Глава Восьмая

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ДУШИ

Сон и сновидения - Духовные свидания между живыми людьми - Оккультная передача мысли - Летаргия. Каталепсия, кажущаяся смерть - Сомнамбулизм - Экстаз - Второе зрение - Заключительный очерк о сомнамбулизме, экстазе и втором зрении
 

§62. Сон и сновидения
 

400. С удовольствием ли воплощённый дух пребывает в своей плотской оболочке?
    - "Это всё равно, как ты бы спросил, нравится ли узнику быть в тюрьме. Воплощённый дух непрестанно стремится к освобождению, и чем более груба его оболочка, тем более желает он от неё освободиться."
401. Отдыхает ли душа во время сна, как и тело?
    - "Нет, дух никогда не остаётся бездеятельным. Во время сна нити, связующие его с телом, послабляются, и так как тело не имеет в нём нужды, он пробегает пространства и вступает в более прямое сношение с другими духами."
402. Как можем мы судить о свободе духа во время сна?
    - "Через сновидения. Можешь быть уверен, что когда тело отдыхает во сне, у духа больше способностей, чем в состоянии бдения; у него есть воспоминание о прошлом и иногда предвиденье будущего; он обладает большей силой и может вступить в общение с другими духами, как живущими в одном с ним мире, так и с теми, что живут в ином. Вы часто говорите: "Я видел странный сон, страшный сон, но это было настолько невероятно, что ни на что не похоже"; вы заблуждаетесь, говоря так; очень часто это просто воспоминание о тех местах и вещах, которые вы видели или которые увидите в ином существовании или в какой другой миг. Поскольку тело оцепенело, дух старается порвать свою цепь, для чего он и предпринимает поиски в прошлом или будущем.
    Бедные люди, как мало известны вам самые обычные явления жизни! Вы полагаете себя достаточно учёными, но самые обыденные вещи приводят вас в затруднение; на этот вопрос всех детей: что мы делаем, когда спим? что такое сны? - вам и ответить нечего.
    Сон частично освобождает душу от тела. Когда человек спит, он временно оказывается в том состоянии, в каком закрепляется уже надолго после смерти. У духов, при смерти быстро освобождающихся от материи, были в своё время разумные сновидения; во сне они общаются с существами, более высоко стоящими: они путешествуют, беседуют с ними и учатся у них; они трудятся даже над делами, которые находят там вполне завершёнными, когда умирают здесь. Должно ещё раз научить вас не бояться смерти, поскольку, по словам одного святого, вы умираете ежеденно.
    Это что касается духов высоких; относительно же массы людей, которые при смерти должны долгие часы оставаться в том смятении, в той неопределённости, о которой они вам говорили, то надо сказать, что они идут либо в миры низшие, чем Земля, куда зовут их старые привязанности, либо ищут удовольствий, быть может, ещё более низменных, нежели те, какие они имеют здесь; они идут почерпнуть доктрины ещё более недостойные, более отвратительные и зловредные, чем те, каковые они исповедовали среди вас. Ну а симпатию у вас, на Земле, порождает то обстоятельство, что по пробуждении вы ощущаете себя в сердечной близости с теми, с кем вы только что провели восемь-девять часов счастья и удовольствия. Что объясняет также и наши непреодолимые антипатии, ибо мы в глубине души знаем, что эти-то люди имеют совершенно иное сознание, нежели мы, и мы, таким образом, уже знаем их, никогда их в глаза не видав. Это также объясняет и безразличие к некоторым людям, потому что человеку несвойственно стремиться обзавестись новыми друзьями, когда он знает, что у него есть старые, которые любят его и ценят. Словом, сон более влияет на вашу жизнь, чем вы полагаете.
    При посредстве сна воплощённые духи находятся в постоянном сношении с миром свободных духов, и именно это позволяет Высшим Духам без особого отвращения воплощаться среди вас. Бог пожелал, чтобы они при соприкосновении своём с пороком могли набраться сил в источнике добра, дабы им, пришедшим просвещать других, самим не впасть в заблуждение. Сон есть врата, распахнутые им Богом, дабы они могли пройти к своим небесным друзьям; это отдых после трудов в ожидании великого окончательного освобождения, должного вернуть их в их истинную среду.
    Сновидение есть воспоминание о том, что дух ваш видел во время сна; но заметьте: у вас не всегда бывают сновидения, так как вы не всегда вспоминаете о том, что вы видели, или вспоминаете что-то лишь частично.1
    Это вовсе не ваша душа во всём своём проявлении; зачастую это лишь воспоминание о смятении, сопровождавшем ваше отбытие или возвращение, к которому присоединяется воспоминание о том, что вы сделали, или о том, что постоянно занимает вас в состоянии бдения; иначе как объясните вы самые нелепые сны, которые видят как наиболее учёные, так и самые простые смертные? Злые духи используют сновидения также для того, чтоб мучить души слабые и робкие.
    Впрочем, вы скоро увидите, как разовьётся иной род сновидений; он так же древен, как и тот, что известен вам, но вы о нём ещё не ведаете. Видения Жанны д'Арк, видения Св. Иакова, видения еврейских пророков и некоторых индийских святых: этот род сновидений есть воспоминание души, полностью высвободившейся из тела, воспоминание о той, второй жизни, про которую я вам сейчас говорил.
    Старайтесь различать оба эти рода сновидений в том, что вам припоминается; без этого вы впадёте в противоречия и ошибки, кои пагубно отразятся на вашей вере."

Примечание. Сновидения суть продукт высвобождения души, делающейся более независимой при прекращении деятельной жизни и связи с физическим миром. Отсюда и своего рода неопределённое ясновидение, простирающееся в места самые отдалённые или никогда не виданные, а иногда даже и в другие миры, на другие планеты. Отсюда же и воспоминание, воспроизводящее в памяти события, происшедшие, в ходе настоящего или предшествующих существований; странность образов того, что происходит или произошло в неведомых мирах, перемешанных с вещами мира нынешнего, и образует причудливые и неясные картины, которые на первый взгляд не имеют ни смысла, ни связи.
Непоследовательность сновидений объясняется также и теми пропусками, которые производит неполное воспоминание о том, что явилось нам во сне. Таким оказался бы рассказ, если б его наугад составить из отдельных фраз или обрывков фраз написанного целого: при утрате этого целого оставшиеся фрагменты, если собрать их воедино, оказались бы лишёнными всякого смысла и вразумительности.

403. Почему мы не всегда помним о том, что нам снилось?
    - "В том, что ты называешь "сном", присутствует лишь то, что есть не более чем отдых тела, ибо дух пребывает в постоянном движении; там он вновь обретает что-то от своей свободы и общается с теми, кто ему дорог либо в этом мире, либо в мирах иных; но так как тело является производным материи тяжёлой и грубой, то оно с трудом удерживает впечатления, полученные духом, ибо дух получил их не через органы тела."
404. Что следует думать о значении, которое приписывается снам?
    - "Сны вовсе не так вещи, как то понимают самозванные оракулы, ибо нелепо верить, будто появление чего-то во сне возвещает осуществление этого наяву. Сны верны в том смысле, что они представляют действительные для духа образы, но нередко никак не связанные с тем, что происходит в физической жизни; часто также, как мы сказали. это просто воспоминание; иногда, наконец, это может быть некоторое предчувствие грядущего, если того позволяет Бог, или видение того, что в данный миг происходит в каком-либо ином месте и куда перенеслась душа. Разве нет у вас множества примеров того, как людям во сне являются их родственники или друзья, дабы предупредить их о том, что случится с ними? Что ещё такое эти появления, как не души, или духи, этих людей, приходящих общаться с вами? Когда вы убеждаетесь, что виденное вами во сне случилось действительно, то не служит ли это доказательством тому, что воображение здесь ни при чём, особенно если вещь эта никоим образом не была у вас в мыслях наяву?"
405. Во сне часто видятся вещи, похожие на предчувствия, но которые, однако, не исполняются; отчего это происходит?
    - "Оне могут исполняться если не для тела, то для духа, т.е. дух видит вещь, коию он желает, потому что скоро он обретёт её. Не надо забывать, что во время сна душа всегда более или менее находится под влиянием материи и что, стало быть, она никогда полностью не освобождается от земных идей; из этого следует, что заботы предыдущего дня могут придать тому, что видится во сне, видимость желанного или того, чего опасаются; именно это и можно назвать действием воображения. Когда человека сильно занимает какая-либо идея, то он увязывает с ней всё, что только видит."
406. Когда во сне мы видим, как живые и здравствующие люди, коих мы прекрасно знаем, совершают действия, о которых они ни в коей мере не помышляют, не будет ли это чистейшим воображением?
    - "Ты говоришь: о которых они ни в коей мере не помышляют - как можешь ты знать это? Их дух может навещать твой, равно как и твой навещать их, и ты не всегда ведаешь, о чём они думают. А затем также, вы часто приписываете во сне знакомым вам особам, согласно с вашим желанием, то, что произошло или происходит в других существованиях."
407. Необходимо ли для высвобождения духа, чтобы тело было погружено в полный сон?
    - "Нет, дух вновь обретает свою свободу, как только органы ощущений отключаются; чтобы высвободиться, он пользуется всеми мгновениями передышки, которые только ему предоставляет тело. Как только наступает упадок жизненных сил, дух высвобождается, и чем тело слабее, тем дух свободнее."

Примечание. Поэтому-то полусон или просто притупление чувств часто вызывают те же образы, что и сон.

408. Иногда нам кажется, будто мы слышим слова, с отчётливостью произносимые внутри нас, и они никак не связаны с тем, что нас в данную минуту занимает; отчего это происходит?
    - "Да, и даже целые фразы, в особенности это случается, когда внешние ощущения начинают притупляться. Иногда это слабое эхо слов духа, желающего общаться с тобой."
409. Часто в состоянии, которое ещё не является полусном, когда глаза у нас закрыты, мы видим отчётливые образы, лица, мы схватываем их малейшие детали; действие ли это зрения либо же воображения?
    - "Поскольку тело обездвижилось, дух стремится разбить свои цепи: он перемещается и видит; если бы сон был полным, то это было бы сновидением."
410. Иногда во время сна или полусна возникают мысли, представляющиеся очень хорошими, но которые, несмотря на все усилия их припомнить, всё-таки стираются из памяти; откуда приходят эти мысли?
    - "Оне являются вследствие высвобождения духа, коий с большей полнотой пользуется в это время своими способностями. Зачастую это также советы, подаваемые другими духами."
- Чему служат эти идеи или эти советы, если воспоминание о них теряется и ими нельзя воспользоваться?
    - "Идеи эти иногда принадлежат более к миру духов, чем к миру физическому; но чаще всего бывает так, что если тело и забывает, то дух вспоминает, и идея возвращается в нужный миг как минутное озарение."
411. Воплощённый дух в те мгновения, когда он высвободился из материи и действует как дух, знает ли он о времени своей смерти?
    - "Часто он его предчувствует; иногда очень ясно сознаёт его, и именно это в состоянии бдения сообщает ему наитивное знание о нём; некоторые люди иногда предвидят свою смерть с большой точностью."
412. Деятельность духа во время отдыха или сна тела, может ли она вызвать усталость у этого последнего?
    - "Да, ибо дух держится за тело, как привязанный к столбу воздушный шар держится за этот столб; и так же, как сотрясения шара раскачивают столб, так и деятельность духа воздействует на тело и может вызвать в нём усталость."
 

§63. Свидания в духе между живыми людьми
 

413. Из принципа высвобождения души во время сна, повидимому, следует, что мы одновременно живём двумя параллельными жизнями: жизнью тела, каковая связывает нас с физическим миром, и жизнью души, связывающей нас с миром оккультным; так ли это?
    - "В состоянии высвобождения жизнь тела уступает место жизни души; но это вовсе не два разных существования; скорее это две фазы одного и того же существования, ибо человек не живёт одновременно двумя жизнями."
414. Два человека, друг с другом знакомых, могут ли они посетить друг друга во время сна?
    - "Да, и много других, полагающих, будто они незнакомы, встречаются и друг с другом разговаривают. У тебя могут быть, хотя ты того и не подозреваешь, друзья в другой стране и части света. Тот факт, что во время сна вы встречаетесь с друзьями, родными, знакомыми, людьми, которые могут быть вам полезны или интересны, настолько обыден, что вы занимаетесь этим почти что еженощно."
415. Какова может быть полезность этих ночных встреч, если мы о них не помним?
    - "По пробуждении о них обыкновенно остаётся интуитивное знание, и зачастую это и является источником некоторых идей, приходящих внезапно и о происхождении которых вы не задумываетесь, но каковые суть именно те, что были почерпнуты вами в этих ночных беседах."
416. Может ли человек по своему желанию вызвать эти спиритические посещения? Может ли он, засыпая, к примеру, сказать: "Этой ночью я хочу встретиться с духом такого-то или такой-то, говорить с ним и сказать ему то-то и то-то"?
    - "Вот что происходит. Человек засыпает, его дух пробуждается к истинной жизни, и то, что решил человек, для духа его - не указ; дух его нередко далёк от того, чтобы этому следовать, ибо жизнь человека мало интересует духа, когда он освободился от материи. Это касается людей уже достаточно духовно развитых, остальные же проводят своё духовное существование совершенно иначе; они отдаются своим страстям или остаются в полной бездеятельности. Может, стало быть, произойти и то, что дух, в согласии со своим недавним намереньем, направится увидеть тех, кого он желал видеть; но сам по себе факт, что он наяву желает сделать это, ещё не повод для того, чтобы он делал это, находясь в ином состоянии сознания."
417. Может ли некоторое число воплощённых духов собраться таким образом и устроить сходку?
    - "Несомненно: узы дружбы, старые или новые, часто соединяют таким образом разных духов, которые рады быть вместе."

Примечание. Под словом старые здесь следует разуметь узы дружбы, завязавшиеся в предшествующих существованиях. При пробуждении мы приносим с собой наитивное знание идей, которые мы почерпнули в этих оккультных беседах, но об источнике которых мы уже не знаем.

418. Человек, считающий, что один из его друзей мёртв, тогда как на самом деле это не так, мог бы он встретиться с ним в духе и таким образом узнать, что тот жив? Мог бы он в таком случае по пробуждении иметь наитивное знание об этом?
    - "Как дух он, конечно же, может видеть его и знать его участь; и если только ему не вменено как испытание верить в смерть своего друга, то у него будет предчувствие, что тот жив, так же как он сможет иметь предчувствие о его смерти."
 

§64. Оккультная передача мысли
 

419. Как происходит то, что та же самая идея, например, какое-либо открытие, возникает и делается одновременно в нескольких местах?
    - "Мы уже сказали, что во время сна духи общаются между собой; так вот! когда тело пробуждается, дух вспоминает о том, что он узнал, и человек верит в то, будто это открыл или изобрёл он. Таким образом сразу несколько человек могут сделать какое-то открытие. Когда вы говорите, что какая-то идея висит или носится в воздухе, то это образ гораздо более справедливый и точный, чем вы полагаете; каждый содействует её распространению, порой и сам не подозревая об этом."

Примечание. Наш дух, таким образом, часто сам открывает другим духам, без нашего ведома, то, что было предметом наших забот в часы бдения.

420. Могут ли духи общаться между собой, если тело полностью пробуждено?
    - "Дух вовсе не закрыт в теле, словно в коробке: он облучает всё вокруг себя; поэтому он может общаться с другими духами даже и в состоянии бдения, хотя тогда ему делать это значительно труднее."
421. Как происходит то, что двум людям, вполне пробуждённым, та же самая мысль часто приходит в голову одновременно?
    - "Это два духа, симпатизирующих друг другу и читающих мысли друг друга, даже когда тело не спит."

Примечание. Между постоянно общающимися духами существует передача мыслей, и два человека видят и понимают один другого, не имея нужды во внешних языковых знаках. О них можно сказать, что они говорят между собой на языке духов.
 

§65. Летаргия. Каталепсия. Кажущаяся смерть
 

422. Летаргики и каталептики обыкновенно видят и слышат то, что происходит вокруг них, но не могут внешне этого проявить; получают ли они свои ощущения глазами и ушами тела?
    - "Нет, это происходит через дух; дух узнаёт самого себя, но он не может сообщаться с другими воплощёнными."
- Почему он не может сообщаться?
    - "Состояние тела тому противится; это особое состояние органов доказывает вам, что в человеке есть ещё нечто, помимо тела, поскольку тело более не функционирует, а дух всё же продолжает действовать."
423. Может ли дух в летаргии полностью отделиться от тела так, чтобы придать ему все внешние признаки смерти, и затем вновь вернуться в него?
    - "В летаргии тело не умерло, поскольку жизнедеятельность в нём продолжается; жизненная сила пребывает в нём в скрытом состоянии, как в куколке у бабочки, но она никоим образом не уничтожена; а дух соединён с телом, пока оно живо; стоит действительной смерти и распаду органов порвать эти связи, отделение оказывается полным, и дух уже больше не возвращается. Когда человек, имевший все признаки смерти, возвращается к жизни, то это значит, что смерть не была полной."
424. Можно ли своевременными заботами и уходом восстановить связи, готовые оборваться, и таким образом вернуть к жизни того, кто при отсутствии подобной помощи умер бы окончательно?
    - "Да, несомненно, и вы что ни день имеете тому свидетельства. Магнетизм в этом случае часто является могучим средством, поскольку он сообщает телу жизненный флюид, которого тому не хватает, чтобы поддержать работу органов."

Примечание. Летаргия и каталепсия имеют одинаковую причину, которая есть временная утрата чувствительности и движения вследствие некоторой ещё необъяснённой физиологической причины; оне разнятся тем, что в летаргии остановка жизненных сил полная и сообщает телу все внешние признаки смерти, тогда как в каталепсии она локализована и может затрагивать большую или меньшую часть тела таким образом, что предоставляет уму свободу проявления, что не позволяет перепутать каталепсию со смертью. Летаргия всегда натуральна; каталепсия иногда спонтанна, но она может быть искусственно вызвана и устранена магнетическим влиянием.
 

§66. Сомнамбулизм 2
 

425. Естественный сомнамбулизм, имеет ли он отношение к сновидениям? Как можно его объяснить?
    - "Это некоторая независимость души, более полная, чем во сне, и тогда её способности оказываются более проявленными; у неё есть восприятия, которыми она не обладает и в сновидении, каковое само по себе не что иное, как состояние неполного сомнамбулизма.
    В сомнамбулизме дух полностью принадлежит самому себе; так как матерьяльные органы в значительной мере отключены, то они не получают больше впечатлений извне. Это состояние проявляется особенно во время сна; это миг, когда дух может временно покинуть тело, так как оно предаётся отдыху, необходимому для материи. Когда производятся сомнамбулические явления, то дух, занятый выполнением того или иного действия, использует своё тело точно так же, как в феноменах физических проявлений он пользуется столом или каким иным матерьяльным предметом, или даже вашей рукой при прямом письме. В сновидениях, которые припоминаются, органы, включая и органы памяти, начинают пробуждаться и в несовершенном виде получают впечатления, прозведённые предметами или причинами внешними, и передают их духу, который, сам находясь тогда в отдыхе, воспринимает из них лишь впечатления смутные и часто бессвязные, внешне не имеющие никакой причины, перемешанные со смутными воспоминаниями либо из этого существования, либо из предыдущих. Легко поэтому понять, отчего у сомнамбул нет никакого воспоминания и почему сновидения, остающиеся в памяти, чаще всего не имеют никакого смысла. Я говорю "чаще всего", ибо случается, что они суть последствия некоторого точного воспоминания событий предыдущей жизни, и даже иногда своего рода наитивное знание грядущего."
426. Сомнамбулизм, называемый "магнетическим", связан ли он с естественным сомнамбулизмом?
    - "Это то же самое, но только вызванное искусственно."
427. Какова природа магнетического флюида?
    - "Это жизненный флюид; анимализированное электричество, являющееся видоизменением вселенского флюида."
428. Какова причина сомнамбулического ясновидения?
    - "Мы сказали уже: это видит сама душа."
429. Каким образом сомнамбула может видеть сквозь непрозрачные тела?
    - "Непрозрачными тела могут быть только для ваших грубых глаз; разве не сказали мы, что для духа материя никак не является препятствием, поскольку он свободно проходит сквозь неё. Часто он говорит вам, что смотрит лбом, коленом и т.д; потому что вы, будучи целиком погружены в материю, не можете понять, что он может видеть без помощи органов зрения; он и сам нередко в силу того, что так вам свойственно, полагает, будто ему нужны эти органы; но если вы предоставите его самому себе, то он поймёт, что видит он всеми частями своего тела или, лучше сказать, видит вне своего тела."
430. Поскольку ясновидение сомнамбулы есть ясновидение её души, или духа, то почему она видит не всё и почему часто ошибается?
    - "Прежде всего, несовершенным духам не дано видеть всё и обо всём знать; ты прекрасно понимаешь, что они разделяют ещё ваши заблуждения и предрассудки; и потом, когда они привязаны к материи, они не пользуются всей полнотою своих духовных способностей. Бог дал человеку эту способность, дабы тот применял её ради цели полезной и серьёзной, а не для того, чтобы он узнал то, чего он не должен знать; вот почему сомнамбулы не могут сказать всего."
431. Каков источник врождённых идей у сомнамбулы, и как может она с точностью говорить о вещах, коих не ведает в состоянии бдения, каковые даже находятся далеко за пределами её умственных способностей?
    - "Получается, что сомнамбула обладает большими познаниями, чем ты ей приписываешь; только они пребывают у неё в дрёмном бездействии, потому как нынешняя оболочка её слишком несовершенна для того, чтобы она могла о них вспомнить. Но, в конечном счёте, что с того? Дух, воплощённый в материю для исполнения своего назначения, попав к нам, оказывается в состоянии, пробуждающем его от летаргии. Мы часто говорили тебе о том, что мы возрождаемся многократно; это-то изменение и вынуждает духа матерьяльно терять то, что он мог узнать в предыдущем существовании; входя в состояние, которое ты называешь "кризом", он многое вспоминает о себе, хотя и не всегда всё; он что-то знает, но не мог бы сказать, откуда он это знает. Как только криз проходит, всякое воспоминание стирается - и он вновь вступает в полную темноту."

Примечание. Опыт показывает, что сомнамбулы получают также сообщения и от других духов, которые передают им то, что они должны сказать, и замещают их в случае их недостаточности; это особенно заметно в медицинских предписаниях: дух сомнамбулы видит болезнь, а другой указывает ему, какое нужно лекарство и лечение. Это двойное действие иногда совершенно явно и обнаруживается в выражениях вроде: "мне говорят, чтоб я сказал" или "мне запрещают говорить это". В последнем случае всегда опасно настаивать на получении ответа, который вам отказываются дать, так как это предоставляет духам легкомысленным возможность вмешаться, а они уж говорят без зазрения совести и не заботясь об истине.

432. Как объяснить способность некоторых сомнамбул к видению на расстоянии?
    - "Душа не переносится ли на самые различные расстояния во время сна? То же самое и в сомнамбулизме."
433. Связана ли большая или меньшая степень развитости сомнамбулического ясновидения с физической организацией или природой воплощённого духа?
    - "И с тем, и с другим; бывает такое физическое устроение, которое благоприятствует или препятствует высвобождению духа из материи."
434. Способности, коими пользуется сомнамбула, те же ли это способности, какими обладает дух после смерти тела?
    - "До некоторой степени, ибо следует учитывать влияние материи, с которой он ещё связан."
435. Может ли сомнамбула видеть других духов?
    - "Большинство их видит духов очень хорошо; это зависит от степени и от характера их ясновидения; но иногда оне поначалу не отдают себе в этом отчёта и принимают их за физических существ; это особенно случается с теми, у кого нет ни малейшего понятия о Спиритизме; они ещё не понимают сущности духов; это удивляет их, и поэтому они верят в то, будто видят живых людей."

Примечание. То же в миг смерти происходит с теми, кто ещё считают себя живыми. Ничто кругом их не представляется им изменившимся, духи кажутся им наделёнными телами, похожими на наши, и они принимают видимость своего собственного тела за реальное тело.

436. Сомнамбула, видящая на расстоянии, видит ли она из той точки, в которой находится её тело, либо же из той, в каковой пребывает её душа?
    - "К чему этот вопрос, если видит душа, а не тело?"
437. Поскольку в пространстве переносится душа, то как сомнамбула может получать своим телом ощущение холода и жара в том месте, где находится её душа, которая порой оказывается изрядно далеко от тела?
    - "Душа отнюдь не полностью покинула тело; она всегда связана с ним незримой нитью; эта-то нить и является проводником ощущений. Когда два человека, находящихся в разных городах, общаются друг с другом посредством электричества, то связующей нитью их мыслей является электричество, и поэтому они общаются, как если бы были рядом друг с другом."
438. Применение, которое сомнамбула даёт своей способности, влияет ли оно на состояние её духа после её смерти?
    - "Влияет, и очень, как и всякое иное плохое или хорошее пользование любыми способностями, вверенными Богом человеку."
 

§67. Экстаз 3
 

439. Какова разница между экстазом и сомнамбулизмом?
    - "Экстаз - это просто более очищенный сомнамбулизм; душа, находящаяся в экстазе, ещё более независима."
440. Дух человека, пребывающего в экстазе, действительно ли он вступает в миры высшие?
    - "Да, он видит их и понимает счастье тех, кто находится в них; и поэтому он хотел бы там остаться; но есть миры, недоступные духам, кои недостаточно очистились."
441. Когда находящийся в экстазе выражает желание оставить землю, говорит ли он искренно, и не удерживает ли его от того инстинкт самосохранения?
    - "Это зависит от степени очищения самога духа; ежели он видит будущее, лучшее нежели настоящая его жизнь, он делает усилия, чтобы порвать нити, привязывающие его к земле."
442. Если экстатика предоставить самому себе, то смогла бы душа его окончательно покинуть своё тело?
    - "Да, он может умереть; поэтому его нужно отзывать назад с помощью всего, что привязывает его к земле, и особенно показывая ему, что если он разобьёт именно сейчас цепь, удерживающую его здесь, то это окажется самым верным способом не попасть туда, где, как он видит, он впоследствии мог бы быть счастлив."
443. Есть вещи, которые экстатик, как он утверждает, видит, и которые всё же явно представляют собою плод воображения, напитанного земными верованиями и предрассудками. Стало быть, не всё, что он видит, реально?
    - "То, что он видит, реально для него; но так как дух его постоянно находится под влиянием земных идей, то он может видеть это на свой лад или, лучше сказать, высказывать это в выражениях, присущих тем предрассудкам и идеям, в которых был вскормлен и воспитан он или вы, с тем чтобы дать лучше понять себя; именно в этом смысле он может особенно заблуждаться."
444. Можно ли доверять откровениям экстатиков?
    - "Экстатики очень часто могут ошибаться, особенно когда они хотят проникнуть в то, что должно оставаться для человека тайной, ибо именно тогда они оказываются один на один с собственными идеями, либо же делаются жертвою лживых духов, которые пользуются их энтузиазмом, чтоб сбить их с толку."
445. Какие выводы можно сделать из существования сомнамбулизма и экстаза? Не являются ли они своего рода приобщением к будущей жизни?
    - "Лучше бы сказать, что человек прозревает жизнь прошлую и жизнь будущую. Пусть он изучает эти явления - и он найдёт в них решение многих тайн и загадок, каковые разум его всё тщится постичь."
446. Могут ли явления сомнамбулизма и экстаза согласоваться с матерьялизмом?
    - "Тот, кто изучает их с доброй волей и без предубеждения, не может быть ни матерьялистом, ни атеистом."
 

§68. Второе зрение
 

447. Явление, обозначенное под названием "второго зрения", связано ли оно каким-либо образом со сновидением и сомнамбулизмом?
    - "Всё это одно и то же; то, что ты называешь "вторым зрением", всё тот же дух, более свободный, хотя тело его ещё даже и не погрузилось в сон. Второе зрение - это зрение души."
448. Второе зрение, постоянно ли оно?
    - "Способность, да; пользование им, нет. В мирах менее матерьяльных, нежели ваш, духи высвобождаются более свободно и вступают в связь с помощью одной мысли, не исключая, однако, и членораздельной речи; также и второе зрение там кажется по большей части способностью постоянной; их нормальное состояние может быть сравнено с состоянием ваших ясновидящих сомнамбул, и это также причина того, что они проявляются вам с большей лёгкостью, чем те, кто воплощён в более грубые тела."
449. Второе зрение, развивается ли самопроизвольно или же по желанию того, кто одарён им?
    - "Чаще всего оно самопроизвольно; но нередко также желание и воля играют в этом значительную роль. Так, возьми, например, некоторых из тех, кого называют предсказателями и гадалками, - и ты увидишь, что именно воля помогает им войти в это второе зрение и в то, что ты называешь ясновидением."
450. Возможно ли развитие второго зрения посредством упражнения?
    - "Да, труд всегда влечёт за собой прогресс, и покров, скрывающий вещи, разрывается."
- Зависит ли способность второго зрения от устройства организма??
    - "Разумеется, физическая организация играет в этом некоторую роль; есть такие организации, которые никак не поддаются этому."
451. Чем вызвано то, что второе зрение представляется наследственным в некоторых семьях?
    - "Сходство физической организации, которое передаётся наследственно, как и другие физические качества; и затем развитие способности своего рода воспитанием, каковое также передаётся от одного к другому."
452. Правда ли то, что некоторые обстоятельства способствуют развитию второго зрения?
    - "Болезнь, приближение опасности, большое волнение могут развить его. Тело иногда оказывается в том особом состоянии, какое позволяет духу видеть то, что вы не можете видеть глазами тела."

Примечание. Времена кризисов и несчастий, большие волнения, наконец, все причины, обостряющие моральное чувство, вызывают иногда развитие второго зрения. Кажется, само Провидение в присутствии опасности даёт нам средство предотвратить её. Все сектанты и те, кто подвергается преследованиям и гонениям, являют нам многочисленные примеры этой закономерности.

453. Люди, одарённые вторым зрением, всегда ли они сознают свою способность?
    - "Не всегда; для них это нечто естественное; и многие из них считают, что всякий, кто присмотрелся бы к себе внимательнее, заметил бы за собой то же самое."
454. Можно ли приписать второму зрению прозорливость некоторых, кто хотя и не обладает какими-то особыми свойствами, тем не менее судит обо всём более точно и тонко, нежели другие?
    - "Это всегда происходит от того, что душа излучается с большей свободой и судит лучше, чем когда находится под покровом материи."
- Может ли эта способность сообщить в некоторых случаях предвидение событий?
    - "Да; она даёт также и предчувствия, ибо есть много степеней этой способности, и один и тот же человек может иметь все степени её или быть наделённым лишь некоторыми из них."
 

§69. Заключительный очерк о сомнамбулизме, экстазе и втором зрении
 

455. Феномены естественного сомнамбулизма производятся самопроизвольно и независимо от всякой внешней причины; но у некоторых лиц, одарённых особой организацией, они могут быть вызваны искусственно действием магнетического агента.
    Состояние, именуемое магнетическим сомнамбулизмом, отличается от естественного сомнамбулизма тем только, что оно вызвано искусственно; тогда как другое - самопроизвольно.
    Естественный сомнамбулизм есть факт общеизвестный, подвергать который сомнению никому не вздумается, несмотря на всю необычность представляемых им явлений. Что же тогда может быть чрезвычайного или иррационального в сомнамбулизме магнетическом от того только, что он вызван искусственно, если это же происходит и со множеством иных вещей? Шарлатаны, говорят нам, пользовались им и злоупотребляли - вот вам и ещё один довод в пользу того, чтобы не оставлять его в их руках. Если же им завладеет наука, шарлатанство от этого будет иметь меньше влияния на массы; а пока, так как сомнамбулизм естественный или искусственный есть факт и против факта возражать не представляется возможным, то он утверждается даже вопреки сопротивлению некоторых, и это происходит и внутри самой науки, куда он проникает через множество дверей, вместо того, чтобы вступить туда через ворота; когда он целиком и полностью войдёт в пределы науки, то волей-неволей придётся предоставить ему права гражданства.
    Для Спиритизма сомнамбулизм - не просто физиологический факт, но луч света, обращённый в сторону психологии; именно здесь можно изучать душу, потому что она является открыто; при этом одно из явлений, её характеризующих, это ясновидение, не зависящее от органов обычного зрения. Те, кто оспаривают сам факт, основываются на том, что сомнамбула не всегда видит, в том числе и по воле экспериментатора, с такой ясностью, как видит она глазами. Но нужно ли удивляться тому, что если средства различны, то и последствия могут быть самыми разными? Разумно ли требовать тождественных следствий, когда орудия для их получения разнятся между собой? У души есть свои свойства, так же как у глаза - свои; нужно судить о них по ним самим, а не по аналогии.
    Причина ясновидения магнетической сомнамбулы и естественной сомнамбулы совершенно тождественна: это есть свойство души, способность, присущая всем частям помещающегося в нас бестелесного существа и имеющая пределом лишь то, что является пределом самой души. Существо это видит повсюду, куда только душа его в состоянии перенестись, каково бы ни было при этом расстояние.
    При видении на расстоянии сомнамбула видит вещи не из той точки пространства, где помещается её тело, а как бы с телескопическим эффектом. Она видит их наличествующими и как бы находится в том месте, что и оне, потому что её душа действительно там; поэтому-то её тело как бы омертвевает и представляется лишённым восприимчивости до того мига, пока не вернётся душа и вновь не вступит во владение им. Это частичное отделение души от тела есть состояние неестественное, могущее длиться более или менее долго, но не до неопределённости; это также причина усталости, испытываемой телом после некоторого времени, особенно когда душа отдаётся активной работе.
    Зрение души или духа не ограничено и не помещено в каком-то конкретном органе, именно это и объясняет то обстоятельство, почему сомнамбулы не могут указать, в каком именно специальном органе оно помещается; оне видят, потому что оне видят, не зная ни как, ни почему. Если сомнамбулы обращаются к своему телу, то источник их зрения представляется им помещённым в тех центрах, в которых жизненная активность наиболее велика, главным образом в мозгу, в подложечной области или в органе, коий для них есть самая цепкая точка связи между духом и телом.
    Сила сомнамбулического ясновидения имеет свои пределы. Дух, даже совершенно свободный, ограничен в своих способностях и в знаниях согласно степени совершенства, которой он достиг; и он ограничен ещё более, когда связан с материей, влияние каковой он на себе испытывает. Такова причина, из-за которой ясновидение сомнамбул не универсально и не безупречно. И тем меньше можно рассчитывать на его безупречность, что ясновидение это отвращают от цели, которою в связи с ним задалась природа, и что его превращают в объект любопытства и экспериментирования.
    В состоянии высвобождения, в котором находится дух сомнамбулы, он легче вступает в общение с другими воплощёнными или невоплощёнными духами; это общение устанавливается посредством соприкосновения флюидов, составляющих перисприты и служащих для передачи мысли так же, как электрический кабель. Сомнамбула, стало быть, не нуждается в том, чтобы мысль была облечена в слово: она чувствует её и угадывает; именно это делает её в высшей степени чувствительной и доступной влияниям нравственной атмосферы, в каковую она оказывается помещённой. В этом также причина того, что присутствие большого количества зрителей, и особенно любопытных, настроенных более или менее недоброжелательно, существенно вредит проявлению этих способностей, коие, так сказать, замыкаются на самих себе и раскрываются со всею свободой лишь в узком кругу симпатизирующих людей. Присутствие лиц недоброжелательных и антипатичных оказывает на сомнамбулу такое же действие, какое прикосновение руки производит на мимозу.
    Сомнамбула видит одновременно как свой дух, так и своё тело; это, так сказать, два существа, представляющих для неё двойственность духовного и физического существования и всё же перепутывающихся друг с другом из-за множества объединяющих их связей. Сомнамбула не всегда сознаёт такое положение дел, и эта двойственность нередко приводит к тому, что сомнамбула говорит о себе, как если бы она говорила о ком-то третьем; от того это бывает, что либо физическое существо говорит духовному, либо же существо духовное говорит физическому.
    С каждым новым физическим существованием у духа происходит прирост знаний и опыта. Он частично забывает приобретённое в пору его воплощения в материи слишком грубой, но вспоминает всё это, будучи духом. Именно поэтому некоторые сомнамбулы обнаруживают знания, превосходящие степень их образованности и даже явные их интеллектуальные способности. Умственные способности, общий уровень культуры сомнамбулы в состоянии бдения не имеют значения, в состоянии транса она может показать любые знания. В зависимости от обстоятельств и намеченной цели сомнамбула может почерпнуть эти знании в своём собственном опыте, в ясном видении вещей наличествующих или в советах, которые она получает от других духов; но так как её собственный дух развит в большей или меньшей мере, то и то, что она говорит, оказывается справедливым лишь в большей или меньшей степени.
    В феноменах сомнамбулизма, как естественного, так и искусственного, Провидение являет неопровержимое доказательство существования и самостоятельности души и позволяет нам присутствовать на величественном зрелище её высвобождения; в них же она раскрывает перед нами книгу нашей судьбы. Когда сомнамбула описывает то, что происходит на расстоянии, очевидно то, что она действительно видит это, и видит не физическими глазами; она видит и самоё себя и ощущает собственное перемещение в пространстве: стало быть, при всём этом присутствует нечто от неё самой, и это нечто, не будучи её телом, не может быть не чем иным, как её душой или духом. В то время как человек вязнет в изощрённых софизмах абстрактной и невразумительной метафизики, чтобы найти причины нашего нравственного существования, Бог ежедневно ставит перед его глазами, влагает ему в руки самые простые и самые явные средства для изучения экспериментальной психологии.
    Экстаз - это такое состояние, в котором независимость души и тела проявляется наиболее ощутимым образом и делается в некотором роде осязаемой.
    В сновидениях и сомнамбулизме душа блуждает в мирах земных; но в экстазе она проникает в некий неведомый мир, в мир эфирных духов, с коими она вступает в общение, не переходя, однако, определённых пределов, которых она не смогла бы переступить, не разорвав полностью связей, соединяющих её с телом. Её окружает яркое, совершенно необычное сияние, неведомые на земле гармонии чаруют её, невыразимое блаженство наполняет собою всё её существо: она до срока вкушает небесной благодати, и можно сказать, что она ставит ногу на порог вечности.
    В состоянии экстаза тело для души почти совершенно исчезает; в нём сохраняется лишь органическая жизнь, и весьма ощутимо, что душа удерживается при нём лишь одною-единственною нитью, которую ещё одно, уже последнее, усилие могло бы перервать безвозвратно.
    В этом состоянии все земные мысли исчезают, чтобы расчистить место просветлённому чувствованию, каковое является самой сутью нашего нематерьяльного существа. Находясь во власти этого возвышенного созерцания, экстатик рассматривает жизнь просто как короткую остановку; для него здешние блага и невзгоды, здешние грубые радости и страдания не более как незначительные события странствия, окончание коего он рад наконец увидеть.
    Всё сказанное о сомнамбулах относится и к экстатикам: их ясновидение может быть более или менее совершенным, и их дух, в зависимости от стенени своего возвышения, также в большей или меньшей степени способен к познанию и постижению. Иногда у них больше восторженности, нежели истинного ясновидения, или, лучше сказать, их восторженность вредит их ясновидению; поэтому откровения их зачастую являют собой смесь истин и заблуждений, вещей возвышенных и нелепых или даже просто смешных. Эта восторженность, если её не могут обуздать, всегда есть причина слабости, и низшие духи нередко пользуются ею для того, чтобы подчинить экстатика себе, и ради этого они наделяют себя в его глазах видимостью, которая поддерживает его в свойственных ему идеях и предрассудках.4 Такова таящаяся здесь опасность, хотя и не всем она грозит; наше же дело судить холодно и взвешивать откровения их на весах разума.
    Высвобождение души иногда проявляется в состоянии бдения и производит явление, известное под названием "второго зрения", каковое сообщает тем, кто одарён им, способность видеть, слышать и чувствовать за пределами наших органов восприятия. Они воспринимают отсутствующие вещи всюду, куда только душа простирает своё действие; они видят всё это, так сказать, сквозь обычное зрение, как некий мираж, налагающийся на физические зрительные образы.
    В миг, когда происходит феномен второго зрения, физическое состояние субъекта ощутимо меняется; наступает своего рода остекленение взгляда; глаза смотрят, но не видят; на всём лице отражается некоторая восторженность. Установлено, что органы зрения в этом явлении не играют никакой роли, поскольку видение сохраняется и при закрытых глазах.
    Способность эта тем, кто наделён ею, представляется такой же естественной, как и способность обычного зрения; для них она просто свойство их существа, и в свойстве этом они не усматривают ничего исключительного. За этим мимолётным ясновидением обыкновенно наступает забвение, воспоминание становится всё более смутным, пока наконец не исчезнет подобно воспоминанию о сне.
    Сила второго зрения колеблется от самых неясных впечатлений до ясного и отчётливого видения присутствующих или отсутствующих предметов. В рудиментарном состоянии оно наделяет некоторых людей чувством такта, проницательностью, уверенностью в своих действиях, каковую можно назвать "справедливостью нравственного взгляда". Более развитое, оно пробуждает предчувствия; ещё более развитое показывает совершившиеся события или события, что должны вот-вот совершиться.
    Естественный и искусственный сомнамбулизм, экстаз и второе зрение суть не что иное, как разновидности или видоизменения одной и той же причины; явления эти, равно как и сновидения, находятся в порядке вещей, и поэтому они существовали во все времена; история показывает нам, что они были известны и даже использовались ещё в самой далёкой древности, и в этом находится объяснение великого множества фактов, которые впоследствии сила предрассудка заставила рассматривать как сверхъестественные.


1 Наш мозг запоминает лишь то, что он сам воспринял в окружающем нас мире, для отражения которого он и сконструирован. Поэтому то, что воспринято не мозгом, но непосредственно нашим духом, не может быть мозгом нашим воспроизведено, и в особенности если образы, идеи и ощущения, воспринятые нашим духом, отличаются от обычных образов, идей и ощущений, регистрируемых мозгом в состоянии бдения. Оттого-то полное отсутствие сновидений, когда человек пробуждается с таким ощущением, словно бы он совсем не видел снов, является верным признаком того, что дух его этой ночью находился в очень высокой сфере духовной жизни, и поэтому мозг его, будучи в полной беспомощности эти ощущения духа воспроизвести, показывает ему лишь полную пустоту и отсутствие всяких ощущений, наподобие фотоплёнки, которая, если подвергнуть её влиянию чрезмерного количества света, засвечивается и показывает нам лишь полную черноту. Так и нам при отсутствии сновидений следует знать, что душа была в высокой духовной сфере, как по засвеченности фотобумаги мы узнаём о том, что она подверглась световому воздействию. (Й.Р.)
2 Термин "сомнамбулизм", дословно "снохождение", на сегодняшнем языке означает "лунатизм", соответственно, "сомнамбула" будет просто "лунатик". (webmaster)
3 Поясним и термин "экстаз"- в сегодняшнем языке оно более известно в своём светском значении - "восторженность", - тогда как первоначально слово имело другую окраску, обозначая "религиозное исступление". Именно в последнем значении этот термин употребляется у Кардека. (webmaster)
4 Именно это и случается с религиозными аскетами. Вступая через состояние экстаза в мир духов совершенно к этому неподготовленными, они становятся жертвами духов-обманщиков, которые удерживают их в узких рамках религиозных идей, исповедуемых самими аскетами. Эти духи в точности подыгрывают тем идеям, которые люди имеют в соответствии с канонами своих религий, являются им в фантастических образах, присваивая имена святых, ангелов или богов, и тем самым не позволяют экстатикам увидеть этот мир таким, каков он есть на самом деле. Именно это объясняет то курьёзное обстоятельство, что каждый - и христианин, и иудей, и магометанин, и индуист, и буддист - находят в мистических экстазах подтверждение своим предрассудкам. Единственый путь не стать жертвой иллюзии - предварительное знание хотя бы основ Спиритизма. (Й.Р.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz