Глава Двадцатая
НРАВСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ МЕДИУМА
Различные вопросы
- Рассуждение духа о
нравственном влиянии
§226.
Примечание. Духи иногда бывают очень осторожны в своих наставлениях. Они дают их косвенно, чтобы предоставить более заслуг тем, которые сумеют приложить их к себе и воспользоваться ими. Но ослепление и гордыня так сильны у некоторых, что они не узнают себя в представленной им картине, а если дух даёт им понять, что это говорится, собственно, о них, то они сердятся и считают духа обманщиком или злым насмешником. Это одно уже показывает, что дух прав.
Примечание. Нужно заметить, что когда добрые духи видят, что медиум, вследствие несовершенств своих, делается добычей духов-обманщиков, то они почти всегда располагают обстоятельства так, чтобы заблуждения его были заметны, и удаляют его от людей серьёзных и добросовестных, доверие которых могло бы быть обмануто. В этом случае, каковы бы ни были способности его, об удалении его жалеть не приходится.
§227. Если медиум
относительно исполнения есть не
что иное, как орудие, то в
нравственном отношении он имеет
весьма большое влияние. Так как для
сообщений посторонний дух
сливается с духом медиума, то это
слияние может быть только
сообразно с их взаимной симпатией
или, если можно так выразиться,
сообразно с их сродством.
Душа производит на посторонний
дух некоторого рода притяжение или
отталкивание, смотря по степени их
сходства или несходства. Добрые
имеют сродство с добрыми, а злые со
злыми. Из этого следует, что
нравственные качества медиума
имеют весьма важное влияние на
природу духов, которые сообщаются
чрез его посредство. Если он
порочен, низшие духи собираются
около него и всегда готовы занять
место добрых духов, которых
призывают. Качества, привлекающие
добрых духов, это - доброта,
благосклонность, простота сердца,
любовь к ближнему и отрешение от
вещей матерьяльных. Недостатки,
отталкивающие их: гордыня, эгоизм,
зависть, ненависть, алчность,
чувственность и все страсти,
которыми человек привязывается к
материи.
§228. Все нравственные
несовершенства суть открытые двери
для злых духов, но между ними есть
одно, которым злые духи пользуются
с наибольшим искусством. Это
гордыня, потому что её менее всего
сознают в себе. Гордыня погубила
множество медиумов, одарённых
превосходными способностями,
которые без этого могли бы быть
личностями замечательными и весьма
полезными. Между тем, когда они
сделались добычей
духов-обманщиков, их способности
сначала были искажены, потом
совершенно уничтожились, и многие
из них испытали в жизни самые
горькие неудачи.
Гордыня обнаруживается у
медиумов весьма явными признаками,
на которые необходимо обратить
внимание в особенности потому, что
это один из тех недостатков,
которые больше всего должны
поселять недоверие к их сообщениям.
Во-первых, слепая уверенность в
возвышенности самих сообщений и в
непогрешимости духа, который даёт
их. Отсюда вытекает некоторого рода
презрение ко всему тому, что
получается не через них, потому что
они считают себя
привилегированными относительно
истины. Великие имена, которыми
украшаются духи, выдающие себя за
их покровителей, прельщают их. Так
как их самолюбие страдало бы, если
бы они признали себя обманутыми, то
они отвергают всякого рода советы.
Они даже избегают их, удаляясь от
своих друзей и ото всех, кто мог бы
открыть им глаза. Если они из
снисхождения слушают их, то считают
ни во что их мнение, потому что
сомневаться в превосходстве их
духов есть почти святотатство.
Они оскорбляются малейшим
противоречием, простым критическим
замечанием и доходят иногда до
ненависти к тем, которые оказали им
услугу. Благодаря этому удалению,
произведённому духами, не
желающими встречать противоречия,
злые духи легко удерживают их в
заблуждении и заставляют принимать
самые грубые нелепости за вещи
самые возвышенные.
Итак, совершенная уверенность в
превосходстве того, что они
получают, презрение к тому, что
получается не через них, важность,
неблагоразумно придаваемая
великим именам, отвержение советов,
принятие в дурную сторону всякой
критики, удаление от тех, которые
могли бы высказать беспристрастное
мнение, уверенность в своём
искусстве, несмотря на недостаток
опытности, - таковы признаки
медиумов гордых.
Надо сознаться также, что
гордыня часто возбуждается в
медиуме его обстановкой. Если он
имеет хоть сколько-нибудь заметные
способности, в нём заискивают и
превозносят его похвалами. Он
считает себя необходимым и скоро
принимает на себя вид
самодовольства и некоторого
презрения, когда предлагает другим
своё содействие. Мы несколько раз
раскаивались в похвалах, которые
высказывали некоторым медиумам с
целью поощрить их.
§229. Рядом с этим поставим,
обрисуем действительно хорошего
медиума, к которому можно иметь
доверие. Мы предполагаем сперва
способность довольно сильную,
которая позволяла бы духам
сообщаться свободно, не встречая
никаких матерьяльных затруднений.
После этого больше всего следует
обратить внимание на свойства
духов, которые обыкновенно
сообщаются с ним, а для этого нужно
смотреть не на имя, а на язык.
Медиум никогда не должен терять из
виду, что симпатии, которые он
приобретает у добрых духов, зависят
от того, что он будет делать для
удаления от себя злых. Будучи
убеждён, что его способность есть
дар, данный ему для добра, он нимало
не старается превозноситься ею, не
ставит её себе в заслугу. Он
принимает хорошие сообщения как
милость, которой он должен
сделаться ещё достоин своею
добротой, снисходительностью и
скромностью. Первый гордится
своими сношениями с Высшими Духами;
последний смиряется, потому что
всегда считает себя ниже этой
милости.
Следующее
рассуждение об этом предмете было
продиктовано нам духом, несколько
сообщений которого мы привели выше:
"Мы сказали уже, что медиумы,
в медиумическом отношении, имеют
только второстепенное влияние в
сообщениях духов. Их роль есть роль
электрической машины, передающей
телеграфные депеши с одной
отдалённой точки Земли в другую.
Так, когда мы хотим
продиктовать сообщение, мы
действуем на медиума, как
телеграфист действует на свой
аппарат, т.е. как удары телеграфа
рисуют за тысячу миль на полоске
бумаги знаки, составляющие депешу,
так и мы сообщаем вам посредством
медиумического аппарата, чрез
неизмеримые пространства,
отделяющие видимый мир от
невидимого, телесный от
бесплотного, то, что желаем
сообщить вам. Но точно так же, как
влияние атмосферы действует и
мешает часто передаче депеш
электрического телеграфа, так и
нравственное влияние медиума
действует и мешает иногда передаче
наших замогильных депеш, потому что
мы принуждены бываем проводить их
чрез среду, неблагоприятную для
этого. Между тем влияние это
большей частью уничтожается нашей
энергией и нашей волей, и
противодействие не обнаруживается.
Действительно, рассуждения
высокофилософские, сообщения
превосходной нравственности часто
передаются медиумами, мало
способными к столь возвышенным
наставлениям, между тем как с
другой стороны сообщения мало
назидательные получаются иногда
через медиумов, которые стыдятся,
что служили проводниками их.
Вообще, можно утверждать, что
духи известного характера
привлекают к себе духов сходных с
ними и что редко духи высших
разрядов сообщаются через дурные
проводники, когда имеют под рукой
хорошие медиумические аппараты,
т.е. хороших медиумов.
Следовательно, медиумы
легкомысленные и несерьёзные
привлекают к себе таких же духов.
Вот почему сообщения их наполнены
вещами пустыми, пошлыми, идеями без
последовательности и часто
неверными относительно
спиритического Учения.
Разумеется, они могут говорить
и говорят иногда хорошие вещи. Но в
этом-то случае и нужно разбирать их
строго и внимательно, потому что
между этими хорошими вещами
некоторые лицемерные духи
вставляют с большим искусством и с
рассчитанным вероломством
вымышленные факты, ложные уверения,
чтобы обмануть доверие своих
слушателей. Тогда нужно вычеркнуть,
без всякого сожаления, каждое
слово, каждую двусмысленную фразу и
оставить только то, что допускает
логика или что уже известно из
спиритического Учения.
Сообщения подобного рода
опасны только для одиноких
спиритов и для кружков, только что
возникших или малопросвещённых,
потому что в собраниях, где члены
более сведущи в Спиритизме и
приобрели уже опытность, ворона
напрасно будет украшать себя
павлиньими перьями. Обман будет
безжалостно обнаружен.
Я не стану говорить о медиумах,
которые находят удовольствие
вызывать и слушать грубые
сообщения. Пусть они наслаждаются в
обществе цинических духов. Впрочем,
сообщения подобного рода требуют
сами по себе уединения и
одиночества. Во всяком случае, они
могут только возбудить негодование
и отвращение в философских и
серьёзных кружках.
Нравственное влияние медиума
делается очевидным в особенности
тогда, когда он заменяет своими
собственными идеями идеи, которые
духи стараются внушить ему, а также
когда он почерпает в своём
воображении фантастические теории,
которые сам считает, весьма
чистосердечно, следствием
внушённых ему сообщений. Тогда
часто можно держать какое угодно
пари, что сообщение это есть
отражение мысли духа самого
медиума. При этом случается весьма
любопытный факт: рука медиума
движется почти механически,
побуждаемая к этому посторонним
духом-насмешником.
Об этот-то камень преткновения
и разбивается пламенное
воображение, потому что, увлекаясь
пылкостью своих идей, мишурой своих
литературных познаний, не замечают
достоинств в скромном сообщении
какого-нибудь мудрого духа и,
оставляя действительность для
тени, заменяют её напыщенными
фразами. Об этот же опасный камень
разбиваются труды тщеславных
медиумов, которые, за неимением
сообщений (в них добрые духи
отказывают им), выдают свои
собственные произведения за
произведения духов. Вот почему
главные лица спиритических кружков
должны обладать большим тактом и
редкой проницательностью, чтобы
отличать истинные сообщения от
подложных и чтобы не оскорблять при
том людей, которые сами себя
обманывают.
"В сомнении не
высказывайся", - говорит одна из
ваших старинных пословиц.
Признавайте же только то, что
очевидно для вас. Как скоро
появляется новое мнение, которое
кажется вам сомнительным,
подвергайте его критике вашего ума
и логики, и то, что отвергает ваш
разум, отбрасывайте смело. Лучше
отвергнуть десять истин, чем
принять одну ложь, одну фальшивую
теорию.
Действительно, на ложной теории
вы могли бы построить целую
систему, которая разрушилась бы при
первом дуновении истины, как
здание, построенное на песке. Между
тем, если вы отвергнете теперь
несколько истин, потому что оне не
ясно доказаны вам, то скоро простой
факт или неопровержимое
доказательство явятся и подтвердят
вам эти истины.
Однако ж помните, спириты, что
для Бога невозможны
несправедливость и неправда.
Спиритизм довольно распространён
между людьми и достаточно улучшил
нравственность искренних
последователей своего Учения,
чтобы добрые духи не были
принуждены употреблять дурные
орудия - медиумов несовершенных.
Итак, если теперь медиум, каков
бы он ни был своим поведением или
своими нравами, своею гордыней,
своим недостатком любви и
милосердия, представляет законную
причину недоверия, не принимайте
его сообщений, потому что в траве
скрывается змея. Вот моё заключение
о нравственном влиянии медиумов.
Эраст"