Глава Шестая



ЯВЛЕНИЯ ВИДИМЫЕ


Вопросы, относящиеся к видениям - Теоретическое рассуждение о видениях - Шаровидные "духи" - Теория галлюцинаций


Вопросы, относящиеся к видениям

§100. Из всех спиритических явлений самые любопытные, без сомнения, те, посредством которых духи могут делаться видимыми для нас. Из объяснения этого феномена увидят, что он так же естествен, как и другие. Мы представим прежде всего ответы, данные нам по этому предмету духами.

  1. Могут ли духи делаться видимыми?
        - "Да, в особенности во время сна. Впрочем, некоторые особы видят их и наяву, но это реже."

Примечание. Когда тело покоится, дух освобождается от уз материи, делается более свободным и легче может видеть других духов, с которыми вступает в сношения. Сновидение есть воспоминание этого состояния. Когда ничего не помнят, то говорят, что не видели никакого сна. Но душа тем не менее видела и наслаждалась свободою. Здесь мы займёмся преимущественно видениями, являющимися во время бодрствования.1

  1. Духи, которые делаются видимыми, принадлежат ли преимущественно к какому-либо одному разряду?
        - "Нет, они могут принадлежать ко всем разрядам, к самым высшим и к самым низшим."
  2. Всем ли духам дана возможность являться нам видимыми?
        - "Все могут, но не всегда имеют на это позволение и желание."
  3. Какая цель духов являться нам видимыми?
        - "Различная. Смотря по их натуре, цель может быть хорошая или дурная."
  4. Каким же образом это позволение может быть дано, когда цель дурная?
        - "Тогда это делается для того, чтобы испытать тех, кому дух является. Намерение духа может быть дурно, но последствия могут быть хороши."
  5. Какая может быть цель духов, являющихся с дурным намерением?
        - "Испугать и часто отмстить."
    - А тех духов, которые являются с хорошим намерением?
        - "Утешить особ, которые грустят о них, дать доказательство своего существования и показать, что они находятся рядом, подать советы, а иногда испросить помощи для самих себя."
  6. Что препятствует возможности видеть духов всегда и всем? Не было ли бы это верным средством уничтожить все сомнения самых упорных скептиков?
        - "Так как человек бывает постоянно окружён духами, то беспрестанный вид их смущал бы его, стеснял бы его в действиях и во многих случаях отнял бы у него волю, тогда как, воображая, что он один, он действует свободнее. Что же касается до неверующих, то они и без этого имеют довольно средств, чтобы увериться, если бы пожелали ими воспользоваться и не были бы ослеплены гордостью. Вы очень хорошо знаете, что многие видели явления, но не сделались от этого верующими, говоря, что это одна только иллюзия. Не беспокойтесь об этих людях. Бог о них позаботится."

Примечание. Видеть постоянно перед собой духов было бы таким же неудобством, как видеть окружающий нас воздух или мириады микроскопических бактерий, которые находятся вокруг нас и над нами. Из этого мы должны заключить, что всё, что делает Бог, хорошо и что Он лучше знает, что полезно для нас."2

  1. Если вид духов представляет неудобства, то для чего в некоторых случаях им дозволяется являться?
        - "Для того чтобы доказать, что с телом не всё умирает в вас и что душа сохраняет свою индивидуальность и после смерти. Эти временные явления достаточны для доказательства и для того, чтобы засвидетельствовать, что друзья ваши находятся подле вас. Именно поэтому вам нет надобности видеть духов пред собой постоянно."
  2. В мирах более совершенных, чем наш, чаще ли наблюдаются явления духов?
        - "Чем больше человек приближается к духовной натуре, тем легче он входит в сношения с духами. Только грубость вашей оболочки затрудняет и делает редкою возможность видеть существ эфирных."
  3. Основательно ли пугаться появления духов?
        - "Кто рассуждает, тот должен понять, что дух, какой бы он ни был, менее опасен, чем живой человек. Впрочем, духи находятся везде, и нет надобности их видеть, чтобы знать, что они могут находиться подле вас. Дух, желающий вредить, может сделать это и не показываясь, что для него даже удобнее. Он опасен не потому, что он дух, но потому, что влиянием своим он может действовать на мысль, отклоняя её от добра и направляя ко злу."

Примечание. Люди, боящиеся оставаться в уединении или в темноте, редко отдают себе отчёт в причине своего страха. Они не могут сказать, чего они боятся; но они должны бы более опасаться людей, чем духов, потому что злонамеренный человек опаснее живой, чем мёртвый. Одна знакомая нам дама однажды вечером увидела в своей комнате видение столь ясное, что было приняла его за человека и поначалу испугалась. Уверившись же, что в комнате никого нет, она сказала себе: а, это дух, стало быть, я могу спать спокойно.

  1. Тот, кому дух является, может ли завести с ним разговор?
        - "Конечно, и даже нужно сделать это. В таком случае надо спросить его, кто он, чего желает и что нужно сделать, чтобы быть ему полезным. Если дух несчастен и страдает, то выраженное ему участие облегчит его; если же это добрый дух, то он может прийти с намерением дать добрые советы."
    - Каким образом в этом случае дух может отвечать?
        - "Иногда он отвечает словами, как бы отвечал живой человек, а чаще всего через передачу мыслей."
  2. Духи, являющиеся с крыльями, действительно ли имеют их или эти крылья символический знак?
        - "У духов нет крыльев. Они не имеют в них надобности, потому что как духи они могут переноситься, куда пожелают. Они являются смотря по тому, какое впечатление хотят произвести: одни в обыкновенном костюме, другие в широкой одежде, желая этим обозначить категорию духов, которую они представляют."
  3. Особы, которых видят во сне, всегда ли бывают те, которых имеют вид?
        - "Почти всегда те самые, к которым дух ваш направляется или которые сами являются к вам."
  4. Духи-насмешники не могут ли принять на себя вид особ, которые для нас дороги, чтобы ввести нас в заблуждение?
        - "Они принимают фантастический вид только для того, чтобы позабавиться на ваш счёт, но есть вещи, которыми шутить им не дозволено."
  5. Мысль есть некоторого рода вызывание. Поэтому понятно, что ею вызывается явление духов. Но от чего же происходит, что особы, о которых думаешь более всего, которых сильно желаешь видеть, никогда не представляются нам во сне, тогда как видишь людей совершенно посторонних, о которых вовсе не думаешь?
        - "Духи не всегда имеют возможность являться зримо даже во сне, пусть бы вам и очень хотелось их видеть. Причины, не зависящие от их воли, могут помешать им в этом. Иногда также это бывает испытание, от которого вас не может освободить и самое сильное желание. Что же касается до посторонних особ, то очень может быть, что если вы о них не думаете, то оне думают о вас. Впрочем, вы не можете себе составить идею об отношениях в мире духов. Вы встречаете там целую толпу старых и новых знакомых, о которых в бодрствующем состоянии вы не имеете никакого понятия."

Примечание. Когда нет никаких средств контролировать видения, тогда, без сомнения, вы можете отнести их к игре воображения, но когда они подтверждаются реальными событиями, тогда нельзя приписать их обману чувств. Таковы, например, явления особ в минуту их смерти, во сне или наяву, особ, о которых вы вовсе не думали и которые посредством различных знаков открывают вам обстоятельства совершенно неожиданные, сопровождавшие их смерть. Часто случалось, что лошади упирались и отказывались итти вперёд, встречая видения, которые пугали и того, кто управлял лошадьми. Воображение может действовать на людей, но, во всяком случае, не на животных. Впрочем, если б образы, которые видишь во сне, были всегда следствием дневных занятий, то ничто не объясняло бы, почему часто не видишь во сне того, о чём больше всего думаешь.

  1. Почему некоторые видения чаще являются во время болезненного состояния?
        - "Они также являются и во время здравого состояния; но во время болезни матерьяльные узы ослабевают. Слабость тела даёт больше свободы духу, который легче входит в сношения с другими духами."
  2. Самопроизвольные видения, повидимому, обнаруживаются чаще в одних странах, чем в других. Разве одни народы более одарены способностью иметь подобные явления, чем другие?
        - "Известны ли вам все случаи видений? Видения, шум и, наконец, все проявления равно распределены по всей Земле, но они представляют различный характер, смотря по народам, у которых происходят. У тех, например, у которых письменность мало распространена, нет медиумов пишущих, у других они в изобилии. В ином месте более шума и движения, чем разумных проявлений, потому что там они менее уважаются."
  3. Почему видения случаются чаще ночью? Не есть ли это действие тишины и мрака на воображение?
        - "Это та же причина, по которой вы ночью видите звёзды, невидимые для вас днём. Яркость света может затмить лёгкое видение. Но заблуждение думать, что для видения необходима ночь. Спросите тех, которым представлялись видения, и вы убедитесь, что большею частью они являются днём."

Примечание. Случаи видений более часты и более общи, чем думают. Но многие не признаются в этом, боясь насмешек; другие относят их к обману чувств. Если видения повторяются, повидимому, чаще у некоторых народов, то это потому, что там с большим старанием сохраняют предания о случаях действительных или ложных, предания, почти всегда украшенные суеверием, чему более или менее способствует вид местностей. Легковерие заставляет тогда видеть сверхъестественное в явлениях самых обыкновенных: тишина уединения, крутизна обрывов, шум леса, завывание бури, эхо гор, фантастическая форма облаков, тени, миражи - словом, всё содействует иллюзии для воображения простых и наивных людей, которые рассказывают с чистым убеждением то, что они видели или что им казалось видимым. Но рядом с вымыслом уживается действительность. Внимательное изучение Спиритизма ведёт к очищению истины от смешных прибавлений суеверия.

  1. Духи могут ли быть видимы человеком в обычном состоянии сознания или только во время экстаза?
        - "Их можно видеть при совершенно нормальных условиях. Но люди, которые их видят, часто бывают в состоянии, близком к экстазу, что даёт им нечто вроде двойного зрения." ("Книга Духов", N 447).
  2. Те, которые видят духов, видят ли их глазами?
        - "Они думают так, но в действительности видит душа, и это доказывается тем, что духов можно видеть с закрытыми глазами."
  3. Каким образом дух может сделаться видимым?
        - "Принцип тот же самый, как и во всех других явлениях. Он зависит от свойств перисприта, который может подвергаться различным изменениям по воле духа."
  4. Дух, как таковой, может ли сделаться видимым или же он не может явиться зримо иначе как с помощью перисприта?
        - "В вашем матерьяльном состоянии духи могут являться вам не иначе как с помощью своей полуматерьяльной оболочки. Это орудие их действия на ваши чувства. В этой оболочке они являются иногда в образе человека или в другом каком-либо виде, во сне или наяву, при свете точно так же, как и в темноте."
  5. Можно ли сказать, что дух делается видимым посредством сгущения тока своего перисприта?
        - "Сгущение есть выражение неверное. Это скорее сравнение, которое может помочь вам понять феномен, потому что действительного сгущения нет. Посредством соединения токов в перисприте происходит особенное расположение, для которого у вас нет сравнения и которое делает его видимым."
  6. Являющиеся духи всегда ли неуловимы и неосязаемы?
        - "Неосязаемы, как во сне, в нормальном их состоянии. Но они могут производить впечатление на осязание и оставить следы своего присутствия и в некоторых случаях сделаться на время осязаемыми, что доказывает, что между ними и вами есть материя."
  7. Все ли способны видеть духов?
        - "Во сне да, но не наяву. Во сне душа видит непосредственно. Во время же бодрствования она всегда находится более или менее под влиянием органов, и потому условия не совсем одинаковы."
  8. От чего зависит способность видеть духов во время бодрствования?
        - "Эта способность зависит от организации; от большей или меньшей способности тока медиума соединяться с материей духа. И потому духу недостаточно одного его желания сделаться видимым, но надо ещё, чтобы он встретил в особе, которой желает явиться, необходимую для этого способность."
    - Может ли эта способность развиваться через упражнения?
        - "Может, как и все другие способности. На это одна из тех способностей, относительно которых лучше выжидать естественного развития, чем стараться возбуждать её, потому что в противном случае можно слишком сильно раздражить воображение. Способность же постоянно видеть духов есть исключение и несвойственна человеку в нормальных условиях."
  9. Можно ли вызвать видение духа?
        - "Можно иногда, но очень редко: оно почти всегда бывает самопроизвольно. Для этого надо быть одарённым особенной способностью."
  10. Могут ли духи являться не в образе человека, а в другом каком-либо виде?
        - "Человеческая форма - это форма нормальная, и дух может разнообразить её наружность или вид, но всегда сохраняет тип человеческий."
    - Могут ли духи являться в виде пламени?
        - "Они могут произвести пламя, слабый свет, как и другие явления, чтобы обнаружить своё присутствие. Но это не будут сами духи. Пламя бывает иногда не что иное, как мираж или излияние части перисприта. Но, во всяком случае, это только часть его. Весь же перисприт является только в видениях."
  11. Что думать о веровании, которое приписывает блуждающие огни присутствию душ или духов?
        - "Суеверие, происходящее от невежества. Физическая причина блуждающих огней вполне известна."
    - Голубое пламя, которое, как говорят, явилось на голове Сервия Туллия, когда он был ребёнком, вымысел ли это или действительность?
        - "Это была действительность. Пламя это произвёл домашний дух, желая предуведомить мать. Эта мать была видящим медиумом и заметила сияние духа, покровителя её сына. Не все медиумы видящие видят в равной степени, точно так же как ваши медиумы пишущие не все пишут одно и то же. Там, где эта мать увидела только одно пламя, другой медиум увидел бы всё тело духа."
  12. Могут ли духи являться в образе животных?
        - "Это может случиться, но это всегда бывают духи самого низшего разряда. Во всяком случае, этот вид может быть только временным, потому что было бы весьма безрассудно думать, что какое-нибудь настоящее животное могло быть воплощением духа. Животное всегда животное, и ничто другое."

Примечание. Один лишь предрассудок может заставить верить, что некоторые животные одушевлены духами. Надо иметь слишком сильное воображение или слишком расстроенное, чтобы видеть в обстоятельствах несколько странных, в которых они иногда представляются, что-нибудь сверхъестественное. Но страх часто заставляет видеть то, что не существует на самом деле. Впрочем, страх не всегда бывает причиной этой идеи. Мы знали одну даму, очень умную, которая необыкновенно любила большую чёрную кошку, потому что она считала её чем-то выше животного; она, впрочем, никогда не слыхала о Спиритизме. Если бы она его знала, то он заставил бы её понять, как была смешна причина её любви, доказав ей невозможность подобной метаморфозы.


Теоретическое рассуждение о видениях


§101. Видимые явления, самые обыкновенные, бывают во время сна, в сновидениях: это также видения.
Мы не можем исследовать здесь все особенности, которые могут представить сновидения. Скажем коротко, что они могут быть видениями предметов присутствующих и отсутствующих, видениями, изображающими прошедшее, и в некоторых исключительных случаях предчувствие будущего. Часто также это бывают аллегорические картины, которые представляют нам духи, чтобы дать нам полезные предупреждения или спасительные советы, если это добрые духи; или чтобы ввести нас в заблуждение, польстить нашим страстям, если это духи низшие. Изложенная дальше теория прилагается к сновидениям, как и ко всем другим видимым проявлениям духов. (См. "Книгу Духов", N 400 и след.).
    Мы думаем, что обидим здравый рассудок наших читателей, если станем объяснять нелепую и смешную сторону того, что обыкновенно называют истолкованием снов.
§102. Видениями, собственно, называются те видимые проявления духов, которые являются нам во время нашего бодрствования, когда мы вполне и совершенно свободно пользуемся нашими способностями. Они вообще представляются в воздушном и прозрачном виде, иногда смутно и неопределённо. Часто замечается сперва беловатый свет, который мало-помалу принимает определённые очертания. Иногда формы видения обозначаются очень явственно, так что можно различить все черты лица до самых мельчайших подробностей. Походка и вид бывают те же самые, какие дух имел при жизни.
    Дух, имея возможность принять всякую наружность, является под той, по которой можно скорее узнать его, если только он желает быть узнанным. И хотя он как дух не имеет никаких телесных недостатков, он может явиться изувеченным, хромым, горбатым, раненым, со шрамами, если это нужно, чтобы доказать своё тождество. Эзоп, например, как дух не безобразен, но если его вызвать, то, несмотря на то, что он с того времени имел, быть может, несколько различных существований, он представился бы безобразным, горбатым, в том же самом костюме, который дошёл до нас по преданию. Замечательно то, что, кроме некоторых особенных случаев, во всех видениях нижние члены неясно обрисовываются, голова же, туловище и руки всегда бывают обозначены очень отчётливо, и потому всегда кажется, что привидения не ходят, а скользят, как тени.
    Что касается до костюма духов, то у тех из них, которые отрешились уже от всего земного, он состоит большей частью из драпировки с длинными развевающимися складками, и они представляются всегда с распущенными волнистыми волосами. Духи же, которых мы знали, вообще являются в том костюме, который имели в последний период своего существования. Часто они имеют характеристические атрибуты их возвышения, как-то: сияние или крылья у тех, которых можем считать ангелами; тогда как другие являются с атрибутами, которые напоминают о их земных занятиях, как-то: воин может явиться в своём вооружении, учёный с книгами, убийца с кинжалом и прочая. Высшие Духи имеют наружность прекрасную, благородную, светлую. У низших же в лице выражается что-то жестокое и зверское; иногда замечаются следы преступлений или вынесенных ими наказаний.
    Вопрос о костюме и других принадлежностях может показаться странным. Мы возвратимся к нему в особой главе, потому что он связывается с другими весьма важными фактами.
§103. Мы сказали, что видения представляют большей частью нечто воздушное. В некоторых случаях их можно сравнить с изображением, которое отражается в прозрачном стекле и которое, несмотря на свою ясность, не мешает видеть сквозь себя предметы, находящиеся за ним. Вообще таким образом представляются они медиумам видящим, которые видят их ходящими взад и вперёд, входящими в комнату или выходящими из неё, движущимися между толпою живых существ, принимающими, повидимому, если это духи низшего разряда, деятельное участие во всём их окружающем, слушающими то, что говорят. Часто видят, что они подходят к кому-нибудь, шепчут на ухо, т.е. внушают мысли, оказывают своё влияние, утешают, если они добры, и насмехаются, если злы, выражают радость или неудовольствие, смотря по достигнутым ими результатам. Одним словом, это подкладка телесного мира.
    Таков этот невидимый мир, окружающий нас, среди которого мы живём, не подозревая о нём, точно так же как живём, нисколько не подозревая того, среди мириадов микробов микроскопического мира. Микроскоп открыл нам мир бесконечно малых существ, которого мы и не подозревали. Спиритизм с помощью медиумов видящих открыл нам мир духов, который есть не что иное, как одна из действующих сил природы. С помощью медиумов видящих мы могли изучить невидимый мир, узнать его особенности, подобно тому как народ слепых мог бы изучить видимый мир с помощью людей, одарённых зрением. (См. далее в главе о медиумах статью, в которой говорится о медиумах видящих).
§104. Дух, который хочет или может явиться, принимает иногда формы ещё более явственные, имея вид плотного тела, до такой степени схожего с настоящим, что может произвести совершенную иллюзию и заставить думать, что видишь пред собой существо телесное. В некоторых случаях и под влиянием известных обстоятельств осязаемость может сделаться действительною, так что можно трогать, ощупывать ту же упругость, ту же теплоту, какую имеет тело живого человека, что не мешает духу исчезнуть с быстротою молнии. Тогда уже не зрение убеждает нас в присутствии духа, а осязание. Если можно отнести к обману чувств или к какому-нибудь очарованию явление видимое, то нельзя сомневаться в действительности, когда можно схватить его, ощупать или когда оно само вас трогает, сжимает. Случаи видений повторяются редко, но те, которые произведены в последнее время влиянием некоторых сильных медиумов и которые имеют всю достоверность неопровержимых свидетельств, доказывают и объясняют показания истории, которая говорит нам, что некоторые особы являлись после своей смерти со всеми признаками действительности. Впрочем, как мы уже сказали, как бы явления ни были изумительны, всё чудесное исчезает, когда мы знаем, каким образом они производятся, и очень понятно, что они нисколько не нарушают законов природы, а представляют только новое их приложение.
§105. Перисприт по своей натуре и в своём нормальном состоянии невидим, что и имеет много общего со множеством других токов, существование которых нам известно, но которых мы никогда не видели. Он может, как и некоторые другие токи, подвергаться различным изменениям, каковые делают его видимым или посредством некоторого рода сгущения, или же посредством перемещения частиц. Тогда он представляется нам в газообразной форме. Сгущение (не должно это слово понимать в буквальном его значении; мы употребляем его только по неимению другого; и то, как сравнение), сгущение, говорим мы, может быть так велико, что перисприт получает свойства плотного и осязаемого тела. Но он мгновенно может обратиться в своё прежнее эфирное и невидимое состояние. Мы можем дать себе отчёт в этом явлении, взяв в сравнение пар, который из невидимого газа может перейти в туман, потом в состояние жидкое, твёрдое и наоборот.
    Это различное состояние перисприта есть следствие воли духа, а не физической внешней причины, как то обыкновенно бывает относительно изменения состояния наших газов. Когда дух является нам, то он приводит свой перисприт в такое состояние, которое необходимо, чтобы сделать его видимым. Но для того недостаточно одной его воли, потому что изменение состояния перисприта производится через соединение его с собственным током медиума; это сочетание не всегда возможно, что и объясняет, почему не все и не всегда видят духов.
    Итак, недостаточно, чтобы дух желал показаться. Недостаточно также, чтобы кто-нибудь желал его видеть. Нужно, чтобы оба тока могли соединиться, чтобы между ними было некоторого рода сродство. Может быть, надо ещё, чтобы выделение тока медиума было достаточно обильно, чтобы произвести преобразование перисприта, и, вероятно, нужны ещё другие условия, которых мы не знаем. Необходимо, наконец, чтобы дух имел позволение явиться такой-то особе, что дозволяется ему не всегда или только в известных случаях вследствие причин, которые нам неизвестны.
§106. Другое свойство перисприта, зависящее от его эфирной натуры, есть проницаемость. Никакая материя не может представлять ему препятствия: он проницает всё, как лучи света проницают прозрачные тела. Поэтому-то ничто не может помешать духам войти. Они посещают преступника, заключённого в темницу, столь же легко, как если бы он находился среди открытого поля.
§107. Видения в бодрственном состоянии не могут считаться явлениями ни редкими, ни новыми. Они были во все времена. История рассказывает нам множество подобных случаев. И в наше время они повторяются весьма часто, и есть много особ, которые испытали это на себе, но с первого раза приняли их за то, что обыкновенно называют галлюцинацией. Они повторяются чаще всего при случаях смерти отсутствующих особ, являющихся навестить своих родственников или друзей. Часто они не имеют определённой цели, но вообще можно сказать, что духи, являющиеся таким образом, бывают привлечены симпатией. Пусть каждый обратится к своим воспоминаниям, и тогда увидят, что мало встретится людей, которым не было бы известно несколько происшествий такого рода, причём достоверность их не может подлежать никакому сомнению.


Шаровидные "духи"


§108. Мы прибавим к предыдущим рассуждениям разбор некоторых оптических явлений, которые подали повод к странной системе духов шарообразных.
    Воздух не всегда бывает совершенно прозрачен. Случаются обстоятельства, при которых струи воздухообразных частиц и их колебания, произведённые теплотою, делаются совершенно видимы. Некоторые принимали это за собрание духов, волнующихся в пространстве. Достаточно проверить это мнение, чтобы его опровергнуть. Но вот другого рода иллюзия, не менее странная, от которой также не мешает предохранить.
    Водяная влага имеет в себе едва заметные точки, которые лишились своей прозрачности. Эти точки, как непрозрачные тела, плавающие в жидкости, следуют за её движениями. Оне производят в окружающем воздухе и на некотором расстоянии, действием увеличения и отражения лучей, вид маленьких кружков, величиною от одного до десяти миллиметров в диаметре, которые кажутся плавающими в воздухе. Мы встречали некоторых особ, принимавших кружки эти за духов, которые следовали за ними и сопровождали их везде. В своём энтузиазме оне принимали радужные оттенки кружков за лица. Это почти то же, что различать лицо луны. Одно простое замечание, сделанное ими же самими, легко разуверит их.
    Эти кружки, говорят они, не только сопровождают их, но следуют всем их движениям. Они двигаются направо, налево, вверх, вниз или останавливаются, смотря по движению головы. И неудивительно, потому что причина кажущегося видения заключается в глазном яблоке, следовательно, оно должно подчиняться его движениям.
    Если б это были духи, то надо сознаться, что они были бы осуждены на роль слишком механическую для существ разумных и свободных, роль незавидную даже для духов низшего разряда, а тем более несовместную с идеей, которую мы составили себе о Духах Высших.
    Некоторые принимают чёрные точки за злых духов. Эти кружки, равно как и чёрные точки, имеют движение волнообразное, которое никогда не удаляется далее границ известного угла. Иллюзия эта увеличивается ещё тем, что они не всегда следуют за движениями линии зрения. Причина этому очень простая. Матовые точки глазной водянистой влаги - главная причина феномена - находятся в ней как бы висящими и постоянно опускаются вниз; если оне поднимаются, то к этому побуждает их движение глаза снизу вверх. Но, поднявшись до известной высоты, в то время, когда глаз останавливается неподвижно, видят, что кружки эти спускаются сами собой и потом останавливаются. Подвижность их чрезвычайна, достаточно самого незаметного движения глаза, чтобы заставить их переменить направление и пробежать с быстротой всю окружность дуги того пространства, где происходит видение. Пока не будет доказано, что видения эти имеют движение произвольное и разумное, до тех пор мы не можем признать в этом явлении ничего более как простой оптический и физиологический феномен.
    То же самое можно сказать об искрах, производимых сжатием глазных мускулов и, вероятно, зависящих от фосфорического электричества зрачка, потому что оне вообще ограничиваются окружностию этого органа.
    Подобные иллюзии могут быть следствием одного только невнимательного наблюдения. Кто серьёзно изучал натуру духов, пользуясь всеми средствами, представляемыми нам практической наукой, тот легко поймёт, как в этих иллюзиях много пустого. Поскольку мы стараемся опровергать неосновательные теории, с помощью которых нападают на явления духов, теории, построенные на неведении фактов, постольку же признаём необходимым разрушать ложные идеи, отличающиеся больше энтузиазмом, чем размышлением, и тем самым приносящие более вреда, чем пользы относительно мнения неверующих, и без того уже расположенных отыскивать в спиритических феноменах смешную сторону.
§109. Перисприт, как видим, есть начало всех явлений. Изучение его дало ключ к разрешению множества феноменов. Оно заставило спиритическую науку сделать огромный шаг вперёд и выйти на новую дорогу, отняв у неё характер чудесного. Мы в нём нашли через посредство самих духов (потому что, заметьте это, они сами навели нас на этот путь) объяснение действия духа на материю, движения неподвижных тел, шума и видений. Мы ещё найдём в нём объяснение многих других феноменов, которые остаётся нам исследовать прежде, чем перейдём к изучению того, что называется собственно сообщениями. Тогда лучше поймут их, потому что будут в состоянии дать себе отчёт в первоначальных причинах. Кто хорошо понял начало, тот сам легко сделает приложение его к различным явлениям, которые могут встретиться наблюдателю.
§110. Мы далеки от того, чтобы смотреть на предлагаемую нами теорию как на безусловное, как на окончательное решение вопроса; она, без сомнения, будет со временем пополнена и исправлена новыми наблюдениями. Но как бы она в настоящее время ни была неполна и несовершенна, она всегда может помочь нам дать себе отчёт в возможности фактов, представляя причины вовсе не сверхъестественные. Если это гипотеза, то всё-таки нельзя отказать ей в рациональности и правдоподобии, и она заслуживает преимущества перед всеми объяснениями, которые предлагают отрицатели Спиритизма, чтобы доказать, что все спиритические феномены не что иное, как иллюзия, фантасмагория и обманы.


Теория галлюцинаций


§111. Тот, кто не допускает существования бесплотного и невидимого мира, думает объяснить всё словом галлюцинация. Определение этого слова известно. Оно значит: заблуждение, обман воображения особы, которая думает, что видит то, чего в действительности нет (от латинского hallucinari - "заблуждаться", производное от ad lucem). Но учёные, сколько известно нам, не объясняли ещё физиологической причины этого явления.
    Оптика и физиология, повидимому, всё уже открыли им. Каким же образом случилось, что они до сих пор не могли объяснить натуру и источник образов, которые представляются уму при известных обстоятельствах?
Если они всё хотят объяснить законами материи, то пусть же изложат на основании этих законов теорию галлюцинации. Хорошее или дурное, это будет хотя бы объяснение.
§112. Причина сновидений никогда не была объяснена наукой. Она приписывает их действию воображения, но не говорит нам, что такое воображение, как производит оно эти ясные, отчётливые образы, которые являются нам иногда. Это значит объяснять одно неизвестное другим, столь же неизвестным. Следовательно, вопрос остаётся неразрешённым.
    Сон, говорят, - воспоминание занятий предшествовавшего дня. Но допустив даже это положение, хотя оно и не может назваться разрешением, остаётся ещё узнать, что же это за магическое зеркало, сохраняющее таким образом отпечаток вещей. Как объяснить в особенности сны, в которых видят то, чего никогда не видели наяву и о чём даже не думали никогда? Спиритизм один только мог дать нам ключ к этому странному явлению, которое проходит незамеченным, потому что оно обыкновенно, как и все чудеса природы, попираемые нами.
    Учёные не удостаивают заняться галлюцинацией;3 но есть ли это нечто действительное или иллюзия, во всяком случае физиология должна объяснить, в чём тут дело, иначе она выкажет свою несостоятельность. Если учёные пожелают когда-нибудь дать не определение - поймите хорошенько - а физиологическое объяснение этого феномена, тогда увидим, может ли теория разрешить все случаи. Пусть они не теряют из виду факта, столь часто повторяющегося, явления особ в минуту их смерти, пусть скажут, почему явления эти совпадают с минутой смерти являющейся особы? Если б это было единственное явление, тогда его можно было бы приписать случаю, но так как оно повторяется довольно часто, то уже не может быть объяснено случаем. Если б воображение того, кому является видение, было занято мыслью, что такой-то или такая-то должны умереть, тогда бы ещё туда-сюда, но большей частью ведь бывает так, что о смерти именно этого лица меньше всего думают, следовательно, воображение не играет здесь никакой роли.
    Ещё труднее объяснить воображением обстоятельства смерти вовсе неизвестные. Может быть, галлюцинационисты скажут, что душа (если они допускают душу) в иные минуты бывает в возбуждённом состоянии, что способности её изощряются. Мы согласны с ними. Но если то, что она видит, действительно, то это уже не иллюзия. Если душа видит предмет отсутствующий, значит, она переносится в место нахождения этого предмета. Если же душа наша может переноситься к отсутствующему предмету, то почему душа отсутствующего субъекта не может переноситься к нам? Пусть они в своей теории галлюцинации не упускают из виду этих посылок и не забывают, что теория, которой можно противопоставить несогласные с ней факты, или ложна, или неполна.
    В ожидании их объяснения мы изложим здесь некоторые мысли относительно этого предмета.
§113. Факты доказывают, что действительно, бывают видения, которые спиритическая теория объясняет совершенно удовлетворительно и которые может отвергать только тот, кто не допускает ничего вне организма. Однако рядом с действительными видениями есть ли явления галлюцинации в общепринятом смысле этого слова? Это не подлежит сомнению. В чём же состоит источник их? Духи сами откроют нам это, потому что следующие ответы их заключают в себе, по нашему мнению, объяснение этого явления:

- Видения всегда ли бывают действительные и не бывают ли они действием галлюцинации? Когда видят во сне или иначе чёрта, например, или что-нибудь фантастическое, несуществующее, не есть ли это плод воображения?
    - "Да, иногда; когда оно поражено чтением или рассказами, которые производят сильное впечатление, остаётся воспоминание, и тогда думают, что видят то, что на самом деле не существует. Но мы говорили также, что дух, в своей полуматерьяльной оболочке, может принимать различные формы проявления. Следовательно, дух-насмешник может явиться с рогами и когтями, если ему это угодно, чтобы посмеяться над легковерием, точно так же как добрый дух может явиться с крыльями и светлым ликом."
- Можно ли считать видениями фигуры и образы, являющиеся часто во время дремоты или просто когда закрывают глаза?
    - "Как скоро чувства онемевают, дух освобождается и может видеть вдали или вблизи то, чего не мог видеть глазами тела. Эти образы очень часто действительные видения, но они могут быть также следствием отпечатков, оставленных видом некоторых предметов на мозгу, который сохраняет следы их, как ухо сохраняет следы звуков. Освобождённый дух видит тогда на своём собственном мозгу эти отпечатки, как бы видел отпечатки дагерротипа. Их разнообразие и смесь часто составляют странное и неопределённое целое, изглаживающееся почти тотчас же, несмотря на все усилия удержать его. Подобной же причине нужно приписать некоторые фантастические видения, которые не имеют ничего действительного и часто производятся во время болезненного состояния."

    Очевидно, что память есть результат отпечатков, сохраняемых мозгом. Но почему эти отпечатки, столь разнообразные и столь многочисленные, не смешиваются? Это непроницаемая тайна, но она так же естественна, как и то, что звуковые волны, перекрещивающиеся в воздухе, остаются не менее того явственными. В мозгу здоровом и правильно организованном отпечатки эти бывают ясны и точны. При состоянии менее благоприятном они сглаживаются и смешиваются. Отсюда происходит потеря памяти или смешение идей. Это кажется ещё менее удивительным, если допустить, как допускает френология, особенное назначение каждой части и даже каждой фибры мозга.
    Итак, образы, достигшие посредством глаз до мозга, оставляют на нём отпечаток, вследствие которого помнят картину, как если бы она находилась пред глазами, но это действие одной только памяти, потому что картины, собственно, не видят. Во время же известного состояния освобождения душа смотрит на мозг и находит на нём образы, в особенности те, которые наиболее поразили её, смотря по роду занятий и расположению ума; таким образом, она находит там отпечаток сцен религиозных, волшебных, драматических, светских, фигуры странных животных, которые человек видел в другое время на картинах или даже в рассказах, потому что рассказы тоже оставляют отпечатки.
    Душа, таким образом, действительно видит, но только не что иное, как образы, отпечатавшиеся в мозгу. В нормальном состоянии образы эти сглаживаются, потому что все части мозга действуют свободно, в состоянии же болезненном равновесие между всеми органами нарушается, некоторые только сохраняют свою деятельность, между тем как деятельность других прекращается; отсюда происходит то, что известные образы остаются в мозгу, не сглаживаясь, как в нормальном состоянии, занятиями внешней жизни. Вот истинная галлюцинация и первоначальная причина господствующих идей.
    Как можно видеть, мы объяснили эту аномалию посредством весьма известного физиологического закона отпечатков, остающихся в мозгу, но для этого нам необходимо было допустить вмешательство души. Следовательно, если матерьялисты не могли ещё дать удовлетворительного разрешения этого феномена, то это потому, что они не хотят допустить существование души. Они скажут, что наше объяснение дурно, потому что мы основываемся на начале, отвергаемом ими. Кто же отвергает его? Только они. Большинство допускает его с тех пор, как люди существуют на Земле, и отрицание немногих не может быть законом.
    Наше объяснение удовлетворительно ли? Мы представляем его таким, каким оно может быть, за неимением другого и, если хотите, в качестве простой гипотезы, в ожидании лучшего. В том виде, как оно есть, объясняет ли оно все случаи видений? Без сомнения, нет, но мы желали бы, чтоб кто-нибудь из физиологов, смотря на вещи со своей точки зрения, дал объяснение, которое разрешало бы их все, потому что, когда они произносят свои священные слова: возбуждение и экзальтация, они не говорят этим ещё ничего.
    Итак, если все теории галлюцинации неудовлетворительны для объяснения всех фактов, то, значит, здесь есть ещё что-то, кроме собственно галлюцинации. Наша теория была бы ложна, если б мы прилагали её ко всем случаям видений, потому что некоторые из них противоречили бы ей; она может быть истинна в том случае только, если ограничиться известными явлениями.


1 Подробности о состоянии духа во время сна см. в "Книге Духов", глава о временном освобождении души, N 400. (А.К.)
2 Ясновидящие единогласно говорят, что постоянно видеть духов и беседовать с ними чрезвычайно тяжело и что они желали бы не иметь этого дара. (Асгарта)
3 Писано в 1859г. В настоящее время существует много превосходных учёных трудов в этой области, например, Шарко, Бони, Льебо, Бине и Фере. (Асгарта)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz