Спиритизм и насильственная смерть.

 

    В последние годы, по мнению Ю. А. Фомина, массовые занятия спиритизмом приняли угрожающий характер. Юрий Александрович один из первых обратил внимание на опасность для нашего общества последствий самодеятельного увлечения экстрасенсорикой, спиритизмом и другими родственными занятиями, поскольку с ними связаны опасные для здоровья и даже жизни проявления эффекта открытой личности1. Под ним подразумевается открытость информационно-распорядительной структуры человека воздействию аналогичной структуры контрагента; в роли последнего могут выступать как живые, так и отшедшие.
    Поскольку возможность противостоять таким влияниям у разных людей различна, то значительная часть общества потенциально не защищена от воздействия со стороны контрагентов, например, в лице отдельных личностей и групп, обладающих развитыми способностями влиять на расстоянии. Информационно-распорядительные структуры таких людей оказываются в той или иной степени открыты стороннему, чуждому воздействию со стороны контрагента. Подобная открытость может возникать самопроизвольно — в таком случае она иногда проявляется и в форме одержимости, но чаще формируется в ходе спиритических сеансов и самодеятельных занятий экстрасенсорикой, целительством.
    Опираясь на свой более чем сорокалетний опыт изучения спиритизма и его негативных последствий, Ю. А. Фомин обращает особое внимание на то, что сознательно занимающиеся спиритическими контактами нередко попадают в полную зависимость от контрагента2: они постепенно теряют способность трезво оценивать полученную информацию, начинают безгранично ей верить, безоговорочно выполнять все команды и указания. Иногда это заканчивается трагедиями: убийствами, самоубийствами, смертями в заранее предопределенные контрагентом даты. «Нам неоднократно приходилось сталкиваться с подобными трагедиями», — пишет Юрий Александрович в книге «Познание тайны».
    Спиритизму, в современном его понимании как общедоступного способа общения с усопшими, в 1998 году исполнится полтора века. Но искусство вызывания мертвых было известно еще древним. Им же пришлось и первыми познать на своем опыте, к каким трагическим последствиям оно может привести. Вот что по этому поводу пишет В. П. Быков — в течение почти трех десятилетий наиболее ярый поборник спиритизма, потом наиболее непримиримый его противник:

«Самый первый спирит, самый первый вызыватель духа, царь Саул, был и самый первый самоубийца: «За свое беззаконие, которое он сделал перед Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, a не взыскал Господа. За то Он и умертвил его, и передал царство Давиду, сыну Иесееву», — повествует слово Божие».3

    Возможно, первой жертвой спиритических сеансов были тринадцатилетняя американка Альмира Безели и ее малолетний брат. Альмиру в октябре 1851 года предали суду по обвинению в убийстве. Она являлась стучащим медиумом, и дух выстучал ей приказание убить брата.
    В книге «Свет и тени спиритуализма» (Лондон, 1877) Д. Д. Юм пишет о вызванных занятиями спиритизмом самоубийствах следующее:

«Что касается Англии и континентальной Европы, то мне неизвестны примеры самоубийств, однозначно связанных со спиритизмом. Даже в Америке число таких жертв невелико».

Отметим, что великий медиум, будучи одним из самых последовательных защитников идей спиритуализма, тем не менее признавал факт спиритических самоубийств.
    В. П. Быков в книге «Спиритизм перед судом науки, общества и религии» (Спб., 1914) приводит известные ему по тому времени случаи самоубийств среди спиритов. Он пишет:

«Нет, спиритизм не спасает от самоубийства. Наоборот, в спиритизме и среди спиритов чрезвычайно много самоубийств и физических, и нравственных. Я не особенно давно начал проверять это обстоятельство и уже сейчас имею на руках только лишь за последние пять-шесть лет довольно много случаев физического самоубийства среди спиритов, a o нравственных и говорить нечего. He будет ошибки, если я скажу, что самое вступление в число спиритов уже есть самоубийство. И это при самом строгом сохранении этих фактов в дружной насчет этого спиритической семье.4
    Так, в 1910 году покончил с собой, отравившись цианистым калием, бывший спирит и оккультист, член многих спиритических кружков, в том числе и нашего, бывший послушник московского Чудова монастыря В. Э. Якуничев. В 1908 году покончила с собой в Петербурге много лет увлекавшаяся спиритизмом девица В. И. Ш., 45—46 лет. В 1911 году пытался покончить с собою посредством отравления много лет занимавшийся спиритизмом студент Московского университета М. В том же году умерла очень известная спиритка В. В. С., настоятельно отказываясь от всяких лекарств и даже от приглашения врачей, умышленно создавая для себя условия жизни, которые привели ее к истощению, а затем к скоротечной чахотке. В начале 1914 года покушалась на самоубийство одна девушка-спиритка в Петербурге. Наконец, несколько лет назад стрелял себя в висок бывший председатель петербургского спиритического кружка О. Ю. Стано.
    Но этого мало, среди спиритов бывают и такие случаи самоубийства, какое имело место несколько лет назад в одной богатой помещичьей спиритической семье А. в Харьковской губернии.
    Единственный сын у матери, семнадцатилетний юноша, с которого, как говорится, чуть не сдували пылинки, был найден повесившимся на чердаке собственного дома, не оставив после себя никакой записки, а в дневнике накануне рокового дня была приблизительно такая запись: «Сегодня получено мною изумительное сообщение от моего духа-покровителя (Неро). Дух говорит, что я, по образу своей жизни, достиг самой высокой формы совершенства и, если бы сейчас нашел способ прервать свое существование, в немедленном перевоплощении получил бы миссию великого проповедника правды на нашей скорбной земле».5

    Особенно подробно Быков описывает историю попытки самоубийства на спиритической почве, предпринятой известным и очень состоятельным финансистом М. после того, как тот потерял жену, с которой счастливо прожил тридцать пять лет. Он впал в страшное отчаяние. Один из сострадавших предложил ему поучаствовать в спиритическом сеансе и лично убедиться, что жена не умерла, а лишь перешла в иную форму бытия, но находится рядом с ним. В тот же вечер М. уже был на сеансе:

«Появилась покойная жена, говорила потерявшему нервное равновесие мужу, конечно, через медиума, красивые слова, напомнила два-три интимных момента из их совместной жизни и сказала ему, что с сегодняшнего дня она будет регулярно посещать его и, если он запасется карандашом, планшеткой или блюдечком, она даже может вести с ним беседу».

    Он так и сделал, а вскоре контрагент представил наглядное доказательство своей самоличности, указав место хранения спрятанных женой при жизни вещей, сделанных ее руками, о которых М. не имел ни малейшего представления. После этого он абсолютно уверился, что общается именно со своей покойной половиной6. Вскоре он стал беседовать с ней ежесуточно, с семи вечера до семи-восьми утра.
    Но вдруг вместо жены ему является дух преподобного Сергия, а явившийся вслед дух жены удостоверил самоличность преподобного, который со временем вытеснил из бесед жену, увлекая М. разговорами на темы духовного тайноведения.7
    Однажды же контрагент отклонился от привычного для М. сценария. Вот как об этом пишет Быков:

«Но вдруг в один из вечеров вместо обычной темы разговора преподобный Сергий говорит М.: «Купи завтра на 38 тысяч акций Рыбинско-Бологовской железной дороги, через 23 дня продай их, и ты на эту сумму наживешь 21456 рублей 84 копейки»...
    М. с ужасом отбросил планшетку и осенил себя крестным знамением. Преподобный Сергий и... биржевой ажиотаж!.. Впервые за всю свою спиритическую практику М. столкнулся с мыслью, что «здесь что-то не ладно».
    Но спустя час или полтора он снова усаживается за планшетку и получает приблизительно такую отповедь от преподобного Сергия:
    — Как тебе не стыдно иметь такую слабую веру? Ведь если бы с тобой говорил какой-либо другой дух, то он, несомненно, огорченный тобою, ушел бы и никогда не вернулся к тебе вновь и даже мог лишить тебя навсегда сладости общения с потусторонним миром... Но я понимаю твою верующую душу и спешу прийти к тебе на помощь. Выслушай меня терпеливо. Я предложил тебе эту комбинацию не для тебя, нет, а для того, чтобы исполнить просьбу обращающихся ко мне насельниц С-кого женского монастыря. Ты выиграешь эти деньги и все их отошлешь от «неизвестного» этому монастырю. К тебе же я обратился с этим потому, что, во-первых, мне благодаря продолжительным нашим беседам легко поручить это дело тебе, а, во-вторых, потому, что ты знаком с вашими мирскими на этот предмет распорядками»...
    Услыхав это, М. залился слезами раскаяния, и, конечно, преподобный Сергий простил его.
    В указанное время бумаги были куплены и проданы. Точь-в-точь получилась такая прибыль, какая была указана преподобным Сергием, и деньги были отправлены по назначению.
    Снова начались обычные духовные беседы на обычные духовные темы. Спустя некоторый промежуток времени М. было опять дано поручение такого же характера. Все было исполнено. И опять с тою же математической точностью во времени и в сумме.
    Потом опять пошли обычные беседы. Потом снова заказы. И все это последовательно, «по-хорошему», как говорят в народе.
    Наконец дух преподобного рекомендует М. для того, чтобы иметь постоянно наготове на случай экстренной помощи и благотворительности определенный капитал, так как-де «бывают случаи, что острая нужда не может подолгу ждать помощи», спекулировать на различных бумагах по его указанию более часто — с тем, чтобы вся прибыль от спекуляции являла собой фонд для помощи нуждающимся.
    И... понемногу М. втянулся в биржевой ажиотаж и уже вел жизнь так: день на бирже, а вечер в беседе с духами. Биржевая игра носила необычайный по верности и счастью характер.
    Через три года состояние М. в два с половиной миллиона удвоилось. Играли на русских и на иностранных бумагах, играли на гарантированных и на негарантированных.
    И на всем выигрывали.
    Но в одно прекрасное время дух рекомендует на все имеющиеся у М. деньги купить каких-то бумаг американского фондового рынка, на которых он мог еще удвоить свое состояние. Само собою разумеется, с трогательной пунктуальностью было выполнено и это поручение угодника, а через полгода все это предприятие, бумаги которого были куплены М., вылетело в трубу, и у него от многомиллионного состояния осталось немногим более 150 тысяч.
    Когда же М. сел за планшетку с просьбой объяснить, как должно отнестись к этому факту, планшетка беспрерывно писала только лишь два слова: ха-ха... ха-ха...
    И если бы случайно не вошла в его кабинет перед утром прислуга, М. не сообщил бы нам этого эпизода, унеся его с собой в тот мир, с которым он так добросовестно, с такой верой вступал в общение, так как его нашли повесившимся на шнурке в своем кабинете. Конечно, немедленно вытащили старика из петли и привели в чувство.
    Шесть лет пролежал он после этого в параличе, теперь поправился, жив и сейчас, но к спиритизму относится так: если кто желает получить от него оскорбление действием, то такому любителю нужно только в присутствии М. произнести слово «спиритизм»8.

    Так завершает изложение этой трагической истории В. П. Быков. А заключает он тему спиритических самоубийств следующими словами:

«Приведенное выше представляет собой только лишь малую часть фактов, которые известны лично мне. А какая масса несомненно покончивших с собой под влиянием запутывающих духов, подобно тому, как это было с господином М.; какая масса самоубийц являлась жертвами «спиритической темноты» и «духовных браков на почве теории перевоплощения»; какая масса таких индивидуумов, которые по совету духов, подобно харьковскому юноше А., в угоду им пожелав ускорить свое перевоплощение, унесли с собою тайну спиритических переживаний, подобно тому, как это хотел сделать указанный выше М. Это покрыто мраком глубокой неизвестности!»9

    Быков приводит и случай убийства, совершенного по наущению контрагента. Вот что он пишет по этому поводу:

«В одном кружке в течение многих лет проявлялся дух покойного хирурга Н. И. Пирогова, который, если ему ставили вопрос относительно болезни кого-либо из членов кружка или из близких им лиц, давал поразительные по своим результатам лекарства. И все настолько верили ему, что никому не приходило в голову сомневаться в подлинности духа и в правильности лекарства.
    Но вот заболевает расстройством желудка трехлетний ребенок одного из главных членов кружка. «Пирогов» прописывает каломель, и для утоления жажды — питье из соляной кислоты.
    Ребенок умер. Когда стали доискиваться причины, то выяснилось, что соединение каломели с соляной кислотой дает сулему. Ребенок был отравлен.
    Заподозрить в этом случае медиума никоим образом нельзя, так как этот человек во всем был осторожен до щепетильности, очень любил этого ребенка и никоим образом не мог взять на себя такой тяжелой ответственности».

    После событий 1917 года увлечение спиритизмом в России резко пошло на убыль. Несомненной заслугой господствовавшей у нас и законодательно отмененной в 1991 году идеологии было то, что большинство населения страны более семи десятилетий практически не вспоминало о спиритизме10, но вспомнило о нем сразу же по снятии запрета. Я имею в виду случай, который в том же 1991 году широко освещался в прессе: четверо школьников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет убили свою одноклассницу. Они привели ее на берег реки, связали, нанесли смертельные ранения и собрали вытекшую кровь. Потом кровь выпили, а тело убитой спрятали. Скоро преступников нашли. На следствии выяснилось, что они долгое время практиковали спиритические сеансы: беседовали с духами, задавали вопросы, получали ответы, все больше увлекаясь и незаметно для себя попадая в полную зависимость от контрагента. Через некоторое время им на сеансе явился «мужчина в черном», приказавший убить православную девочку и выпить ее кровь. Ослушаться жуткого приказа они уже были не в состоянии...11
    В «благословенном» же западном мире спиритизм продолжал собирать свою смертельную жатву. Так, в 1987 году, согласно сообщению журнала «Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт», медиум из штата Колорадо (США) сообщил увлеченной спиритизмом женшине, что она сможет быть вместе с предметом ее обожания — женатым мужчиной, не на этом, а только на том свете. Чтобы ускорить наступление желанного времени совместного загробного проживания, дама убила своего возлюбленного. Затем покончила с собой.
    Во всех приведенных случаях трагический исход был следствием преднамеренного, сознательного обращения к спиритизму: человека, прельстившегося его чудесами — реальными или мнимыми, все глубже затягивало какое-то противоестественное, прямо-таки болезненное обаяние, испытываемое в процессе спиритического контакта12. Затем наступала полная открытость чуждому влиянию, когда, отмечает Ю. А. Фомин, люди теряли способность разумно и логически мыслить, совершали абсурдные поступки, все время находились в каком-то отрешенном состоянии, у них терялся интерес к окружающему; особенности поведения и мировоззрения делали их похожими на человека-зомби. Потом наступала расплата.
    Однако, указывает Юрий Александрович, такие состояния далеко не всегда связаны с преднамеренными действиями:

«Те же эффекты могут проявляться спонтанно, когда человек не только не стремится к контакту, но даже не подозревает об этой возможности. О таких людях говорят, что они «слышат голоса». На таких стадиях спиритических контактов могут происходить и другие явления, например, галлюцинации, причем этот эффект может проявляться даже при открытых глазах, а в отдельных случаях наблюдается спровоцированный полтергейст в виде посторонних звуков, скрипов и даже самопроизвольных перемещений предметов».

    О такого рода полтергейстоподобном событии сообщил В. П. Быков. Оно имело место в самом начале второго десятилетия нашего века. Быков поведал о нем словами очевидца — архимандрита одной из пустынь Курской губернии. Вот что тот рассказал:

«Однажды сижу я в своей келье, которая состоит из двух комнат: из небольшой передней и моей личной комнаты. Двери была заперты. Я был совершенно один. Окна точно так же были вставлены и заперты, так как все это происходило зимой.
    Я сидел во второй комнате и читал святых отцов.
    Вдруг слышу: что-то в передней довольно шумно упало на пол. Я встал, чтобы посмотреть, что свалилось, и увидел, что среди пола лежит репа, которая до этого лежала на подоконнике.
    Предположив, что она свалилась с подоконника по какой-нибудь причине, я положил ее на место и отправился снова читать. He прошло пяти минут, опять послышался стук в передней. Встаю, смотрю: репа лежит опять на полу.
    He усматривая в этом факте ничего особенного, a предположив, что репа скатилась с подоконника, я снова водворил ее на место, но на этот раз заставил ее небольшим поленцем, так что все пути к падению неусидчивой репы были преграждены.
    Но не прошло еще двух минут, опять стук в передней. Возвращаюсь и вижу — полено лежит на своем месте, а репа на полу.
    Тогда я понял, в чем дело. Положил репу на место, приподнял полено и осенил ее крестным знамением. Репа больше не падала».

    В этом случае «открытость» архимандрита проявилась спонтанно и в некотором роде вещественно, то есть негаллюцинаторно.
    Таким образом, «эффект открытой личности» может проявиться и непроизвольно13. Жертва такой «открытости», доверившись неизвестному контрагенту, становится послушным исполнителем его воли, не подозревая о том, кем в действительности является «душеприказчик». О двух крайностях подобного рода я расскажу ниже.

(И.Винокуров, "Духи и медиумы", с. 492-502)

******************************************************************************************

1 Уточним, что одним из первых, а точнее вторым, был Аллан Кардек, умерший за век до Фомина, первым же был, по-видимому, Моисей, библейский пророк.
2 т.е., духа.
3 См. 1 Пар 10:13. На самом деле эта история была несколько более сложной. Саул получил от Бога дар пророчества, однако впоследствии несколько раз ослушался Бога (см. 1 Цар, гл. 13 -15). В конечном счёте Бог отвернулся от Саула, и его дар пропал. Ещё до сцены обращения Саула к волшебницы было сказано следующее:

«<...>ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем.» 1 Цар. 15:23

Таким образом, грех волшебства имел вторичный характер, коренная причина заключалась в непослушании Богу. Знаменательно и то, что после того, как Бог оставил Саула, его стал осаждать злой дух, причём даже было сказано, что этот дух был "от Бога":

«И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него.» 1 Цар. 16:23;
«И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем <...>» 1 Цар. 18:10.

(После этого Саул ненадолго опять начал пророчествовать от Бога, см 1 Цар 19:22-24.) Таким образом, история с Саулом представляется несколько в другом свете: злоупотребление божественным даром приводит к неприятным свиданиям со злыми духами, что, в свою очередь, влечёт за собой прочие проступки. Но в том-то и дело, что помимо этого существует и пророчество от Бога...
4 Переформулируем слова Быкова следующим образом: нет, спиритическое дилетантство не спасает от самоубийства. Но утверждал ли кто когда-нибудь, что дилетантство когда-либо приводило к чему-то хорошему? Что касается Спиритизма с большой буквы, то он действительно является весьма мощным средством против самоубийств, благодаря как наглядным описаниям судьбы самоубийц на том свете, так и своим мировоззрением, в котором нет места отчаянию и пессимизму. Утверждаем мы это не голословно, поскольку конкретный жизненный пример этого нам хорошо известен.
5 То, что этот несчастный юноша решил отправиться на тот свет, столь легковерно доверившись злому духу, свидетельствует лишь о том, что спиритическая культура общества находилась на низком уровне, несмотря на популярность книг Кардека, - либо не до всех они доходили, либо их содержание, войдя в одно ухо, вылетало из другого. Увы, спириты того времени, в том числе Быков, порой слишком увлекались феноменологической стороной спиритизма и распеванием диферамбов, вместо того, чтобы в полный голос кричать об опасности спиритической невежественности. И лишь теперь мы делаем это, чтобы смерть этого юноши и сотен других жертв игрищ с духами, не оказались бессмысленными.
6 Последнее представляется нам наименее убедительным доказательством личности отошедшей жены, ведь эти вещи могли видеть и другие духи.
7 По-видимому, жена сама была одурачена этим духом, чего никак нельзя исключать. Ср. свидетельство Парацельса из "Писем живого усопшего":

Он заявляет, что в более тонких формах здешней жизни больше соблазнов, чем в жизни земной; что сам он был неоднократно осаждаем злыми ангелами, убеждавшими его соединиться с ними, и что их аргументы были иногда чрезвычайно благовидны.

8 "Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива", гласит народная мудрость. Этот человек получил достаточно сигналов, чтобы прекратить порочную связь с "преподобным Сергием", но он прельстился, к тому же его увлёк азарт биржевых игр, в чём уже был виноват не "преподобный", а сам человек. См. также "Книгу медиумов", гл. XXVI "Вопросы, которые можно предлагать духам", откуда мы взяли следующую цитату, которая как будто была написана специально для этого случая:

    Домашние духи могут ли содействовать матерьяльным выгодам посредством откровений?
    - "Они могут делать это иногда, смотря по обстоятельствам, но будьте уверены, что добрые духи никогда не будут служить вашей алчности. Злые духи могут представить глазам вашим тысячи приманок, чтобы возбудить в вас жадность и потом подвергнуть разочарованию. Знайте также, что если ваше испытание состоит в том, чтобы подвергнуться такой или другой превратности, то ваши духи-покровители могут помогать вам переносить её с покорностью, иногда смягчить её. Но в видах пользы вашей будущности им не позволено избавить вас от неё совершенно. Так, добрый отец не исполняет всего, чего желает его дитя."

    По-видимому, история с финансистом имела кармический характер - "преподобный" скорее всего помог г-ну М. избавиться от лишней зависимости от денег, облегчив его счёт и отучив от азартности. Конечно, лучше такое очищение проходить заочно.
9 Спиритическая теория никогда не отменяла того факта, что спиритизм - занятие, которое может оказаться весьма небезопасным, и этому посвящена целая глава "Книги медиумов" - "Об одержании". После выхода "Книги медиумов" винить в этих несчастьях следует уже не сам спиритизм, а его недалёких последователей, порой плативших страшную плату за пробелы в своём спиритическом образовании. Поэтому весьма печально то, что Быков, некогда слывший ярым последователем Кардека, решился на дискредитацию спиритизма, тем самым только усилив волну спиритической профанации, заводящей человечество в бызвылазный тупик.
10 Эти слова Игоря Винокурова нам представляются, мягко говоря, неуместными, хотя определённая логика в них всё же имеется. Но уж больно отдаёт это методом избавления от вредителей по Жванецкому: надо просто вырвать все помидоры, придёт вредитель на поле, а кушать-то ему уже нечего!
11 А вот и результат столь восхваленной Винокуровым политики атеистических Советов. Тоталитарная система не избавляет от порока и не учит с ним бороться: она его прячет, делает вид, что его нет. Но рано или поздно любая тоталитарная система превращается в пыль, а население, при ней жившее, остаётся один на один с жестокой реальностью, не будучи к этому готовым. Уничтожение спиритизма (зачастую физическое) не улучшила духовный климат многострадальной России, нечего уж говорить и о прилегающих астральных слоях. Отсутствие иммунитета перед злыми духами является следствием только одного: спиритической безграмотности. Но откуда же этой грамотности было взяться?
12 Ничего магического в этом обаянии нет: эту же привлекательность имеют Интернет, а также различные способы убить время, как то карты, рулетка, пьяные компании и прочая.
13 Последний случай свидетельствует о том, что медиумизм является естественным явлением. Поэтому всякие разговоры о тотальном "вреде спиритизма" теряют под собой всякую разумную почву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz