Глава Четвёртая
ЖИЗНЕННОЕ НАЧАЛО
Существа органические и неорганические - Жизнь и смерть - Ум и инстинкт
§15. Существа
органические и неорганические
Примечание. Органические существа суть те, кои имеют в себе источник сокровенной деятельности, сообщающий им жизнь; они рождаются, растут, воспроизводят себе подобных и умирают; они наделены особыми органами для выполнения различных жизненных актов, и органы эти применены к потребностям их для их сохранения. Они включают в себя людей, животных и растения. Неорганические существа суть все те, что не обладают ни жизненностью, ни собственными движениями и образованы лишь соединением материи; таковы минералы, вода, воздух и т.д.
60. Одна ли и та же сила
соединяет элементы материи в
органических телах и телах
неорганических?
- "Да, закон притяжения один
для всех."
61. Есть ли разница между
материей тел органических и
материей тел неорганических?
- "Это всё та же материя, но в
органических телах она
оживотворена."
62. Какова причина
оживотворения материи?
- "Её соединение с жизненным
началом."
63. Жизненное начало, находится
ли оно в каком-то непосредственном
проводнике, или же оно лишь
свойство организованной материи?
Словом, причина оно или следствие?
- "Оно и то, и другое. Жизнь
есть следствие, вызываемое
действием некоего проводника на
материю; этот проводник без материи
не есть жизнь, так же как материя не
может жить без этого проводника. Он
сообщает жизнь всем существам,
поглощающим и усваивающим его."
64. Мы поняли, что дух и материя
суть два образующих элемента
Вселенной; составляет ли жизненное
начало третий такой элемент?
- "Это, без сомнения, один из
элементов, необходимых для
образования Вселенной, но сам он
имеет свой источник в
видоизменённой вселенской материи.
Он есть элемент для вас, как
кислород и водород, которые, однако,
не суть первоначальные элементы,
ибо все они исходят из одного и того
же начала."
- Похоже, из этого следует, что
жизненность не имеет своего начала
в каком-либо конкретном первичном
проводнике, но в особом свойстве
вселенской материи, подвергнутой
определённым видоизменениям?
- "Это следствие того, что мы
уже сказали."
65. Жизненное начало, помещается
ли оно в одном из известных нам тел?
- "Оно имеет свой источник во
вселенском флюиде; это то, что вы
называете магнетическим или
электрическим оживотворённым
флюидом. Он посредник, связка между
духом и материей."
66. Жизненное начало, одинаково
ли оно для всех органических
существ?
- "Да, но слегка
видоизменяется в зависимости от
породы. Это то, что сообщает
органическим существам движение и
активность, отличая их от инертной
материи; ибо движение материи не
есть жизнь; материя получает это
движение, но не даёт его."
67. Жизненность, является ли она
постоянным свойством жизненного
проводника или развивается лишь
работою органов?
- "Она развивается лишь с
телом. Разве не сказали мы, что этот
проводник без материи не есть
жизнь? Нужно соединение двух вещей,
чтобы произвесть жизнь."
- Можно ли сказать, что
жизненность находится в состоянии
непроявленном, когда жизненный
проводник не соединён с телом?
- "Да, так оно и есть."
Примечание.
Совокупность органов образует
своего рода механизм, получающий
импульс своей внутренней
активности, или жизненное начало,
существующее в них. Жизненное
начало есть движущая сила
органических тел. В то время как
жизненный проводник передаёт
импульс органам, действие органов
поддерживает и развивает
активность жизненного проводника,
наподобие того, как трение
производит теплоту.
68. Какова причина смерти у
существ органических?
- "Истощение органов."
- Можно ли сравнить смерть с
остановкой движения в разлаженной
машине?
- "Да, если машина плохо
собрана, двигатель выходит из
строя; если тело немощно, жизнь
уходит из него."
69. Почему повреждение сердца в
большей мере, чем поврежденье
каких-либо других органов,
причиняет смерть?
- "Сердце есть жизненная
машина; но сердце не единственный
орган, повреждение коего
обусловливает смерть; оно - лишь
одна из основных пружин."
70. Что делается с материей и
жизненным началом органических
существ при их смерти?
- "Мёртвая материя
разлагается и составляет новые
органические тела, жизненное же
начало возвращается в свой
источник."
Примечание.
При смерти органического существа
образующие его элементы вступают в
новые сочетания и составляют новые
существа; последние черпают во
вселенском источнике жизненное и
деятельное начало, поглощают и
усваивают его, чтоб вернуть его в
этот источник, когда они перестанут
существовать.
Органы, так
сказать, пропитаны жизненным
флюидом. Флюид этот сообщает всем
частям организма деятельность,
осуществляющую их сближение при
некоторых повреждениях и
восстанавливающую временно
прерванные функции. Но когда
разрушены либо же претерпели
вырождение элементы, главные в
работе органов, жизненный флюид
оказывается не в состоянии
передать им движение жизни, и
существо умирает.
Органы более или менее влияют
друг на друга; их взаимное действие
объясняется согласованностью
(гармонией) их целого. Когда
какая-либо причина разрушает эту
гармонию, функции их
приостанавливаются, как движение
механизма, части коего повреждены.
Так происходит с часами, когда они
изнашиваются со временем или
случайно разбиваются - движущая
сила оказывается беспомощной
привести их в движение.
Более точный
образ жизни и смерти имеем мы в
электрическом аппарате. Этот
аппарат таит в себе электричество,
как все тела природы, в
непроявленном состоянии.
Электрические явления проявляются,
лишь когда флюид приведён в
действие какой-либо особой
причиною: тогда можно сказать, что
аппарат живёт. Исчезла пружина
деятельности - и явление
прекратилось, аппарат вернулся в
неживое состояние. Органические
тела, таким образом, подобны
электробатареям или
электроаппаратам, в коих
деятельность флюида производит
явление жизни; прекращение этой
деятельности производит смерть.
Количество
жизненного флюида довольно
ограничено у всех органических
существ; оно меняется по родам и
непостоянно как в том же индивиде,
так и в индивидах одного рода. Есть
такие, которые, так сказать,
насыщены им, тогда как у других его
едва хватает на самые насущные
жизненные акты; отсюда для
некоторых из них большая
жизнеспособность, жизнь более
деятельная и некоторым образом
изобильная.
Количество
жизненного флюида может
истощиться; его может стать
недостаточно для поддержания
жизни, если она не обновляется
поглощением и усвоением веществ,
содержащих его и богатых им.
Жизненный
флюид передаётся от одного
индивида к другому. Тот, у кого его
больше всего, может передать его
тому, у кого его всего меньше, и в
некоторых случаях вернуть жизнь,
готовую угаснуть.1
71. Является ли ум одним из
атрибутов жизненного начала?
- "Нет, потому что растения
живут и не думают: они обладают лишь
органической жизнью. Ум и материя
независимы друг от друга, поскольку
физическое тело может жить без ума;
но ум может проявиться лишь с
помощью матерьяльных органов;
необходим союз с духом для того,
чтобы оразумить оживотворённую
материю."
Примечание.
Ум есть особое свойство, присущее
некоторым классам органических
существ и дающее им, вместе с
мыслью, волю к действию, сознание
своего существования и своей
индивидуальности, равно как и
средства установления отношений с
внешним миром и возможность
удовлетворять свои потребности.
Можно, таким образом, различать три
класса живых существ:
72. Каков источник ума?
- "Мы сказали это: вселенский
ум."
- Можно ли сказать, что каждое
существо черпает некоторую порцию
ума во вселенском источнике и
усваивает её так же, как оно черпает
и усваивает начало матерьяльной
жизни?
- "Это не более чем сравнение,
неточное к тому же, поскольку ум
есть способность, свойственная
каждому существу и составляющая
его нравственную индивидуальность.
Впрочем, как вам известно, есть
вещи, которые не дано постичь
человеку, и эта пока что из их
числа."
73. Инстинкт, независим ли он от
ума?
- "Нет, не совсем так, ибо это
есть род ума. Инстинкт есть
нерассуждающий ум; через него все
существа удовлетворяют свои
потребности."
74. Можно ли провести некую
разграничительную черту между
инстинктом и умом, т.е. определить,
где кончается один и начинается
другой?
- "Нет, ибо зачастую они
сливаются; но вполне можно
различить, какие действия
относятся к инстинкту, а какие
принадлежат уму."
75. Можно ли сказать, что
инстинктивные свойства
уменьшаются по мере того, как
возрастают свойства умственные?
- "Нет, инстинкт существует
всегда, но человек пренебрегает им.
Инстинкт может вести и ко благу; он
ведёт вас почти всегда, и порою
более верно, нежели рассудок; он
никогда не заблуждается."
- Почему разум не всегда
безупречный водитель?
- "Он был бы безупречен, если
бы не был извращён дурным
воспитанием, гордыней и эгоизмом.
Инстинкт не рассуждает; разум
оставляет возможность выбора и
наделяет человека свободою
воли."
Примечание.
Инстинкт есть зачаточный ум,
отличающийся от собственно ума тем,
что его проявления почти всегда
самопроизвольны, стихийны, тогда
как проявления ума суть
последствия некоторой умственной
операции и мыслительного акта.
Инстинкт видоизменяется в
своих проявлениях по родам живых
существ и в зависимости от их
потребностей. У существ, обладающих
сознанием и постижением вещей
внешних, он сливается с умом, т.е. с
волею и свободою.2
1 Смотрите также йогическое
учение о пране. (Й.Р.)
2 Смотрите также
"Хатха-Йогу" Йога Рамачараки,
главы "Наш друг - жизненная
сила", "Творение Божественного
зодчего", "Забота йогов о
физическом теле". (Й.Р.)