Глава Седьмая
ЗАКОН ОБЩЕЖИТИЯ
Необходимость
общественной жизни - Уединённая жизнь. Обет
молчания - Семейные
узы
§116. Необходимость
общественной жизни
766. Общественная жизнь,
природное ли она установление?
- "Разумеется; Бог создал
человека, чтобы тот жил в обществе.
Бог не дал бесполезно человеку
слово и все иные способности,
необходимые для того, чтобы вести
жизнь в общении с другими."
767. Полное уединение,
противоречит ли оно закону природы?
- "Да, поскольку люди ищут
общества инстинктивно и потому что
все они должны содействовать
прогрессу, обоюдно помогая себе."
768. Человек, ища общества,
повинуется ли он тем лишь какому-то
личному чувству, или же к этому
чувству примешивается более общая
цель, указанная Провидением?
- "Человек должен
совершенствоваться; один он
сделать этого не может, ибо у него
нет всех способностей; ему нужно
соприкосновение с другими людьми. В
уединении он лишь тупеет и
хиреет."
Примечание.
Ни один человек не имеет полноты
способностей; соединившись в
общество, люди себя друг другом
дополняют, чтобы обеспечить своё
благосостояние и развиваться: вот
почему, нуждаясь друг в друге, они
созданы для того, чтобы жить в
обществе, а не уединённо.
§117. Уединённая жизнь.
Обет молчания
769. Общее правило таково, что
общественная жизнь явление
естественное, но ведь различие и
множественность вкусов - явление
также естественное; так почему же
склонность к полному уединению
должно считать достойной
осуждения, если она приносит
человеку удовлетворение?
- "Эгоистическое
удовлетворение. Есть люди,
находящие удовлетворение в том,
чтобы опьяняться, - так что, ты
одобряешь их? Богу не может быть
угодна та жизнь, которая обрекает
человека быть бесполезным для
других."
770. Что думать о людях, живущих в
полном затворничестве, чтобы
избежать пагубного влияния мира?
- "Эгоизм вдвойне."
- Но если это уединение имеет
целью некое искупление, поскольку,
назначая его себе, человек терпит
мучительные лишения, то не будет ли
оно похвально?
- "Делать больше добра, чем
сделал зла, - вот лучшее искупление.
Иначе, избегая одного зла, человек
попадает в другое, ибо он забывает
закон любви и милосердия."
771. Что думать о тех, кто бежит
от мира, с тем чтобы посвятить себя
утешению несчастных?
- "Они возвышаются, унижаясь.
У них двойная заслуга от того, что
ставят себя выше матерьяльных
наслаждений и делают добро,
исполняя закон труда."
- А те, кто ищет в уединении
спокойствия, необходимого для
некоторых занятий?
- "Вовсе не в этом заключается
полное уединение эгоиста; они не
изолируются от общества, поскольку
они трудятся ради него."
772. Что думать об обете
молчания, предписанном некоторыми
сектами с самой глубокой древности?
- "Спросите лучше, является ли
слово природной способностью и
зачем Бог дал её человеку. Бог
осуждает злоупотребление, а не
пользование способностями, которые
Он даровал. Однако молчание весьма
полезно; ибо в молчании и тишине ты
сосредоточиваешься; дух твой
делается свободнее и может тогда
вступить в общение с нами; но обет
молчания - это глупость. Разумеется,
те, кто рассматривают эти
добровольные лишения как деяния
добродетели, имеют благое
намерение; но они заблуждаются,
потому что недостаточно понимают
подлинные законы Божьи."
Примечание. Обет
абсолютного молчания, так же как и
обет одиночества, лишает человека
общественных связей, которые могут
ему предоставить возможность
делать добро и претворять закон
прогресса.
§118. Семейные узы
773. Почему у животных родители и
дети не узнают друг друга, когда эти
последние не имеют более нужды в их
внимании?
- "Животные живут жизнью
матерьяльной, а не нравственной.
Нежность матери к своим малышам
имеет основой инстинкт сохранения
существ, которым она дала жизнь;
когда существа эти могут сами
позаботиться о себе, то её задача
оказывается выполненной, и природа
от неё не требует большего; поэтому
она оставляет их, чтобы заняться
вновь родившимися."
774. Есть люди, которые из того
факта, что животные в конце концов
оставляют своих детёнышей, делают
вывод, будто у человека семейные
узы суть не более, чем результат
общественных нравов, а не закона
природы; что мы должны об этом
думать?
- "У человека иная судьба, чем
у животных; к чему, стало быть, всё
время желать его уподобить им? У
него, помимо физических
потребностей, есть ещё иное
свойство: это необходимость
совершенствоваться; для этого
необходимы общественные связи, а
семейные узы их укрепляют: вот
почему для человека семейные узы -
закон природы. Бог пожелал, чтобы
люди научились в них братской любви
друг к другу." (См. N 205).
775. Каков был бы для общества
результат ослабления семейных
связей?
- "Обострение эгоизма."