Таблица 11
Доказательные случаи и их критика
№ | Случай | Заключение сторонников медиумизма | Возражение противников медиумизма | Замечание |
1 (12) | Малообразованный житель провинциального города в США начинает самопроизвольно впадать в транс и автоматически писать в темноте окончание незавершенного Ч. Диккенсом романа "Тайна Эдвина Друда" от имени По Диккенса. Литературоведы свидетельствуют о соответствии стиля началу романа и об органичности сюжета [4]. Позже начали говорить, что литературные достоинства Этого произведения не столь высоки, но что, однако, несоответствие выполненного труда нормальным возможностям медиума не вызывает сомнений [1409]. Намеревались провести сравнительный анализ текстов на ЭВМ [1064]. | Это — несомненное свидетельство самопроизвольного проявления П0, доказывающее реальность его существования. | Это — демонстрация скрытых возможностей под- сознания медиума или литературная подделка. | Объяснение случая высокими способностями подсознания представляется сомнительным. В наши дни сведения о личности медиума и условиях опыта (транс, темнота) забыты и обычно говорят о подделке. |
2 (12) | Греческий писатель Димитрокопуло в трансе автоматически пишет на незнакомом ему французском языке романы, творимые По Виктора Гюго, заказывает их переводы на греческий и издает под своим именем. На полученной им медиумической фотографии он сидит и пишет, а рядом — фантом В. Гюго [1221] | То же | Причуды творческой потенции подсознания медиума Димитрокопуло. | Масштабы "потенции" П расширены до нелепости. Случай свидетельствует в пользу медиумической гипотезы. |
3 (12) | Сапожный подмастерье, малообразованный ясновидец А. Дэвис пишет под воздействием "высоких" П0 многочисленные философские труды, высоко оцененные современниками. Про себя всегда скромно говорил: "Я — орудие для письма" [249 — 6]. | То же | Высочайная творческая потенция подсознания сенситива. | И, соответственно, наибольшая натяжка. |
4 (12) | Ювелир, не склонный к живописи, начинает писать картины, по фактуре и стилю подобные картинам умершего известного художника, под психическим воздействием его П0, который стремится осуществить задуманное им до смерти. Эксперты определяют, что картины при- надлежат кисти отшедшего [604]. | То же | Проявилась способность ювелира к живописи, направленная им на подражание. | Может быть и так. |
5 (12) | Медиум автоматически пишет на древнеперсидском языке сообщения от имени давно отшедшего перса. Дело происходит в Европе, медиум и участники опыта — европейцы, не знающие персидского языка, не говоря уже о древнеперсидском [1218]. | Одно из самых несомненных свидетельств существования посмертной жизни. | Подсознание медиума, пользуясь своим GESP, извлекает необходимые ему сведения из книг библиотек или из подсознаний эрудитов. | Пример нелепых предположений, к которым с неизбежностью приводит гипотеза GESP. |
6 (12) | По врача диктует по-латыни сложный рецепт микстуры, оказавшийся правильным и соответствующим болезни. Медиум и участники опыта были несведущи в фармакологии и не знали латинского языка [319]. | То же | То же | То же |
7 (12) | Многие случаи, когда у тупых и необразованных медиумов были остроумные, находчивые и эрудированные гиды [63]. | Доказательство отдельности П0 от медиума, т.е. существования П0. | Свидетельство превосходства подсознания над сознанием. | |
8 (12) | Многие случаи превосходства содержания сообщений, полученных медиумическим путем, над уровнем медиума и участников опыта {250 - 4}. | То же | То же | |
9 (12) | Через малообразованного медиума Э. Дюрана П0 Эмиля Золя пишет посмертное про- изведение в присущем Золя стиле [1223]. Через малограмотного медиума поступают литературные произведения от По Стивенсона [319]. В Мюнхене через медиума получена драма "Антиной", якобы, от П0 Шекспира [1222]. Опубликовано много литературных произведений, про которые говорят, что они по- лучены медиумическим путем {251 — 4}. | См. пункт 1 | См. пункт 1 | Вероятно, среди всего этого есть и подделки |
10 (12) | Лишенный артистического дарования медиум декламирует под влиянием П0 пьесу на незнакомом ему языке с 11 действующими лицами, проявляя прекрасное воплощение в них [319]. | То же | То же | |
11 (12) | Не имеющая музыкального образования и опыта медиум Р. Браун пишет от имени П0 Бетховена и Листа музыкальные произведения, которые, по мнению музыковедов, написаны грамотно и точно передают стиль указанных авторов [575]. | То же | То же | |
12 (12) | Полуграмотный мальчик-медиум нарисовал под влиянием П0 350 хороших рисунков на незнакомые ему сюжеты, а медиум Асман устроила выставку 50 своих картин, нарисованных автоматически [1223]. Не умеющий рисовать медиум хорошо рисует в темноте сразу двумя руками [1218]. | То же | Проявление скрытых способностей подсознания и возможностей внечувственного восприятия (видение в темноте). | |
13 (9) | Гид А. Конан Дойля "Финеас" по своей инициативе проявился в незнакомом Дойлю кружке, через неизвестного ему медиума, и подтвердил присутствовавшей на сеансе знакомой Дойля правильность сведений, которые Дойль ей сообщил в отправленном до этого письме [320]. | Самостоятельность действий П0 и его несвязанность с медиумом и участниками опыта доказывают существование П0. | Все это — результат телепатического взаимодействия подсознаний двух медиумов. | Отсутствие стимула для взаимодействия медиумов делает объяснение телепатией особенно сомнительным. |
14 (14) | Неизвестный медиуму и участникам опыта самоубийца, покончивший с собой полвека тому назад, сообщил о событиях своей личной жизни, сославшись на документы, которые потом удалось отыскать в другом городе и убедиться в истинности сообщеннного [282]. | Случай доказывает существование По. | Подсознание медиума, без всякого к тому повода, нашло документы, пользуясь своим GESP, и доложило их содержания на сеансе. | См. пункт 5. |
15 (14) | По правильно указал через медиума, где им была спрятана перед смертью ценная вещь, а также сообщил со- держание спрятанного запечатанного предсмертного письма, никому из живущих неизвестного [605]. П0 отца проявился через медиума спустя 4 года после смерти и правильно указал сыну, где им было спрятано завещание [394]. | Случаи доказывают существование посмертной жизни. | Подсознание медиума, используя свое GESP, в частности способность ретроспекции, проникло в содержание скрытого письма и определило местоположение тайников. | То же (подобные факты современные исследователи считают доказательствами существования П0 [980]). |
16 (14) | Под влиянием запоздалой страсти к деньгам "Женя" сообщил свои прижизненные и.о.ф. и адрес, правильность которых подтвердилась (см. главу 12) | То же | Женя — плод фантазии подознания медиума, который, помощью своего GESP, подыскал для него земного представителя и сообщил его координаты. | Случай доказывает реальность П0, так как неспособность медиума к проявлению GESP была при опытах проверена. |
17 | Брат и сестра одновременно видят во сне отшедшего отца, который жалуется, что его могилу разрыли волки. Утром на кладбище они видят разрытую могилу отца и вокруг нее — следы волков [1245]. | Свидетельство существования П0, его внимания к своему захоронению и способности контактировать с П спящих. | Это — свидетельство способности подсознаний живущих к самопроизвольному дальновидению и телепатическому контакту между собой. | |
18 (21) | В Нью-Йорке, на публичных платных сеансах в Карнеги-Холле медиум сидел в кабине, его руки держали представители публики. В 1,5 метрах от медиума (вне кабины) пишущая машинка автоматически печатала послания от По, даже когда зритель поднимал ее и держал на весу [1240]. | Проявление П0 | 1) Ловкий иллюзионизм. 2) Идеопластика (действие подсознания медиума). | Гипотеза идеопластики не исключается, как и во всех случаях материализации. |
19 (21). | Медиума связали, на кисти его наложили повязки с печатями. Появившегося фантома сфотографировали. На его руках не оказалось повязок, а печати на повязках медиума после опыта остались целы [1251]. | Доказательство реальности материализации фантома. | 1) Ловкий обман крайне невнимательных эксперимента торов. 2) Идеопластика. | То же |
20 (14) | Два П0, сообщавшиеся через мало одаренного медиума, узнавали на фотографиях знакомых и близких и вспоминали события, связанные с ними; называли имена присутствующих знакомых. Медиум ничего этого не знал. Его неспособность к "чтению мыслей", телепатической связи и психометрическому проникновению была тщательно экспериментально проверена (два отдельных сходных случая). | Абсолютное доказательство существования П0. | Вопреки утверждениям экспериментаторов, под- сознание медиума извлекало все сведения из подсознаний участников опыта. | Возражение показывает, что чужой опыт недоказателен, что каждому необходим личный эксперимент. |
21 (14) | Сообщающийся сохранил знание сложных дел своей фирмы и постановлений, которым они подчиняются. Диктовал письма своим наследникам, содержащие весьма дельные советы. Медиум был необразован, участники опытов неосведомлены [317]. | Случай доказывает существование П0. | Подсознание медиума, используя свое GESP, самопроизвольно черпало информацию из подсознаний осведомленных людей и выдавало себя за данного отшедшего. | См. пункт 5. |
22 (14) | Антагонист медиумизма посетил из любопытства летний лагерь спиритуалистов в США. Здесь внезапно про- явился его скрытый до того медиумизм. Он впал в транс и стал непроизвольно говорить голосом незнакомой ему недавно умершей местной жительницы. Ее собака узнала голос и стала к сенситиву ласкаться [1414]. | То же | Истерический припадок, вызвавший "сочувствие" собаки. | |
23 (14) | Еженедельно, в течение 5 лет, медиум К. Фокс на дому у Ливермора материализовала фантомы его жены и, реже, Б. Франклина, неспособные говорить. Они сообщались записками, которые писали собственноручно, своими прижизненными, несхожими между собой почерками на английском и французском языках. Медиум французского языка не знал [4, 317]. | То же | Идеопластическое творчество подсознания медиума, эрудиция которого была выше сознательной. | В отличие от большинства материализации, случай доказателен из-за наличия ксеноглоссии, сходства почерков и систематичности проявлений. |
24 (14) | Медиум автоматически пишет записку от имени незнакомой ему и присутствующим женщины, живущей в другом городе, с просьбой передать ее сыну, их соседу, что она умерла несколько часов тому назад. Сын устанавливает сходство почерков записки и писем матери, кроме написания буквы "а". Со временем он нашел ее последние письма и обнаружил, что незадолго до смерти написание этой буквы стало таким, как в посмертной записке [605]. | То же | Телепатический посыл умирающей был принят подсознанием медиума, задержан на несколько часов и выдан на сеансе в виде медиумического послания почерком, разведанным с помощью GESP медиума. | См. пункт 5 |
25 (14) | Через медиума поступает сообщение от знакомого одного из участников опыта о том, что он вчера умер в отдаленном городе. Участник этого не знал [1247]. | То же | То же, кроме использования GESP | См. пункт 2. |
26 (14) | Находясь в освещенной комнате, экспериментатор накрыл лежащий на столе кусочек грифеля аспидной доской с выступающими закраинами, прижал ее к столу локтем, в руки взял руки медиума, ногами накрыл его ступни. Послышалось скрипение грифеля. На доске обнаружилось послание от близкого экспериментатору П0, незнакомого медиуму, содержащее неизвестные ему и медиуму сведения, которые потом подтвердились [1338] . | То же | Иллюзионистская проделка или деятельность GESP подсознания медиума. | См. пункт 5. |
27 (14) | Экспериментатор положил кусочек грифеля между двумя оспидными досками, связал их шнуром, припечатал его сургучом своей печатью, пришел на квартиру к медиуму, сел за стол в светлой комнате, положив на него свои доски, а медиум сел в отдалении. Раздался скрип грифеля, затем сигнал об окончании письма стуками в столе. Раскрыв доски, экспериментатор обнаружил на них послание от знакомого ему и незнакомого медиуму П0, написанное почерком ком отшедшего [319]. | То же | То же | То же |
28 (14) | В США медиум "видит" рядом с незнакомым ему приезжим — французом его умерших во Франции дочь и зятя и верно описывает их. На бумаге, положенной вместе с карандашом в закрытый ящик, который француз держал на коленях, сидя вдали от медиума, карандаш пишет почерками этих отшедших ответы на мысленные вопросы француза, неизвестные медиуму [96]. | То же | То же | То же |
29 (14) | На медиумическом сеансе, присутствовавшие на котором не были лично знакомы с Ч. Диккенсом, поступила от его П0 просьбе передать поручение его сыну. Участники опыта сочли это мистификацией, так как П0 коверкал отдельные слова, что странно для писателя. Однако, сын потом сообщил, что у Диккенса была привычка искажать эти слова [1222]. | То же | Проделка подсознания медиума, которое заблаговременно телепатически осведомилось о речи Диккенса у подсознания его сына и соответственно оформило разговор | См. пункт 2. |