Глава Восьмая
ЛАБОРАТОРИЯ НЕВИДИМОГО МИРА
Одежда духов - Внезапное образование
осязаемых предметов - Изменения
свойств материи - Магнетическое
целебное действие
§126. Мы говорили,
что духи являются одетыми в тунику,
драпировку или в обыкновенное
платье. Драпировка составляет,
кажется, общий костюм в мире духов.
Но, спрашивается, откуда они берут
платья, во всём схожие с теми,
которые они носили при жизни, со
всеми принадлежностями туалета?
Очевидно, что они не унесли с собой
все эти предметы, потому что
действительные предметы находятся
ещё здесь перед нашими глазами.
Откуда же происходят те, которые
они носят в том мире?
Этот вопрос всегда казался
интересным. Но для многих он
заключал в себе одно только
любопытство, тогда как на самом
деле он составлял вопрос о начале
чрезвычайно важном, потому что
разрешение его навело нас на общий
закон, имеющий своё приложение в
нашем телесном мире. Многие явления
дополнили его и доказали
недостаточность теорий, которые
пытались предлагать.
Можно было до некоторой степени
дать себе отчёт в костюме, потому
что его можно рассматривать как
часть особы. Но этого нельзя
сказать о других принадлежностях,
как, например, о табакерке
посетителя больной дамы, о котором
мы говорили в §117. Заметим, впрочем,
что в этом случае речь шла не о
мёртвом, а о живом и что этот
господин, когда он приходил
действительно, имел такую же точно
табакерку. Где же его дух нашёл ту,
которую он имел, сидя у постели
больной? Мы могли бы рассказать
множество случаев, в которых духи
как живых, так и мёртвых являлись с
разными предметами, как-то: палками,
оружием, трубками, фонарями,
книгами и прочим.
Нам пришло на мысль, что
неодушевлённые предметы могли
иметь свои эфирные двойники в
невидимом мире, что сгущённая
материя, составляющая их у нас,
могла иметь часть тончайшую,
ускользающую от наших чувств.
Эта теория не лишена была
некоторого правдоподобия, но она не
в состоянии разъяснить всех
явлений. Есть в особенности одно,
которое не подчиняется никаким
истолкованиям.
До сих пор речь шла об
изображениях и видениях. Мы видели,
что перисприт может приобрести
свойства материи и сделаться
осязаемым, но эта осязаемость
только временная, и твёрдое тело
исчезает, как тень. И этот феномен
уже необыкновенен, но ещё
необыкновеннее видеть образование
твёрдой материи, остающейся
твёрдой, как доказывают это
многочисленные достоверные факты,
и именно факт непосредственного
писания, о котором мы будем
говорить подробно в особой главе.
Но так как этот феномен тесно
связан с предметом, о котором мы
теперь говорим, и так как это одно
из явлений самых убедительных, то
мы предварительно скажем о нём
несколько слов.
§127.
Непосредственное писание, или
пневматография, производится
внезапно, без помощи руки медиума и
без карандаша. Достаточно взять
чистый лист бумаги (что нужно
сделать со всеми
предосторожностями для
уверенности, что не подвергнешься
обману), свернуть и положить
куда-нибудь в ящик или просто на
какую-либо мебель. Если условия
благоприятствуют, то по прошествии
более или менее долгого времени
находят на бумаге буквы, различные
знаки, слова, фразы и даже
разговоры, начертанные большей
частью веществом сероватым,
подобным карандашу, иногда красным
карандашом, обыкновенными
чернилами и даже типографской
тушью.1
Вот факт во всей своей простоте,
воспроизведение которого хотя не
совсем обыкновенно, но, однако, и не
редко, потому что есть особы,
которые очень легко получают его.
Если б клали карандаш вместе с
бумагой, можно было бы подумать, что
дух употребляет его, чтобы писать,
но как скоро известно, что бумага
положена одна, то очевидно, что
писание сделано посредством
наложенной на бумагу материи. Где
дух взял эту материю? Вот вопрос, к
разрешению которого мы были
приведены табакеркою, о которой
сейчас говорили.
§128. Дух Св.Людовика дал
нам разрешение этого вопроса в
следующих ответах.
Примечание.
Понятно, что слова наружный вид
употреблены здесь в смысле
"изображение",
"подражание". Действительной
табакерки здесь не было. Та, которую
держал дух, была только её
изображением. Это был наружный вид,
уподоблённый оригиналу, хотя и
составленный из начала
матерьяльного.
Наблюдения
научают нас, что некоторые
выражения, употребляемые духами, не
всегда должно принимать в их
буквальном смысле. Истолковывая их
сообразно с нашими идеями, мы можем
впасть в большую ошибку. Для
избежания этого нужно всегда, как
только представляется хотя бы
малейшее недоразумение, вникать в
смысл их слов. Это предостережение
постоянно делают нам сами духи. Без
объяснения, которого мы попросили,
слова "наружный вид",
постоянно употребляемые в подобных
случаях, могли бы повлечь за собой
неправильное истолкование.
Примечание. Этот вопрос, как можно видеть, был выражением нашей мысли, т.е. нашей идеи, которую мы составили о натуре этих предметов. Если бы ответы были, как некоторые предполагают, отражением мысли, тогда вместо противоположной теории мы получили бы подтверждение нашей собственной.
Примечание. Вопрос о сытости весьма важен. Каким образом вещество, имеющее существование и свойства временные и как бы условные, может производить сытость? Это вещество, приходя в соприкосновение с желудком, производит ощущение сытости, но не сытость, происходящую от наполнения. Если такое вещество может действовать на здоровье и изменять болезненное состояние, то оно так же хорошо может действовать на желудок и производить в нём ощущение сытости. Но мы просим господ аптекарей и кулинаров быть спокойными и не думать, что духи будут с ними соперничать. Эти случаи редки, исключительны и никогда не зависят от воли. Иначе пища и лечение обходились бы слишком дёшево.
Примечание. К этому действительно мы желали прийти всеми предыдущими вопросами. Ответ показывает, что дух проник в нашу мысль.
§129. Вышеизложенная
теория может быть выражена так.
Дух действует на материю. Он
образует из первоначальной материи
элементы, необходимые для
воспроизведения по его воле
предметов, имеющих наружный вид
различных тел, существующих на
земле. Он может так же производить в
первоначальной материи внутренние
изменения, которые дают ей
определённые свойства. Эта
способность свойственна натуре
духа, и если нужно, он часто
употребляет её инстинктивно, не
отдавая себе в том отчёта. Предметы,
воспроизведённые духом, имеют
существование временное,
подчинённое его воле или
необходимости. Он может по своей
воле сделать их и разрушить. Эти
предметы могут в некоторых случаях
иметь в глазах живых существ
наружный вид действительности, т.е.
сделаться временно видимыми и даже
осязаемыми. Здесь есть образование,
но не творение, потому что дух
ничего не может извлечь из небытия.
§130. Существование единой
элементарной материи принято ныне
почти всеми учёными и подтверждено,
как мы с вами видели, духами. Эта
материя даёт начало всем телам в
природе. Посредством
преобразования, которому она
подвергается, она сообщает телам
различные свойства.
Таким образом, вещество
целебное может сделаться ядовитым
от простого видоизменения. Химия
представляет нам множество
подобных примеров. Всем известно,
что два вещества безвредные,
соединённые в известной пропорции,
могут произвести вещество
смертоносное. Одна часть кислорода
и две водорода, оба газа безвредные,
составляют воду. Прибавьте к этому
один атом кислорода, и вы получите
коррозивную жидкость. Часто бывает
достаточно одного простого
изменения в образе соединения
частиц, чтобы изменить свойства
тела. Так, тело непрозрачное может
сделаться прозрачным и наоборот.
Так как дух одной волей своей
может столь сильно действовать на
элементарную материю, то понятно,
что он не только может образовывать
вещества, но и изменять в них
свойства. Воля в этом случае
заменяет здесь действие реактива.
§131. Эта теория
даёт нам разрешение явления, очень
хорошо известного в магнетизме, но
до сего времени не объяснённого, а
именно: изменение свойств воды
посредством воли.
Действующий дух в этом случае -
это дух магнетизёра, большей частью
вспомоществуемый другим
посторонним духом. Он производит
изменения посредством
магнетического тока, который, как
сказано было, есть вещество, ближе
всего подходящее к космической
материи или всемирному элементу.
Если он может произвести изменения
в воде, то может произвести
подобный же феномен над токами
нашего организма, отсюда целебное
действие магнетизирования,
прилично употребляемого.6
Известно, какую важную роль
играет воля во всех магнетических
явлениях. Но как объяснить
матерьяльное действие такого
тонкого деятеля? Воля не есть
существо или вещество какое-нибудь.
Это даже не свойство какой-нибудь
самой эфирной материи. Воля -
существенная принадлежность духа,
т.е. существа мыслящего.
Посредством этого рычага он
действует на элементарную материю
и, следовательно, на составленные
из неё вещества, внутренние
свойства которых могут быть таким
образом преобразованы.
Воля - принадлежность духа, как
воплощённого, так и блуждающего.
Отсюда происходит могущество
магнетизёра, могущество, которое,
как известно, бывает соразмерно с
силою его воли. Так как воплощённый
дух имеет возможность действовать
на элементарную материю, то он
может, следовательно, в известных
границах изменять её свойства. Этим
объясняется способность врачевать
прикосновением и возложением рук,
способность, которую некоторые
особы имеют в большей или меньшей
степени. (См. в гл. о медиумах статью
о медиумах-целителях. См. также
"Revue Spirite", июль и сентябрь 1859 г.,
стр. 184 и 189: Le zouave de Magenta; Un officier de l'armee
d'Italie).
1 Это писание теперь называется
трансцендентальным
непосредственным писанием. (Асгарта)
2 Это ответ, касающийся и
оккультических действий "посвящённых".
Известно, что многие
матерьялизованные фигуры иногда
делают то же, что наши факиры и йоги.
(Асгарта)
3 На наш взгляд, дух сообщает
достаточно серьёзные вещи, к
осознанию которых химическая наука
только приближалась. В его словах
можно видеть намёк на то, что воздух
и пища состоят практически из
одинаковых элементов - кислород,
водород, углерод и азот, что
являлось достаточно переводовой
мыслью для 50-ых годов 19-го века до
появления теории химического
строения вещества. Кстати, один из
её авторов - русский химик
А.М.Бутлеров - был горячим
сторонником спиритизма, хотя и
подходил к нему на позициях,
отличных от кардековских. (webmaster)
4 На материализационных
сеансах отрезанная от драпировки
духов материя остаётся навсегда
целой и не расплывается в флюид,
если материализация сделана хорошо.
(Асгарта)
5 Просим извинить эту
вынужденную тавтологию. (Й.Р.)
6 Достаточно человеку с сильной
волей сделать несколько сыплющих
движений над стаканом с водой для
того, чтобы вода приобрела бы резко
своеобразный вкус, легко
различаемый сенситивами. (Асгарта)