Глава Десятая
ЗАНЯТИЯ И НАЗНАЧЕНИЯ ДУХОВ
§83. Занятия и назначения у
духов
558. Есть ли у духов какие-то
дела помимо личного
самоусовершенствования?
- "Они содействуют
поддержанию гармонии Вселенной,
исполняя волю Бога, помощниками
Коего являются. Духовная жизнь -
занятие постоянное, не имеющее в
себе ничего мучительного, как то
происходит у вас, на земле, так как у
духов нет физической усталости, ни
забот, связанных с физическими
потребностями."
559. Низшие и несовершенные духи,
выполняют ли и они некоторую
полезную задачу во Вселенной?
- "У всех есть свои
обязанности. Разве самый последний
каменщик не участвует в
строительстве здания вместе с
архитектором?" (См. N 540).
560. Каждый ли из духов обладает
своими особыми свойствами?
- "Все мы должны пожить всюду
и приобрести знание обо всех вещах,
попеременно бывая во всех частях
Вселенной. Но, как сказано в
"Экклезиасте", "всему своё
время"; так, один сегодня
исполняет свою судьбу в этом мире,
другой исполнит её или уже исполнил
в иное время на земле, в воде, в
воздухе и т.п."
561. Функции, которые выполняют
духи в общем порядке вещей,
постоянны ли оне для каждого или же
принадлежат к исключительным
правам и обязанностям определённых
классов?
- "Все должны пройти через
различные ступени иерархии, для
того чтобы усовершенствоваться.
Бог в справедливости Своей не мог
дать одним знание без труда, тогда
как другим оно достаётся в
величайшем напряжении."
Примечание. Так же среди людей: ни один не достигает высшей степени мастерства в каком-либо роде деятельности, не почерпнув предварительно необходимых знаний, упражняя начальные навыки избранной деятельности.
562. Духи самого высокого
ранга, так как им более нечего
приобретать, не пребывают ли они в
абсолютном покое или у них также
есть какие-либо занятия?
- "Неужели же им целую
вечность быть без дела? Вечная
праздность была бы вечной
пыткой."
- Каков же характер их занятий?
- "Получать приказы
непосредственно от Бога,
распространять их по всей
Вселенной и следить за их
исполнением."
563. Духи непрестанно заняты
чем-то?
- "Да, непрестанно, если
учитывать то, что мысль их всегда в
действии, ибо они живут мыслью. Но
не следует уподоблять занятия
духов занятиям людей; сама
деятельность эта есть для них
радость и наслаждение в сознании
того, что они приносят пользу."
- Можно понять это, когда речь
идёт о духах благих; но так ли это с
духами низшими?
- "Низшие духи задействованы
в вещах, сродных их природе. Неужто
бы вы сами доверили чернорабочему
или какому невежде работу,
справиться с которою может лишь
человек ума?"
564. Есть ли среди духов такие,
которые пребывают в праздности, или
такие, которые не занимаются
никаким полезным делом?
- "Да, но это состояние
временно и связано с этапами
развития их ума. Разумеется, есть
среди них и такие, которые, как то
бывает среди людей, живут только
для себя; но эта праздность давит на
них, и рано или поздно желание
продвижения заставляет их
испытывать нужду в деятельности, и
тогда они счастливы тем, что нашли
себе применение. Мы говорим о духах,
достигших той точки, когда они
имеют сознание самих себя и
собственной свободной воли; ибо при
своём возникновении они подобны
новорождённым детям, поступающим
более по инстинкту, нежели по
определённой воле."
565. Знакомятся ли духи с нашими
произведениями искусства и
интересует ли оно их?
- "Они интересуются тем, что
может свидетельствовать о вашем
духовном росте и прогрессе."
566. Дух, занимающийся на земле
определённым родом деятельности,
бывший, к примеру, живописцем,
архитектором, продолжает ли он в
мире духов интересоваться теми
работами, которым отдавал
предпочтение при жизни здесь?
- "Всё сливается для него в
общей цели. Если он благ, то
интересуется данным предметом в
той мере, в какой он может позволить
ему помогать душам в их воздвижении
к Богу. Вы, однако, забываете, что
дух, занимавшийся каким-либо
искусством в одном из известных вам
его воплощений, в ином
существовании, вам не известном,
вполне мог заниматься совершенно
иным делом, ибо нужно, чтобы он знал
и умел всё для того, чтобы быть
совершенным; так, в зависимости от
степени своей продвинутости, он
может вообще не иметь никакой
специализации; именно это я имел в
виду, говоря, что всё сливается для
него в общей цели. Отметьте ещё и
следующее: то, что вам в вашем
отсталом мире представляется
возвышенным, есть не более чем
детская безделка по шкале миров
более продвинутых. Как вы можете
хотеть, чтобы духи, живущие в мирах,
где существуют искусства,
неведомые вам, восхищались тем, что,
на их взгляд, не более чем
ученическая поделка? Я сказал вам:
они интересуются тем, что может
свидетельствовать о прогрессе."
- Мы понимаем, что так должно
быть для очень продвинутых духов;
но если говорить о более заурядных,
которые ещё никак не поднялись над
земными идеями?
- "С такими всё иначе; их точка
зрения более ограниченна, и они
могут восхищаться тем, что
восхищает вас."
567. Вмешиваются ли иногда духи в
наши занятия и удовольствия?
- "Заурядные духи, как ты их
называешь, да; они вообще
непрестанно вокруг вас и, в
зависимости от своего характера,
принимают активное участие в том,
чем вы занимаетесь; и действительно
нужно, чтобы было так, ибо это
толкает людей по разным тропам
жизни, возбуждает или умеряет их
страсти."
Примечание. Духи занимаются вещами этого мира в зависимости от степени своего превосходства или несовершенства. Высшие Духи, без сомнения, обладают способностью рассматривать их в самых малейших подробностях, но они делают это лишь в той мере, в какой это способствует прогрессу; одни лишь низшие духи придают этому значение в зависимости от воспоминаний, которые ещё свежи в их памяти, и от матерьяльных представлений, кои ещё не стёрлись в них окончательно.
568. Духи, которые должны
исполнить некоторые миссии,
предназначения, совершают ли они
это в развоплощённом состоянии или
же будучи воплощены в теле?
- "Они могут иметь миссии для
исполнения как в том, так и в этом
состоянии; для некоторых из
блуждающих духов это большая
проблема."
569. В чём заключаются миссии,
которые могут быть поручены
скитающимся духам?
- "Оне столь разнообразны, что
было бы невозможно описать их; есть
среди них, однако, и такие, которые
вы не можете понять. Духи исполняют
волю Божию, и вы не можете постичь
все Его замыслы."
Примечание. Миссии духов целью своей всегда имеют благо. Либо как духам, либо как людям, им поручено помогать прогрессу человечества, народов или отдельных людей; в более или менее широком, специальном кругу идей подготавливать пути для определённых событий, следить за исполнением определённых вещей. У некоторых из них миссии более ограниченные и, некоторым образом, личные или имеющие сугубо местное значение, как-то: уход за больными, умирающими, скорбящими, присмотр над теми, направниками и хранителями кого они стали, управление ими через подаваемые им советы или внушаемые им благие устремления. Можно сказать, что родов миссий и поручений столько же, сколько и родов интересов, которые должны найти своё осуществление и удовлетворение, будь то в физическом мире или в нравственном. Дух продвигается в зависимости от образа, каким он исполняет свою задачу.
570. Всегда ли духи проникают в
замыслы, порученные их исполнению?
- "Нет; есть среди них такие,
которые являются слепыми орудиями,
но другие знают очень хорошо, ради
какой цели они действуют."
571. Только высокие духи
исполняют миссии?
- "Важность миссии находится
в прямой связи со способностями и
возвышением духа. Посыльный,
доставляющий депешу, также
исполняет некую миссию, но это не та
миссия, которая выпала на долю
генералу."
572. Миссия духу назначается, или
же он выбирает её по своему желанию?
- "Он просит о ней и счастлив,
когда её получает."
- Та же самая миссия, может ли
она быть сразу испрошена
несколькими духами?
- "Да, часто бывает несколько
кандидатов, но не все бывают
приняты."
573. В чём заключается миссия
воплощённых духов?
- "Просвещать людей; помогать
их продвижению; улучшать их
учреждения средствами прямыми и
матерьяльными; но миссии суть более
или менее общи и важны; тот, кто
обрабатывает землю, также
исполняет определённую миссию, как
и тот, кто правит, или тот, кто учит.
Всё взаимосвязано в природе; в то
самое время, как дух очищается
через воплощение, он содействует в
этой форме исполнению видов
Провидения. У каждого здесь своё
назначение, потому что каждый может
быть для чего-либо полезен."
574. Какова может быть на Земле
миссия людей, добровольно
бесполезных?
- "Действительно есть люди,
живущие лишь для самих себя и не
способные быть ни для чего
полезными. Се суть бедные,
несчастные существа, каковых
следует жалеть, ибо жестоко будет
искупление ими своей добровольной
бесполезности, и их наказание
зачастую начинается уже прямо у вас
- через скуку и отвращение к жизни, в
безраздельной власти коих они
находятся."
- Поскольку у них был выбор,
почему они всё-таки предпочли тот
образ жизни, который ничем не мог
быть им полезен?
- "Среди духов также есть
ленивые, которые отшатываются от
трудовой жизни, Бог дозволяет им
это; но позднее и на собственном
горьком опыте они поймут
неудобства своей бесполезности, и
они же первые попросят возможности
наверстать упущенное время. Может
быть также и то, что прежде они
избрали себе жизнь более
значительную, но, раз взявшись за
дело, отшатнулись и позволили
внушениям духов, поощряющих их в
праздности, увлечь себя."
575. Обычные занятия
представляются нам скорее
"обязанностями", нежели
"миссиями" в полном смысле
этого слова. "Миссия", в
согласии с идеей, слову этому
придаваемой, имеет характер более
исключительной и, главное, менее
личной важности. С этой точки
зрения, как можно узнать, что
какой-либо человек имеет на Земле
некую реальную миссию?
- "По великим делам, которые
он совершает, по тому прогрессу и
тем успехам, к которым он приводит
себе подобных."
576. Люди, имеющие важную миссию,
были ли они к ней предназначены до
своего рождения, и знают ли они об
этом?
- "Иногда, да; но чаще всего
это им неизвестно. Приходя на Землю,
они имеют цель весьма смутную; их
миссия вырисовывается после их
рождения и смотря по
обстоятельствам. Бог подводит их к
пути, на котором они должны
исполнить Его замыслы."
577. Когда человек совершает
что-то полезное, то всегда ли он
делает это в силу некой
предшествующей и предопределённой
миссии или он может получить и
миссию не предусмотренную?
- "Всё, что человек делает, не
является результатом некоего
предопределённого назначения; он
зачастую орудие, коим пользуется
какой-либо дух ради того, чтобы
исполнить какую-то вещь, которую он
считает полезной. Например, некий
дух полагает, что было бы хорошо
написать книгу, чем бы он сам и
занялся, если бы был воплощён; он
ищет тогда писателя, наиболее
способного понять его мысль и
выразить её; он даёт ему о ней идею и
направляет его в исполнении. Так
этот человек вовсе не пришёл на
Землю с миссией создать подобное
сочинение. То же происходит с
некоторыми произведениями
искусства и научными открытиями.
Нужно ещё сказать, что во время сна
тела воплощённый дух прямо и
непосредственно сообщается со
скитающимся духом, и они
договариваются об исполнении."
578. Может ли дух не исполнить
назначения по собственной вине?
- "Да, если это не Высший
Дух."
- Каковы для него последствии
этого?
- "Ему придётся возобновить
свою задачу: в этом его наказание; и
затем, он подвергается
последствиям зла, коего он был
причиною."
579. Поскольку дух получает свою
миссию от Бога, то как может Бог
доверить миссию важную и имеющую
общий интерес духу, который мог бы
её и не исполнить?
- "Разве не знает Бог, что
полководец Его одержит победу или
будет побеждён? Он знает это, будьте
в том уверены, и Его планы, когда
дело имеет особую важность, никогда
не возлагаются на тех, которые
должны оставить свой труд на
полпути. Для вас весь вопрос в
знании грядущего, коим Бог
обладает, но которое вам не дано."
580. Дух, воплощающийся ради
исполнения определённой миссии,
имеет ли он те же опасения, что и
тот, который проходит через это как
через испытание?
- "Нет, у него уже есть опыт."
581. Люди, кои суть факел, гением
своим освещающий род человеческий,
определённо, имеют некоторую
миссию; но среди них есть и такие,
что ошибаются и рядом с великими
истинами распространяют и великие
заблуждения. Как следует
рассматривать их миссию?
- "Как искажённую ими самими
же. Они находятся ниже задачи, за
которую взялись. Следует, однако,
считаться и с обстоятельствами:
гениальные люди нередко вынуждены
были говорить в согласии с эпохой, в
которую они жили, и то учение,
которое представляется ошибочным
или детским в эпоху более
продвинутую, могло быть вполне
достаточным для своего века."1
582. Можно ли рассматривать
отцовство как некоторую миссию?
- "Бесспорно, это - миссия; в то
же время это и очень большая
обязанность, которая налагает на
человека ответственность, и она
имеет для будущего его значение
куда большее, чем сам человек
полагает. Бог поместил ребёнка под
опеку его родителей за тем, чтобы
они направляли его по пути добра, и
Он облегчил им задачу, придав
ребёнку организацию хрупкую,
нежную и податливую, что делает его
доступным всем впечатлениям; но
есть такие родители, которые более
занимаются деревьями своего сада,
стремясь сделать их плодоносными,
нежели пекутся о том, чтобы
исправить характер своего ребёнка.
И если он не устоит по их вине, они
понесут наказание за это, и
страдания ребёнка в будущей жизни
падут на них, ибо они не сделали
того, что зависело от них для его
продвижения по пути добра."
583. Если ребёнок, несмотря на
заботы родителей, всё же пойдёт по
дурному пути, то ответственны ли
они?
- "Нет, но чем хуже задатки
ребёнка, тем тяжелее их задача и тем
больше будет их заслуга, если им
удастся отвратить его от пути
зла."
- Если ребёнок становится
человеком добродетельным, несмотря
на небрежение и дурные примеры,
поданные родителями, то зачтутся ли
им его достоинства?
- "Бог справедлив."
584. Каков может быть характер
миссии завоевателя, имеющего целью
лишь удовлетворение своего
честолюбия, не отступающего ради
достижения этой цели ни перед
какими бедствиями, которые она
влечёт за собой?
- "Чаще всего он лишь орудие,
которым Бог пользуется ради
исполнения Своих замыслов, и
бедствия эти нередко просто
средство, чтобы ускорить
продвижение того или иного
народа."
- Тот, кто является орудием этих
преходящих бедствий, чужд ведь
благу, которое может из них выйти,
ибо он ставил перед собой лишь
некоторую личную цель, так зачтётся
ли ему это невольное благо?
- "Каждому воздаётся по делам
его, т.е. по тому благу, которое он
хотел сделать, и благородству его
устремлений."
Примечание.
Воплощённые духи имеют занятия,
свойственные их телесному
существованию. В скитающемся или
разматерьялизованном состоянии их
занятия соразмерны степени их
продвинутости. Одни путешествуют
по разным планетам, учатся и
готовятся к новому воплощению.
Другие, более продвинутые,
занимаются делом прогресса,
направляя события и внушая
плодотворные мысли; они
содействуют гениальным людям,
способствующим продвижению
человечества. Третьи воплощаются с
миссией прогресса. Четвёртые берут
под свою опеку отдельных людей,
семьи, организации, города и народы,
ангелами-хранителями,
гениями-заступниками и
дружественными духами которых они
становятся. Пятые, наконец,
управляют природными явлениями и
стихиями, непосредственной
действующей силой которых они
являются.
Заурядные
духи вмешиваются в наши занятия и
развлечения.
Нечистые или
несовершенные духи в страданиях и
тоске дожидаются мига, когда Богу
угодно будет предоставить им
средства развития и искупления.
Если они творят зло, то лишь
наперекор добру, коим они пока не
могут наслаждаться.
1 Так, учение Моисея, преподанное им древним евреям, было прогрессивно и возвышенно в своё время, оно вело к культуре и духовности первобытных кочевников; малейшие житейские проблемы были им регламентированы, и, поступая в согласии с ним, евреи росли духом и переставали быть дикарями. Но вот их предлагают нам в качестве пособия для изучения и подражания ретивые пособники Церкви сегодня. И какова ныне ценность этих предписаний? Что вообще можно сказать в оправдание тех, кто вздумал бы жить по этим нормам теперь, когда чуть ли не любой безбожник осквернился бы от такого благочестия? (Й.Р.)