Таблица 10
Доводы в пользу существования П0 и возражения против них
№ | Довод | Возражение | Замечание |
1 | Личность П0, который сообщается через медиума, всегда отчетливо выражена характерна и соответствует личности отшедшего, а не личностям медиума и участников опыта | Эта личность есть образ отшедшего, со хранившийся в памяти медиума или извлеченный его подсознанием из памяти участников опыта. | Возражение опровергается, если был использован медиум, не знакомый с отшедшим и не обеспечивающий чтения мыслей участников опыта. Однако, это не делалось. |
2 | Сообщающиеся часто проявляют незнание сведений, известных медиуму и участником опыта и бесспорно запечатленных в их подсознаниях, и не могут назвать загаданные участниками слова, чем доказывается отдельность памяти и сознания сообщающегося от памяти, сознаний и подсознаний участников опыта, а следовательно и отдельность его личности [320, 1218]. | Известны случаи расщепления сознания — существования в человеке нескольких обособленных друг от друга личностей. Сообщающаяся сущность и есть такой слой сознания медиума или участника опыта. | Изучение сомнамбулизма показало, что глубинный пласт сознания всегда осведомлен о "внешнем" сознании и его памяти (не наоборот!), чем обесценивается возражение. |
3 | Отдельность сознания и памяти сообщающихся и участников опытов подтверждается случаями, когда сообщающийся выполняет обращенную к нему просьбу (явиться в назначенное время, привести другого П0 и т.п.) с большим запозданием, когда просители уже забыли о своей просьбе [6, 1218]. | То же возражение. Общеизвестно, что при сомнамбулизме выявляются глубинные слои сознания со своей отдельной памятью. | Возражение трудно оспорить. |
4 | Частые случаи несходства убеждений сообщающегося и участников опыта (например, его религиозность при атеистичности участников) свидетельствуют об отдельности его личности [77]. | Глубинные" личности сомнамбул часто атагонистичны основному сознанию — см., например, [126]. | То же. Однако, случаи, подобные [126],— редкость, а несходство убеждений и желаний сообщающегося и участников — обыденность. |
5 | Произвольность сообщений, частая их сумбурность и сбивчивость, беспамятность сообщающихся, вторжение не- ванных и незнаемых сущностей — суть свидетельства самостоятельности явлений, несвязанности их с сознаниями участников, независимости от их намерений и желаний [4, 158]. | Вce это — лишь свидетельства самостоятельности и прихотливости дубинных пластов сознания людей. | Т о же. |
6 | Драматизм" проявлений сообщающихся (его просят "Говори яснее" и он действует четче; он требует "Дайте латинский алфавит", "Прибавьте света" и т.п.) свидетельствует об их жизненнности [6]. | То же. | То же. |
7 | Наличие запретов на ряд сведений, нежелание сообщающихся способствовать получению доказательств их самоличности ("Ищущий доказательств не получает их"), сообщать конкретные сведения, способствовать убеждению скептиков ("Не надо переубеждать неверящих". "Ученые — глупцы, самодовольство все равно не даст им познать") — являются свидетельствовами существования особого мира отшедших с присущими ему условиями и особенностями [91, 1211, 1218]. | Все это — лишь свидетельства склонности подсознания медиума к фантазиям и выдумкам. | Возражение мало убедительное, формально возможное. |
8 | Независимость индивидуальности сообщающегося и характера его сообщений от смены медиумов и используемых ими форм психических явлений доказывает его отдельность от медиума [4, 1194]. | В этих случаях действующим агентов является подсознание какого-либо участника опытов, телепатически про являющееся через разных медиумов. | Возражение опровергается, если убедиться при опыте в отсутствии телепатической связи ("чтения мыслей"). Однако, это не делалось. |
9 | Сохранение индивидуальности сообщающегося при его проявлениях в разобщенных кружках с разными медиумами и участниками свидетельствует об отдельности его личности от живущих [4]. | Эти случаи свидетельствуют о телепатическом общении подсознаний живущих по неосознанной инициативе участника или медиума. | То же. Натяжка телепатического объяснения уже становится очевидной |
10 | Совпадение многочисленных независимых свидетельств о существовании П0 есть доказательство его реальности [323]. | Свидетельства не независимы — они взаимосвязаны верой в посмертную жизнь. | Действительно, независимость свидетельств в данном случае не очевидна. |
11 | Всеобщность верования в посмертную жизнь даже полностью разобщенных народов указывает на существование общей причины, а именно медиумической связи с отшедшими. | Причина этой веры — стремление уйти от страха смерти, свойственного всем. Издавна наблюдавшиеся психические проявления подсознаний живущих укрепляли веру в посмертье. | Возражение обесценивает довод. |
12 | Случаи неизмеримого интеллектуального превосходства сообщающегося над медиумом и участниками опыта (ксеноглоссия; философские, музыкальные, художественные, литературные способности — примеры см. в следующем разделе) свидетельствуют о том, что он является особой, отличной от них личностью. | Это — проявления нам неизвестных и, возможно, необъятных потенций под- сознания медиума, а в ряде случаев — его GESP. | То же, что в пунктах 8 и 9. |
13 | Многочисленные, тщательно проведенные опыты методом перекрестного письма с несомненностью устанавливают существование По. | Результаты этих опытов сомнительны, многими опровергаются, и современными исследователями не признаются. Их можно объяснить действием GESP медиума. | См. далее раздел "перекрестное письмо". |
14 | За время исследования явлений медиумизма получено множество свидетельств самоличности отшедших путем сообщения ими сведений, неизвестных медиуму и участникам опытов, правильность которых была потом проверена, чем с несомненностью устанавливается существование По. | Все эти случаи недоказательны, так как их можно объяснить действием GESP медиума, как это принято в современной парапсихологии. | Примеры таких случаев и их критики даны в следующем разделе. |
15 | Свидетельства испытавших клиническую смерть и экскурсии сознания (out of the body experiencis) подтверждают существование По. | Эти свидетельства представляют собой ложно истолкованные впечатления живых людей в особых стрессовых ситуациях. | См. последующие разделы этой главы. |
16 | Тождество психизма живых людей и отшедших (демонстрируемого последними при медиумических опытах) свидетельствует о том, что в живом человеке зреет П, становящийся после перехода П0. | И психические и медиумические проявления имеют один источник — подсознание живого человека и его не до конца нам известные потенции. | Взятый в отдельности довод недоказателен, как и многие из перечисленных здесь доводов, но в совокупности с другими данными дополняет и проясняет исследуемую картину. |
17 | Случаи медиумизма младенцев и малых детей объяснимы лишь действием П0 (неграмотный, иногда еще не умеющий говорить ребенок начинает в трансе говорить от имени По или писать послания, даже на латинском языке) [4, 30]. | Это выдумки. | Из-за редкости явление не может быть воспроизведено и возражение отвергнуто. |
18 | Случаи автоматического письма почерком, индентичность которого почерку отшедшего подтверждена графологической экспертизой (иногда он неизвестен медиуму и участникам опыта), с несомненностью доказывает посмертное существование личности [4]. | См. пункт 12. Подсознание медиума хранит "все сведения о всем" или выискивает где-то сведения о почерке отшедшего, или психометрически прочитывает это (на- пример, путем смещения в прошлое). | То же, что в пунктах 8 и 9. |
19 | Некоторые медиумы одновременно автоматически пишут двумя руками разные послания, что противоречит представлениям о специализации полушарий мозга и потому может быть объяснено лишь действиями П0 [787]. | Сложный механизм психической сферы человека недостаточно изучен, чтобы использовать такое доказательство. | Правильное возражение. |
20 | Потенции подсознания (П), о которых толкуют критики медиумизма, требуют для своего проявления аккумуляции психической энергии, не имеющей эквивалента в вещественном мире. Согласно основному для Вселенной закону сохранения энергии и материи, энергия П обязана сохраниться в форме П0. | Все виды энергии, в том числе и пока неизученные, принадлежат веществен- ному миру, подвержены взаимным переходам и не теряются, не требуя для этого привлечения представлений о П0. | То же. |
21 | Существование П0 подтверждается множеством явлений материализации, среди которых следующие: видение П0 сенситивами; медиумические фотографии; призраки отшедших; некоторые неспокойствия и преследования; получение оттисков, дактилоотпечатков и муляжей конечностей, соответствующих прижизненным; персональность фантомов (сохранение прижизненных физических и психических особенностей); формирование и таяние фантомов на глазах у участников; одновременная видимость фантома и медиума; их совместные фотографии; уменьшение веса медиума при создании фантома и баланс их веса; материализация одного и того же фантома разными медиумами; перемещение предметов фантомами; образование двойника медиума; трансфигурация медиума; идентичность фантома отшедшему — узнавание его родственниками умершего [4, 365]. | Реальность явления материализации сомнительна, скорее всего это иллюзионизм медиумов. Если же эти явления существуют, то всецело обязаны идеопластическому действию подсознания медиума. | Не следует привлекать явления материализации для доказательства существования П0, так как в настоящее время они крайне редки и, кроме того, их механизм неясен и правила разграничения влияния П0 от идеопластического действия П медиума не установлены. |