НЕОБХОДИМЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ
"КНИГА ДУХОВ" Аллана Кардека представляет собой систематизированную подборку ответов, данных духами высокого ранга на заданные им вопросы. Это происходило в ходе спиритических сеансов так называемого "автоматического письма", или "психографии", в "Парижском Обществе спиритических исследований", основанном Кардеком. Ответы были получены в самое разное время и через посредство нескольких медиумов. Вопросы задавались в письменной форме и, вероятно, звучали устно. Ответы на них получались письменные, выводимые рукою медиума-психографа. Материал был систематизирован Кардеком и с соответствующими комментариями и дополнениями автора составил первую редакцию книги. Ко второму её изданию был собран дополнительный материал, критически пересмотрен и переработан текст первого издания. Вторая редакция является окончательной, текст её воспроизводился в бесчисленных переизданиях и переводах. Как неоднократно указывает автор, текст книги подвергался со стороны духов пристальному контролю, и особенно текст второй редакции "был с их стороны предметом нового и самого кропотливого анализа".
Структура книги. Книга состоит из четырёх частей, двухчастного вступления и заключения. Каждая часть делится на главы; главы - на параграфы, каждый параграф - на вопросно-ответные пункты. После арабской цифры приводится вопрос, далее в кавычках следует дословный ответ на него, данный духом. Помимо того, вслед за ответом духа нередко следуют дополнения и комментарии, написанные самим Кардеком. Текст Кардека всегда предваряется пометой ПРИМЕЧАНИЕ и данные в нём комментарии автора выделены петитом. В некоторых случаях текст автора представляет собой целый параграф, и тогда он никак не выделяется, поскольку текст не предварён вопросом и ясно, что это не ответ духа.
Об авторе. Аллан Кардек
(1804 - 1869гг.) по праву считается
основателем новейшего спиритизма
(или духоведения). В оккультном
учении спиритизма его, так же как и
его продолжателя Леона Дени (1847 -
1927гг.), прежде всего интересовала
моральная, нравственная сторона.
Проблема нравственного
совершенствования человека и
общества - основа выдвинутого ими
учения.
В 1858 году Аллан Кардек основывает
"Парижское Общество
спиритических исследований" с
собственным программным уставом и
"Спиритское Обозрение" -
журнал, выходивший многие годы.
Спиритизму Кардек предпослал
особую нравственную концепцию и
оформил его как "учение,
основывающееся на существовании,
проявлениях и наставлениях, данных
духами". Всё это нашло достойное
выражение в главной его работе -
"Книга Духов" (1857г.). За этой
работой последовали другие:
"Книга Медиумов" (1861),
"Евангелие в толковании
Спиритизма" (1864) и ряд иных.
Недостатки книги и её
достоинства. Влияние её идей.
Внимательный читатель, без
сомнения, заметит, что на книге
Кардека, хотя она и исходит из
объективного по отношению к
человечеству источника, лежит до
известной степени печать своего
времени. Так, в полном согласии с
тогдашним уровнем развития науки
здесь трактуются некоторые вопросы
естествознания, а электричество
понимается как верх возможных
достижений в области энергетики.
Автор с достаточным почтением
интерпретирует некоторые
ветхозаветные мифы. Недостаточным
и приблизительным выглядит сегодня
его антропологическое учение о
трёхчастной природе человека: тело,
перисприт, душа. Учение о
перисприте нуждается в углублении
и дальнейшем развитии.
Сегодняшнему читателю следует
понимать, что перисприт весьма
неоднороден, он лишь собирательный
образ, совокупность других
оболочек души (полуматерьяльных и
духовных, вложенных одна в другую и
иерархически соподчинённых) в их
противопоставлении грубой
физической оболочке - телу. Разные
школы оккультизма так и не
определились до сего дня в вопросе
о том, сколько же тел имеет душа,
помимо физического. Тем не менее, не
вызывает сомнения, что их
несколько, как минимум - три.1 Как бы то ни
было, читателю необходимо помнить,
что духи, знающие значительно
больше людей, всегда вынуждены, для
того чтобы быть понятыми, говорить
языком той человеческой эпохи, с
представителями которой они
общаются. В данном случае они
общались с людьми середины XIX века,
и для того, чтобы дать им хотя бы
приблизительное представление о
вопросах, к примеру,
естествознания, известных человеку
конца века XX, им приходилось
прибегать к приблизительному
методу аналогии и метафоры. Таким
образом, естественнонаучная и, до
известной степени,
антропологическая стороны книги
являются на сегодняшний день её
уязвимым местом. Но мы, собственно,
и не за этим предлагаем читателю
познакомиться с нею. Как уже было
сказано, главное, чему Кардек
уделяет внимание, после того как
было выяснено, что человек
бессмертен, это - философский и
нравственный аспекты проблемы. И
здесь, конечно, Кардек не имеет
равных. В сравнении с этим все
вышеперечисленные мелочи не имеют
никакого значения, тем более, что
учение о трёхчастной природе
человека ни в коей мере не мешает
верному рассмотрению вопроса, и,
даже более того, для данной цели оно
значительно удобнее многочастного
деления, принятого в иных школах
оккультизма.
Наши современные авторы,
пишущие в этой области, лишь
сумбурно излагают разрозненные
факты, после чтения которых в
голове у читателя образуется каша,
и он хочет выбросить из головы и сам
предмет, послуживший её причиною.
П.Калиновский, например, склоняется
в сторону ортодоксального
христианства, самых нелепых догм
православия и буквально запугивает
грешного читателя перспективой
ожидающих его загробных мучений, а
такой модный на данный миг автор,
как А.Мартынов, широко
разворачивает перед носом
читателей кумачовое знамя
марксистских классиков и потрясает
полным собранием их сочинений. Но
ни у того, ни у другого, по их же
честному признанию, нет
философско-нравственной концепции.
А у Кардека она есть, и в концепцию
эту заложены вечные истины, те же
самые, благодаря которым два
тысячелетия назад возникло
христианство. Потому можно сказать,
что карденизм - это
неохристианство, христианство,
очищенное от мифов, от догм, от
предрассудков и суеверий, от
всевластия в духовной жизни
клерикальной мафии; христианство,
открытое дальнейшему поиску,
исследованиям и творчеству. И тот,
кто знает и разделяет эту
концепцию, может должным образом
понять одно из высших духовных
достижений ХХ века - рериховскую
"Агни-Йогу". Без знания же этой
концепции такие, к примеру, писания,
как "Семь дней в Гималаях" и
"Мост над Потоком" В.Сидорова,
выглядят всего лишь как
интеллектульные эмоции,
испещрённые риторическими
восклицательными знаками. Если
смотреть на проблему под этим углом
зрения, то сейчас, в пору духовной
деградации, для советского
общества нет книги более
актуальной.
Влияние идей Кардека на умы
современников и последующих
поколений было весьма велико.
Последователи нового учения
появились во всех странах мира,
включая и Россию. Причём в России
даже существовало общество
последователей Кардека. Ими были
переведены на русский язык все его
работы, издавался
философско-богословский журнал
"Спиритуалист" с участием
представителей православного
духовенства, принявших
кардековские идеи. К сожалению,
пока что не удалось окончательно
установить, в какой степени эти
бесценные материалы сохранились до
наших дней2.
Во всяком случае, полное отсутствие
их в крупнейших библиотеках страны
наводит на мысль, что НКВД в конце
20-х - начале 30-х годов были
уничтожены не только сами спириты,
но также и эта литература. Что ж, это
можно понять: ничто бы не
представило большей опасности
существовавшему тогда в стране
режиму, чем знание людьми тех
духовных истин, которые содержатся
в этих книгах.
Павел Гелева, философ
26.04.91.
1 Передовая современная наука
уже дошла до признания и осознания
этих реальностей. И на языке
сегодняшней науки перисприт
именуется "биоплазменным
телом". (П.Г.)
2 Журнал "Спиритуалист", к
счастью, не канул окончательно в
Лету, и посетители "Рассвета"
уже сейчас могут ознакомиться с
отдельными статьями из этого
издания. Разумеется, в будущем мы
постараемся увеличить объём
материалов из "Спиритуалиста"
на нашем сайте. Кстати, влияние
православия на содержание статей
журнала действительно весьма
велико. (webmaster)