ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЯВЛЕНИЯ ПСИХИЗМА
Глава 1. История и классификация явлений психизма
Вопросам
истории психизма посвящен ряд работ {171-5}.
Явления психизма известны с глубокой
древности. Намек на них усматривают в
наскальных изображениях в Ласко и
Альтамире (20 тысяч лет до нашей эры). Психизм
был в арсенале египетских и халдейских
жрецов. У Гомера и Демокрита встречаются
упоминания о явлениях явно психического
характера. Оракулы, пифии и сибиллы греков и
римлян являются примерами попыток
использования способности к предвидению.
Плиний младший описал ряд спонтанных
психических явлений. Тибетские ламы и
факиры Индии издавна использовали психизм
в ритуальных и практических целях, равно
как и колдуны и маги средневековой Европы
[16]. Основываясь на свершениях Христа,
делают вывод, что он был исключительно
одаренным сенситивом [326, 940]. Жизнеописания
христианских апостолов и святых содержат
свидетельства о явлениях психизма-левитациях,
образовании стигматов и т.п. [698 ]. И более
поздняя история христианства дает примеры
использования психизма в практике культа и
случаев его проявлений в виде так
называемых «чудес» при массовых
экзальтациях во время богослужений [700, 861,
1148 ]. Ярким примером культового
использования психизма является основание
секты мормонов в США сенситивом Смитом [319].
Описания Э. Сведенборгом экскурсий своего
сознания явились стимулом к появлению
еретической секты. Пророчества
Нострадамуса, целительство Ф. Месмера и его
последователей — примеры «гражданского»
направления использования психизма [391, 611 ].
Полагают, что М. Де Бирон одним из первых
приблизился к пониманию психизма [598 ] и что
Л. Толстым были самостоятельно осмысленны и
описаны («Анна Каренина», 1877 г.] некоторые
проявления психизма еще до того, как они
стали предметом систематического изучения
парапсихологии (предчувствия, вещие сны,
обмен мыслями во сне, неслучайные
совпадения) [1323 ].
Началом современного
периода в истории психизма обычно
считается 1848 год, когда произошли явления («Рочестерские
стуки»), возбудившие волну широкого
общественного интереса к этой области.
Начало же научного исследования психизма
обычно приурочивают к организации
Лондонского общества для психических
исследований (ОПИ) в 1882 году, а вслед за ним,
в 1885 году, такого же общества в США (АОПИ)
{163-4}. На первом этапе изучения психизма
именно эти организации провели наиболее
внушительные
по объему и систематичности исследования. В
составе ОПИ, в качестве его председателей и
членов, побывало 3 нобелевских лауреата, 10
академиков и 9 других видных ученых [653]. В
результате систематической работы уже в 1906
году ОПИ собрало, рассмотрело, частично
обобщило и опубликовало 142500 случаев
различных проявлений психизма [605].
Значительную работу по
изучению психизма с четко выраженным
научным уклоном провело также французское
ОПИ. Для деятелей этого общества, наиболее
выдающимся из которых был нобелевский
лауреат профессор Ш. Рише, исходный
скептицизм был присущ в неменьшей степени,
чем для членов ОПИ. Однако и во Франции все
исследователи психизма, которые лично
проводили научные эксперименты, были
вынуждены изменить свое мнение. Так,
профессор Рише, который всегда тревожно
прислушивался к мнению консервативных
научных кругов, опасаясь за свое реноме,
вынужден был в конце концов заявить: «Факты
психических явлений установлены с научной
несомненностью и их совокупность образует
собой объект изучения новой области науки
— метапсихики». По его мнению, до тех пор,
пока такое изучение не проведено, следует
воздерживаться от пояснений и тем более от
отрицаний: «Как эти явления ни невообразимы,
надо воздержатьтся от их отрицания: мы не
понимаем, не объясняем, но констатируем.
Многое нам кажется нелепым, но все это
существует» [934]. Еще яснее выразился доктор
Ж. Грассе: «Реальность явлений психизма
совершенно неоспорима, сомневаться в этом
могут лишь те, кто слеп к очевидности, глух к
доводам рассудка и тупо придерживается
кодекса своей веры (или неверия, что то же
самое)» [512].
В подкрепление своих
свидетельств многие исследователи
обращаются к опыту стран Ближнего Востока и
особенно Индии, где издавна
знакомы с явлениями психизма [1240].
Но
и в западных странах за последнее столетие
накоплено множество сведений о психических
явлениях. Каждый из номеров многочисленных
журналов, часть которых перечислена в
списке литературы, содержит сообщения о
разнообразных проявлениях психизма.
Некоторые журналы систематически
публиковали результаты проверки своими
сотрудниками присланных в редакцию
сообщений о проявлениях психизма, а также
отклики читателей, знакомых с
опубликованными случаями. Обилие
информации не должно удивлять, если
вспомнить, что по некоторым оценкам число
лиц, активно занимавшихся вопросами
психизма, в отдельные периоды времени
превышало 50 млн. человек [1223].
В последние десятилетия
преимущественное развитие получили
лабораторные исследования психических
явлений. В связи с этим Л. Раин делит историю
изучения психизма на три периода —
доэкспериментальный (до 1930 года), ранний
экспериментальный (1930—1950 годы) и
современный экспериментальный (после 1950
года) [1490]. Именно на проведение
лабораторных исследований направлены
основные усилия парапсихологии — науки,
изучающей психические явления. История
ее становления и развития излагается в
работах {12-5}. Шолагают, что уже к 1940 году она
сформировалась, как отдельное научное
направление. В настоящее время вопросами
парапсихологии занимается за рубежом
большое число организаций, некоторые из
которых указаны в таблице
1.
Для выполнения лабораторных
экспериментов ряд организаций
разрабатывает специальную аппаратуру —
механизмы для фиксации заданных и
угаданных значений и счетчики их серий;
устройства для автоматической постановки
задач на базе генераторов случайных чисел (ГСЧ)
и, среди них — ГСЧ на основе радиоактивного
распада; устройства для автоматического
выбрасывания фишек при опытах по
психокинезу и многие другие приспособления,
способствующие облегчению и
объективизации психических опытов [1290, 1480,
1495]. Примером строгого применения к
изучению явлений психизма современных
научных методов эксперимента и обработки
результатов может служить работа [48а
]. К выполнению экспериментов, требующих
большого числа участвующих, привлекаются
добровольцы, преимущественно из числа
учащихся школ и высших учебных заведений
[1281 ]. Внимательно отрабатываются правила
подбора субъектов для экспериментов и
приемы, обеспечивающие успешность
последних [744]. Специально рассмотрена
проблема исключения артефактов при
экспериментах [303].
В СНГ вопросами парапсихологии
занимаются отдельные группы
заинтересованных в предмете лиц,
работающих безвозмездно, на общественных
началах. За рубежом существует по-видимому
преувеличенное мнение о развитии
исследований психизма в Союзе [456, 653].
Встречаются утверждения, что «Россия
лидирует в парапсихологии» и что ею открыты
«новые виды энергии» [820, 821 ]. Упоминают о «возрастании
интереса к парапсихологии» в нашей стране
[1182]. Г. Банерджи на основании
десятидневного пребывания в СССР сообщает
в работе «Парапсихология в России» о 9
центрах, где, как он
утверждает, ведутся работы по
парапсихологии [1267 ]. Более сдержанно
оценивается состояние изучения психизма в
СНГ в книгах [527, 661 ] и статьях {13-4}, авторы
которых посетили нашу страну. В них
упоминается о работах Л. Васильева по
телепатии и о их прекращении после
установления неэлектромагнитной природы
связующего агента; об отрицании реальности
телепатии в БСЭ и других публикациях; о
скептичности аудитории на парапсихологической
конференции в Москве в 1968 году. Но
сообщается также и о лично наблюдавшихся
авторами опытах психокинеза с сенситивами
Б. Ермолаевым и Н. Кулагиной (Михайловой). О
парапсихологии в СНГ упоминается также в
работах [221, 574 ]. Издан перечень научных и
популярных книг, статей и аннотации,
касающихся психизма, опубликованных у нас
[790].
Некоторые
исследователи выражают разочарование
однообразием и малой результативностью
современного лабораторного направления
психических исследований, получившего
развитие в ущерб изучению спонтанных
явлений и медиумизма [1075, 1094, 1475]. Они
обращают внимание на необходимость более
углубленного изучения исследований
прошлого столетия, которые по многим
направлениям опереждают современные
работы [217, 608, 1281 ]. И. Стивенсон,
присоединяясь к этому мнению, замечает, что
и результаты лабораторных опытов вполне
достоверны лишь для их исполнителей и могут
ставиться скептиками под сомнение наравне
со спонтанными явлениями [947, 1280]. Один из
основателей лабораторного направления
работ Д. Раин также предостерегает от
одностороннего увлечения ими и
пренебрежения изучением спонтанных
проявлений психизма, представляющих собой
«произведения природы» [735, 1472 ].
Наряду с изучением
явлений психизма, научные организации и
отдельные исследователи уделяли много
усилий популяризации получаемых сведений и
насаждению правильных представлений о
наблюдаемых явлениях. Основным средством
для этого служила печать, но, кроме того,
читались публичные лекции с демонстрацией
результатов опытов и самих явлений. В этом
ряду следует отметить выступления
академика Бутлерова, а также лекции,
которые в течение полугода читал в Париже
профессор Шренк-Ногцинг для научных кругов
и передовой интеллигенции с демонстрацией
фотографий, кинофильмов и весьма
показательных натурных проявлений
психизма [497]. Они имели значительный
резонанс, но круг ознакомленных составил
все же незначительную часть общества, и
доложенные сведения были с течением
времени забыты. Интенсивную лекционную
деятельность развил А. Конан Дойль. Наряду с
систематическим чтением лекций в Англии, он
совершил лекционные турне по Австралии и (дважды)
по США {14-4}. Но его выступления имели скорее
пропагандистский, чем научный характер.
Были получены
официальные заключения целого ряда научных
и административных комиссий, создававшихся
для проверки фактов психизма, например:
— научная комиссия,
организованная в Варшаве профессором Ж.
Охоровичем для проверки явлений,
получавшихся с выдающимся сенситивом
Станиславой Томчик [799];
— ряд научных комиссий,
организованных профессором Ш. Рише и
другими французскими учеными [1236];
— Миланская научная
комиссия с участием ряда профессоров из
разных стран и А.Н. Аксакова, имевшая целью
проверку явлений, получаемых с выдающимся
сенситивом сомнительной репутации Е.
Паладино [698 ];
— комиссии,
создававшиеся административными органами
для Расследования явлений психизма,
сопровождавшихся пожарами, убытками и
другим вредом, в том числе: расследование
случая «преследования» семьи казака Щапова
в Оренбургской губернии; случай разорения
мужика Каплуха; расследования «неспокойствий
слободе Липцах [5]; судебные разбирательства
исков в связи с убытками от «неспокойствий»
в Италии, Австрии, Швейцарии и т.п. Все
названные и многие неназванные здесь
расследования выявили реальность
психических явлений. Исключением явилась
печальной памяти комиссия Менделеева.
В
литературе можно встретить подразделение
психических явлений на следующие два
класса, в зависимости от агента их
вызывающего: 1) явления парапсихические,
обусловленные действием самого сенситива,
«непознанными потенциями его организма»,
как теперь принято говорить, а вернее —
действием его П (это будет ясно из
дальнейшего изложения) и 2) явления
медиумические, связанные с действием
отдельной от сенситива сущности (П другого
живого или П0
отшедшего человека), для которой он
является медиумом (посредником). В начале
научного изучения психизма большинству его
явлений приписывали медиумическое
происхождение. Лишь постепенно
сформировалось представление, что в ряде
случаев возможно их парапсихическое
объяснение, что гипотезу о проявлении
медиумизма следует выдвигать в последнюю
очередь, когда все другие объяснения
несостоятельны, и что в каждом отдельном
случае утверждение о вмешательстве П0
должно специально доказываться. В связи с
этим Ф. Майерс предлагал заменить термин «медиумизм»
и «медиум» на «автоматизм» и «автоматист»,
поскольку «посредничество» предполагает
вопрос о связи со сторонним сознанием
решенным, а не спорным [1409]. Однако, это не
привилось, поскольку автоматизм — название
одного из многих проявлений психизма,
используемых в медиумизме. Наше
исследование приводит к выводу, что любое
психическое явление может быть обусловлено
действием как П, так и П0, и поэтому
подразделять явления психизма на указанные
два класса, а тем более описывать их
отдельно (как делалось ранее многими),
неосновательно.
Не
менее часто явления психизма
подразделялись на «физические», приводящие
к изменениям в окружающей вещественной
среде, и «психические», суть которых
выявляется по смыслу получаемых сообщений.
Ж. Максвелл, например, в обширной работе [96]
предложил подобную классификацию.
Несовершенство такой классификации
довольно очевидно. Бросается в глаза
представительство одних и тех же
психических явлений в обоих разделах.
Например, стук, как «физическое» явление и
его «психическое» значение — указание
буквы; видение фантома, как «физического»
объекта и слышание его речи, как «психического»
проявления и т.п. Подобными же недостатками
обладают и другие предлагавшиеся
классификации, сходные с этой. В отличие от
них Ш. Рише предложил в работе [934]
подразделять явления психизма на явления
субъективные (телепатия; ясновидение
разных видов; чтение мыслей и т.п.) и явления
объективные (психокинез и стуки;
материализации; преследования и
неспокойствия и т. д.). Но, по-видимому,
целесообразнее всего положить в основу
классификации явлений психизма природу
этих явлений. Мы попытались выдержать этот
принцип при составлении классификации,
представленной в таблице
2. Психические явления подразделены в ней
на восемь разделов.
Внечувственное
восприятие. Как показывает название
раздела, он объединяет явления, при которых
получается информация об окружающем,
недоступная для органов чувств. Эти явления
подразделены на две группы. К первой из них (психическое
проникновение) отнесены восприятия, не
имеющие аналогов в показаниях органов
чувств. Перцепции, в какой-то мере
аналогичные обычным видению и слышанию,
образуют вторую группу явлений этого
раздела (ясновидение и яснослышание).
Соседствует с двумя этими группами явление
«перемещения органов чувств», когда
имеется видимость, что восприятие
осуществляется не предназначенным для
этого органом (зрение кожей рук и т. п.). Все
феномены этого раздела представляют собой
проявления перцептивных способностей П —
тех восприятий, которыми ему предстоит
пользоваться в состоянии П0.
Экстериоризация
сознания. Так принято называть
психическое явление, при котором познающая
сущность четко осознает свою разобщенность
с организмом. В этом состоянии может
осуществляться ясновидение, в частности,
дальновидение, от которых экстериоризация
отличается осознанием разобщенности.
Явления экстериоризации подразделены на
спонтанные, т.е. возникающие
самопроизвольно, без воздействия на
сенситива, и на стимулированные
воздействием на него со стороны или его
собственными усилиями. К этому разделу
относятся переживания при клинической
смерти и предсмертии, привлекшие к себе
наибольшее внимание общества.
Психическое влияние.
Между разными явлениями этого раздела нет
принципиального различия — во всех них (кроме
самовлияния) проявляется способность
сознаний к волевому воздействию друг на
друга и к дистанционной связи. В первую
группу (влияние) выделены такие
общепризнанные явления, как самовлияние (пример
— аутотренинг) и гипноз. В отличие от них,
реальность телепатии (второй подраздел)
оспаривается официальной наукой, тогда как
многие парапсихологи крайне
преувеличивают телепатические потенции в
поисках альтернативы признанию реальности
существования П0.
Автоматизм.
Явления автоматизма (действия сенситива,
неуправляемые им) подразделены на две
группы — на действия, несущие смысл (граматология),
и на действия, лишенные такового. Первые из
них являются наиболее широко используемым
инструментом медиумизма и поэтому имеют
для данной работы первостепенное значение.
Явления ксеноглоссии и автоматизма
младенцев и детей выделены особо (хотя и они
могут осуществляться любым из трех
перечисленных над ними способов) потому,
что в них проявляется осведомленность,
превышающая нормально возможную.
Психокинетика и
психодинамика. Раздел охватывает
психические явления, связанные с
генерированием силовых полей и с фиксацией
их воздействия. Выделение этого раздела из
круга психических явлений обосновано не
вполне строго, так как действие силовых
полей, конечно, имеет место и при всех
других проявлениях психизма. Но здесь оно
является определяющим, лежит на
поверхности феномена. Явление аккумуляции
психической энергии, в реальности которого
нет полной уверенности, выделено в
отдельный подраздел.
Материализация и
дематериализация. Этот раздел,
охватывающий наиболее поразительные
явления психизма, в свое время был
предметом пристального внимания
исследователей, но оно было, в основном,
направлено на медиумическую сторону дела, а
другие научные аспекты явлений остались
неизученными. Данное упущение теперь
трудно восполнить, так как в настоящее
время материализационные явления крайне
редки. Они подразделены нами на две группы
— на явления, явно или неявно связанные с
образованием фантомов (фантомогенез) и на
проявления нарушений непроницаемости
вещества.
Неспокойствия и
преследования (полтергейст). Специфика
этих явлений состоит в отсутствии явной
связи с живым действующим лицом — эта связь
часто выявляется лишь в результате
специального исследования. Этим
оправдывается выделение этих явлений в
отдельный раздел.
Метапсихика животных.
Необходимость обособления этого рода
явлений не требует особых пояснений.
В последующих главах
явления психизма излагаются весьма кратко.
Дать их подробное описание в составе этой
книги невозможно из-за ограниченности ее
объема. Это и не обязательно, так как они
неоднократно и подробно описаны в
литературе, ссылки на которую мы даем.
Ввиду важности,
повторяем еще раз, что цель последующего
краткого описания явлений психизма двоякая.
Во-первых, дать лицу, намеренному решить для
себя вопрос о существовании П0, общее
представление о всей области психических
явлений1 с тем, чтобы он
мог вполне сознательно воспользоваться
методикой доказательства, изложенной в
третьей части книги. Вторая побудительная
причина состоит в том, что при обозрении
различных явлений психизма выясняется
закономерная связь их между собой и со
сведениями медиумизма, излагаемыми во
второй, третьей и четвертой частях, что
способствует достижению глубокого личного
убеждения в справедливости выводов, к
которым приводят и методика доказательства
и обобщение данных предшествующих
исследований.
Явлениям психизма
посвящена обширная литература. Наряду с
работами, в которых подробно
рассматриваются отдельные явления
психизма и отдельные аспекты этих явлений,
имеются курсы и справочники, претендующие
на систематический охват всей их
совокупности {15-24 и 4-20}. Много работ
посвящено характеристике личностей,
фигурирующих в истории психических
исследований, в том числе особо одаренных
сенситивов {16-5}. Освещается польза, которую
могли бы принести психические исследования
для деловой жизни, медицины, науки и религии
при должном внимании к ним и разумной
оценке получаемых результатов [926, 1087].
Публикуются свидетельства большого числа
выдяющихся личностей, подтверждающих по
собственному опыту реальность психических
явлений [879, 880 ]. С этими публикациями
контрастируют осудительные писания,
преимущественно исходящие из церковных и
научных кругов {384-5}. Содержащиеся в них
критические замечания анализируются в
парапсихологических изданиях с целью
выявления и устранения слабых мест в своих
исследованиях. Признается справедливость
указаний на отсутствие приемлемой теории
явлений, применение несоответствующей
математики, зачастую неправильное
планирование экспериментов.
Несправедливыми считаются утверждения, что
признание реальности психических явлений в
корне противоречит принципам современной
науки, является маскировкой культа
сверхъестественного псевдонаучными
одеждами и целиком базируется на общей
ненадежности экспериментальных данных.
Отмечают также, что не способствует
познанию явлений психизма подход к ним с
предвзятых философских позиций, при
котором не выводят заключения из
наблюдаемых фактов, а принимают или
отвергают факты, в зависимости от их
соответствия исповедуемой доктрине [283, 425,
648 ].
1 Хотя лично ему, почти наверное, доведется стать свидетелем лишь незначительной и наименее впечатляющей их части.