Ч а с т ь В т о р а я


О С П И Р И Т И Ч Е С К И Х

Я В Л Е Н И Я Х

 


Глава Первая


ДЕЙСТВИЕ ДУХОВ НА МАТЕРИЮ


§52. Устранив мнение матерьялистов как несогласное ни с рассудком, ни с фактами, остаётся узнать, может ли душа после смерти являться живым людям? Сперва можно было бы спросить, почему разумные существа, живущие некоторым образом в нашей среде, хотя и невидимые по природе своей, не могут обнаружить своего присутствия. Рассудок говорит, что здесь нет ничего совершенно невозможного, а это уже много. Впрочем, верование это имеет на своей стороне одобрение всех народов, потому что его находят везде и во все времена; а идея не может быть столь общей и существовать столько времени, не основываясь ни на чём. Кроме того, она подтверждается свидетельством священных книг и Отцов Церкви, и только скептицизм и матерьялизм нашего века могли поместить её в разряд суеверных идей. Если мы заблуждаемся, то заблуждаются равно и Церковь, и Св.Писание, и все народы.1
    Но это только нравственные рассуждения. Одна причина в особенности содействовала усилению сомнения. В наш положительный век, когда стараются дать себе отчёт во всём, когда желают знать относительно каждой вещи, как и почему, совершенно не знают натуру духов и способы, посредством которых они могут проявляться. Для приобретших же это знание явление духов не представляет ничего страшного и входит в число естественных явлений.
§53. Идея, которую составили себе о духах, делает с первого взгляда явление духов непонятным. Эти явления возможны не иначе, как посредством действия духа на материю; и потому те, которые полагают, что дух не имеет в себе ничего матерьяльного, спрашивают себя, повидимому, не без основания, как может дух действовать матерьяльно. В этом-то и заключается заблуждение, потому что дух не есть нечто отвлечённое, это существо определённое, ограниченное пространством и имеющее очертание. Дух, воплощённый в теле, составляет душу. Когда он после смерти оставляет тело, он не выходит оттуда освобождённым от всякой оболочки. Все духи говорят нам, что они сохраняют форму человека, и, действительно, когда они являются нам, мы их видим такими, какими знали прежде.
    Будем внимательно наблюдать за духом в ту минуту, когда он оставляет тело. Он находится в состоянии смятения. Всё смутно вокруг него. С одной стороны, он видит своё тело, целое или обезображенное, смотря по роду смерти; с другой, он чувствует и видит себя живым. Что-то говорит ему, что тело это его, а между тем он не понимает ещё, что отделён от тела. Он продолжает видеть себя с прежними формами, и этот вид производит у некоторых духов, в продолжение известного времени, странный обман чувств: они думают, что они ещё живут. Им необходимо свыкнуться с их новым положением, чтобы убедиться в действительности. Когда эта первая минута смятения проходит, тогда дух смотрит на своё тело, как на сброшенное старое платье, о котором вовсе не сожалеет. Он чувствует себя легче, как бы избавленным от тяжёлого бремени, он не испытывает уже физической боли и счастлив, что может подниматься, нестись в пространстве, как случалось ему несколько раз испытывать это во сне во время телесной жизни.2 Однако, несмотря на отсутствие тела, дух не лишается своей личности. Он имеет форму, но форму, которая не связывает и не стесняет его; он сознает своё "я" и свою индивидуальность. Что же должны мы заключить из этого? То, что душа не всё оставляет во гробе, а уносит что-то с собой.
§54. Многочисленные наблюдения и неопровержимые факты, о которых мы будем говорить впоследствии, привели нас к заключению, что человек состоит из трёх частей, и это:

  1. душа, или дух, начало разумное, обладающее нравственными понятиями;
  2. тело, грубая оболочка, матерьяльная, в которую он временно облечён для выполнения некоторых видов Провидения;
  3. перисприт, оболочка эфирная, полуматерьяльная, служащая связью между душою и телом.

Смерть есть разрушение или, лучше сказать, разложение грубой оболочки, той, которую душа покидает. Другая освобождается от первой и следует за душою, которая, таким образом, всегда имеет оболочку; эта последняя оболочка - эфирная, газообразная, невидимая для нас в своём нормальном состоянии - не менее того есть материя, хотя до сих пор мы не могли понять её и подвергнуть нашему анализу.
    Итак, эта вторая оболочка души, или перисприт, существует и во время телесной жизни. Посредством её дух получает впечатления чувств, обнаруживает свою волю и действует на органы. Приведём для сравнения электрическую нить, служащую проводником для получения и передачи мыслей. Это, наконец, тот таинственный, неуловимый деятель, известный под именем нервного тока, который играет такую огромную роль в хозяйстве организма и вместе с тем ещё не вполне оценённый в физиологических и патологических явлениях. Медицина, принимая в соображение одно лишь начало матерьяльное, весомое, устраняет при исследовании и определении явлений эту непрерывную причину действия. Но здесь не место рассматривать этот вопрос. Мы только заметим, что знание свойств перисприта есть ключ к разрешению множества задач, остающихся до сего времени неразъяснёнными.
    Перисприт не принадлежит к числу тех гипотез, к которым часто прибегают в науке для объяснения какого-либо явления. Существование перисприта не только открыто нам духами, но есть результат наблюдений, как мы докажем это ниже. В настоящую же минуту, чтобы не распространяться о предмете, о котором намерены ещё говорить, заметим только, что душа ни во время пребывания своего в теле, ни отделившись от него, никогда не оставляет перисприт.3
§55. Говорят, что дух есть пламя, искра. Это должно отнести к собственно духу как началу разумному, нравственному, которому нельзя приписать никакой определённой формы. Но в какой бы степени совершенства дух ни был, он всегда облечён в оболочку, или перисприт, которая делается эфирнее по мере того, как он очищается и возвышается в иерархии духов, так что для нас идея формы нераздельна с идеей о духе, и мы не можем представить себе духа без формы. Итак, перисприт составляет необходимую принадлежность духа, как тело - необходимую принадлежность человека. Но перисприт, взятый отдельно, не есть дух, как и одно тело не есть человек, потому что перисприт не мыслит. Он для духа то же, что тело для человека; это агент или орудие его действий.
§56. Перисприт имеет форму человека, и если дух является нам, то вообще с теми формами, с которыми мы знали его во время жизни. Согласно с этим можно было бы подумать, что перисприт, отделившись от всех частей тела, принимает его форму и по оставлении его сохраняет этот отпечаток. Но на деле оказывается не совсем так. Форма человеческая, за исключением некоторых частных оттенков и изменений органических, которые зависят от той среды, в которой человеку назначено жить, встречается у жителей всех миров. Так, по крайней мере, говорят нам сами духи. Эта же форма принадлежит и духам невоплощённым, которые имеют один лишь перисприт. Под этой формой во все времена представляли нам ангелов, или чистых духов; из чего мы должны заключить, что человеческая форма есть тип всех человеческих существ, к какой бы степени совершенства они ни принадлежали.
    Но тонкая материя перисприта не имеет той плотности и твёрдости, которые имеет грубая материя нашего тела. Она имеет, если можем так выразиться, гибкость и расширяемость, и потому форма её хотя и человеческая, но не постоянная. Она повинуется воле духа, который по своему произволу может дать ей тот или другой вид, между тем как грубая и плотная оболочка представляла бы ему в этом случае непреодолимое препятствие. Перисприт, освобождённый от этого препятствия, может расширяться, сжиматься, преобразовываться, одним словом, способен принимать все видоизменения согласно с требованием воли, которая на него действует. Вследствие этого свойства эфирной оболочки своей дух, когда желает быть узнанным, может, если нужно, принять на себя именно ту самую наружность, которую имел во время земной своей жизни, и даже все те телесные недостатки или особенности, которые могут быть отличительными признаками его. Итак, духи, как видно, существа подобные нам, составляющие в нормальном своём состоянии вокруг нас целое невидимое население. Мы говорим: в нормальном их состоянии, потому что, как после мы увидим, невидимость не есть безусловная принадлежность духов.
§57. Возвратимся к свойствам перисприта, потому что это необходимо для ясного понимания того, о чём мы хотим говорить. Мы сказали, что эта оболочка хотя и эфирная, но не менее того некоторого рода материя, и это заключение вытекает из факта осязаемых явлений, о которых мы ещё будем говорить. Многие видели, что под влиянием некоторых медиумов показывались руки со всеми свойствами рук живых. Оне имели теплоту, были осязаемы, представляли упругость твёрдого тела, схватывали вас и вдруг исчезали, как тень. Разумное действие этих рук, которые, видимо, повиновались какой-то воле, исполняя известные движения, играя даже мелодии на музыкальных инструментах, доказывает, что эти руки - видимые части существа невидимого и разумного. Их осязаемость, их теплота, одним словом, впечатление, которое оне производят на чувства, потому что иногда видели, как оне оставляли знаки на коже, как давали удары довольно чувствительные или нежно ласкали, всё это доказывает, что оне составлены из какой-либо материи. Внезапное же их исчезновение служит доказательством, что эта материя чрезвычайно тонка и удобоизменяема, как некоторые вещества, которые попеременно могут переходить из газообразного состояния в твёрдое и обратно.4
§58. Внутренняя природа собственно духа, т.е. существа мыслящего, нам совершенно неизвестна. Он проявляется нам только в своих действиях, а действия его могут производить впечатление на наши матерьяльные чувства не иначе, как посредством материи. Следовательно, дух имеет надобность в материи, чтобы действовать на материю. Прямое орудие действий его есть перисприт, как у человека тело. Перисприт же его, как сейчас мы это видели, есть материя. Потом, он имеет посредником своих действий всемирный ток, нечто вроде проводника, на который он действует, как мы действуем на воздух, чтобы произвести некоторые явления посредством расширения, сжатия или сотрясения его.
    Рассматривая предмет с этой точки зрения, действие духа на материю делается весьма понятным; а тем самым все явления, происходящие от этого, входят в круг явлений обыкновенных и не представляют ничего сверхъестественного. Они казались нам чудесами потому только, что мы не знали причины их действий. Причина известна - и чудесное исчезает. Вся эта причина заключается в полуматерьяльных свойствах перисприта. Это новый порядок явлений, которые объясняет нам новый закон. Со временем он не будет казаться нам удивительным, точно так же, как не удивляет нас теперь мгновенная передача мыслей через огромные пространства посредством электричества.
§59. Некоторые спросят, может быть, каким образом дух посредством столь тонкой материи способен действовать на тяжёлые и плотные тела, подымать столы и прочая. Учёный едва ли может сделать подобное возражение, потому что, не говоря уже о неизвестных свойствах, которые может иметь этот новый деятель, не имеем ли мы пред нашими глазами множество подобных примеров? Не в свойствах ли самых лёгких, невесомых токов промышленность находит самых могучих двигателей? Когда видят, что воздух опрокидывает здания, пар передвигает огромные тяжести, порох, превращённый в газ, взрывает на воздух скалы, электричество разбивает деревья в щепы, пробивает стены, то можно ли после этого находить удивительным, что дух посредством своего перисприта может поднимать стол? И в особенности, когда знают, что этот перисприт может быть видим, осязаем и действовать как твёрдое тело.


1 Эти ссылки, которых можно было бы и не делать, навлекли на Кардека бесчисленные нарекания, что, впрочем, нисколько не умаляет достоинств его труда. (Асгарта)
2 Если желают обратиться к тому, что мы сказали в "Книге Духов" о сновидениях и о состоянии духа во время сна (см. NN 400-418), то легко поймут, что эти сновидения, испытанные почти всеми, в которых видят себя пролетающими пространства, суть не что иное, как воспоминание того состояния, которое дух наш испытал, когда во время нашего сна временно оставлял матерьяльное тело, унося с собою одно лишь эфирное своё тело, сохраняемое им и после смерти. Эти сновидения могут дать нам понятие о том состоянии духа, когда он сбросит с себя земные оковы, привязывающие его к земле. (А.К.)
3 Это трудный вопрос. В настоящее время существует мнение, что перед слиянием духа со сферой вечного начала перисприт распадается. (Асгарта)
4 На сеансах на Стрельне летом 1903г. у меня эти руки показывались при дневном свете (вечернем) и обладали всеми свойствами живой руки. На некоторых руках я даже наблюдал хиромантические линии. (Асгарта)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz