Глава 3. Экстериоризация сознания

       Существуют два психических явления, называемые экстериоризацией сознания и экстериоризацией чувствительности, связанные с одним и тем же процессом — с частичным или полным разобщением П с организмом живущего, — которое иначе называют "выходом" П из тела. Различие этих двух явлений состоит в том, что экстериоризация сознания имеет чисто психический характер, тогда как экстериоризация чувствительности начинается с вещественных проявлений и прямо идет к своей конечной фазе — образованию материализованного фантома. Поэтому экстериоризация чувствительности рассматривается в шестой главе вместе с другими явлениями материализации, здесь же мы ограничиваемся кратким изложением сведений об экстериоризации сознания. Это психическое явление привлекает к себе пристальное внимание исследователей, что видно по значительному числу относящихся к нему публикаций {40-113}. Явления экстериоризации сознания можно подразделить на спонтанные, происходящие без специального воздействия на сенситива, и на стимулированные воздействием на него.

Спонтанная экстериоризация сознания

       Полагают, что когда сознание спит, подсознание бодрствует и способно действовать. Явственным проявлением его деятельности считают сны. Исследованию снов посвящено значительное число работ {55-14 и др.}. Наряду с "подкорковым" подсознанием бодрствует и П. Признаки его бодрствования видят в способности субъекта принимать во сне телепатические воздействования, неосознанно решать жизненно важные задачи и даже предвидеть будущее [967]. Некоторые лица утверждают, что их подсознание способно выполнять во время сна поставленные перед ним задачи, и что им иногда удается пользоваться этим. Надеются, что в будущем людям удастся значительно увеличить свои способности за счет обеспечения контакта сознания с П и во сне, и наяву и уже при жизни использовать память П, которая предполагается значительной, а также его способность к внечувственному восприятию [60, 786, 1223]. Предполагают, что за счет этого не только усилятся духовные и умственные потенции людей, но и снизится их подвластность узам пространства и времени [1217]. Но в настоящее время П закрыто для сознания людей, и его память им недоступна.
       Некоторые исследователи полагают, что участие П просматривается не только в вещих, но и в обычных снах. Подкрепление своему суждению они видят в поразительной быстротечности отдельных, даже очень сложных сновидений (секунды, как лично установил автор работы [977]). Они связывают это с частичным вырождением времени в мире П0, а свойственную снам картинность — со способностью П и П0 к "прямому постижению" действий, образов и мыслей и к их передаче образно, без слов [967 ]. В фантастичности снов они видят проявление склонности П к "драматургии", к выявлению творческого начала, необходимого в мире отшедших для формирования реальной для них действительности (об этом см. часть IV). Когда воображение П недостаточно организовано, эта их склонность приводит к вздорности, а то и к бессмысленности некоторых снов. К проявлениям П относят и способность отдельных людей видеть "сны наяву" с закрытыми, а иногда и с открытыми глазами — смену образов, картин, иногда цветных, осмысленных, сюжетных, подобных кинематографу [1341]. Так же оценивают и лунатизм: сознание лунатика спит, его органы чувств бездействуют, а П осуществляет "одержание" его организма и, пользуясь внечувственной информацией, управляет им с искусством, недоступным бодрствующему сознанию.
       Полагают, что сон, как естественный, так и сомнамбулический, сопровождается частичным высвобождением П из тела. Не теряя с ним связи, П приобретает ту или иную степень свободы {41-5}. Подтверждение этому мнению видят в наблюдениях медиумических и парапсихологических.
       В медиумизме нередки случаи получения дистанционных сообщений от спящих людей. Эти случаи считают свидетельством высвобождения П во время сна. Обычное возражение состоит в объяснении этого явления телепатической связью сенситива со спящим. Однако, если медиум находится в нормальном состоянии и его неспособность к проникновению в мысли окружающих была проверена и доказана (так всегда было при наших опытах), то "организатором" явления может быть лишь спящий, его П. Это главное, спорить же о названии явления (экстериоризация, телепатия) бессмысленно, так как их механизмы в равной степени неизвестны. Наши опыты дают примеры подобных явлений1:
       "Кто говорит?" "Ира". К кому Вы?" "Лида (имя медиума), я к тебе. Я твоя подруга" "Давно умерла?" "Нет. Я же Ира!" (Лида не может вспомнить): Не шутки ли это?" "Нет. Прощай".
       Через 2 недели: "Здравствуй!" "Кто?" "Ира" "Где вы сейчас?" "Прага" "Где познакомились с Лидой?" "В школе" "Что скажете?" "Соскучилась. Я думала, мы встретимся, а ты уехала. Прощай".
       Лида вспомнила, что у нее есть знакомая Ира, командированная в Прагу. Она приезжала, когда Лида была в отпуске на юге. По возвращении Иры выяснили, что во время этих разговоров она, возможно, спала, находясь в Праге.
       Второй случай с тем же сенситивом:
       "Кто говорит?" "Аля. Алик. Алевтин" "Вы нам незнакомы". "Знает Лида". "Клещев?" "Да". "Где Вы?" "В пути. Домой еду с работы". "Так поздно?" "Да, сегодня долго был на работе". "Чем занимаетесь?" "Я занимаюсь многим, но больше всего люблю тренировать своих мальчишек плаванием". "Что сейчас делаете" "Дремаю". (Все верно).
       Два следующих случая получены с другим медиумом:
       "Здравствуйте!" "Кто вы?" "Я ваш друг". "Чей конкретно?" "Ваш. Вы приятные люди". "Наш усопший друг?" "Я сплю. На Земле". "В каких краях?" "В Москве". "Не рано ли улеглись?" "Я смертельно устал". "Что так?" "Очень сложная работа". "Какова она?" "Педагог в ВУЗе". "Хотите познакомиться?" "Не надо". "Зачем же пришли?" "Тянет к добру и свету. Просто мне приятно с вами". Разговор продолжался, но данные для опознания собеседника не были получены.
       Второй случай: дочь, спавшая в Норвегии, сообщила через медиума своей матери некоторые сведения, которые подтвердились после ее возвращения.
       Были и другие подобные случаи. Они противоречат встречающимся в литературе утверждениям о том, что "выход" П из тела с перемещением в пространстве возможен лишь при экстремально глубоком сне, достижимом в трансе или в летаргии [365].
       Иногда П0 сообщают медиумическим путем о встречах с "вышедшими" П спавших, которые, в свою очередь, тем же путем подтверждают это [282 ]. Вообще, судя по медиумическим сообщениям, во сне П часто вступает в общение с П0 близких людей, а иногда и видит их мир, но эти впечатления, как правило, не доходят до сознания или забываются, как это свойственно информации, получаемой внечувственным путем [343, 708, 997]. Обрывочные картины порой вспоминаются как кошмары, сновидения [83, 147, 320]. Полагают, что для П полезны контакты во сне с отшедшими, так как способствуют его развитию в тем большей степени, чем шире круг П0, с которыми он общается [85]. Нет правил без исключений и изредка бывает, что спавший, проснувшись, отчетливо вспоминает впечатления о П0 и их мире. Если впечатление очень сильное, стрессовое, возможно восприятие По в виде призрака [7, 44, 1147].
       Имеются, хотя и относительно редкие, но в сумме многочисленные примеры многократных и длительных экскурсий вышедшего во сне П в мире отшедших с сохранением воспоминаний об этом {42-5}. Подобным случаям даже присвоен специальный термин "Descent into Hades experiences" [1376]. Об их истинности можно судить лишь по совпадению описываемого со сведениями других независимых источников. Выдающимся является случай Э. Сведенборга, который на протяжении последних 28 лет жизни часть своих дней проводил в состоянии транса, пребывая, по его словам, в мире П0, впечатления о чем он изложил в книге [133] и в других сочинениях. Если учесть неизбежное наложение на сообщаемое априорных (в данном случае — библейско-религиозных) представлений автора, то сходство его сведений с информацией из других источников становится заметным.
       В свидетельствах многочисленных источников, связанных с индийской традицией, отражены свойственные ей представления о переходах П0 с плана на план со сбрасыванием отслуживших тел и с пребыванием в бессознательности на планах, превышающих уровень совершенства П0 [129 ]. Современные сенситивы (например, Р. Монро) сообщают о картинах астральной жизни, напоминающих земную жизнь [744а]. Создается впечатление, что и Сведенборг и другие сенситивы передают как бы результаты наблюдения сходных картин, но по-разному искаженных. Р. Круколл на основании обобщения значительного числа данных, пришел к выводу о сильной зависимости характера наблюдений от состояния сенситива: при "спокойном" выходе П из тела (например, в результате постепренного истощения) наблюдения связны, сопровождаются светлыми впечатлениями (например, встречей с близкими П0) и выходами в астрал [337, 338 ]. При внезапном, "насильственном" выходе впечатления хаотичны, напоминают бредовый сон. По данным Ч. Тарта, длительность выхода П (в земном времени) занимает от полуминуты до получаса.
       Имеют место случаи, когда при выходе П0 во сне получаемые им впечатления связаны с событиями земной жизни и могут быть проверены. Много таких случаев происходит и в наши дни, причем при возможности они иногда проверяются. Для этого испытавших выход просят немедленно звонить в редакцию журнала [1430] — до того, как наблюдавшееся при выходе событие стало достоянием гласности и средств информации. Обычно сообщают о ночных пожарах, столкновениях на транспорте, авариях на стройках и тому подобных впечатляющих событиях в различных городах, иногда значительно удаленных от места пребывания спящего, П которого экскурсирует. Во многих случаях достоверность сообщенного была подтверждена.
       Выявлен ряд людей, у которых экскурсии П во время сна происходят систематически. Наиболее примечателен в этом отношении Р. Монро, сообщивший о более, чем 900 ночных путешествиях его П, причем многие полученные им впечатления были незамедлительно проверены и подтверждены [749, 1431 ]. О более, чем 600 испытанных выходах П сообщает Д. Уайтмэн [1174]. Исследователями психизма собрано очень много сведений о случаях спонтанной экстериоризации сознания (вернее было бы сказать - подсознания, т.е. П) во сне. Некоторая часть их приведена в таблице 3. В литературе имеются сообщения о случаях, имевших место в древности — в Египте, Китае, Индии, Тибете [1291]. Исследователи, занимавшиеся обобщением случаев экстериоризации, старались выявить характерные особенности этого явления и наиболее обычные ощущения и впечатления, его сопровождающие. Среди них следующие:
       "Вышедший ощущает себя вполне конкретной и обычной для себя индивидуальностью, но отдельной от тела. Часто он видит свое покинутое тело — парит над ним, находясь в горизонтальном положении, или видит его со стороны {43-8}. Некоторые говорят, что видели светлую нить, соединяющую их с телом {44-6}, но по данным С. Грин, это наблюдается нечасто [518, 1362]. Изредка видят со стороны не только оставленное тело, но и парящего над ним его двойника в виде омоложенной копии физического тела [341, 555, 1291]. Это объясняют выходом из П более ажурной (ментальной?) сущности, для которой уже П является "телом". Сообщают о наблюдении при выходах П вещей не только снаружи, но и изнутри (многомерность) и о видении одних и тех же мест в разных эпохах (ретроспекция) [1401 ]. Есть сведения и о других проявлениях внечувственного восприятия при выходах, в частности, способности к "непосредственному познанию сути" [341 ].
       П ощущает себя невесомым, невидимым для живых (лишь изредка он образует призрак), но способным видеть их и другие объекты и осязать их, а иногда - проникать сквозь вещественные преграды и пластично деформироваться, а также быстро перемещаться в пространстве по своей или чужой (например, П0) воле {45-5}.
       Одно из частных впечатлений испытавших "выход" — это встреча с близкими им отшедшими {45-5}. Часто рассказывается также об ощущениях "пролета сквозь темный туннель" или преодолеваниях темного пространства, за которым иногда следует проникновение в "светлый мир П0", откуда не хочется возвращаться [341 ]. Ощущения страха и боли нехарактерны для явлений экстериоризации сознания.
       Приведем несколько случаев самопроизвольной экстериоризации сознания из громадного числа описанных в литературе.
       Спящий в ЮАР "видит" могилу своего брата в Англии, которого он считал живым; проснувшись записывает сон; два лица заверяют подписями описание сна и дату; пишет о сне сестре в Англию; сестра подтверждает смерть брата и правильность "виденного"; он приезжает в Англию и лично в этом удостоверяется [1291 ].
       Спящий "просыпается", выходит в соседнюю комнату и видит в зеркале свое "парообразное" отражение. Возвращается к кровати и видит на ней себя — спящего. Воссоединяется с телом.
       Спящий испытывает "выход" из тела2 и со стороны видит его лежащим на кровати, а над ним у потолка — его подобие, связанное с телом светящейся нитью ("двойной выход"; описывается несколько сходных случаев) [995].
       Больной испытал "выход", смотрел на себя "лицом к лицу", парил в небе... [1379].
       Дипломат "посетил" во сне незнакомый ему дворец. Через 7 лет впервые приехал в Румынию и попал во дворец, во всем своем своеобразии совпадающий с виденным во сне [318 ].
       Сенситив, находящийся в трансе, описывает незнакомую ему и присутствующим обстановку запертого помещения. Правильность описания подтверждается. В последующем опыте он же психокинетическим путем перемещает предметы в запертом помещении по заранее согласованной схеме, что потом проверяется [1245].
       Спящий в Лондоне сенситив "посылает" свой П сфотографироваться в Париже с помощью заранее установленного в темной комнате и настроенного фотоаппарата. На полученном снимке сенситив спит, причем, по всем признакам, его сон трансовый [1515].
       В сходном опыте получено фотоизображение, похожее на сенситива [58].
       Некоторые явления наблюдения призраков и двойников подтверждают сообщения о "выходах" П из тела [518].
       Четыре последних случая судя по описаниям сопровождались явлениями частичной материализации П и генерации полей, воздействующих на фотоматериалы; эти явления будут рассматриваться в главах 5 и 6.
       Скептики, далекие от исследовании психизма, игнорируют явления экстериоризации сознания или отрицают их истинность. Для исследователей психизма их истинность несомненна. Поэтому те исследователи, кто отрицает существование П и По, делают попытки объяснить явления экстериоризации дальновидением в совокупности с психокинезом и измененным состоянием сознания {46-6}. Но при этом остаются необъясненными специфические признаки экстериоризации П (осознание своей отдельности от тела, наблюдение его со стороны и т.д.) и механизм дистанционного психокинетического действия [335]. Тем не менее, не все парапсихологи считают явление экстериоризации сознания доказывающим существование П.

Клиническая смерть

       Испытавшие клиническую смерть иногда сохраняют воспоминания о своих переживаниях. Они рисуют уже известную нам картину выхода П из тела. Одним из первых обратился к изучению этих данных А. Конан Дойль, врач по образованию, посвятивший значительную часть своих трудов и публикаций медиумизму и психизму {47-11}. Он полагал, что впечатления умиравших и возвращенных к жизни позволят выяснить, что ожидает людей при смерти, и убедят их в существовании П и обращении его в П0. Обращались к материалам клинической смерти также Г. Каррингтон и Д. Мидер [282], Гумистол [1229] и Каблер-Росс [666, 667]. Но наибольшее внимание к рассматриваемому вопросу привлекла книга доктора Р. Моуди [104], дополненная его работой [754]. В них, по данным обобщения 150 случаев клинической смерти, он попытался выявить характерные присмертные переживания и выстроить их в последовательный ряд. Они включают характерные для "выхода" П ощущения отдельности от тела, видения его со стороны, лицезрения также со стороны, иногда сверху, окружения тела и совершаемых с ним действий. Факт экстериоризации П подтверждают случаи, когда сообщается о событиях, происходивших в недоступных чувствам тела местах (удаленные помещения и т.п.). В качестве других характерных присмертных переживаний Моуди выделяет следующие: встреча со "светлой сущностью"; мгновенный, но подробный, с переживанием эпизодов, просмотр "фильма" прожитой жизни; встреча с близкими П0 ; происхождение сквозь темный "туннель" к свету и границе, близь которой охватывают чувства счастья и любви к людям; принудительное и нежеланное возвращение к жизни, которая представляется серой и мрачной. Моуди считал, что его данные коррелируют со сведениями Библии, Платона, Тибетской книги мертвых, Сведенборга.
       Как следует из таблицы 3, обобщение, выполненное Моуди, было в последующем расширено, главным образом, в результате выдающихся исследований К. Осиса [816, 817]. Им было охвачено большее, чем у Моуди, число случаев и выявлены те же фазы переживаний. Кардиолог Сабом, на основании своих данных, также говорит о видении удаленного, прохождении "туннеля" навстречу светлому миру, встрече с П0 близких и "светлой сущностью" [1002 ]. Психиатр Б. Грейсон в результате опроса 30 самоубийц-"неудачников" сообщает, что фаз переживаний испытывалось тем больше, чем слабее было повреждение, причем границы "светлого мира" достигали лишь мужчины [1002]. В работе [529] получены данные, сходные с результатами Моуди и Осиса. Интересно, что все исследователи отмечают независимость сообщаемых сведений от религиозности умиравших.
       Вывод перечисленных исследователей о том, что переживания пои клинической смерти характеризуют впечатления, получаемые П при его выходе из тела, встречает возражения [104, 175, 1330]. Утверждается, что при клинической смерти жизнедеятельность организма не полностью затухает и поэтому впечатления испытавших клиническую смерть можно приписать стереотипным для данных условий (избыток в организме СО2 и недостаток О2) психическим и физиологическим процессами, которые приводят к стереотипным галлюцинациям. Однако, галлюцинациями нельзя объяснить такие моменты, как наблюдение со стороны или сверху за происходящим вблизи оставленного тела, а, тем более, вдали от него, когда сообщается о событиях, недоступных органам чувств оставленного организма.

Предсмертье

       В последние годы исследования клинической смерти были дополнены сбором и обобщением результатов наблюдений врачей и сиделок за умирающими {48-13}. Путем рассылки опросных листов в США (1959 — 60 и 1961 — 64 годы) и в Индии (1972 — 73 годы) был собран материал, включающий значительное число случаев (таблица 3). Хотя указанные наблюдения охватывают лишь начальные стадии перехода, когда умирающий еще может говорить, их изучение дало вполне четкие выводы, полностью совпадающие с данными изучения клинической смерти. В работах К. Осиса и Е. Гаральдссона [810, 816, 817] приводятся следующие интересные данные о 714 случаях перехода, закончившихся смертью, половина которых имела место в США и половина — в Индии:
       у 174 умиравших не было видений, но было возвышенное настроение;
       у 112 человек было видение прекрасных картин "светлого мира";
       591 человек испытал радость встречи с встречающими П0, хотя 12 умирающих были убежденными атеистами; большинство умиравших с радостью шло за встречавшими, которые уводили их в свой мир. Половина встречавших были П0 родных и близких людей, другая половина — персонажи религиозного фольклора, разные для индусов и христиан. В соответствии с особенностями их религиозных традиций, христиане охотнее шли навстречу смерти, чем индийцы, вообще же, в большинстве случаев, переход был спокоен, бесстрашен, часто радостен. Чем яснее было сознание умиравших, тем чаще их посещали видения, тем более связными они были и тем они были отчетливее. Использование наркотиков, горячечное состояние и прочие осложнения не усиливали, а ослабляли видения. Это противоречит домыслу Д. Палмера о том, что предсмертные переживания вызываются влиянием лекарств и связаны с галлюцинациями [1330]. Из 1000 специально изученных случаев, лишь в пяти была обнаружена мозговая аноксия, с которой обычно связаны галлюцинации, и столь же мало было случаев эпилепсии [1387]. Осис и Гаральдссон считают, что реальность выхода П в мир П0 подтверждается частыми случаями явления П0 родных умирающим индийцам, что всегда было для них неожиданностью, поскольку они верили либо в реинкарнацию, либо в растворении индивидуального П в мировом духе, но отнюдь не в посмертное существование П0, тем более в земном обличий.

Стимулированная экстериоризация сознания

       Можно различить два вида стимулированной экстериоризации сознания — вызванную волевым усилием сенситива и обусловленную сторонним воздействием на него. Рассмотрим их раздельно.
       Экстериоризация по воле сенситива. В числе ранее приведенных случаев экстериоризации были примеры, где воля сенситива играла определенную роль (выход П во сне по условию). Некоторые сенситивы обладают врожденной способностью управлять выходом своего П. Опыт оккультистов говорит о возможности овладения этой способностью путем специальных упражнений {49-6}. Она используется адептами оккультизма для проникновения в мир П0 и получения сведений о нем. Считается, что йоги также обретают способность выводить по своей воле П из тела [1246].
       Способность сенситивов к волевой экстериоризации проверялась и использовалась в лабораторных условиях {50-8}. Приведем несколько примеров полученных результатов.
       Женщина, которой были присущи частые выходы П, четыре ночи спала в лаборатории, где, в местах, недоступных зрению ее тела, были положены листки с написанными на них случайно выбранными цифрами, видимыми сверху (опыты Ч. Тарта). В результате выходов и витаний П у потолка, испытуемая запоминала эти цифры и сообщала их поутру. Кроме того она сообщила о трех своих переживаниях во сне: 1) она идет по улице в платье, которого у нее в действительности нет; на нее нападают, насилуют, убивают; на следующее утро в газетах публикуется сообщение об изнасиловании и убийстве ночью женщины в платье, соответствующем описанию испытуемой; 2) она описывает сцену убийства; на другой день сообщается, что все в точности так произошло в 60 км от лаборатории; 3) описывает свой визит к сестре, которая живет в другом города; сестра сообщает письмом, что видела испытуемую в ту ночь во сне [1294].
       Сенситив Харари, способный управлять экстериоризацией, пытался воздействовать при лабораторных опытах на людей и животных, удаленных от него на 0,5 км. Люди слабо ощущали его влияние, а животные — более явственно: запертый в комнате кот переставал мяукать, котята снижали писк; но детекторы, чувствительные к электромагнитному излучению частотой от 500 Мгц до инфракрасного, не реагировали на его "появления" [763, 1500].
       К Осис и Д. Мак Кормик помещали сенситива А. Тэнауса, спообного к волевой экстериоризации, в звукоизолированную комнату, С паленную от лаборатории, в которой они находились. В соседнем лабораторией помещении была установлена толстостенная металлическая кубическая камера стороной 45 см, внутри которой были подвешены две пластины, образующие электрическую емкость и служащие чувствительным индикатором сотрясений. В окно камеры был вставлен экран, на который проектировались видимые изнутри изображения, форму и цвет которых по случайному закону комбинировала и одновременно регистрировала автоматическая аппаратура. Сенситив "посылал" свой процессор (П) в камеру, отмечая время посыла и записывая то, что его П увидел на экране. Индикатор сотрясений отмечал "присутствие" П в камере. Сопоставляли записи показаний индикатора и показаний регистратора изображений с их описаниями и отметками моментов "выхода", которые делал сенситив [814, 815]. Опыты продолжаются. Цель их состоит в установлении существования П по факту его экстериоризации. Однако, возможность объяснения явления совместным действием психокинеза и дальновидения не исключается. По-видимому, больше данных для доказательства существования П можно извлечь из явления экстериоризации чувствительности, которое будет рассмотрено в главе 6.
       Психокинетические действия нередки при явлениях экстериоризации. Так, однажды, Р. Монро "посетив" во сне свою знакомую, "ущипнул" ее. На другой день выяснилось, что его "посещение" ею забыто, но синяк остался [749].
       Профессор Чари из Мадрасского университета пересказывает следующую историю. В Индии одновременно тонули англичанин и француз. Когда их спасали, "вышедший" из тела П англичанина проник в покинутое своим П тело француза, который был затем возвращен к жизни. Англичанин, в обличий француза, несколько лет прожил в Индии, но П0 француза за ним следил и однажды сумел вытеснить во сне его П. После этого француз вернулся во Францию к своей семье. Автор видел его в обоих ипостасях, сначала в Индии в роли англичанина, а потом во Франции уже французом и приводит много подробностей в подтверждение реальности его Двух воплощений [1281].
       Экстериоризация внешним воздействием. Эффективным стимулятором экстериоризации сознания явлется глубокий операционный наркоз. При операциях под наркозом оперируемый иногда "видит" со стороны или сверху ход операции и после ее окончания правильно сообщает о всем происходившем, изредка даже в местах, недоступных восприятию органов чувств, например, в удаленных от операционной помещениях [28, 1229]. Эти переживания полностью соответствуют начальной фазе переживаний при клинической смерти.
       Значительно менее эффективными оказываются воздействия наркотиками (преимущественно ЛСД-25), шумом, перегревом, утомлением и т.п., которые широко опробывались в последние годы {52-6}. Теофиль Готье, Шарль Бодлер, Жан Кокто, Алдос Хаксли и еще рад лиц испытывали на себе действия наркотиков, в том числе ЛСД-25, ядовитых грибов и т.п., но получили лишь смутные впечатления о пребывании в "ином пространстве" [406 ]. Более успешными были опыты Д. Палмера и К. Вассара, которые воздействовали на группу испытуемых (60 человек) средствами релаксации, а также слуховых и зрительных эффектов [1317]. У 42% испытуемых наблюдались симптомы экстериоризации — ощущения "внетельности", прохождения через "темный туннель", видения себя со стороны.
       По данным оккультизма "выходы" П из тела не безопасны. Оккультисты различают два вида опасностей, сопровождающих экстериоризацию. Один из них возникает в случаях, когда вышедший П ("астросом" оккультистов) материализуется, образуя фантом, который, раним, причем полученные им повреждения передаются оставленному телу [147]. Другой вид опасности связывают с возможностью вторжения в оставленное тело стороннего П0, не потерявшего тяги к утехам земной жизни [1219]. Его внедрение может привести к безумию (при замещении П) или к полубезумному состоянию (при симбиозе П и П0) [16, 147]. Исходя из этих представлений, супруги Уиклэнд предприняли лечение некоторых видов помешательства. Путем электростатического удара вторгшийся в больного П0 изгонялся из него и временно воспринимался сенситивом — женой Уиклэнда, которая затем системой выработанных приемов от него освобождалась [319, 1175 ]. В одном больном иногда обнаруживалось несколько П0. Это были не "злые духи", а самые обычные невежественные П0, иногда даже не осознавшие толком своей смерти. В этом отличие данных Уиклэндов от понятий церкви, которая издавна практикует "экзорсизм" —- изгнание "демонов", "злых духов", из одержимых ими бесноватых с применением самых жестоких средств воздействия, нередко приводивших к смертельному исходу [412, 801 ], тогда как в многолетней практике Уиклэндов не было ни одного подобного случая.
       Стимуляция экстериоризации может быть осуществлена посредством психического влияния — "магнетизации", гипноза {53-4}. Подобные эксперименты обычно проводились со специально подобранными сенситивами. Особо впечатляющими были опыты Де Роша и Дюрвилля. Так как они сопровождались материализационными явлениями (экстериоризацией чувствительности и фантомогене-зом), то мы их рассмотрим вместе с прочими явлениями материализации в главе 6.
       Психическое влияние используется при исследовании и лечении истерии, сомнамбулизма и прочих расстройств, при которых в ряде случаев наблюдается явление "множественности сознаний", которое имеет черты сходства с экстериоризацией сознания в том, что при происходит хотя и не "выход", но "всплывание" пласта сознания, который обычно таится в глубинах психики субъекта {54-6}. При обнаруживается, что в одном субъекте (обычно истеричном) сосуществуют и поочередно проявляются несколько отличных друг от друга сознаний, нередко даже антагонистичных. Эти "вторичные личности" часто проявляют и интеллект и воображение [873]. Так, в работе [1177] сообщается о выявлении у одной пациентки семи персонофикаций, каждая из которых обладала своей особенной индивидуальностью и отдельной памятью. Они проявлялись и отдельно и вперемешку, причем повторно. В другом случае было обнаружено, что в необразованной крестьянке таилась значительно более развитая и способная личность, презиравшая основную "владелицу тела", которую она называла "тупая тварь". Автор считает эту вторичную личность "астральной сущностью" испытуемой, т.е. ее астросомом, П. В более глубоком трансе проявлялась и третья, беспристрастно и умно судившая о двух первых; автор считает ее "ментальной сущностью" испытуемой [92].
       Весьма интересен случай "множественности личности госпожи Бошан", подробно описанный доктором М. Принсом [126]. Он обнаружил в своей пациентке, кроме основного сознания, еще четыре "глубинные" персонофикаций. Одну из них, "ближайшую к поверхности", Принс отождествлял с подсознанием больной. Она ненавидела основную личность больной, оспаривала ее главенство и упорно старалась ей вредить. Она проявлялась самопроизвольно, тогда как три остальные персонофикаций — лишь при гипнозе. Важно отметить, что любая из пяти личностей, "сожительствовавших" в г-же Бошан, все знала и все помнила о жизни "вышележащих" сущностей и ничего не знала о "нижележащих". Это типично для случаев проявления сомнамбулических сознаний: "внешнее" сознание субъекта ничего не знает о затаившихся в нем сущностях, в том числе и о своем П, а само открыто для него. Этот вывод будет нами использован в дальнейшем при истолковании медиумических опытов и расшифровке информационных схем. Он соответствует тому, что наблюдается в повседневной жизни: люди обычно не ощущают присутствия в них П и не чувствуют проявлений его деятельности.
       Явления множественности сознания объясняют по-разному. Многие расценивают их как проявления существования в субъекте нескольких П, как бы сосуществования "психических близнецов". В отличие от случаев "одержания", с которыми боролись Уиклэнды, совместно развившиеся "близнецы" приучаются сосуществовать и дело обходится без безумия. Другие объясняют случаи множественности сознаний исконной способностью сознания человека к стратификации. Этой же способностью профессор Рише пытался объяснить одновременное получение через медиума нескольких независимых сообщений (как в случае сенситива Э. Пайпер, одновременно автоматически писавшей двумя руками и передававшей третье сообщение трансовой речью) [1245]. Авторы работы [621] пошли дальше сочтя, что все разнообразные П0, проявляющиеся через медиума, — ничто иное, как многочисленные "слои" его сознания. Практика медиумизма на каждом шагу противоречит этому предположению.
       В заключение обращаем внимание читателей на полное сходство данных об экстериоризации П, полученных совершенно независимо друг от друга исследователями таких разных явлений, как сон, клиническая смерть и предсмертье, медиумические опыты, спонтанная и стимулированная экстериоризация и естественная множественность сознаний. Это — один из показательных случаев, когда совпадение множества независимых данных свидетельствует об их истинности.


1 Здесь и всюду далее слова сообщающихся пишутся курсивом и приводятся буквально, без исправления ошибок, за исключением внесения пунктуации. Все имена изменены. Вопросы экспериментаторов предельно сокращены.
2 Во всех случаях "выхода" из тела с той или иной полнотой испытываются и описываются ранее изложенные ощущения, сопровождающие это явление. Для краткости мы их опускаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz