, что отшедшие говорят друг с другом как люди — словами {332—4}. Но Сведенборг поясняет, что это — телепатическое общение, лишь воспринимаемое как речь, что она значительно более емкая, а потому и быстрая, чем земная, причем голоса П0 различаются между собой в той же мере, как и голоса живых людей /74, 133/. Но многие утверждают, что телепатическое общение осуществляется не речью, а путем быстрого прямого обмена мыслями и образами {333—17}. Подтверждение этому видят в зачатках способности людей к телепатии, в образности и картинности снов и в слабом влиянии расстояния между
сообщающимися на четкость связи /70, 967/. Эти разногласия примиряются сообщениями о том, что в начале своей посмертной жизни П0 используют для общения речь и письмо, которые, по мере развития отшедших, заменяются мысленным общением и символическим письмом {334—4}. При этом П0 способен по своему желанию открывать и закрывать доступ к своим мыслям, сохраняя таким образом интимность своего тезауруса /17/.
Свидетельствуют, что различие языков не препятствует общению П0 между собой, объясняя это или использованием некоего "единого языка" /133, 457, 1208/, или способностью отшедших к интуитивному освоению любых языков /77, 106, 1181/, или — на высших планах — их способностью к мгновенному мысленному обмену информацией /86, 320/. Полагают, что именно из-за привыкания П0 к прямому обмену мыслями постепенно все более и более затрудняется для них медиумическая связь с живущими, так как теряется навык передачи мыслей словами и восприятия смысла слов собеседников /967/.
"Обоняние и осязание". По данным ряда работ, П0 нечувствительны к теплу и холоду и обретают эту чувствительность лишь при общении через медиума {335—4}. Нечувствительность П0 к тепловому движению корпускул вещества представляется естественной, поскольку не вещество слагает П0. Не замечено и влияние электромагнитного излучения (инфракрасного излучения, света и т.д.) на П0: в отличие от материализованных фантомов, которые разрушаются светом, медиумическое сообщение с П0 может осуществляться при любой освещенности. С другой стороны, обнаружение "голосов Раудива" (см. главу 5) свидетельствует о возможности воздействия со стороны П0 на электромагнитное поле. Это позволяет предполагать, что опыты по изучению влияния на П0 электромагнитных колебаний разной частоты могут оказаться не безрезультатными и способны пролить свет на взаимосвязь сред, заполняющих разные планы многомерного пространства.
В медиумических сообщениях часто упоминается об обилии цветов в мире По и много говорится об их прекрасном виде. Сведения о их запахе менее определенные. При общении через медиума, П0 пользуются его обонянием и различают запахи, но это ничего не говорит о том, свойствен ли им в их жизни какой-либо аналог этого чувства. Нам же однажды было сказано П0 женщины, очень любившей при жизни цветы:
"Я не могу нюхать цветы. Не дано нам".
Проникновение. В результате использования внечувственных аналогов зрения и слуха и, предположительно, "чтения мыслей" других П0 и живущих людей, отшедшие в какой-то мере способны следить за земной жизнью и проникать в смысл происходящих в ней событий {336—22}. П0 нередко подтверждают это:
"Вы думаете мы далеко, а мы рядом, видим и слышим вас" /1515/.
"Я всегда рядом с тобой. Я все вижу, как вы живете".
Во время медиумических опытов П0 часто проявляли знание текущих событий:
"Ты был на моей могиле, принес мне цветы и убрал могилу. Спасибо тебе за любовь".
"Дорогой, ты болел тяжко. Надо следить за собой. Донимает
бессонница. Гуляй перед сном".
"Ты заказал памятник мне. И не заказал опять молитвы обо мне. Я тебя просила пойти в церковь и поставить свечи. Прошу тебя, сделай это".
Иногда при этом П0 сообщают сведения, неизвестные присутствующим, которые впоследствии подтверждаются:
"N взяла билеты на четырнадцатое" (сообщено в Риге о покупке железнодорожных билетов в Москве).
"Моя внучка заболела. Я все знаю о наших близких, а ты не следишь".
Высказываются мнения, что способности П0 к восприятию окружающего подобны способностям живущих, но более утонченные и проникающие, что "волевой посыл П0 охватывает интересующий его объект и прямо открывает ему его свойства" /152, 457, 1515/. Наш опыт показывает, однако, что многие важные события проходят мимо внимания П0. И другие исследователи приходили к выводу, что По проявляют самую разную осведомленность о земных делах. Некоторые полагают, что она колеблется от полного незнания до знания, превышающего земное, вплоть до предвидения хода событий /605, 1411/. Другие впадают в крайность, ошибочно утверждая, что По не следят за земной жизнью /85/.
Если способность П0 в той или иной мере проникать в земные дела не вызывает сомнений, то этого нельзя сказать об их способности проникать в мысли живущих. Сами они часто высоко оценивают эту свою предполагаемую способность:
"Часто я проникаю в рощу души".
"Мне все видно, не надо лгать, ты меня не обманешь сейчас". Веря в свою способность, П0 иногда безаппеляционно (и часто неверно) судят о людях:
"Это добрые люди. Души их светлые".
"Она глупая женщина, не надо с ней дружить. Не приглашай ее в наш дом. Она плохой человек".
Некоторые склонны верить в способность П0 проникать в мысли людей и думают, что признание этого заставило бы людей быть нравственнее /320, 1216/. Подтверждение этому видят о том, что По чувствуют, когда близкие думают и, особенно, молятся о них (так как молитва — целенаправленный мысленный посыл) /91, 786/:
"Спасибо вам за пожелания добра и за молитвы обо мне".
Однако, мы часто сталкивались со случаями, когда П0 высказывали заведомо ошибочные суждения о людях, длительно упорствовали в своем заблуждении, и иногда потом изменяли свое мнение. Так, первое время после смерти отшедший напрасно попрекал любящую его родственницу:
"У нее рот наполнен фальшью. Я чувствую худое чувство. Даже на могилку не приходит ко мне. Я ее хочу забыть" (неверно: ходит, заботится).
Через год все пришло в норму так же беспричинно, как и началось.
При учете всей суммы сведений складывается впечатление, что о земной жизни П0 судят по внешним наблюдениям, а не по данным проникновения в сознания живущих, и что предвзятые мнения и фантазии сильно влияют на их суждения — не меньше, чем у живущих. О подчиненной роли проникновения в сознание свидетельствуют и прямые опыты: сознание и подсознание (П) немедиумичных людей оказываются закрытыми для П0 в отсутствие особо одаренного медиума (см. часть III).
Память. При каждом медиумическом общении с П0 в той или иной мере проявляется его память, поэтому можно сказать, что память — наиболее очевидное свойство П0. Именно сохранение памяти обеспечивает сохранность личности отшедшего и возможность установления его самоличности, то есть самого факта его существования. Все медиумические источники согласны с том, что П0 уносит с собой земную память {337—20}. Редко, но бывают случаи, когда отшедший помнит минувшее событие лучше, чем его живые собеседники /49/. Обычно же после перехода память ослабевает, за исключением случаев смерти в преклонном возрасте, в состоянии ослабленной памяти, которая восстанавливается после перехода. Из сохранения отшедшим памяти делают вывод, что память живущего человека обеспечивают не только физиологические системы его организма, но и его не подверженный разрушению П, т.е. что мозг не является единственным инструментом памяти и мышления. Предполагают и так, что при травмах мозга разрушается не само хранилище информации, а линии его связи с исполнительным механизмом, каким является мозг /91/. Приводится много примеров, когда субъект проявляет при жизни память и сознательность, физиологически необъяснимые ввиду наличия разрушений мозга, которые выявляет посмертное вскрытие. Некоторые предполагают, что случаи поразительной "фотографической" памяти, которой обладали Ч. Диккенс, О. Уайльд, И. Соллертинский и многие другие, объясняются активным прижизненным использованием памяти П /40/. Вообще же, дело будущего выяснить, присутствуют ли в памяти П0 все компоненты памяти живых — иконической (срок сохранения запомненного
t ~ 0,2 сек), оперативной (t ~ 20 сек), долговременной (t значителен) и, предположительно, генной, медленно запечатлевающей многократно повторяющийся "опыт поколений" и, в итоге, образующей инстинкты, в которых этот опыт заскладирован навечно.
Память отшедших имеет свои специфические особенности. После сравнительно короткого посмертного затемнения сознания, память П0 постепенно улучшается, но, в большинстве случаев, восстанавливается не полностью /4, 49, 158/. Затем наступает период постепенного медленного ослабления памяти о событиях земной жизни; сохраняются неизменными лишь любовь и привязанность к оставленным близким /4, 6, 1219/. При этом наблюдается особо повышенная забывчивость на имена {338—5}. Иногда П0 помнит только фамилию и забывает имя, но чаще помнит имена людей и забывает их фамилии /1219/. В постепенном ослаблении памяти П0 о земном можно усмотреть определенную биологическую целесообразность: эмоции и привязанности, которым предстоит играть свою роль в посмертной жизни, сохраняются, а ненужные в новой жизни сведения о земном забываются. Отшедшие не любят признаваться в забывчивости, уходят от ответов или отвечают неверно, наугад, прежде чем сказать, что не помнят. Но они обычно помнят памятные даты и события своей жизни и рады, когда их отмечают. Они присутствуют на поминках в годовщину смерти, беседуя с друзьями и знакомыми /4, 1210, 1211/. Раймонд Лодж всегда просил оставлять для него место за рождественским столом, но ни в коем случае не грустить о нем /91/. Одна из наших собеседниц не забыла, что предстоит празднование 35-летия ее свадьбы с живущим еще мужем и сказала ему:
"Я буду обязательно, я люблю этот день. Я так рада, что ты
помнишь!". Когда пришло время, активно участвовала в праздновании, радовалась приходящим друзьям:
"Целую вас, я рада, как в тот день! У вас такие светлые души и добрые лица. Спасибо, что
пришли!"
Когда бокалы были наполнены шампанским, сказала:
"Ура! Ура! Ура! Мы всегда вместе. Я люблю и помню вас
всегда!"
Узнавала вновь приходящих:
"Еще родные души! Вас всех так люблю! Вы все такие красивые и добрые. Желаю вам счастья! Я буду с вами весь вечер. Идите к столу. Я
хозяйка!"
Мужа поблагодарила за хлопоты:
"Дорогой, спасибо тебе за труды огромные".
Женя подтвердил ее радость:
"У её радость: много гостей чествовало".
Память отшедших охватывает события не только их минувшей жизни, но и жизни текущей — разговоры, которые они вели при прошлых опытах, а также происшествия в жизни близких им людей, за которой они следят. Так, например, П0 заметил своему собеседнику:
"Не надо делать таких вещей. Тебя уже предупреждали. Иначе тебе будет плохо и мне тоже". А предупреждал этого участника другой П0 за полугодие до этого.
Опубликованы пространные беседы через медиума Э. Пайпер профессоров В. Джемса и Д. Хайслопа, а также других членов ОПИ и АОПИ, с их отшедшими коллегами, в том числе с Р. Ходжсоном, который обычно хорошо помнил свои предыдущие сообщения, возвращался к ним, уточняя ранее сказанное /49, 605, 1424/. При смене медиумов память о сказанном при предыдущих опытах, по-видимому, ухудшается. Так, один из наших себеседников на расспросы о разговоре, бывшем с ним несколько дней тому назад через другого медиума, ответил:
"Я, честное слово, не очень помню каждый разговор".
И, поясняя несовпадения, добавил о влиянии медиумов:
"Они же влияют на то, что я говорю. Я каким-то образом очень чувствую их настроение и состояние".
В итоге этого "персона" отличается от П0.
Иногда, вопреки обычной забывчивости, П0 помнят самые несущественные детали прошлого. Так, на вопрос, помнит ли он N, П0 ответил:
"Он умер. А Солженицын жив — 15 миллионов долларов. Мы видели его, с бородой, в доме журналистов. Нас привел Андрей Кленов — Купершток".
Насчет долларов не знаем, а все остальное верно, и N умер, чего мы не знали.
Отшедшие часто помнят оставленные ими любимые вещи, свое жилище, проявляют интерес к ним {385—4}. П0 профессора В. Джемса говорил, что часто посещает свою квартиру и сидит в своем любимом кресле у письменного стола. Наш собеседник радовался, что в квартире у него все, как при нем:
"Все оставлено, как было. Здесь все родное".
Предвидение. Способность к предвидению — трудно объяснимое явление психизма. Оно противоречит укоренившемуся и, казалось бы, подтверждаемому всеми данными житейской практики представлению о времени, как о неуправляемом и от всего независимом потоке, течению которого не может противостоять ни один пловец. Тем более удивительно, что эта способность вызывает куда меньше сомнений у обывателя, чем другие явления психизма, и спокойно воспринимается парапсихологами, сопротивляющимися признанию существования П0, не противоречащего никаким законам естествознания. Очень многие наши современники склонны гадать и прислушиваться к предсказаниям астрологов, хиромантов и профессиональных провидцев. И первое, что делает обыватель на медиумическом сеансе — это засыпает сообщающихся вопросами о будущем.
Ранее (глава 2) мы рассмотрели способность к предвидению живущих, реальность которой подтверждена данными многочисленных опытов. Можно предположить, что П0, освобожденные от вериг тела, должны обладать этой способностью в большей степени, чем живые люди, П которых скованы. Однако, нельзя сказать, что это проявляется очень выпукло. Тем не менее, с теми или иными оговорками, но многие исследователи медиумизма признают наличие у П0 способности к предвидению и приводят примеры верных предсказаний {339—24}. Судя по нашему опыту, сообщающиеся склонны предсказывать, хотя обычно ошибаются. Но некоторые из них более скромны и признаются в своей неспособности провидеть будущее, например, назвать срок смерти собеседника:
"Я не знаю, когда это будет. Надо жить и радоваться жизни".
Способность П0 к предвидению своими особенностями во многом подобна способности живущих людей. Приведем суждения, которые высказывались об этом.
Способность предвидения обретается отшедшими лишь на ментальном плане, где время уже "вырождено" и нет особого различия между прошлым, настоящим и будущим; на астральном же плане видны лишь "отблески высших провидений", часто воспринимаемые неверно, но и по существу не всегда верные из-за наличия свободы воли /83, 86, 147/. Поэтому более или менее правильные предсказания могут быть получены медиумическим путем лишь от высоко продвинувшихся П0, прямой контакт которых с живущими маловероятен. Для связи с ними уже необходимы посредники, в качестве которых выступают гиды сенситивов — предсказателей — "медиумы астрального плана". Такая "двойная медиумическая связь"— редкое явление, поэтому редка и ярко выраженная способность предвидения, свойственная лишь отдельным предсказателям {28—5}.
Время наступления предсказываемого события определяется гораздо менее точно, чем сам факт его свершения, причем оценка уточняется по мере приближения события /1431/. В этом видят следствие "вырождения" времени: вырождением обусловлена сама возможность предвидения, но оно же искажает масштаб времен. Чаще оказываются правильными самопроизвольные предсказания и очень редко верны ответы на вопросы о будущем /106, 634, 1207/.
Чаще всего П0 предвидят события личной жизни и реже — события общего значения, такие как войны, землетрясения, кораблекрушения и т.п. /497, 634, 1430/.
Во многих случаях медиумического общения проявляются запреты сообщать предвидимое /1206, 1208, 1212/.
Давая правильное сведение о будущем, П0 в тоже время часто проявляет незнание текущих событий и расспрашивает присутствующих о них /320, 698/.
Частые неудачи предсказаний как личных судеб, так и общего хода вещей побуждают некоторых авторов забывать случаи правильного предвидения и утверждать, что П0 вряд ли способны предвидеть будущее, что предсказаний ими охотно даются, но не сбываются, что они хорошо читают настоящее и прошлое собеседников, но не видят их будущего /319, 1223/.
Наш личный опыт дал по преимуществу отрицательные данные о способности П0 к предвидению. Некоторым исключением явился случай, когда несколько П0 через не связанных друг с другом медиумов, живущих в разных городах, упорно предвещали (начав за несколько месяцев и вплоть до даты свершения) смерть одного известного человека, который тяжело заболел, но не умер. На наши упреки в обмане один из сообщающихся ответил:
"Смерть была, но клиническая: вытянули".
Намечается вывод, что способностью предвидения П0 астрального плана, с которыми осуществляется медиумическая связь, наделены слабо и что случаи правильного предвидения редки, однако, все же, имеют место. Отшедшие сами иногда дают такую же оценку этой своей способности. Сравнивая характерные черты способности к предвидению отшедших (П0) и живых (П), убеждаемся в их идентичности, что лишний раз подтверждает правильность заключения о том, что в обоих случаях источником этой способности является один и тот же агент (П = П0).
По всем данным, включая и наш опыт, П0 сохраняют прижизненные эмоции во всем их многообразии.
Любовь. Земные привязанности, любовь супружескую и дружескую отшедшие уносят с собой и не забывают. Любовь сохраняется, развивается и составляет духовную основу посмертной жизни, дурные же чувства постепенно угасают {340—26}1. Сексуальность отсутствует, однако, любовь супружеская отличается от родственной и от дружбы /91, 326, 457/. О сохранении эмоциональной окраски, присущей супружеской любви, свидетельствует множество полученных нами сообщений:
"Милая, я люблю тебя по-прежнему, не грусти".
"Все хорошо, но нет рядом тебя. Безумно скучаю по тебе, любимая моя".
"Люблю тебя, мужа моего, на всю жизнь".
Сторонние П0 подтверждают сохранение любви:
"Вы счастливый, ваша жена вас очень любит". "Чудак, не грусти, она тебя любит". Отшедшие ценят дружбу и призывают беречь ее: "Я благодарен N и Н за их любовь к тебе и тепло. Я рад, что вы так дружите".
"Спасибо ему, что он с тобой. Счастлив видеть вас вместе. Надо беречь дружбу".
П0 сохраняют теплые чувства к друзьям и радуются, что те их помнят /1210/:
"Я вас очень люблю за то, что вы, добрые, помните меня". Их трогает, когда друзья собираются помянуть их: "Целую всех, я очень рад! Спасибо за память. Все близкие и родные! Я счастлив и всех вас люблю. Не грустите, я с вами по-прежнему".
Свидетельствуют, что любовь в мире П0 постепенно очищается от расчета и эгоизма и освобождается от преувеличений и скрытности, поскольку сознания открыты друг для друга /85, 634, 1212/. Родственные чувства также сохраняются:
"Я пришел к вам с любовью. Я рад вам безмерно, даже до боли. Я хочу вас обнять. Любите меня, родные. Мне ласка ваша, родные, нужна. Сын. Кончаю.
Прощайте!"
Не любившие на земле могут со временем найти в мире П0 любовь /133, 1143/. То же и с дружбой. Между незнакомыми при жизни П0 при благоприятных обстоятельствах, например, в ходе встреч при медиумических опытах, могут сложиться дружеские отношения и возникнуть взаимная симпатия:
"Я виделся с ним, мы подружились. Очень приятно нам вместе". "Была у нее дома. У нее уютно, мило и красиво. Она очень мне нравится".
Даже нехороший Женя не избежал возникновения привязанности. За развитием его отношения к нам мы могли следить в течение более 6 лет. Результаты этих наблюдений представлены кривой 1 на
рисунке 14. При построении этой и других кривых
рисунков 14 и 15, эмоциональная окраска высказываний приближенно оценивалась, пользуясь произвольно выбранными, но далее уже не изменявшимися критериями. В начале отношение Жени было резко отрицательным, что проявлялось руганью, одергиваниями, помехами и насмешками. На второй год оно стало капризным, подверженным частым переходам от симпатии к раздражению, но в последние годы выровнялось и (если не обращать внимания на свойственную Жене грубость разговора) может считаться положительным:
"Здравствуйте! Я ваш друг Женя. Очень скучал!". "Любопытен ты! Но я все равно тебя люблю, хоть ты и жмот! порядочный".
"Ваш Женя поздравляет вас с Новым Годом!Желаю вам счастья!".
Несмотря на появившиеся признаки доброжелательности и привязанности, Женя продолжает исправно выполнять порученную ему обязанность и остается досадной помехой сообщениям.
Кривая I на рисунке 15 показывает, что любовь отшедшей
C1 к оставленному мужу не ослабела за прошедшие после ее смерти 6 лет. По сравнению с началом этого периода ее чувства несколько успокоились, и заметно смягчилась тоска по оставленному (кривая III на
рисунке 15). По-видимому, сказались привычка, появление интересов в новой жизни и приближение встречи.
Многие источники свидетельствуют, что любившие друг друга на земле соединяются в мире П0 {340—26}. Никто не возражает против этого, но отмечаются следующие нюансы:
Супруги сразу соединяются, если попадают на один подплан. Если же, вследствие различия в духовном развитии, им предназначено быть в разных местах, то более продвинувшийся помогает отстающему совершенствоваться и в дальнейшем соединяется с ним {341—7}. Не любившим друг друга супругам соединяться в новой жизни необязательно /77, 1143/.
Мечты о встрече, о соединении, всегда проявляются в речах
любящих П0:
"Любовь и дружба здесь укрепляются, любящие соединяются, родные все вместе" /103, 320, 1219/2.
"Я всегда с тобой всей душой. Нам хорошо будет здесь вместе".
Ревность. В литературе мало сведений о том, сохраняется ли в мире П0 ревность — спутница любви. В трудах /4, 7/ можно найти случаи, свидетельствующие о ее сохранении, а автор работы /167/ умозрительно заключает, что "поскольку полы там не различаются, то и ревности нет". Это неверно: отшедшие разного пола отличаются наружностью и психологическим складом, отсутствие
сексуальности не синоним однополости и не антитеза ревности. Это подтверждают полученные нами сообщения.
Один из сообщающихся страдал из-за неверности оставленной им жены, нашедшей другую привязанность, ревновал ее, сокрушался
неразделенностью владевшего им чувства.
Во время опыта сообщающийся рассердился, когда пришел человек, к которому он ревновал свою жену еще при жизни.
Во время опыта к участнику присоединилась N. Сообщающаяся (жена этого участника) неожиданно проявила необоснованную ревность:
"Мне неприятно разговаривать с N. Прошу, убери ее руку. Не делай мне неприятности, ты все время стараешься сделать мне больно. Зачем ее руку положил на свое место? Ты знаешь, что она мне не нравится. Прошу тебя больше не делать этого. Мне совсем не беразлично, с кем мне разговаривать. Больше не надо приглашать N. Мне неприятно видеть ее у нас дома. А вас я люблю".
Но через четыре года она одумалась:
"Позови N, я ее теперь не ревную" (пример долгой памяти П0 о происходившем при прежних опытах и о своих переживаниях). Людям, привыкшим думать о вопросах смерти и посмертной жизни в торжественно-мистическом духе, приводимые нами речи П0 могут показаться разочаровывающие прозаичными, а подчас и пошловатыми. Что поделаешь! Это обыденные речи самых обычных людей. Какими они были при жизни, такими остались и после смерти — во всяком случае, первое время. Как видно, и в случае ревности проявляется общее правило посмертного сохранения прижизненных свойств личности.
Волнения и заботы. Вначале отшедшие привязаны чувствами и воспоминаниями к земле и земные заботы продолжают их волновать {342—25}. Они помнят природу Земли и чутки к ее красотам /б,и47/:
"Где ты будешь жить на юге? Вам лучше путешествовать по югу, там очень красиво. Я приду к вам. Но надо днем говорить, вечером темно, природу не видно".
Но состоялось путешествие в северных краях, в дождливую и холодную погоду, с ночевками в палатке, что не понравилось:
"Чистое безумие. Тебя жалко. Боюсь за твое здоровье".
П0 живо интересуются жизнью своих близких:
"Рад, что ты едешь в Ленинград встречать с друзьями Новый Год. Родное место".
"Счастлива, что собрался к Н. на дачу. Хорошо отдохнешь — там воздух не Садового кольца".
Иногда П0 проявляют неутихшую после смерти обиду, раздражение, антипатию к тем или иным людям /1211/:
"Она не должна ходить к нам, она лживая женщина. Лицемерка хитрая, ей нужны твои деньги, а N глупый и она за него об этом заботится".
С другой стороны, много случаев, когда П0 выражают раскаяние в незаслуженно дурном отношении к оставленным людям и в совершенных при жизни проступках /4, 53, 1202/.
Обычно отшедшие просят не горевать о них чрезмерно, говоря, что это омрачает им жизнь /131, 319/:
"Не надо скучать. Ну, пожалуйста, не грусти, а то и мне станет хуже". "Не тоскуй, мне тянет душу".
Но говорят и иное, что слезы оставленных помогают продвижению отшедшего: "Каждая слеза об умершем — цветок для него"
/147, 320/.
И при медиумическом общении П0 проявляют эмоции.
Иногда они обижаются и попрекают участников опыта или огорчаются их упреками, часто эмоционально спорят и почти всегда, тем или иным путем, выражают свою радость, веселье, волнение и горе /1211, 1220/.
Религиозность. Религиозная окраска в той или иной степени присуща многим сообщениям П0. Это не должно удивлять, так как и в настоящее время значительная часть населения земли религиозна, а тем более отшедшие поколения. Что несколько озадачивает, это теологичность сообщений наших современников, которые при жизни не отличались религиозностью, и, в особенности, когда эти сообщения получаются атеистически настроенными участниками опытов и через не склонных к религиозности медиумов. Возможно, что эти отшедшие, воспитанные в духе бездумного отрицания посмертной жизни и лишенные знаний, необходимых для ее понимания, теряются перед неожиданно открывшейся перед ними картиной и в ее оценке подпадают под влияние царящих в мире П0 представлений, как они были подвластны при жизни идеологии, принятой в нашем мире. Не исключено, что в своем невежестве они во многих случаях принимают за божественные повеления установления властей, а "богом" называют представителя администрации — передатчика предписаний и контролера их исполнения:
"Я не могу к ней спуститься, бог следит".
"Бог не хочет, чтобы я с тобой говорила".
Сообщающиеся, используя церковную терминологию, называют места своего обитания "раем" и "адом", хотя существующие там условия и не соответствуют каноническим представлениям о них.
Характер проявляемой отшедшими религиозности всегда соответствует времени и месту их жизни, требованиям "региональной религиозности" /7/. Это сходство религиозных представлений двух миров является лишним доводом против мистической трактовки посмертной жизни.
Опубликованные в литературе медиумические сообщения получены по преимуществу в христианских странах. Можно различить три религиозные окраски этих сообщений, соответствующие месту их получения — англиканское свободомыслие, характерное для сообщений, полученных в Англии и США {344—13}, католицизм романских стран, часто еретический {345—9} и экзальтированное православие русских дореволюционных спиритуалистов {346—10}. Получавшиеся нами сообщения часто имели налет современной бытовой православной религиозности.
В прежнее время П0 часто просили молиться за них и тем способствовать их продвижению и улучшению их состояния
{347 - 13}. В наши дни религиозность П0 по преимуществу проявляется в наставлении собеседников в вере, в необходимости молиться и делать добро людям {348—13}.
"Ходи чаще в церковь, молись усердней, молись за других и себя не забывай".
"Ты усердная по натуре — молись больше и будешь счастлива на земле и здесь, в небесах".
"Делай от чистого сердца, они все видят, фальшь окажется напрасной".
Не исключено, что не только духовные достоинства, но и религиозность переходящих людей, учитывается при определении места и положения, с которых им предстоит начать свою новую жизнь. В то же время, многие источники утверждают, что переход не приближает человека к познанию существования Бога и не дает для этого дополнительных доказательств: в мире П0, как и на земле, этот вопрос решается внутренним убеждением, интуицией {349-5}.
"О Боге здесь известно не больше, чем у Вас, это дело убеждения" /43/.
"Общение с отшедшими дает нам знание о них, но не о Боге: в Бога можно верить, но его нельзя познать" /1181/. Но встречаются и иные утверждения:
"Отшедшие не видят Бога, но знают о нем больше вас" /103/. "Есть ли человекоподобный Бог я не знаю, но высшая сила есть" /799/.
Убеждение в том, что есть некое начало, управляющее миром, высказывают многие люди, ошибочно считающие себя нерелигиозными /438/.
Многим медиумическим сообщениям свойствен теологизм, однако медиумический теологизм еретичен. Он отклоняется от церковных норм и догм, чем объясняется резко отрицательное отношение к медиумизму церквей, особенно католической и православной, упрекающих его в насаждении ереси и подрыве истинной веры /109, 122/. Можно выделить следующие основные отклонения утверждений медиумизма от догматов церковного христианства.
Отрицается существование посмертной кары за грехи и вознаграждения за добродетель. Каждый попадает на уровень, соответствующий его духовному развитию и моральным достоинствам и, таким образом, сам является творцом своей посмертной судьбы {350—19}. Низменные личности расплачиваются за несовершенство своей жизни трудным путем к свету из ими же содеянного мрака /103, 320/. Но это не возмездие, а естественное следствие природных законов мира П0, а именно необходимости сепарации и объединения сходных отшедших для обеспечения эффективности
их воздействия на окружающую среду. Поскольку нет кары, не может быть и помилования — посмертная судьба соответствует содеянному при жизни, что посеешь, то и пожнешь {351—7}. Существование низменных П0, пребывающих в "аду"3 омрачается отсутствием духовных интересов, раскаянием и неизжитыми чувственными устремлениями, которые нельзя удовлетворить в условиях новой жизни. В противоположность этому, духовно развитые П0 испытывают в "раю" удовлетворение и живут счастливо
{352 — 11}. Оспаривается утверждение церкви, что одно раскаяние может искупить грехи, ибо не грехи, а натура П0 определяет место его нахождения и для его изменения она должна быть перестроена
/103/.
Замечается, что сообщения об условиях существования на разных планах зависят от ожиданий и убеждений переходящих (как, возможно, и вся их посмертная судьба): в средние века ортодоксально религиозные П0 говорили о страданиях грешников, гневе Божьем, возмездии за грехи, призывали к покаянию, тогда как современный теологический медиумизм утверждает, что идеи истинного христианства светлы и что ужасы ада придуманы церковью
{353-5}.
Еретическими являются и представления теологического медиумизма о приоритете добра, единстве Бога и равенстве всех религий. Утверждается, что имеет значение не следование догматам веры, а моральная высота и добрые поступки, что "добрый язычник лучше злого христианина" {354—14}. П0 сообщают, что в их мире нет религиозной розни и что приверженцы разных религий могут сосуществовать на одном плане и даже в одном сообществе /77, 91, 1181/. Наконец, пределом ереси является уже упоминавшееся представление о Боге, как об эгрегоре, создании коллективной веры людей, а не как о создателе всего сущего.
Одним из первых сформулировал еретическую концепцию христианства глубоко религиозный Э. Сведенборг, пытавшийся согласовать с положениями христианства впечатления своего ясновидческого проникновения в мир П0 /133/. Его последователи образовали еретическую секту. Священнослужитель А. Чемберс, основываясь на сведениях медиумизма, предпринял ревизию перевода Библии, считая каноническое истолкование многих ее положений глубоко ошибочным /292/. Близки к его представлениям и взгляды А.Конан Дойля, изложенные им в ряде работ {47—11}. Ему сообщали, что отшедшие, уделявшие при жизни большое внимание
церковным обрядам, жалеют теперь об этом. Его гид Финеас говорил, что "церковники — в стороне от духовного мира". Еще более
резок в своих высказываниях о церкви усердный исследователь медиумизма Н. Уолфе, говоривший, что "Церковь — источник духовных миазмов" и что "медиумизм — свет, а теология — тьма средневековья" /1181/.
1 От этого господствующего мнения отличается представление Сведенборга о двунаправленной эволюции отшедших — дурных в сторону зла и нормальных — в сторону добра.
2 По нашим сведениям, родственники разных поколений нередко принадлежат разным сообществам и встречаются не часто.
3
Ад и рай понимаются, как условные
наименования относительно низких и
относительно высоких планов мира П0.