Глава 23. Посмертная жизнь
Качество жизни отшедших в первую очередь зависит от уровня, на котором они находятся {358—9}.
Обитатели средних и высших подпланов астрала именуют место своего нахождения раем и характеризуют свою жизнь как хорошую, как жизнь осуществляемых желаний, довольства, спокойствия и красоты. Так, Раймонд Лодж говорил, что он "как бы пробудился от сна жизни" /91/. Другие вспоминают о земной жизни, как о "нехорошем сне"/1226/. Д. Пилхэм говорил, что в его новой жизни — покой, изобилие, интересные занятия, что в 33 года он "ушел не рано, не хотел бы вернуться" /158/. Р. Ходжсон вскоре после перехода потребовал: "Не называйте меня "бедный Дик"! Мне здесь очень хорошо" /49/. "Хорошо там", сказал Л. Толстой, выйдя из клинической смерти. Человек, боявшийся смерти, после перехода сказал: "Этот мир лучше, чем я думал" /1221/. Множество сходных утверждений можно найти в работах {356—31}.
Совсем по-иному говорят о своей жизни обитатели низших подпланов астрала {357—11}. "Низменные" П0 говорят, что они в сером, удручающем окружении:
"Как бы дурной сон" /324/. "Мне плохо. Тоскую о земле". Особенно плохо наркоманам и пьяницам. Неудовлетворенное пристрастие тянет их к земле, к злачным местам, где они могут хотя бы ощутить атмосферу привычного порока /1199/. Но и духовно неразвитые люди, привыкшие жить лишь чувственными интересами, удовлетворением потребностей тела, вначале тяготятся посмертной жизнью:
"Паршивая моя жизнь. Нельзя есть, пить, спать. Баб много, а что толку?".
Необходимо, однако, заметить, что, судя по всем источникам, хотя жизнь на низах астрала и не веселая, она отнюдь не мучительная, как следовало бы по религиозным представлениям. Соответственно, и в "раю" есть тени, радости жизни на более высоких планах также относительны.
Оценка своей жизни отшедшими непостоянна, во многом она зависит от смены настроений и других случайных причин. Это приводит к значительной пестроте высказываний даже тех П0, которые обычно хвалят свою жизнь:
"Сейчас я не очень счастлив. Все хорошо, но скучаю по тебе".
"Что-то мое настроение последнее время тоскливое. С тобой поговорю и не становится легче. Видно, тоска глубокая бывает, как ностальгия".
Но депрессия проходит, и настроение вновь улучшается:
"Живу хорошо, весело, плохо только, что тебя нет".
Наряду со скоротечными вариациями тона высказываний о своей жизни наблюдается и систематическое его изменение: он постепенно просветляется по мере удаления от перехода, сразу после которого новая жизнь кажется странной, иногда даже пугающей {359—4}. Мы имели возможность проследить за этим на протяжении более шести лет на примерах двух сообщающихся — Жени и
С1. Результаты представлены кривыми II на
рисунках 14 и 15. Поскольку Женя всегда утверждает, что пребывает в "аду", a Ci— в "рае", то эти примеры характерны для отшедших различной судьбы.
В течение первых трех лет общения с Женей он ругал свою жизнь:
"Жизнь — дрянь. Я в аду, живу х..."
Говорил, что отрабатывает для перехода в рай:
"Надо бы в рай, но еще надо долго и тяжело работать".
Но через три года возникли другие настроения:
"В рай не хочу, умру со скуки там. Там все чинно — благородно у них, у б...и. Хочу на землю, там весело".
Но на землю не вернешься, и принимается простое решение:
"В рай не хочу, мне и здесь хорошо. Там интеллигенция вшивая, с ними скучно: матом не ругайся, про п...у не говори. В аду раздолье".
"Райская" жизнь Жене пока не по нутру, он, видно, в надлежащем месте. Его пример поучителен — показывает точность сортировки П0 по уровню их развития. В последние же годы настроение Жени все более улучшается, и оценки жизни становятся бодрее:
"Мне всегда хорошо, мне много не надо".
"У меня все хорошо, ты же знаешь. Только деньжат не мешало бы побольше. Дай денег, не жмись. Жмот! Давай, сколько
есть!".
Показанный на рисунке 15 пример сообщающейся
C1 очень интересен. Видно, что после начального периода, окрашенного радостью контакта с живущими близкими, наступил длительный спад настроения, обусловленный горечью разлуки с любимым и противодействием "властей" общению с ним:
"Моя жизнь плохая — любить не разрешают добрые сородичи".
"Жизнь убога, трудна людская. Они врут, что здесь лучше".
"Слезы на глазах моих в моем одиночестве. Мне плохо".
"Вырвали любовь у меня. Мне очень тяжело и одиноко".
"Люблю тебя. Жизнь в разлуке невыносима".
Однако, постепенно пессимизм смягчается:
"Без тебя мне плохо, но много работаю, и время летит быстрее".
"Не очень весело, скучно одной, но стараюсь не унывать. Я привыкла и много работаю".
А последние годы настроение и вовсе улучшается:
"Чувствую себя хорошо. Работаю много, интересно и очень хорошо".
"Я живу очень хорошо, весело, только жаль мы не вместе. Скучаю о тебе и жду тебя очень".
Как видно, любовь к оставленным затрудняет вхождение в новую жизнь. Следует обратить внимание на то, что "мир желаний" не полностью соответствует желаниям каждого отдельного П0, откуда и тени и огорчения. Ведь желания отдельной личности не могут во всем соответствовать интегралу желаний их сообщества, даже если оно весьма однородно. Отсюда и противоречия в мире П0.
Сообщения отшедших о качестве их жизни обобщены на схемах
рисунка 13 и сопоставлены с уровнем земной жизни. Уже на подпланах 1 и 2 схемы III (5 и 4 схемы IV, 2 схемы II, чистилище на схеме I) лучше, чем на земле, так как нет болезней и во всем достаток. Сообщают, что несовершенные П0 ("глупые, скучные, но безвредные") пребывают здесь долго и без горя. Лишь на низших планах низменные П0 "омрачают свою жизнь и все их окружающее туманом недобрых мыслей". Они "унижены сознанием своих недостатков и озабочены необходимостью их исправления, в чем им помогают П0 более высокого уровня" /43/.
Из-за сильного влияния формирующей воли на объекты мира П0, для них свойственна изменчивость, а вследствие этого и неоднозначность впечатлений П0 о своем мире и об условиях жизни в нем /1143, 1181/. Лишь в результате обобщения большого числа независимых свидетельств выясняются следующие ориентировочные данные об условиях жизни отшедших среднего уровня.
Поскольку в мире П0 всего в избытке, то нет и различий по богатству и бедности, а лишь по уму и достоинству: "Богатство отшедшего — мысли, опыт, деяния, развитие" {360—10}. Привившиеся при жизни на земле эгоизм, скупость и жажда материальных благ препятствуют прогрессу П0, как сковывающий груз, ибо возможность удовлетворения их в условиях мира П0 исключена — "радости мира отшедших — это радости ума и души" {361—4}. Объединенные в семьи и сообщества отшедшие живут в любви и дружбе {362—8}.
Расовые различия отшедших продолжают существовать на первых этапах их посмертного пути, поскольку перешедший сохраняет земную индивидуальность, а вместе с ней и расовые особенности; расовая же рознь
искореняется, но лишь постепенно /77, 1143/. Как сказал священнику один отшедший — "Здесь не те небеса, о которых вы думаете, здесь всякий народ, и не знающий Христа тоже" /554/. Примером того, что для искоренения расовой розни требуется время, может служить Женя, которому свойственно самое откровенное юдофобство.
Большую роль в жизни отшедших играют музыка, изобразительные искусства и театр {363—16}. Наши собеседники дали этому множество подтверждений. Когда заходит речь о сравнительных достоинствах земного и посмертного искусства, П0 всегда отдают предпочтение последнему и по качеству исполнения, и по приоритету идей, и по роскоши театров и концертных залов /43, 91, 1181/. Утверждают даже, что открытия, изобретения, творения и идеи в сферах науки и искусства вначале формируются в мире П0 и уже потом проектируются на земной план: "Здесь кладезь знаний, на земле лишь отзвуки" /103, 320, 1181/. Фактические подтверждения этих утверждений не обнаруживаются.
Имеются сообщения о наличии книг, сходных с земными, и библиотек {364—4}. Есть отдельные упоминания даже о наличии книг, которые еще предстоит написать на земле, и библиотеки жизнеописаний всех людей. Это заставляет вспомнить о склонности По к игре воображения.
Действуют школы, где учат умерших в детском возрасте до поры, когда они достигнут оптимального возраста {365—9}.
Веселье и юмор пронизывают жизнь П0. Большую, чем на земле, роль играют интеллектуальные развлечения и игры, общение с другими людьми. Развит спорт. "Прекрасные дома, дивные цветы, милые люди, веселье. Очень хорошо — болезни прошли, интересные занятия" /91, 320, 1143/.
Встречи вновь перешедших и, особенно, проводы По, уходящих на более высокий план, сопровождаются празднествами (отдельные, мало надежные сообщения) /59, 1211, 1212/.
Характерной чертой быта является "неизносимость" вещей:
"У нас ничто не портится".
Это не должно удивлять, если учитывать происхождение вещей;
Питание. О питании отшедшие сообщают самые противоречивые сведения. Приведем их примеры.
О питании отшедших запрещено сообщать /1211/.
Отшедшие едят /77, 1144/.
Отшедшим не хочется есть, но некоторые из них вроде бы едят /91/.
Отшедшие вначале едят, затем постепенно отвыкают /17/.
Обитатели низших подпланов едят, высших — нет /43/.
"Едят, что Бог пошлет, по привычке. Есть не надо".
П0 питаются эфиром /457, 1215/.
Отшедшие не едят /47, 365/.
В сообщениях П0 иногда упоминается о еде, но все больше о несущественной, преимуществнно о фруктах. В итоге складывается впечатление, что П0 снабжаются энергией не за счет поглощения пищи, но что они лишь постепенно освобождаются от земной привычки есть, удовлетворяя ее на первых порах, как и прочие свои желания, созидательной силой воли, "овеществлением" желаемого.
Жилища. В большинстве сообщений говорится о наличии у П0 жилищ и о полной их реальности не только для их обитателей, но и для всех окружающих {366—13}. Жилища объективно реальны для других П0 потому, что всем видны на местности и их обстановка одинаково воспринимается всеми посетителями. Замечают, однако, что каждое из жилищ — "оазис частности"— доступно посетителям лишь при желании обитателей /320/. Лишь отдельные сообщения противоречат этим сведениям. Так, в сообщении, о сомнительности которого предупреждают издатели, говорится, что П0 "обитают среди деревьев и в пещерах" /1215/. В другом сообщении утверждается, что сведение Сведенборга о земном виде жилищ П0
неверны, но что истинные сведения об этом сообщать запрещено /1211/. А Аксакова один из отшедших уверял, что П0 обитают в земных жилищах, но "в иных планах, проникающих земной" /6/. 5
Из сообщений П0 следует, что их жилища куда лучше земных — похоже, что они соответствуют их максимальным представлениям о желаемом: "Города,
роскошные дворцы, аркады... Тем роскошнее, чем выше план обитания" /43, 133/.
Отшедший живет в прекрасном доме: библиотека, музыкальная комната с инструментами, прекрасная мебель, картины... /1143/. В таком же духе и другое описание /91/.
Чудесные дома, обстановка, книги... Есть и многоэтажные дома для любителей города /1181/.
А. Конан Дойлю П0 сообщили, что в награду за его труды в поддержку медиумизм:а для него и его семьи заблаговременно готовится чудесный дом; приводится много подробностей его
устройства /320/. (
А наш соотечественник радостно сообщил родным:
"Хочу сообщить вам радостную весть: я решил проблему нашего жилья" (очень характерное высказывание для человека, жившего в условиях жилкризиса).
Актриса, не раз говорившая при жизни, что артистке ее масштаба полагалось бы "жить в собственной вилле", сообщает мужу:
"Мне дали собственную виллу. Она очень красиво обставлена. Думаю, как мы будем жить здесь вместе".
Эта вилла неизменно присутствует в ее разговорах уже несколько лет. Другие П0 подтверждают сообщения о ней.
У других П0, сообщавшихся с нами, желания были скромнее:
"Живу в городе, на улице Есенина, в трехкомнатной квартире, на шестом этаже".
"У меня большой дом, я им доволен. Живу в нем с женой и
братом".
"У Анны очень красивый домик — три комнаты, сад, цветы.
Он большой и светлый".
Но осуществляются и совсем смелые желания:
"Я гостила две недели у моих друзей в их замке".
Происхождение жилищ П0 объясняют по-разному.
"Дома не строятся, дарятся Господом" /133/.
"Виллу мне дали". "За успешные выступления?" "Нет, просто
дали".
Жилища строятся силой мысли /17/.
Жилища, как и другая окружающая отшедшего обстановка, создаются силой его воображения. Они частично реальны и для других П0 /83/.
Некоторые берут освободившиеся готовые дома, созданные другими П0. Кто этого не хочет, создает их заново. Осуществляются "чистые и красивые пожелания" /1181/.
Вначале П0 предполагал, что "кирпичи для домов фабрикуют из земных эманации", но затем осудил другого отшедшего, медленно возводившего из них дом, сказав, что "можно ведь создать его в целом, по своему желанию" /91/.
Если учесть всю совокупность известных фактов, то остается мало сомнений в том, что жилища, как и все прочее, окружающее П0, индивидуально или коллективно "надумываются" отшедшими.
Занятия. Почти единодушно утверждается, что П0 ведут деятельную, занятую жизнь. Характер занятий может не зависеть от земной специальности, но может и соответствовать ей /323, 1226/. Утверждают, что для всех открыто большое поле деятельности, возможность выбора среди разнообразных занятий; поскольку каждый П0 занят интересным ему делом, работа приносит удовлетворение и все любят свою работу {367—6}.
"И тебе будет здесь не скучно, ты у меня думающий".
Сообщения отшедших обрисовывают весьма широкий круг их занятий, в том числе:
Разнообразные научные исследования. Развиты астрономия, математика, не развиты механика и прикладные науки {368—7}.
Музыка, балет, изобразительные искусства {368—7}. Балетмейстер Большого театра заявил:
"Моя жизнь в искусстве. Продолжаю заниматься любимым делом".
О том же говорит артистка того же театра:
"У меня мало времени, много танцую. Большое удовлетворение, я вся насыщена этим".
Учение /43, 1211, 1215/. Юноша, из-за болезни не учившийся при жизни, говорит:
"Учу азы, познаю себя и мир. Приобщаюсь к прекрасному. Читаю ваших древних авторов. Меня учат всему — ведь я так мало
знаю!".
Просвещение отшедших низших планов и помощь им; воспитание детей {369—7}.
Помощь переходящим на высший план и вновь вступающим в мир П0; встреча переходящих {370—4}.
Медиумическая связь с живущими, в отдельных случаях — помощь им (последнее сомнительно) {371—5}.
Руководство медиумами в качестве гида {372—10}. ;
"Дела церковные, гражданские и домашние" /133/.
Общение с родными, близкими и знакомыми; отдых тех, кто утомлен земной жизнью {373—4}.
Частые путешествия, облегченные свободой перемещения /6, 167, 1143/.
Разные любимые занятия — "хобби" /85, 1143/. Так, инженер, при жизни автолюбитель и
рукодельщик, вначале сообщал нам, что разрабатывает чертежи автомобиля своей конструкции, а через несколько месяцев — что "собирает" его по этим чертежам.
Перечисленному противоречит одинокое утверждение: "У отшедших одно дело есть — молиться" /1196/.
Все изложенное касается отшедших среднего и высшего уровней. Значительно хуже обстоит дело на низших уровнях. Здесь отшедшие неспособны к интересному для них труду и потому проявляют совсем другое отношение к нему. Примером могут служить высказывания Жени:
"Мне работать неохота, а бросить — плохо мне будет".
"Дурацкие занятия у меня — за вами смотреть и за нашими выходцами в ваш мир".
Отшедшие, работающие без принуждения, заняты ничуть не меньше, даже больше него: ;
"Родных вижу редко, я занят на работе, и они заняты другими делами. Постараюсь выбраться и повидаться. Я им расскажу о
наших с тобой разговорах".
"Я пришла на минутку, мне очень много надо работать. У меня прекраснейшая роль, я сама не могу оторваться — совершенно новая, неземная, просто великолепие сплошное".
Очень часто разговор с П0 заканчивается быстрее, чем хотелось бы, или срывается по его вине:
"Я к вам ненадолго, занят, извините". "Не мог вчера придти, был занят".
О посмертном пути отшедших имеются самые разные представления. В основе их лежат одни и те же данные — медиумические сообщения По и личные впечатления испытавших экстериоризацию сознания с выходом в астрал. Эти данные получались людьми, начиная с времен седой древности. В разные времена и в разных странах они по-разному дополнялись фантазией и переосмысливались, что привело к появлению версий, существенно отличающихся друг от друга. Зная о сильной зависимости наблюдаемого в мире По от ожидаемого, нельзя исключить возмоность сосуществования различных путей эволюции, как это предполагал О. Хаксли (см. главу 13).
Все многообразие предположений о судьбах По можно подразделить на две группы по признакам однонаправленности и разнонаправленности эволюции отшедших. Ко второй группе относятся представления многих религий, в том числе христианской, которым следовал и Сведенборг, утверждавший, что для По возможны два направления эволюции — в сторону добра и в сторону зла — и что лишь божественный промысел сдерживает вечное наступление сил зла на светлую часть мира П0 /133, 135/. Среди исследователей медиумизма эти представления разделяются лишь теми, кто явно проникнут предвзятостью догм церкви {374—4}. Большинство же медиумических сведений противоречит этим представлениям, отвергая существование царств добра и зла, чистилища и Страшного Суда и утверждая, что для П0 имеется лишь один путь — путь прогресса. Все полученные нами данные также говорят об этом.
Гипотезы однонаправленной эволюции, в свою очередь могут быть подразделены на две группы, на этот раз по признаку
непрерывности или прерывности (в том числе цикличности) эволюционного пути. Ко второй из этих групп относятся гипотезы метемпсихоза (переселения душ) и реинкарнации (перевоплощения). Мы упоминали об этих гипотезах в главе 9, здесь же уместно кратко рассмотреть их.
Гипотеза реинкарнации. Многие религиозные учения, в том числе некоторые религии Индии, утверждают, что П внедряется в тело человека при его рождении или вскоре после рождения в уже сформированном виде. Это осуществляется вследствие того, что "душа" человека (его П) не ограничивается одним "опытом жизни", а может после его завершения вновь воплотиться для его повторения. Имеются разные варианты этого учения. Наиболее распространенный из них предполагает, что совершенствование П = П0 происходит не столько за счет его развития в посмертном мире, сколько в результате повторных опытов жизни. По окончании земной жизни П0 "пробегает" весь посмертный путь духовного развития вплоть до высших его ступеней, но при этом пребывает
в сознательном состоянии лишь при прохождении тех планов, реальности которых доступны осознанию П0 при его уровне развития, а остальную часть пути проходят бессознательно. В сознательной части своего посмертного существования П0 помнит события своих предшествовавших воплощений, но забывает о них, когда живет земной жизнью, за теми редкими исключениями, когда происходит "вспышка памяти". По окончании своего посмертного пути, если грехи прежних существований ("карма") им не изжиты и духовное совершенство не достигнуто, П0 вновь воплощается в родившегося или рождающегося человека. Вариант этого учения предусматривает возможность "непрерывной реинкарнации", т.е. перехода П прямо в новорожденного, без "захода" в мир П0 /1370/. Возникновение в Индии идеи реинкарнации относят ко времени Упанишад1. Оккультисты и теософы перенесли идею реинкарнации из Индии и стран Ближнего Востока на европейскую почву2. В настоящее время она исповедуется многими представителями медиумизма.
Гипотеза метампсихоза. Некоторые религии, например, Древнего Египта, трактуют идею перевоплощения более широко, допуская "вселение" повторно вступающего на земной путь П0 не только в человека, но и в животных и даже, в некоторых версиях, в растения и в неорганику. Отсюда верования Египта, Индии и других стран в священность некоторых животных /1249/. Данные медиумизма противоречат представлениям метампсихоза. Любопытную его версию, представляющую собой гибрид идей метампсихоза и непрерывной эволюции, изложил Л. Фигье /458/. Она предусматривает перевоплощения, но без повторения "опыта жизни", который рассматривается лишь как этап на длинном эволюционном пути, который начинается еще в минеральном царстве, продолжается в растительном, потом в животном царстве, начиная с самых примитивных его форм и до высших. От приматов "заготовка П" поступает ребенку, в течение жизни развивается в П, образуя после смерти П0, который продолжает совершенствоваться в посмертном мире до уровня "сверхчеловека" (высшего П0), а в итоге приобщается к Солнцу (?). И это измышление не подтверждается данными медиумизма.
За и против реинкарнации. Исследователи медиумизма высказывают противоречивые мнения о реальности реинкарнации. Мы сопоставили положительные и отрицательные оценки ее реальности по данным 117 работ. Количество положительных оценок почти вдвое превышает число отрицательных. Однако, если исключить 12 оккультных и теософских работ, не относящихся к медиумизму,
работы Стивенсона {375—19}, сведения которых также не основаны на медиумизме, и 7 работ Кардека {169—8}, предвзятость которых следует из данных, приведенных в главе 10, то числа положительных и отрицательных оценок сравняются. Однако, сопоставления мнений недостаточно для решения вопроса по существу. Идея реинкарнации получила преимущественное распространение во Франции и в России под влиянием А. Кардека, книги которого долгое время служили здесь библией медиумизма (см. главу 10). На Англию и США его влияние не распространилось и сторонников реинкарнации там было соответственно меньше (если не считать последователей теософии).
Сторонники реинкарнации находят много доводов в пользу ее существования. Столько же возражений находят и противники этой идеи. Эта дискуссия кратко характеризуется
таблицами 17 и 18. В каждой из них доводам одной стороны противопоставлены возражения другой. Некоторые авторы занимают в вопросе о реинкарнации неопределенную позицию, полагая, что это вопрос спорный /1068, 1218, 1283/, что реинкарнация возможна, но лишь в исключительных случаях /103/, что она "возможна, но необязательна" /1223/. В последние годы плодотворно работает над сбором случаев, подкрепляющих идею о реинкарнации, И. Стивенсон. Можно
предполагать, что конечная цель его работ состоит в доказательстве реальности посмертной жизни, как неизбежного следствия реальности реинкарнации. Этого выдающегося исследователя отличает объективность и научная строгость в оценке результатов. Хотя, по-видимому, его лично привлекает идея реинкарнации, в своих выводах он всегда отмечает возможность и иных объяснений анализируемых им фактов (криптомнезия и фантазии П сенситива; его GESP; вмешательство стороннего П0 и т.д.). Большую ценность его материалам придает охват разных стран с несходными традициями, религиями и культурой (Индия и Цейлон; Турция; эскимосы и индейцы Аляски; народы европейской традиции). Для характеристики его материалов можно привести два примера.
Живущая в Филадельфии еврейка, эмигрировавшая из России, полагает, что в прошлом воплощении была шведским крестьянином Иенсеном Якоби. Под гипнозом свободно говорит грубым мужским голосом на диалекте, распространенном в шведско-норвежском пограничном районе. Выявлено отсутствие связи этой женщины со Скандинавией. Сведений о Иенсене Якоби не удалось найти.
Родившаяся в Индии в 1948 году Сварнлата Мишра, начиная с четырех лет стала вспоминать события своей предыдущей жизни. В 1959 году вспомнила, что была умершей в 1939 году дочерью в семье Патхаков. Познакомилась со своими "младшими" братьями. Хотя они теперь старше нее на 20 лет, продолжает воспринимать их,
как младших.
Как следует из
таблиц 17 и 18, на каждый довод сторонника или противника реинкарнации находится возражение. Поэтому аргументы, собранные в этих таблицах, нельзя считать вполне убедительными. Лично нам идея реинкарнации не импонирует. Она нарушает целесообразную связь земной жизни, как этапа, предназначенного для формирования П, с последующим развитием сформированного П в мире П0. Но подобными домыслами этот вопрос, конечно, не решить. Разрешить его могут лишь планомерные исследования, успешное начало которым положил И. Стивенсон. Возможно, что восторжествует идея О. Хаксли о том, что посмертная судьба зависит от кредо переходящего, и, таким образом, окажутся реальными и непрерывный и циклический пути эволюции.
Заметим, что для медиумизма вопрос о реальности реинкарнации не имеет существенного значения3. Медиумическая связь, как правило, охватывает лишь ближайшие к переходу этапы жизни П0, вероятно, существенно меньшие периодов между последовательными воплощениями (если таковые существуют). Наш опыт, например, не выявил никаких признаков существования реинкарнации — о ней не говорили сообщающиеся и были случаи связи с П0, перешедшими довольно давно (десятки лет) и, тем не менее, благополучно пребывающими в мире П0 и не собирающимися его покидать. Таким образом, для медиумизма дискуссия о реальности реинкарнации — это борьба мнений, не имеющая прямого практического значения. Нам могут возразить на это, что живущему интересно знать все перипетии предстоящей жизни. Что поделаешь! Мы узнали главное — о том, что людям предстоит жить новой жизнью и о том, что их встретит на пороге новой жизни. Остальное узнается в свое время.
Гипотеза непрерывной эволюции. Гипотеза предполагает, что П зарождается и развиваетря вместе с организмом человека. Земная жизнь является первым этапом его существования. Предназначение этого этапа состоит в формировании П, в наибольшей степени соответствующего посмертным условиям его существования. Эта гипотеза лучше других согласуется с данными медиумизма. В результате обобщения этих данных, путь эволюции П0 представляется следующим.
После перехода П0 попадает на план, соответствующий уровню его духовного развития, его свойствам и склонностям. Начиная с этого уровня, он вступает на путь совершенствования: прогресс — основная закономерность мира П0 {378—42}. Есть мнение, что совершенствоваться после перехода не легче, чем на земле, и что посмертному развитию преимущественно поддается то, основы чего
были заложены при земном существовании. Поэтому призывают использовать земную жизнь с наибольшей пользой для духовного развития, чтобы начинать свой путь в мире П0 не с низших его ступеней {379—6}. Благоприятствуют прогрессу доброта, умственная развитость, высокие моральные качества, жизнелюбие и веселость, а препятствуют ему эгоизм, любовь исключительно к себе и к своим близким, привязанность к материальным благам, ханжество и мрачный аскетизм; житейские величие и богатство ничем не способствуют прогрессу {380—4}.
"Высшие" П0 помогают "низшим" в их развитии. Неразвитым отшедшим, для которых земное ближе и понятнее, чем порядки высших сфер, приносят пользу просветительные медиумические беседы. Об этом сообщает А. Конан Дойль и свидетельствует успешный опыт проведения во время войн разъяснительных бесед с П0, неосведомленными о порядках посмертной жизни /320/.
Утверждают, что умершие в преклонном возрасте прогрессируют быстрее, чем умершие молодыми, так как они свободнее от земных интересов /1196/. Об умерших в детском возрасте говорят, что они сразу попадают на высшие планы, где их учат, и что они быстро прогрессируют, т.к. им легко изжить земное {381—4}. Но говорят и другое — что умершие в детском возрасте должны пройти, пусть быстро, но обычный для П0 путь развития /103/. А девочка — гид, через 25 лет после того, как была убита в колыбели, сказала: "Мне 10 лет. У нас медленнее развиваются" /63/. Наши же данные, в соответствии с большинством сведений показывают, что после перехода П0 быстро движутся к оптимальным для них виду и самочувствию и соответственно оценивают свой возраст. Примеры этого были приведены в предыдущих главах. Дальнейший прогресс связан с духовным развитием: в жизни П0 с течением времени все большее место занимают высшие духовные интересы, П0 постепенно освобождаются от неуместных желаний и отдаляются от всего земного {382—5}. Очевидно, это медленный процесс, поскольку мы не обнаруживаем его явственных следов в своих материалах.
По утверждениям теософов и оккультистов, с которыми согласны многие исследователи медиумизма, после прохождения ступеней астрального плана П0 испытывает резкий переход, многими называемый "второй смертью", после чего попадает на ментальный" план, где продолжает свое развитие {314—12}. Этапы пути П0
в астральном и ментальном планах иногда называют "жизнью прогресса" и "жизнью созерцания" /103/. Переход из астрального плана в ментальный называют "второй смертью" потому что, как и обычная смерть, он сопровождается "сбрасыванием тела". Отличие в том, что оставляемое при втором переходе тело, называемое теософами "астральной скорлупой", продолжает, по их воззрениям, некоторое время полусознательное существование /83, 1199/. Медиумические материалы не дают никаких указаний на существование "астральных скорлуп". Поэтому некоторые исследователи склонны думать, что путь П0 не осложнен смертеподобными переходами /43, 1210, 1214/. Во всяком случае, второй переход безболезнен, как и обычная смерть. Он выгодно отличается от смерти отсутствием предсмертных мучений, сопровождаясь лишь временной потерей сознания. Переходы же с подплана на подплан эквивалентны изменению состояния сознания П0 /82, 85, 86/. Поскольку медиумизм черпает свои сведения лишь из астрального плана, изложенные представления вне его компетенции.
О сроке пребывания П0 на астральном плане до перехода на план ментальный сообщают противоречивые сведения:
"Несколько тысячелетий /70/;
в среднем 1500 лет (данные индийских источников);
тысячелетия, а иногда, куда быстрее /83/;
в 20 — 30 раз длительнее земной жизни /86/;
меньше длительности земной жизни /77, 1144/;
не более 30 лет, а иногда значительно меньше /133/;
тем больше, чем больше горя и слез об отшедшем /28, 1194/;
"не знаю, каков этот срок, знаю лишь, что все знакомые мне отшедшие здесь, на месте" /282/.
Как видно, данные настолько различны, что вопрос остается без ответа, как и вопрос об общем сроке существования П0. Где конец его пути? Он нам неизвестен. Некоторые вероучения Индии утверждают, что конечный, совершенный продукт эволюции П0 приобщается к "мировому духу". Р. Гера уверяли, что за всю историю человечества П0 еще не достигли конца "пути наверх" /43/. Так ли это? Мы не знаем.
1 Более древние Веды учили, что индивидуальность кончается со смертью, после чего П вливается в мировой резервуар духа {240—6}. Отсюда развиваемый йогой взгляд, что главная задача жизни — это прижизненное совершенствование П, как посильный вклад индивидуума в развитии мировой души.
2
Не совсем верно. В Европе реинкарнация уже
была известна благодаря спиритизму, откуда
теософия позаимствовала многое. (webmaster)
3 Если не учитывать, что утверждение реинкарнации доказывает реальность существования П0, в чем нет необходимости после выполнения опытов, изложенных в третьей части.