Глава Девятнадцатая
РОЛЬ МЕДИУМА В СПИРИТИЧЕСКИХ
СООБЩЕНИЯХ
Влияние духа самого
медиума - Система
медиумов бездейственных - Способность некоторых
медиумов к тому, чего они не знают: к
языкам, музыке, рисованию и прочему
- Рассуждение духа о
роли медиумов
§223.
Примечание. Когда кто-то говорит нам, мы легко отличаем, что он говорит своего, и когда повторяет чужое, как эхо; то же самое можно сказать и в отношении медиумов.
Примечание. Этот факт подтверждается опытами. Мы часто вызывали идиотов живых, которые представляли ясные доказательства своего тождества и отвечали очень умно и даже возвышенно. Это состояние есть наказание для духа, страдающего от стеснения, в котором он находится. Следовательно, медиум-идиот может иногда представить духу, желающему сообщаться, более средств, чем предполагают. (См. в "Revue Spirite", июль 1860г. статью о френологии и физиогномике).
§224. Посторонний дух, без
сомнения, понимает все языки,
потому что язык есть выражение
мысли, а дух понимает посредством
мысли. Но чтобы передать эту мысль,
нужно орудие: это орудие есть
медиум. Душа медиума, получающая
постороннее сообщение, может
передать его не иначе, как только
через органы своего тела. Органы
эти не могут быть так послушны для
языка, ему не известного, как для
того, к которому он уже привык.
Медиум, знающий один только
французский язык, может случайно
дать ответ на языке английском,
например, если дух этого пожелает.
Но духи, которые и без того уже
находят, что язык человеческий
слишком вял в сравнении с быстротою
мысли, вследствие чего они
сокращают его как только могут,
теряют терпение, испытывая
механическое затруднение. Вот
почему они не всегда делают это.
По этой же причине медиум
начинающий, который медленно и с
трудом пишет даже на своём
собственном языке, получает вообще
ответы короткие и без всякого
развития. Вследствие этого духи
советуют делать через посредство
таких медиумов одни только простые
вопросы. Для вопросов же высоких
нужен медиум совершенно
сформированный, который не
представляет для духа никакого
механического затруднения.
Мы не возьмём в чтецы ученика,
знающего одни только склады.
Хороший работник не любит дурных
инструментов. Прибавим другое
замечание, весьма важное в
отношении иностранных языков.
Подобные опыты всегда делаются с
целью любопытства и испытания. Но
для духов нет ничего неприятнее,
как испытания, которым их хотят
подвергнуть. Возвышенные духи
никогда этому не подчиняются и
удаляются тотчас же, как скоро
заметят, что хотят приступить к
этому. Сколько их интересуют вещи
полезные и серьёзные, столько же
неприятно им заниматься вещами
пустыми и не ведущими ни к какой
цели.
Это делается, скажут
неверующие, для того, чтобы нас
убедить, а это цель полезная, потому
что таким образом можно увеличить
число последователей Спиритизма.
На это духи обыкновенно отвечают:
- "Спиритизм не нуждается в
тех, которые имеют столько гордыни,
чтобы считать себя необходимыми. Мы
призываем к себе тех, кто угодны
нам, и часто это бывают люди самые
незначительные и самые смиренные.
Иисус делал ли чудеса, о которых
просили его книжники, и каких людей
употребил он, чтобы произвести
переворот в мире? Если вы желаете
убедиться, то имеете для этого
другие средства, кроме фокусов.
Начните сперва с вашей покорности.
Не в порядке вещей, чтобы ученик
указывал учителю образ его
действий."
Из этого следует, что, за
немногими исключениями, медиум
передаёт мысль духа посредством
находящихся в его распоряжении
механических средств. Выражение
этой мысли может и даже должно
большей частью носить на себе
отпечаток несовершенства этих
средств. Таким образом, человек
необразованный, крестьянин, может
говорить прекрасные вещи, выражать
мысли самые возвышенные, самые
философские, но языком крестьянина,
потому что для духов мысль
преобладает над всем.
Это может быть ответом на
возражение некоторых критиков
относительно неправильностей
слога и орфографических ошибок, в
которых можно упрекнуть духов.
Привязываться к подобным вещам -
значит обнаруживать мелочность. Не
менее смешно поступают и те,
которые стараются воспроизводить
эти неправильности со всевозможной
точностью, как мы иногда это видели.
Право, их можно исправлять без
всякого опасения, если только оне
не составляют характеристической
черты сообщающегося духа. В таком
случае их полезно сохранять, как
доказательство тождества духа. Так,
например, мы видим, что один дух
постоянно писал Jule (без s), говоря о
своём внуке, потому что при жизни он
всегда писал это имя таким образом,
хотя внук его, бывший в данном
случае медиумом, очень хорошо знал,
как нужно писать своё имя.
§225. Следующее
рассуждение, данное
самопроизвольно двумя Высшими
Духами, которые проявлялись уже
самыми возвышенными сообщениями,
заключает самое ясное и полное
разрешение вопроса о роли медиумов.
"Каковы бы ни были свойства
пишущих медиумов, будут ли это
медиумы механические,
полумеханические или просто
сознательные, наш способ действия с
ними в сущности не изменяется. В
самом деле, мы сообщаемся с
воплощёнными духами точно так же,
как и с блуждающими, только
посредством передачи мыслей.
Наши мысли не нуждаются в
одежде слова, чтобы их понимали
духи. Все духи, смотря по степени
развития их умственных
способностей, видят мысль,2 которую мы
желаем сообщить им, потому что
направляем её к ним. Такая мысль
может быть понята духом сообразно с
его развитием, между тем как для
другого духа мысль эта, не
пробуждая в его сердце или в его уме
никакого воспоминания, никакого
сведения, остаётся для него
незаметною. В этом случае
воплощённый дух, который служит нам
медиумом, более годен для передачи
нашей мысли другим людям, хотя и не
понимает её, чем дух невоплощённый
и малоразвитый, если бы мы
принуждены были прибегнуть к его
посредничеству, потому что земное
существо предоставляет своё тело
как орудие в наше распоряжение,
чего блуждающий дух не может
сделать.
Таким образом, когда мы находим
в медиуме ум, обогащённый
познаниями, приобретёнными в
настоящей жизни, и дух, богатый
бездейственными прежними
познаниями способными облегчить
наши сообщения, мы пользуемся им
преимущественно потому, что с ним
феномен сообщения делается для нас
гораздо легче, чем с медиумом,
умственные способности которого
были бы ограничены и
предшествовавшие познания
оказались бы недостаточными. Мы
постараемся, чтобы нас поняли с
помощью ясных и точных объяснений.
С медиумом, умственная сторона
которого развита в настоящем и
предшествовавшем существовании,
наша мысль сообщается тотчас, от
духа к духу, вследствие
способности, свойственной существу
самого духа. В этом случае мы
находим в мозгу медиума элементы,
нужные для того, чтобы дать нашей
мысли одежду слова,
соответствующую этой мысли, и это
во всяком случае, будет ли медиум
сознательный, полумеханический или
чисто механический.
Вот почему, каково бы ни было
разнообразие духов, сообщающихся с
медиумом, сообщения, получаемые им,
хотя и происходят от различных
духов, всё же имеют отпечаток формы
и оттенков, свойственных медиуму.
Да, хотя мысль совершенно чужда ему,
хотя предмет выходит из круга его
обыкновенных понятий, хотя то, что
мы желаем сказать, происходит вовсе
не от него, но он тем не менее имеет
влияние на форму личными
качествами и свойствами своими.
Это то же самое, когда вы
рассматриваете различные виды в
цветные очки, зелёные, белые или
синие. Хотя эти виды или
рассматриваемые предметы
совершенно ризличны и не имеют
ничего общего между собой, но вы
заметите на них всегда оттенок,
зависящий от цвета очков.
Или лучше сравним медиумов со
стеклянными шарами, наполненными
прозрачными окрашенными
жидкостями, которые выставляют в
аптечных лабораториях. Мы, подобно
свету, освещаем некоторые
моральные и философские взгляды на
вещи. Когда светящиеся лучи
принуждены проходить сквозь стекло
более или менее полированное, более
или менее прозрачное - в данном
случае через медиумов более или
менее развитых, - они достигают
предмета, который мы желаем
осветить, не иначе как заимствовав
цвет или, лучше сказать, форму,
свойственную этим медиумам.
Наконец, чтобы окончить последним
сравнением, положим, что мы, духи,
подобно композитору, который
желает сочинить или
импровизировать мелодию, имеем под
рукой фортепьяно, скрипку, флейту,
фагот или свисток в две копейки.
Очевидно, что с фортепьяно, флейтой
или скрипкой мы исполним нашу
мелодию так, что она будет понятна
для слушателей, и хотя звуки
фортепьяно, флейты или кларнета
будут совершенно различны между
собой, сочинение наше останется
одним и тем же, исключая оттенков
звука. Но если в нашем распоряжении
будет только свисток или воронка,
тогда для нас возникает
затруднение.
В самом деле, когда мы
принуждены бываем употреблять
медиумов малоразвитых, наш труд
делается гораздо медленнее,
гораздо тягостнее, потому что мы
принуждены бываем прибегать к
формам неполным, что для нас весьма
затруднительно. В таком случае мы
должны разлагать свою мысль и
передавать слово за словом и букву
за буквой, что чрезвычайно скучно и
тягостно для нас и представляет
действительное препятствие
скорости и развитию наших
проявлений.
Вот почему мы бываем счастливы,
когда находим медиумов способных,
снабжённых матерьялами, готовыми
для действия, одним словом, хорошие
орудия, потому что в таком случае
нашему перисприту, действующему на
перисприт того, кого мы
медиумизируем, остаётся только
давать движение руке, служащей нам
ручкою для пера или карандаша,
между тем как с медиумами
недостаточными мы должны делать
почти то же, что делаем, когда
сообщаемся посредством ударов, т.е.
обозначать буквально слово в слово
каждую фразу, составляющую перевод
мыслей, которые мы желаем сообщить.
Вследствие этого для
распространения Спиритизма и
развития способностей пишущих
медиумов, мы обратились
преимущественно к классам
просвещённым и образованным,
несмотря на то, что именно в этих-то
классах встречаются люди самые
неверующие, самые упрямые, самые
безнравственные. И как мы
предоставляем теперь
духам-фокусникам и малоразвитым
сообщения физические, удары и
принесения предметов, точно так же
между вами люди пустые
предпочитают феномены, поражающие
зрение или слух, феноменам
духовным, чисто психологическим.
Когда мы желаем продиктовать
что-нибудь самопроизвольное, мы
действуем на ум, на мозг медиума и
берём нужные для нас элементы,
которые он доставляет, и это
делается без его ведома. Мы как
будто отправляемся в кошелёк его,
берём находящуюся там сумму и
располагаем различные монеты её в
том порядке, какой нам кажется
полезным.
Но если медиум сам желает
спрашивать нас о чём-нибудь, то он
должен рассудить об этом серьёзно,
чтобы предлагать нам вопросы
методически и чрез то облегчить нам
труд отвечать ему. Потому что, как
сказано было в предыдущем
наставлении, мозг ваш часто бывает
в страшном беспорядке; и тогда нам
трудно действовать в лабиринте
ваших мыслей. Когда вопросы должны
быть предложены третьим лицом, то
хорошо и полезно, чтобы все они были
предварительно сообщены медиуму,
который мог бы чрез это, так
сказать, слиться с вызывателем.
Тогда и нам легче отвечать
вследствие сродства, существующего
между нашим периспритом и
периспритом медиума, который
служит нам переводчиком.
Мы можем, разумеется, говорить о
математике через медиума, который,
повидимому, незнаком вовсе с этой
наукой, но часто дух его обладает
этими познаниями в бездейственном
состоянии, т.е. познаниями,
принадлежащими собственно его
духу, а не воплощённому существу,
потому что настоящее тело негодно
для проявления этих познаний. То же
самое может быть относительно
астрономии, поэзии, медицины,
различных языков и всех других
познаний, свойственных роду
человеческому. Наконец, мы имеем
ещё способ действия, весьма
тягостный, употребляемый нами с
медиумами, совершенно чуждыми
обсуждаемого предмета, и состоящий
в набирании букв и слов, как в
типографии.
Как мы сказали, духи не имеют
надобности облекать мысль свою в
слова. Они понимают и сообщают
мысль непосредственно. Существа же
телесные, напротив, не могут
понимать мысль иначе как
облечённую в наружную форму. В то
время как буквы, слово,
существительное, глагол, одним
словом, фраза необходима вам для
понимания мысли, для нас не нужно
никакой формы, видимой или внешней.
Эраст и Тимофей"
Примечание.
Этот разбор роли медиумов и
способов действий, с помощью
которых духи сообщаются, так же
ясен, как и логичен. Из него
вытекает то правило, что дух
черпает в мозгу медиума не идеи
свои, а матерьялы их и что чем
богаче мозг этот матерьялами, тем
легче делается сообщение. Когда дух
выражается на языке, известном
медиуму, то он находит в нём слова,
готовые для того, чтобы облечь в них
свою идею. Если же он хочет говорить
на языке не знакомом медиуму, то он
не находит уже в нём слов, а одни
только буквы. Поэтому дух принуждён
бывает диктовать, так сказать,
букву за буквой, подобно тому как
если б мы заставляли писать
по-немецки того, кто не знает ни
одного слова из этого языка.
Если медиум не умеет ни читать,
ни писать, то у него даже нет и букв.
Тогда нужно бывает водить его руку,
как водят руку ученика, и в этом
случае представляется
необходимость преодолевать ещё
большее матерьяльное затруднение.
Итак, феномен этот возможен и
многочисленные примеры его
существуют. Но понятно, что этот
способ действия мало совместим с
пространностью и быстротою
сообщений и что духи должны
предпочитать орудия самые лёгкие
или, как они говорят, медиумов
"хорошо снабжённых" с их точки
зрения. Если б те, которые требуют
этих феноменов как средства для
убеждения, изучили предварительно
теорию, то знали бы, при каких
исключительных условиях они
производятся.3
1 Транс - это сомнамбулический
сон: "сон духов", как
выражаются в Индии. (Асгарта)
2 Мысли - это вибрации, которые
тянутся к звёздам. Вот поэтому
развитому духу нечего спрашивать
человека, что он думает. Дух,
приближаясь, уже читает все мысли
над головой человека. Так точно
читают мысли и ясновидящие. Это
известно всем посвящённым. (Асгарта)
3 Увы, увы, все критики
Спиритизма столь невежественны,
что не знают такой простой вещи.
Более того, они обыкновенно так
глупы, что и не понимают её, когда им
её говорят. Пока человек внутренне
не созрел, все попытки конвертации,
т.е. обращения его, будут напрасны. (Й.Р.)