Реинкарнация и Библия


- Душа, стало быть, проводит в теле не одну жизнь, а несколько?
    - "Да, у нас у всех несколько жизней. Те, кто говорят противное,
хотят удержать вас в неведении, в котором пребывают сами;
это лишь их желание."

Аллан Кардек, "Книга Духов"

 

    Прежде, чем перейти непосредственно к реинкарнации, нам необходимо обсудить понятие смерти. С самых ранних дней существования человечества смерть была самым печальным и ужасным событием, которого никто не в силах был избежать. Как известно, боязнь смерти свойственно не только людям, но и животным, и любым другим живым существам - это закон жизни. Можно таким образом утверждать, что страх смерти относится к животной, органической части человеческой натуры. Однако психология человека в ряде отношений коренным образом отличается от психологии животных. Прежде всего это касается самосознания, благодаря которому мы узнаём себя в зеркале или употребляем местоимение "я". Неудивительно, что с древнейших времён люди имели представление о душе, т.е. нематериальной составляющей "я", которая переживает смерть тела. Социальным институтом, отражавшим эти представления, была религия. Постепенно одной из главных функций любой религии стало избавление человечества или, по крайней мере, её адептов, от страха смерти. Что же такое смерть с позиций религии? В чём её суть? Чего именно боится человек? Обратимся к Библии - одному из наиболее авторитетных источников религиозного мировозрения. Понятие смерти, как и многие другие термины, несёт в Библии особую смысловую нагрузку.
    В книге Иова в Ветхом Завете герой, разочаровавшийся в праведном пути, говорит о смерти следующие строки:

«Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета.» Иов 7:16
«Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена<...> Но гора падая разрушается, и скала сходит с места своего; вода стирает камни; разлив ее смывает земную пыль: так и надежду человека Ты уничтожаешь.» Иов 14:14-19

Елиуй, отвечающий Иову, прямо связывает процесс умирания и даже старения с грешной жизнью, а если быть совершенно точным, с непослушанием, непокорностью перед Богом (Иов 33). Внимание: мы практически нашли ответ! Так почему же человек испытывает животный страх перед смертью? Потому что он со времён Адама погружён в "прах", материю, что явилось следствием нарушения Божественной воли:

«Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я [сном] смертным;» Пс. 12:4
«Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.» Пс. 29:4
«<...>что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.» Пс. 32:19
«Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.» Пс. 54:16
«ибо Ты избавил душу мою от смерти, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.» Пс. 55:14

    Обратим внимание на стих 54:16: как можно умереть и одновременно сойти живым в ад? Единственное разумное решение заключается в различении смерти как биологического процесса и смерти как процесса духовного, которое может настичь живого в обычном понимании человека:"да сойдут они живыми в ад..." Здесь становится очевидным, что синодальная вставка [сном] в Пс 12:4 является излишней, так как без неё смысл стиха вполне прозрачен и полностью аналогичен стиху из Пс 54:16. Итак, язык библейских символов привёл нас к вроде бы простой, но не столь уж очевидной для первого взгляда истине: боязнь смерти есть безверие, или даже так: смерть есть безверие. Став на эту точку зрения, мы можем взглянуть на Библию иным, чем прежде, взглядом. Эта книга, особенно Ветхий Завет, вызывала много критики со стороны различных мыслителей, гуманистов и атеистов. И действительно, "ветхозаветный" Бог предстаёт жестоким властителем, карающим смертью за малейшие провинности... Но, подождите: если "смерть" на символическом языке значит неверие, то тогда ответ Бога полностью адекватен деятельности человека, само же изображение морных эпидемий или серного дождя становится архаичным литературным образом, подобно тому, как убийство животных в сакральных целях на нашем языке означает жертвование собственных эгоистических планов и желаний.
    А теперь перейдём к Завету Новому. Здесь мы найдём ещё одно свидетельство в пользу нашей трактовки термина "смерть":

«А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.» Лук. 9:59-60

    Этот пассаж был прокомментирован Кардеком в "Евангелии в разъяснении спиритизма", гл.XXIII, где наш автор пишет:

Действительно, только духовная жизнь есть истинная жизнь; такая жизнь есть нормальная жизнь духа; его земное существование только временно и преходяще; это род смерти, если её сравнить с великолепием и активностью духовной жизни. Тело служит лишь грубой одеждой, в которую облекается дух; это цепь, привязывающая его к земному шару, и он счастлив от неё избавиться. Уважение, оказываемое мёртвым, относится к телу только потому, что оно напоминает о покинувшем его духе; это уважение аналогично чувству к предметам, принадлежавшим умершему, к которым он прикасался и которые сохраняют как святыню. Вот этого именно человек не мог понять самостоятельно; Иисус объясняет ему это, говоря: не заботься о теле, но думай больше о духе; скажи людям, что их родина не не Земле, а на Небе, так как там только есть истинная жизнь.

    Это показывает, что мы не были первыми, кто открыл сакраментальное значение смерти в Библии. Однако наша трактовка немного отличается от кардековской: смерть души происходит от нарушения Божественных Законов, что порождает концентрирование на земной жизни, о чём уже пишет Кардек. Вернёмся к Новому Завету, а точнее, к его главной идее, а именно ... воскрешению мёртвых!

«Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.» Ин. 5:21
«Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.» Ин. 5:25
«<...>имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают.» Деян. 24:15
(«Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.» Пс. 29:4)

    Традиционное церковное христианство, вещающее о вечных муках для грешников, мягко говоря, не вписывается в идею воскрешения. Читаем в Библии:

"«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.» 1 Кор. 15:12-14
«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.» 1 Кор. 15:20
«Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» 1 Кор. 15:29
«По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают?<...>» 1 Кор. 15:32

    Нет нужды напоминать о том, сколь много "мёртвых" сходят в могилу не воскресшими... Напомним, что есть ещё дети, умершие в раннем возрасте, а также дебилы, дикари, которые отправляются на тот свет не совершив как ничего плохого, так и ничего хорошего, чтобы войти по заслугам в Царство Божие. В отличие от христианства, спиритизм оставляет этим категориям возможность совершенствования в следующих жизнях, которые те должны провести в телесной оболочке, воплотившись на Земле или другой подходящей для этого планете. В любом случае, воскресение должно происходить в воплощённом состоянии:

«Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут<...>» 1 Кор. 15:21-22
«Последний же враг истребится - смерть<...>» 1 Кор. 15:26

    Е.Поляков, изучавший тот же фрагмент, обратил внимание на то, что воскресение мёртвых должно происходить через человека с маленькой буквы ("Кому уподоблю род сей?", с. 235). Так же, как Адам в данном контексте символизирует способность идти против воли Бога, так же абстрактно нам следует воспринимать и образ Христа в этой же фразе. Воскрешение описывается Павлом как перерождение внутренней организации человека:

«<...>сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: "первый человек Адам стал душею живущею"1; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.» 1 Кор. 15:44-47
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти - грех; а сила греха - закон.» 1 Кор. 15:51-56

Последняя строчка цитаты является ключевой, указывая, какую именно смерть преодолевают воскресающие мёртвые. Представление этого процесса в традиционной христианской трактовке как воскрешение умершей плоти помимо того, что является абсурдной пародией на истину, ещё и затемняет истинное значение воскресения, переворачивая всё с ног на голову. Ведь воскресение должно произойти в человеческом состоянии:"второй человек - Господь с неба".
    Теперь обратимся к известному фрагменту из Евангелия от Иоанна, который спириты использовали как доказательство упоминания о реинкарнации в речах Иисуса:

«Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» Ин. 3:1-12

    Этот диалог был прокомментирован Кардеком в "Евангелии в разъяснении спиритизма", гл. IV. Приведём некоторые дополнительные аргументы в пользу спиритской трактовки. Начнём с того самого слова "выше", которое имеет альтернативный вариант перевода - "снова". Последний принят во многих западных изданиях Библии, начиная с латинского перевода. В греческом варианте употреблено слово anothen, имеющее, если верить греческо-русскому словарю А.Д.Вейсмана, 3 значения:1) сверху; 2) прежде, сначала, снова; 3) вверху. Автор словаря в той же словарной статье помечает, что в исследуемом нами отрывке из Нового Завета слово anothen означает 'сначала'. Заметим, что в греческом тексте не было употреблено слово ano 'вверху', не имеющее, если верить тому же словарю, других значений. 'Родиться свыше' традиционно истолковывается как указание на вхождение в Царство Божие; 'родиться снова' может также значить новое рождение в буквальном смысле, т.е. на Земле. Заметим, что 'снова, сначала' может означать и 'свыше', однако мы считаем возможным рассмотрение и третьего варианта - 'прежде', или 'как прежде'. (Ср. примеры вполне оправданных вставок [как] в синодальном переводе - Иез 7:17, Ис 25:5). В таком виде перевод одназначно указывает на реинкарнацию - 'родиться прежде', 'родиться как прежде'. Однако мы ещё точно не определили, о каком рождении идёт речь - духовном или физическом? С формальной точки зрения определить это достаточно трудно, мы всё же в пику Кардеку предполагаем, что здесь речь идёт о рождении духовном. А теперь обратим внимание на реакцию Никодима:"как может человек родиться, будучи стар?". То есть, если он молод, ему родиться можно? Да, поскольку у него больше сил, жизненного времени и возрастной гибкости для благотворных изменений. Иисус намекает старцу, видимо, поверившему Иисусу и, судя по всему, обеспокоившемуся о собственной участи, что следует дух воспринимать дух как субстанцию весьма мобильную, в отличие от бренного тела: "...а не знаешь, откуда приходит и куда уходит...". Никодим ещё боится верить тому, о чём он уже догадался, и тут Иисус произносит ключевую фразу:"Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?" Итак, речь о рождении снова/свыше/как прежде относилась именно к делам земным, и реплика Иисуса не оставляет никаких сомнений в этом очевидном факте. Если же Иисус говорил о том, что родиться следует в Царстве Божием, или в раю, то почему же тогда Никодим беспокоился, ведь здесь нет ничего непонятного для иудейского мировоззрения (вспомним Авраама). Другое дело реинкарнация...
    А теперь мы обратимся к Евгению Полякову. Этот автор чурается термина "реинкарнация", предпочитая употреблять слово "палингенезия", употреблявшееся для обозначения перевоплощения ещё Пифагором и Платоном помимо термина "метемпсихоз". Но фактически "палингенезия" (греч.) и значит "реинкарнация" (лат.), "перевоплощение" (рус.), противопоставленые метемпсихозу (см. Аллан Кардек "Книга Духов", §86 "Метампсихоз (переселение душ)"). Как свидетельствует Поляков, слово palingenesia потребляется и в Библии, соответствуя церковнословянскому слову "пакибытие" (см., напр, Мф 19:28); в Послании к Титу (Тит 3:5) это слово переводится как "возрождение". Поляков вместо того, чтобы "впустую разглагольствовать о смысле понятия пакибытие в церковнославянском языке", предпочёл использовать термин "палингенезия" в своём исконном значении. Это слово в том же значении иногда употреблял Леон Дени. Мы не будем приводить все аргументы Полякова в пользу палингенезии/реинкарнации, прибегнув лишь к самым наглядным. Итак, во-первых, Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа, является реинкарнацией ветхозаветного святого Илии:

«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.» Лук. 1:13-17

    Вопреки традиционной точке зрения, согласно которой слово "дух" имеет здесь абстрактное значение. Е.Поляков отметает любое указание на абстракцию или аллегорию и настаивает на буквальном понимании, указывая, что иначе придётся толковать и приход Христа также аллегорически. И действительно, в пророчестве Малахии образ Илии столь же "аллегоричен", сколь и образ Того, Кто должен прийти:

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.» Мал. 4:5-6

    Отвечает Поляков и на вопрос, почему Иоанн Креститель сказал, что он - не Илия. Иоанн же ответил так, потому что не имел дара различения духов, ср. его вопрос, заданный Иисусу:"... Ты ли Тот..." (Мф 11:3; Лк 7:18,19). А различение духов не является необходимым атрибутом духовного образования: "Одному даётся Духом слово мудрости...иному различение духов..." (1Кор 12:8-20). Кстати, в Евангелии от Матфея, в главе 17, ученики спрашивают Иисуса:

«И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.»

    Вдобавок к аргументам Полякова заметим, что, во-первых, в данном случае Иисус не употребил столь многозначного слова "дух", во-вторых, здесь встретилось-таки слово "прежде"! В греческом тексте, правда, стоит не anothen, а protou, имеющее одно-единственное значение - 'прежде'. Однако подозрительно то, что апостолы, имея в виду будущее, говорили о "приходе прежде".

    Далее Поляков подтверждает, что различия в способностях и судьбе обусловленны багажом, накопленным в прошлых жизнях:

«Нет лицеприятия у Бога» Рим 2:11; Еф 6:9; Гал 2:6; Вт 10:17; Деян 10:34;
«<...>нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия<...>» 2 Пар 19:7;
«Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость пред Господом.» Прит 20:10.

Потому-то и спросили ученики Иисуса, увидевшие слепого от рождения:

«Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Ин. 9:2

А когда мог он согрешить, если он уже родился слепым? Ответ очевиден: до того, как он родился слепым...

    И, наконец, о вещах лирических. Отвергатели реинкарнации не замечают одной важной вещи: идея реинкарнации объединяет людей, уничтожает разлуку и помогает людям возвыситься над ссорами и конфликтами. Может ли объединять людей учение, которое утверждает, что после смерти одни пойдёт в рай, тогда как другие будут вечно мучаться в аду за ошибки, совершённые из-за минутного помешательства? Но спиритизм, признающий реинкарнацию, отвергает разлуку, поскольку, согласно спиритизму, не существует неисправимых ошибок, также как и не существует вечной разлуки, иными словами, любой из нас рано или поздно окажется среди праведников (и только от наших усилий зависит, приблизим мы или отдалим этот в конечном счёте неизбежный момент). Имеет ли в таком случае смысл враждовать, если ты понимаешь, что в конечном счёте ты будешь трудиться с твоим соперником плечо к плечу, и сей момент так же неизбежен, как неизбежно духовное совершенствование и как неизбежна вечность! Картина того, как закоренелые преступники и подлецы перерождаются, претерпев страдания, и обращаются к Богу, не может не завораживать, подтверждая Его славу и могущество. Но, к сожалению, некоторым такая картина не доставляет радости, и они продолжают отвергать реинкарнацию, считая её пессимистичной и даже глупой идеей (увы, среди таких людей были очень известные спириты - Хоум (Юм), Аксаков...). Однако пессимизма здесь нет и впомине, наоборот, моноинкарнация отдаёт даже не то что пессимизмом, а чёрным фатализмом, не оставляя падшим единожды исправить свои грехи и вернуться к тем, кого они любили и кто их продолжает любить. Разве мог Бог создать существа, чтобы они потом вечно горели в адском огне? Какой смысл в этом "творении"? «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей», сказано в Писании (Пс. 81:6-7), и все воскреснут. Наверное, противники реинкарнации самонадеянно полагают, что они никогда не оступались и никогда не оступятся, а сразу после смерти будут наслаждаться отдыхом в садах Божьих, когда как другие будут вечно гореть в аду. К сожалению ли, к счастью ли для таких деятелей, но им ещё предстоит не одно перевоплощение, чтобы понять всю пагубность таких представлений, не согласующихся ни с христианской любовью, ни с Божьей справедливостью.

 

Следующая тема:

Кодекс спирита

******************************************************************************************

1 Т.е. воплотился в материальной среде, о душе см. Быт 1:2. ( webmaster)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz