Глава Двадцать Пятая
О ВЫЗЫВАНИЯХ
Общие рассуждения - Духи, которых можно
вызывать - Язык,
который должно употреблять с
духами - Польза
частных вызываний - Вопросы
относительно вызываний - Вызывание животных - Вызывание живых особ - Человеческий телеграф
(телепатия)
Общие рассуждения
§269. Духи могут сообщаться
самопроизвольно или являться по
нашему зову, т.е. вследствие
вызывания. Некоторые думают, что не
должно вызывать такого или такого
духа, а что лучше выжидать того,
который сам пожелает сообщиться.
Они основываются на том мнении, что,
призывая определённого духа, мы не
можем быть уверены, что
действительно явится тот самый,
которого мы призываем, тогда как
явившийся самопроизвольно, по
собственному желанию, лучше
доказывает своё тождество, потому
что этим он высказывает желание
сообщиться с нами.
По нашему мнению, это
заблуждение. Во-первых, около нас
всегда есть духи, и большей частью
низшего разряда, которые только
того и желают, как иметь случай
сообщиться с нами. Во-вторых, не
призывать никого в особенности -
значит открыть дверь для всех, кто
желает войти. В собрании не
предоставлять право говорить
одному значило бы дать право
говорить всем, а всякий знает, что
из этого выходит. Непосредственный
вызов определённого духа
восстановляет связь между ним и
нами: мы призываем его по нашему
желанию и ставим этим некоторого
рода преграду для самозванцев. Без
прямого призыва дух часто не будет
иметь никакого повода явиться к
нам, если только это не наш домашний
дух.
Оба эти способа имеют свои
выгоды. Неудобство же может
произойти только от совершенного
исключения одного из них.
Самопроизвольные сообщения не
имеют неудобства, если получающие
их не подчинены духам и уверены, что
не позволят взять над собой власть
духам злым. В этом случае часто
бывает полезно выжидать доброй
воли тех, которые желают сообщиться
с нами, потому что мысли их тогда не
испытывают никакого принуждения и
можно узнать от них превосходные
вещи, между тем как неизвестно,
расположен ли призываемый вами дух
говорить с вами и способен ли
отвечать так, как желают.
Внимательное исследование,
которое мы рекомендовали, есть,
впрочем, самое сильное охранение от
дурных сообщений. В постоянных
собраниях, в особенности тех, в
которых работа ведётся
последовательно, всегда есть
обычные духи, которые являются, не
ожидая вызова, потому что они уже
предупреждены регулярностью
назначающихся собраний. Они часто
самопроизвольно начинают говорить,
рассуждая о каком-нибудь предмете,
развивая какую-нибудь мысль или
указывая, что должно делать, и тогда
легко узнать их или по их языку, или
по почерку, который у них всегда
одинаков, или по некоторым
привычкам, которые им свойственны.
§270. Если желают
сообщаться с каким-нибудь
определённым духом, тогда
непременно его нужно вызвать (§203).
Если он может явиться, то вообще
получают в ответ: "да" или
"нет", "я здесь"; или ещё:
"чего вы от меня желаете?"
Иногда он прямо вступает в
разговор, отвечая вперёд на
вопросы, которые желали ему задать.
Когда духа вызывают в первый раз, то
его нужно определять с некоторой
точностью. В вопросах, с которыми
обращаются к нему, нужно избегать
сухого и повелительного тона, что
может иногда удалить его. Следует
выражать ему любовь или уважение,
смотря по духу, и во всяком случае
обнаруживать расположение
вызывателя.
§271. Часто поражаются тому,
с какой быстротой является
вызванный дух даже в первый раз:
можно подумать, что он был
предупреждён. И действительно, это
бывает тогда, когда думают о нём
прежде вызывания. Мысль есть
некоторого рода предварительное
вызывание, и так как при нас всегда
находятся наши домашние духи,
которые следят за нашей мыслью, то
они приготовляют путь, так что если
ничто не препятствует, то
вызываемый дух присутствует уже
при самом вызывании. В противном же
случае домашний дух медиума или
предлагающего вопросы или один из
обычных духов отыскивают его, а для
этого им не нужно много времени.1 Если вызываемый
дух не может явиться сейчас же, то
посланный (язычники сказали бы -
Меркурий) назначает отсрочку,
иногда пять минут, четверть часа,
час и даже несколько дней. Когда же
дух приходит, то посланный говорит:
"Он здесь"; и тогда можно его
спрашивать, о чём желали.
Посылаемый дух не всегда бывает
необходимым посредником, потому
что призыв вызывателя может быть
услышан прямо самим духом, как это
сказано дальше (§282, вопр.5, о способе
передавания мыслей).
Когда говорим: "Делайте
вызывание во имя Божье", то
разумеем, что наш совет должен быть
принят серьёзно, а не
легкомысленно. Те, которые видели
бы в этом одну лишь пустую форму,
без всяких последствий, лучше
сделают, если не будут вызывать
вовсе.2
§272. Вызывания часто
представляют медиумам больше
затруднений, чем самопроизвольные
сообщения, в особенности, когда
нужно получить точные ответы на
серьёзные вопросы. Для этого
необходимы медиумы специальные,
гибкие и в то же время
положительные, а мы видели (§193), что
эти последние довольно редки,
потому что, как мы сказали уже,
соотношение таковых не всегда
восстанавливается тотчас же с
первым явившимся духом. Вот почему
полезно, чтобы медиум занимался
подобными вызываниями не иначе, как
уверившись в развитии своей
способности и в натуре духов,
помогающих ему, потому что в
противном случае вызывания не
могут иметь никакого характера
тождественности.
§273. Вообще медиумами
интересуются гораздо больше для
вызываний, касающихся частных
интересов, чем для сообщений,
имеющих предметом интерес общий.
Это объясняется весьма
естественным желанием беседовать с
существами нам близкими. В этом
отношении мы должны дать медиуму
несколько важных советов.
Во-первых, приступать к
исполнению этого желания не иначе
как с осторожностью относительно
особ, в искренности которых не
совершенно уверены, и остерегаться
сетей, которые могут расставлять им
люди злонамеренные. Во-вторых, не
соглашаться на это ни под каким
предлогом, если замечают со стороны
вызывателя цель любопытства или
интереса, а не серьёзное намерение;
отказываться от всех вопросов
пустых или выходящих из круга тех,
которые можно разумно предлагать
духам. Вопросы должны быть
излагаемы ясно, точно и без всякой
скрытой мысли, если желают получить
категорические ответы.
Следовательно, нужно отвергать все
вопросы, обнаруживающие хитрость,
потому что, как известно, духи не
любят тех, которые имеют целью
подвергнуть их испытанию.
Настаивать на подобных вопросах -
значит хотеть быть обманутым.
Вызыватель должен итти к цели прямо
и открыто, без всяких увёрток. Если
он боится объясниться, то пусть
лучше и не вызывает.
Нужно очень осторожно делать
вызывания в отсутствие особ,
требующих этого, и часто бывает
лучше не делать их вовсе, так как
эти особы одни только могут
проверить ответы, судить о
тождестве, требовать объяснений,
если встречается надобность, и
предлагать случайные вопросы,
вызываемые обстоятельствами. Кроме
того, присутствие их может быть
связью, привлекающей духа, часто
мало расположенного сообщаться с
человеком посторонним ему, к
которому он не чувствует никакой
симпатии. Одним словом, медиум
должен избегать всего, что может
обратить его в агента консультации,
что в глазах большей части людей
синоним гадателя.3
Духи, которых можно
вызывать
§274. Можно вызывать всех
духов, к какой бы ступени
иерархической лестницы они ни
принадлежали: добрых, так и злых,
тех, которые умерли недавно, так и
живших в самые отдалённые времена,
знаменитых людей, как и самых
неизвестных, наших родных и друзей,
так и совершенно посторонних нам
лиц. Но это не значит, чтобы они
всегда желали или могли явиться на
наш зов независимо от их
собственной воли или позволения, в
котором им может быть отказано
высшей властью. Им могут
воспрепятствовать причины, которые
нам не всегда дано знать.
Мы хотим сказать, что нет
безусловного препятствия к
сообщениям, исключая того, что
будет сказано дальше. Препятствия,
могущие помешать духу явиться,
почти всегда бывают личные и
зависят часто от обстоятельств.
§275. Между причинами,
могущими помешать явлению духа,
одни касаются его лично, другие не
касаются. В числе первых должно
поместить его занятия или
исполняемое им служение, которого
он не может остановить, чтобы
удовлетворить нашему желанию. В
этом случае его посещение только
отсрочивается.
Сообщению его может мешать ещё его
собственное положение. Хотя
состояние воплощения не есть
препятствие безусловное, но может
быть помехой в известные минуты, в
особенности если он воплощён в
низшем мире4 и
если сам дух мало освобождён от
влияния материи. В мирах высших, в
тех, где связь духа и материи весьма
слаба, явление почти так же легко,
как и в блуждающем состоянии, во
всяком случае, гораздо легче,
нежели в тех, где телесная материя
более плотна.
Посторонние причины зависят
преимущественно от натуры медиума
или вызывающей особы, от среды, в
которой делают вызывания, и,
наконец, от предположенной цели.
Некоторые медиумы большей частью
получают сообщения от своих
домашних духов, которые могут быть
более или менее возвышенны. Другие
способны служить посредниками всем
духам. Это зависит от симпатии или
от антипатии, от притяжения или от
отталкивания, обнаруживаемого
собственным духом медиума
относительно постороннего духа,
который может взять его
посредником с удовольствием или с
отвращением. Это зависит ещё, кроме
внутренних качеств медиума, от
развития медиумической
способности. Духи охотнее являются
и вообще изъясняются свободнее,
когда медиум не представляет им
никаких матерьяльных препятствий.
При одинаковых нравственных
условиях, чем свободнее медиум
пишет или выражается, тем обширнее
делается круг его сношений с миром
духов.
§276. Нужно ещё брать во
внимание лёгкость, которая
приобретается вследствие привычки
сообщаться с тем или иным духом. По
прошествии некоторого времени
посторонний дух свыкается с духом
медиума, а также с духом того, кто
его вызывает. Независимо от
симпатии между ними
устанавливается соотношение токов,
которое делает сообщение более
быстрым. Вот почему первое
сообщение не всегда бывает так
удовлетворительно, как можно было
бы желать, и почему часто сами духи
требуют, чтобы их опять вызывали.
Дух, постоянно являющийся, делается
как бы у себя дома. Он осваивается
со своими слушателями и медиумами,
говорит и действует гораздо
свободнее.
§277. Из всего сказанного
нами следует, что способность
вызывать какого бы то ни было духа
не возлагает обязанностей на
самого духа быть всегда к нашим
услугам. Он может явиться в
известную минуту, а не в другую, с
таким медиумом или вызывателем,
который ему нравится, а не с другим,
говорить то, что желает, и, не будучи
принуждён говорить того, чего не
хочет, уйти, когда ему угодно.
Наконец, по причинам, зависящим или
не зависящим от его воли, являясь в
продолжение некоторого времени
постоянно, он может вдруг перестать
являться.
Вследствие всех этих причин
прежде вызывания нового духа нужно
спросить у своего духа-покровителя,
возможно ли это вызывание; в случае
невозможности он почти всегда
объясняет причины, и тогда было бы
бесполезно настаивать.
§278. Здесь представляется
важный вопрос, хорошо ли или нет
вызывать злых духов.
Это зависит от цели, с которой
их вызывают, и от степени власти,
которую могут иметь над ними.5 Нет никакого
неудобства в этом, если призывают
их с целью серьёзной, поучительной
и для собственного их улучшения;
напротив того, оно весьма велико,
если это делается из одного только
пустого любопытства или шутки; или
если подчиняться им, прося у них
какой-нибудь услуги. Добрые духи
могут в этом случае дать им власть
сделать это, чтобы впоследствии
строго наказать дерзкого
вызывателя, который осмелился
обратиться к ним за помощью и
верить в их могущество больше, чем в
могущество Бога. Напрасно
располагали бы сделать из этого
полезное употребление
впоследствии и надеялись бы
прогнать этого духа, получивши от
него услугу. Самая эта услуга, как
бы ничтожна она ни была, есть
настоящий договор, заключённый со
злым духом, от которого не так-то
легко отделаться. (См. §212).
§279. Власть над низшими
духами приобретается только
посредством нравственного
превосходства. Развращённые духи
имеют в добродетельных людях своих
повелителей. С тем же, кто
противопоставляет им одну лишь
волю свою, некоторого рода грубую
силу, они вступают в борьбу и часто
оказываются сильнейшими.
Некто старался укротить
непокорного духа силою своей воли.
Дух ему отвечал: "Оставь меня в
покое со своими ухватками хвастуна.
Ты не лучше меня. Не скажут ли, глядя
на нас, что вор проповедует
нравственность вору?"
Удивляются, что имя Божие,
которое призывают против них, часто
бывает бессильно. Святой Людовик
разъяснил нам причину в следующем
ответе:
"Имя Бога имеет влияние на
несовершенных духов тогда только,
когда произносится тем, кто по
своим добродетелям может
употреблять его со властью;
произнесённое же человеком, не
имеющим над духом никакого
нравственного превосходства, это
слово остаётся простым словом, как
и всякое другое. То же самое можно
сказать и о священных вещах,
которые им противопоставляют.
Оружие самое ужасное делается
вовсе неопасным в руках, не умеющих
владеть им или не способных носить
его."
Язык, который должно
употреблять с духами
§280. Высшая или низшая
степень развития духов естественно
указывает тон, которым должно
говорить с ними. Очевидно, что чем
духи возвышеннее, тем они имеют
более права на наше уважение,
внимание и покорность. Мы не должны
оказывать им менее уважения, как
оказали бы им при жизни, но только
по другим причинам: на земле мы
принимали бы в соображение их сан и
значение в обществе, в мире же духов
наше уважение относится только к их
нравственному превосходству. Самое
возвышение ставит их выше наших
пустых льстивых форм. Не словами
можно снискать их благосклонность,
а искренностью чувств. Было бы
смешно давать им титулы, которыми у
нас привыкли отличать звания и
которые при жизни могли льстить их
тщеславию. Если они истинно Высшие
Духи, то не только они не дорожат
этими титулами, но им даже
неприятно их слышать. Хорошая мысль
для них приятнее самых лестных
эпитетов. Если бы это было иначе,
тогда они не были бы выше людей.
Дух одной почтенной духовной
особы, человека добродетельного,
который на земле был одним из
начальников церкви и в точности
исполнял закон Иисуса, однажды
отвечал вызывавшему его и
назвавшему его владыкою: "Ты
должен был бы сказать, по крайней
мере, "бывший владыка", потому
что здесь нет владыки, кроме Бога.
Знай, что я вижу таких, которые на
земле преклоняли передо мной
колена, а здесь я сам пред ними
преклоняюсь."6
Что же касается до низших духов,
то их характер определяет тон,
которым следует говорить с ними. В
числе их есть такие, которые хотя
безвредны и даже благосклонны, но
легкомысленны, несведущи, ветрены.
Обходиться с ними словно с духами
серьёзными, как многие это делают,
было бы точно так же неуместно, как
преклоняться перед учеником или
перед ослом, наряженным в
докторский колпак. Вольное
обращение с ними не будет
неуместным, и они нисколько не
обижаются им, а, напротив, поддаются
ему охотно.
В числе низших духов есть духи
несчастные. Каковы бы ни были
проступки, искупляемые ими, их
страдания требуют нашего
сочувствия, тем более что никто из
нас не может похвастаться, чтобы
мог избегнуть слов Иисуса: "Кто
из вас без греха, пусть тот первый
бросит в неё камень."
Благосклонность, которую мы
оказываем, облегчает их. За
неимением симпатии они должны
найти в нас снисхождение, которое
мы желаем, чтобы другие оказывали
нам.
Духи, которые выказывают низкую
степень развития цинизмом языка
своего, ложью, подлостью чувств,
коварством советов, поистине менее
достойны нашего участия, нежели те,
слова которых обнаруживают
раскаяние. Но мы должны по крайней
мере сожалеть о них, как сожалеем о
самых величайших преступниках, и
лучшее средство заставить их
замолчать - это показать им наше
превосходство над ними. Они
вступают в борьбу с теми только,
которых им нечего бояться; потому
что развратные духи видят
повелителей своих в добродетельных
людях, точно так же как и в Высших
Духах.
Одним словом, было бы столь же
непочтительно обходиться с Высшими
Духами как с равными себе, сколько
смешно оказывать одинаковое
уважение всем духам без разбора.
Будем уважать тех, которые этого
заслуживают, будем признательны
тем, которые покровительствуют и
помогают нам. Относительно же всех
других будем благосклонны, в чём со
временем и сами можем нуждаться.
Проникая в бестелесный мир, мы
учимся познавать его, и это знание
должно руководить нами в сношениях
с теми, которые в нём обитают.
Древние в своём неведении
воздвигали им алтари. Для нас это
только существа более или менее
совершенные, и мы никому не
воздвигаем алтарей, кроме Бога.
Польза частных
вызываний
§281. Сообщения духов очень
высоких или тех, которые одушевляли
великих людей древности,
драгоценны по заключающемуся в них
возвышенному учению. Эти духи
достигли той степени совершенства,
которая позволяет им обнимать
сферу идей более обширную,
проникать в тайны, превышающие
обыкновенные человеческие понятия,
и, стало быть, они могут лучше, чем
другие, открывать нам некоторые
вещи. Из этого не следует, чтобы
сообщения с духами менее
возвышенными были бесполезны.
Наблюдатель извлекает из них много
полезного для себя. Чтобы узнать
нравы народа, надо изучать нравы
его на всех ступенях общественного
порядка. Кто будет видеть только
одну сторону предмета, тот будет
знать его дурно.
История народа не есть история
его государей и высших классов.
Чтобы о нём судить, надо его видеть
в домашней его жизни, в его частных
привычках. Высшие Духи - это высшие
классы спиритического мира. Самое
их возвышение ставит их настолько
выше нас, что мы пугаемся
расстояния, которое нас разделяет.
Духи не столь возвышенные делают
для нас более понятными
обстоятельства своего нового
существования. У них связь между
телесной и духовной жизнью более
тесная, мы понимаем её лучше, потому
что она ближе к нам. Узнав от них
самих, чем сделались, что думают,
что испытывают люди всех состояний
и всех характеров, люди
добродетельные, как и простые,
великие и ничтожные, счастливые и
несчастные - одним словом, люди,
которые жили между нами, которых мы
знали действительную жизнь, все
добродетели и недостатки, мы
понимаем их радости и их страдания.
Мы с ними соединяемся и черпаем от
них нравственное учение тем более
полезное для нас, что отношения
между ними и нами близки. Мы легче
ставим себя на место того, кто был
нам равен, нежели того, которого мы
видим только сквозь сияние
небесной славы.
Обыкновенные духи показывают
нам практическое приложение
великих высоких истин, теорию
которых преподают Высшие Духи.
Впрочем, в изучении науки нет
ничего бесполезного. Ньютон открыл
закон сил природы в явлении самом
банальном.
Вызывание духов обыкновенных
представляет между нами то
преимущество, что ставит нас в
сношения с духами страждущими,
которых можно утешить и облегчить
им советами их положение.
Следовательно, можно быть
полезными, научаясь самим. Было бы
эгоистично искать в сообщениях с
духами только собственного
удовлетворения, и тот, кто
пренебрегает протянуть руку помощи
несчастному, доказывает этим свою
гордыню. К чему могут служить ему
получаемые им превосходные
наставления духов избранных, если
они не делают его лучшим
относительно самого себя, более
милосердным и более благосклонным
к своим братьям как этого мира, так
и другого? Что было бы с несчастными
больными, если бы доктора
отказывались прикасаться к их
ранам?
§282. Вопросы
относительно вызываний.
Примечание. Есть люди, которые вызывают своих родных для того только, чтобы задавать им самые заурядные вопросы, касающиеся матерьяльной жизни; так, например, один спрашивает, продаст ли он или отдаст ли внаймы свой дом, другой - какие барыши получит на свой товар или желает знать место, где положены деньги и будет ли такое-то предприятие выгодно. Наши загробные родные интересуются нами сообразно с нашей симпатией к ним. Если все наши мысли ограничиваются тем, что мы считаем их волшебниками, если мы думаем о них для того только, чтобы получить от них сведения, они не могут чувствовать к нам большого расположения, и мы не должны удивляться, что в таком случае они не выказывают нам большой симпатии.
Примечание. Наблюдения показывают действительно, что вызывание всегда приятно духам, когда оно сделано с целью серьёзной и полезной. Добрые духи с удовольствием являются поучать нас. Те, которые страдают, находят облегчение в выказываемом нами сочувствии. Духи легкомысленные любят быть вызываемыми особами ветреными, потому что это доставляет им случай позабавиться на их счёт. Но им неловко в присутствии людей серьёзных.
Примечание. Мы
были свидетелями, как один дух в
одно и то же время отвечал через
двух медиумов на вопросы, которые
предлагали ему, одному на
французском языке, а другому на
английском, и ответы были одинаковы
относительно смысла. Некоторые из
них были даже буквальным переводом.
Два духа, вызванные
одновременно, могут посредством
двух медиумов завязать между собой
разговор. Этот род сообщения хотя и
не нужен для них, потому что они
могут читать мысли один другого, но
они иногда делают это для нашего
назидания.8
Если это низшие духи, не
освободившиеся ещё от земных
страстей и идей телесных, то может
случиться, что они заспорят между
собой и наговорят один другому
резких слов, будут упрекать друг
друга в проступках и даже бросать
один в другого карандаши, корзинки,
дощечки и прочее.
Примечание. Точно так же человек, не сходя с места, может передавать свою мысль знаками, видимыми с разных сторон.
На одном из сеансов
Парижского Общества спиритических
исследований, где рассуждали о
вопросе относительно
вездесущности, один дух
продиктовал самопроизвольно
следующее сообщение:
"Сегодня вечером вы
спрашивали, какая нужна степень
возвышения духа для вездесущности.
Сравните нас с воздушным шаром,
который мало-помалу подымается
вверх. Когда он ещё около земли, то
круг, с которого его можно видеть,
весьма невелик. По мере же того как
он возвышается, круг этот делается
обширнее, и когда шар достигает
известной высоты, он видим для
бесчисленного множества людей.
Точно так и мы. Злой дух,
привязанный ещё к земле, остаётся в
тесном кругу, среди особ, которые
его видят. Но по мере того, как он
возвышается, совершенствуется, он
может беседовать с несколькими
лицами. Когда он делается Высшим
Духом, он может светить подобно
солнцу, явиться многим особам и в
разных местах в одно и то же время.
Ченнинг"
Примечание. Так как время смятения не определено, то нельзя назначить, через сколько времени после смерти можно вызвать духа. Редко однако случается, чтобы по прошествии восьми дней дух не оправился после смятения и не мог бы отвечать. Иногда он может отвечать через два или три дня. Во всяком случае, можно пробовать с осторожностью.
Примечание. Телесное влияние, которое может обнаруживаться в продолжение большего или меньшего времени в духе ребёнка, замечается также иногда и в духе тех, которые умерли в сумасшествии. Дух сам по себе не сумасшедший. Но мы знаем, что некоторые духи в продолжение известного времени считают себя принадлежащими ещё к физическому миру. Поэтому неудивительно, что дух сумасшедшего чувствует препятствие, которое во время его жизни мешало его свободному проявлению до тех пор, пока он совершенно не освободился от влияния материи. Это явление изменяется, смотря по причине помешательства, потому что есть сумасшедшие, которые получают ясность идей тотчас после смерти.9
§283. Вызов животных.
Примечание.
По этой же самой причине, если
вызвать мифическое или
аллегорическое лицо, то оно будет
отвечать, т.е. будет отвечать за
него дух, который примет его
характер.
Некто вздумал однажды вызвать
Тартюфа, и Тартюф тотчас явился.
Этого мало, он говорил об Оргоне,
Эльмире, Дамисе и Валере, о которых
сообщил различные сведения. Что же
касается до него самого, то он
подражал лицемеру с таким
искусством, как будто Тартюф был
действительно личность. После он
сказал, что он был дух актёра,
игравшего эту роль. Лёгкие духи
пользуются всегда неопытностью
вызывателей, но они остерегаются
обращаться к тем, которых считают
достаточно опытными, чтобы открыть
их обман, и которые не поверят их
сказкам.
У одного
господина в саду было гнездо
щеглов, которыми он очень
интересовался. Однажды гнездо это
исчезло. Уверившись, что никто из
его домашних не был способен на
такое преступление, он, будучи сам
медиумом, вздумал вызвать мать этих
птенцов; она явилась и сказала ему
на прекрасном французском языке:
"Не обвиняй никого и успокойся
насчёт участи моих малюток. Это
кошка, прыгнув, опрокинула гнездо:
ты найдёшь его на траве, вместе с
птенцами, которые не были
съедены."
Проверив
это, он нашёл всё, как было сказано.
Нужно ли заключить из этого, что
отвечала птица? Нет, очевидно. То
просто был дух, который знал всё
происшествие. Это доказывает, как
нужно быть осторожным в сообщениях
и как справедлив вышеприведённый
ответ: вызовите скалу, и она ответит
вам. (См. выше гл. о медиумизме
животных, §234).
§284. Вызывание живых особ.
Примечание. Связь, эта нить, много раз была замечаема видящими медиумами. Это нечто вроде фосфорической черты, теряющейся в пространстве по направлению к телу. Некоторые духи говорят, что по этому они узнают тех, которые принадлежат ещё к телесному миру.
Примечание. Дух живого человека на вопрос об этом предмете отвечал: "Если б тело могло умереть во время отсутствия духа, то это было бы весьма лёгкое средство совершить лицемерное самоубийство."
Примечание. Особа, находившаяся в этом состоянии, к которой обратились с этим вопросом, ответила: "Я всегда прикован к ядру, которое таскаю за собой."
- В этом состоянии может
ли дух встретить препятствие
явиться на зов, потому что он
находится в другом месте?
- "Да, может случиться,
что дух находится в таком
месте, где он желает быть, и
тогда он не явится на вызов,
особенно когда его вызывает
лицо, которым он не
интересуется."
Примечание.
Наблюдения доказывают, что вызов,
сделанный во время бодрственного
состояния, может возбудить сон или
по крайней мере забытьё, близкое ко
сну, но это действие может быть
произведено не иначе как очень
сильной волей и если между обоими
существует симпатическая связь.
Иначе вызов не "достигает". В
том случае даже, когда вызов мог бы
возбудить сон, если минута
несвоевременна и особа, не желая
заснуть, воспротивится, то хотя и
заснёт потом, но дух её будет смущён
и с трудом будет отвечать на
вопросы. Из этого следует, что самая
удобная минута для вызывания духа
живой особы есть время её
натурального сна, потому что дух её,
будучи свободен, может явиться к
тому, кто его призывает, точно так
же, как и в другое место.
Когда вызов
делается с согласия особы и если
особа эта будет стараться заснуть с
этой целью, то может случиться, что
самое старание её замедлит сон и
смутит духа. Вот почему
непринуждённый сон гораздо лучше.10
Примечание.
Это злоупотребление доверия было
бы действительно дурным поступком,
но оно не могло бы иметь успеха,
потому что нельзя иметь тайны, о
которой дух желает молчать,
исключая того случая, когда,
руководимый чувством
справедливости, он признаётся в
том, о чём молчал бы при других
обстоятельствах.
Одна особа
желала узнать от духа своего
родственника, в её ли пользу
написано им завещание. Дух отвечал:
"Да, милая моя племянница, и вы
скоро будете иметь
доказательства." Действительно,
это было так, но спустя несколько
дней родственник уничтожил своё
завещание и даже дал знать об этом
племяннице. Инстинктивное чувство,
вероятно, побудило его к исполнению
решения, которое дух его принял
после сделанного ему вопроса. Низко
стараться выведать от духа
мёртвого или живого то, чего не
смели бы спросить у самой живой
особы, и эта низость не
вознаграждается даже тем
результатом, которого ожидают.
Примечание. Воплощение оканчивается в ту минуту, когда ребёнок сделает первый вдох. Но с самого зачатия дух, назначенный одушевлять тело, подвергается смятению, которое усиливается с приближением времени рождения, и отнимает у него сознание самого себя, следовательно, и способность отвечать. (См. "Книгу Духов": Возвращение к телесной жизни; Соединение души с телом, N 344).
Примечание. Если вызов блуждающих духов не всегда достигает, как выражаются они, то это случается ещё чаще при вызывании духов воплощённых. Тогда духи-обманщики заменяют их.
Примечание. Внезапное прекращение деятельности умственных способностей в бодрственном состоянии может также составлять опасность, если особа эта в то время нуждается в ясности сознания.
Примечание. Одной
знакомой нам даме, медиуму, пришла
однажды мысль вызвать дух своего
внука, спавшего в той же комнате.
Тождество было доказано языком,
выражениями и подробным рассказом
всего, что случилось с ним в школе.
Но одно обстоятельство подтвердило
его ещё более. Вдруг рука медиума
останавливается среди фразы и не
двигается дальше. В это время
полупроснувшееся дитя сделало
несколько движений на постели.
Через несколько минут, когда дитя
заснуло, рука начала двигаться
снова, продолжая прерванный
разговор.
Вызов живых
особ, сделанный при благоприятных
условиях, доказывает самым
неопровержимым образом отдельное
действие духа от тела и,
следовательно, существование
разумного начала, не зависимого от
материи. (См. "Revue Spirite", 1860г.,
стр. 11 и 81. Различные замечательные
примеры вызовов живых особ).
§285. Человеческая телеграфия (телепатия).
1 Тем не менее я советую
спрашивать, так сказать, адрес у
вызванного духа: в какой сфере и в
какой группе он находится. Это
облегчает вызывание. Это, впрочем,
совет самих духов. (Асгарта)
2 Мысль сия исключительно важна,
и потому напомнить её никогда
нелишне. Так что все те, кто хотели
бы заняться Спиритизмом только из
пустого любопытства или в погоне за
развлечением, хорошо сделают, если
затею эту оставят: право, в их
распоряжении имеется множество
более безобидных способов убить
своё драгоценное время, а с такими
вещами, как ЭТА - не шутят! (Й.Р.)
3 Ещё одна крайне важная и столь
часто игнорируемая рекомендация.
Кардек и его последователи
постоянно указывают, что всякие
попытки превратить Спиритизм в
средство гадания, предсказания
будущего, откровения тайн,
унесённых в могилу, словом,
создания "спиритической
консультации" (к тому же платной)
есть опошление, профанация,
проституирование одной из самых
святых вещей, какие только есть на
Земле. Именно такая профанация и
стала причиной последующей
дискредитации Спиритизма. И надо
сказать, что и сегодня, когда мы
снова пытаемся поставить всё на
свои места, псевдоденежные идеи об
открытии "спиритической
консультации" не дают покоя
многим и очень многим. Очень
грустно, господа: это говорит о том,
сколь "много" вы смогли понять
в прочитанном и какие серьёзные
уроки из прошлого печального опыта
вы извлекли. (Й.Р.)
4 Есть миры более низкие, чем
Земля. Оттуда явиться на Землю
нелегко. (Асгарта)
5 Следует помнить, что
философия Спиритизма постоянно
утверждает, что воплощённый дух
может властвовать над блуждающим
духом, если стоит по нравственным
качествам выше его. (Асгарта)
6 Ответ, о котором многим из нас
следует поразмыслить. Мы берём с
собой в тот мир только наши
моральные приобретения. (Асгарта).
"Человеку ничто не достаётся
без труда в этой жизни, и что бы мы
ни приобрели, какими бы трудами ни
приобретали, всё приходится
оставлять здесь. Так как же может он
лениться потрудиться ради мудрости,
этой величайшей драгоценности,
добрые плоды которой последуют за
ним и в будущую жизнь?!" Эразм
Роттердамский. (Примеч. Й.Р.)
7 Опыт показал, что один медиум
может не только одновременно
писать двумя руками, но даже и
говорить при этом. Другими словами,
через него могут проявиться три
духа. (Асгарта)
8 Так называемая "перекрёстная
переписка", часто применявшаяся
впоследствии как эффективный
способ поверки и убеждения. (Й.Р.)
9 Леон Дени в книге "Le Probleme de
l'Etre et de la Destinee" в частности
сообщает: "Д-р Гаас, председатель
Общества Психических Исследований
города Нанси, в "Бюллетене"
этого общества за 1906 год писал на
стр.56: "Следует отметить тот факт,
коему я был свидетелем, что
зачастую, за несколько мгновений
перед смертью, душевнобольные
обретали полную ясность сознания."
Д-р Тест в "Практическом учебнике
животного магнетизма" также
заявляет, что встречался со
случаями, когда сумасшедшие
переставали быть таковыми в агонии,
т.е. когда сознание переходит в
флюидическое тело." (Примеч. Й.Р.)
10 Всё это основные правила для
тех, кто захочет изучать телепатию.
Ничто нельзя изменить в них, хотя со
времён Кардека прошло почти
полвека. (Асгарта)
11 Дух малолетних детей
безопасно можно вызывать лишь
тогда, когда они природные медиумы.
(Асгарта)