Завершением всесторонне развитого процесса материализации фантома является сформирование нового, по сути дела, живого существа со своим отдельным сознанием. Накопленные экспериментальные данные позволяют отдельно рассмотреть два
явления. Первое из них состоит в образовании фантома в процессе "магнетизации" сенситива с введением его в сомнамбулическое состояние; это явление будет рассмотрено в данном разделе. Созданию сенситивами материализованных фантомов без постороннего воздействия посвящен последующий раздел.
При опытах с введением сенситива в сомнамбулическое и летаргическое состояние иногда удавалось детально, по этапам, проследить за явлениями выхода П и образования фантома. Проведен ряд экспериментов этого рода, в начальной стадии которых наблюдался феномен так называемой "экстериоризации чувствительности", а на завершающих этапах — начало материализации фантома с "экстериоризацией сознания" {101-19}. Наиболее существенны исследования, проведенные А. Де Роша и Г. Дюрвиллем {102-4}, а позднее — Д. Фалером /1377/. По конечному результату стимулированная экстериоризация подобна спонтанной, но имеются различия в протекании явления. Преимущество исследования первой из них состоит в том, что сенситив находится под постоянным наблюдением и что могут быть прослежены все фазы явления.
Ввиду разрушительного влияния света на фантомы, опыты по стимулированной экстериоризации проводились при слабом освещении — всего при красном свете, и лишь очень редко они удавались при обычном освещении. Анкосс пишет, что для образования фантома при естественном освещении требуется затратить приблизительно в 50 раз больше энергии, чем в темноте /58/. По данным Де Роша явления при опыте развивались в следующем порядке. Под влиянием внушения сенситив впадал в сомнамбулическое состояние. Де Роша полагал, что в этом состоянии сознание сенситива усыплено, но его П бодрствует и способен проявлять свои паранормальные способности /1223/. При продолжении "магнетизации" сомнамбул впадал в летаргическое состояние, которое Де Роша отождествлял со "сном П" /1218/. При дальнейшем продолжении процедуры указанные два состояния последовательно сменяли друг друга. Числом сменившихся состояний Де Роша характеризовал развитие явления ("глубину сомнамбулизма"). В ходе опыта контакт между магнетизером и сенситивом укреплялся — было замечено, что смена магнетизера прерывает развитие явления. Тоже самое было замечено и при лечении магнетиза-цией — смена лечащего приводила к неуспеху /55/.
По мере продолжения опыта начинала наблюдаться "экстериоризация чувствительности" сенситива — он ощущал прикосновение (например, укол иголкой) при касании не кожи, а "чувствительного слоя", удаленного приблизительно на 5 см от поверхности тела /147, 376/. Кожная нечувствительность считается одним из признаков сомнамбулического состояния /1218/. Полагают, что чувствительный слой образован некоей субстанцией, "выступившей" из тела. Некоторые отождествляют ее с материей, слагающей так называемый "эфирный двойник" тела (иначе "эфирное тело"), присутствующий в нем и являющийся "носителем П при его выходе". Таким образом, экстериоризацию чувствительности полагают начальным проявлением стимулированного выхода П из тела с образованием фантома.
Субстанцию, заполняющую чувствительный слой, ее первый исследователь К. Рейхенбах назвал "одом" /905, 906,
907/1. В отличие от ауры, од не излучение, а субстанция, способная насыщать внесенное в чувствительный слой вещество (воду, воск, жир, шерсть...) /1219/. Однако, некоторые считают и ауру "истечением ода" /98/. Особенно активно од поглощается водой и воском /1210/. Он сохраняется в воде до 6 месяцев /7/. Было замечено, что од выделяется при опыте не только сенситивом, но и магнетизером и распространяется за пределы чувствительного слоя — насыщает воду в стакане, поставленном в некотором отдалении /7, 1210/. Некоторые сенситивы были способны различать обычную и одированную воду /74, 147, 1210/. В ходе же описываемого опыта присутствие в веществе ода констатировалось по переносу в него чувствительности: сенситив чувствовал, когда магнетизер касался предмета, вынесенного из чувствительного слоя. Он чувствовал
болью, на соответствующем месте тела сенситива возникало воспаленное пятно {103-4}. Поэтому некоторые исследователи считают что од ответствен не только за передачу ощущений, но и за психодинамические проявления, а его проникновением в вещество исследуемого предмета объясняют способность сенситивов познавать находящееся в закрытых пространствах /365, 967/.
По мере углубления сомнамбулического состояния сенситива (после достижения им третьей по счету летаргии) способные к ясновидению экспериментаторы начинали видеть при определенных условиях освещения появление слева и справа от сомнамбула, в 20-80 см от него, сначала одного, а затем двух светящихся столбов, обычно, с левой стороны — оранжевого, а с правой — голубоватого цвета. При их появлении аура сенситива потухала. При воздействии на сенситива электростатическим напряжением, окраски столбов менялись местами /967/. При дальнейшем углублении сомнамбулизма, столбы сливались в один, слабо светящийся белым светом фантом, расположенный слева от сенситива в 1 м от него. При этом вновь возникала аура сенситива. При ослаблении сомнамбулизма фантом вновь раздваивался, а аура затухала /58, 147, 1223/. Дают следующее объяснение этим явлениям. Полагают, что в человеке присутствуют "эфирный двойник" и "астросом" (содержащий П). Первый существенно менее ажурен, чем второй, и именно им обусловлена аура человека. При экстериоризации сначала выходит "двойник", образуя два разноцветных столба. Ввиду его отсутствия в покинутом теле, нет и ауры вокруг тела. При дальнейшем развитии процесса выходит астросом, содержащий П, образуя светящийся белым светом столб, а двойник возвращается в тело, возжигая ауру. При обратном ходе процесса сначала астросом и двойник меняются местами, возникают два разноцветных светоча, а аура тухнет, а затем светочи исчезают, а аура вновь возникает /58/.
Утверждают, что описанное выше разделение фантома на астросома и двойника не является пределом расщепления при экстериоризации. Лафранк сообщает, что ему удавалось выводить из астросома его "ментальное тело" — "душу души" (понимая под "душою" П) /147/, а доктор Барадюк
— что ему удалось получить фотографию этого образования в виде светящегося шара, соединенного светящейся же нитью с фантомом
/58/2.
Светящийся слабым белым светом фантом (отождествляемый с астросомом), выведенный из магнетизируемого, одаренные сенситивы наблюдали в форме человека. По их наблюдению фантом связан с телом светящейся нитью с ганглиями, в которой наблюдается циркуляция светящейся субстанции /1248/. Напомним, что это наблюдение совпадает со сведениями, приведенными в главе 3 по данным лиц, испытавших экстериоризацию сознания или клиническую смерть, а также ясновидящих, наблюдавших процесс умирания, что подтвердил своими
фотографиями доктор Барадюк (глава 5). О том же иногда сообщали и сами отшедшие /1201/. Совпадение всех этих данных вполне закономерно, так как изложенный здесь процесс представляет собой один из видов стимулированной экстериоризации сознания, сопровождающейся наблюдением за фантомами, последующая материализация которых побудила рассмотреть эти явления в данной главе.
В те периоды описываемого процесса, когда сознание спит,
а П присутствует в теле, сомнамбулы часто демонстрировали паранормальные способности, подтверждая этим, что указанные способности связаны с П. Они видели ауру, фантомы отсутствующих (ампутированных) конечностей, фантомы П, читали закрытые книги, прижимая их к животу и ставили диагнозы, утверждая, что
"видят" внутренности свои и окружающих {106-4}. Иногда они сообщали, что пребывают в прекрасном мире отшедших и с огорчением возвращались в обычное состояние /54/. Однако, была заметна зависимость их описаний мира П0 от воззрений магнетизера и их собственного психического склада — они имели религиозный оттенок у верующих и эротический — у сексуальных /7, 967/. Это, конечно, обесценивает эти описания. И вообще, речи сомнамбул, подобно медиумическим сообщениям, часто представляли собой смесь лжи и правды, демонстрируя этим шаткость сомнамбулического сознания.
На рассматриваемой же стадии экстериоризации чувствительность и личность сенситива были перенесены в фантом. Его тело, по выражению одного из испытуемых — "пустой мешок" /1248/. Это и понятно, поскольку все психические потенции были унесены вышедшим П, а сознание усыплено. Но тело функционировало: показания органов чувств сообщались фантому (предположительно — по светящейся нити), а внечувственные восприятия фантома (тем же путем) — телу. Поэтому фантом, наряду с собственным внечувственным восприятием, мог пользоваться органами чувств тела и его речью — для связи с экспериментаторами /58/. То, что тело теряло чувствительность, свидетельствует лишь об усыпленности сознания внушением, а не об атрофии способности восприятия /1205/. Организм был связан с фантомом весьма тесно: ему передавались повреждения, нанесеннные фантому /58/3. Выявлялась
в опытах и особая связь, которая возникала между магнетизером и сенситивом и получила название "раппорта". Сенситив был чувствителен к происходящему с магнетизером, даже если они находились в разных помещениях /1223/. Если магнетизер пересекал светящуюся нить, соединяющую фантом с сенситивом, последний испытывал боль и мог заболеть. Аналогичное действие постороннего лица оставалось без последствий /967, 1218/.
Выведенный из сенситива светящийся белым светом фантом находился в самой начальной стадии материализации. В этом состоянии он еще способен проникать сквозь вещественные преграды, даже сквозь стены {104-5}. Так, при опытах Де Роша, высота фантома после прохождения седьмой летаргии увеличилась, а сомнамбул сообщил о возникновении ощущения высвобождения из тела и парения в воздухе. По приказам магнетизера фантом проникал сквозь стены в соседние помещения и в сад и, пользуясь речью сенситива, описывал происшествия, недоступные зрению сенситива и экспериментатора, правильность чего подтверждали находившиеся там помощники. Способность фантома проникать сквозь вещественные преграды подтверждает правильность отождествления его со слабо материализованным П, ибо имеется много указаний, что для развоплощенного астросома (для П0) вещество не является непреодолимым препятствием {105-9}. Но, хотя на этой стадии фантом и ажурен, он уже вещественен ("материализован" по принятой нами терминологии), так как он отражается в зеркале, засвечивает фотоматериалы и т.п. /365, 1248/. Сенситивы, которые присутствовали при опытах, говорили, что чувствуют приближение фантома, ощущают прохладу и влажность, сопровождающие его, а наиболее чувствительные из них — что видят его /58, 967/. Способность сенситивов видеть фантомы использовалась в опытах по экстериоризации П, что иногда давало показательные результаты. Так, сенситив, обладавший способностью "выводить" по своей воле П, прислал его в условленное время в отдаленную лабораторию, где его появление зафиксировали два сенситива /58/. В другом случае появление П отметили два фантома, выведенные из двух сомнамбул. Фантомы видели, как П удалился, пройдя сквозь запертую дверь /1248/. В наше время объективные данные могла бы дать инфракрасная фотография, поскольку с фантомами обычно связаны термоаномалии /1383/.
Фантомы наблюдались сенситивами в одеждах, порой вуалеобразных, а иногда обычного вида. Иногда они наблюдались с фантомами орудий и предметов, которыми они пользовались. Исследователи считали это доказательством наличия "флюидического начала" в неорганике /58/. Фантомы, находящиеся в начальной стадии материализации, по наблюдениям сенситивов обычно не ходят, а скользят. Между собой они взаимодействуют, как вещественные тела: если фантомы случайно сталкивались, соответствующие сомнамбулы испытывали боль /58/.
В некоторых случаях происходило дальнейшее развитие материализации стимулирование образованных фантомов. Оно осуществлялось за счет "эктоплазмы", выделяемой сомнамбулом — так, как это происходит при спонтанном образовании фантомов и будет описано в следующем разделе. Вначале материализующийся фантом был схож с сомнамбулом — происходила так называемая "биолокация" сенситива. При дальнейшем развитии явления были возможны два пути — 1) потеря сходства фантома с сенситивом или 2) "транслокация"
последнего — перемещение его на место фантома, полное слияние с ним /1219/.
Материализовавшийся вблизи сенситива фантом вначале подражал ему, копируя все его движения /58/. Удаляясь от него по приказу магнетизера, он постепенно терял сходство с сенситивом, переставал ему подражать и становился способен следовать распоряжениям лиц, находившихся с ним в раппорте. Вначале он был неуклюж, стукался о косяки дверей, доставляя тем боль и синяки сенситиву, хотя и не потерял еще способности проходить сквозь стены. Постепенно он терял эту способность и становился все более подвижным и ловким. Он отождествлял себя с лицом, находившимся с ним в раппорте, и потому воспринимал его приказы, как собственные волевые импульсы. В этом отличие от спонтанной материализации, где психологическая ситуация гораздо сложнее. Материализованный фантом был способен перемещать предметы и совершать другие двигательные усилия, иногда значительные, вплоть до 60 кг /365, 1248/. Как и при спонтанном фантомогенезе тепло благоприятствовало явлениям. Полагают, что температура помещения для опытов не должна быть ниже +20°С. Для сохранения жизненности материализованного фантома требовались частые повторные магнетизации сомнамбула /58/.
Как видно из изложенного, явления экстериоризации чувствительности и формирования фантомов тесно связаны. Материализация фантома есть предел развития процесса, начинающегося экстериоризацией чувствительности.
Спонтанным или самопроизвольным называют образование фантома сенситивом без постороннего на него воздействия. В отличие от описанных выше опытов со стимуляцией, при спонтанном фантомогенезе обычно сразу наблюдаются материализованные фантомы, а предшествующая стадия их формирования остается вне наблюдения. Спонтанный фантомогенез, наравне со стимулированным, является редким и наиболее трудным для осознания и признания явлением психизма. Однако, за многие годы и в разных странах зафиксировано и описано очень много случаев спонтанной
материализации фантомов — гораздо большее, чем опытов со стимуляцией {107-62}. В наше время подобные случаи очень редки
/1430/. Однако, внимательное и непредвзятое изучение опыта прошлого не оставляет сомнений в реальности этих явлений. Это не только наше мнение, но и наиболее авторитетных современных исследователей, проанализировавших накопленные данные /1376/.
Лишь сенситивы исключительной одаренности способны производить материализации. Как правило, они действуют в состоянии транса и лишь редко — полутранса (Юм). Опыты с такими сенситивами требуют навыка и осторожности, так как вход и выход из транса могут сопровождаться осложнениями. Поэтому надо считать обязательным участие в опытах с материализацией квалифицированного психиатра. Как правило, опыты по спонтанной материализации проводятся при очень слабом дневном или красном свете (ибо свет разрушает фантомы) и как редкое исключение — на свету. Раньше это затрудняло контроль явлений, теперь же может быть использована аппаратура для съемки и видения в инфракрасных лучах.
Особенность опытов с материализацией состоит в том, что при них иногда происходят явления угрожающего вида — резкие перемещения режущих или тяжелых предметов и тому подобные действия. Обычно это лишь видимость угроз и сенситивы предупреждали участников: "не беспокойтесь, они ничего не портят" /1211/. Но бывали и исключения, когда явления выходили из под контроля и происходили действия, неприятные для участников опыта, сопровождавшиеся поломкой мебели и даже травмами {108-4}. Так при опытах с сенситивом Я. Гузиком бесчинствовал фантом грубияна "Егорова", раздававшего оплеухи участникам, мазавшего их чем-то гадким, выдергивавшего из-под них стулья, ломавшего мебель, нецензурно ругавшегося, дико стучавшего, препятствовавшего фотографированию. Его терпели за активность и яркость проявлений /1223, 1227/. Указанная особенность требует осторожности и навыка в проведении опытов, которого читателям вряд ли придется приобрести, так как явления материализации теперь редкость. Раньше это было не так и полученный опыт позволил выработать следующую процедуру проведения опытов с материализацией.
Принимались меры для иммобилизации сенситива: его связывали, пеленали или помещали в запечатанный мешок, в деревянную или железную запертую клетку, продевали нитки в дырки для серег в ушах и припечатывали их к полу и т.п. При этом сенситив помещался в темную кабину, например, в угол комнаты, отгороженный плотной занавесью. Тщательно проверялось отсутствие окон, дверей, люков и т.п. в пределах кабины, через которые могли бы проникать "псевдофантомы". Участники опыта помещались в остальной части комнаты, освещенной красным или очень слабым белым светом. Сенситив, как правило, пребывал в кабине в состоянии глубокого транса. Но, как исключение, некоторые сенситивы (например, Эсперанс) находились в полусознательном состоянии и располагались вне кабины, среди участников и фантомов, что повышало убедительность явлений /6, 166/. Фантомы
обычно образовывались в кабине и выходили из нее в комнату в "готовом виде", вследствие чего механизм их формирования присутствующим не был виден. Но изредка формирование фантомов происходило в самой комнате, на глазах участников, что позволило составить следующие представления о ходе этого процесса.
Формирование фантомов. Фантом образуется за счет истечения из тела сенситива субстанции, называемой "эктоплазмой" {110-11}. Она исходит из всего тела — его конечностей, отверстий, головы, различают два вида эктоплазмы — вапорическую (парообразную) и протоплазмическую. Вапорическая эктоплазма подобна туману, выделяется главным образом из головы сенситива, иногда
фосфоресцирует и образует проблескивающие конденсации. Протоплазмическая эктоплазма — холодная, влажная и осязаемая — то плотная и жесткая, то подобная паутине. Цвет ее обычно белый или серый, но иногда черный и даже красный. Ее протуберанцы подвижны и как бы одарены чувствительностью и инстинктом недоверия — они, подобно улитке, спасаются в тело сенситива от света и прикосновения /235, 497/. Некоторые наделяют эктоплазму способностью самоорганизации — из ее скоплений постепенно формируется фантом. Есть и иное мнение — что основой для построения фантома служит мыслеобраз, сформированный в пластичном астрале — пребывающий в нем (П0 )или "впечатанный" волевым воздействием сенситива, затем "облекаемый плотью", переносчиком которой служит эктоплазма /6, 319, 1209/. В главе 9 мы увидим, что существуют сходные объяснения формирования живых растущих организмов. Подтверждение правильности мнения, что фантом представляет собой реализацию мысленного представления о его образе сенситива или участников опыта, или, наконец, П0, и не соответствует тому виду, в котором он наблюдается обитателями мира П0, видят в привычном живущим облике фантомов, часто предсмертном, с присущими ему дефектами и возрастом: фантомы стариков стары, как при жизни, а не молоды, как это обычно для П0 {114-12}. И сами П0 иногда говорили, что "являются в привычном для живущих виде, чтобы они могли их признать". Так это или не так, но "правило последнего предсмертного вида" обычно соблюдается. Вся совокупность сведений склоняет к заключению, что не облик П0 является той матрицей, по которой неведомым нам путем выштамповывается фантом, а образ жившего, запечатлевшийся в чьей-либо памяти или отпечатавшийся в пластичном астрале, исходя из которого формирующая способность П медиума или П0 воспроизводит фантом. Не все сведения с этим согласуются. Например, фантомы, сформированные братьями Эдди, утверждали: Мы не делаем себе для выступления тела, а являемся со своим телом" /1218/. Так или иначе, но фантом, казалось бы самопроизвольно, формируется из эктоплазмы. При ходе этого процесса
рекомендуют соблюдать осторожность. Повреждения эктоплазмы
передаются сенситиву, ощущающему при этом боль. Однажды "скептик" ударил палкой эктоплазму, из которой начал формироваться фантом, вследствие чего сенситив Ф. Райли заболел и вскоре умер /319/.
Фантомы образуются за счет вещества тела сенситива, а частично — и участников опыта, которые испытывают при этом ощущения холода и влажности. Заимствование вещества у сенситива подтверждается тем, что если сенситив перед опытом курил или пил кофе, то фантом источает соответствующие запахи /1223/, Заимствование вещества у куривших или пивших участников приводит к нездоровью непьющего и некурящего сенситива /6/. Возвращение сенситиву заимствованного у него вещества подтверждается и тем, что если фантом касался красящего или липкого материала, то при его дематериализации загрязнение порой переносилось на тело сенситива /4/. Как и в случае получения оттисков, это не раз стимулировало подозрения в обмане.
Заимствование вещества для материализации фантома неоднократно проверялось путем взвешивания участников опыта и фантомов, которое показывало приблизительное соблюдение баланса масс: масса сенситива была до опыта приблизительно равна (или меньше, если вовлекалось вещество участников) сумме его массы в момент материализации и массы фантома /4, 6/. По данным Кроуфорда, при материализации фантома сенситив иногда теряет до половины своей массы /78, 345, 497/. При значительной потере массы сенситив может стать невидимым, что уже шаг в направлении его полной транслокации (см.ниже). Дематериализация сенситива может быть равномерной, в редких же случаях частичной. Так, в работе /6/ подробно излагается расследование случая частичной дематериализации сенситива Эсперанс, находившейся среди участников опыта, которые подтвердили своими наблюдениями истинность явления. Нечто подобное, возможно, происходило с сенситивом Е. Паладино. По крайней мере, ее гид "Джон Кинг" утверждал, что "для облегчения" дематериализует ее ноги, когда водружает ее вместе со стулом на стол /766, 1223/.
После окончания опыта масса сенситива восстанавливается почти полностью. Например, при исходной массе сенситива 70 кг и ее уменьшении при образовании фантомов до 46 кг, дефект массы после опыта составил всего 1,5 кг. Массы фантомов последовательно возникавших при этом опыте, были равны 23, 26 и 35 кг. Динамометрирование, проведенное профессором Ж. Охоровичем, показало, что соблюдается не только баланс масс, но и баланс сил: усилие, развиваемое фантомом, приблизительно соответствовало потере сил участников опыта в момент материализации /497/.
Представление о том, что фантом формируется в течение опыта, а не поступает в виде готовой модели, подкрепляется случаями изменения вида фантома /1211/. Так, юное лицо фантома девушки вдруг заменялось старческим /1212/; фантом "Кетти Кинг" иногда являлся не красавицей, а уродом — без костей, или с лицом трупа,
и с кожей черного цвета, или в виде головы, лежащей на полу, поясняя: "Я соорудила себя, как могла" /4, 1209/. Рост и вес Фантома часто претерпевали во время опыта или от опыта к опыту значительные изменения /4, 6/. Эти парадоксы имеют общее с явлением "трансфигурации" сенситивов, когда, например, сенситив-девушка принимает вид своего отшедшего брата и ее масса увеличивается при этом вдвое (очевидно, за счет вещества окружающих?) /6, 365/; или лицо мужа принимает во сне вид лица отшедшей жены /1246/; или дочь, впав в транс, становится копией умершей матери, вплоть до изменения цвета глаз /1247/; или
когда рост сенситива Д. Юма возрастал при опытах на 25 см /1345/. Явление трансфигурации объясняют материализацией фантома в месте нахождения сенситива.
В начале процесса материализации (и в итоге его, если сенситив недостаточно одарен) образуются несовершенные фантомы — фрагментарные или недоразвитые, или маленькие, размер которых увеличивается с развитием явления /63/. Вапорическая эктоплазма способна проходить сквозь ткань одежды сенситива и может образовать на ее поверхности фантом лица или руки /235, 497/. Чем несовершеннее материализация фантома, тем более он влажен — лишь у вполне сформированных фантомов сухая кожа /1248/. Несформированные фантомы иногда витают в воздухе и проходят сквозь щели, хотя осязаемы; часто, но не всегда, они соединены с сенситивом светящейся нитью /4, 6, 497/. Иногда соблюдается "экономия" при формировании фантома — создается один его "фасад", а остальное маскируется фантомами драпировок /497/. Так, Д. Джонсон сообщил, что при материализационном опыте, устроенном для него в ЮАР, выяснилось, что фантом, казавшийся присутствующим живым человеком, не был в действительности снабжен ногами, потому что "не было смысла делать то, что не видно", как признался "гид", руководивший опытом4 /624/. Много фотографий фрагментарных материализации опубликовано в книге /235/.
Билокация сенситива и двойники. Сходство с сенситивом часто наблюдалось у только что сформированных фантомов и обычно терялось с развитием явлений. Но бывали случаи полной идентичности
фантома и сенситива. Они получили название "билокации сенситива". Сенситив Давенпорт был известен своей способностью к "раздвоению" /323, 795/. Билокация сходна с явлением образования двойников /1145/. Отличие этих явлений состоит в том, что при билокации сенситив находится в несознательном состоянии (в трансе), а при образовании двойника — в сознании. В некоторых случаях сознательное мысленное представление стимулирует возникновение двойника. Так было с учительницей Саже, несчастье которой состояло в склонности к "раздвоению". Если, находясь в
душном классе, она представляла себе как хорошо сейчас в саду, там возникал ее двойник, видимый окружающим. Подобные случаи пугали детей, смущали коллег и быстро приводили к очередному увольнению. Некоторые видные писатели (Гете, Мопассан, Ж. Санд...) сообщали о встречах со своими двойниками /282, 365, 698/. Возможно это были явления чисто психологические. Существует поверье, что встреча со своим двойником предвещает смерть. А в Индии йоги, свами и аваторы, якобы, обладают способностью, находясь в кругу свидетелей, создавать на другом конце страны свой двойник, который принимает участие в празднестве, разговаривает, закусывает, курит.... Как видно, билокация, создание двойников и материализованных призраков (о них ниже) — явления одного порядка. К этого же рода явлениям, только менее ярко выраженным, следует отнести и те случаи, когда вместо ожидаемых проявлений П0 получают медиумические фотографии, а также слепки и отпечатки рук и ног самого сенситива /249, 365/.
Транслокация сенситива. При "транслокации" все вещество сенситива "переливается" в фантом с полным восстановлением идентичности сенситива. В результате этого сенситив меняет место своего нахождения. Явления транслокации не раз случались при материализационных сеансах в результате попытки участника, подозревавшего сенситива в обмане, схватить фантома и убедиться, включив свет, что это сенситив. Сходство фантома с сенситивом в начальной стадии материализации укрепляло подозрения /318, 365, 497/. Скептики — "хвататели" получили специальное название "медиум-кэтчеров". Устроители требовали от участников опытов обещаний воздерживаться от подобных выходок, опасных для здоровья сенситива и приводящих к принудительной транслокации: в руках кетчеров всегда оказывался сенситив, неизвестно как освободившийся от всех пут и покинувший кабину. Все предохранительные средства (нити, продетые в отверстия в ушах для серег и припечатанные к полу; веревки, завязанные сложными узлами и опечатанные; зашитые мешки, запертые на замок клетки и т.п.) оставались при этом целыми и на своем месте /4, 365/. Подобные явления укрепляли подозрения обывателей в "чрезвычайной ловкости" сенситивов и приводили к мнению о совершенной бесполезности любых мер по предотвращению "обмана" с их стороны. Но проводились и научные исследования, позволившие установить, что эти явления — не обман, а транслокация. В Пастеровском Институте в Нью-Йорке была оборудована лаборатория для наблюдения явлений материализации, снабженная светозащищенной металлической клеткой для сенситива. Хотя она надежно запиралась, образующиеся фантомы каждый раз выносили из нее (без нарушения запоров) сенситива, который находился в бессознательном (трансовом) состоянии, говоря, что для него вредно пребывать при опытах среди металла. Поэтому металлическая клетка была заменена деревянной /63/. Наряду с транслокацией эти явления можно было объяснить дематериализацией двери клетки и восстановлением ее после выноса сенситива. Такое объяснение было мало вероятным в другом случае, когда впавший в транс сенситив Миллер начал опыт на одном этаже здания, а оказался при его окончании на
другом этаже /1218/.
Завершенные материализации. Многими
исследователями отмечалась биологическая безукоризненность завершенных материализации {110-11}. Фантомы имели все признаки живого человека — имели плоть, ум, память, дыхание; билось сердце; руки и губы были иногда холодные, иногда теплые; раствор барита белел, когда фантом выдыхал через него; фантом мужчины держал 10 кг на вытянутой руке, приподнимал участника вместе со стулом в доказательство своей реальности и силы {111-7}. На сеансах Э. Эсперанс фантомы красивых девушек мило шутили с присутствующими, дарили им "на память" фантомы цветов, куски тканей своих одежд, играли на музыкальных инструментах и дематериализовывались на их глазах /6, 166/. Знаменитый фантом "Кэти Кинг"5 была красивее своего сенситива Ф. Кук, выше ростом, имела волосы другого цвета, уши без отверстий для серег (у сенситива — с отверстиями), иную частоту пульса и в 5 раз большее электрическое сопротивление {112-5}. У многих сенситивов в качестве гидов действовали фантомы всяких экзотических личностей — негритят, индейцев, восточных людей и пр., совершенно не похожие на своих сенситивов. /4, 1431/. Когда фантомы настолько жизненны, что возможно общение с ними, обнаруживалось не только сходство внешности с отшедшими, но и сохранение черт индивидуальности. Так, на сеансах сенситива Фоке, происходивших еженедельно на дому у банкира Ливермора в течение 5 лет, являлся фантом его жены Эстеллы — копия этой отшедшей молодой жены. Фантом не мог говорить, но писал записки прижизненным почерком на французском языке, неизвестном сенситиву {113-6}.
Жизненность фантомов зависела от состояния сенситива. Так, при опытах с сенситивом Миллером фантомы обычно имели вид живых людей и общались с участниками в достаточно освещенной комнате, но когда он плохо себя чувствовал, то фантомы больше походили на восковых кукол /1218, 1223/.
Естественным завершением опыта материализации фантома является его дематериализация. При дематериализации фантом, как и всякое эктоплазмическое образование, "прячется" в сенситива, доказывая этим свое с ним единство /365/. В зависимости от обстоятельств, дематериализация происходит или постепенно, или мгновенно (как в случае транслокации сенситива при захвате фантома) /497/. Сообщается об опытах, когда материализация и Дематериализация фантомов происходили на глазах участников,
причем, иногда, распадаясь, фантом продолжал говорить, пока была цела его голова /1218, 1223/. При опытах, проводившихся в темноте, фантом руки, дотронувшийся до участника "таял" в схватившей его руке /1219, 1246/.
Свойства фантомов. Сведения о свойствах спонтанно материализованных фантомов не противоречат данным стимулированной материализации, но более подробны, особенно в части, касающейся завершенных материализации. Именно спонтанная материализация позволила установить наиболее важную особенность полностью сформированных фантомов — их подобие отшедшей личности, которую они представляют, и отличие от участников опыта и от сенситива. Хотя это наблюдалось и при некоторых других проявлениях П0, но ввиду наглядности, зримости эффект тождественности с П0 в случаях материализации особенно поражал.
Обычно фантомы неспособны долго выносить свет. Так, фантом Б. Франклина до 10 секунд выдерживал белый свет, отбрасывая тень, а затем разрушался /4, 53/. "Кэти Кинг" однажды позволила усилить свет, но тут же "растаяла" на глазах экспериментаторов, испытав боль /4/. Сообщают однако о способности современной) сенситива К. Мирабелли создавать фантомы на свету /499/. Но совершенно исключительными способностями к материализации обладали братья Эдди — одни из наиболее одаренных сенситивов за всю историю психизма /1221/. К сожалению, они остались вне научного исследования и их проявления не были сфотографированы. Отец принуждал их "выступать" перед платными зрителями в балагане, расположенном в сельской местности, при дневном освещении. Одновременно пели и плясали несколько фантомов, преимущественно индейцев. Главное действующее лицо — индианка — на свету танцевала, пела и фабриковала "из ничего" шали, которые тут же "таяли". До четырех материализующихся фантомов пререкались между собой в темной кабине перед "выходом на сцену".
Если для П и П0 вещество не служит непреодолимым препятствием для проникновения, то фантомы уже в начальной стадии материализации частично лишаются этой способности /365/. Так, фантом, который еще настолько ажурен, что видим лишь ясновидящему, отодвигается, если стоял на пути идущего человека, чтобы тот не прошел через него. Чтобы выйти через дверь, такой фантом "отворяет ее эфирный двойник" (сама дверь может при этом оставаться закрытой) (?); считают, что отсюда происходит обычай отворять окна в комнате усопшего "для выхода души" /319/. Гид "Стазия" говорила, что проникает в помещения "сквозь щели, ибо парообразна". Но полностью материализовавшиеся фантомы по способности к проникновению не отличаются от живущих людей.
Некоторые фантомы были способны говорить, но чаще они были лишены этой способности /4, 698/. Иногда же они говорили, лишь когда были скрыты от всех взглядов или невидимы только сенситиву /6» 74/. Как и при стимулированной материализации, фантомы могут в той или иной мере обладать и чувственным и внечувственным зрением: они часто ясно видят в темноте, но еще лучше обычным путем, на свету /1181/. Для них характерно своеобразвное благоухание, вроде запаха сандалового дерева — "смесь запахов
фиалок и тления" /6, 53/.
Систематически являвшиеся на опыты фантомы с течением времени как бы совершенствовались — научались быстрее формироваться, сменяли хламиды, в которые они вначале часто бывали облачены, на соответствующую эпохе и стране одежду, активнее общались с участниками опытов и лучше говорили (если говорили). Эта закономерность вообще характерна для способности П0 к сообщениям — первое время она улучшается, даже если сенситивы остаются неизменно инертными /158/. В этом видят подтверждение отдельности личностей фантома и сенситива — как и в частых случаях их разговоров между собой /365/.
Между фантомом и сенситивом существует сложная взаимосвязь. Хотя фантом и отделен от сенситива и иногда неподвластен ему в своем поведении, он, тем не менее, составляет с ним одно целое /6/. Иногда, но не всегда, связь между ними подчеркнута наличием соединяющей их светящейся нити (как и в случаях стимулированного образования фантома, спонтанных выходов П из тела, клинической смерти и т.д.). Имеется и психологический аспект связи фантома с сенситивом. Если сенситив находится в сознании, то ему передаются ощущения фантома и он чувствует себя связанным с ним, в какой-то мере раздвоенным /166/. Фантом иногда относится к сенситиву хуже, чем к другим участникам опыта — с неприязнью, как к надсмотрщику, как нерадивый ученик относится к воспитателю /6/. В этом видна аналогия с частыми случаями антагонизма сомнамбулических сознаний к основной личности /126/.
Физические проявления связи фантома и сенситива еще более удивительны и необъяснимы: фантом пьет воду — она выливается изо рта сенситива, находящегося в трансе /6/; фантом ест фрукты — сенситив выплевывает косточки /365, 1220/; фантома обнимают плачущие родные — их слезы капают на лицо сенситива, находящегося в кабине; фантома пытаются удержать — сенситив сливается с ним, невзирая на разделяющее их расстояние и путы /4, 6/. Некоторые рассматривают подобные случаи, как примеры контакта по четвертому измерению объектов, разобщенных в пространстве трех измерений.
Имели место случаи, когда фантомы пили и ели с участниками опытов /1515/, выпивали стакан пива или воды /74, 365/. При дематериализации фантомов воспринятое вещество исчезало вместе с ними. Показателен случай, когда фантому девочки подарили коробку конфет и она унесла ее с собой, дематериализовавшись /319/. Сообщается и о противоположных случаях "приноса" вещества фантомами, например, когда фантом угощал участников опыта
вкусной едой без каких-либо неприятных для участников последствий /70/. Откуда бралась еда, осталось невыясненным. К явлениям "приноса" могут быть причислены и те частые случаи, когда участники опытов получали образчики тканей одежды фантомов.
Одежда фантомов. Фантомы всегда являлись одетыми — даже если сенситив в момент их образования лежал голый в постели /967/. Предполагают что одежда предохраняет фантома от повреждения светом, поскольку фантомы вещей гораздо устойчивее к нему, чем органические субстанции. Фантомы вещей иногда сохранялись долго — днями и даже неделями, хотя чаще были "короткоживущими" — быстро "испарялись" на свету {115-4}. Одежды фантомов производили впечатление вполне реальных — они шуршали при движениях и были вещественны на ощупь /1223/. В тоже время многие отмечали отсутствие у фантомов обуви, которая, якобы, "не может материализоваться" /1214/. Одежда фантомов всегда возбуждала любопытство участников опытов, которые часто норовили отрезать лоскуток — с ведома и согласия фантома или тайно. Утверждают, что если отрезали тайно, то на одежде сенситива в соответствующем месте образовывалась дыра, а если по разрешению, то дело обходилось без повреждения /6, 365/. Отсюда делают вывод, что фантомы тканей чаще всего образуются из одежды сенситива, что тем вероятнее, что обычно фактуры тканей одежд сенситива и фантома совпадали. Что обычно не совпадало, так это цвет: если отрезали лоскут от, скажем, белого одеяния фантома, то образовывалась дыра в черном платье сенситива, сшитом из ткани той же фактуры, что и лоскут, совпадающий с дырой размерами и формой /6, 1214/. Добытые образцы фантомов тканей, как и прочие фантомы вещей, иногда пребывали неизменными, но чаще быстро таяли на свету /4, 53, 967/. Фантом ткани, сохраняя рисунок ткани одежды сенситива, иногда бывал тонок как паутина, частая и крепкая /6/. В качестве не имеющих вещественного аналога называют фантомы, представляющие собой многослойные вуали — наблюдалось до четырех тончайших слоев /698/. В журнале /1515/ можно найти фотографии кусков материй и кружев, отрезанных от одеяний фантомов.
Помимо материй, упоминается множество других вещей, "приносимых" фантомами. Чаще всего приносятся фантомы цветов. Предполагают, что даже когда не видно действующего лица, "принос" осуществляется его фантомом, находящимся в начальной стадии материализации.
Возражения и доказательства. Антагонисты психизма теперь предпочитают не касаться явлений материализации. Они держатся так, как будто таких явлений нет. В этом им помогают слабая начитанность людей, забвение прошлого и редкость этих явлений в наше время. Но раньше, когда опыты материализации были повседневными, скептикам было неудобно принимать такую позу и, с легкой руки Э. Гартмана /39/, они "объясняли" эти явления гипнозом, самогипнозом и галлюцинацией — обычной и коллективной. А.Н. Аксаков противопоставил этим домыслам факты, опровергающие эти утверждения: фантомы рук стучат, перемещают предметы, пишут на свету и в закрытых объемах, оставляя пребывающие следы; получаются отпечатки рук и ног, характерные для сенситива, или, наоборот, отличные от свойственных ему, иногда в закрытых объемах; наблюдается перенос загрязнения фантома на сенситива при дематериализации; получаются парафиновые формы рук, соответствующие то сенситиву, то его гиду, то П0; получаются фяотографии фантомов на различных стадиях их образования.
Первое время низкий уровень фототехники требовал применения сильного (магниевого) света, разрушительного для фантомов, и значительных выдержек. Лишь в редких случаях получение снимка облегчалось слабым собственным свечением фантома, как это имеет место при медиумической фотографии {116-6}. Тем не менее А. Аксакову, Ж. Биссон, В. Круксу, Ж. Охоровичу, Ш. Рише, А. Шренк-Нотцингу и некоторым другим исследователям удалось получить и опубликовать фотографии фантомов, а последнему из перечисленных — даже заснять процесс материализации фантома на кинопленку {109-8}. Особенно успешными были опыты Ж. Биссон, которая оборудовала специальную лабораторию, оснащенную пятью фотоаппапратами для одновременной съемки явлений с различных точек зрения, осветительными приборами и другими приспособлениями. Путем длительной тренировки ей удалось постепенно приучить работавшего с ней сенситива ("Еву") выдерживать при материализации вспышку магния, а затем получить несколько сот фотографий фантомов различной завершенности, а также микрофотографии образцов "плоти" фантомов, опубликованных в книге /235/.
Забавные пребывающие доказательства своего появления в полуматериализованной (не видимой участникам) форме давала гид "Стазия". Прежде чем известить участников о своем появлении нажав на кнопку электрического звонка, она прятала их шляпы и галоши в самые неожиданные места, чем доставляла им неисчислимые хлопоты. После настоятельных просьб она прекратила эти шалости, но однажды подвесила плащ визитера на ниточке к крюку в высоком потолке передней /1249/. Были и другие детские шутки, результат которых один: опыт окончен, фантома давно уже нет, а последствия его действий налицо. Это не вяжется с гипотезой галлюцинаций.
После сильных материализационных проявлений иногда наблюдалось последействие иного рода, получившее название "незримого присутствия": после окончания опытов в помещении еще долго происходили слабые самопроизвольные перемещения предметов, колыхались занавески и т. п. /1223/.
Материализованные призраки. Привидения.
Призраки. В главе 4 было рассмотрено восприятие галлюцинаторных призраков, появление которых не сопровождается пребывающими вещественными следами. Но иногда призрак имел вполне жизненный вид, совершал нормальную последовательность поступков (звонил, входил, здоровался, беседовал, прощался, уходил...), и, главное, оставлял пребываювщие следы своего посещения — записки, перемещенные вещи, следы на полу и т. п. {117-11}. В этих случаях полагают, что призрак был фантомальным, т.е., хотя бы неполностью, но материализованным. Считают, что явление материализованного призрака может быть обязанным одной из двух причин ,— или дистанционному влиянию сенситива или самопроизвольной материализации П0. Полагают, что необходимые для материализации энергия и вещество черпаются при этом у свидетелей явления. Поэтому они часто говорят об ощущении холода: "Могильным холодом повеяло вокруг" /324/. Как всегда при образовании фантомов, материализованные призраки являли обычный, привычный окружающим облик живущего или отшедшего, показывая тем, что, скорее всего, являлись материализацией мыслеобраза /4/. Как и в некоторых других, ранее рассмотренных случаях, над фантомальным призраком иногда наблюдался светящийся шар, соединенный с ним светящейся нитью.
Помимо оставления пребывающих следов, называют следующие две особенности, отличающие явление материализованных призраков от галлюцинаторных: видение призрака лишь открытыми глазами; видение призрака несколькими лицами со сдвигом по месту и по времени, исключающими возможность коллективной галлюцинации /4, 365, 967/.
Сенситивы видят призраки гораздо чаще, чем обычные люди. Некоторые из них утверждают, что видение П0 для них обычное явление {118-12}. Это
свидетельствует о их способности видеть начальные стадии материализации.
Материализованные призраки, как и положено фантомам, предстают одетыми, а иногда и с фантомами вещей. Подчеркнем еще раз это наблюдение, свидетельствующее, что формирующая психическая способность распространяется и на предметы неорганического мира. Этот вывод очень важен для понимания закономерностей мира отшедших.
Замечено, что для повторно являющихся призраков характерно постепенное ослабление проявлений. Его приписывают накоплению "световой усталости" — разрушающего влияния электромагнитных колебаний, действующих на фантомы так, как избыточное тепловое движение частиц действует на сложенное из них вещество /7/. В конце концов призрак уже не наблюдается и лишь ощущается его "незримое присутствие" - сначала всеми людьми, а затем лишь
сенситивами /49/. Оккультисты давно уже заметили, что призракам свойственна "боязнь острия", почему кинжал или шпага являлись непременными атрибутами магического ритуала /115, 147/. Поэтому можно думать, что и электростатическое электричество (или другой вид энергии), стекающее с острия, также, как и свет, производит разрушительное действие. О том, что эта энергия может влиять на ход психических явлений, свидетельствуют и опыты профессора Р. Гера /43/. Он установил, что в присутствии надлежаще расположенных металлических гребенок усиливаются автоматические движения и что введение изоляторов их ослабляет. Подтверждением последнему служат опыты комиссии Менделеева в Петербургском Университете, которая свела к нулю проявления одареннейшего сенситива, усадив его за стеклянный стол и окружив атмосферой насмешливого скептицизма /10/.
Число опубликованных сообщений о наблюдении материализованных призраков многочисленно. Приведем содержание нескольких из них.
Человек видит призрака прямо перед собой. В это же время другое лицо, для которого прямой луч зрения закрыт, видит отражение призрака в зеркале /558/.
Призрак ходит по дому. Свидетелями этого порознь становятся 6 человек /768/.
Парапсихологи подробно исследовали случай повторных явлений призрака, которого порознь наблюдали мать и дочь. Шесть сенситивов, не посвященных в обстоятельства дела, независимо друг от друга, определили места появления призрака, совпавшие между собой и с показаниями матери и дочери /1289, 1321/.
Экипаж самолета и пассажиры порознь наблюдают в полете призраки пилота и бортинженера, разбившихся ранее на этом рейсе вместе со 110 пассажирами /1386/.
Русской разновидностью материализованных призраков были "летуны". Так назывались в крестьянстве безвременно отшедшие мужья, посмертно навещавшие по ночам своих жен. Они не могли говорить, но были видимы соседям, что доходило до церкви и служило поводом для проведения очистительных молебнов. Сведения о летунах были настолько многочисленными, что это явление считалось бытовым.
Утверждают, что эфирные двойники образуют после смерти недолговечные призраки. После отделения П0 эфирный двойник остается у тела и может наблюдаться сенситивом около могилы в течение нескольких дней после похорон в виде бледноголубого призрака /324/. При этом двойник постепенно разлагается (как думают, "вместе с телом"), являя сенситиву неприятное зрелище. Полагают, что при ампутации члена его эфирный двойник остается с телом. Он
сохраняет связь с отсеченным членом, пока последний полностью не разложится. Этой связью объясняют случаи "фантомных болей", которые могут ощущаться в ампутированном члене вплоть до 2-3 лет.
В тех редких случаях, когда при переходе П0 не отделился, а остался соединенным со своим эфирным двойником и прикованным к земле, образуются привидения или возникают "неспокойные места" (см. главу 7) /323/. Длительность подобной ситуации может быть различной. Опубликовано много рассказов несовершенных П0 о своих первых тяжелых посмертных переживаниях, связанных с пребыванием в гробу около трупа или близь могилы {120-4}. Связанный с эфирным двойником П0 смутно видит земное окружение, которое видится ему как бы в тумане /967/.
Привидения. Своеобразный род призраков представляют так называемые привидения — являющиеся в течение очень длительного времени призраки отшедших. Они могут быть как фантомальными, так и галлюцинаторными. Предположительно, одно и то же привидение может проявляться в обеих этих ипостасях в зависимости от психической одаренности и антагонистичности лица, его наблюдающего, которое неизбежно вносит свой вклад в развитие явления. Вследствие этого, ожесточенным антагонистам и сугубо критически настроенным исследователям редко доводится наблюдать привидения. По-видимому, отчасти поэтому они стали редко наблюдаться в наше время. Вообще же, свидетельства о наблюдении привидений достаточно обильны {119-23}. Среди них есть и современные. Так, в работе /771/ сообщается о 60 современных случаях появления привидений. Излагаются подробности расследования таких случаев {126-4}. Примером может служить обследование парапсихологами Г. Шмейдлер и Т. Мосс с группой сенситивов дома в Лос-Анджелесе, жильцы которого жаловались на появления привидения /1297/. Сенситивы не были информированы о цели обследования, тем не менее четверо из них порознь видели привидение. Их описания совпали между собой и с показаниями жильцов.
Называют различные причины образования привидений. Они могут явиться результатом суммирования желаний и представлений нескольких поколений членов одной семьи, в итоге чего образуется так называемый "фамильный призрак" /83/. Продуктом горячей мольбы умирающей матери может явиться призрак-охранитель сирот; порой в его качестве выступает П0 самой матери. Привязанность к месту сильных переживаний может обусловить систематические появления привидения. Таковы привидения жертв — или убийц — в средневековых замках.
О привидениях высказывают различные мнения. Некоторые не видят в их действиях проявлений сознательной воли /1464/. Полагают, что для них характерны отрешенность от всего земного, что они живут прошлым, чураются живущих и вполне безобидны /96/. Замечают, что они появляются и исчезают мгновенно — как и НЛО "проваливаются в четвертое измерение" с тем отличием, что НЛО всегда непрозрачны, тогда как через привидения порой просвечивает окружение, "фон" /1319/. Заметим, что вряд
ли необходимо прибегать к подобной аналогии, так как появление, исчезновение и степень прозрачности привидения естественно объясняются закономерностями процесса материализации и других явлений психизма.
1 У других авторов встречаются иные наименования — магнетический флюид, жизненная сила, животный магнетизм, животное электричество, антрофин..., в большинстве своем мало подходящие.
2 П, а тем более "ментальное тело" сформированы не из вещества. Поэтому можно предполагать, что при проявлениях в вещественном мире они заимствуют из него вещество — "являются на экипажах"
(vehicles), как иногда говорят /476/. В зависимости от соотношения вещественной и астральной материй (а, быть может, и от "сорта" психической материи) формируются комплексные образования различной ажурности — "эфирный двойник", "астросом" и т.п. Сомнительно, чтобы выведенное Лафранком и сфотографированное Барадюком образование представляло собой "ментальное тело" — скорее это все тот же астросом, но частично "развоплощенный".
3 Это утверждение, в которое трудно поверить, совпадает с сообщениями
оккультуристов об "обратном ударе" и других опасностях, которые подстерегают /147/.
4 По его словам, ему помогали 50 П0, которые обеспечивали надежность канала связи и выполнение "подсобных работ". Если верить ему, то материализационные опыты — сложное дело.
5 Говорила, что, якобы, ее настоящая фамилия Морган, что она сестра знаменитого пирата, жила на Ямайке в XVII веке и в искупление грехов прислана на 3 года
потрудиться в качестве гида. Ровно через 3 года исчезла /4, 323/.