ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
СВИДЕТЕЛЬСТВА
I
СЛЕДУЮЩАЯ ФАЗА ЖИЗНИ
В этой книге я говорил о том,
сколь поразительно согласуются
друг с другом рассказы о загробной
жизни: несмотря на то, что все они
исходят из совершенно разных и
независимых один от другого
источников, согласование это
касается самых мельчайших
подробностей. Разнообразие при
этом возникает от способности
видеть более полно, которая
позволяет заметить и описать и то,
что не попадает непосредственно в
поле зрения. Как бы то ни было, но
все рассказы о той счастливой
стране, попасть в которую однажды
обычному смертному дозволительно
стремиться, довольно точны и
последовательны. После того, как я
написал это своё исследование, мне
стали известны три новых и
независимых друг от друга
свидетельства, которые опять
являются подтверждением
сказанного. Одно из этих
свидетельств приводится
королевским адвокатом в недавней
его книге "И был мне Голос",1 ознакомиться с
которой я советую всем
исследователям, хотя автор и
проявляет в ней ярко выраженный
католический уклон. Но это только
показывает, насколько нам трудно
выйти из привычного круга понятий.
Вторым свидетельством является
небольшая книжка "Будущий
Свет",2 в
которой приводятся очень
интересные подробности, касающиеся
потустороннего мира; книга эта
составлена участниками одного
дублинского спиритического кружка,
столь же серьёзного, сколь и
уважаемого. И, наконец, третье
свидетельство, и, как мне думается,
наиболее поучительное и
назидательное, содержится в
частном письме, присланном мне
г-ном Губертом Уэйлзом.
Г-н Уэйлз - исследователь
осторожный, добросовестный и
доволько скептичный. Путём
автоматического писания он
собственноручно получил очень
интересные сообщения, но, вникнув в
них, с недоверием отбросил.
Прочитав, однако, мой отчёт об
условиях посмертного
существования, он отыскал свои
старые записки, которым поначалу
придал столь мало значения. Он
сообщает:
"Прочитав Вашу статью, я был
потрясён, почти испуган тем, что
сообщения, когда-то полученные мною
самим касательно условий
посмертного существования,
совпадали - мне кажется, вплоть до
мельчайших подробностей - с теми,
которые Вы приводите в Вашем
обзоре, составленном из большого
количества материалов, собранных
на основе разных источников. Не
думаю, что в прочитанной мною ранее
литературе можно найти объяснение
такого совпадения. Я, определённо,
не читал ничего ранее написанного
Вами по этому поводу. Я намеренно
избегал "Рэймонда" и всех иных
книг этого рода, с тем чтобы оне не
повляли на мои собственные
результаты. Читаемые же мною в ту
пору "Протоколы О.П.И.", как Вам
известно, никак не касаются условий
существования после смерти. Так или
иначе, в разное время мною были
получены (как Вы сейчас увидите)
сообщения, которые утверждают, что
в этом новом периоде существования
люди обладают телами, которые, хотя
и невосприемлемы нашими органами
чувств, для них тем не менее так же
вещественны, как для нас наши. Тело
это основано на важнейших
особенностях нашего земного тела,
но в его улучшенном,
идеализированном виде. У него нет
возраста; оно не ощущает боли. Среди
них нет ни богатых, ни бедных. Они
носят одежду и едят пищу; они не
спят, хотя и говорят о том, что время
от времени погружаются в
полубессознательное состояние,
которое они называют "сном",
состояние это - оно мне знакомо -
приблизительно соответствует
гипноидальному трансу. После
некоторого периода времени,
который обыкновенно короче, чем
средняя продолжительность жизни
здесь, на земле, они переходят в
какую-то следующую стадию
существования.3
Люди сходных мыслей, вкусов и
чувств стремятся друг к другу и
живут вместе. Супруги не
обязательно воссоединяются, но
любовь мужчины и женщины
продолжается и свободна от всего,
что здесь у нас препятствует её
полному выражению. Сразу же после
смерти человек погружается в
полубессознательное состояние
покоя, длительность которого у
разных людей различна. Они
неспособны испытывать телесную
боль, но временами бывают
подвержены душевным мукам.
Мучительная смерть совершенно
неизвестна. Принадлежность к той
или иной вере не создаёт различий в
положении на том свете, и вся их
жизнь в целом в высшей степени
счастлива, и никто там даже не в
состоянии себе помыслить, чтобы он
вдруг пожелал вернуться на землю.
Мне ни разу не встретилось само по
себе слово "работа" как
таковое, но было много указаний на
разного рода интересы, которые их
занимают. Вероятно, это другой
способ говорить то же самое. У нас
"работа" обычно означает
"средство к существованию", а
это, как мне доподлинно известно, не
имеет места у них, поскольку все их
жизненные потребности каким-то
таинственным образом
"предугадываются". Они
говорят, что всё, что мы любим и что
необходимо для нашего счастья на
земле, сопровождает нас и в той
жизни. Не встретилось мне также и
никаких определённых сведений о
каком-либо "временном
наказании", но у меня есть
указания на то, что люди там
начинают свою жизнь на том
умственном и нравственном уровне, с
которым они покидают землю; и так
как их счастье основывается
главным образом на симпатии, то те,
кто приходят туда с низким уровнем
нравственного развития, поначалу
длительное время бывают лишены
возможности оценить это счастье и
им наслаждаться."
II
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
Эта форма медиумизма даёт
наилучшие результаты, но по самой
своей природе она более всего
подвергает человека опасности
самообмана. Вопрос в том, не
пользуемся ли мы своей рукой сами,
или ею действительно движет некая
внешняя по отношению к нам сила?
Сказать это мы можем, лишь оценивая
полученную информацию, и даже тогда
нельзя полностью списать со счёта
влияние наших подсознательных
знаний. В этой связи стоит, как мне
кажется, привести один из тех
случаев медиумического писания,
который говорит сам за себя,
убедительно показывая
исследователю, сколь неоспорима
очевидность того, что эти послания
исходят не от человека, рукою
которого они написаны. Такого рода
случай приводится г-ном Артуром
Хиллом в его книге "Человек есть
Дух".4 Он был
сообщён ему капитаном Джеймсом
Бертоном. Насколько я понял,
благодаря сообщениям, полученным
именно этим медиумом (любителем),
удалось установить точное
местоположение подземных руин в
Глэнстонбери.
"Это случилось где-то через
неделю после похорон отца", -
рассказывает он. - "Я писал
деловое письмо, как вдруг
почувствовал, что некая
посторонняя сила поместилась между
моей рукой и движущими центрами
мозга, и тогда рука начала писать
без моего вмешательства.
Получилось удивительное письмо,
подписанное автографом моего отца,
обстоятельство, имевшее, видимо,
целью подтвердить, что письмо
действительно исходит от него. Я
был потрясён. При этом мой правый
бок и рука словно бы затекли и
онемели. Уже год спустя такие
письма стали явлением нередким, но
всегда приходили ко мне в тот самый
миг, когда я их всего менее ожидал. Я
никогда не знал, о чём идёт в них
речь, поскольку прочитать их можно
было, лишь прибегнув к помощи лупы:
настолько микроскопическим
почерком они были написаны. В
письмах этих сообщалось множество
обстоятельств, которые никак не
могли быть мне известны.
Так, например, я не мог знать,
что у матери, которая жила вдали от
меня, пропала любимая собака,
подаренная ей прежде отцом. В ту же
ночь я получил от него письмо, где
он соболезновал матери и говорил,
что собака была теперь с ним.
"Всё, что мы любим и что было
необходимо для нашего счастья на
земле, находится с нами и здесь."
Мне был таким способом открыт один
из самых священных семейных
секретов, известный только матери и
отцу и касающийся события,
происшедшего за много лет до моего
рождения. Секрет этот был открыт
мне с такой рекомендацией: "Скажи
это матери, и она узнает, что пишу
тебе я, твой отец." До сей поры
мать не могла поверить моим
рассказам, но, когда я сказал ей это,
она побледнела и лишилась чувств. С
той поры письма эти стали её
наибольшим утешением, ибо отец и
мать любили друг друга в течение
всей сорокалетней супружеской
жизни, и его смерть разбила ей
сердце.
Что касается меня, то я вполне
убеждён в том, что личность моего
отца продолжает существовать, как
если бы он всё ещё находился за
закрытой дверью в своём кабинете.
Он ничуть не более мёртв, как был бы
"мёртв" для нас, живя в Америке.
Я сравнил стиль и выражения,
встречающиеся в этих письмах, с
манерой, в которой свойственно
писать мне - я приобрёл некоторую
известность, сотрудничая в
журналах - и не нашёл между ними ни
малейшего сходства."
Данный случай представляет и
другие доказательства своей
несомненности, и я отсылаю читателя
к самой книге.
III
ЧЕРИТОНСКОЕ БОМБОУБЕЖИЩЕ
Выше я упомянул о своём
недавнем опыте, касающемся
"полтергейста", или проявления
духа-проказника. Существа этого
рода, по видимости, принадлежат к
категории наименее развитых и
более близки к земным условиям, чем
все иные существа духовного мира,
нам известные. Эта сравнительная
материальность ставит их на самую
нижнюю ступень духовной иерархии и
поэтому делает, быть может,
нежелательным установление с ними
каких-либо отношений. Тем не менее
их проявления обладают известной
ценностью, потому что грубая
очевидность феноменов привлекает к
себе внимание людей, заставляя нас
признать, что во Вселенной
наличествуют иные формы жизни,
помимо нашей. Эти силы, находящиеся
на границе нашего материального
мира, повсеместно и во все времена
привлекали к себе внимание людей,
которое, правда, не могло
задержаться на них подолгу. Именно
к этому роду феноменов принадлежат
преследование семьи Уэсли в
Эпуорте, истории с барабанщиком из
Тэдуорта, биллингскими колоколами
и тому подобные вещи, бывшие
причиною всеобщего испуга в
течение некоторого времени, -
каждый из этих случаев
демонстрирует агрессивность
неведомых сил в отношении живых
людей. Затем, почти одновременно,
произошли события в Гайдсвилле, в
Америке, и аналогичные явления в
Сидвилле, во Франции, - они
оказались столь разительны, что не
смогли остаться незамеченными. Из
них выросло всё современное
спиритическое движение, которое
путём умозаключений от малого к
большому, от явлений грубых к более
тонким, развило свои выводы и
довело их до совершенства, пройдя
путь от физических проявлений до
письменных посланий, и ныне
призвано придать религии самое
прочное основание из всех, на
которых она когда-либо стояла.
Таким образом, сколь бы нелепыми и
странными ни казались нам эти
явления, именно они явились
зародышем, из которого развилось и
выросло всё движение современного
спиритуализма, и потому
заслуживают нашего уважительного,
хотя и критического внимания.
В различных районах земного
шара за последние годы произошли
многие из подобных проявлений, и
пресса не упустила возможности
представить каждый из этих случаев
в как нельзя более комическом виде,
полагая, повидимому, будто
использование слова
"привидение" подрывает всякое
доверие к событию и кладёт конец
спорам. Примечательно здесь то, что
каждый такой случай
рассматривается обособленно, как
какое-то совершенно единичное
событие, и так у обычного читателя
не возникает никакого понятия о
доказательной силе, которою
обладает накопление множества
однородных фактов. Касательно же
Черитонского бомбоубежища факты
состоят в следующем.
М-р Джейкис, мировой судья,
человек образованный и
интеллигентный, проживающий в
Эмбрук-Хаузе, Черитон, вблизи
Фолкстоуна, построил бомбоубежище
рядом со своим домом на случай
воздушных налётов противника. Надо
сказать, что дом этот очень старый,
часть его возведена на фундаменте
старинной культовой постройки XIV
века. Бомбоубежище он решил вырыть
в основании небольшой скалы, почва
там - обычный мягкий песчаник.
Работу выполнял местный каменщик
по фамилии Рольф со своим
помощником. С самого начала он
столкнулся с такой помехой:
неведомо каким образом бросаемые
горсти песка гасили свечу, а
некоторые из них летели ему прямо в
лицо. Он, было, подумал, что виной
тому какое-то истечение газов или
некое явление, связанное с
электричеством. Однако это
происходило настолько часто, что
серьёзно тормозило работу, на что
Рольф и пожаловался г-ну Джейкису.
Но тот отнёсся к его рассказу с
полнейшим недоверием.
Преследование рабочих однако
продолжалось, причём сила
проявлений всё возрастала, пока они
не приняли форму воздушных потоков,
способных переносить предметы
значительных размеров - камни и
обломки кирпича. Они пролетали мимо
Рольфа и ударялись о стены со
значительной силой. Всё ещё
продолжая искать физические
объяснения, Рольф обратился к м-ру
Хескету, фолкстоунскому
муниципальному электрику, человеку
высокой образованности и ума. Г-н
Хескет прибыл на место событий и
увидел достаточно, чтобы убедиться:
указанные явления действительно
имеют место и их нельзя объяснить
обычными законами. Канадский
солдат, квартировавший у г-на
Рольфа, узнав о случившемся с его
хозяином, высказал мнение, что у
последнего "просто крыша
поехала". Не долго думая, он
отправился в бомбоубежище, где
предмет спора проявил себя с такою
стремительностью и силой, что
солдат в ужасе выскочил оттуда
наружу. Свидетельницей перемещения
кирпичей, к которым никто не
прикасался, была также экономка
дома. Эти факты начали постепенно
ослаблять скепсис г-на Джейкиса, и
он спустился в бомбоубежище, когда
там никого не было. Он уже вышел
оттуда, когда пять камней,
брошенных изнутри, ударились о
дверь. Джейкис приоткрыл её и
увидел их на полу возле двери. Сэр
Вильям Баррэт также потом
спускался вниз, но за время своего
недолгого пребывания ничего там не
обнаружил. Затем я побывал там
четыре раза, проведя в гроте по два
часа, но ничего непосредственно не
наблюдал, хотя и удостоверился, что
на свежей кирпичной кладке есть
следы ударов. Силы, проявившиеся в
данном случае, пренебрегли теми,
кто серьёзно занимается
психическими исследованиями, ибо
оне никак не проявили себя в их
присутствии. Тем не менее
присутствие этих сил и их действие
отметили по меньшей мере семь
различных свидетелей. Как я сказал,
эти силы оставляли после себя следы
своего действия, и дело дошло до
того, что оне извлекли из пола
свежезацементированные
керамические плитки и сложили их
маленькими аккуратными кучками.
Предположение, что всему виной
озорство помощника каменщика,
приходится исключить по той
причине, что явления производились
и в его отсутствие. Место событий
посетил также один физик, но,
поскольку его объяснения сводились
к тому, что "движение предметов
обусловлено эманацией болотных
газов", то это не намного
подвинуло дело. Аномалии до сих пор
продолжаются, и сегодня утром (21
февраля 1918) я получил обстоятельное
письмо со свежими подробностями от
инженера Хескета.
Каково действительное
объяснение этого явления? Могу
сказать только одно: я посоветовал
г-ну Джейкису провести раскопки в
почве рядом со скалой, под которой
он строит подвал. Я осмотрел
поверхность земли в этом месте и
пришёл к выводу, что почва здесь
была когда-то вскопана на глубину
по меньшей мере пяти футов. Что-то,
насколько я могу судить, было там
некоторое время назад зарыто, и
вероятно, как и в случае,
приведённом мною выше, есть
определённая связь между этим
фактом и аномалиями. Очень может
быть, что г-н Рольф, сам того не
ведая, является медиумом для
производства физических
проявлений, и поэтому, когда он
оказывался запертым в
ограниченном, замкнутом
пространстве подвала, то его
магнетические силы
аккумулировались там, как в
кабинете, и оказывались готовыми к
действию. Так случилось, что там же
оказалась некая действующая сила,
которая решила ими
воспользоваться, - отсюда и
феномены. Когда г-н Джейкис
спустился в грот в одиночку, то
сила, остававшаяся там после г-на
Рольфа, проведшего в нём целое утро,
ещё не иссякла, благодаря чему
Джейкису и удалось стать
свидетелем некоторых её
проявлений. Таково моё объяснение,
но по поводу подобных вещей лучше
не быть догматичным. Если будут
систематические раскопки, то я стал
бы ждать эпилога этой истории.
Когда книга эта уже печаталась,
мне стал известен второй весьма
характерный случай полтергейста. Я
не могу открыть его подробности,
ибо не уполномочен делать этого, но
феномены производятся вплоть до
настоящего времени. Довольно
любопытно, что случай этот стал
известен мне потому, что одно из
страдающих от этих посягательств
лиц прочитало мои заметки о
черитонском бомбоубежище, - дама
немедленно написала мне, прося
совета и помощи. Место действия
довольно удалено от меня, съездить
я туда ещё не успел; но, если судить
по исчерпывающему отчёту,
полученному мною, этот случай
включает в себя все типические
черты и сопровождается, помимо
прочего, таким феноменом, как
автоматическое письмо. Некоторые
образчики этих сообщений лежат
передо мной. Двое священников
безуспешно пытались положить конец
проявлениям, которые порой
оказываются слишком грубыми. Я
думаю, что некоторым утешением
людям, страдающим от подобных
преследований, может послужить то
обстоятельство, что среди
множества тщательно изученных
случаев полтергейста нет ни одного,
когда был бы причинён какой-то
физический вред человеку или
животному.5
1918г.
1 A King's Counsel, "I Heard a Voice" (Kegan
Paul edit.) (Й.Р.)
2 "The Light of the Future". (Й.Р.)
3 Здесь и несколько выше
имеется в виду главным образом
перевоплощение. Умы,
сформированные в традициях
протестантского мировоззрения, не
понимают идеи перевоплощения и её
отвергают. Характерно, что даже
после перехода, став духами, такие
люди продолжают игнорировать закон
реинкарнации - один из главнейших
законов жизни. Поэтому и в
посланиях духов, в странах
протестантских, идея
перевоплощения обыкновенно
отрицается. В этом причина
огромного превосходства
французского спиритизма (или
карденизма) над англо-американским
спиритуализмом. (Й.Р.) См. об этом
Леон Дени, "Спиритизм - религия
будущего", гл. CXLIII. (webmaster)
4 Arthur Hill, "Man is a Spirit"
(Cassell&Co.) (Й.Р.)
5 Возвращаясь к этому
последнему случаю, должен сказать,
что по прошествии некоторого
времени, после того как были
написаны данные строки, случаем
этим занялся третий пастор,
обладающий некоторыми познаниями в
области оккультных наук.
Рассуждениями и молитвами он
добился того, что злые духи наконец
оставили свои жертвы в покое.
Сколько-то времени духи будут
держать своё слово? (А.К.Д.)